Четвертый фильм Умберто Ленци с Кэролл Бэйкер, бывшей голливудской кинозвездой, переехавшей в Италию и готовой в уже совсем немолодом возрасте сниматься там в эротических триллерах, меня совсем не удивил. Собственно, Ленци всегда стремился в большей мере очаровывать стилем нежели содержанием. Но на этот раз обнаруживается явный кризис одного и другого.
Типичная хичкоковская история с отсылками к детским переживаниям блондинки, ее любовным интригам и криминальному шлейфу оказывается предсказуемой донельзя. Уже из самого названия можно вынести много содержательного. Остальное добавится само собой. Визуальная же составляющая показалась мне также односложной. Тут не будет изящных планов и романтических отсылок или точного музыкального сопровождения (что было в прежних фильмах Ленци с Бэйкер). Точно проработанный флэшбек детской травмы будет помножен на весьма простой и понятный детективный сюжет.
Так что, для заключительного резюме будет достаточно просто словосочетания: эротический триллер Ленци с Кэролл Бэйкер. Этим можно было бы и ограничиться. Но я скажу еще несколько слов. Разумеется о блондинке.
Кэролл Бэйкер была миловидна, но совсем не красавица. Ее успех в Америке объясним скорее стечением обстоятельств, нежели особенностями ее таланта или внешности. Но ее поворот в карьере, то что она рискнула перейти на итальянское жанровое кино и согласилась на эротические роли, принципиально чуждую для американского кинематографа обнаженку...Все это вызывает мое уважение. В начале 70-х Бэйкер, по сути, стала конкурентом для королевы giallo Эдвидж Фенеч, заняв образ страстной блондинки, которая оказывается с 'не тем парнем', регулярно выдающим ей хлесткие пощечины. И если дистанцироваться от эмоций и сфокусироваться лишь на истории кино и аналогиях, то вполне допустимым видится ее сравнение с Шарон Стоун. Ведь Кэтрин Трамелл не что иное, как более уверенная в себе героиня Кэролл Бэйкер, наконец-то избавившаяся от своих комплексов и решившая стать самой хищницей.
Умберто Ленци (Umberto Lenzi) будучи весьма продуктивным режиссёром, был особенно насыщен в создании остросюжетных триллеров в конце 60-х начале 70-х, выдавая в привычном для себя темпе по картине в год, а то и больше. Рассматриваемый фильм из этого периода, когда автор уже уверенно действовал на ниве психологических постановок, попутно набив руку в популярном направлении джалло.
Лента словно действует на стыке двух названных жанровых специфик, впрочем, всё больше и явственней после первых минут бесповоротно склоняясь к детективному триллеру, рассказывающему запутанную историю о немой девушке, пережившей ужасную кончину родителей, вокруг которой начинают гибнуть близкие. В деле фигурирует предполагаемый маньяк, загадочные символы с намёками на сатанинский культ, подозрения легко и просто переходят от одного к другому – типичная дискомфортная ситуация вокруг центровой героини, изображающей характерную «блондинку в опасности». Однако поначалу и после уже совсем малыми вкраплениями, кино применяет типичные элементы джалло, недурно используя образ душегуба, как и полагается, внедряя руки в чёрных перчатках, мелькающее острое лезвие, преследующие погони ботинок в кадре, неразборчивый силуэт…
Вместе с тем, полноценного следования «жёлтому» поджанру не будет. Автор остаётся весьма и весьма деликатным по отношению к степени предрасполагающего насилия, отчего бутафорских художественных кровавостей не наблюдается, а что обусловлено сценарием, то крепко укрыто оператором в стратегически важные моменты. В силу этого кино концентрируется на саспенсе, звенящем фатальной тревогой до поры до времени, стараясь усилить интригу с сакраментальным вопросом – кто же скрывается под личиной убийцы? Упор на хитрую загадку-подвох, конечно, делается, даже временами клубок запутанных случайностей нарочно блуждает в явственных намёках чуть ли ни к каждому участнику событий, но удивляющего апогея ждать будет сложно. Увы, очень уж предсказуемо разрубается «Гордиев узел», упрощая односложность параноидального детектива.
Говоря о стараниях занятых в фильме людей, пожалуй, особо выделить никого не получается, так как доминирующие лицедейские вложения сводятся к жанровой подоплёке с частыми недобрыми взглядами в объектив для попытки усиления нависшего тотального подозрения. На этом общем фоне более остальных чуточку запоминается приглашённая американка Кэррол Бейкер (Carroll Baker), уже не первый раз сотрудничая с режиссёром в общих проектах. Её экранная немота и испуг, смешанный с паранойей, вполне достоин, хоть и не гениален по качеству актёрской игры, думаю, что отлично охарактеризует и саму целостность ленты, наравне с творческим дарованием Ленци. А самая мощная жуткая сцена, пробирающая зрителя до эмоционального отклика, сведена к начальному прологу, заключающемуся в документальной съёмке кровавой корриды с неминуемой гибелью красивого сильного животного на потеху собравшейся агонизирующей публики.
Для всех поклонников джалло развязка фильма Умберто Ленци окажется довольно предсказуемой, а вместе с ней и ценность «Il coltello di ghiaccio» как детектива значительно снизится. С другой стороны, профессиональные качества режиссера позволили ему держать в напряжении до самого финала даже искушенного зрителя (а вдруг убийца все-таки не тот, на кого я думаю?), так что чем черт не шутит… Правда, других достоинств у фильма нет. Кэрролл Бэйкер не слишком убедительно изображает здесь немую девушку, но у нее хоть роль достаточно оригинально прописана. Остальные же – просто типажи, характерные для детектива. В данном случае, детектива сочетающего в себе черты классического английского (не случайно все персонажи носят английские имена) и итальянского джалло: серия таинственных убийств, намек на сексуальный подтекст преступлений, парадоксальная на первый взгляд концовка.
Ни о какой психологизме в данном случае нет и речи, как нет и ярких фигур сыщиков (минус английскому детективу), но нет и саспенса, нет внезапных поворотов сюжета (минус джалло). Большую часть фильма ведущие расследование гибели двух женщин подозревают некоего наркомана и доморощенного сатаниста, но авторы недвусмысленно дают понять, что юноша здесь не при чем. Так что зрителю остается только перебирать кандидатуры остальных действующих лиц: дядю Марты, чья кузина была убита первой, очень подозрительного шофера Маркоса, наконец, даже священника отца Мартина, который постоянно увивался вокруг девочки Кристины (третьей жертвы маньяка). Наконец, убийца устраивает охоту на Марту, с приездом которой в имении дяди и начались все эти события.
Впрочем, уровень адреналина в крови зрителя поднимется едва ли… По каким-то причинам синьор Ленци в «Il coltello di ghiaccio» уровень саспенса тщательно дозирует и не поднимает до критической отметки даже в момент кульминации сюжета, следуя в этом отношении традициям английского детектива с его тщательным объяснением в финале проницательным сыщиком всех обстоятельств загадочного преступления. Но вот незадача – инспектор Дюран в исполнении Франко Фантазия на роль этого самого сыщика подходит с большим трудом. Слишком незаметен он по ходу действия, слишком далеко на вторые роли задвинут. Фактически в роли сыщика-любителя в картине выступает Марта, но сделав ее немой авторы фильма ограничили возможность зрителя следить за ее действиями. К тому же сочетание в одном лице амплуа одновременно и «жертвы, остающейся в живых», и «сыщика-любителя», и еще кое-какое при всей своей оригинальности лишило сценаристов возможности расширить действие за счет введения в него дополнительных персонажей. А одна Кэрролл Бэйкер, при всем к ней уважении, груз на своих плечах не вынесла, оставив «Нож для колки льда» в ряду неплохих, но не самых выдающихся итальянских детективов.