К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

- В нашем полку прибыло! Еще шесть покойников!
- Ура! Закурить у кого найдется?


Первая половина восьмидесятых. Война в Афганистане в самом разгаре. Абдрашитов снимает свой 'Парад планет' - историю о том, как зрелые мужчины комфортно чувствуют себя на военных сборах. Неожиданным образом мужчины, никак не связанные между собой, находят друг с другом особое, почти мистическое единство.

Абдрашитову, как мне кажется, было совсем не интересно рассказывать о тактических занятиях. Он сделал ставку на иррациональное - показав эмоциональную часть путешествия. Мужчины будто преображаются. Совместное плавание голышом, беседы у костра, танцы с девушками, зачарованный просмотр парада планет... Это дает их скучной жизни новый заряд эмоций.

Как забыть Олега Борисова, который вернувшись в город, как мантру повторяет позывные товарищей. 'Карабин... Кустанай'. Всем своим видом он показывает потерю - он оказался лишенным чего-то...

Вообще, Олег Борисов умудряется в этом ленте солировать находясь в ансамбле выдающихся артистов. Он сумел подстроить настроение своего героя под общий рефрен фильма.

Да... Лента в полной мере соответствует своему первому названию - 'Сборы'. Она о военных сборах. И я считаю, что в ленте было не без пропаганды. Но Абдрашитов подал все неимоверно лирично, сочетая самые обычные виды с выразительной музыкой и содержательной подсветкой. Он позволил каждому из зрителей предложить свое толкование этой ленты будто предваряя моду на 'Город Зеро', 'Зеркало для героя' и иные проявления сюрреализма в советском кинематографе 80-х.

На этом можно было бы и закончить, если бы не одна деталь. Ключевые сцены в фильме содержат в себе неистовое напряжение, предзнаменование неотвратимых событий. Это и встреча с чужой матерью, по ошибке принимающей Олега Борисова за своего сына, и кроваво-красный оттенок реки в котором бойцы проводят омовение, и признание того, что солдаты внезапно погибли... Ну и сама сцена совместного просмотра парада планет. Без сомнения это было предзнаменование большой войны.

Это беспокойство имело свои причины. За год до выхода ленты на экраны подполковник 'Серпухов 15' Станислав Петров решил, что срабатывание системы о ракетном ударе со стороны США ложное... Это, равно как и другие, обстоятельства тогда не были тогда обнародованы, но кажется, что Абдрашитов, сквозь строк, интуитивно, вывел формулу особой тревожности, погрузив в нее зрителя.

- А нечего ждать. Вас нет, не видно и не слышно. вы пали смертью храбрых. Благодарю за службу!

7 из 10

12 января 2024 | 07:01
  • тип рецензии:

Являясь поклонником всего того, что связано с космосом, до недавнего времени не был в курсе существования фильма ' Парад планет'. Сия новость меня обрадовала, но посмотреть полностью этот фильм смог только на днях, до этого смотрел только фрагментами.

Стоит отметить, что такое явление как парад планет - редкое зрелище со всех точек зрения. Но в 1980-х годах происходило сразу 2 крупных парада планет - 10 марта 1982-го года и в ноябре-декабре 1989-го года.

По всей видимости фильм так или иначе имеет отношение к параду планет, произошедшему 10 марта 1982-го года.

Если рассматривать этот фильм по принадлежности к тому или иному жанру, то я бы отнес его к социальным драмам. Режиссер фильма Вадим Абдрашитов - имя довольно известное в кинематографе, но лично мне не доводилось смотреть его киноработы.

Нам показана история из жизни шести мужчин среднего возраста, волею судьбы оказавшихся на военных учениях, проходящих для лиц, находящихся в запасе. По всей видимости последними для них в жизни. На примере этих среднестатистических граждан СССР мы можем представить, что же это такое - военные сборы резервистов. Также хорошо просматривается задумка режиссера - принадлежность каждого из так называемых резервистов к разным социальным группам и установлению в этой разношерстной среде нормальных взаимоотношений. Тут тебе и интеллигентный ученый-астроном Герман Костин (Олег Борисов), и работник мясной секции в продовольственном магазине, то ли по фамилии, то ли по прозвищу Султан (Сергей Шакуров), и другие персонажи со своими непростыми характерами, обусловленными их гражданскими профессиями.

События в фильме - летние военные сборы, по всей видимости в 1984-м году или годом ранее. Место действия - сельская местность, пригодная для ведения военно-штабных учений. Природа этих мест вполне себе обыденная - луга, поля, леса и водные артерии, будь то пруды или реки.

Самое интересное начинает происходить примерно с середины картины, во время выполнения группой этих ' бойцов' задания вышестоящего командования. Дальнейшие события нет смысла описывать, так как фильм предназначен скорее для узкоспециализированной аудитории, нежели для широких масс.

Стоит также заметить хороший женский кастинг. Выбор актрис на эпизодические роли довольно удачен. Анжелика Неволина, та, которую мы видим обнаженной, заходящей в реку в одном из фрагментов. Лидия Ежевская - девушка в очках. Елена Майорова - в эпизоде со странно танцующим персонажем Алексея Жаркова (Слонов). Другие актрисы тоже запоминаются, но менее известны широкой публике.

Запоминается также эпизод встречи необычного ' отряда ' со странным дядькой возле реки около казенной лодки, оказавшимся еще одним интеллигентом, но химиком (Борис Романов) и впоследствии присоединившимся к городским ' странникам.' Тоже интересный сюжетный ход.

Игра актеров впечатляет, не оставляет равнодушным. Особенно выделяется образ ученого-астронома Германа Костина в исполнении Олега Борисова. Хорошо показан характер советского интеллигента, задействованным в малоизвестной сфере гражданской деятельности.

Еще раз хочется повторить, что фильм сложен для просмотра, может вогнать в состояние недоумения или непонимания происходящего по причине своей узкой кинематографической профильности. Поэтому рекомендован для повторных просмотров.

25 ноября 2023 | 02:31
  • тип рецензии:

Как фильм-ощущение эта картина очень хороша, она вырывает на время просмотра из реальности и переносит в параллельный мир, где всё выглядит как обычно, но творится что-то непонятное, и это позволяет помечтать и о чём-то подумать. Возможно, для этой «утилитарной» цели картина излишне перегружена тревожной музыкой, но в остальном всё великолепно для слуха и для глаза: натурные съёмки, неподдельные эмоции, бесхитростные разговоры мужиков, простые человеческие желания, пышная природа средней полосы, «букет» красивых женщин, и многое другое. Но этих пазлов всё-таки мало для складывания в понятную гармоничную картину. Как минимум, логику тут искать не стоит (за исключением лежащей на поверхности, а это, понятно, не тот фильм).

В целом картина чем-то очень напоминает «Город Зеро», только там сплошная метафора, которую нужно «расколдовывать», а здесь сплошная муть. Просто муть.

Сюжеты такого рода можно толковать по-разному, и каждому будет видеться своё, поэтому каждый будет по-своему прав. Легко могу накидать множество смыслов этого фильма, и скрытых, и лежащих на поверхности, и всё это будет чистая правда, хрен оспоришь. Наверное, поэтому многие «киноведы» сообщают о понятных им смыслах тех или иных эпизодов фильма, всей картины в целом, преподносят это как своё открытие или как очевидную истину. Однако всё это жонглирование догадками либо явная натяжка совы на глобус. Невозможно утверждать наверняка, что означал, например, взгляд человека в такой-то момент в такую-то сторону. Можно лишь интерпретировать это на свой лад. (Кстати, много мемных картинок на эту тему, когда людям «очевидно», о чём думает их ближний; яркий пример – «опять о бабах думает» во множестве вариантов).

Соглашусь лишь с утверждением, что разные детали фильма, даже мелкие, даже ракурсы камеры, имеют тут свой особый смысл. Вместе с этим утверждаю, что этот понятный режиссёру смысл он не смог убедительно донести до меня. А я не верю, что толковый режиссёр Абдрашитов намеревался ограничиться здесь очевидными истинами, типа, мужики вырвались из города и здорово оттянулись на природе.

Также сомневаюсь, что создатели фильма закладывали именно те смыслы, которые увиделись мне. В результате получился типичный артхаус, но советского разлива, и это крайне нехарактерно для советского кино. Может быть, именно поэтому, – ввиду своей необычности, – фильм до сих пор воспринимается зрителями «старой школы» с таким энтузиазмом и очарованием. Недаром же эти самые любители зауми так дружно ссутся кипятком от «Сталкера». Короче, фильм не для всех.

Вывод. Поставил 3 из 10 за умело отыгранные роли и яркий актёрский состав, остальное – муть. Не стоит потраченного на просмотр времени.

05 ноября 2023 | 23:51
  • тип рецензии:

Что люди видят, глядя в небо?

Герману Костину уже за сорок. Он астроном. И он просто живёт по наитию, даже толком будто не понимая для чего. Но вот должно произойти периодическое астрономическое явление, во время которого планеты на небосводе Земли выстраиваются в один ряд, или же находятся на одной прямой относительно Солнца, а его призывают на военные сборы резервистов, где он встречает своих знакомых по предыдущим сборам, и вместе им предстоит уникальное путешествие.

Словно бы как те же планеты, сойдясь в одной точке, группа разношёрстных персонажей начинает своё движение из своего прошлого к своему будущему, окружённые фантастическим наваждением атмосферы какой-то обречённости и даже жути (не зря о природе происходящего нас предупреждают в начале надписью). В этом отношении фильм схож с 'Городом Зеро', который выйдет спустя четыре года, - только там главный герой пытался выбраться из замкнутой местности, осознавая фантасмагоричность всего вокруг и искал спасения от города, а здесь главные герои стремятся добраться до города, их спасение в нём, где привычное настоящее, и они просто идут вперёд и лично для себя не стремятся что либо объяснить - это задача исключительно для смотрящего.

Данный фильм является примером артхауса, который не преподносит смысл на ложечке, но и не пытается запутать показным мудрствованием, а помимо выверенной драматургии и режиссуры благодаря блестящей игре всего актёрского ансамбля не пропадает интерес к событиям, и это особенно касается исполнителей главных ролей. В них всех видишь тех, кто давно не встречался и теперь идёт весёлой компанией, однако, учитывая параллели со схождением планет, как явления временного, становится немного грустно.

Фильм, который, как ни странно, наверное, становится особенно актуален с возрастом.

11 марта 2022 | 18:06
  • тип рецензии:

В детстве я очень любил фантастику, но по телевизору ее почти не показывали. И вот, увидев однажды в программе фильм «Парад планет», я буквально прилип к экрану – космос, а значит, фантастика!

Помню, я ничего не понял тогда (пятый класс), но просмотрел фильм до конца, не отрываясь. Это яркое доказательство того, что лента сделана мастером и несет в себе суть, которая ощущается даже ребенком.

К счастью, в очередной раз я посмотрел фильм уже после тридцати лет. И сейчас попробую объяснить, почему «к счастью». Хотя и так понятно – до этого фильма нужно вырасти.

Вначале хочется сказать (как бы странно это ни звучало), что это фильм мужской и для мужчин. Мне кажется, что даже самые пытливые и чуткие из женщин, просмотрев его, скажут: «Ну да, неплохо, но вовсе не экзистенциально»

Фильм «Парад планет» - это лента об извечной мальчишечьей нежности мужской души. Той нежности, которая отрицается обществом и потому загоняется в самые потаенные уголки этой самой души.

Это рассказ о полёте в его высшей точке, после которой ты понимаешь, что дальше – только снижение. Как самолет – вот он набирал высоту, сверкая в лучах восходящего солнца, вот он уже выше всех, и вдруг наступает момент, когда кончилось топливо. И тебе остается только планировать. И кто-то дотянет до последнего аэродрома, а кто-то воткнется в болото, не рассчитав траекторию…

Фильм «Парад планет» - это фильм о неясной, невыразимой, но явно ощутимой тоске. Это тревожный и чуть обреченный взгляд в будущее, контуры которого тебя уже ясны. А раз так – наступает время осмысления своего жизненного полета (благо, дальше тебя несет по инерции).

«Парад планет» - фильм-раздумье, фильм-размышление. О женщинах, родителях, старости, жизни и смерти. Это вечный вопрос: «Для чего все было?»

И, что самое парадоксальное – это фильм не об одиночестве. Группа мужчин, объединенных общей целью и общим путем, стремятся найти ответ на один и тот же вопрос и потому не могут быть одиноки.

Фильм осенний. Его надо смотреть не в сентябре даже, а позже, когда уже видна изморозь. И, повторюсь, это фильм не для молодых. Чтобы его ощутить и принять, надо вырасти, накопить вопросов, испытать безнадежность и потребность вглядеться вперед в попытке ответить на вопрос: «Для чего всё было?»

04 июля 2020 | 07:06
  • тип рецензии:

Российский кинофильм времён Советского Союза 'Парад планет', снятый к/р Вадимом Абдрашитовым по сценарию А. Мендадзе представляет собой для современного зрителя совершенно неожиданное зрелище: с первых же секунд фильма ты просто не в состоянии поверить в то, что он снят в 1984 году - практически полное отсутствие диалогов во вступительной части, 'живые' лица и образы актёров (в кои-то веки в советском кинофильме), но самое главное потрясающе атмосферная и, как кажется, совершенно современная работа оператора, отсылающая нас даже к таким титанам современности как 'Интерстеллар'. И даже уже этого хватает, чтобы 'отвисла челюсть', чтобы заново пересмотреть своё отношение к советскому кинематографу, чтобы задуматься над тем, почему европейские и голливудские режиссёры так часто воздыхают по Тарковскому и иже с ним.

Но не всё так радужно. 'Почти фантастическая история' так и остаётся 'почти' идеальной историей на стыке нескольких киножанров, но ни одной из них не являющейся. Для фантастики слишком скупо, для триллера пространно, для драмы - нет прецедента. Но САМОЕ проблемное это в очередной раз навящивый милитаризм и советская (около)пропаганда. Смешно сказать - танки стали входными и выходными воротами для наших героев, которые после внезапно окончившихся для них военных учений буквально с криками 'Ура' и скинув с себя лишнюю одежду без лишних измышлений бросаются в реку 'вечной', а значит 'настоящей' жизни. Жизни, которая долгое время являлась развоплощённым мифом для советского, а особенно предперестроечного человека, заключённого, но уже хотя бы не беспросветно в ветхие цепи сомнительных обязательств, укладов и понуждений. Но помимо вышесказанной риторики в фильме присутствует лёгкая, даже беззлобная ирония. Попытка в тишине (а 'в космосе никто не услышит твоих криков') и без омрачающих душу колебаний раз и навсегда прорвать все оцепления, ступить на новый уровень, вырваться наконец 'туда', на ту сторону реки, где поле, лес, а ночью костёр под открытым небом, которое всегда выслушает и сохранит любые секреты потерявшихся путников. Будь то учёный, водитель или продавец.

Понятен корневой замысел создателей - это не фильм-притча, это - бунт, но ещё тихий и осторожный, вместе с тем бунт моральный и подозревающий. Более того, часто на ум приходят параллели с античными сюжетами, где можно встретить и Гомера с Платоном и работы Антониони с Пазолини. И работа вылепленная из различных одухотворённых содержаний, саморефлексий и интенций всё же остаётся детищем, говорящем на своём собственном языке, выкристализованным бытием непосредственно того и только того места и времени откуда к нам пришёл этот невиданный истукан.

Парад планет (как астрономическое явление) сакральное и вместе с тем мистическое действо, несущее в себе знак некоего высшего, почти запредельного, а значит крайне редкого порядка, удачной упорядоченности. Надежды. Так и нашим героям остаётся лишь надеяться, что всё было (а оно было) не зря; что их жизни не были пусты и бессмысленны и что они не молча растворились в пустоте, а всё-таки сумели оставить на Земле после себя хоть что-то.

03 мая 2020 | 19:09
  • тип рецензии:

Это история о кризисе среднего возраста у нескольких мужчин. Да, они попали в странно-мистические обстоятельства по пути с военных сборов. Да, ощущение что они попали в безвременье есть, когда не надо бежать на работу, встречать жену, детей. А что делать тогда?

Мне кажется что мы просто видим их мир. Не какие-то образные царства мертвых или город женщин. Это просто медитативный мир среднестатистического мужчины, заставленного волею обстоятельств подумать о смысле жизни. Вот искушения в виде женщин, которые уже не искушают. Вот царство смерти в виде дома престарелых, которое уже не пугает. Точнее пугает, но к 42 годам ты уже смирился. Это герой может сравнивать деревню с городом женщин. Это в его воображении он такой, куда он так рвался раньше и вот выдались 2 денька.

История о том, как военные сборы закончились на 2 дня раньше и мужчины оказались предоставлены сами себе. Их главный поступок в этом фильме это то, что они не уехали домой, а решили погулять или покутить. Но в 42 кутежа уже часто не получается. Для меня этот фильм о кризисе среднего возраста. О переоценке ценностей.

Но наша грядущая перестройка все перетянула на себя. Предчувствие перемен. Да нет, этот фильм можно переснять в наше время и он будет актуален. Человек наедине с самим собой и с теми, кто случайно оказался рядом с ним. Вся наша жизнь, работа, учеба - это набор обстоятельств и случайных людей, разбавляющих и упорядочивающих наше одиночество. Герои вроде бы не испытали острых ощущений, не ловили маньяка, не спасали деревню от пожара. Но для героя, который в городе после побежал с ними увидеться - это было переломное, важное время. Он боялся, не сон ли это. Не помню кто был главным героем, Борисов, или кто-то другой. Конечно для героя Борисова, мечущегося интеллигента, это наиболее характерно. Таких же героев играл Янковский в 'Полетах' или где-то там. У нас весь кинематограф такой был. Задумчивый Даль в 'Отпуске сентября'. Это прямо герой советского времени. В 'Зеркале для героя' герои (простите за тавтологию) тоже попадают в другую реальность, да и в 'Кин-дза-дза'. Это все похожие высказывания, в разной степени которые тоже можно упрекать в предрекании конца режима.

Мне кажется Миндадзе Абдрашитов снимали своего Феллини. 8 1/2 или 'Город женщин', но очень близко по сути. Поэтому и получилось так хорошо. Михалков переснимал Серджио Леоне и это до сих пор его лучший фильм. Шахназаров снимал 'Город зеро' снимая кальку с Бунюэля, и тоже решили что этот фильм предвестник перестройки. Каждый рад обманываться так, как ему хочется.

22 июля 2019 | 19:41
  • тип рецензии:

Ах, как же я любила по молодости этот советский артхауз! За неимением другого, конечно. Сейчас-то всё это смотрится с грустной улыбкой и только ради ностальгии.

Тем не менее мощнейшая харизма Борисова и Никоненко создают должное напряжение буквально на пустом месте, то есть при нулевом сценарном материале. Их магнетизм и засасывает зрителя в фильм всё неотвратимее, как в водоворот, и ты уже, как под гипнозом, следуешь за ними и хочешь, чтоб это длилось, длилось...Впрочем, и остальные актёры - мастера выше среднего уровня. Каждый из них способен в одиночку вынести на себе фильм (и выносил). Я иногда думаю, что возможно излишне собирать в одном фильме несколько ярчайших талантов, так как лично моё внимание рассеивается, а удобнее смотреть кино, у которого один центр. Но это ни в коем случае не претензия к кино, ни к этому, ни к любому другому с блестящим актёрским ансамблем, а просто моя личная проблема.

Чудо как хороша Анжелика Неволина, и как женщина, и как актриса! Когда я слышу, как наши знаменитые актёры (да вот хоть бы и её отчим) страдали из-за того, что что-то там недоиграли, что где-то их недооценили, я всегда вспоминаю тех талантливых, неординарных личностей, которых никто (или почти никто) не знает просто потому, что им меньше повезло.

С юности пронзила мне сердце эта сцена:

- Возьми меня с собой!
- Куда тебе со мной? Там ничего нет.

Казалось бы, как это ничего, у Костина семья, и почему не сказать об этом прямо? Но семья - 'ячейка общества', а в этом внесоциальном пространстве, куда попали герои фильма, они утратили все социальные признаки: образование, профессию, семейный статус, даже имя, и остались просто Мужчинами, первобытными бродягами, живущими инстинктами. И именно здесь они находят свой внутренний центр, ядро своей личности, и другого мира для них в данный момент действительно не существует. Может, это плохо, может даже безнравственно, но против правды не попрёшь: только выпадая из социума мужчина и женщина становятся Мужчиной и Женщиной.

7 из 10

27 января 2018 | 02:52
  • тип рецензии:

«Парад планет» - фильм-притча о поисках смысла жизни. Состоит из нескольких взаимосвязанных частей, в которых затрагиваются отдельные глобальные проблемы: мужчина и женщина, отцы и дети, добро и зло.

По сюжету 'Парад планет' перекликается с «Одиссеей» Гомера. Зловещие циклопы представлены в виде обшарпанных, но вполне боеспособных танков. Сирены, нимфы и гетеры показаны в образах среднестатистических совковых тружениц-соблазнительниц, плотоядно охотящихся на беззащитных особей мужского пола. Мрачно-футуристический дом престарелых напоминает зловещее царство мёртвых со своими потусторонними примочками и загадочными химиками-харонами.

В 'Параде планет' перед нами всплывает поблекшая незастойная фотография времени, которое позже назовут застойным. Харизматичный Сергей Шакуров, обаятельно-гадючный Алексей Жарков, задумчиво-отрешенный Борис Романов и, конечно же, непревзойдённый лицедей-искуситель Олег Борисов - это надо видеть!

'Парад планет' - очень тонкое авторское кино для настоящих гурманов и один из самых недооценённых советских фильмов. Этим фильмом Абдрашитов так высоко поднял собственную кинематографическую планку, что взять ещё раз эту высоту ему удалось только однажды - во 'Времени танцора'.

Кстати, благодаря киношному 'Параду планет', я узнал, что такое парад планет как астрономическое явление.

10 из 10

21 ноября 2016 | 15:32
  • тип рецензии:

Как известно, всякого рода астрономические явления, космические пертурбации, да даже изменение погодного ландшафта неизменно влияют на человеческое сознание, настроение и некую самоидентификацию, как достигая своим влиянием апогея в отдельных личностях, так и в целых массах. Как известно, некие значимые события, приуроченные к религиозным датам, массовым празднествам, общественно значимым реалиям могут доводить отдельных личностей и их группу, массу, толпу в совокупности до истерий, беспорядков, экстаза или до целенаправленных сплочений, идеологий и следованиям принципам, соответственно, этим можно управлять. В качестве примера можно взять всякого рода концы света, проблемы 2000-го года, давки в Мекке и прочих снисхождениях благодатного огня, террористические угрозы наконец. Событие может обернуться хаосом или наоборот венценосным экстатическим просветлением, в то время как ничего мистического и сверхъестественного в этом, естественно, нет. Главенствующую роль играет групповая приобщённость и общий эмоциональный порыв.

Парад планет - астрономическое явление, при котором некоторое количество планет Солнечной системы оказывается по одну сторону от Солнца в небольшом секторе. Явление редкое, значимое, а следовательно могущее вызывать все вышеуказанные штуки, ещё сильнее - если присовокупить к этому идеологическую основу и следствие.

СССР, поздний застой. Шестеро сорокалетних мужчин, чья жизнь давным-давно устоялась и представляет собой наезженную колею, вдруг оказались выдернутыми из социально-общественной и семейной оболочки, многолетнего рутинного быта, повестками отправившись на военные сборы. Игра 'в войнушку' закончилась, всем 'спасибо'...но огонёк в глазах-таки засветился - зачем возвращаться к ежедневной одной и той же жизни, если впереди ещё несколько свободных дней ? Отправившись на конечный пункт военных учений - деревню Гуськово - герои сами того не понимая, попадают в некое трансцендентальное искривление времени, пространства и сущности, сплочённой группой путешествуя по руслу своей жизни, молодости и старости...

Обобщая разъединённые относительно социальных и культурных слоёв и выполняемых в обществе функций личности, дуэт Абдрашитов-Миндадзе (по мотивам романа Евгения Гуцало) соединяет в единое целое внутреннего мира представителей интеллигенции и пролетариата, конформистов, алкоголиков и астрономов, архитекторов и мясников, выявляя общую проблематику этой самой внутренней стагнации как отдельно взятой личности, так и группы, массы, страны. Сорок лет - к прошлому не вернёшься, а будущее видится таким же, как и вчера. Мальчишеская игра в танчики и пушки возвращает живость в глазах мужиков - как, и это всё, уже домой, а откуда взялись эти ракеты, и как это мы могли погибнуть смертью храбрых - обсуждение недавних боёв ещё ведётся после завершения сборов.

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой

Группа отправляется в Гуськово, с чего и начинается 'перешагивание за пределы', 'выход за пределы', transcendens - сорокалетние мужчины выходят за пределы своей юности из танчиков к молодости и девушкам. Удивительно, но всё это Гуськово оказывается заселено одинокими томными красавицами с грустными глазами - что может быть прекрасней: танцульки, обнимашки, слово за слово и так далее. С каждым пределом всё больше и больше раскрываются характеры героев, каждый из мужчин более окунается в себя и свою жизнь, смотрит на неё со стороны, на своё одиночество, смысл своего существования, чему, несомненно, способствует группа. Периоды, пределы, как и в жизни, летят слишком быстро - вчера ты закончил школу, сегодня у тебя жена и двое детей, а завтра ты в доме престарелых. Абдрашитов лишь быстренько обрисовывает края этой замкнутой в самой себе притче о вечном поиске смыслов, как замкнуты герои в своих орбитах, как планеты. Общие купания голышом в реке быстро надоедают: 'бабы - пять минут удовольствия'. Герои оставляют забытых девушек и остаются в одиночестве на острове, сидя перед костром и переходя к пределу взрослости и мужской дружбе, вспоминая и обсуждая своих жён, вдруг приходя к общему радостному мнению, что вот-то они настоящие друзья и настоящие отношения.

Наконец, вербуя бедного химика-органика в отпуску, герои через реку Стикс отправляются в старость, царство мёртвых. Атмосфера дома престарелых тревожно-пугающая и нагнетает страх, что подчёркивается и музыкой, и толпами стариков и старух, которые лезут в кадр словно неспешные зомби из фильма ужасов, увидевшие живых. Здесь герои обретают свои альтер-эго, а герой Олега Борисова подыгрывает сумасшедшей старушке, которая принимает его за сына, вдруг сам понимая, что рассказать ему о своей серой рутинной жизни практически нечего. Приближение парада планет сплачивает, подытоживая некий общий путь героев, заканчивая их 'выходы за пределы', возвращая в прежнюю оболочку, город и общество.

На всём протяжении картины Абдрашитов сохраняет некое чувство устоявшегося одиночества и замкнутости. Герои им не противятся и не пытаются преодолеть, здесь нет тревоги и страха - они просто существуют и въелись в их сущности. Казалось бы такие разительные смены обстановок и пространств практически не влияют на них, они в них даже не участвуют, словно смотря со стороны на происходящее, словно проживая в очередной раз один и тот же путь, зная, что было в начале, и что будет в конце. Некая почти бездушная бесплотная абстрактная предопределённость, как день сменяет ночь (чему вторят даже панорамные природные кадры) - надо ли это, не надо ли это, есть ли в этом смысл или нет, повлияло ли как-то это путешествие на героев или нет ? Они просто вернулись в город и разошлись каждый своей дорогой, уже прежде больше никогда не увидевшись. Измениться ли что-то после этого путешествия ? Абдрашитов не даёт ответа. И они вовсе не устали жить, они хотят и могут жить. Быть может должен случиться некий другой парад планет, но не в этом странном и вымышленном приключении, а в обществе и социальной системе, государстве, душах и людях ? Режиссёр предрекает перестроечное время и перемены, тишину перед бурей, застой идей и ценностей...

Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
'Перемен!
Мы ждем перемен!'

28 июля 2016 | 19:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: