К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Самое страшное время в истории России. Ужасно наблюдать за братоубийством. Русские убивают Русских. В фильме разворачиваются события 1920 года.

Андрей Некрасов, рассудительный, спокойный, тактичный и Иван Карякин противоположность, весельчак, сорвиголова, прямолинейный, располагающий на удачу и случай. Вода и пламя, но в месте, такая связка способна на всё!

Поручик Александр Брусенцов, воплощение настоящего, русского офицера, без фальши и каких либо очернений белого движения. Его хладнокровность разума, интеллигентность, грамотность, и честь!

Все эти люди составляли тогда и во все времена Русский Характер. Тот самый истинный, не тот образ, навешанный европой и америкой, непролазных алкашей с дубиной наперевал. И повторюсь, самое страшное для России, противостояние таких личностей. Евгений Карелов показал историческую трагедию “Служили два товарища”.

Выступают слёзы, какое мощное чувство товарищества нас заставляет погрузиться режиссер. Больно, обидно, досадно. Не многие поймут Александра Брусенцова, он не бросил свою лошадь, он остался в России… Карякин, его умении находить выход из любой ситуации с ловкостью и невероятной удачей поражало на протяжении фильма. Та беспомощность, отчаянье, которое чувствовалось в сцене ранения друга, обескураживает спустя часы, после просмотра ленты.

Фильм великолепен! Без политических и исторических шаблонов. Игра актёров, музыка, сценарий, батальные сцены и самое главное правда, положения сторон того времени, состояние душ героев. Всё так, как есть и было!

10 из 10

13 января 2010 | 02:10
  • тип рецензии:

Сам я не поклонник отечественного кинематографа, не в последнюю очередь из-за нахального вранья и пропаганды, но это, пожалуй, единственный советский фильм, из тех что я посмотрел, в котором я не обнаружил следов пропаганды.

Тронул момент, когда Высоцкий уплывает на параходе. Потрясающий фильм и очень, по-моему, честный. Тем, кто не смотрел, если такие есть, рекомендую.

10 из 10.

22 января 2006 | 01:16
  • тип рецензии:

Один из лучших старых советских фильмов. Бесподобно смешной в одних эпизодах, трогательно грустный в других и очень человечный. Фильм о войне, в котором практически нет отрицательных героев - если не считать таковыми каких-то бандитов, которые, впрочем, показаны с таким юмором, что их почти прощаешь. В этом кино ни белые, ни красные не вызывают ненависти. И те, и другие вызывают сочувствие и уважение. И у зрителя, и друг у друга.

Может быть, это не очень правдоподобно. Но это как-то очень хорошо.

Для советского фильма о революции это работа удивительно тонкая и аполитично-мудрая. Кино, в котором нет пафоса правоты одной стороны, а есть показ революции как национальной трагедии и в то же время прекрасного национального подвига. Сегодня мы все дальше от такого умения подняться над схваткой и понять, что у каждого из участников, героев и жертв Гражданской войны была своя правда. Нам ближе деление на правых и виноватых. А этот фильм - не о правых и виноватых, а о России разных людей. О замечательной, очень истерзанной стране.

Каждый из героев - и безногий красный командир, и застенчивый храбрец в исполнении Олега Янковского, и блестящий белый офицер Владимира Высоцкого - подлинный идеал мужчины, и его возлюбленная (Ия Саввина), тоже своего рода идеал - идеал русской женщины-аристократки, - показан с глубокой внутренней симпатией. Ты понимаешь каждого из них, и, хотя они враги, - ты не встаешь на чью-то сторону. Потому что здесь нет подлецов - есть хорошие люди, которые по трагической воле истории убивают друг друга.

Каждому дана возможность оправдаться. Даже железной коммисарше, которая не дрогнув, не выслушав, отправляет невинных людей на расстрел: в фильме ей будет дан коротенький эпизод, в котором она, не щадя себя, так же, как не щадила других, погибнет в бою. И вот уже она не кажется чудовищем: и вот уже она становится погибшей героиней. Человечность фильма, может быть, слишком снисходительная, никому не хочет выносить окончательных приговоров. Этому фильму хочется обнять и утешить своих героев - непримиримых врагов.

Отдельное спасибо фильму за персонаж Ролана Быкова - бесподобно бессовестное и по-своему героическое великовозрастное дитя, такое искреннее в каждом своем проявлении, что на него и сердиться невозможно.

Кстати, есть определенная печальная мудрость в том, что из всех замечательных людей, показанных в фильме, в живых останется именно это дитя: человек милый и добрый, но готовый стать игрушкой в чьих угодно руках. Это очень тонкое, очень деликатное, почти неразличимое, но страшное предсказание - о том будущем, которое еще ждет несчастную Россию.

Но пока мы находимся еще в иной эпохе: эпохе романтиков и героев, и еще можно искренне и весело смеяться, наблюдая сцену побега 'двух товарищей' от бандитов. Пока еще хочется верить в идеалы. Так хочется, что почти удается.

Фильм снят очень умными и добрыми людьми с отменным чувством юмора.

10 из 10

08 сентября 2014 | 18:11
  • тип рецензии:

Очень умный и захватывающий фильм! Безупречная игра замечательных актеров, несмотря на 1968 год фильм снят очень современно. Это проявляется в сценах битвы. Очень продуманно взвешенно режиссер представляет картину, чтобы нам было более удобно и без затруднений грамотно оценивать ситуацию.

С одной стороны очень мужественная, дружная красная армия, с другой-армия с умнющим предводителем и не менее мужественной. И приходиться задуматься: Кто же из них прав? Не могу не отметить очень трогательную сцену с пароходам и выстрелом в спину красноармейцу Некрасову...

Классика отечественного кинопрома

10 из 10

18 марта 2009 | 01:19
  • тип рецензии:

Служили два товарища - это классика, ушедшая цитатами в народ. Великолепный сценарий, режиссура, актерские работы не вызывают сомнений. Фильм смотрится на одном дыхании до сих пор. И его хочется цитировать. Но еще можно выделить несколько деталей и поразмышлять над ними.

Например:

Красная армия здесь состоит из простых, часто недалеких людей с подвижной психикой (как это сейчас называют). Герой Ролана Быкова служит неким обобщающим образом. Он глуповат, обидчив, заносчив, чуть что тянется за наган. Но при этом смел, искренен и отходчив. Персонаж Быкова, как и большинство красных солдат (также сюда относятся их 'союзники' махновцы), из социальных низов, книг не читал, образования не имеет. Лексика и мысли у него просты (в отличии от белых). Из-за этого интеллигенту Некрасову - персонажу Янковского и второму товарищу - непросто. В общем, большевики здесь выглядят (извините) как быдло, смешно и неприглядно (но читайте дальше).

Белое движение здесь показано наоборот - красиво. Люди тут изысканные, утонченные и умные. К тому же, одного из героев великолепно играет харизматичный Владимир Высоцкий. Его персонаж покоряет женские сердца, он смел, меток в стрельбе и ему не чужда эмпатия (жалость по отношению к своему коню). Герою Высоцкого хочется переживать.

Но именно в этом - в эстетической дистанции между красными и белыми - режиссер, как кажется, заложил главный смыл фильма для внимательного зрителя.

Как ведут себя белые?

Разлагаются. Пьют, блудят и отступают. Первое убийство в фильме совершил именно герой Высоцкого. Он убил пьяного юношу, который неудачно с ним пошутил. Кроме этой 'случайности' упомянутый персонаж бросил очередную совращенную им женщину, убил просто так человека (в конце), шантажировал целый корабль гражданских расстрелом из пушки ради собственного эгоизма.

Что делают красные?

Кроме классовой войны и наступления, они учатся читать, играть на музыкальных инструментах, маршировать и снимать кино. Они мечтают о новой справедливой жизни без господ и тюрем.

Очевидно, что красные - люди из низов - стремятся 'вверх', быть лучше и созидать; в это же время белые - люди из верхов - ни к чему не стремятся, морально разлагаются и падают 'вниз'.

В итоге, данное кино честно показывает революцию и Гражданскую войну, его классовую природу, безжалостность по отношению к лучшим (последние слова Быкова) и при этом фильму удается вызывать сочувствие ко всем людям независимо от сторон.

Блестящее кино о гуманизме!

05 февраля 2024 | 10:50
  • тип рецензии:

Это очень добрый и светлый фильм, несмотря на время, в которое происходят события фильма - чудовищное, страшнейшее время колоссальных перемен, когда ломается весь уклад страны, весь быт, многие берутся за оружие, многие погибают молодыми, и многие вынуждены убегать из страны, ставшей из родной чужой.

Противостояние белых и красных. Потрясающие актеры и с той и с другой стороны. Смешной Быков, интеллигентный и утонченный Янковский, харизматичный Высоцкий.

Много запоминающихся моментов, забавных фраз:

- Вот пуля пролетела и ага...
- Долетался наш авиатор...
- Мы с тобой теперь друзья-не разлей вода! Я и извиниться могу, вот такой я человек.
- Что смотришь, как сова из дупла?
- доктор, читающий красноармейцам лекцию в стихах.

Великолепна и сцена прощания Брусенцова (Высоцкого) с конем Абреком! Слезы наворачиваются, когда конь ищет хозяина и, наконец, бросается в воду за кораблем.

И, хотя, по тем временам в фильме должна быть как коммунистическая пропаганда, то есть зритель должен быть на стороне красных, белым тоже сочувствуешь. Потому что современному поколению тяжело даже представить, что такое революция, что такое убегать, штурмуя пароход, из собственной страны, где ты вдруг стал врагом и должен быть убит. К тому же и не все белые плохие люди, например, Саша, сестра милосердия.

Особенно прекрасен молодой Олег Янковский, своей утонченностью не вписывающийся в жестокость этой братоубийственной войны.

В целом фильм очень светлый, глубокий. Рекомендую к просмотру тем, кому интересна наша история и кто любит наших прекрасных сильных актеров. Я наслаждалась при просмотре этого фильма, он навсегда останется в моей памяти

10 из 10

27 января 2013 | 19:53
  • тип рецензии:

Посмотрел наконец, фильм оказался очень сильный, причем сейчас, спустя время, невольно понимаешь, что сами того не желая создатели показали истинную трагедию страны, когда на место грамотных, умных, талантливых, думающих людей пришли полуграмотные пастухи, пролетарии и прочая матросня. И хорошо еще что есть среди них одаренные от природы, не лишенные напора, предприимчивые люди, как Карякин (Быков), хотя и этого все же очень мало, ведь когда смеёшься в фильме с героев Папанова, Махновца, любящего сало, того же Карякина, всё равно невольно задумываешься о судьбах Родины и становится жалко интеллигенцию в лице Некрасова, и истинных носителей чести государства - среднего дворянства в лице Брусенцова. Но в то же время, понимаешь, когда видишь молоденького идиота-адъютанта - чьего-то папиного сынка и расслабленную вековой роскошью верхушку армии Белых, что все таки перемены были нужны, но не такой ценой и не такими мерами. Но это Россия, это наша страна и в этом самая большая трагичность этой кажущейся на первый взгляд комедией драмы.

Фильм действительно шедеврален и снят очень ярко, несмотря на то, что он чернобелый. Актеры выложились на полную. Очень рад был увидеть любимых актеров детства: Анатолия Папанова, Ролана Быкова, Олега Янковского.

И конечно особо хотелось бы выделить наверное истинного Героя Того Времени и самого народного артиста, поэта и исполнителя Владимира Высоцкого. Его герой очень добавил фильму остроты и трагичности, без него это была бы просто советская комедия о Гражданской Войне. Каждая сцена с его участием в кадре это кинематографический праздник, он сразу приковывает внимание на себя и не отпускает пока не выйдет из кадра, но и после ощущается чувство ожидания его следующего появления. Очень жаль, что многие эпизоды с ним были вырезаны, но и того что осталось полностью хватило для раскрытия характера и перехода моей симпатии при просмотре на его сторону, тем более, что красные показаны в фильме не в лучшем свете. Пусть роль не велика по экранному времени, но все равно ясно видно, что эта роль одна из лучших, если не самая лучшая в фильмографии Высоцкого.

10 из 10

01 февраля 2010 | 18:40
  • тип рецензии:

«Служили два товарища» - одно из самых популярных художественных кинолент о Гражданской войне.

В фильме показано две сюжетные линии. Первая рассказывает о двух товарищах-красноармейцах, вторая – о белогвардейцах. Действие произведения начинается в первых числах ноября 1920 года.

Не стоит смотреть этот фильм с нулевыми знаниями истории потому, что, как минимум, в основу сюжета взяты исторические события. В этот период произошло последнее крупное сражение Гражданской войны в европейской части России - Перекопско-Чонгарская операция Красной Армии (7-17 ноября 1920 года), в которой будут участвовать персонажи. В диалогах героев упоминаются разные личности, которые играли важную роль в событиях тех лет, например, Ленин, Врангель, Махно и т.д. Показываются мелкие политические моменты (разговор двух богатых людей на 15 минуте), осуждение Белого движения, показываемого в отрывке про пьяного белогвардейца. Особых исторических ляпов, несостыковок не обнаружила. Если они и есть, но сильно незначительные.

Гражданская война – обёртка, в которой находятся герои произведения. Главная тема этого фильма – дружба. Врагов, красноармейцев и белогвардейцев, свела судьба. Хотя в это время разный взгляд на политику заставлял братьев наставлять оружие друг на друга.

Фильм мне понравился. Состав актёров подобран хорошо, сценарий просто прекрасен. Не назову это произведение самым лучшим, что я когда-либо видела, но советую к просмотру.

28 февраля 2023 | 16:18
  • тип рецензии:

Заканчивается Гражданская война, остался последний оплот белых - Крым. Для разведки крымских укреплений в тыл белых с киноаппаратом посылаются двое бойцов: Андрей Некрасов (Олег Янковский) - сын священника, бывший студент и фотограф (он же киносъёмщик) и Иван Карякин (Ролан Быков) - фанатичный большевик, разжалованный за убийство военспеца... Как-то придется им вместе послужить.

В Белой армии служит поручик Брусенцов (Владимир Высоцкий), отправленный за случайное убийство из штаба в действующую армию... Из судьбам суждено переплестись.

От фильма, снятого к 50-летию революции, наверное, ожидается нечто бравурное и однозначное и когда сталкиваешься с персонажами, подобными Брусенцову, входишь в лёгкий ступор: как такое пропустила цензура?

Впрочем, когда речь шла об искусстве, советская власть далеко не всегда была пропагандой. В конце концов, примерно за 10 годов до того уже вышел чухраевский Сорок первый. И тамошний Говоруха-Отрок уже являл собой нечто человеческое, а не карикатурное. Правда, Марютка ещё сохраняла плакатные черты.

Карелов пошел ещё дальше - благо, в его руках оказался уже не романтический сценарий, а многофигурная социальная и человеческая драма. Изменилось и время - 50 лет революции обнажили факт, что не все пошло так, как думали первые большевики, да и время было послевоенное - мировая революция явно отступила, а тема родины и примирения стала более актуальной. Надо было задним числом слегка поправить историю 1917-1920 в кино. Чувствуется и влияние булгаковского Бега.

Тем не менее, Служили два товарища - кино и смелое, и образное, и психологически выверенное. То самое, изменившееся символизировал Некрасов в исполнении Янковского. Он в полной мере символ гуманизма, заряженного революцией не меньше, чем насилие - неслучайно в ключевом эпизоде он отводит ствол винтовки... Да и профессия кинооператора вроде как выражала благодарность тем годам за то, что дали в руки этот аппарат, которым по выражению комполка (очень выразительный Анатолий Папанов) должны были снимать не коронацию Георга V, а трудового человека. Ну и мысли имел глупые: что 10-и лет, чтобы мозги исправить, не хватит. Интеллигентное, но будто высеченное из камня, уверенное лицо придаёт всей натуре и значительность, и правоту. Но отнюдь не железобетонность... Смягчают его вроде бы невидные, но обаятельные нотки - сосредоточенность памяти в воспоминании укреплений сменяется застенчивой улыбкой и переминанием с ноги на ногу после похвалы, суровая уверенность в бою - неловкостью перед объективом камеры.

Другое дело - эмоционально открытый и вроде бы дубоватый Карякин. И здесь создаётся контраст между поведенческим геройством и решимостью (что-то вроде барельефов на античных памятниках) и простоватой бесхитростной рабоче-крестьянской фактурой. Но и тут вроде бы показушность в финале оборачивается человеческой драмой, сказанной простыми человеческими словами.

Параллельный мир белых вообще сошел с романса 'Белой акации гроздья душистые' - кабак пополам с тоской и странным романтизмом. Комичная гибель в чем-то вроде ресторана сменяется нелепым и циничным разговором о судьбе белого движения - самое что ни на есть декадентство.

Благородство отношений с Абреком (конём) и попытка найти родственную душу сменяется злым цинизмом войны... Брусенцов - это сила, бессилие, благородство, злость, патриотизм (хотя он ни полсловом не поминается) и цинизм. И закономерный финал.

Его логичность и абсурдность - в общем-то главный итог. Гражданская война предстаёт пустыней, каковой являются улицы Севастополя... Разве что бегущие с весёлыми криками дети дают надежду на будущее. Но понимание Гражданской войны как трагедии в Служили два товарища звучит до сих пор сильно.

03 января 2020 | 22:08
  • тип рецензии:

Черно-белый фильм 1968 года о гражданской войне, снятый в Советском Союзе. Кажется всё понятно. Красные бойцы непобедимы. Их командиры проницательны. Белогвардейцы - сволочи, заслуживающие только смерть. Название намекает, что фильм про двух неразлучных друзей. На самом деле всё не так однозначно.

Сначала про название. Кажется, что фильм про дружбу Некрасова (Янковский) и Карякина (Быков). Но что мы видим? Встречаются они случайно. Это не их выбор. Одного назначают присматривать за выполнением задания данного другому. Выясняется, что они из разных сословий. Некрасов воспитывался в семье священника, чем сразу же вызывает сомнения в преданности идеалам революции у Карякина. Симпатию своего 'товарища' Некрасов завоевывает героизмом, когда они отправляются в разведку. И опять Карякин хочет расстрелять своего 'друга' лишь только появляется малейший повод заподозрить его в срыве задания. Некрасов скромен. Смущается, когда его снимают. Не ожидает никакой награды. Карякин же снимается на коне с саблей и биноклем в эффектной позе. Ничего не сделав для выполнения задания в разведке, заговаривает о том, какую награду им дадут. Как видно это два очень не близких друг другу человека.

Необычно показаны красные. На первый взгляд положительно. С первых кадров они за гигиену, грамотность. Командиры добродушны, доступны. Но что дальше? Карякин расстрелял военспеца. Какое наказание? Разжалован в рядовые. По сути не наказан. Показано с какой лёгкостью приговаривают людей к расстрелу, основываясь на надуманных подозрениях. Но в то же время персонажи, не жалеющие других, не жалеют и себя. Карякин закрепившись на другом берегу с небольшим количеством бойцов говорит: 'Мы помрем сегодня, они помрут завтра. Потому что революция победит, даже не смотря на нашу гибель.'

Иронией звучит из уст Карякина: 'Через десять лет голодных вообще не будет', 'Тюрьмы мы все эти конечно позакрываем. Но одну все же оставим', 'Кого в них [тюрьмы] сажать?' Ответ Некрасова: 'Найдется кого', 'Чтобы мозги переделать, тут десяти лет мало'.

Обнажая абсурдность классовой борьбы, звучит фраза: 'Известно тебе, что товарищ Ленин из дворян?' Авторы фильма несколькими фразами очерчивают, что последует дальше после победы красных в Гражданской войне: голод, тюрьмы, промывка мозгов.

Белогвардейцы в этом фильме не показаны гротескно. Таким образам веришь. Но симпатии к ним нет. Высоцкий играет Брусенцова великолепно. К себе он не привлекает, но логика его поступков ясна. Он симпатичный, приятный голос, великолепные манеры. Но думает только о себе и своих идеалах. Конь ему дороже жены. В церкви перед венчанием он говорит: 'Там от пристани последний пароход отчаливает. Я должен успеть.' Он должен успеть, что будет с женой не важно. Саша (Саввина) спрашивает: 'Зачем тебе это нужно? Ты меня не любишь.' Всё рушится, ему нужно на что-то опереться. Церковь, семья - последняя но не оправдавшаяся надежда. Опоры нет. Прорываясь на корабль ни жену, ни священника он с собой не взял. Он про них забыл. Ему был важен конь. Именно из-за коня он и застрелился. Это все к чему он был привязан. Родину он оставил еще раньше, на Турецком валу. Как он говорит своему спутнику после бегства: 'Мы с Вами на красной территории, в Совдепии'. Это уже не его Родина. Ничего другого у него нет. Образ великолепный.

Сюжет в фильме линейный. С подписями, что, где и когда происходит, чтобы простодушный зритель не запутался. Есть в фильме проститутка, спрятавшаяся под одеялом. Показано и голое женское тело, но так, что ничего горячего увидеть не получается.

Снято все интересно, динамично, без нудных пауз. Скучать некогда. Комичные сцены соседствуют с батальными.

Хорошо передана эпоха. Погружаешься в атмосферу. Марши тех лет в исполнении любительского оркестра. Шаровары сшитые из магазинной вывески. Красиво снята сцена после побега от махновцев. Солнце сквозь ветки, подсвеченные волосы главных героев. Совсем не похоже, что идет война. В то же время завораживает вид с самолета на белогвардейскую линию обороны, наступление красноармейцев ночью. В памяти застревают картины, когда прижатые к берегу белогвардейцы, расстреляв все патроны, уходят в море, когда конь бросается с пристани вслед кораблю.

Фильм можно смотреть и пересматривать. Он не навязывает свои идеи. Но возможно в конце вы задумаетесь, что может быть Карякин прав, когда говорит: 'Вообще-то меня должно было убить'. Может быть и так, но в Гражданской войне победили карякины, а некрасовы погибли или 'переделали мозги'. Таков мой главный вывод после просмотра этого замечательного фильма.

10 из 10

03 марта 2018 | 16:30
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: