К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Самая известная роль Александра Збруева — Ганжа в мини-сериале «Большая перемена». Но как оказалось, ему и раньше приходилось играть похожих персонажей, как например Миша в «Опекуне». Тот же разгильдяй с тем же лёгким отношением к жизни и любящий по-доброму пошутить над окружающими. Весь этот фильм держится именно на Збруеве, хотя помимо него здесь снялся Георгий Вицин.

Завсегдашний исполнитель ролей пьяниц, Вицин и здесь примеряет на себя образ Тебенькова — любителя пригубить чего-нибудь крепкого! Получается у него это очень достоверно, и тем удивительнее, что в реальной жизни актёр держался от спиртного на почтительном расстоянии. Если верить его же словам, по крайней мере. По сюжету Тебеньков и Миша часто идут нога в ногу, поскольку оба испытывают жилищные и рабочие проблемы. Из-за излишней самоуверенности и страсти к выпивке, конечно. А происходят события на побережье прекрасного Крымского полуострова, которое выдают ландшафтные особенности, включая Медведь-гору. Синее море, голубое небо — главные плюсы фильма помимо Збруева и сцены с оплакиванием усопшей тёти, ибо всё остальное оставляет желать лучшего.

В фильме поднимается несколько тем, но ни одна не достигает полного раскрытия. Итог отношений Миши и Любы, судьба Тебенькова, промежуточные сцены с капитаном парохода — всё это остаётся за кадром. Мучения, которые Миша якобы испытывает у пенсионерки, на деле являются достаточно лёгкой работой. Эпизоды же с неудачливым самогонщиком постоянно провисают, как будто всю динамику в итоге вырезали из отснятого материала.

Особо сильное удивление у меня вызвала первая сцена в кафе «Парусник». Разговаривая с Любой о будущей работе, Миша неожиданно переносится в какое-то другое место, где на заднем плане не море, а деревянный зал с другими столиками. Это ярчайший пример неудачного советского монтажа.

Нельзя сказать, что «Опекун» хорош, хотя и плохим его не назвать. Тут есть идеи, но остаются они нераскрытыми.

6 из 10

13 ноября 2021 | 04:08
  • тип рецензии:

До самого просмотра картины… т.е. где-то отрывками, где-то эпизодами и большей частью по воскресеньям, утрами, по телеканалу РТР… всё это кино казалось каким-то праздничным и веселым, ярким и летним, курортным и комедийным, да еще и Вицин со Збруевым, как подтверждение чего-то интересного и уж явно не лишнего…

Очень редко разочаровывают советские фильмы, особенно комедии… но, к сожалению, это именно тот случай, когда над советским кинематографом стоит приспустить флаг великолепия…

А начиналось всё, как и подобает великолепной советской комедии: задорно и весело, с интересных мультяшных титров, с той самой красивой мелодии про «Белый пароход», с комедийных ситуаций и легкой интриги. Но чем дальше по своему хронометражу продвигался фильм, тем больше я задавался вопросами: а комедия ли это? А в чем смысл фильма? К чему он вообще ведет? А о чем говорит концовка? Это разве концовка вовсе? Ну и для чего этот фильм?..

Вопросов возникало довольно много и сейчас я попробую на них ответить… Ну хотя бы описать вероятные идеи ответов…

Комедия? Да, отчасти это так. И если честно признаться, то так оно и хотелось, чтобы это была комедия. Но на самом деле все описанное в фильме больше напоминает в лучшем случае трагикомедию. А по большому счету это вовсе художественный фильм. Про алкоголиков. Про тунеядцев. Про лодырей.

Смысл? Хороший вопрос… Я понимаю, если бы через фильм нам показывали кого-то плохого, гулящего и пьющего, а затем, благодаря женщине или особым обстоятельствам он превратился в полноценного гражданина Советского Союза. Но!.. персонаж-то Збруева может и достиг этой цели, но показано это как-то вскользь… Словно он и не главный герой вовсе. И особого акцента на этом превращении никто и не делал. Куда больше внимания адресовано герою Вицину, который постепенно перетягивает от Збруева все внимание на себя, но концовка просто вгоняет в ступор! После, казалось бы, умудренной и самой справедливой фразы капитана в конце фильма, когда именно сейчас, казалось бы, состоится пресловутое превращение из алкоголика в полноценного добросовестного советского гражданина… ан нет! Не тут-то было! Но более что поражает, так это то, что резко все волновались о судьбе персонажа Вицина, а потом просто взяли да и плюнули на него! Я бы это понял в любом другом американском или любом западном фильме, но не в советском же! Ну не вяжется все это! Чтобы советского гражданина и не взяли на поруки! Чтобы в той стране, где дружинники готовы были за просто так сдать любого провинившегося человека в милицию, проблемного человека бросили на произвол судьбы! Плюнули на него! Нееет… это не в советском стиле! Но на удивление… все так и случилось. И, наверное, единственный раз, и именно в «Опекуне»!

Само название фильма не дюже характерно для него. То самое опекунство длится по сюжету недолго, но, видимо, в советском кино названия всех новых фильмов были расписаны на ближайшие пятилетки, и в этом списке не было имен похожих, вот и решили назвать фильм довольно редким названием…

Концовка… Лично я, кроме позитивной музычки, того самого «Белого парохода», ничего и не вынес. Мало того, что все гаком просто кинули бедолагу Вицина, так еще и непонятно к чему привел троицу влюбленных сюжет фильма. Осталась героиня Клары Лучко с капитаном? А кто его знает… С Мишкой? Без понятия… А что будет дальше, когда оба вернутся из рейса? Одному Богу известно! А к чему велся весь фильм? К скоротечному и невзрачному превращению Збруева из лодырей в простого советского рабочего, так еле заметного на фоне всех событий? К многоточию в любовном треугольнике?.. А где тогда продолжение?

Подождите… Я не ошибся? Это советский фильм? Точно? Ну не знаю… не знаю… Как-то дико все это…

Но что действительно хоть что-то украшало этот фильм, так это опять же тот самый двухминутный «Белый пароход» со словами и без слов, в разных музыкальных вариациях (ремиксах, если хотите) и с позитивным посылом.

Это, конечно же, о великое Черное море! О лето! О город-курорт! О счастливые лица советских отдыхающих! Ощущение праздника, добра и света!

Это талантливые и красивые актеры, где выделены отдельной строкой Александр Збруев, Георгий Вицин и Клара Лучко.

Ну вот, пожалуй, и все… Мог бы в этот список добавить жанр комедия – но, как и говорил, в полной мере он не оправдался. Ну а еще раз о смысле… Вероятно фильм о том, что пить - плохо, гулять – плохо, бездельничать – плохо! Вот такая вот агит-кампания… Хотя, наверное, это и не удивительно, учитывая, что директор картины Владимир Басов – тот самый: «Пьяницы, алкоголики, тунеядцы… Кто желает поработать? (из «Операции «Ы»)

С натяжкой: за «пароход» и за счастливое советское лето

7 из 10

26 июля 2015 | 00:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: