Как часто бывает, что сюжет одной картины (будь то фильм, мультик, сериал, аниме и т.д.) можно описать по-разному? Можно от лица главного героя; тогда получается просто: некий чувак после очередного своего приключения затусил в баре, познакомился с красоткой, она впутало его в новое приключение, он прошел его от начала до конца и полетел за другими приключениями. Конец.
А можно попробовать описать сюжет не с точки зрения главного персонажа, а с точки зрения самой истории. Есть мол некая искусственная планета, не имеющая своей звезды и одиноко блуждающая по просторам космоса. Когда-то ею восхищались. Но жизни на этой планете уже давно нет, остались только три сестры-близняшки, способные возродить легендарную планету. И с такой позиции история намного интересней. А по ходу просмотра становится еще и страшнее.
К сожалению, описывать подробно, чего именно там такого страшного, не могу, ибо это уже будут спойлеры. Замечу, что само аниме капец какое старое, и скорее всего такой эффект получился случайно. Если же создатели знали, что они делают, то они видимо очень умные люди, либо просто ясновидящие. В любом случае, этот эффект действует.
Полнометражка о Кобре не была бы такой интересной, если бы не визуальная составляющая. У японцев бесспорно богатая фантазия, однако здесь они перепрыгнули даже самих себя. Вроде бы мы смотрим космическую оперу, с элементами вестернов, но украшенную сюрреалистическими образами. Очень сюрреалистическими. Настолько, что в детстве я не мог понять, где находятся герои, и что вообще творится на экране. Тогда это пугало, а нынче это завораживает.
Есть две версии Космических приключений Кобры: оригинальная японская и адаптированная. Так вот адаптированная лучше, ибо там использована музыка группы Yello. Эта музыка идеально вписывается в повествование, подходит под сюрреалистические образы. И именно в этом тандеме получается буквально крышесносный результат. На столько, что Yello стала одной из моих любимых групп.
Даже если не задумываться над пресловутым глубинным смыслом, то аниме все равно должно принести удовольствие. Оно хоть и старое, и необычное само по себе, но чертовски красивое, с крутым сюжетом, персонажами и музыкой. Так, что способно и хорошо развлечь, и дать почву для размышлений. Если кто-то рискнет это посмотреть, то надо быть готовым к странностям, свойственным японцам, это вам не Унесенные призраками. И смотреть только адаптированную версию, хоть у нее и хуже качество. А я лично поставлю Космические приключения Кобры в один ряд с Космической одиссеей и Интерстелларом.
Это одна из тех вещей, которые хочется пересмотреть несколько раз в жизни, чтобы сравнить свои впечатления. Этот мультфильм я освежал в памяти уже раз пять. Всякий раз он смотрелся запоем, несмотря на сравнительно большую длительность (почти час-сорок, а это скорее хронометраж актёрского фильма, а не анимации). Это очень редкое в моём личном сознании кино, поскольку происходит из Японии, а в основном я смотрю, как и большинство, американское и отечественное. Но нельзя не восхититься этим японским произведением, потому что оно действительно мирового уровня, достойно занять место в душе у любого ребёнка в мире, может понравиться и взрослому. Здесь стиль оформления — не тот характерный для азиатских мультфильмов, к которому мы привыкли и который способен понравиться далеко не всем. Один мой друг шутил так: узкоглазые ведь уверены, что у них-то как раз глаза нормальные, а у «белых» - чрезмерно увеличены, а коль скоро герои «анимэ» - как раз из «западного мира», то им нарочно рисуют огромные глаза. Наверно, в этой шутке есть доля правды; но что бы там ни было, я отнюдь не любитель «анимэ». А вот «Кобру» я всегда нежно любил и, думаю, его невозможно не любить. Просто ему не хватает раскрутки, но ведь я же как-то обзавёлся пиратской видеокассетой ещё году в 95-м! Да, до такой славы, как у «Звёздных войн» или даже у «Звёздного пути», «Космическим приключениям Кобры» далеко, но как же этот мультфильм просто по-человечески красив! Какой завораживающий у него сюжет!
На протяжении всего XX в. выходили книги, песни и фильмы, посвящённые не просто космической тематике, а романтической любви, выдерживающей испытание на верность беспредельными расстояниями Вселенной! Голос Аэлиты, вопрошающий М. С. Лося: «Где ты, Сын Неба?» Фильм «31 июня», в песне из которого Татьяна Анциферова ищет любовь по свету, среди чужих пространств и веков, хотя нельзя земной любви пылать без конца. «Космические приключения Кобры» - ярчайший пример произведения такого же рода. В «Звёздных войнах» главная интрига в чём? Да всего лишь в том, что второй самый главный злодей, чёрный робот, оказывается, родной отец практически самого великого доброго героя. Тема любви Соло к Лее, конечно, проскальзывает, и не зря тут кто-то сравнил этот момент прославленного фильма с аналогом, описанным в мультфильме про Кобру... Но как же далеко позади эта подзабытая японская манга оставляет раскрученный американский блокбастер, если сравнить их по духовной составляющей! Да и сейчас, уже в новом веке, тема любви затерянных во времени и пространстве сердец продолжает волновать умы фантастов и их поклонников. Вышли фильмы: «Звёздная пыль», «Параллельные миры»; да и «Аватар» в каком-то смысле вписывается в этот ряд... Из песен же я могу отметить горячо любимые мной творческие потуги двух безумно талантливых, но не имеющих музобразования (кроме музшколы) бухгалтерш из Одессы, которые умудрились без голоса и слуха (по общему мнению многих людей, имеющих настоящее музобразование) и без особой пиар-поддержки (исключая распространение своих mp3 через Интернет) создать концептуальный бренд Flёur (или, что примерно то же самое, Cardiowave) и пробиться в разряд активно гастролирующих и ротирующихся на рок-радиостанциях, а порой и мелькающих по ТВ групп. Так вот, одесситки Ольга Пулатова и Елена Войнаровская довольно часто поют нечто про космос, причём любовная тематика играет в их творчестве ведущую роль.
Они изменили
орбиты планет,
и звёздам теперь
не
избежать столкновенья...
…...
Быть
содержимым прозрачных капсул...
Как удивительно эти отрывки из песен Войнаровской созвучны манге о Кобре! Может, мы с Еленой смотрели один мультфильм?! Трудно поверить, что она могла совершенно независимо прийти к образам обнажённой королевы Доминики, жертвующей собой ради гармоничного движения центра галактики, и мудреца, сидящего в позе эмбриона в прозрачном шаре и плывущего через Вселенную.
Равно как и не верю я в случайность совпадения образа злого гения, вырывающего собственную кость и разящего ей как холодным оружием. Наш блокбастер «Ночной Дозор» в своё время удивил мир Завулоном, фехтующим собственным позвоночным столбом, а также жуткой лысой куклой на паучьих ножках из металлоконструктора. Но я-то на все сто уверен, что первое взято из «Кобры», а второе — из 1-й части «Игрушечной истории»!
Итак, для меня это произведение японской анимации — образец хватающей за сердце истории вселенской любви и вселенской тоски. А также не могу не отметить песни из этой манги (в 2-х разных версиях я встречал 2 разных саундтрека; не знаю, какой из них официальный, но оба божественно красивы, хотя один из них — на японском). Единственное здесь, за что можно поругать, это уж чересчур бросающаяся в глаза небывальщина, связанная с живучестью Кобры! Вот он уворачивается от тысяч лазерных лучей, а вот падает плашмя с огромной высоты и сразу вскакивает! Извините, так падал только волк в «Ну, погоди!», а под огнём бластеров гибли даже рыцари-джедаи!
Космические Приключения Кобры принадлежат к тому времени, которое сейчас принято называть старым и добрым. Оскароносные события «далёкой-предалёкой галактики» окончательно поставили тогда ещё неокрепший жанр на ноги и ознаменовали собой всеобщий фантастический «бум». Как в Америке, так и за её пределами. В Японии, к примеру, величественные космические корабли и их отважные пилоты нашли прибежище в тогда ещё не познавшем мировой славы жанре «аниме».
На ранних стадиях японцы активно шли навстречу американцам, которые нередко предоставляли своих сценаристов и оказывали всяческую поддержку взамен на услуги японских художников.
Американский вклад в Кобре можно увидеть невооруженным взглядом, ведь главный герой – гипертрофированный образ одного из колоритнейших персонажей фантастической вселенной – Хана Соло. Неунывающий космический пират, обладающий высокими физическими показателями и боевой подготовкой. Первоклассный пилот, одного упоминания о котором хватает, чтобы вызвать уважительный шепот за спиной и, в то же время, перестать чувствовать себя в безопасности. Плюс ко всему этому, Кобра, за голову которого назначена самая высокая возможных наград, - любитель красивых женщин и просто пронырливый тип, не брезгующий сигарами и выпивкой. Но главный его козырь – психо-ружьё вместо левой руки.
Кого ещё, как не этого парня, можно попросить о помощи?
Не трудно догадаться, что помощь обернётся перестрелками и погонями, космическими путешествиями и инопланетными ландшафтами, а так же злобным повелителем Некроном с его армией и безумными планами. Всё это выполнено старомодной, обладающей неким подобием собственного шарма рисовкой, свойственной тому времени. Невозможно забыть и про поистине великолепный саундтрек, выполненный на очень высоком уровне – от футуристического техно до вкрадчивых мелодий с использованием классических инструментов.
В итоге, Кобре предстоит остановить Некрона и помочь выполнить желание своей возлюбленной – кхм, спасти её родную планету.
«Кхм» потому, что в конце сюжет противоречит сам себе. Но это, как говорится, уже мелочи. К тому же, у японцев слово «спасти» может иметь разные значения. В общем, лично у меня эмоции после просмотра остались сугубо положительные.
Рекомендовано к просмотру тем, кто хочет посмотреть на прототип будущих выдающихся личностей - Спайка Шнигеля и Веша Урагана. Остальным – по желанию.