К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Почему чехи и словаки нас не любят, о том можно увидеть в кино, про которое пойдёт речь. Думаю, не сильно ошибусь, если позволю себе утверждение, что у нас о чехословацких событиях 1968 года даже не каждый учитель-историк соизволит рассказать своим ученикам, а вот в Чехии и ставшей не так давно независимой Словакии те приснопамятные дни заучены как отче наш (или как там у них, у католиков?). Постараться понять их правду, даже рискуя признаться самому себе в банальном стремлении узнать врага в лицо, – вот что двигало мной при поиске и просмотре редкого у нас фильма «Английская клубника».

Обвиняйте меня в комплексах, пошлости – в чём угодно, но если сами же чехи подчёркивают свою зацикленность на теме «ниже пояса», я так и говорю: кино во многом – именно о половой распущенности чешской нации. Первые же кадры показывают нам идиллическую картинку: накануне советской интервенции (которую словом и делом поддержали, кстати, все остальные «сателлиты СССР», кроме Румынии; но чехи и словаки, конечно, ни на кого, кроме нас, не обижаются, «ведь они не со зла – их всех злые русские заставили!») две милые чешки (причём одна – в сопровождении несовершеннолетней девочки) плывут на лодочке и беседуют, как бы прервать беременность! «Залетевшей» советуют выпить определённые таблетки, а за неимением таковых – банально попросить какого-нибудь «нормального мужика» выдавить всё наружу! Потом, на протяжении всего фильма, главная героиня (как раз особа, которой подруга советовала прибегнуть к средству из седой старины) и главный герой (её незадачливый хахаль, не замечающий или не желающий замечать её, мягко говоря, лёгкого поведения) гораздо больше озабочены не происходящим со страной (а надо сказать, что многие представители старшего поколения, в том числе и мужчины, в эти дни не много не мало плачут и заливают своё горе крепким пивом или даже «сливовицей»), а с тем, как быть с нежеланным будущим ребёнком. Поневоле вспоминается плохой анекдот про Вовочку и его одноклассницу, которые вполголоса на уроке рассказывают друг другу о своих бедах (она «залетела», а он что-то венерическое подхватил), а потом, на требование учительницы ответить что-то по теме урока, нахально заявляют: «Нам бы ваши проблемы!» Ещё здесь есть момент, где мужлан, про которого даже сами чехи сказали бы «да что с него взять – дед из деревни», набравшись слишком много пива, демонстративно отливает в сторону советского патруля. Но что в этом омерзительном (вызывающем бурный патриотический восторг у чехов и словаков) моменте абсолютно честно, так это то, что никто из наших солдат не повёлся на наглую провокацию. Более того. Никто и ухом не повёл. А ведь мерзавец прекрасно знал, что ему ничего не будет, потому и совершил это!

Вообще, фильм до цинизма хорошо отражает реальность, его нельзя упрекнуть в развесистой клюкве, которую, когда делают агитку, лепят ради восхваления одних и демонизации других. Чехословаки не посмели оказать сколько-нибудь существенного сопротивления тогда, в 1968 г. Соответственно, и наши без нужды не применяли оружия. Этим «жертвам русской агрессии» далеко до венгров образца 1956 г. и даже до азербайджанцев образца 1990 г. При подавлении «пражской весны» жертвы были случайны и единичны, что честно отражено в фильме «Английская клубника». Два подростка раздобыли бутафорское огнестрельное оружие на съёмочной площадке какого-то кино про II Мировую войну и додумались пужать им советских солдат. Наш стреляет тому сопляку, что «бабахнул» в его сторону, в ноги – в итоге хулиган, из-за не вовремя оказанной медпомощи, отдаёт своему католическому богу душу. Вот и делайте выводы, уважаемые поборники демократии и западных ценностей: советская операция была максимально корректной и цивилизованной. Другое дело, что СССР – априори Империя Зла, и даже сам факт поползновения в западном направлении, будь он хоть вообще бескровным, воспринимается западным миром как лишнее доказательство недоброй славы «русского медведя». А Чехия, как ни крути, Западом рассматривается как своя в доску. И главный герой фильма «Английская клубника», олицетворяющий чешскую молодёжь, смотрит на свою родину как на пристанище предков-неудачников и метит в Англию, клубнику собирать… Или яблоки, если клубника уже отошла… Короче, неважно, главное – свалить на Запад, а предки пущай рыдают над бутылкой «сливовицы» и гадают, как бы «злым русским коммунистам» насолить!

Остаётся сказать, какими здесь показаны мы, русские. Из соображений удобства, роли русских пригласили играть актёров-украинцев. Ну, что ж, не так уж плохо, хотя акцент всё равно чувствуется. Будем считать, что показанная часть скомплектована на Украине или в той части России, где велико влияние Украины (а это у нас, грубо говоря, от Тульской и Калужской области до Ставропольского края, так что ничего удивительного, что «советские интервенты» говорят с украинским акцентом). В целом никакие не черти с рогами, просто юнцы, спокойные как слоны, исполняющие свои приказы: всё оцепить и охранять. Один из главных героев, наш дезертир, водит дружбу со сладкой чешской парочкой и, как и чешский парниша, метит на Запад, потому что это дураком надо быть, чтобы не воспользоваться случаем и не попытаться перебежать за «железный занавес». Тогда как главный герой, незадачливый гастарбайтер, ни бельмеса по-русски, его краля, та ещё вертихвостка, прекрасно изъясняется на «великом-могучем» и что-то уж больно ласково смотрит на «проклятого оккупанта»…

И над всем этим апокалипсисом старой доброй Чехословакии летит надрывная песенка, где какой-то исполнитель с лёгким акцентом чеканит:

Мальчик мой,
Мальчик мой,
Какой ты большой герой!..

Итак, надо признать, фильм ещё не настолько русофобский, насколько можно было от него ожидать. И не настолько героизирует «жертв русской агрессии». Ведь могли бы показать горстку чешских подростков, ценой своих жизней изничтоживших сотни советских солдат, аки гайдаровские мальчиши – буржуинов! На Западе такие фильмы – не редкость. Пипл схавал бы и ещё попросил: так-то здорово, когда «злые русские» (кубинцы, северные корейцы… нужное подчеркнуть) летят вверх тормашками! Но здесь практически только одного упоминания о русской армии достаточно, чтобы люди в зоне русских интересов всей шкурой чувствовали: сопротивление бесполезно. А вот есть ли сопротивление противоположным силам, т.е. натовцам, красноречиво показано в другом фильме. Оказывается, не все довольны и тогда, когда Запад вводит в априори слабые страны свои войска, «чтобы русские не сделали этого сами». Помните музыку про Лили? Так вот, в голландском фильме «Кассирша», где про эту самую Лили, местные убивают натовского солдата. Так-то. Кому приятно, когда тебя захватывают! А ты терпи, если не из сверхдержавы! Да, это так!

24 ноября 2014 | 18:05
  • тип рецензии:

У людей, выросших в Советском Союзе, в одном из уголков памяти прячется эта дата: 1968 год, ввод войск в Чехословакию. Даже у тех, кто не причастен, не бывал, не участвовал, ещё не родился, след остаётся. След некоторой вины за то, что было сделано от имени страны, отсюда и интерес к теме, и желание посмотреть фильм о тех событиях.

В 1968 году американцы снимали в городе Давли-у-Праги военный фильм «Ремагенский мост», в округе появилось много бутафорского оружия - эта информация вместе с темой фильма настраивает на суровый лад. Также с самого начала «Английская клубника» притягивает черно-белыми кадрами кинохроники, но на этом её плюсы и заканчиваются, пошлости и глупости для подобной суровой темы в фильме излишек. Создатели явно неспроста выбрали название, невольно ассоциирующееся с клубничкой в современном понимании этого слова — тема баб идёт сквозь фильм в таких откровенных подробностях, что местами коробит даже современного зрителя, привыкшего ко многому: обсуждаемое девицами «выворачивание наизнанку» в постели как способ избавления от нежелательной беременности просто шокирует.

В центре сюжета - молодой человек Томаш, который собирается в Англию на сбор клубники. О том, что под этим скрывается не сезонная работа, знает только его семья. Ни друзьям, ни девушке Тане Томаш не сказал о решении эмигрировать. Во время сборов родители ведут с ними постоянный вялотекущий спор, зритель узнаёт, что отец уже сидел и благодаря своей активной позиции, может ещё угодить в тюрьму. Поезд уходит утром, а пока можно повеселиться с друзьями и попытаться получить от подруги давно желаемое. Утром оказывается, что поезд отменили, и юноша мотается с чемоданом где угодно, только не едет домой. То, что родители беспокоятся, его не волнует совершенно. Параллельно этой в фильме идёт линия двух парней, один из которых — брат Тани. Подростки как подростки — то про баб, то вино из горла, то стрельнуть из бутафорского пистолета, но последствия для одного из них неожиданно оказываются весьма трагичными, по течению фильма этого совсем не ждешь.

Вообще, два самый заметных мотива в фильме — влияние на молодежь сексуальной революции, а также конфликт отцов и детей, подростковый бунт, хотя и он показан недостаточно мощно. Фраза «пусть не заставляют» ( подругу героини сидеть с младшей сестрой) явно перекликается с «пусть не оставляют» - вино на столе. Детки выросли и считают, что родители им не указ — обычное дело, но самой констатации этого факта явно мало для сильной драмы.

Отдельного описания заслуживает то, как в фильме изображены советские солдаты: офицер не уверен, что жена в Союзе родила от него, наставляет пистолет (пусть и без патронов) на солдата, стреляет в подростка боевыми без особой нужды, в остальном стоят тихо у своих машин, и на том спасибо, что зверств не напридумывали. Ну, и бегут, бегут люди от счастливой советской действительности — это демонстрирует третий главный герой — солдат Лебедев, мечтающий о Биаррице. Судьба сводит его с молодой парой, Лебедев вваливается на дачу Тани, быстро находит контакт (совместное распитие пива и, пардон, отливание явно сближают). Томаш торопится сделать для него всё, что можно, не задумываясь, стоит ли оставлять свою девушку наедине с этим русским. А русский хитёр — банку тушенки не может открыть без ранения, тут ему и забота, и нежное обращение от хозяйки дачи.

Сюжет выглядит слабым, явно надуманным, рваным, переходы между сценами и связи разных линий слеплены на коленке. Томаш то не понимал русскую речь (Таня переводила), то вдруг стал понимать — быстро обучаемый, видимо. Таня то слушала стихи, выдаваемые Лебедевым за собственные, то вдруг спохватывается, что знает фамилию настоящего автора. На протяжении всего фильма звучит песенка со словами: «мальчик мой, мальчик мой, какой ты большой герой», поначалу украшает всё действо, ближе к концу простукивает голову слушателя. И кто же тут герой, понять не удаётся, тем более, что сюжет не имеет внятной точки — солдата снабдили, чем смогли, для дальнейшего путешествия к его цели, но окончание создаёт ощущение, что события только по кругу пойдут.

Судя по информации, дошедшей до нас, большой войны на территории Чехословакии не случилось, ввод советских войск не стал настоящей трагедией, всё обошлось относительно спокойно, но курс страны был развернут обратно в лоно социализма. Похоже, самих чехов этот факт не слишком расстроил, в противном случае фильм был бы снят совсем иначе, с другими акцентами.

28 сентября 2014 | 15:16
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: