К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я не знаю, что со мной не так, но мне этот фильм совсем не понравился! Как и многие, я очень давно слышала об этом творении Мартина Скорсезе, он был в списке 'что посмотреть в первую очередь'. И в итоге сейчас у меня странное ощущение, когда все всё вокруг понимают и видят, а я нет. Чувствую себя полным идиотом, но фильм очень не целостный и какой-то сырой. Пришлось разделить данное кино на две части, ибо полностью без малого два часа я просто не смогла бы осилить. Очень все медленно и вяло, как будто притянуто за уши! Первая половина очень тягучая и вязкая, так сказать. Смотреть тяжело. Ждешь постоянно чего - то, а в итоге шиш. Только в конце фильма начинают происходить события о которых режиссер нас 'предупреждал'. Много монотонных моментов, за которыми, как мне показалось, не скрыто совсем никакого смысла и они, в принципе, к сюжету картины особого значения не имеет. Просто есть и все тут. Очень не понравилась музыка. Такая же как фильм - нудная. Пусть это и классика. Но все это вместе образует очень вялое зрелище. Ну и конец конечно же. Как будто режиссер весь фильм из кожи вон лез, чтобы его творение получилось по максимуму реальным и правдоподобным, а в конце то ли фантазии не хватило, то ли жена попросила сделать какой-то абсолютно не правдоподобный хэппи-энд.

Очень хорошо сыграли все актеры. Не буду кого-то выделять - актерская игра порадовала. Конечно же неплоха сама идея. Маленький человек, большой город с безразличными, алчными, жестокими людьми. И вот маленький человек решает хоть что-то изменить. Изменить, конечно, тоже насилием и жестокостью. Ну пусть сердобольные не расстраиваются, как было сказано ранее-добрые живы, здоровы, все обществом прощено, появляется новый герой.

В заключении завидую всем тем, кто это творение Скорсезе не только понял, но и искренне прочувствовал.

Смотреть, конечно, надо. Классика же! Но она бывает очень разной и на всех не угодишь. Удачи.

5 из 10

28 марта 2012 | 20:54
  • тип рецензии:

'Надо бы этот город отчистить от грязи' - первая мысль, таксиста Трэвиса, увидевшего ночные улицы, из окна своего автомобиля.

Одинок и ни кому не нужен, и все попытки завязать с кем-либо знакомство, заканчиваются неудачно. С виду обычный человек, но капни глубже, мы увидим человека, с искалеченной душой. А как говорил, герой Аль Пачино в 'Запахе женщины': 'Душу протезом не заменишь'. Как такому человеку жить? Для чего ему жить? Он пытается выжить в городе и в мире, в котором каждый идет своей дорогой, и это нормально, но только не для него. Он не видит смысла в этой суете, в бессмысленных попытках самоутвердиться в жизни. Он находит работу, что б занять себя и избавиться от бессонницы, но это лишь усугубило его переживания.

'Работаю двенадцать часов в сутки, и все равно не могу заснуть. Бессонница.'

Несмотря на то, что в основном все картины Скорцезе прекрасны своими диалогами, в 'Таксисте' изречений не так уж много, но каждая мысль из уст Трэвиса, проникает прямо в душу. К тому же, каждый кадр несет смысл, и остается лишь только додумывать. О том, как играет Роберт Де Ниро можно говорить долго, здесь его герой, опять-таки не похож на других. И вроде знаменитая мимика и ухмылка Роберта сияет в каждом фильме, но все равно, кроме мимики, актер в каждую роль вкладывает разное душевное состояние. Я говорю о том, что Роберт не просто входит в образ, или даже играет, нет, он вживается в каждого своего персонажа.

'Ты слишком много не думай' - Советовал ему коллега таксист, но просто ли отказаться от своих мыслей и встать на ноги, когда вокруг тебя туман.

Таксист Трэвис, с потерянным взглядом, сразу вызывает переживание, но давайте представим, если б он был реальным человеком, которого бы вы встретили в жизни. Стали бы вы с ним говорить и уж тем более что-либо доверять? Скорее всего, нет. Трэвис не такой как все, да, он работает как все, развлекается как все, но он одинок, и это убивает его изнутри. Он пытается заговорить, но его не понимают, и скорее всего даже не слушают, он пытается слушать, и не понимает, что он здесь делает и кто эти люди, что рядом с ним.

'Выбора все равно нет, нас всех когда нибудь поимеют'.

Он старается приобщиться к жизни, к другим людям, хоть и знает, что совсем не близок им. Трэвис критичен, и его позиции тоже никто не разделяет, потому что он смотрит на окружающее другими глазами. Наверное даже ребенку ясно, что справедливости в мире мало, и что-либо изменить сложно, это понятно каждому, кроме Трэвиса, человеку который потерял себя и оставил свою душу где-то в прошлом, и отстал от всего мира на много лет.

'Я сам себя не понимаю'.

Все проблемы в одиночестве. Когда он встречает Бетси, казалось бы к нему приходит уверенность, и надежда. Он приглашает ее в кафе, заводит увлекательный разговор, и заинтересовывает девушку. Но их душевное состояние совсем разное. Бетти оказалась для него такой же как и все, зацикленной на своей работе, жалкой девушкой, которая ничего кроме оценить не может. А он был ей противен, и страшен. И все попытки вернуть девушку были напрасны, и Трэвис окончательно разочаровался в окружающих его людях.

'Мне хочется сделать что-нибудь, что-нибудь значимое'.

И после этого, Трэвис все больше и больше стал уходить в себя, наращивая в голове темные мысли. Грязь которую таксист видит из окон своей машины, проникает в его рассудок, идея мести и расплаты становится навязчивой. Съемки в фильме гениальны и проникновенны. Скорцезе был велик уже тогда, как он чувствует актеров, и как он выражает смысл, если не через диалог, то через кадр. Эмоции и переживания Трэвиса понятны без слов.

'Эта мысль зреет у меня уже давно - наказать'.

Подталкивает Трэвиса на перемены человек, (его сыграл сам Мартин Скорцезе) севший в его машину, и разъяснявший то, как люди отправляются на тот свет, и то, что он собирается убить негра, с которым изменяет его жена. Надо сказать, в 'Таксисте', как и во многих фильмах Скорцезе, есть некие оттенки расизма, но они исходят не от режиссера, а от улиц, которые несут расовую ненависть. Негры, евреи, ирландцы и итальянцы - у всех свой менталитет и особенности, у всех свои грешки и тараканы. Но из них и состоит большая часть Америки, той Америки, которую раскрывает Мартин в своих картинах.

'Слушайте вы, мерзавцы и подонки, нашелся человек которому это все надоело, и который не собирается больше это все терпеть. Слушайте вы, говнюки и подонки, нашелся человек, который восстанет против всего этого дерьма, против всей этой грязи, мерзости. Нашелся человек.... Ты покойник'.

Не стану акцентировать внимание на героине, тогда еще юной Джоди Фостер, которая сыграла музу Трэвиса, потому что о ней итак достаточно подробно написали. Я же хочу написать о самом поступке таксиста. Чего он мог глобально изменить? Ответ - ничего. Однако даже помощь одной девочки казалась ему выходом из ситуации. Отправить на тот свет негодяев и если повезет, выжить самому. Он сошел с ума, но здоровый человек на такое бы и не пошел. Трэвис шел в противовес всем остальным, и он наказал этих ублюдков.

После этого его жизнь изменилась, о нем написали в газете, Бетти вновь проявила интерес к нему, а самое главное он освободил девочку от грязи, за что ему были благодарны ее родители. Но, смог ли он окончательно избавиться от своих мыслей, и от одиночества? Нет, Трэвис был обречен. Отражение в зеркале одинокого таксиста вряд ли когда-нибудь изменится, и он по-прежнему будет видеть эту грязь. Просто видимо есть люди, смотрящие на жизнь просто, не особо задумываются над происходящим, и не замечают пороки людей - возможно они везунчики, и им легко по жизни. А есть те, кто не может жить, когда видит страдания другого человека, он не может это просто проглотить.

'Когда-нибудь в вашу дверь постучатся, и это буду я' - Трэвис, в письме своим родителям.

Картина Мартина Скорцезе определенно не для всех, не каждый ее сможет усвоить и прочувствовать. Да и мир с тех пор еще больше порос разной 'грязью', что сейчас мировоззрение одинокого таксиста, покажется многим предрассудком. Ну и зря... Ведь он просто будет пристально смотреть на вас, с улыбкой, но при этом, думать совсем о другом. А вы будете думать, что перед вами одержимый психопат, который изучает вас. Вот и разница между вами. Вы ничем не связаны...

23 августа 2009 | 18:37
  • тип рецензии:

Вступление:

Эта рецензия будет у меня самой подробной из всех написанных мною когда-либо. Причиной тому – дань уважения живому классику кинематографа Мартину Скорсезе, замечательному актёру Роберту де Ниро, очаровательной актрисе Джоди Фостер, мощнейшему американскому кинематографу 1970-х гг., искренне любящему свои моральные ценности и гордящемуся ими.

«Таксист» - это своего рода визитная карточка Мартина Скорсезе, которая незабываема, как кивок дона Вито Корлеоне из «Крёстного отца», как песня Конрада из «Обыкновенных людей», как бой Рокки из «Рокки», как байки Макса из «Полуночного экспресса», как молитвы священников из «Изгоняющего дьявола», как повествование невротика из «Энни Холл», как… Список бесконечный. Но «Таксист» из этого списка – самое лучшее олицетворение американского кинематографа 1970-х гг.

Этот фильм никогда не был в числе моих любимых. Но отрицать его влияние на мировоззрение мне невозможно. Этот фильм был сенсацией. Он был открытием. Злобный. Саркастичный. Скалящийся. Сентиментальный. Грустный. Самоубийственный.

Мы любим этого низкорослого жителя Нью-Йорка, этого человека с кустистыми бровями, всегда на съёмочной площадке сурового и сосредоточенного, а на мероприятиях – со скромной улыбкой, будто его и не существует на свете. Он – тот самый дирижёр, уставший и постаревший, но ещё рождающий приятные для слуха симфонии, симфонии настоящего, которое всегда двулико: уютное и опасное. Он – тот самый классик, которому осталось отвечать за всех умерших классиков. Он не предаст зрителей, какими бы коммерческими проектами не занимался. Не предаст, ибо он по-прежнему придерживается своей системы, выверенной и проработанной, что диву даёшься, как можно любить другие фильмы, когда он снимает такие – естественные и внутренне красивые.

Хранит тебя Бог, бравый американец, без устали доказывающего, что Америка достойна того, чтобы её любить. А ведь в его фильмах не вывешиваются американские символы, он показывает жителей – противоречивых и всё же искренних с самими собою.

Это Мартин Скорсезе. Марти. Марти, который стал нашим Марти. Любимым Марти.

I. Славный парень:

Мартин Скорсезе (17.11.1942) начинал с малого. Он шёл своей дорогой, которую избрал себе.

Он открывал миру новые грани актёрского таланта. Роберт де Ниро; Леонардо ди Каприо; Харви Кейтель; Джоди Фостер; Эллен Берстин; Джо Пеши; Шарон Стоун; Уиллем Дэфо; Том Круз; Джон Туртурро; Джульетт Льюис; Розанна Аркетт; Лоррейн Бракко; Рэй Лиотта; Джеймс Вудс; Дэниел Дэй-Льюис; Крис Кристофферсон; Кейт Бланшетт; Марк Уолберг; Мэтт Дэймон и многие другие…

Своим любимым фильмом Скорсезе считает тот, с которого и начинал своё победное шествие. Это было весьма любопытное шествие, которое ясно показывает, что фильмы Скорсезе, не имея сильного кассового оттенка по данным США, тем не менее, влияли на многие поколения.

«Злые улицы» (1973) – 32 тысячи долларов. Социальное кино.
«Алиса здесь больше не живёт» (1974) – 18 млн. долларов. Мелодрама.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) – 16 млн. долларов.
«Бешеный бык» (1980) – 23 млн. долларов. Биопик.
«Король комедии» (1983) – 2 млн. долларов. Трагикомедия.
«После работы» (1985) – 10 млн. долларов. Сатира.
«Цвет денег» (1986) – 52 млн. долларов.
«Последнее искушение Христа» (1988) – 8 млн. долларов.
«Славные парни» (1990) – 46 млн. долларов.
«Мыс страха» (1991) – 79 млн. долларов. Триллер.
«Эпоха невинности» (1992) – 32 млн. долларов. Костюмный фильм.
«Казино» (1995) – 42 млн. долларов. Биопик.
«Кундун» (1997) – 5 млн. долларов. Биопик.
«Воскрешая мертвецов» (1999) – 16 млн. долларов.
«Банды Нью-Йорка» (2002) – 77 млн. долларов.
«Авиатор» (2004) – 102 млн. долларов. Биопик.
«Отступники» (2006) – 132 млн. долларов. Римейк.

Даже сравнительный анализ показывает, что Скорсезе не снимал фильмы ради кассовых сборов, ему хотелось снимать то, что могло бы заинтересовать зрителя. Почему бы не рассказать о мафии? Если зрителю хочется узнать историю знаменитого боксёра, религиозного правителя или миллиардера, то почему бы и нет? Скорсезе тем отличается от нынешних режиссёров, что он видит в зрителе больше, чем просто представителя жующей и мычащей толпы. Нет, он видит в зрителе взрослого, разумного человека, который стремится к познаванию и пониманию мира. Фильмы от Скорсезе хороши именно своими повествовательными функциями, они потихоньку разворачивают перед зрителями картину не только страны, но и всей нации в целом – нации отнюдь не «белой», но имеющей также и «чёрные» в своей истории развития стороны. Через показ недостатков страны Скорсезе даёт понятие зрителям, за что её можно полюбить. За этот колорит противоречия, сильно отличающий США от других стран.

В фильмах Скорсезе не бывает однозначных персонажей. Они вобрали в себя всё плохое и хорошее, что несёт окружающий мир, то черствый к людям, то сентиментально-ностальгический. Поэтому все герои фильмов Скорсезе – люди непростые, их нельзя сразу обвинить или оправдать. Собственно, не это задача зрителя – оценивать то или иное. Напротив, он должен прочувствовать события, в фильме отображённые, с тем, чтобы уловить дух самого противоречия. Скорсезе нравится ощущать этот дух, и он хочет, чтобы и мы ощущали его, пусть иллюзорно, но ощущали.

Поверьте, я не знаю другого такого режиссёра, которого бы так уважали и любили, как Скорсезе. Мы можем недолюбливать Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Джеймса Кэмерона, Майкла Бэя, Ларса фон Триера, Майкла Мура, Тима Бёртона, Дэвида Линча, Стивена Содерберга – кого угодно, это всё-таки наше право, распределять свои вкусовые пристрастия. Но ни разу мне не пришлось услышать, что Мартин Скорсезе – плохой режиссёр. Его действительно любят зрители всех возрастов. За что? Ответа не дано. На последнюю работу режиссёра – «Отступники» - многие знакомые мне люди шли не из-за того, что в фильме снялся ди Каприо, Дэймон или Николсон. Нет, они шли, потому что это был фильм Мартина Скорсезе. Они прямо говорили об этом. И эхом в их утверждениях отдавалось уважение, навеянное просмотром «Таксиста», самого знакового творения нью-йоркского режиссёра.

Сняв «Таксиста», Мартин Скорсезе обессмертил не себя. Американский кинематограф.

II. Яркое знакомство:

Роберт де Ниро пришёл в кинематограф, немедленно бухнув по нему своей феерической игрой, за которую он получил уважение и признание от киноманов всего мира. На свете нет такого актёра, как де Ниро, который так сильно отдавал себя профессии, так «въедался» в образы своих персонажей и с такой силой передавал их на экранах кинотеатров. Это ураган, несравнимый ни с чем больше. Ни разу де Ниро не халтурил в кинематографе, независимо от того, в слабом или сильном проекте он играет, что лишь добавляет ему авторитета.

Его лицо, как принято сейчас выражаться, имеет определённую фактурность, открывшую ему путь к изображению мафиозных типов. Но, несмотря на фактурное лицо, де Ниро всегда показывал больше, чем ему отводилось, и этим он прославил многие фильмы. Он доказал, что роковое амплуа мафиози можно сбросить к чертям собачьим, и доказывал это с завидным упорством и талантом. Он играл и в комедиях, и в драмах, и это разнообразие в ролях лишь придало ему еле уловимый шарм, кочующий из фильма в фильм.

Хотя из-за убедительности де Ниро в образах мафиози зрители давным-давно позабыли его участие в «Крёстном отце – 2», за роль второго плана в котором он получил «Оскар», тем не менее, его героя из «Таксиста» - ветерана Вьетнамской войны Трэвиса Бакла – трудно не помнить. Ярчайшее знакомство зрителей с де Ниро в «Таксисте» врезалось им в сознание раз и навсегда. Жаль только, что за эту роль Роберт де Ниро не был награждён ни одной значимой наградой. Что ж, зато он всегда может сказать всем нам – «Я – актёр», и мы прекрасно поймём, насколько сложна и невероятна эта профессия.

III. Любимица доктора Лектера:

Она запомнилась зрителям крылатой фразой из пародии Алана Паркера «Багси Мэлоун»: «Вот вам и шоу-бизнес!». Ей ниспослано было играть с талантливейшими актёрами Голливуда: Роберт де Ниро; Лиам Нисон; Харви Кейтель; Энтони Хопкинс. Она снималась у лучших и оригинальных режиссёров Америки: Мартин Скорсезе; Дэвид Финчер; Джонатан Демми; Алан Паркер. Она не постеснялась и в роли второго плана блеснуть, когда была уже признанной актрисой мира, и где блеснуть – в «Долгой помолвке» Жана-Пьера Жене, французском фильме.

Джоди Фостер сочетает в себе два, казалось бы, несовместимых качества: сильную волю, что помогает ей в изображении отчаянных и разъярённых матерей, борющихся за своих детей, либо агентов ФБР и иных героинь, отличающихся мощным характером. Но в противовес сильной воле Фостер истинно, и каждый из нас согласится с этим, женственна, мягка, чарующа. Её обаяние обволакивает, мы не можем сопротивляться ему, и в то же время мы понимаем, что с этой женщиной уж точно следует держаться определённых правил, не то ты пропадёшь.

Героиня Джоди Фостер из «Таксиста» - юная проститутка Айрис – вызывает множество чувств, трудно сказать, чего больше: положительных или отрицательных эмоций. В Айрис ощутимо ещё детское и беззаботное сознание, но время уже оставила на ней отпечаток извращённости, который оставляется на каждом жителе крупного города, оставляется незримо, тихо, словно скатерть стелется на стол. Всё зависит от того, чего в человеке больше: хорошего или плохого. Но Айрис, по сути, ещё ребёнок, и её судьба уже предрешена: она не может изменить направление давления общества, и потому идёт по пути, которого сама не выбирала для себя. Она бессознательно принимает извращение за норму, ибо у неё нет другого пути. Пути назад для неё не существует, как бы ни обманывал себя таксист Трэвис Бакл…

Хотя в «Таксисте» у Джоди Фостер небольшая роль, но она с лёгкостью приковывает к себе внимание тонкой, изящной игрой, которой бы позавидовала и более взрослая и опытная актриса. Сочувствие ли хотел вызвать Мартин Скорсезе у зрителей, рассказывая историю проститутки Айрис? Понимание – вот что необходимо Айрис. Понимание может утешить её. Для изменений время утеряно. Понимание ведёт к доверию. Айрис должна кому-то доверять в этом сволочном, бесчувственном мире, и простой таксист становится тем её доверенным, с кем ей не нужно ощущать себя вне безопасности. Увы, образ жизни Айрис не даёт ей выхода, и она движется в заданном направлении, окончательно ставя на себе печать грешной женщины, и ничья смерть тому не помеха. Время утеряно.

IV. Великолепная семёрка:

Помимо Мартина Скорсезе, Роберта де Ниро и Джоди Фостер нельзя не упомянуть и о тех, кто ещё внёс свои усилия в создание этого сильного фильма. Единственное, я предпочёл не включать в этот список сценариста «Таксиста», так как сценарий – это отдельная история, и не исключено, что стоит выделять её обособлённо, так как сюжет «Таксиста» притчеобразен и в то же время прост по своей структуре.

а) Актёрский состав:

1. Сибилл Шеперд (Бетси): это одна из удивительных ролей, которые я когда-либо видел в кино. В образе Бетси, женщины, в которую влюбился Трэвис Бакл, нет ничего особенного, за исключением поразительной воздушности. Мне почему-то в Бетси видится земной ангел, который всё замечает, но изменить ничего не в состоянии. Сама Бетси не совсем осознаёт свою значимость. Она тратит силы на суету сует – предвыборную гонку. Но ведь может же она облегчить страдания человека, ощущения Трэвиса Бакла доказывают это. Да, каждый день его снедает чувство тяжести, горечи и сумасшествия, но при виде Бетси он старается преобразиться, загладить свою буйность, временами выпирающую на службе по разным мотивам. Бетси помогает ему забыться, почувствовать себя истинным человеком, в котором ещё теплится восхищение и любовь по отношению к окружающим. Но Бетси делает иной выбор. Она принадлежит другой части мира, где всё выхолощено, видимо спокойно, где умирают, так и не прочувствовав жизнь…

2. Харви Кейтель (сутенер): такому актёру, как Кейтель, никакой хронометраж роли не страшен, ему то эпизодическую, то главную роль подавай – всё сыграть способен в полную силу. «Таксист» доказывает эту теорему. Особенно хорошо получился у Кейтеля эпизод с танцем, где его партнёршей выступила проститутка Айрис. Герой Кейтеля – сутенер, который сам выбрал себе путь, и в этом отличие его от Айрис. Немного однозначный персонаж, честно признаться, но в нём есть что-то, ради чего не нужно проходить мимо его присутствия в фильме. Я бы не зарекся считать образ героя Кейтеля обобщением всех сутенеров. В нём была любовь к Айрис, пусть смешанная с извращением, но она существовала. И в этом видится особенность персонажа Кейтеля от обычных сутенеров. Наверное, это предостерегает от того, чтобы мы не видели в людях только дурную сторону. А именно она, к сожалению, обращает на себя внимание.

3. Питер Бойл (таксист, коллега Трэвиса): этот персонаж – человек среднего возраста, многое уже в жизни повидавший и своё отмотавший в такси – полная противоположность Трэвиса. Он склонен не тревожить свою душу всеми городскими мерзостями, какие ему встречаются по ходу работы. Просто он не морочит себе голову размышлениями, он отрабатывает свою долю долларов, как это делает в Америке каждый работник, привыкший жить по образцу присяжного №6 из шедевра Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» - «Я – рабочий, за меня начальник думает…». Персонаж Бойла не лишён в своей второстепенности колорита, каковой свойственен бывалым людям. Жаль, что Питер Бойл умер 12 декабря 2006 года в возрасте 71 года. Мы прекрасно знаем его по ролям в «Бале монстров»; сериале «Все любят Рэймонда»; также он сыграл весьма ироничную роль ясновидца в одном из эпизодов «X – files». Это был отличный актёр второго плана.

4. Леонард Харрис (сенатор Чарльз Палантайн): забавно, что эта эпизодическая роль Харриса стала единственной в его послужном списке, но роль стоит упоминания, так как персонаж сыгран очень хорошо, вписывается в мир фильма «Таксист» как нельзя кстати, и ловко напоминает старую истину о том, что нет человека хуже, чем лицемер.

5. Альберт Брукс (Том): эпизодическая роль хорошего актёра, которая чётко показывает пропасть меж мирами таксиста и работника политической кампании.

б) Операторская работа:

6. Майкл Чэпман: «Таксист» очень показателен в плане операторской работы, так как именно на неё в своих фильмах особо напирает Мартин Скорсезе, в каждом его проекте по кадрам сразу определишь, что эти кадры – из фильма Скорсезе. Номинант на премию «Оскар» Чэпман безупречно справился со своей задачей, подобрав подходящее освещение для наиболее сложных сцен, особенно финальной, где освещение придаёт наибольший эффект драматизму. Хотелось бы выделить среди работ мистера Чэпмана две самые яркие: «Беглец» (режиссёр – Эндрю Дэвис) и «Мост в Терабитию» (режиссёр – Габор Чупо).

в) Работа композитора:

7. Бернард Херрманн: «Таксист» стал для этого именитого композитора последним проектом. Тем не менее, саундтрек к «Таксисту» также самобытен и незабываем, как и прошлые работы, каковых у него было много и все – признанная классика. Это, в первую очередь, музыка из фильмов Хичкока – «К северу через северо-запад»; «Головокружение»; «Птицы» и изюминка всего творчества Херрманна – «Психо». Также среди работ данного композитора для ознакомления можно рекомендовать оригинал «Мыса страха»; «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса. Следует упомянуть, что в далёком 1942 году он получил за написание саундтрека к фильму «Дьявол и Дэниел Уэбстер» премию «Оскар».

V. Преодоление «вьетнамского синдрома»:

Сценарист Пол Шрайдер умудрился написать очень ёмкий, притчеобразный и мощный сценарий.

Это прежде всего история о тихом, постепенном сумасшествии человека, рядового, ничем особенным не выделяющимся в толпе, но не смирившемся с грехами этой самой толпы. Случай Трэвиса Бакла не так уж и оригинален, но сам по себе он несёт в себе предостережение обществу как 1970-х годов, так и современному, что мир погибнет не от войн, не от падения астероидов, не от нехватки нефти и тому подобного, а от всеобщего погружения в сумасшествие – тягучее и жгущее душу, прожигающее её и в ней оставляющее непомерные дыры.

Сценарий «Таксиста» примечателен тем, что он, рассматривая «вьетнамскую тему», тему позорную для американской нации, сумел её раскрыть лучше каких бы то ни было фильмов на аналогичную тему. В результате ни Майкл Чимино с «Охотником на оленей», ни Оливер Стоун с «Рождённым 4-го июля», ни кто-либо другой не смог так просто и мудро показать корень проблемы «вьетнамской темы». А он, в сущности, был перед глазами у всех. Он крылся в таких же рядовых людях, как таксист Трэвис Бакл, который, как и все американские солдаты Вьетнамской войны, остались за бортом происходящего, не у дел. Их бросили. Бросили в толпу отбросов. Каждодневных отбросов. Пускай выживают, как могут.

Сюжет «Таксиста» оказался мудрым, предпочтя обе скользкие темы – Вьетнамская война и политика американского правительства на тот период – выразить в косвенных нюансах. Нет, воевавшие тогда во Вьетнаме сошли с ума не в военное время, а в мирное, когда осознали, что всё, что они делали – было зря. Их вырвали из уютного мира и не приняли обратно. Тот же Трэвис Бакл, понимая, что в нём нет надобности, сходит с ума, и начинает видеть своё спасение в искоренении греха по всему городу. Его сознание блокируется установкой на уничтожение Зла, которое в одиночку невозможно покорить. В судьбе Трэвиса Бакла мы видим фатальность, обреченность. Трэвис Бакл мыслил отчасти верно, дело оказалось в другом: в отсутствии нормальной, полноценной жизни, которую нагло отобрала война во Вьетнаме, поставившая крест на его дальнейшем жизненном пути. Всё остальное время после войны Трэвис не жил. Он медленно умирал, как умирает раковая опухоль. И этих опухолей, рождённых не по воле самих больных, с каждым днём становится всё больше.

«Таксист» преодолел «вьетнамский синдром» в американском кинематографе с достоинством. Но, увы, одно неоспоримо: он так ничему и не научил общество. «Таксист» до сих пор остаётся притчей, как всегда, необозримо мудрой и никогда не утрачивающей свою актуальность.

Притчей, покорно сложившей свои лапки. Этакий зверёк, которым нынче принято восхищаться, кому не лень, сыпать словечками «Супер!», «Класс!», «Шедевр!», «Фильм на все времена!». Проблема осталась – принято восхищаться, а не озадачиваться насущным. Вот и сам маэстро Мартин Скорсезе устал нам открывать глаза на очевидное. Он взялся за биопики, размеренные, гламурные и, благодаря хорошему актёрскому составу, всегда выбивающие из зрителей успех. Скорсезе стал массовым режиссёром, да, и ранее он им был. Но направленность этой массовости Скорсезе была иная. Те фильмы давали нам для размышлений повод. Новые же фильмы – для успокоения души. Конечно, если всегда будет видеться нам покой, то будет нам и счастье. Но за этим счастьем по-прежнему кроется грязный, омерзительный и извращённый мир. Правда в этом.

VI. Краткий экскурс в историю американской премии «Оскар»:

«Оскар» - главная кинематографическая награда в США. Путь «Таксиста» к ней не увенчался успехом.

Собственно, причин тому две: субъективность киноакадемиков и сильные конкуренты. Это странное сочетание обстоятельств поистине редчайшее явление, так как ныне мы видим слабых номинантов, а субъективность всё та же.

Начнём с самого главного: по непонятной причине лучшим фильмом того года был признан «Рокки» - спортивная история, самая что ни на есть банальная и, допустим, номинации достойная, но победы никак. Хотя остальные номинанты были более оригинальны и мощны по драматизму. Игнорирование «Таксиста» представляется самым обидным промахом со стороны киноакадемиков за всю историю существования премии «Оскар».

Далее, самого Мартина Скорсезе за режиссуру «Таксиста» вообще не номинировали. Вместо этого в номинации «Лучший режиссёр» победил Джон Дж. Эвилдсен, поставивший «Рокки». Впору с ужаса удавиться. Ведь Эвилдсен из всего списка номинантов был самым слабым. Вы представьте себе этих несчастных, которых он обскакал с рядовым спортивным фильмом: Алан Дж. Пакула; Сидни Люмет; Лина Вертмюллер; наконец, Ингмар Бергман. Большей несправедливости представить себе трудно.

Зато дальше в судьбу «Таксиста» вмешались сильные конкуренты. Так, Роберт де Ниро уступил игре мощного в своём красноречии Питера Финча из «Телесети» (режиссёр – Сидни Люмет), которому, впрочем, награду вручили посмертно. Я видел «Телесеть», и могу со знанием дела подтвердить тот талант, который проявил мистер Финч в данном фильме. Заслуженный «Оскар». Что же до Джоди Фостер, то у неё положение более хрупкое, неустойчивое, так как её окружали опытные актрисы, в итоге среди них победила Беатрис Стрейт из той же «Телесети», сыгравшая, несмотря на не совсем выразительное лицо, одну из своих ярких ролей. Бернард Херрманн уступил достойному конкуренту – Джерри Голдсмиту, написавшему музыку к первой части «Омена».

Таким образом, «Таксист» не удосужился официального признания в Америке. Да и бюджетом в 28 млн. долларов фильм никак не мог пробить дорогу на оскаровский Олимп. Лишь Европа в лице Каннского кинофестиваля оценила «Таксиста», и вручила ему Золотую пальмовую ветвь – главный приз.

Послесловие:

Хотя Мартин Скорсезе сейчас не удивляет фильмами, по мощности схожими с « Таксистом», тем не менее, он действительно не предаст своего зрителя. Уж кто-кто, а Марти знает, когда и чем поражать зрителей. Уверен, что в скором будущем мы все будем очевидцами нового открытия в мире кино. И открытие это будет иметь пророческий характер.

Ведь Мартин Скорсезе тоже из этой категории – пророков.

Хочется верить, что к этому пророку прислушиваются

03 октября 2007 | 04:33
  • тип рецензии:

Читая рецензии после просмотра 'Таксиста', меня не покидало досадное разочарование. Если тебе не нравится фильм из разряда шедевров мирового кино, то ты пытаешься оправдать это собственным непониманием или же тем, что пока не дорос до подобного кино. Что ж... в случае с культовым 'Таксистом' я не могу прибегнуть ни к первой причине, ни ко второй, и предпосылки к этому вот какие:

1) Гениальный Де Ниро, на чью мимику и выразительные глаза молиться хочется, здесь пугающе аморфен!.. Более того, создаётся устойчивое ощущение, что Трэвис Бикл-умственно отсталый.

2) Недалёкость главного героя подтверждают его дальнейшие поступки. Как же этот словесный моралист, презирающий окружающую его грязь, мог повести понравившуюся ему девушку на порнофильм?.. Неудивительно, что она в ужасе сбежала от такого романтика.

3) 'Падший ангел' Айрис, которую Трэвис оставляет на расправу её сутенёру. Взрослый мужчина, бывший военный даже не поднял зад с водительского сиденья, чтобы ей помочь. Именно поэтому его дальнейшие попытки разыскать девочку и вернуть её к родителям выглядят как минимум странно.

4) Таксист собирается отомстить всякой швали, которая бродит по ночному Нью-Йорку, но к какой же категории людей он относит себя самого?.. Вспоминается поговорка:'Хочешь изменить мир-начни с себя'. Что в себе изменил Трэвис, так это причёску и физическую форму. Внутренней начинки у него нет никакой.

Некоторые фильмы, которые ты недопонимаешь, хочется отложить на время и посмотреть позже, надеясь прощупать их лучше. С 'Таксистом' у меня такого желания не возникло.

03 мая 2015 | 22:31
  • тип рецензии:

Знакомство с творчеством великого Мартина Скорсезе у меня началось именно с этой картины. Не могу сказать, что 'Таксист' - с первого взгляда покарил меня своей аутентичностью и глубиной - нет - напротив, моё сероё вещество сопротивлялось как могло. 'Ломка' продолжалась вплоть до середины фильма. Как раз в этот момент, образ Трэвиса Бинкла полностью завладел моим сознанием и никак не хотел от туда испаряться. Лента Скорсезе, снятая в 1976 году, оказала на меня поистине сильнейшее влияние. Многие критики называют 'Таксиста' самой влиятельной лентой 70-х. Можно говорить и спорить о чём угодно, но отрицать тот факт, что мы имеем дело с шедевром - бессмысленно. Усилиями режиссера Скорсезе, сценариста Пола Шредера и актера Роберта Де Ниро киномир получил одну из самых выдающихся картин в истории кино.

Трэвис Бинкл - ветеран Вьетнама. С ужасом он осознает тот факт, что ему, по сути дела, уже нет места в быстро меняющимся обществе Северной Америки. Не найдя иного выхода, он начинает работу в такси Нью-Йорка. Чем больше он узнает новый мир, открывающийся перед его взором посредством 'желтой машины', тем он больше ужасается тому, куда катится мир. Моральные принципы и приоритеты Трэвиса начинают сильно расходится с социальным и личным укладом окружающих его людей, заводя бомбу с часовым механизмом, который начинает свой отсчет.

'Таксист' раскрывает столько глубоких личностных проблем и социальных нагноений американского и мирового общества того периода, что начинаешь не вольно задумываться и проводить параллели с классическими литературными произведениями Федора Достоевского и Эмиля Золя, исследовавшими мрак внутреннего мира человека и породившего его социума. Глубочайший анализ личности персонажа Де Ниро, позволяет опосредованно показать мир наизнанку. Ночной Нью-Йорк, согласно авторам фильма - это рассадник боли, грязи и смерти. Выходя вместе с Трэвисом на очередную смену, мы каждый новый раз всё сильнее погружаемся во тьму. Герою Роберта Де Ниро в определенный момент начинает надоедать сложившаяся пагубная ситуация, и он решает взять всё в свои руки, символически очищая человеческие нечистоты - смывая всю чернуху кровью и потом.

Образ созданный Робертом Де Ниро, стал одним из самых великих кинообразов в истории кино. Фантастическое погружение в роль великим актером, позволило не только нам, зрителям, прочувствовать всю трагедийность и тупиковость ситуации, погружаясь в ночное чистилище вместе с Трэвисом Бинклем на его такси. Оно помогло режиссеру и автору сценария высказаться на волнующие темы, показав именно то, что они хотели, и именно с той степенью достоверности и глубины как было необходимо. Де Ниро сыграл своего героя, словно прожил - эта формулировка, на мой взгляд, лучше всего отразит все эпитеты по поводу его блистательной игры.

Необходимо также отметить и великолепный дебют будущей двукратной обладательницы 'Оскара' Джоди Фостер. Довольно легко сейчас, спустя 33 года, рассуждать о том, как Скорсезе повезло с актрисой на роль малолетней проститутки Айрис. Но не отдать должное Фостер просто нельзя - она справилась со сложнейшей, в психологическом плане, ролью на отлично, показав, наравне с Робертом Де Ниро, трагедию своего персонажа.

Воспевая отточенно темную, неромантическую красоту и поэтику ночных улиц Нью-Йорка, Скорсезе показал себя величайшим постановщиком. Его режиссура вдохновенна и искусна. Он мастерски управляет своими персонажами, позволяя в нужной мере раскрыться каждому из них. Среди несомненных плюсов картины также следует выделить превосходную атмосферную операторскую работу Майкла Чепмена, которая становится для каждого зрителя проводником в мир ночного грязного города, стоящего на грани, отделяющей его от бездны.

Мартин Скорсезе снял величественную агонию человеческой жизни на грани безумия. 'Таксист' - это великий фильм, характерный не столько своими внешними визуальными атрибутами, сколько внутренней борьбой и метафоричной трансформацией Трэвиса Бинкла в оружие социального возмездия. Потрясающая режиссерская работа Мартина Скорсезе и выдающаяся игра Роберта Де Ниро, заставляют не только поверить в разворачивающиеся на экране события, но и пережить их словно ты - их участник. Подлинная сила искусства.

10 из 10

20 июля 2009 | 10:39
  • тип рецензии:

Ниже, есть вероятность наткнуться на спойлеры.

Впервые решил написать рецензию на этом сайте. Много раз хотел, один раз даже попытался, но забросил эту идею. Почему именно 'Таксист' вынудил меня это сделать? Все просто. Меня достало смотреть фильмы, которые считаются классикой, шедеврами кинематографа, но которые, по неизвестной для меня причине, оказываются полным для меня же разочарованием.

Данный фильм посоветовал мне один товарищ. Он любит кино и поглощает его в больших количествах. Вкус у него тоже имеется, поэтому я послушался его совета.

Не могу сказать, что это были лучшие мои два часа в жизни. Фильм ужасно скучный, с ужасным саундтреком, с ужасным сюжетом.

С самого начала фильма я стал задавться вопросами. Кто главный герой? Какой он человек? Почему у него бессоница? Зачем он ходит смотреть порно? Что дает ему работа таксиста? Я не понимал ничего. Вообще.

Главный герой большую часть времени молчит, никак не реагируют на то, что творится вокруг него, но в то же время нам показывают его как моралиста, когда он дома записывает свои мысли. Зачем он это делает? Для кого? Я так и не понял.

В надежде, что дальше что-то проясниться я продолжал смотреть фильм. Напрасно.

Непонятная и скоротечная линия с девушкой из агиткампании. Я думал, что уже ничего не сможет расшевелить этого таксиста, но нет. Разговоры про стрельбу из огромных пушек по лицам и промежностям. Да! То, что доктор прописал! И это стало переломным моментом в судьбе главного героя?

Человек, который ночами видит, что творится на улицах города, который хочет очистить его от нечистот и мрази, решает сделать это при помощи оружия и насилия? Это все очень странно. Какая в этом мораль?

После появления малолетней проститутки и, как я понял, желания главного героя спасти ее, попутно убив кандидата в президенты, я стал просто ожидать окончания фильма в надежде на невероятный финал. Мне казалось, что в конце многое прояснится и станет на свои места, но этого не случилось.

Финал оставил меня в недоумении. Получается, если ты убил четверых из благих намерений, то ты герой. Серьезно? Может стоило помочь этой бедной девочке как-то иначе?

Ладно. Если отойти от основного персонажа и взглянуть на весь фильм, то он ничем не цепляет. Множество лиц, но почти ничего про них неизвестно. Ни за одного из героев мне не хотелось переживать. Бессмысленные диалоги, кроме одного, где Трэвис пытался что-то объяснить Колдуну. Я не понял к чему были многие сцены, они ничего не добавляли фильму, а лишь затягивали. Сцены со стрельбой в конце нелепы, как и нелепы сцены с посиделками таксистов.

Может, я настолько глуп, что ничего не понял и не осознал?

3 из 10

26 января 2016 | 17:54
  • тип рецензии:

Наверное, мало кто знает, что прообразом Трэвиса Бикля послужил реально существовавший человек – некий Артур Бремер, психопат-одиночка из Алабамы, совершивший в 1972 году попытку убийства местного губернатора. Правда, на тот момент ему исполнилось всего 22, но когда вышел «Таксист» они с Биклем были уже ровесниками. История этого молодого «покушенца» весьма заинтересовала сценариста фильма Пола Шредера, который решил использовать его линию в своем новом киносюжете, но все остальное, конечно же, пришлось додумывать самому.

В частности, внутренний мир героя полностью списан с самого Шредера – он, также как и герой Де Ниро, на момент написания сценария, пребывал в жутчайшей депрессии: ни с кем не общался, посещал исключительно порнокинотеатры, а из мыслей в его голове вертелись, разве что размышления о суициде. Наверняка поэтому фильм получился настолько честным и правдивым, а история невыносимого одиночества Бикля показалось такой знакомой и понятной, каждому ее посмотревшему.

Роберт Де Ниро несомненно исполняет здесь одну из лучших ролей в своей карьере. Его герой, вынужденный работать ночным таксистом из-за бессонницы, колесит по самым злачным районам Нью-Йорка. Провозя пассажиров из одного конца города в другой, Трэвис постоянно наблюдает вокруг себя лишь насилие и несправедливость. Его коробит от наркоманов, проституток и сутенеров – в душе он мечтает, что наступит однажды тот день, когда «библейский» дождь смоет с улиц всю эту падаль.

В фильме очень здорово показано отвращение Бикля к окружающей среде и постепенное его перевоплощение из стороннего наблюдателя в непосредственного участника описываемых событий – неприязнь к повсеместному грехопадению становится в какой-то момент настолько невыносимой, что разгневанный таксист решает сам покарать «неугодных». А тот факт, что герой Де Ниро - ветеран Вьетнама, то есть человек, умеющий владеть оружием и не пасующий перед опасностью, наталкивает на мысль, что это у него непременно получится.

Причем гнев Бикля обрушивается и на политическую власть в лице Чарльза Палантайна, нового сенатора Нью-Йорка, который по идеи и должен быть тем самым «дождем, смывающим грязь», но в силу каких-то причин, не ударяющего и палец о палец в решении проблемы, и на, непосредственно, сам «рассадник заразы» в лице сутенеров, наживающихся на торговле «живым товаром». И в том, и в другом случае, Трэвис чувствует равномерное побуждение к действию – он бы просто не смог жить дальше, если бы не взял ситуацию в свои руки. Вопрос в том имеет ли он на это право?

Тут все зависит от самого зрителя. Одни посчитают действия Бикля аморальными, лишенными смысла, дескать «все равно всех не перестреляешь», другим же наоборот его «праведный суд» покажется единственно верным решением – фильм тем и хорош, что позволяет каждому самому поразмышлять над увиденным и поставить себя на место главного героя.

Но «Таксист» не ограничивается одной лишь темой «греха невмешательства». В картине также прослеживается история безответной любви Трэвиса к девушке по имени Бетси (Сибил Шепард), которая представляется нашему герою не иначе как ангелом – и это неудивительно, учитывая то, какой контраст она производит с теми отбросами общества, с которыми изо дня в день вынужден «иметь дело» герой Роберта Де Ниро. И кто знает, если бы их отношения сложились – пошел бы Бикль на расправу?

Блестяще прописанные закадровые монологи главного героя позволяют прочувствовать его всем своим естеством – Де Ниро в этой роли абсолютно гениален. От него прямо таки веет одиночеством, а постепенно наростаемый психоз воспринимается как нечто неизбежное, то, что случилось бы с любым, попади он в такую ситуацию. И, несомненно, стоит выделить выверенную режиссуру Мартина Скорсезе, которого именно «Таксист» вывел в свое время в постановщики «первого ранга», а Золотая Пальмовая ветвь, полученная на Каннском кинофестивале, возвела его работу в степень культа, не прекращающегося и по сей день.

10 из 10

31 января 2010 | 18:48
  • тип рецензии:

История небольшой части жизни и геройского поступка простого нью-йоркского таксиста в исполнении Роберта де Ниро под дирижерством выдающегося режиссёра Мартина Скорсезе по праву считается одним из лучших кино-творений за последние 100 лет.

Таксист Тревис, страдающий бессонницей, ездит по ночам по районам Нью-Йорка перевозя пассажиров из пункта А в пункт Б, видит всю грязь, которой покрыты эти улицы, всю низость общества ночного Нью-Йорка. Таксист мечтает о дожде, который смог бы очистить улицы от этой швали, но и сам не сидит, сложа руки, берет в руки револьвер и решает что-то изменить, в окружающем мире.

Этот фильм сделан великолепно, благодаря актёрам и режиссёру, красивым съемкам пусть и не прекрасных мест, ночные улицы, фонари, автомобили, проституция и наркоманы все это видно из окна такси, а само такси как будто бы отдельный мир из которого можно наблюдать за всеми грехами человечества, не являясь его частью, но чтобы бороться с этим злом нужно войти в него.

Де Ниро полностью удалось перенести на экран всю доброту и злость, отвагу и тревогу героя, мы неоднократно становились свидетелями того, что этот гениальный актёр может и не такое. Это один из лучших фильмов об одиночестве, одиночество это как болезнь, со временем оно должно проходить, но бывают и не излечимые болезни.

Из других актёров особое впечатление после каждого просмотра фильма оставляют Харви Кейтель сыгравший сутенера и Джоди Фостер игравшая проститутку, работающую на героя Кейтеля. Они показали тот мирок, который не любит таксист Тревис изнутри, и он во что бы то ни стало должен помощь хотя бы одному человеку.

Мир, показанный в фильме, существует, фильм не только его описывает, но и спрашивает, вы хотите, быть частью его или нет, нужно ли такое общество, часть которой уже упало так низко, что подняться будет невозможно, если ей не помочь.

Фильм – шедевр, фильм на века и другие громкие штампы для него применительны, ибо это действительно одна из величайших драм в истории кино, величайшего из искусств.

10 из 10

05 августа 2006 | 14:10
  • тип рецензии:

Начиная просмотр «Таксиста» Мартина Скорсезе я не ждал от него кинематографических открытий. Обычно маститые оскароносные фильмы отличаются строгими классическими формами, зачастую эпическим стилем и ясностью повествования, но не глубиной осмысления социальной реальности и тонкими эстетскими изысками. Однако фильм впечатлил меня интеллектуальной и визуальной тонкостью постановки проблем, а также необычной критичностью и прямотой в диагностики состояния американского общества.

Скорсезе абсолютно четко показывает нам совершенно разные миры, на которые разделился нынешний социум. Мир верхний и мир нижний, мир дневной и мир ночной, мир нормы и мир контркультуры. Ночь – это царство низменных потребностей, социальных аномалий и низших классов. Это мир всей той «грязи», к которой герой фильма демонстрирует ненависть, но к которой сам тоже принадлежит. Но приходит утро, и дождь (или жидкость на стеклах машины такси) смывает всю эту грязь. И день – это уже торжество «правильного» подхода к жизни, социальных стереотипов и организованного «цивилизованной публикой» порядка.

Параллельные миры, казалось бы, почти не соприкасаются. Абсолютное большинство людей принадлежит либо к одному, либо к иному. Мы видим, как в Божественной комедии Данте, людей, подчеркнуто распределенных по секторам. В верхнем отсеке – кандидаты в Президенты, их активисты, охранники и просто благопристойные граждане. В нижнем – проститутки, сутенеры и сотрудники борделей.

«Верхний» мир практически лишается творческого начала и критического осмысления реальности, в нем жизнь регламентирована, действия людей – типовые («у меня перерыв в 4 часа»), говорят стандартными, наскучившими фразами, а целеполагание простроено на избитых штампах («к нам приходит много интересных людей и у Палантайна есть шанс»). Максима творческого поиска здесь – это выбор слова, которое нужно подчеркнуть в слогане «Мы-народ». Буквально через 2 года после «Таксиста» это ощущение бесплодных земель опишет и именно такую Америку обличит в своих «Пустошах» Терренс Малик.

В «нижнем» мире, напротив, доминируют биологические инстинкты, а социальные нормы утончаются до безобразия. Как ни цинично звучит, но высказывании сутенера и кусочек из порно-фильма дают нам намек, что даже в физиологии люди более склонны проявлять творческое начало, чем в социальной реальности.

Режиссер и оператор фильма блестяще визуализируют различия, показывая поездки Трейвиса по ночному Нью-Йорку. Вверху он видит стандартные светящиеся картинки – эффектную, но типовую рекламу, внизу – людей «под кайфом» и сутенера, приструнивающего проститутку. Спустя пару десятилетий именно эту эстетику неоновых вывесок и «чунгкинских» кварталов и мечущихся между ними в ночных поездках людей замечательно развил в своих гонконгских фильмах Во Ка Вай.

Пока же у Скорсезе мы видим, что большинство людей категорично отторгают соседний мир (если смотреть на это шире, одни отрицают социальное, а другие – биологическое начало). Малолетняя проститутка категорически не хочет возвращаться к пристойным родителям. Девушка, приглашенная на сеанс фильма для взрослых незамедлительно рвет без объяснений отношения с парнем, заявляя, что с таким же цинизмом он мог пригласить ее в постель (хотя почти нет сомнений, что именно и произошло бы в тот вечер, выбрав парень другое кино). Кандидат в Президенты смотрит на таксиста, допустившего неполиткорректное высказывание, как на человека опасного, а его помощник – как на человека неадекватного.

По сути, из герое фильма только Трейвис Биккл не может определиться, какой мир – обжигающей откровенности ночи или дневного лицемерия – ему ближе. Или, точнее, какой из этих миров он больше ненавидит. В результате он предстает в восприятии большинства людей как человек крайне странный. «Он настырный пророк и торговец наркотиками, он – комок противоречий». Собственно, это логично для человека, для которого «всю жизнь было важно осмысление того, куда я двигаюсь». Однако пытаясь нащупать и разрешить (или смягчить) эти противоречия, натыкаясь на их нелепое отрицание окружающими людьми, Трейвис так и не может сделать выбор, куда же двигаться. Нацелить свое оружие на верхний мир (убить кандидата Палантайна) ему оказывается не по зубам, тогда он идет убивать нижний мир, расстреливая сотрудников борделя.

Сцены с речью Палантайна и бойней в публичном доме являются вершиной изобразительной эстетики «Таксиста». Слова и жесты кандидата и его группы поддержки подчеркнуто тривиальны. Они точно копируют классическую скульптуру, на фоне которой и произносится эта речь. Бездушная статуявот образец для подражания у современных «культурных» людей – говорят нам авторы фильма. Все их действия ожидаемы и обычны.

Срифмованная с этой в качестве антитезы сцена расстрела в борделе – напротив, образец нетипового действа. Жесты героев необычны и непрогнозируемы. Трейвис вместо жесткого убийства дает жертвам возможность отдышаться и напасть на него, но потом так же неожиданно их добивает. Прямота фигур собравшихся перед Палантайном противопоставляется кривизне фигур раненных Бикклом. Эстетика строгих форм классической скульптуры противопоставляется эстетике безобразно размазанной по стене (но живой!) крови.

Концовка фильма – непрогнозируема, но логична. Покушение Трейвиса на нижний мир было воспринято как геройство в стереотипах мира верхнего. Однако герой, для которого всегда было важно осмыслять, куда он движется, продолжил свои путешествия между номерами с все теми же номерами чужой машины такси…

10 из 10

04 апреля 2012 | 13:00
  • тип рецензии:

Когда ты молод, на многое смотришь слишком упрощенно, делишь мир на черное и белое, ищешь смыслы смыслов и все в таком духе.

Когда становишься старше, желание перекраивать мир под свои идеалы пропадает.

Мир в порядке. А идеалы меняются.

Когда в 30+ возрасте пытаешься закрыть пробелы мировой классики, как минимум ждешь от нее чего ВАУ. Таксист вау не дает. Нет глубины, динамики, достойной идеи. Нет адекватной мотивации и логики.

Да, многие вещи стали каноничными - сам Дениро, фразы, раскадровка и пр, перекочевавшее отсылками с остальной кинематограф. Но фильм пуст. Адовая тягомотина, которая выдает долгие паузы и наезды камеры за поиск глубинного смысла. Глупый, аутичный, необразованный и неприспособленный герой, который не может найти свое место в мире. Он не растет, не развивается, не учится и превозмогает себя. Все что он может дать этому миру насилия - это еще больше насилия. Неадресованного, несфокусированного, которое разряжается в случайных раздражителей по воле случая. А согласно замыслу, он хотел убить политика, который... просто был политиком?

По сути это убийца Леннона, Немцова или любой другой из неприметный неудачников, который нашел единственный способ оставить след в истории - это след чужой крови, но даже тут провалился.

Для этого фильма крайне важен контекст. Необходимо знать про условия в мире и США в 70х, историю НьюЙорка и теорию выбитых окон, историю экономики и пр. В то время, для тех людей, фильм был злободневен, актуален и смел.

в 2021 это старое, странное, унылое и неактуальное кино о куче плохих и никчемных людей, один из которых по какой то причине выбран на роль хорошего.

Итого:

1. Классическая лента, закрепившая новаторские операторские и режиссерские приемы.

2. Неактуальная история о недалеком человеке

3. Унылое и тяготное действо, которое сложно смотреть не перематывая.

05 января 2021 | 00:06
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: