Довольно забавная и красочная картина с присущим саспенсом и драмой. Хичкок смог привычное для него психологическое напряжение превратить в лёгкое повествование, яркую историю смешать с неприятностями. Комедия о трупе вышла необычной для стиля режиссёра, так как смешила своими неожиданными поворотами и совпадениями. Рассказ от первого лица в начале просмотра немного настроил на повествование со стороны, но это была только экспозиция, где и началось основное действие сюжета. Охотник, который случайно сделал неожиданную вещь. Альфред любит начинать историю с… трупа!
Когда основная причина действия выявлена, фильм набирает смежные линии повествования, всё больше и больше привлекая совершенно разных людей к месту с телом. Вот тут и игра с киношным решением, и знакомство с главными персонажами, так как каждый перед основной интригой раскрывает свой мотив. Охотник просто константирует факты о том или ином человеке, и вот перед зрителем уже полный букет информации.
А далее в интригующем стиле мы наблюдаем за различными реакциями очевидцев на труп. Тут режиссёр ввёл и подозрения, и развитие положительных сторон в смертельном деле, и интригу, и романтику. Безусловно, романтика в картинах Хичкока вообще не переплетается с триллером, она будто отдельное полотно с героями, оказавшимися на перепутье: и убийство, и любовь. Пересекаясь, эти две линии создают интересных персонажей, так как кто будет обсуждать смерть какого-то человека, когда на переднем плане развивается романтизм. Великолепный каламбур.
На фоне серьёзного преступления мы наблюдаем пока линейное повествование – вот есть действие, вот есть виновник, вот есть соучастник, вот есть свидетели. Весёлая музыка вызывает оксюморон в произведении, учитывая основной конфликт. До середины картины мы строго следуем последствиям и решению проблемы, параллельно узнавая персонажей. Кажется, что основу зародили в начале, и вот сводят эту историю к окончанию, естественно, немного заинтриговав, но самостоятельно распутав это дело. Прямой сюжет, но Хичкок не был бы Хичококом, если бы не представил неожиданную деталь, кое-какие подробности, отчего уровень дедукции зашкаливает, а детективная шестерёнка начинает набирать обороты.
Вот, где мастер оставил перелом. А то я уже думал, что на линейной последовательности и закончим. Великолепно создав лёгкую ситуацию, автор раскрыл все карты напоследок. Саспенс снова пробуждается, зарождаются интрига и новый ход сюжета. Опять стоит учитывать все мелкие детали, ведь неспроста тут много ключевых герой, и у каждого своя история взаимодействия с преступлением. Кто же убийца?
Мастерски расставлены фигуры на шахматной доске маленького городка (кстати, приятная локация через мост напомнила «Битлджус» и «ОНО» (2017)). Такие яркие улочки, много домов и весёлые жители перенесли меня в «Чисто английские убийства», тем самым полностью порадовав составом картины. Неприятности с Гарри, который даже не Поттер, позволили в итоге следить за ним не как за объектом, а как за субъектом. Главный сюжетный ход.
никогда не знаешь, когда может пригодится дохлый кролик!..
Фильм действительно интересный - это мало сказать. Помимо всегда завораживающего выворачивания 'плохой - хороший', тут также присутствует небольшой зоопарк в виде кролика и лягушонка, очень своеобразных персонажей, отягощенных метафорой, а также необычный ребенок, - ребенок, который живет наоборот. Для него сегодня - завтра, а завтра - сегодня. Такая игра. Вот что значит буквально 'жить завтрашним днем'!
Место действия тоже имеет значение: на периферии большого мира, в американской глубинке (хотя по духу, кажется, это Англия) ведется подлинная партизанская война между 'так надо'~'ты должен' (по совести, по закону...) и 'я хочу'. И вот что удивительно, 'я хочу' традиционно очерненное перед 'так надо', 'ты должен' здесь будто в шутку, но совсем нет, одерживает победу, притом очень уверенную, потому что буквально все, кроме очень слабого персонажа, оставшегося в одиночестве после смерти Гарри, чего-то хотят, а до остального им дела нет. Хотят и в итоге получают это.
Стоит повнимательнее присмотреться также и к 'главному герою' фильма, собственно, к Гарри. Есть ощущение, что персонаж ребенка перекликается с ним.
Знаете, кажется, таких фильмов уже не делают, - хорошо ли, плохо ли, - когда многие мелочи имеют значение, оказываются неслучайными, или не так - естественно вписаны в кадр: узор на галстуке мертвеца, причина его смерти, фразы о кролике вроде:'жирным кроликам не терпится на сковородку' или 'никогда не знаешь, когда может пригодится дохлый кролик: он помог добыть лягушонка!'... Да мало ли!) И хочется верить, не все из этих 'мелочей' продуманы, но некоторые из них родились как бы случайно, по волшебству, по тому только, что драгоценный слой образной паутины здесь оказался глубже, чем обычно и сам родил нечто. А так и в жизни бывает.
В общем, фильм смотреть стоит и он читается. Доля абсурда оказывается эфемерной. Единственное, как и всегда у Хичкока, его прозрачный английский воздух важнее самих персонажей, они в нем растворены до кукольности - ну какой, к черту, художник с таким лицом?!=), что не всегда хорошо
8 из 10
P.S. Это ощущение, что ты идешь по нескольким лестницам сразу, здесь присутствует
'Галопом за Хичкоком'. Эпоха шедевральности, круг четвертый: 'Искусство смешного трагического или шутки со смертью от сэра Альфреда'
Ирония всегда была одним из главных, формообразующих инструментов творчества Хичкока. Фильм, в котором ее не было, сам маэстро считал неудавшимся. Именно в картине «Неприятности с Гарри» она проявляется во всем возможном многообразии. В основном, ирония базируется здесь на черном английском юморе британского писателя Джека Тревора Стори, чей рассказ Хичкок выбрал для постановки, получив от продюсеров полную свободу действий после того, как целый ряд его прошлых картин имел отличные коммерческие показатели. Продюсеров не отпугнула даже специфическая, своеобразная тематика произведения, которая могла не прийтись по вкусу массовому зрителю. Для «Неприятностей с Гарри» теоритически хорошим показателем было просто окупиться в прокате и принести хотя бы минимальный процент прибыли. Держа в уме это наиболее вероятное предположение, фильм, в качестве пробы, закинули в кинотеатры на пору недель. В итоге же, он не сходил с экранов в течение полугода при битком набитых залах. Таким образом лента, от которой никто, в том числе сам Хичкок, ничего особо не ожидал, превратилась в очередной коммерческий хит, пополнивший копилку шедевров режиссера и набивший карманы продюсеров (И наоборот, изначальная ориентация на кассу неизменно оборачивалась для маэстро финансовым крахом, о чем свидетельствуют такие картины как «Страх сцены» или «Под знаком козерога»).
Третья подряд совместная работа Хичкока и сценариста Джона Майкла Хейса привела к появлению во всех отношениях слаженного сценария, идеально подходящего для «хичкоковской» постановки. История повествует о жителях захолустной вермонсткой деревни, которые осенней порой обнаружили в своем лесу труп человека. Вскоре выясняется, что погибший играл некоторую роль в жизни местных сельчанок. Например, одной из них являлся мужем, а другую пытался изнасиловать, за что и поплатился жизнью. Обитатели не хотят предавать дело огласке и решают скрыть инцидент от полиции. Осталось куда-нибудь пристроить труп, что оказывается не так-то просто.
Художественное своеобразие картины проявляется в целом ряде аспектов. Начать можно с юмористического эмоционального окраса, который сопутствует повествованию. В фильме замешаны несколько сортов юмора – черный английский, социальная сатира и даже элементы комедии положений (гэги) в стиле немого кино.
Все три типа, будучи крепко взаимосвязаны между собой, срастаются в некое единое целое, представляющее из себя некую параллельную вселенную, идиллический мир, походящий на симулированную жизнь из «Шоу Трумана». Смерть в этом параллельном, выдуманном мире не имеет для его обитателей ни малейшего значения. С виду они являются самыми обычными людьми, занятыми своими насущными проблемами и заботами. Однако если присмотреться повнимательнее, то у них обнаружится одна маленькая странность. А именно - отсутствие души! Конечно, они не похожи на роботов или зомби и ведут себя точно также как все нормальные, обычные люди. Но в них нет ни малейшего чувства «экзистенциальной тревоги», которая обычно пробуждается в связи со смертью другого человека. Гарри для них является не умершим человеческим субъектом, а доставляющим немалые хлопоты априори неодушевленным объектом, чистой вещью.
На первый взгляд может показаться, что «деактивированная опция» эмоционального сопереживания смерти ближнего является абсолютно незначительным и маловажным упущением в безмерном океане человеческого бытия. Однако одного взгляда на историю философии и культурный генезис человечества достаточно для понимания того, что именно этот элемент является фундаментальной основой, на которой и возводится вся колоссальная постройка существования в его тотальности. Одна лишь смерть играет во всех религиях, культурах и философских системах ведущую роль. Для ее увековечения строились пирамиды пять тысяч лет назад, она раздувала огонь экзистенциальной мысли пятьдесят лет назад («Не мысля о смерти, невозможно осознать свое бытие, свое пребывание» Хайдеггер), ну и конечно, все христианство являлось ничем иным, как грандиозным представлением, чья кульминация разыгрывается только после опускания занавеса. Персонажи Хичкока являются призраками, чье бытие экзистенциально выхолощено. Идиллическая местность в которой они существуют напоминает блаженные небеса, их отношения лишены даже намека на враждебность или агрессию, они живут в полном согласии с окружающей природной и социальной действительность. Но при этом они уже не являются людьми в строгом смысле слова…
Юмор, как известно, рождается из противоречия. В данном случае он возникает из разницы в восприятии смерти Гарри со стороны зрителей и персонажей. Однако так ли уж она велика? На мой взгляд, Хичкок высмеивает здесь даже не столько своих героев, сколько публику, в чем и можно видеть аспект социальной сатиры фильма. Современное общество представляет из себя вечно молодой, беспрестанно самообновляющийся организм, из которого изымаются все явные (мертвые тела) и косвенные (старость, болезнь, отчаяние) признаки смерти. Косметическая индустрия зашпатлевывает морщины, психологические тренинги учат быть вечно молодым душой, фармацевтические препараты отсрочивают гибель, а всех больных и мертвых поскорее изолируют от общества и закапывают в землю (исключением, впрочем, наверняка лишь временным, является Владимир Ильич). Факт смерти подменяется в общественном сознании чистым симулякром. Мы столько раз видели смерть в кино, что с трудом способны уловить ее истинное присутствие в реальной жизни. В общем, мортальное восприятие бытия сменилось позитивистским, и старуха с косой оказывается преступной изгнанницей. Фильм «Неприятности с Гарри» является своеобразным социальным зеркалом из комнаты смеха, которое деформирует обездушенные образы современного общества потребления. Возможно этим комическим «обезображиванием» и объясняется успех у публики, которая любит посмеяться над собой, но негодует, когда насмехаются над ней.
Хичкок же отображает аудиторию с холодной, почти дипломатической отрешенностью, разбавленной легким налетом иронии. Эта серьезность в подходе к вопросу только усиливает комический эффект. Однако следует иметь ввиду, что фильм изобилует всякого рода скрытыми символами, мистическими знаками и таинственными метафорами. За обманчивой пеленой юмора скрывается трагическая, даже ужасающая картина. Так, например, события разворачиваются на фоне всеобщего осеннего увядания, смерти(!) природы, гениально схваченном постоянным оператором Хичкока Робертом Бернсом. К легкому восприятию происходящего добавляется неуловимый полутон шемящей тоски, смутной тревоги. Визуальная строгость постановки очевидно контрастирует с комизмом происходящего, порождая ощущения раздвоенности, неуверенности. Французский критик Жак Лурселль абсолютно гениально описал антураж ленты метафорой наступления «красивого, тихого, мягкого апокалипсиса». Пожалуй, в отношении данного фильма точнее выразиться просто невозможно.
По части технической реализации нельзя не отметить наишикарнейшую оркестровую партитуру Бернарда Херманна, для которого «Неприятности с Гарри» явились первым плодом многолетнего сотрудничества с маэстро, написанную в легком прокофьевском стиле и задающую всей картине определенный ритм. Также, отдельно нужно упомянуть игру Джона Форсайта и дебютную роль Ширли Марлейн, которая получила за нее несколько крупных наград.
В результате, можно констатировать, что рассматриваемый фильм, является одним из образцовых примеров чистого черного юмора, очень сложного и крайне редкого жанра, доступного только большим художникам. Данной картиной Хичкок в очередной раз доказал, что он именно из таких.
Аншлаг какой-то! Можно было бы продавать билеты. Интересно, и что их всех сюда тянет?
Альфред Хичкок. Никакие восторженные слова и эпитеты не смогут передать даже десятой доли таланта сего гениального режиссера. Режиссера, чьи фильмы вольно или не вольно были растащены на составляющие, благодаря чему в современных фильмах можно увидеть интересный и неглупый сюжетные ходы и восхитится ими, но зрителю даже в голову не придет, что нечто подобное было обыграно Альфредом Хичкоком в своих кинокартинах. И хороший тому пример – наш сегодняшний гость, который… нет, не заложил основы для жанра детектив, так как они были изобретены ой как давно, тут скорей дело в том, что данная кинокартина могла быть, а возможно и стала, тем самым катализатором, что сподвиг Квентина Тарантино и братьев Коэн заниматься тем что им удается лучше всего – снимать фильмы, которые ни на что не похожи. Не верите? А очень зря, ведь это – «Неприятности с Гарри».
Шел обычный осенний денек в обычном и ничем непримечательном городишке, в котором едва ли насчитывается больше дюжины домов, а потому в подобном местечке самой обсуждаемой темой будет либо погода, либо корова, что сломала себе ногу… я про животное говорил если что. Но вот, нежданно-негаданно в лесу раздается три выстрела. Маленький мальчик, заинтересованный шумом подбегает к месту, где как ему кажется они раздались и видит мужчину в деловом костюме, что лежит в окружение опавших листьев. Мужчина не шевелится и мальчик, испугавшись, убегает к своей маме, дабы рассказать о странной находке. В тоже самое время пожилой охотник, который по молодости своей плавал по неведомым странам и городам в ужасе смотрит на тело, затем на свою винтовку и задается вопросом: «Так это я его убил? Что же мне теперь делать? Ведь его же будут искать? Приедет полиция, начнет задавать вопросы, посадит… Ой, что будет!» И тут, как назло, к месту гибели человека в деловом костюме начинают стекаться, кхем, «паломники». Вот, к примеру, побитого вида бездомный. Такие ребята готовы ухватится за любую возможность, дабы поныть о своих гражданских правах и требовать вознаграждения по поводу и нет. И он… снимает у покойного туфли. Х-х-хорошо! Бездомные на то и бездомные, чтобы быть людьми без чести, совести и сострадания. А вот дама в красном, которую привел перепуганный маленький мальчик, ой сейчас что будет! Она его… пинает? *Пожилой охотник шокировано трет глаза пытаясь понять уж не почудилось ли ему это* Когда же дама с мальчонкой уходят, то несчастный охотник решает закопать убитого, раз не кому нет до него дела… или все-таки есть?
Так начинается эта экстравагантная история, пропитанная юмором до отказа, преимущественно черным. История, которая начинается нестандартно – есть убийство, но нет состава преступления и нет даже гарантии, что убийцей является обаятельный капитан Альберт Вайлз, а не кто-то другой. Да и детективное расследование герои проводить не спешат, им бы побыстрей разобраться с Гарри и забыть о нем, как о страшном сне. И этим фильм подкупает. Вроде бы есть основной сюжет, а в тоже самое время все герои пытаются решить свои проблемы. Художник Марлоу считает себя непризнанным гением и мечтает продать картины… которым самое место на ближайшей свалке. Нет, ну серьёзно, вы на них только посмотрите. *смеется* Да мои семилетние племянницы рисуют лучше. Пожилая леди Айви Грейвз влюбилась в обаятельного капитана Вайлза и неумело пытается пригласить его на свидание. Доктору Гринбоу вообще наплевать на мир вокруг него, когда он занят чтением книги, как сказал один из героев произведения – не хотел бы я стать его пациентом. И при этом все, ну или почти все герои картины являются обманщиками в той или иной мере. Каждый из них что-то да скрывает, ну кроме доктора Гринбоу, хотя… кто его знает? И это придает фильму свой неповторимый шарм, ведь интересно следить не столько за «приключениями» покойного Гарри, сколько за жизнью обитателей этого городка, которые не смотря на всех своих тараканов, очаровывают с первых минут знакомства.
Естественно, что помимо всего вышеперечисленного в фильме будет и тревожная музыка, а с ней яркая и насыщенная картинка. Герои будут общаться высоким слогом, отчего создается чувство будто смотришь театральную пьесу. Да и Хичкок не был бы Хичкоком если бы не посмеялся над всеми законами жанра, не упустив повода кинуть камень в огород разного рода страшилок, в коих он настоящий дока, и сцена со скрипящей дверью, что открывается в самый неподходящий момент является ярким тому примером.
Итог? Интересный, забавный и неглупый детектив, единственным недостатком, хотя как по мне это достоинство, которого является то, что он нетороплив. Впрочем, это была особенность всех, ну или почти всех фильмов снятых в ту эпоху, просто здесь и сейчас зритель жаждет экшена и того, чтобы на экране каждую секунду что-нибудь да происходило, не важно что. И тут уж ничего не поделаешь – новое время диктует свои законы. Однако, если вас не пугает медитативность происходящего, то я рекомендую ознакомится с сим фильмом на досуге. Заряд бодрости и хорошего настроения гарантирован.
9 из 10
P.S. Никогда не знаешь, когда может пригодится дохлый кролик.
После ряда детективных триллеров 'Незнакомцы в поезде', 'В случае убийства набирайте «М»', 'Окно во двор', 'Поймать вора' вряд ли ожидаешь увидеть у очередного фильма английского гения нечто подобное, как жанр 'комедия', да ещё и с детективом.
'Неприятности с Гарри' — комедийный детектив, рассказывающий историю о трупе некого Гарри, который создаёт множество проблем для жителей соседнего посёлка в Новой Англии. В Альфреде Хичкоке мне нравится много чего, однако сейчас хочу выделить одно из положительных качеств, что в фильмах английского режиссёра даже маловажные персонажы цепляют своим обаянием и становятся интересными для зрителя. Капитан Альберт Уайлс, Сэм Марлоу, мисс Айви Грэйвли, Дженнифер Роджерс, миссис Уиггс, Арни Роджерс и шериф Кэлвин Уиггс — все по своему интересны и каждый из них вносит в комедийную картину Хичкока что-то своё, тем самым делая фильм разносторонним, не полностью зацикливаясь на трупе, несмотря на то, что сценарий и сам фильм держится на трупе некого Гарри, который своим лежащим состоянием вызывает больше интересна, нежели остальные персонажи. Кто этот Гарри ? Откуда он взялся ? Кто и почему его убил ? Зритель начинает задаваться разными вопросами, а фильм, в свою очередь, начинает следовать ложными путями, тем самым запутывая зрителя, который уже начинает чувствовать в комедийной ленте руку мастера.
Неприятности с Гарри — лёгкая и приятная комедия с элементами детектива. Фильм, конечно же, не шедевр по сравнению с другими картинами Альфреда Хичкока, но всё-таки хорош и смотрится довольно приятно. Картина мастера радует не только умопомрачительным юмором и нелепой вознёй с трупом, но также красивыми и сказочными видами осенних пейзажей.
Будьте бдительны, вы не знете что на уме у другого человека!
Когда я смотрела этот фильм, то искренне наслаждалась! Режиссёр, очень остроумно смог совместить казалось бы несовместимое: доброту и жестокость. Все эти люди, с их патриархальным, деревенским укладом жизни, казалось бы милы, непосредственны и наивны. Но труп, найденный охотником в лесу, заставил всех переполошиться и 'похлопотать'.
В качестве реакции на событие, которое представляет для всех опасность (откуда труп, кто виноват и что теперь делать? А может убийца среди нас?), люди проявляют все свои скрытые свойства, и перестают казаться милыми и добродушными. Оказывается, все они крайне расчетливы, циничны и бесчувственны, а интересует их только собственная выгода. Но потом опять начинаешь им сочувствовать. И в этом особый шарм фильма.
По мере развития событий фильма, режиссёр как будто говорит нам следующее: 'посмотрите, человек к человеку на самом деле очень равнодушен, но равнодушие - это вовсе не жестокость. Если вы не вызываете у ваших знакомых какого то особенного восторга и надежд, то к вам будут относится как к бедному Гарри. Тогда вы просто ничего для них не значите, вы мертвы'.
Что удерживает человека от убийства, если другой ему чем-то не угодил? Может быть 'высокие моральные принципы'? Нет, отвечает Хичкок. Людей защищают законы, только благодаря им люди остаются людьми. Все - очень расчётливы, и ищут себе наслаждений, а тот, кто их не приносит... может умереть. Это было бы совсем неплохо, особенно если они останутся не причём.
Есть ли в фильме та составляющая, которая присуща лучшим фильмам Хичкока? Безусловно. И кроме того, этот фильм - социальная сатира на общество, выворачивание всех представлений наизнанку в стиле писателя Грэм Грина (особенно его роман 'Путешествие с тётушкой').
Но почему всё-таки невозможно не сочувствовать персонажам фильма? При всех своих слабостях и отсутствии бескорыстной высокой добродетели, эти люди весьма приятны: они не злы, а даже добры (если это не мешает их желаниям), приятны в обращении, они имеют свои нехитрые, всем присущие желания. Словом - они не ангелы, и не способны умереть за другого. Они обычные люди, какие уж есть, и нечего требовать от них большего. Весьма неплохие... Вот только не забывайте об осторожности с ними, не подпускайте их слишком близко к себе, ведь вы не знаете, ЧТО у них на уме!
Для меня, 'Неприятности с Гарри' - один из самых любимых фильмов у А. Хичкока. Пожалуй, второй, после 'Не тот человек' (1956)
'Неприятности с Гарри' - экранизация романа английского писателя Джека Тревора. Несмотря на тот факт, что права на книгу Тревора были полностью перекуплены Хичкоком, сюжет литературного источника в кинокартине практически не претерпел никаких изменений.
Завязка сюжета сулит зрителю немалую интригу. В лесу, что на окраине деревушки, вдруг раздаются три выстрела. Напуганный ими маленький мальчик Арни, выбегает на поляну, где обнаруживает лежащего на земле мужчину, по внешним признакам явно неживого. Арни убегает, после чего на персонажа, отошедшего в мир иной, натыкается старый капитан Уилс (Эдмунд Гвенн), охотившийся с ружьём неподалёку. Уилс решает, что это он своим выстрелом убил мужчину, и спешит избавиться от трупа. Но сделать это не так-то просто, ибо карусель обнаружения Гарри продолжается - на тело неизвестного поочерёдно набредает чуть ли не вся деревня в полном своём составе. Из уст одной из женщин - Дженнифер, матери того самого Арни (дебют на экране Ширли МакЛейн), - мы наконец-то узнаём имя почившего незнакомца - его зовут Гарри. Псевдо-детектив набирает обороты, разворачиваясь самым парадоксальнейшим образом.
Чёрный-пречёрный юмор на фоне красивейших живописных пейзажей Вермонта (Новая Англия). Великолепнейшие яркие цвета и краски 'золотой осени', очень качественная картинка (и это - 55-й год!). Гротескный, нездоровый по своей сути сюжет. Я всегда говорил, что у почтенного сэра Альфреда, который поставил всё это, совершенно нездоровое и где-то даже больное воображение - недаром говорят, что все гении повёрнуты на голову. 'Неприятности с Гарри', как образчик хичкоковской эстетики - ярчайший тому пример. Вот скажите, что вам ближе - 10 минут хохотать до упаду, а после пол-часа смотреть кино почти без эмоций, или же все полтора часа фильма беспрерывно, но всего лишь улыбаться!? Лично у меня получилось, скорее, второе. Но и в этом случае, ей-Богу, чувствуешь себя отчасти маньяком, улыбающемся чему-то нездоровому.: ) 'Неприятности с Гарри' - один из самых необычных и нетипичных фильмов из всех, когда-либо виденных мной. Не решусь рекомендовать его всем и каждому, ведь кто-то убежит уже минут через 20 после начала просмотра, особо же впечатлительные рискуют испытать приступ тошноты - либо долгий и перманентный (заочный), либо даже буквальный (очный, над раковиной, или унитазом). Представьте сами: труп одного человека в течении фильма раз пять закапывают-выкапывают, раздевают-одевают, моют в ванной, влюбляются и чуть ли не женятся в его присутствии - и всё это в самых мажорных тонах, лишённых даже тени какого-либо траура! Этакая безумная и безудержная 'пляска на костях', доведённая до своего полного опупения квинтессенция английского юмора.
Больше ничего рассказывать не буду, приведу лишь слова самого А. Хичкока: 'Когда работа была закончена, прокатчики не знали, как с ней (с картиной) поступить. Требовался какой-то специальный подход для представления её публике. Они, в отличие от меня, видели в ней нечто особенное.' Так вот, я - полностью на стороне прокатчиков, а не сэра Альфреда!: ) Однозначно, я вижу в данной работе то самое 'особенное', отличное от среднестатистической психиатрической нормы. Признавая за 'Гарри' гениальность и уникальность, точно так же я признаю за ним и некоторую нездоровость. Картина явно не для всех и не для каждого. Как говорится, 'игра на три результата' - либо она вам очень понравится, либо покажется отвратительной, а может быть - вот парадокс-то (!), - и то, и другое одновременно.
Напоследок - случай из жизни. Реальный диалог двух зрителей при просмотре данного фильма: 'Тебе не кажется, что у этого художника не всё в порядке с головой? Какой-то он странный!' 'Да они там все сумасшедшие!': )
P.S. В другом переводе название фильма фигурирует, как 'Хлопоты с Гарри', что по сути, видимо, ближе к истине. Посудите сами: словосочетание 'Неприятности с Гарри', скорее, означает, что с ним, с Гарри, происходят некие неприятности, доставляемые ЕМУ третьими лицами. А если в рамках такой конструкции представить, что Гарри ещё и мёртв...: )
Он может напугать смехом и насмешить страхом. Он может обмануть, говоря правду. Он может превратить в саспенс невзначай приоткрывающуюся дверцу пустого шкафа и безобидную детскую игру. Он может снять комедию о похоронах и смерти. Он может создать детектив о том, что ничего не случилось.
Ну… кроме приступа Гарри, конечно.
О, Гарри! Милый покойник. Слишком хороший, чтобы жить. У него абсолютно неадекватные синие носки с красными пальцами (заметьте – к коричневой обуви) и жена, которая «оплакала» его фразой: «Слава провидению! Гарри больше нет».
Как бы ни так. Гарри есть! В течение фильма ему суждено появляться вновь и вновь из своей удобной мягкой лесной могилки с видом на запад. Ведь Гарри — беспокойной покойник. И рожден он был, чтоб доставать, а уж умер-то точно ради этого. Его хоронят и откапывают, хоронят и откапывают весь день (немудрено сбиться со счета); он некстати везде — и под землей, и на ней.
Благопристойные, но симпатичные обыватели с легкими странностями (миссис Роджерс (жена Гарри), ее поклонник — художник Сэм Мэрлоу, трижды румяный Альберт Уайлз — капитан, который не отплывал от берега больше чем на милю, а также его пассия — сорокалетняя мисс Иви Грэйвли с до обидного чистой репутацией) словно играют в «закопай-откопай Гарри», как тот суровый мальчик Арни (аналог гайдаевского «вождя краснокожих») — в своего мертвого кролика.
Мертвый кролик (невезучий двойник Гарри) – это хичкоковское чудо. В его адрес отпускаются самые потешные шутки фильма:
Арни: У кролика четыре лапы и все равно его подстрелили. Надо было съесть клевер с четырьмя листиками и сделать подковы.
Арни: Никогда не знаешь, для чего может понадобиться мертвый кролик, я уже получил за него лягушку.
Сэм — капитану: Если вы впредь решите кого-то убить, убивайте кроликов — у них тушки маленькие.
Думаю, Сэм солгал. Гарри закапывать все же интереснее, чем кролика. Всем героям фильма так хочется считать себя виновными в его смерти! Зачем? Ну… Обывателю же всегда хочется хоррора (правда, при всем уважении к покойнику Гарри, зомби и призраком он так и не стал), а если не хоррора, то на худой конец саспенса. Ведь жизнь так непоправимо скучна. И надо «выводить с нее пятна скуки» (знаменитое высказывание Хичкока о назначении кино). Например, почистить покойника в собственной ванной и постирать его сине-красные носки, испачкавшиеся от долгого нахождения в могиле. Не все же есть оладушки с голубикой, пить горячий шоколад и мечтать о двуспальной кровати, коричневой охотничьей шляпе и сундуке с приданым, полном надежд…
«Я спрячу его, унесу в лес. Забуду о нем…» — говорит капитан Уайлз. Как же! Он много раз вернется… И будет говорить Сэму: «Я не очень умею копать могилы», чтоб услышать в ответ: «надо было думать об этом прежде, чем отправляться на охоту». (Да-а-а! Так искрометно рассказывать о смерти у нас умели, пожалуй, лишь Ильф и Петров. Помните их погребальную контору «Милости просим»?
Достопамятный З. Фрейд писал о том, что главная функция юмора – психологическая защита. Хичкок боялся смерти. Но не только и не столько ее. Его пугало обывательское, однообразное, монотонное существование, не предполагающее отступлений от регламента, раз и навсегда принятого поведения, лжеобаяние «дня сурка», комфорт футляра. И в своем фильме он сталкивает не только смерть – жизнь, но и жизнь – жизнь: подлинную и мнимую. Мертвая, словно замершая жизнь обывателей начинает оживать с появлением смерти. В ней появляются и любовь, и дружба, и семья, и мечты, и желания, и искренность (вспомним признание капитана в том, что он не «объездил много стран»), и темы для общения – н а с т о я щ е г о, а не заданного мертвой нормой.
Организованный, строго очерченный мир приличий и благообразия вдруг путается, приобретая черты здорового абсурда, легкого надувательства, детской игры. И оказывается, что человек в мире попранных приличий, стертых ритуалов и сдвинутых норм выглядит куда симпатичнее, и здоровее, и свободнее (словно ребенок в игре).
Потому фильм этот не о смерти, а о счастье, которое принесла случайная смерть. Да – абсурдно. Но разве плохо? Есенин писал, что бывает «невеселое счастье», а значит и «веселое несчастье» тоже может быть.
И напоследок. «Хлопоты с Гарри» — это не киносатира. Для меня это юмор в чистом виде. Он более свободен, не ограничен рамками приличий, социальности, пресловутой общественной нравственности, гражданственности, поучительности; он, в отличие от сатиры, чья функция – линчевать порок, может позволить себе защищать недотепистость и прочие несовершенства человека — все…
«Бедный Гарри» - именно эту фразу в ближайшие минут 05-15 (в зависимости от вашей скорости чтения) я буду чаще всего произносить.
Если вы серьезный человек, который яро соблюдает 'марали' и знает, что 'над покойниками смеяться - грешно' - не смотрите этот фильм! Серьезно, не надо! Вам он или не понравится, или же вы просто не поймете юмора и скажите, что фильм - туп.
Фильм построен таким образом, что неизвестно, что произойдет дальше и именно это держит в напряжении весь фильм. Привычный для Хичкока - саспенс, но только на этот раз, герои и мир вокруг героев, ну просто особенно до глубины души пропитаны атмосферой абсурда и гротеска. Действия, как-будто, происходят именно в той, параллельной вселенной, где жизнь идет под другим углом и по своим правилам. Моментами, так и хочется, встать, подойти и сказать: -'эй, чувак, ты что? иди вон туда, или же сделай вот так'. Но максимум, что мы можем - это по чавкать попкорном.
Как я и обещал - 'бедный Гарри, бедный Гарри'. В фильме, нам так и удастся увидеть Гарри - живым(ну разве что на картине), но это никак нас не расстроит. И дело даже не в том, что мы такие циничные и злые, а просто Гарри, ну совсем 'чуть-чуть' не повезло, и главные его невезения, только начинаются с его смертью.
Раскрывать все подробности фильма - было бы не очень красиво и, даже подло, с моей стороны, так что, всем любителям 'хорошего' чёрного юмора - фильм придется по душе.
И да, посмотрев фильм, вы узнаете, что: «никогда не знаешь, зачем может понадобиться мертвый кролик».
Гарри Уорп еще при жизни доставлял немало проблем всем окружающим, но, даже умерев, Гарри не отказался от своей вредной привычки, приготовив для жителей своего родного маленького городка немало неприятных сюрпризов.
Фильм 'Неприятности с Гарри' снят в 1955 году выдающимся британским режиссером Альфредом Хичкоком, Мастером Саспенса, взявшем за основу сюжета этой картины роман Джека Тревора Стори. 'Неприятности с Гарри' является достаточно нетипичным произведением Хичкока, ибо по своей сути это черная комедия, в которой зрителю дается обобщенный портрет провинциальной Америки и ее обитателей и смерть Гарри становится лишь фоном для этого, постепенно превращая бытие всех главных героев до абсурда и гротеска, создавая особую реальность в рамках этого кинопроизведения. Ритм картины нетороплив и режиссер позволяет в полной мере раскрыться всем персонажам.
Актеры в картине играют блистательно, создавая яркие и интересные образы, и особенно хочется выделить героев, сыгранных Милдред Нэтвик, Джона Форсайта и Ширли Маклейн, для которой данный фильм стал дебютом в большом кино. Впрочем, все актерские работы в фильме превосходны и в нем созданы харизматичные и самобытные персонажи.
Оператор Роберт Беркс снял фильм стилистически сдержанно, сделав видеоряд картины сочным и ярким, создавая определенный диссонанс.
Бернард Херрманн написал к фильму отличный и полный напряжения саундтрек, буквально неотделимый от его художественной структуры.
Я рекомендую эту потрясающую классическую черную комедию всем поклонникам киноклассики и ценителям творчества Альфреда Хичкока.