Впервые смотрел эту ленту Пабста в детстве по «Культуре» утром, как сейчас помню, в цикле «Шедевры старого кино» с небольшим предуведомлением какого-то нашего киноведа, тогда она произвела столь сильное впечатление, что я помнил о ней все эти годы. Теперь решился пересмотреть и… разочаровался. Помимо действительно феноменальной игры, обаяния, сексуальности, грации Луизы Брукс в «Ящике Пандоры» нет ровным счетом ничего: персонажи- статисты, ничем не выделяющиеся из общей массы, чрезмерно перегруженный случайностями и неправдоподобием сюжет. Правда, режиссура и операторская работа необычны для своего времени: использование крупных планов, редких в немом кино, выразительных монтажных склеек без затемнения и многое другое, что выдает новаторский характер этой картины.
В то же время однообразие сексуальных приключений содержанки Лулу от одного мужчины к другому не впечатляет, хотя ее харизма и способность манипулировать мужчинами сделали ее иконой феминизма. Как известно из ее мемуаров, опубликованных на русском, Луиза Брукс во время работы с Пабстом штудировала Фрейда, и это неудивительно, ибо фильм получился феноменологией мужского желания, вполне психоаналитическим, но все же вульгарно прочитывающим великого венца как апологета секса. Это еще не лакановское прочтение, а первое восприятие идей психоанализа, поверхностное и буквальное.
Важно то, что сейчас «Ящик Пандоры» устарел, он не может ничем удивить кроме обаяния Луизы Брукс, одна улыбка которой очаровательна донельзя (кстати она свидетельствует против Лулу: если та - такая манипуляторша чужими жизнями, почему же ее улыбка так добра и лучиста?). Героев-мужчин совершенно не жалко: они убоги и нелепы в своем ничтожестве и зависимости от своих желаний - того самого разрушительного ящика Пандоры, который и открыл Фрейд и который открывает каждая умная женщина в своем общении с противоположным полом. Сегодня о фильме Пабста говорят, как об одном из первых, кто косвенно, осторожно, но заговорил на ЛГБТ-темы. Это так, но данная линия побочна и нужна режиссеру лишь для того, чтобы показать во всех красках порочность Лулу и не более того.
Даже не подозреваю, что собой представляет «Дневник падшей», следующий фильм Пабста с Луизой Брукс, но подозреваю, что это тоже самое, лишь повторение тем и мотивов «Ящика Пандоры». Любопытно, что большая часть немых шедевров безнадежно устарела после подъема авторского кино 60-70-х, и дело не только в том, что без диалогов и полноценной актерской игры, которая есть в звуковом кино, они ущербны. Ведь многие картины возможны лишь в немом формате: комедии Чаплина, эксперименты Эйзенштейна, «Страсти Жанны д`Арк» Дрейера, «Последний человек» Мурнау. Скорее дело в том, что они еще не полностью усвоили возможности кино, используют их лишь частично, хотя и мастерски порой. Даже такие ленты, как «Восход» или «Нетерпимость» выглядят сейчас очень наивно.
«Ящик Пандоры» - из таких важных для немой эры фильмов, которые сейчас не способны ничем удивить. Даже Луизой Брукс. Да, она хороша, мимика и пластика ее безупречна, это пик возможностей актерской игры в немом кино, но ее образ вступает в конфликт с характером героини. Образ небесно прекрасен, а характер безнадежно порочен, хотя, может быть, в этом и заключался замысел Пабста. Вообще, эти две его картины с Брукс открыли вереницу эксплуатации женской красоты в кино (ведь серийное производство фильмов с Дитрих, Гарбо, Монро будет потом), когда лента строится исключительно на использовании привлекательного типажа.
Несмотря на то, что фильм Пабста глубже лент Штернберга, например, он может произвести впечатление сейчас лишь на тех, кто смотрел мало, либо лишь начинает знакомство с кино. Когда мне было 12-13 лет я впервые посмотрел «Ящик Пандоры» и восхищение Луизой Брукс было столь тотальным, что покрыло в памяти все недостатки ленты. Сейчас же, когда мне за 30, и из них больше десяти лет отданы кинообразованию, такое уже невозможно.
Если бы к моменту выхода 'Ящика Пандоры' кинематограф уже умел говорить, то он бы снова ошеломленно онемел при виде Луизы Брукс. Она появляется на черно-белом экране маленьким озорным чертенком с задорными глазами и улыбкой, похожей на солнечный зайчик. Она шагает по штабелям расстилающихся перед ней мужчин, и до поры до времени все идет гладко. Богатые папики трясут мошной, обеспечивая шелка и удовольствия. Но ящик Пандоры неумолимо открывается, и вдруг оказывается, что слишком много — не значит хорошо. Безотказная Лулу, улыбающаяся всем, для всех находящая доброе слово, и стреляющая глазками однажды вынуждена стрелять не только ими. Ревнивый богатей захлебывается кровью, а беспристрастный суд холоден к чарам прелестницы. Отчаянный побег из-под стражи спасает от тюрьмы, но дальнейшая жизнь не сулит ничего хорошего. Ящик Пандоры открыт и из него вовсю посыпались беды и несчастья.
Собственно, кажется, что всю мировую мифологию писали исключительные шовинистические свиньи. Понятно, что мужчины там тоже небезгрешны и не всегда ведут себя как ангелы, но зло в планетарном масштабе творят исключительно женщины. Начиная с одной, откусившей кусок не того яблока, заканчивая другой, открывшей не ту коробку. И в следующий раз, вглядываясь в смазливое личико с трогательным взглядом невинных глаз, помните, что ваш рай может быть за одну секунду разрушен нежными женскими руками. Вот и доктор Людвиг Шон, затеяв интрижку с хорошенькой танцовщицей Лулу, вряд ли представлял, к чему это приведет. Он хорошо понимал, что женитьба на такой девушке — это самоубийство, и посему, найдя достойную невесту, собирался прийти к любовнице со скорбным видом, посидеть на постели, уткнув взгляд в стену, да и порвать эти, ни к чему не обязывающие, отношения. Другое дело, что с женщинами не всегда бывает так просто...
С другой стороны, ввергая человечество в пучину бед, слабый пол отнюдь не желает зла всему сущему. В какой-то степени они сами становятся жертвами обстоятельств, страдая не менее, а то и более прочих. Мужчины подвержены соблазнам ничуть не меньше, но все же именно женщин злые силы используют особенно охотно. Симпатичный чертенок Лулу не стремилась ввергать в хаос жизнь тех, кто ее окружает. Она всего лишь хотела идти по жизни, смеясь. Сбежать от статуса содержанки, став полноправной женой, она хотела пить шампанское, танцевать на сцене, флиртовать и получать многочисленные, абсолютно заслуженные комплименты. Но шлейф мужчин, тянущийся за ней постепенно уподобляется стае голодных волков, недобро зыркающих друг на друга. Девчонка танцует на пороховой бочке с горящим фитилем и ждет ее отнюдь не салют. Неизбежный взрыв повергнет в хаос жизнь Лулу и всех, кто с ней связан.
К 1928 году кинематограф давно вырос из коротких штанишек 'Политого поливальщика'. Фриц Ланг уже показал мрачную футуристичную антиутопию Метрополиса, Роберт Вине напугал зрителей ломаными линиями и мрачными декорациями 'Кабинета доктора Калигари', а за восемь месяцев до 'Ящика Пандоры' Карл-Теодор Дрейер представил психологически безупречное мученичество Жанны дАрк. Молодое, набирающее силы искусство кино переживало пору буйного монохромного цветения. И во многом той самой Евой, сорвавшей в этом цветущем саду греховный плод, стала именно Луиза Брукс. Тоненькая, точеная фигурка, обезоруживающая мягкая женственная сексуальность. Такими типажами кинематограф к тому времени зрителя не баловал. И Пабст, исследовавший влияние, которое женщины оказывают на мужчин, и то, как эта сила отраженным ударом бьет по самим женщинам, сделал идеальный выбор. Именно изящная американка Луиза среди грубоватых немецких Гансов как нельзя лучше подходит на роль беспечного манипулятора, не ведающего, куда ведет ее игра. Растворяясь в ее глазах, пытаясь поймать неуловимый лучик ее улыбки, следя за грацией ее движений, легко пойти за ней хоть в рай, хоть в ад, смотря, куда повернет дорожка. И пройдет время, и новая Пандора откроет новый ящик, и еще, и еще, и мы ничего не сможем сделать, потому что будем готовы отдать все за улыбку очередной прелестницы с ангельским личиком.
«Ящик Пандоры» - отличная находка для любителей фильмов с продуманным главным персонажем, таким как Лулу, которую сыграла великолепная Луиза Брукс.
Лулу смело можно назвать одним из первых образов пленительных красоток, живущих за счет своих спонсоров. Главная героиня прелестная энергичная девушка с прической, закошенной под парня (которая позже благодаря фильму войдет в моду), обвораживает не только мужчин и женщин, еще и кинозрителей. Но не стоит думать, что это сказка о принцессе, у которой все получается за счет своего обаяния и внешних данных. Жизнь Лулу сложнее, чем кажется, и проблемы героини нарастают, как снежный ком. Начиная с нежелания брать ее замуж из-за репутации, заканчивая судом и даже встречей с маньяком.
Но при всех достоинствах Лулу, женщиной хоть и хитрой, но слабовольной, не следует сбрасывать со счетов и остальных персонажей. Кино – это не театр одного актера. Вам, безусловно запомнится и влюбленный Алва, и воздыхательница Шарлотта, с сутенер Шигольх. Одним из самых ярких персонажей является маньяк. Его портрет попытка разобраться в природе серийных убийц. Какая порода в них сильнее человеческая или животная?
«Ящик Пандоры» имеет высокое культурное значение. Ознакомившись с ним, вы сможете вернуться к истокам сексуальных женских образов и психологическим портретам маньяков.
Фильм основан на двух пьесах Франка Ведекинда – «Дух земли» и «Ящик Пандоры». Название картины отсылает к древнегреческому мифу о Пандоре, которая, из любопытства открыв ларец, данный ей богами, выпустила на волю беды, обрушившиеся на мир. Точно так же Лулу приносит несчастья всем, кого с ней сталкивает судьба. Честно говоря, в фильме довольно много интересных персонажей: мужеподобная графиня Августа Гешвитц, первая лесбиянка на большом экране; доктор Шён, вспыльчивый и ревнивый; его сын, настолько влюбленный в Лулу, что дает показания в суде в ее пользу, хотя она убила его отца… И тем не менее, говорить хочется только о Лулу – этой куколке с блестящими черными волосами, постриженными в геометрически четкое каре, ровными, идеально очерченными бровями… Лулу с лицом секс-символа эпохи – Луизы Брукс.
Я училась играть, глядя, как танцует Марта Грэм, а двигаться в кадре я училась, глядя на Чаплина.
Карьера Луизы Брукс, главного украшения этой картины, началась в десять лет. Мать поощряла пристрастие дочери к танцам, что сыграло большую роль в выборе первой профессии будущей звезды немого кино. После долгих поисков актрисы на главную роль Пабст увидел Луизу Брукс в фильме «Девушка в каждом порту». До этого он рассматривал (в числе прочих) Марлен Дитрих. Но вы посмотрите ту сцену, где Лулу застукали в гримерке с Шёном – застукала невеста Шёна – только гляньте на эту намеренно плохо скрываемую улыбку, знаменующую триумф! Нет, это не роль Дитрих. И Вэлма Келли почти век спустя писалась не с Дитрих, и Миа Уоллес у Тарантино тоже. Луиза – это нечто непередаваемое.
Естественно, такой полный чувственности фильм не снискал поначалу одобрения критиков. Его бессовестно оскопили и представили публике в перемонтированном виде. Но, к счастью, не горят не только рукописи, и на сегодня мы имеем полный вариант картины. И она входит во множество рейтингов «самых-самых», что вполне закономерно.
Как и многие тогдашние фильмы, «Ящик Пандоры» поделен на акты и весьма театрален как с внешней стороны, так и внутри. Это усиливает и музыка – я не люблю смотреть немое кино без звукового фона и в данном случае выбрала одну из пяти дорожек с ненавязчивой темой в духе варьете.
Знаете, что самое интересное в хороших старых фильмах? Заимствования из них, удачные находки – операторские или сюжетные – можно увидеть в каждой современной картине. Это для киномана сродни поискам пасхальных яиц. Так что истинным ценителям Пабст к просмотру обязателен.
На самом деле я решил посмотреть этот фильм лишь потому, что это самый первый фильм на лесбийскую тематику. Интересно же. Но как оказалось фильм совсем не об этом, ну пусть так.
Мой интерес подогревал еще и тот факт, что это старое черно-белое немое кино. Такие фильмы в наше время как некая диковинка, экзотика. Также с первых же кадров очень понравилось музыкальное сопровождение.
Сюжет фильма не претенциозен, но в общем-то совсем не плох (хотя местами несколько затянут). В первую очередь фильм вытягивает работа Георга Вильгельма Пабста. Это отличный режиссер, и на примере этого фильма это хорошо заметно. Композиция, светотень и игра актеров. Всё на высоте. Актеры играют достаточно экспрессивно, иногда даже чересчур гротескно, на мой взгляд. Но тем не менее это позволяет зрителю явно ощущать чувства и даже мысли 'немых' персонажей (интертитры призваны объяснить только те вещи, которые без слов не передашь). Пабст раскрывает характеры персонажей только через мимику, действия и прочие невербальные знаки.
Ну и вторая 'достопримечательность' фильма - это, конечно же, Луиза Брукс. Её персонаж мне совсем не нравится. Легкомысленная, наивная и жизнерадостная дурочка. Которая к тому же оказывается 'роковой женщиной', её сравнивают с Пандорой, которая несет беды и несчастья каждому мужчине. И хотя Лулу так и не вызвала у меня симпатии, после середины фильма я переживал за нее в кульминационные моменты. В конце концов, ее характер оказался глубже, чем показалось на первых взгляд, она перестала постоянно улыбаться, уступив место и другим чувствам.
«Нет никакой Гарбо! Нет никакой Дитрих! Есть только Луиза Брукс!» (с)
Порочный и прекрасный фильм Пабста, один из последних шедевров немого кино, как и положено библейскому мифу, рождает целый сонм мучительных эмоций, переживаний и надежд.
История легкомысленной танцовщицы Лулу, открывающей своей красотой пресловутый ящик несчастий, длинна и печальна, а событий, которыми наполнены два часа экранного времени, хватило бы на несколько античных трагедий.
Действие начинается в берлинских апартаментах, которые для Лулу снимает ее очередной покровитель, газетный магнат доктор Шен. Ослепительные чары Лулу действуют с самых первых минут: вот одной улыбкой она очаровывает пожилого мужчину, зашедшего проверить газовый счетчик, вот изящным танцевальным па усмиряет бывшего патрона, потасканного сутенера Шигольха. Сам Шен появляется в кадре примерно на седьмой минуте, и, включая потрясенного зрителя – это уже четвертая ее жертва. Она хохочет: «Что, милый? Ты собираешься жениться? И только поэтому ты не хочешь поцеловать свою Лулу?» Шен обреченно курит, и мы уже знаем, что он погиб, погиб безвозвратно, и не будет никакой свадьбы на дочери министра, а будет безоговорочный триумф юного чуда, которому даже не нужно топать своей красивой ножкой, чтобы свести этого видавшего все в своей жизни Шена с ума.
Имя этому чуду – Луиза Брукс. Американская актриса, обессмертившая фильм Пабста, одним своим появлением в кадре рождает ту самую магию кино. Невысокая, с мальчишеской плоскогрудой фигурой Брукс, так не похожая на пышных кинодив следующих десятилетий, порхает по экрану, как бабочка и несет в себе убийственный по мощи заряд детской невинности, озорства и игривой женской сексапильности. На ее неотразимую красоту западают и дамы: даже утонченная невеста герра Шена смотрит на Лулу с вожделением. А та, восхитительная в своей непреднамеренной аморальности, словно удивляется такой неожиданной для нее властью над людьми. Но разрушающая судьбы других роковая «девушка в черном шлеме», чья капризная красота привлекает отъявленных мерзавцев, в тоже время сама является беспечной жертвой чужих пороков, мотыльком, летящим на губительный свет огней…
Родиться шедевру помогло чудесное стечение обстоятельств. Опередив на десять минут Марлен Дитрих, ждущую подписания контракта в кабинете режиссера, Луиза Брукс вытянула счастливый билет. Пабсту не впервой было запускать будущих звезд на орбиту – тремя годами ранее главной ролью в «Безрадостном переулке» он придал мощное ускорение карьере молоденькой Греты Гарбо. Но главное, в чем ему действительно не было равных – в умении моделировать на съемках конфликт человеческих чувств, заставляя остальных актеров относиться к Брукс со смешанным чувством сексуального исступления и ненависти. Практически каждую ночь Луиза прожигала жизнь в берлинских ночных клубах, но на следующий день скакала как непосредственный ребенок по съемочной площадке, выводя картину на эпохальный уровень. Принуждая ее играть без нижнего белья, Пабст хотел, чтобы мужчины-актеры это знали – и тем реалистичнее изображали пагубную страсть к Лулу.
Для многих немых фильмов характерна чересчур экспрессивная игра актеров, которая современным зрителям часто кажется наигранной и манерной. Так вот, ничего подобного в фильме Пабста нет. При этом отсутствие звука придает предельную художественную выразительность гениальной игре Луизы Брукс. В «Ящике Пандоры» нет и искаженных, будоражащих воображение фантастических декораций, как в картинах Ланга и Вине. Лишь для финальных сцен, передавая грустный прощальный привет экспрессионизму, Пабст избрал местом действия туманные лондонские трущобы, где на изломанных тенями лестницах разыгрывается последний акт драмы.
Пересматривать последние пятнадцать минут невыносимо страшно – настолько полон нежности и отчаяния душераздирающий финал картины, в котором наложенная спустя много лет музыка Пера Рабена, того самого, который писал для Фассбиндера, величественно и мрачно сопровождает черного мотылька в его последний полет.
Разрушительный гений фильма сыграл и против своих создателей: «Ящик Пандоры» был объявлен неудачей Пабста, по мнению современников, слишком вольно экранизовавшего пьесу Ведекинда, а Брукс так и не смогла вернуться к шаблонной работе в Голливуде. Зато ее короткая прическа с прямой челкой черных волос, вдохновившая Тарантино на облик Мии из «Криминального чтива», и образ необычной, находящейся вне времени и пространства роковой женщины, стали настоящими иконами в истории кино. А в памяти навсегда остается порочная и невинная улыбка торжествующей Брукс, улыбка испорченного ребенка, обманувшего взрослых.
Это фильм для настоящих любителей кино, не тратящих время на просмотр очередного блокбастера.
Фильм поражает великолепной игрой актеров и талантливой режиссурой. Действо меняется как в калейдоскопе. Эротические сцены сменяются вакханалией за кулисами, разрыв с невестой - неожиданной свадьбой, смертью и судом. Бегство, казино, бегство и опять смерть... Не смотря на карусель происходящего, режиссёр позволяет поиронизировать над своими персонажами, где-то даже поязвить. Пабст не скупится на мелочи и от этого фильм только выигрывает. Мне кажется, что он продумал всё до мелочей. Сильно впечатлила сцена за кулисами и суд.
Луиз Брукс восхитительная актриса, недаром директор французской «Синематеки» Анри Ланглуа сказал: «Нет никакой Гарбо. Нет никакой Дитрих. Есть только Луиза Брукс!».
'Ящик Пандоры' одна из лучших ее ролей. Да и очень уж она 'современная'. Обычно у актрис немого кино очень вычурный макияж, наверное, чтобы казаться более эффектными в черно-белом варианте. У Брукс все в норме, нет пакостных ужимок и кривляний, поэтому она и смотрится современно.
Сюжет Молодая небогатая девушка Лулу танцует в варьете. Очень эффектная и красивая. В нее влюбляются все подряд мужчины. Теряя голову и забывая обо всем на свете. И даже женщины не могут от нее оторваться. А сама она не очень-то и понимает, как влияет на людей. Легкомысленная и капризная, с одной стороны, и никогда неунывающая, с другой. У нее появляется богатый, влиятельный, немолодой любовник, Доктор Шон, который правда не торопится связаться узами брака с Лулу и у него есть невеста. Ведь все это начиналось как развлечение, он никогда и не думал брать ее в жены. Развлечение приводит к потери от Лулу головы, понимания насколько он упал и не может жить без нее... (Дальше писать не буду о сюжете, чтобы не получилось 'а убийца - сторож', но сюжет очень длинный и непредсказуемый, длительность 2,5 часа)
Сюжет захватывает, и вы не знаете, что будет в следующий момент. То Лулу вас раздражала своим легкомыслием и ветреностью вначале, то вы у вас сжимается сердце от сострадания. Там очень много характерных героев, у каждого из них свои личные драмы. И все они очень разные. Вообще можно сказать, что это фильм про жизнь девушки от взлета до падения и всего того, что это сопровождает.
Смотреть ли: Да! Обязательно! и не смущайтесь, что это фильм 1929 года, да еще и немое кино. Вы просто попробуйте и увидите, сколько эмоций останется после него.