Два одиночества встретились на новомодной квартирной вечеринке в Нью-Йорке. Он – депрессивный адвокат из Небраски Джерри, мучительно разводящийся со своим прошлым и одновременно пытающийся неуверенно нащупать на новом месте свое же будущее. И она – бестолковая танцовщица и повеса Гиттель, не умеющая зарабатывать денег, страдающая от язвы и (иногда) готовая запустить в свою койку понравившегося паренька. И Джерри вроде как для первого постельного вечера вполне подходит, но парень из Небраски оказался тертым перцем, которому нужно было чуть больше, чем разовый перепихон. Да и Гиттель ой как не чужды романтические чувства…
Эта постановка Роберта Уайза снята в формате модных в конце 50-х – начале 60-х молодежно-социальных картин о поиске чистой любви в большом городе, в котором очень легко ощутить одиночество. Именно в таком стиле были поставлены картины, получившие в 1956 и 1961 году главные призы киноакадемии – «Марти» Делберта Манна и «Квартира» Билли Уайлдера. Однако и «Марти», и «Квартира» - это высший пилотаж подобного формата кино. Уайз же только в начале обозначил некоторые претензии на добротную постановку, в частности, изначально подкупали очень удачные диалоги, вроде:
- Сколько тебе лет?
- Двадцать девять.
- Тогда перестань себя вести, как будто тебе двадцать восемь.
или
- Если ты был таким популярным адвокатом в Неваде…
- В Небраске.
- Какая разница?
- Разница в тысячу миль.
Однако у фильма есть два существенных недостатка, которые ближе к финалу становятся непреодолимыми. Во-первых, Уайз снял театрально-камерное кино, в котором 95% времени занимают герои Роберта Митчема и Ширли МакЛейн вместе с их убогими квартирками. То, что изначально воспринимается как колорит, в дальнейшем начинает давить. К тому же, если МакЛейн вполне органично вытягивала свою роль (хорош эпизод, когда она таки решила «дать» своему ночному гостю-имениннику), то для угрюмого Митчема персонаж оказался вообще несвойственным.
Но и это было бы полбеды, если бы не во-вторых, - кино ко второй половине откровенно плывет в сюжете. В фильме нет динамики, нет накала, а только сопли, выяснения, романтика, снова сопли… И все это на протяжении почти двух часов, чтобы в финале зритель увидел совершенно невразумительную развязку.
У этого фильма был бы шанс на жизнь, добавь сценаристы ему хоть чуток динамики и понятных поступков героев.
Нужно почаще вспоминать народные мудрости и пословицы. «Под лежачий камень вода не течет» - эта фраза очень подходит под ситуацию, в которой оказался главный герой фильма «Двое на качелях». Да, у него депрессия, но если ничего не делать, то ничего и не произойдет. Джерри делает шаги. Он берет трубку и звонит совершенно незнакомой девушке, которую случайно видел на вечеринке. Зачем он звонит? Именно потому, что ему хочется изменить свою жизнь:
- А что ты делаешь в Нью-Йорке?
- В основном гуляю, днем и ночью. Монотонно, но полезно для здоровья.
Джерри (Роберт Митчем) и Гиттель (Ширли МакЛейн) - пара незнакомых людей, странно общающаяся между собой. У Джерри есть комплексы, собранные за свою прошлую жизнь, и он откровенен в этом с Гиттель, но эта откровенность не создает проблемы или напряжения, как это можно было бы ожидать. Странным образом они, такие разные, умудряются общаться мирно. «Я не хочу жить по тем принципам, по которым ты живешь», - говорит Джерри. Но это не создает проблемы для Гиттель. Смогут ли и дальше они совместить несовмещаемое? Есть ли у их отношений будущее? Гиттель очень страшно «высовывать голову» из той привычной жизни, в которой она живет уже много лет. Джерри непросто и все еще болезненно общаться с бывшей женой, которая терроризирует его телефонными звонками. Не лучше ли оставить все как было? Зачем менять все привычное на что-то совершенно неизвестное?
Джерри – идеально рассудительный взрослый человек. Гиттель – абсолютно женственная, нелогичная.
- Ты говоришь мне: ты нужна мне. Ты нужна мне. Кто говорит это напрямик? Если тебе на самом деле нужен человек, ты даешь ему это понять чувствами. Так что… когда ты просишь меня подать себя на серебряном блюдечке… Что я получаю взамен? …Ты подарок за 10$. Но мне достанется только целлофан.
На каких качелях находятся они? На качелях неуверенности в себе прежде всего, наверное. И за то, как показаны внутренние чувства двух разных людей, слабости, метания и противоречия, ставлю
В 1962 году Робет Митчум снялся в двух очень нетипичных для себя ролях - насильника Макса Кейди из 'Мыса страха' и неуверенного в себе адвоката Джерри из 'Двое на качелях' Роберта Уайза.
Главный герой фильма 'Двое на качелях' не уверен в себе. Он переживает развод, и старается не показывать вида. Его карьера идет под откос и только встретив другую женщину - полную противоположность себе он начинает изменять свою жизнь к лучшему.
Его отношения с Гиттель - новой женщиной в его жизни - весьма сложны и противоречивы. Гиттель весьма сильно сопротивляется своим чувствам и Джерри прилагает очень много усилий, чтобы сохранить и развить отношения.
Замечательная режиссерская работа Роберта Уайза. Великолепные крупные планы. Особенно когда камера находится существенно ниже героев. Великолепные тени. Режиссер прекрасно показывает героев в пустой комнате. При этом комната символизирует их жизни - одинокие и пустые.
Ширли Маклейн и Роберт Митчум образуют прекрасный актерский дуэт, создавая полные противоречий характеры.
В итоге:замечательная мелодрама от Роберта Уайза о сближении дух одиноких характеров. Все больше прихожу к выводу, что в мелодрамах снятых сильными режиссерами Роберт Митчум обычно демонстрировал свои самые сильные стороны.