К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Примерно в середине восьмидесятых годов наш кинематограф изменился. Грянула перестройка, и то, чего было нельзя, стало можно. Опьяненные творческой свободой (а точнее, отсутствием ограничений) наши горе-режиссеры наплодили десятки давно забытых творений, где во главу угла ставились насилие, мат и обнаженка. Было ли это хорошо? Никак нет, ибо все эти непотребства творились, как самоцель. И к реальности эти истории про офигенно крутых парней имели малое отношение. Да, признаться, иное кино массам тогда было неинтересно.

Примерно в конце годов девяностых стиль поменялся - нам стали выкатывать гламурные истории про хорошую жизнь. Даже истории про бандюков, как главных героев, подавались с налетом шика. И пипл хавал! Было ли это хорошо? Никак нет, ибо это было неправдой.

И хвалились эти фильмы за что угодно: за спецэффекты, за музыку и прочая-прочая, но не за правду жизни. Пресса поднимала грандиозный гвалт про 'Дозоры' ('ах, какие супер-дупер спецэффекты!'), меня давили истеричными рекламными кампаниями, но я, по-прежнему, редко ходил смотреть российкое кино. Я ему просто не верил. Британское кино, на мой взгляд, куда ближе отображало реальную жизнь, чем новое российское кино.

Так к чему я тут огород горожу? К тому, что не так давно в киношном журнале прочел статью об одном фильме. Прочел, и забрезжила надежда - может, на этот раз мне покажут пусть неприглядную, но настоящую жизнь? И, как ни странно, надежды эти, пусть и не в полном объеме, оправдались. Назывался фильм, как не трудно теперь догадаться, 'Точка'.

В фильме рассказывается история трех девушек (или правильнее говорить 'женщин'?), каждый день выходящих на 'точку', чтобы прокатиться до клиента и обратно. Проще говоря, история трех проституток - Анны (Анна Уколова), Киры, она же Зебра (Виктория Исакова), и Нины, она же Мойдодырка (Дарья Мороз).

Почему, собственно, я тут чуть ли не дифирамбы пою простому, вроде бы, фильму о жизни путан? Да просто потому, что рассказанная история, по счастью, не укладывается в схему типа 'бедная несчастная нарокоманка стала проституткой, обслужила одного клиента, обслужила другого, третий был маньяком и её изнасиловал, а она от горя обкололась герычем и откинулась'. Вот при таком раскладе место 'Точки' было бы сразу в мусорном баке. Все сложнее.

Через призму истоии о жрицах любви дается взгляд на нашу не очень приглядную действительность, в которой места гламуру нет...
Здесь, кстати, позволю небольшое отступление. Далеко не все смогут спокойно отсмотреть данное кино, пожевывая попкорн. Потому как помимо обнаженки, тут присутствует не только сочный русский мат (всё-таки непривычно слышать с экрана 'иди на х**!'), но ещё и обливания дерьмом, например. Потому предложу иным потенциальным зрителям задуматься. Мат, кстати, здесь к месту и слух не режет. Да, и не так его много.

Но вернемся к нашим баранам, а точнее бабочкам. Ночным. Почему тот самый взгляд на действительность надо было показывать через представительниц древнейшей профессии? Все просто - разделив человечество на две группы: 'зло' и 'добро', их нельзя при всем желании поместить ни в одну из категорий. Они где-то между. К слову, четко положительных персонажей в фильме нет вообще, в отличие от четко отрицательных.

Хороший фильм про наркоманов должен, конечно, показать, что наркотики - это зло. Но он должен также и показать, дать зрителю выбор его героев. Также и здесь - у героинь был выбор. И, убегая от одного зла, они пришли к злу другому. Меньшему ли? Да, и злу ли вообще? Пусть зритель решает.

Ну, разобрались со сценарным наполнением, можно поговорить и про авторов. Как я выяснил из финальных титров, кино основано на одноименной книге (автора не запомнил). И, перенося её на экран, насколько я могу догадываться, кое-где были допущены промахи. Так, некоторые второстепенные сюжетные линии не получают должного развития. Ещё сильно огорчили банальные анахронизмы: основное время действия - 2002 год (Чемпионат мира по футоболу, Россия - Бельгия 2:3, Бразилия - чемпион), но у них там отчего-то играют и поют 'УмаТурман' да Ёлка, которых и знать тогда никто не знал. Ну, ведь банальнейший прокол вышел! Честное слово, даже обидно.

Зато что хорошо в сценарии - так это объемные характеры главных героинь, четко прописанные и естественные. Ещё момент... Пару раз казалось, что действие свалиться в чтение морали или давление на жалость. Но обошлось.

Режиссура Юрия Мороза вполне себе неплоха, отойдя от сериальных дел он, видимо, вспомнил, что когда-то сделал 'Черный квадрат' - фильм, который на фоне остального киношлака, выпускаемого тогда нашими станочниками, смотрелся более-менее ничего.

Но любопытнее всего, конечно, было бы поговорить об актерских работах. Скажу сразу, выдающегося вклада в историю кинематографа никто не сделал, что неудивительно. А большинство второплановых исполнителей, даже Михаил Горевой, сыграли так и вовсе скверно. Но вот Анна Уколова (в первую очередь) и Виктория Исакова (во вторую) понравились, очень добротно отыграли свои непростые роли. На их фоне Дарья Мороз, чуть ли не самое раскрученное лицо в фильме, банально потерялась. Я понимаю, конечно, папашка пригласил по блату, но не ее это роль. Ещё неожиданно оказался неплох Леонид Окунев, ему досталась небольшая, но значимая роль этакого современного юродивого, что видит в девушках, в первую очередь, именно девушек, и, лишь во вторую, - проституток. А вот больше, как я говорил, выделить-то и некого. Ну, чем богаты, тем и рады.

Странные я, признаюсь, испытываю чувства, подводя итоги. Не привык я хвалить продукты отечественной фабрики грёз. Не привык. И что же? Хвалю какую-то чернуху о жизни социальных отбросов общества. Однако, в частности, именно из-за этого мне и не стыдно за это кино. Хороший фильм. Потому что правдивый. Осталось только дождаться хорошего российского наркофильма, и я снова смогу обрести веру в наш кинематограф.

P.S. Насчет сцены изнасилования. Да, есть что-то отдаленно общее с 'Необратимостью'. Однако показалось, что она снята специально с таким рассчетом, чтобы зрители вспоминали фильм Гаспара Ноэ. Не уверен, что это было нужно. Лучше искать свои пути. Те, кто жаждал увидеть 'Точку' исключительно ради этого эпизода, имеют полное моральное право не тратиться на билет.

P.P.S. Что-то много понаписал, а такое ощущение, что о чем-то, все-равно, рассказать не удалось. А может я не прав и фильм - претенциозное Г? Эх, сколько размышлений после просмотра...

16 июня 2006 | 02:34
  • тип рецензии:

Острый как нож, болезненный до отвращения и резкий как пощечина. Три невероятно трагичных судьбы, три смертельных безнадежности, три диких и чуждых обывателю взгляда на мир.

Три странных жизни в каком-то нереально апокалиптическом мире. Нет, друзья мои, это всего лишь Москва, это всего лишь наша с вами реальность, вывернутая наизнанку. Это реальность, где отцы выгоняют собственных детей из дома и незнакомцы продают в рабство миловидных девушек. Это такая же жизнь, со своими проблемами, своими мечтами, своими идеалами и планами на жизнь, которые выглядят как-то гротескно в атмосфере фильма.

'Давайте выпьем за то, чтобы мы по жизни делали только правильный выбор'... Боже мой, это говорят женщины, из которых судьба сделала товар, жертву богатых извращенцев и моральных уродов, которых не волнует ничего кроме собственного удовольствия, которые не принимают их даже за людей, которым все равно, что будет с ними потом.

А что делать дальше? Каждая решает сама. 'На точку, мужчина, на точку, куда же еще?' - и принять этот мир до конца, пустить его внутрь себя, полюбить его, насколько это возможно, стать его частью, его хозяйкой...

Или просто - руки вверх и кричать, сколько хватает дыхания...и хоть на минутку почувствовать себя счастливой.

Невероятно сильный фильм.

10 из 10

20 ноября 2008 | 18:27
  • тип рецензии:

Жизнь. Надежды. Робкие мечты. Страх. Боль. Беда. Нечеловечески сильное желание выжить. Непонимание. Крах надежды. Предательство. Равнодушие. Безнадёга. Тупик…

…Социальная драма Ю.Мороза «Точка» неприкрыто и неприглядно демонстрирует зрителю очень многие подробности жизни падших женщин.

Режиссура и операторская работа – вот что я хочу выделить в первую очередь. Первые кадры фильма – проститутки выстраиваются на «кастинг» перед прибывшими клиентами. Мне это напомнило оперативную съёмку (немного рваную и не слишком статичную) из какой-нибудь криминальной телепередачи про секс-рабынь. Итак, начало выдержано в полудокументальной манере. Создатели фильма таким образом дают понять: мол, уважаемые, наше повествование не будет сказкой про бедную добрую Золушку (вроде американской «Красотки» и в какой-то мере позднесоветской «Интердевочки»), приготовьтесь к тоннам грязной, но всё-таки правды.

К сюжету обращаться не буду, а то Остапа понесёт и я почти весь его перескажу. «Точка» - фильм, как ни парадоксально звучит… добрый (да, и это не опечатка). Жестокий, но добрый. Не оттого что искрится позитивом и теплотой, а потому что предупреждает, рассказывает, напутствует (но не поучает – здесь нет затёртого набившего оскомину морализаторства в стиле «Ах, проституткой быть плохо, аморально, и точка. Всё»). Он даёт зрителю отличную пищу для размышлений, возможность подумать – как можно выкарабкаться из той или иной ситуации, не следуя примеру героинь, выбравших для себя как выход - панель. Нет показушной жалости к путанам, нет стремления их оправдать перед очевидцем всех их жизненных неурядиц.

О чём бы ещё хотелось сказать касаемо техники исполнения:

Звук. Не всегда реплики персонажей на первом плане, они отчётливы, но зачастую их перебивает рёв поезда, грохот грузовика, музыка в кафе – это очень натуралистичный приём;

Обстановка. (слово «декорации» здесь не совсем уместно) – шумные улицы и переулки, «блошиные» рынки, железнодорожные вокзалы и станции, автодороги, до боли знакомые любому как москвичу, так и жителю какого-нибудь другого города или городка. Что само собой провоцирует у зрителя мысли (буквально в подсознании) – ага, здесь я был, я мог их видеть, такое же могло произойти и со мной, и у меня на глазах. Грамотно!

Кстати, об этом фильме я узнала совершенно случайно, спустя два с половиной года после его выпуска. Реклама и кричащие анонсы обошли его стороной. Что, возможно, и к лучшему – всё-таки кино, что называется, не для всех. Но иногда очень обидно, что современный российский кинематограф судят по «Дозорам», «Стритрейсерам», всевозможным непрекращающимся сериалам, а не по таким произведениям, как «Точка».

10 из 10

14 июля 2009 | 03:07
  • тип рецензии:

Мурашки по коже от этого фильма, такой жизненный, он перебрал в моей жизни все косточки. Каждая из героинь пережила такую БОЛЬ, которая врезается в сердце, и когда ты вспоминаешь прошлое, тебе хочется кричать во весь голос, рвать на себе кожу, а твоё сердце сжимается с такой силой, будто бы оно сейчас лопнет от переполняющей его БОЛИ (но тот, кто не пережил такую боль в своей жизни, вряд ли поймет это), и ты ничего не можешь сделать, только жить дальше, но как раньше у тебя уже не получиться никогда.

Многие ставят ТОЧКУ, в этой уже бессмысленной борьбе за то чего нет, жизни. В жизни редко бывают хэппи-энды, также как и в этом фильме всё заканчивается ТОЧКОЙ ДЛЯ КАЖДОГО СВОЕЙ.

P.S. а эта мелодия (которая играет в конце) врезалась мне в мозг и в душу. Да, она обычна и ничего особенного в ней нет, как скажут многие, но все-таки в ней есть то, чего каждому из нас не хватает, а что это, каждый решит сам.

10 из 10

23 августа 2009 | 12:54
  • тип рецензии:

Когда я сказала, что посмотрела 'Точку', собеседник ответил, что это омерзительный фильм, наши только и способны на такое, мерзота без компромиссов. Тогда я не смогла спорить, этот фильм подавляет. С впечатлениями от него надо переспать.

История трех ни разу не гламурных проституток. Аня, Нина, Кира. У одной басовитый голос и нескладная фигура, у другой лысая башка, третья исполосована битым стеклом. Лет десять назад - обычные девчонки, только при рождении им повезло чуть меньше. Кому-то не повезло с семьей, кому-то с мужчиной, всем - с хмурой российской глубинкой.

Отрезок жизни каждой приводит их в 'точку'.

Каждый вечер 'показ' - издевательское 'показ' - не на подиуме, перед стеной. Потом лотерея - повезет ли с клиентом. Сутенер Джексон и 'мамочка' хорошо защищают деньги, на приносящих доллары девчонок сил и желания не остается.

В фильме очень много тошнотворных сцен, когда инстинктивно отворачиваешься от экрана и хочется, чтобы происходящее там поскорее закончилось, а оно продолжается. И так каждую ночь. А днем у них стены, заклеенные плакатами со 'звездами', за окном - жд пути.

Кажется, все еще может измениться. В редкий выходной Кира знакомится с мужчиной, который предлагает ей выйти замуж. Беременной Ане удается побывать дома, Нина мечтает устроить своего брата в Суворовское училище...

Но у каждой в жизни уже было две точки. Два таких значимых момента, которые все изменили. А через две точки проходит только одна прямая. И она уже не меняет направления.

Финал очень символичен.

Символична последняя панорама и символична песня.

Гарик Сукачев 'Колечки'.

Только уж тем, кто остался жив,

Взглядом прочёсывать местности.

Лес называя зелёнкою,

Видя родные окрестности...

Ведите свою прямую с благодарностью за хорошие чернила.

13 сентября 2011 | 00:27
  • тип рецензии:

Я предвзято отношусь к российскому кинематографу. Обычно в российских фильмах все получается слишком наигранным. Единственный жанр, который более удачно получается, это так называемые бытовые драмы. Драмы о житейских трудностях. Фильм 'Точка' подтверждает это правило.

История трех девушек из провинциальных городков, которые стали проститутками в столице. Три судьбы, которые начинались совершенно по-разному, но пришли к одному и тому же результату...

Фильм поражает своей открытостью. Бесцеремонно нам показывают все 'прелести' данной профессии: жестокость, насилие, сугубо потребительский подход клиентов к 'товару'... Местами становится противно от такой реальности. Многие сразу же будут утверждать, что эти девушки сами виноваты. Они сами выбрали такой аморальный метод заработка. Хочется ответить цитатой из 'Мемуаров гейши': 'Мы становимся гейшами не потому, что у нас такой выбор. Мы становимся гейшами, потому что у нас выбора нет...' Конечно, проститутки и гейши - это не совсем одно и тоже, но все же...

Знаете, что меня поразило в этом фильме больше всего? Оптимизм главных героинь. Они по уши, как говорится, в (...) проблемах, но при этом у каждой из них есть надежда на светлое будущее. Так что, даже у таких своеобразных персонажей есть чему поучиться.

8 из 10

20 ноября 2010 | 19:32
  • тип рецензии:

Отличный фильм о жестокой правде жизни. В нем можно увидеть не только жизнь девушек, работающих на точке, но и много других актуальных вопросов, о которых стараются не говорить вслух:

жизнь детей в неблагополучных семьях и непонимание родителей;

неработающий муж-тиран, избивающий свою жену, которая его содержит (в некоторых версиях фильма эта сцена вырезана);

отчим, который насилует свою падчерицу;

за добро и помощь одна подруга другой отплатила злом

Допустим, девушки сами сделали свой выбор, решив работать на точке, но их к этому подтолкнуло безразличие родителей, которым дети были не нужны. О вечно пьянствующих родителях Нины можно не говорить. Здесь все достаточно понятно. Только с виду более-менее приличная семья Киры оказывается не на много лучше, чем семья Нины. Отец Киры выгоняет дочь из дому, а мать боится его и, следовательно, не заступается за дочь. Из этого следует вывод, что им обоим безразлично, что будет с Кирой. Мать Ани, похоже, больше волновало обустройство своей личной жизни, чем счастливое детство ее дочери.

Нет ничего удивительного, что Кира отказалась выйти замуж. После того как Кира пожила в квартире женщины, с которой она познакомилась в больнице, и насмотрелась как неработающий муж-тиран избивает свою жену, которая его содержит, желание выходить замуж у нее полностью пропало. И это не должно никого удивлять. Как я уже упоминала выше, в некоторых версиях фильма эта сцена вырезана. Из-за этого немного теряется смысл и некоторым зрителям не понятно, почему Кира сделала такой выбор.

Если некоторые зрители считают фильм бесполезным и т.п., то это свидетельствует о том, что они не замечают многих проблем в обществе.

Тем, кому нравятся сказки о Золушках, можно не смотреть этот фильм, чтобы потом не высказывать неуместные замечания. К слову, данный фильм не предназначен для детей, в том числе и для взрослых детей.

Фильм «Точка» – это великолепная работа актеров, режиссера и всей съемочной группы.

10 из 10

08 апреля 2013 | 03:11
  • тип рецензии:

Русские фильмы всегда были 'тяжелыми'. Даже если это комедия, то в конце можно ожидать финал, заставляющий зрителя задуматься, поразившись человеческой жестокости или суровому стечению обстоятельств. Почему это так сложилось у нас? Может быть из-за лиричности русского характера, нашей склонности к долгим размышлениям.

Фильм 'Точка' не стал исключением. В очередной раз нам показывают низменность, извращенность, все отрицательные качества человка в целом. И сколько бы нас не тыкали в это, столь трагическое положение вещей в мире будет оставаться до самого конца, потому как люди устроены по такому принципу.

Следовательно задаешься вопросом, а нужно ли нам такое показывать? Может немного безмятежности, доброй иронии и множество других положительных и гуманных факторов на киноэкране исправят нашу жизнь. Хотя вряд ли.

Юрий Мороз показал нам то, о чем не принято говорить, то о чем люди предпочитают умолчать. Иногда проживая свои жизни, мы забываем о грязной стороне реальности, которую стараются обойти и уберечь свои семьи. Но не всякий способен это сделать. Так или иначе попадаются как благополучные, так и не благополучные ячейки общества пораждающие с одной стороны сеятелей человеческих грехов, с другой стороны несчастных, которых жизнь вынудила на такой способ к существованию. И не каждый настолько силен духом, что бы несмотря ни на что не падать на дно, а идти дальше и нести свой крест.

После всего вышесказанного, хочу отметить лишь одно, такие фильмы нужны не нам, как холодный душ, как обращение к суровой рельности, приподнимающее завесу благополучной жизни. Может наступит такое время, когда они нам не понадобятся, только если это и случится, то очень не скоро.

9 из 10

29 июня 2006 | 16:48
  • тип рецензии:

Фильм, прошедший незаметным широкой публикой, никакой рекламы, никакой шумихи. Вот она скромность талантливого человека. Скажу сразу – фильм очень хороший. Практически отсутствие штампов, очень свежий и оригинальный взгляд на старую как мир историю.

Девушки все сыграли замечательно, местами от натуралистичности съемок тошнит. Вся грязь, мерзость и тяжесть такой жизни брызжет с экрана, иногда это даже надоедает. Но оптимистический взгляд в будущее все таки придает светлый оттенок фильму, за что режиссеру спасибо. В общем фильм далек от идеала, но посмотреть я думаю стоит каждому, лишним точно не будет.

8 из 10

22 ноября 2006 | 08:46
  • тип рецензии:

Свою знаменитую «Яму» Куприн посвятил матерям и юношеству. Ханжи окрысились, вопили, что Куприн цинично насмехался. Ну, что с них взять? Они не поняли. Члены жюри, присуждавшие этому фильму премию Silver Hugo, вероятно, поняли то, что век назад не осилили лицемеры в Российской империи.

Эту премию на Международном кинофестивале в Чикаго за лучшую женскую роль получили актрисы Виктория Исакова, Анна Уколова и Дарья Мороз, исполнившие в фильме главные роли.

А зрители в кино и дома перед телевизорами получали удар по обывательской извилине. Однако те, кто обладал и извилинами, и мозгом, догадались, зачем по одноимённой повести Григория Ряжского Юрий Мороз снял такое кино.

Описывать сюжет — дело не хорошее, особенно, если фильм стоит смотреть, а не обсуждать. А это кино хоть раз в жизни увидеть стоит. Три истории трёх человек. Профессия? Один подвыпивший в кадре невнятно порассуждал о продажности: кто нынче не б..? Так что воспалять мораль тоже надо поаккуратнее, а камень пусть бросает тот, кто сам без греха.

Редкое кино в постсоветской коллекции. Из тех, которые повторно смотреть вряд ли захочется, хотя снято на уровне — не подкопаться. Но один раз его посмотреть нужно каждому.

Это как у Куприна: если хочешь людям добра, напиши книгу для матерей и юношества. А жизнь тебе сюжетов подкинет, не сомневайся! Авось прочтут и пригодится.

8 из 10

16 мая 2020 | 00:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: