К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Посмотрел я фильм Фонтан после отзыва и сравнения с Быковским Дураком.

И остолбенел.

Сейчас, когда мы способны оценить последствия, это рождает во мне гнев и ярость, какие я давно не испытывал.

Снято хорошо. Наверное даже талантливо.

Но это же чистейшей воды пропаганда. В виде аналогии авторы кино подсовывают нам абсолютно ложные аллюзии на советский строй.

Я не поверю никогда, что верхушка союза сама не расшатывала и не готовила общество к развалу. И этот фильм ярчейшее тому доказательство. Под предлогом кино зрителю втюхивают ложные образы и прям пронизывают ненавистью к общему советскому дому. Подсовывая треш-быт, который мог существовать на периферии под метафору семьи народов и советского общежития.

Мерзкие токсичные отдельно взятые типажи персонажей, таких можно встретить у себя во дворе, и которые порядком отравляют бытовую жизнь, добавлены в фильм, чтобы дополнительно перенести эмоцию бытового раздражения на всю страну.

Подмешано все в дикий коктейль приводящий к одному - желанию сжечь на хрен весь советский строй и перестроить его заново.

Чем больше я смотрю на творчество конца 80-х тем больше я убеждаюсь - что пропаганда в искусстве планировалась. На это были брошены ресурсы: как человеческие, интеллектуальные, финансовые, так и всей государственной машины. Вспоминается еще и весь культурный фон того времени: Перемен, мы ждем перемен, Вот новый поворот, Wind of change.

И вот такое кино предрекло развал. Подготовило, ускорило и сделало неизбежным.

Чувство ненависти и омерзения к авторам. Как будто у меня только что угнали машину, или вытащили кошелек.

Сделали это тупо и топорно, как мошенники с наперстками. как цыгане. Закрутили завертели и все - нет страны.

Мерзко и пусто внутри от просмотра. не из-за фильма. фильм свою задачу выполняет на 5+. Из-за того что общество повелось, как лохи. А нам это надо выправлять теперь.

16 января 2024 | 01:59
  • тип рецензии:

Для одних творцов перестройка – это вольница, в которую можно творить далёкие от искусства вещи и пичкать ими свои произведения, для других – возможность вознести эзопов язык на новый уровень и по-прежнему говорить не в лоб, но говорить не в лоб уже об очень многом и с иной подачей. Вот таковы фильмы Мамина. «Фонтан» – удивительная фантасмагория, но при этом всё, буквально всё в этом фильме, я уверен, могло случиться и в реальности. Даже полёт скрипача на импровизированных крыльях.

Многие в этом фильме видят сатиру на разваливавшийся во всех смыслах Союз. Но Мамин бы не был мастером, если бы сюжет строился на таком если не примитивном, то достаточно безыскусном методе. Мне представляется, что мотив картины вневременной. Я не жил в СССР. Более того, и 1988 год от меня довольно далёк. Но я смотрю «Фонтан» и узнаю много знакомых вещей, явлений. Причём не всё из этого даже выразимо словами, это что-то, как правильно заметили в одной из рецензий выше, считывается подсознательно. Ведь абсурд и странность, как мне кажется, не только комичны, но и пугающи. Пугают они тем, что подчас необъяснимы разумными словами, а то, что человек не может объяснить и понять, вызывает у него и интерес, и настороженность. И вот, оглушённый этим странным эффектом – воздействием юмора и вздора – ты замираешь перед, в общем, обычной картинкой – жизнью типичной советской многоэтажки, в которой, помимо прочего, рискует рухнуть крыша.

История на первый взгляд и впрямь банальна – будничность, текущие проблемы. Крыша ведь не в одночасье стала разрушаться (как уместны здесь оказались транспаранты с лозунгами партии). Да и фонтан во дворе не вдруг забил. Что уж там, перила – и те проволочкой подвязаны, чтоб не рухнуть в пролёт ненароком. Да вот всё потом, завтра, когда-нибудь сделаем. Пока гром не грянет, петух не клюнет или тесть не перекроет кран и не запрётся в подвале.

Финальная сцена почище пляски опричников из «Ивана Грозного» будет.

Самое занятное – при всём том, что в картине есть главные герои, показа одной их истории было бы крайне недостаточно для того, чтобы фильм состоялся. Поэтому нам показывают таких самородков, как цветочник (шутка ли, в ленинградской квартире зимой выращивать несколько сотен тюльпанов!), наследница поэта Петрищева с его дивными стихами (фрагментом можете полюбоваться в названии рецензии), вдохновенный дельтапланерист, ну и, конечно, работники ЖЭКа, чиновники, карикатурные и несуразные. Всё это, как бы пошло ни прозвучало, портрет эпохи, которая, на самом деле, ушла от нас не так далеко. Некоторые глубинные вещи, дух и атмосфера остаются довольно долго, просто закрашиваются событиями новой реальности.

«Фонтан», наверное, не лучший фильм Мамина, но одно точно – с ним он весьма ярко ворвался в отечественный кинематограф и внёс в него милую безуминку, где неочевидный, местами чёрный юмор призван показать, как ни странно, ту самую загадочную русскую душу. Но точнее всего режиссёр это покажет в другом своём фильме.

9 из 10

12 декабря 2022 | 20:32
  • тип рецензии:

В «Фонтане», как и в быковском «Дураке», рушащийся дом становится моделью страны, которая вот-вот обрушится, но все только говорят и говорят, не желая ничего делать. Серьезность поднимаемых тем превращает этот фильм Мамина скорее в драму, чем в комедию: смешных ситуаций не так много, а «разруха в головах» вызывает скорее оторопь, чем смех. Как позже в «Окне в Париж», актерский дуэт Дрейдена и Михайлова призван показать чисто «перестроечный» конфликт интеллигентности и хамства: два работника ЖЭКа пытаются изо всех сил приостановить необратимый процесс разрушения дома. Второплановые персонажи (вроде домашнего садовода) должны были бы выглядеть колоритными, но смотрятся блекло: даже композитор-дельтопланерист хоть и ярок, и сцены с ним связанные, прозрачны в своей аллегоричности, все же его вполне можно было бы удалить без ущерба для содержания.

Также и гость из Средней Азии (честно не знаю, киргиз или казах) с его чужой речью выглядит эффектным упреком пофигизму жильцов дома, не желающим спасать свое общее жилище. В «Фонтане» Мамин хотел противопоставить традиционную культуру, взорванную в прологе «советскостью», тому социалистическому укладу, где все общее, и никто ни за что не отвечает. Однако, это ему не вполне удалось: говорящие во всех смыслах на разных языках (задолго до «Кукушки») герои не могут прийти к общему знаменателю, так рождается конфликт традиционного и современного. Однако, дедушка-киргиз (или казах) выпадает из повествования надолго, ибо столь серьезный конфликт мешает комедийному началу фильма.

Так изо всех сил стремясь сделать «Фонтан» смешным, Мамин в итоге делает его собранием скетчей, скрепленным общей интригой: в результате получается и не смешно и не вполне серьезно. Всегда тяготея к символизму в кино, Мамин учтет свои ошибки уже у «Бакенбардах», где аллегоризм сюжета станет глобальным вплоть до антиутопичности, а конфликт противоборствующих сил станет не только концептуальным, но и стилевым.

11 декабря 2021 | 19:53
  • тип рецензии:

Говорят, чужая душа потемки. Я бы добавил – и своя тоже. Я вот никогда не писал отзывов на фильмы Мамина, которые мне понравились. А на «Фонтан», который мне не понравился, написал. Почему? Ответить на этот вопрос нелегко. Чтобы это сделать, надо, следуя совету древних греков, сначала познать самого себя, то есть, понять, каким импульсам подчиняется свой собственный мозг. А кому охота заниматься самопознанием? Да никому.

Короче, «Фонтан». Тем, кто жил (точнее, выживал) в перестройку, все показанное в фильме будет знакомым до боли. У них в мозгу то и дело яркими лучиками будут вспыхивать ретроспективные воспоминания. В фильме участвуют: всеобщая разруха, алкоголизм, коммунальные квартиры, черно-белые телевизоры, прорывы канализации, дефицит лекарств в аптеках и другие герои. Визуалка у «Фонтана» крайне посредственная и вообще без претензий на арт: камера просто снимает происходящее в стиле бытовой документалки. И надо сказать, что такой стиль, вернее, его отсутствие, повышает градус бытовой достоверности. Эта достоверность разбавлена символически смешными моментами: герой говорит на татарском языке и ему все восторженно хлопают, не понимая ни слова; на доске почета «Лучшие люди» один из лучших людей сфотографирован за решеткой; герои подпирают провисшие трубы плакатами про успехи социализма. У других перестроечных режиссеров подобный паноптикум, к гадалке не ходи, имел бы крайне мрачный вид и мораль была бы предсказуемо унылой: выхода нет, убейтесь об стену, конец фильма. Но у Мамина при всей реалистичности картинки все равно не получается по-настоящему грустно. Все равно ощущаешь какой-то абсолютно нелогичный и необъяснимый ненавязчивый позитив. Удивительный он человек.

Но этого позитива мало! Нужны ключевые сцены, делящие фильм на «до» и «после». А Мамин почему-то совершенно не умеет или не хочет выделять важные моменты. Он не пытается завладеть вниманием зрителя. Действие в Фонтане» течет однообразным монотонным псевдо-документальным потоком, все сцены в котором совершенно равны между собой по своему воздействию. И только в финале на свободу вырывается, наконец, неприкрытый бурлеск, который ранее мелькал лишь спонтанно. И как он снят! Улетающий в небо лифт, родченковские диагонали, бравурная музыка – настоящий триумф революционного соцреализма, в пародийном, понятно, виде. Но этого бурлеска уже почти не ощущаешь, поскольку фильм к тому времени окончательно утомляет.

«Фонтан» выглядит не совсем оформленным, в нем нет еще фирменного маминского стиля, который более ярко проявится в последующих фильмах.

22 ноября 2016 | 12:36
  • тип рецензии:

В доме без жильцов - известных насекомых не обрящешь.

Козьма Прутков


Измочаленная вконец бесконечными поломками и авариями комиссия ЖЭКа заходит в квартиру известного в узких кругах поэта Петрищева («А, Б, В, Г, Д! А бы Вы гады. Вы гады! Выгадывать бы рады. Мы любим природу», помните ведь?), находит провалившийся угол и сообщает почитателям высокого искусства о необходимости снятия обоев и укреплении стены. На что тут же получает словесный фонтан обвинений в святотатстве и хроническом манкуртизме («На этих обоях Иван Фёдорович записывал бессмертные стихи!»). Робкие логические доводы коммунальщиков были яростно заглушены кривлянием и обезьяньими плясками бородатой интеллигенции. Комиссия ретировалась, мемориальная доска расползлась на трещины.

Фильм «Фонтан» (1989) Юрия Мамина – это камаринская возбужденной от внезапно обретенного чистого кислорода творческой интеллигенции конца перестройки. Теперь не нужно владеть советским эзоповом языком, припрятывать в карман фигу, укутывать мысль в закат. Все просто: рушащийся дом – это отечество; латающие тришкин кафтан коммунального хозяйства – это апологеты социалистических преобразований; одуревшие жители, голосующие «за» и укрепляющие водку дихлофосом (три пшика – перебор!) – быдлонаселение, электорат; парящий над двором на самодельных крыльях музыкант – вечное искусство, не зависящее от века или квартирных удобств. И ещё с десяток легко дешифруемых образов, игра для пытливого разума читателей «Аргументов и фактов» образца конца восьмидесятых.

Конечно же, чернушная аллегория тут же отхватила ворох кинематографических призов на разных фестивалях. Второстепенных, правда, но зато многовекторных. Одесса, Габрово, Веве, Сан-Ремо, Троя, Кемпер, Клермон-Ферран, Бельфор, Торремолинос, Лас-Вегас. «Золотая трость», «Серебряная рыбацкая сеть». Зарябит в глазах у каждого, как от изобилия «Кукуруку», «Херши» и «Юпи» в потихоньку расползавшихся по стране известными насекомыми коммерческих киосках. Фарс колосса на гипсокартонных ногах оценили во всем мире, режиссера заметили, и в дальнейшем помогли материально в производстве картин, где герои по крышам бегут из грязно-серого Ленинграда в солнечный Париж, где в каждом ресторане скрипачи водят смычком между ног, а пианисты играют задом к клавишам. А дальше поверивший в себя Юрий Мамин уже самостоятельно создавал такие произведения как «Санчо с ранчо», оцените гармонию названия, или фэнтэзийный сериал «Русские страшилки». Не смотрели? Ну и леший с ними, вернемся к нашим баранам.

Неужели среди паноптикума персонажей не найдется ни одного положительного. Ну, почему же. Сатыбалды Кербабаевич Кербабаев (Асанкул Куттубаев), туркменский мелиоратор. Нерушимые принципы и убеждения. Неважно, что один против всех – молитве, направленной на Мекку (для окружающих – на холодильник) это не помешает, утечку драгоценной воды предотвратим. Многие бы из нас смогли бы жить по своим убеждениям в чужой стране, среди чужих людей? Тут и среди своих не получается. Главный инженер ЖКХ Лагутин (Сергей Дрейден/Донцов) вечно разруливает государственные проблемы мелкого масштаба, и дом пока держится только на инженерских подпорках. Цветовод Славик (Анатолий Калмыков), в отличии от дворовых биомасс, реально занят делом, пытаясь своим горбом выскочить на новый уровень достатка. Вот только вреда от этих славных героев гораздо больше выходит, нежели от остальных убогих сограждан. Аксакал рушит весь худо-бедный порядок, ввергая двор в хаос. Благими намерениями, как говорится. Обессиленный суетой инженер получает в награду лишь упрек, что из-за его заплаток так и барахтаемся в грязи, кардинально надо вопросы решать, а не валящуюся крышу на плечах забулдыг удерживать. Незадачливый предприниматель, слегка опередивший время, в итоге уничтожает даже то немногое, что у него было.

Обласканная на момент выхода критиками и гурманами картина сейчас прочно пылится в дальних уголках киносознания. Иногда её показывают по ностальгическим каналам, иногда её упоминают бородатые ценители памяти поэта Петрищева, иногда зачем-то приплетают тандемом к одноименному фильму Даррена Аронофски. Разово её интересно посмотреть каждому, пересматривать рекомендовано зрителям за сорок, любящим проводить параллели с теперешним временем и периодом своего взросления. Остальную, весьма значительную часть придавит беспросветный сумрак происходящего в социалистическом лепрозории. Он не гуще, чем смог «Дурака» или «Левиафана», там просто хронистически менее зеленая трава.

10 июня 2016 | 14:36
  • тип рецензии:

Революционные лозунги подпирающие провалившуюся крышу. Детская площадка как источник кровельного железа. Строитель каракумского канала как сантехник ЖЭУ. Корвалол как живительный источник среди затопленной водой пустыни. Спортивная гимнастика как секс, советский секс. Внезапно по команде 'с верху' заработавший лифт как самые высокие технологии, ракетой взмывающий в неведомый мир. Не говорящий по-русски казахский старик как космонавт. Разруха, холод и темнота как главный двигатель перестройки. Безумие как эксперимент.

Картину 'Фонтан' Юрия Мамина можно легко охарактеризовать как приквел 'Кин-Дза-Дзе' Георгия Данелия. Так фантастично выглядит советский и да и наш российский быт в нашей самой большой и самой богатой ресурсами стране. На какой-то момент он кажется каким-то другим измерением, где в природе нет ничего нержавого и непрогнившего. Где нет людей понимающих, что делать. Да и люди вроде и не люди совсем, а инопланетяне с какой-то проклятой богом планеты. И только полное безразличие к физическому миру позволяет человек творить, летать и снимать фильмы. А может это и не безразличие, а просто единственно возможный способ существования на планете Россия.

02 апреля 2012 | 18:19
  • тип рецензии:

Громкий в свое время фильм представляет собой, в общем-то, достаточно бесхитростную сатиру с аллюзиями на устройство страны и общества. В 'Фонтане' масса симпатичных сцен, образов, отсутствие по большей части аффективности актеров, сценарные находки - но ощущения большого кино не производит. Уж больно много в эстетическом плане от перестроечного стиля - не самого плодотворного периода в кино. В сцене с арестом артистки за торговлю цветами перешли на патетику (монолог актрисы) и плач, что нарушает эстетику фильма. Следующий фильм у Мамина получился куда как более стильным, умным и эффектным.

6 из 10

20 мая 2011 | 19:57
  • тип рецензии:

Это замечательный фильм, в котором очень много персонажей, и каждый настолько хорошо прописан, что после просмотра фильма помнишь каждого из них. Фильм, бесспорно, можно пересматривать огромное количество раз, при этом каждый раз как по-новой.

Потрясающе показан быт, отличные диалоги, которые можно разбирать на цитаты и просто великолепные персонажи и, соответственно, играющие их актёры.

После просмотра этого фильма, думаешь, что Араноффски со своим 'Фонтаном' - просто уставший режиссёр, который уже не знает, что ему снимать.

19 октября 2009 | 12:21
  • тип рецензии:

О фильме Фонтан Юрия Мамина у меня сохранились странные воспоминания. Хотя для начала сделаем небольшую ремарку. Смотрел я эту картину два раза в жизни. Первый раз в наивном и далеком детстве и второй раз – совсем недавно. Так вот «странные воспоминания» это про детство. Помню – понравилось, помню – много чего не понимал и еще помню гнетущую обстановку, которая почему-то относится непосредственно ко мне. Утверждал и продолжаю утверждать, что в каких-то настоящих вещах есть темы и мотивы, которые читаются подсознательно. Для них может быть всего два состояние – улавливаешь или нет. Хочется верить, что уже в детстве наряду с восхищением Рембо я восхищался Фонтаном. Впрочем, не знаю, но воспоминания сыграли свое и вот кино посмотрено снова, через 20 с небольшим лет после его съемок.

Только опять вспоминается детство. Точнее даже не детство а то время, в котором это детство прошло. Точнее даже не вспоминается, а его пытаешься угадать по обрывкам памяти, рассказам родителей и конечно ж по фильмам. Интересное время, хотя слово «интересное» едва ли тут подходит. Но если партия и перестройка стали уже достоянием учебников истории, то «совок» хорошо себя чувствует и сейчас. Фильм Фонтан совсем не потерял своей актуальности. Дай его посмотреть любому думающему человеку, родившемуся после 92 года и он поймет о чем речь, уверен.

Хотя как говорит сам режиссер, в одном из интервью, многие «взрослые» этот фильм совсем даже не поняли или, что еще хуже, представляют его в качестве некой критики ЖКХ. Впрочем, всегда были люди, которые видели в баснях Крылова только Мартышек, Ослов и Ворон. И все ж давайте о кино.

Фонтан в юморе, в тонкости угадывания, в некой мистичности и абсурде, а так же в метафоричности и в фантасмагоричности уступает только одному фильму той же эпохи. И фильм этот «Окно в Париж», все того же Мамина. Сравнивать эти две картины дело по истине плодотворное. Общее в них практические все, включая одних и тех же актеров, а так же просмотр по телевизору в моём глубоком детстве. Но сравнивать - не всегда характеризовать.

Если в «Окне» автор рисует больше людей в частности, то в Фонтане картина более масштабная – это целая страна. Перед нами простой питерский дом с его простыми «обитателями». Начальником ЖКХ – ответственным работником, его заместителем – тоже своего рода «ответственным субъектом», музыкантом – который пытается «взлететь» выше этого дома для вдохновения и пишет музыку в любых условиях, интеллигентами считающих всех «манкуртами» и «масонами», любителем тюльпанов, который выращивает их в однокомнатной квартире вместе с дедом ветераном, множеством «обычных» семей и женщин «с тазами». Архетипы так и скачут перед глазами.

Режиссер минимальными средствами достигает такого эффекта, что в «доме» узнаешь свой дом, а в его жителях соседей, а если капнуть поглубже то и себя. В такой обстановке даже и завязка с интригой не нужны. Просто помести персонажей в картину и пусть живут. Историй будет предостаточно. Только вот еще условия жизни надо задать.

Дом разваливается на части, крыша вот-вот обвалится, нет сантехников, электрик приходит только через месяц и так далее и так далее. И еще тут приезжает совсем другой человек, «не совок». Он не понимает по-русски, но хочет сделать людям лучше. Но ведь мы привыкли выживать. Нет горячей воды – согреем в тазике, совсем нет воды – растопим снег, нет электричества – зажжем свечи, такое чувство, что русский народ выживет даже в отсутствие кислорода, придумали б чего-нибудь.

Вот примерно такая оболочка получилось у фильма Юрия Мамина. Оболочка смешная, местами забавная и умиляющая, местами ужасающая, но в целом весьма смотрибельная и очень качественная. Но не был бы этот фильм настолько хорошим, если б под его оберткой не стояли глубинные и поражающий по свой масштабности и трагизму вещи.

Символизм здесь присутствует на каждом шагу, причем символизм не тот, который доступен узкому кругу посвященных – он доступен всем. Номенклатурные работники с низким уровнем интеллекта, но хорошо написанными речами. Речами, которые даже черное могу сделать белым. Сразу вспоминается Оруэлл и его Скотный двор – тоже образ эсэсэсэра, правда образца тридцатых годов. Работники повыше которые «заботятся» о людях, только результаты этой заботы весьма странные. Ну и конечно финальный вопрос, который автор выносит на обсуждение. Кто ж все-таки тянет страну в пропасть. Люди проворовавшиеся, из-за которых и происходит разрушение всего дома и отключения кислорода или люди, которые терпят, живут даже с треснутым потолком и дышать через раз. Вот такой вот неразрешимый конфликт.

Лично для меня самой поражающей сценой были подпорки для крыши из советских лозунгов. Уже заранее известно, что они не выдержать и крыша рухнет, но как же это пробирает. Кажется в сцене нет ничего сложного и все до банальности просто. Однако ж эта метафизическая крыша, которая уже требует капитального ремонта, а не подпорок, сильно запала в мою душу. Пожалуй, одна из самых проникновенных сцен, что я видел в кино.

Финал. Когда у людей не осталось ничего и даже кошки, которые живут в подвале и больше напоминают крыс, сбежали с «тонущего» дома. Когда у людей отняли свет и тепло. Свет, правда потом дал огонь от «церковных» свечек. Когда казалось бы - пора умирать, а не жениться. Люди выходят на улицы, зажигают костры, греются, танцуют, выпивают и ничего не требуют. Даже музыкант с оборванными крыльями уже пишет для этой толпы мелодию, хотя она крылья и оборвала. В финале кино превращается в фантасмагорию достойную бала сатаны с факелами и свечками. Это уже не совсем люди, это безумцы. Кто-то скажет «их довели до безумия» и они не виноваты, но все равно почему-то больше всего жалко тюльпаны, которые кинули в огонь. Цветы не умеют выживать, им нужен свет и тепло – для такой элементарной вещи, как жизнь.

Режиссер все расставил на свои места – героям осталось только танцевать, а зрителя только смеяться, не смотря на то, что этот смех даже не сквозь слезы, а сквозь безысходность, отчаяние и полное осознание ситуации.

9 из 10

31 мая 2009 | 16:35
  • тип рецензии:

Тонкая, философская, ироническая комедия. Стопроцентно наша. Актёры не играют - они живут в этом фильме. Ненавижу перестроечное время, но фильм этот смотрю с удовольствием. Есть в нём что-то о нашем народе, что находится вне рамок времени.

Тезис о талантливости и нестандартности русского народа и при этом поразительной его бестолковости, муссирующийся сейчас М.Задорновым, впервые показан и раскрыт в этом фильме, и сделано это ненавязчиво, по доброму, но В ЛОБ. На многих моментах хохот разбирает гомерический. Просто возникает ощущение гениальности, как на лучших фильмах М.Захарова и Л.Гайдая.

Юрий Мамин - уникальный режиссер, жаль что он сейчас не снимает: после завала американских туалетных комедий и наших жалких подражаний им был бы хоть какой-то глоток свежего воздуха.

31 января 2007 | 23:33
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: