К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нельзя сказать, чтобы этот фильм был чем-то выдающимся и заслуживающим того, чтобы писать о нем полноценную рецензию. Но проблема современности в том, что даже такой простой фильм, но снятый в эпоху и там, когда и где плохое кино было случаем уникальным, заслуживает упоминания и того, чтобы люди о нем узнали.

Фильм был снят в 1957 году и примечателен тем, что в нем отражены определенные характерные черты той эпохи: дружная большая страна, вежливость и культура, комбайнеры, работа в полях, образование. Возможность спокойно ездить в Харьков, название которого, к удивлению многих на сопредельной с нами территории, указывается в фильме на украинском языке.

Мир той эпохи не знал границ. Герои едут на Кавказ и в Крым. И они даже и не ведают того, что потом будет происходить с Крымом и другой соседней с нами республикой, что будут говорить люди с той стороны, да и что станет с отдельными представителями нашей страны.

Локации фильма - это отдельное его достояние. Виды Крыма, Харькова, Москвы того времени сейчас представляют большую ценность для любознательного зрителя.

Обращает также на себя внимание то, с каким вниманием выстроены сцены. Вот, например, сцена, где Николай просит прощения у Ирины: вокруг героев - люди, они усиливают вовлеченность зрителя и эмоциональность момента, Ирина стоит, отвернувшись от Николая, подчеркивая конфликт между ними.

Диалоги в фильме просты, но за ними скрываются большие жизненные проблемы. Профессионализм сценаристов позволял им наделять эти фразы глубоким смыслом.

Вот, например, фраза: 'О любви не говорят с такой злостью!'. Она побуждает зрителя задуматься о смысле слов, эмоциях и том, какие реальные помыслы скрываются за ними.

Также прекрасно показаны на контрасте соперники, ухаживающие за Ириной: простой и прямолинейный Николай и 'статусный' Константин Александрович. Другие персонажи тоже очень колоритны и прекрасны: родители Ирины, неунывающий украинец Бондаренко, Настя-комбайнер в исполнении Лидии Федосеевой-Шукшиной. Отдельно стоит сказать об эпизодической, но весьма примечательной паре Бирюковых. Здесь также показаны достаточно типичные отношения супругов.

Эмоции героев фильма в какой-то степени чисты и рафинированы. Можно сказать, что они не вполне реалистичны. Но тут уместно задаться вопросом о том, что есть искусство и какова его задача.

И если задача искусства в том, чтобы знакомить людей с прекрасным, обозначать ориентиры красоты, стремиться к идеалам, то такая идеализация эмоций является вполне продуманным и обоснованным шагом.

Возвращаясь после просмотра фильма, подобного этому, к реальной жизни, зритель имеет в душе маяк, к которому он станет стремиться в дальнейшем. А реальная жизнь научит его всему остальному. Потребляя же кино, сотканное исключительно из реализма, где человеку брать достойные ориентиры?

Наконец, можно сказать, что самостоятельными актерами в фильме являются автомобили: красивейшая 'Волга' редкой сейчас модификации со звездой в хромированной решетке и простенький 'Москвич-407'.

'К Черному морю' - легкое и простое кино, наполненное светом и добротой. Желающие также могут дополнительно ознакомиться с трагической судьбой актрисы, которая исполнила роль Ирины - Изольды Извицкой.

16 июня 2023 | 16:31
  • тип рецензии:

Неделя просмотра советского кино об отдыхе на море и на юге. Фильм 2-й.

А этот фильм из серии «как могли отдыхать наши бабушки в Крыму на Чёрном море». Просто чудесный, очень светлый и добрый фильм, из очень далёкого (теперь уже) от нас 1957 года, с прекрасной и очень талантливой актрисой тех лет, Изольдой Извицкой, в главной роли (чья судьба к сожалению, в реальной жизни сложилась очень трагично).

Сюжет фильма довольно прост для современного зрителя, и даже во многом предсказуем, но я не буду на этих аспектах заострять своё внимание, а просто попробую разобраться в деталях фильма, в характерах героев, и конечно насладиться видами Крыма, Кавказа, черноморского побережья, природой на фоне которой всё происходит.

Молодая пара влюблённых, Ирина и Николай, решают поехать на машине к Чёрному морю и по дороге отпраздновать свадьбу. В пути их машину останавливает девушка и просит отвезти её на станцию техобслуживания за запчастями. Ирина сопротивляется, но затем выходит из машины и отпускает Николая на полчаса. Прождав его несколько часов, она садится в машину преподавателя Хохлова, который ехал за ними, потому как любит Ирину без памяти, и с этого момента начинаются поиски любимой, гонки, всевозможные приключения, объяснения и примирения…

Моя бабушка очень любит этот фильм, когда его показывают по телевизору, всегда смотрит. Говорит, что в те годы она часто ездила на курорты (тогда ещё даже моя мама не родилась у неё), и действительно было там много вот таких вот отдыхающих, как Ирина и Николай, которые приезжали на собственных машинах (что было редкостью в то время), из разных городов нашей необъятной страны, и отдыхали на море. Да и сама атмосфера фильма ей очень напоминает всё, что тогда происходило там, в Крыму и на побережьях Чёрного моря.

Вся фабула завязана на том, что персонажи - начинающие автолюбители. Собственный автомобиль в СССР даже на позднейших этапах существования союза оставался труднодоступной роскошью, а для конца 1950-х это вообще что-то фантастическое, особенно если учесть, что за руль здесь садятся отставные военные, студенты, воспитанные в детдоме пролетарии - самые, то есть, простые люди. Единственный «непростой» - преподаватель литературы Константин Хохлов приобретает «Волгу» (ни много ни мало, хотя ещё даже не защитил кандидатскую диссертацию - уже это характеризует его в контексте эстетических канонов эпохи совершенно определённым, однозначным образом), но водить её будет... личный шофёр!

А я вот фильм этот прежде не видела, и когда начала искать фильмы для нашей тематической недели, то конечно вспомнила и об этом фильме, и о рассказах бабушки о нём. И конечно включила его в свой список.

За всеми перипетиями этой истории, остаётся неизменной лишь географическая цель поездки - Чёрное море - но и здесь возможны варианты: Крым или Кавказ? Пути расходятся в Харькове.

Эта милая комедия - роскошное зрелище для тех, кто любит эстетику ранней «оттепели». Все эти закруглённые формы радиоприёмников, автомобилей, автобусов и… дамских фигур. Тёплый ламповый звук, ландыши (цветы, столь любимые эпохой, тоже есть в кадре!), «фестивальные» расклешённые юбки сильно в талию и – ненавязчивый юмор. Тем, кто жил тогда и был возраста наших влюблённых героев, захочется вернуться в юность.

Яркие краски, румяные девушки, всеобщий оптимизм, стремление к уюту - мягким диванам, оранжевым абажурам, напоминающим кринолины, вазам, круглым столам. К тому самому уюту, который… всего через несколько лет назовут мещанством и призовут меблировать свои жилища тонконогими столиками и узкими ложами.

Каждый эпизод этого фильма - это дивное зрелище, где каждая сцена - открыточно-картинный шедевр. Впрочем, здесь рекламируется и образ жизни – поездки на машине к морю, путешествия, остановки в дорожных ресторанах. В 1950-х это было модно и круто - на своём «железном коне» ездить в дальние дали и фотографировать окрестности - не только стандартные достопримечательности, но и природу, гостиницы, себя на фоне. В фильме показано, как весело и с приключениями едет на юг компания самых разных людей, недавно получивших права в автошколе.

Фильм можно смотреть сегодня как ностальгическое ретро на тему 50-х годов. Мода, автомобили, актёрские типажи тех лет. Операторская работа хорошая, снято красиво, хотя и несколько приукрашено, этакий гламур той эпохи. Главная героиня правда несколько раздражает своим взбалмошным, инфантильным и капризным характером (что для меня стало своего рода открытием, не помню таких героинь в кино того времени). Внешне Ирина пусть и не выдающаяся красавица, но довольно миловидная. Но всё это сводит на нет её дрянной характер. И эта её театральная восторжённость - то она теннис любит больше всего на свете, то путешествия... Видимо, хотели показать непосредственную юную очаровашку, а получилась невоспитанная великовозрастная нахалка. Её бы отшлёпать хорошенько не мешало.

Евгений Самойлов в неожиданно отрицательной роли преподавателя Хохлова, в котором легко угадывается двуличная, с гнильцой натура явного карьериста и ловеласа. В 50-е годы он ещё побаивается скандала (карьера пострадает), но в последующие десятилетия подобные преподаватели будут более нагло волочиться за хорошенькими студентками.

Фильм очень весёлый, постоянные приключения на машинах по бескрайним просторам СССР. Не обошлось здесь и без женских интриг, расставаний, понимания ценностей человеческих отношений.

Хвалю этот фильм за простоту, отсутствие жестокости и прочего негатива. Этот фильм, как праздник. Всё в нём немного ненастоящее, но такое милое, смешные переживания, добрые люди, а уж виды такие, что оторваться невозможно. От фильмов той поры отличает отсутствие пафоса строителей коммунизма, выгодно отличает ненавязчивый юмор реплик, ирония Евгения Самойлова. Понравилась сцена экзамена на вождение! А ещё очень люблю фильмы, где можно увидеть московские улочки и дворики той поры, не только центр.

Прекрасный фильм. Музыка, работа художника, актёрское исполнение - всё создаёт волшебное настроение. Хотела посмотреть комедию, про отдых на море молодой пары, но получила больше.

Как и подавляющее число фильмов 50-х, этот фильм - про правильное настроение, прилив сил и энергии, обновление и полноту ощущений. Важнее не то, что делается, а то, как делается. Был бы оптимизм и лучшее, что есть в человеке, остальное приложится. Потому и сюжет отходит на второй план: стилистика, эмоции важнее. И да, множество мелких деталей, примет времени. От всего этого появляется интересный эффект: вроде ничего особенно не увидели, а настроение, внутреннее состояние несравнимо улучшилось.

Спасибо всем, кто работал над фильмом, за настоящее кино. Это не жвачка для подростков, и не искусство ради искусства. А то, что вызывает истинные чувства. А ещё в кадре много света, солнца и - добросердечия. Невероятно тёплый фильм!

9 из 10

23 апреля 2024 | 13:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: