К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Описание вроде складное, но в реальности выглядит натуральным артхаусом. Сценарий и постановка настолько сумбурные, что в каждой новой сцене ожидаешь всего что угодно, я только рот успевал прикрывать от удивления. Натуральную оторопь вызвал удар поленом по затылку! (Похоже, авторы фильма плохо себе представляли, каковы последствия такого удара в реальной жизни).

Сцены, рассчитанные на юмор, практически не смешные. Единственная удачная шутка, когда ребёнок в конце сказал: «Это не наша специальность».

Замечательные актёры Румянцева и Мазурова нисколько не спасают ситуацию. Главный герой в исполнении Меркурьева постоянно вызывал ощущение городского блаженного, абсолютно «творожного» и неорганизованного в жизни. Остальные участники шоу здесь задействованы лишь для усиления общей вакханалии и неустройства, главным участником которой выставлен десятилетний ребёнок, который в деревне выполнял функции одновременно печника, механика, тракториста, кучера, «диджея» и т.д., и т.п.

Кладка печи заняла примерно третью часть фильма, но эта часть вызвала наибольшее неприятие, потому что в ней плохо всё. Само по себе согласие участвовать в этой авантюре выглядело исключительным бредом, но однако шаг за шагом этот бред воплощался на экране в реальность... Смотреть на это было пыткой.

Основная идея поездки на отдых в деревню тоже представлена в гипертрофированном виде: местные жители как будто уже привыкли к веренице заезжих художников, которые по непонятной причине стремились сюда как на паломничество. А ведь зрителю даже красивых видов не представили, чтобы хоть как-то эту идею обосновать. Центром притяжения художественных потуг почему-то признали местную бабушку, в роли натурщицы, чьи портреты в результате уже некуда было складывать...

Не обошлось и без истерик, абсолютно неуместных и неестественных.

Вывод. Кино – редкостная дрянь. Однако если рассматривать как артхаус, то местами может показаться забавным.

10 марта 2024 | 22:29
  • тип рецензии:

При просмотре последней картины Бориса Барнета поневоле держишь в уме совершённое им через 2 года самоубийство. Этот уникальный художник, начиная с 30-х годов, испытывал сильнейшее давление со стороны «генеральной линии» партии, требовавшей придерживаться канонов социалистического реализма в работе над фильмами и отказаться от своеобразия авторского взгляда на мир в пользу лакировки действительности. Зревшая внутри него драма нереализованного таланта лирика и поэта не давала покоя и в момент послабления режима, когда некоторые прославленные творцы после идеологически заказных картин обретали новое дыхание. Барнет не нашёл себе места в новом времени и был вынужден создавать кино, не отображающего его интересов, привнося лишь чуточку лирики и доброго юмора, из-за чего современные исследователи снисходительно относятся к позднему периоду мастера.

Но «Полустанок» разительно выделяется как бы возвращением к тематике своего раннего шедевра «Окраина». Некий учёный Пал Палыч, посланный (или сосланный!) врачами на отдых в сельский колхоз, увлекается рисованием и проводит время в компании эксцентричных и нескладных провинциалов. Стоит ли говорить, что отдых оборачивается беспокойством и решением проблем жителей села. Здесь как бы повторяется судьба самого режиссёра, не имевшего долгий период времени выход к московским студиям и вынужденного снимать кино про жизнь в деревни в региональных киностудиях. Несмотря на неудовольствие, Пал Палыч сдружается с детьми, которые помогают ему обустраиваться в предоставленном помещении. И в тот момент, когда приходится прощаться и оставить уже привычное общество, хоть и раздражающее, но непреодолимо родное, близкое, исходит светлая авторская печаль по поводу необходимых перемен и их принятия.

Мучительная готовность умереть долго преодолевалась Барнетом, пока всё же он не решился на этот шаг, понимая, что уже оставил этому миру лирико-поэтическое видение, которое можно обнаружить в его картинах, затем умилиться и испытать чувство умиротворения. Впрочем, как и Пал Палыч оставляет мальчику Грише своё послание на долго строившейся печке, или починенную машинку бабке Татьяне, а также те картины, которые он рисовал во время отдыха. Человек оставил нас на полустанке, но память о нём сохранится. Да и чем является жизнь человеческая, как не полустанком, на который мы прибываем и убываем, когда приходит поезд, несущийся в Вечность?

13 мая 2021 | 14:24
  • тип рецензии:

Известный учёный Павел Павлович решил провести свой отпуск так, как мечтал всю жизнь: взять с собой акварельные краски, остановиться в какой-нибудь деревушке и рисовать, рисовать, рисовать! Академик сошёл на полустанке и вскоре стал участником жизни колхоза... Данная преамбула сразу настраивает зрителя на томно-размеренные кадры выехавшего на 'пленэр' скучающего художника. Однако вынесенный в заголовок картины полустанок становится 'камнем преткновения' для академика, мечтающего об отдыхе на природе. Природы в фильме сколько угодно, а вот с отдыхом сложнее. Сочетание соцреализма и сюрреализма сразу же погружает и героя, и зрителя в обстановку, которая совершенно не вяжется с понятием 'деревенская идиллия'. Деревня есть, а идиллии нет и в помине. Герой великолепного в своей неповторимости Василия Васильевича Меркурьева вынужден уже на следующее утро включиться в кипучую деревенскую жизнь. На первых парах у него ещё остаётся время для этюдника, но слишком много всего происходит вокруг героя, вынужденного принимать деятельное участие в начинаниях колхозников.

Когда в жанрах числятся и мелодрама, и комедия, то это либо мелодраматичная комедия, либо комедийная мелодрама. Первое слово всегда доминирующее, и именно оно настраивает зрителя на определённую 'волну'. Присутствие в кадре Василия Меркурьева, Надежды Румянцевой, Бориса Новикова сразу настраивает на комедию. Но комедии тоже бывают разные: трюковые, сатирические, музыкальные, трагикомедии и т.д. А есть ещё комедии А. Н. Островского, в которых нет 'гомерического хохота', зато есть, как сказано в определении понятия 'комедия': 'художественное произведение, характеризующееся юмористическим или сатирическим подходом'. Всё это в полной мере имеется в 'Полустанке'. А ещё здесь наличествует классическая комедия положений, когда герой непрерывно попадает в курьёзные, смешные положения, оказываясь в случайных и непредвиденных ситуациях. И вот здесь на первое место выходит уже не столько сценарий, сколько актёрская игра. А уж кому как ни Василию Меркурьеву поражать зрителя неподражаемым шармом!

Однако, сколь ни велик Василий Васильевич - по словам тракториста Ивана: 'танцор, стиляга, лебедь болотный!' - играть в вакууме полного одиночества и он бы не смог. К счастью этого не потребовалось, потому что на съёмочной площадке рядом с ним находились пусть не столь именитые, зато несомненно талантливые молодые актёры. Относится это, в первую очередь к самым юным: Гришке (Коля Богатырёв) и Нюське Грубоуховой (Люда Чистякова). Гришка - настоящий самородок: 'и швец, и жнец, и на дуде игрец'! Умеет много, а чего не умеет - тому быстро учится. Очень ярко сыграна Нюся: вроде бы совсем ещё ребёнок, но как органична и естественна она в кадре! Кино, вне всяких сомнений, жанр развлекательный. А у разных людей, как известно, разное чувство юмора. Это как в том анекдоте: что русскому хорошо, то немцу - смерть. Вполне возможно, что 'неореализм сюрреалистичного соцреализма' Бориса Барнета кому-то покажется избыточным. Пусть так. Зато в нём есть сочность сатиры и острота иронии вкупе с великолепной актёрской игрой. А это – дорогого стоит.

16 марта 2018 | 04:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: