Интересное кино. Одна из первых серьезных попыток осмыслить произошедшее со стороны Западной Германии. Пусть и не все сложилось, зато как показательны детали.
Хельмут Койтнер избрал изящный путь альманаха, охватывающего самые сложные для Германии конец годы в двадцатом столетии (конец 30-х и первую половину 40-х). Судьбы нескольких, совершенно разных людей объединяет автомобиль, старый и ныне разбитый. От этого старого драндулета и ведется повествование.
Автомобилю совершенно неважны национальности и политические пристрастия. Он видит людей. Людей переживающих, боящихся, не замечающих и спасающихся. Он показывает нам тех немцев, которые страдали от происходящих событий и были такими же беззащитными, как и многие другие представители европейских стран, да и других стран мира, пострадавших от фашизма.
Все тут правильно по сути, и не придерешься ко всему. Но как же был осторожен Койтнер. Видно, что вполне невинный по нынешним временам эпизод про пожилую семейную пару, где супруга решает развестись с мужем вследствие своего еврейского происхождения - как там все рационально и строго. Никаких эмоций, страданий, загнанности. Простая констатация, с печалью в глазах, но сухая - 'так будет лучше для тебя и совместного бизнеса'. В конце концов, даже солдаты фашистской армии тут представлены вполне себе приличными мужчинами, мудро отпускающими на свободу беглеца, которого должно арестовать.
Тут получается интересная дилемма. С одной стороны - фильм рассказывает о людях, а значит глупо отрицать ценность и важность гуманизма. Именно с этой стороны и подходит к вопросу режиссер. А вот с другой стороны, к которой я склоняюсь, фильм ведь можно оценить и как лицемерное сокрытие нюансов. Показывая супружескую пару евреев и упоминая про их поражение в правах, честно было бы просто напомнить о гетто, не говоря уже о концентрационном лагере. Показывая факельное шествие - толпу сторонников, убежденных в правильности избранного курса. Тем более, всего-то через два года по окончании Войны.
Так что, между фильмом Койтнера и 'Жестяным барабаном' - целая вечность. Вечность, которую за несколько десятилетий совместными усилиями преодолела Европа в осмыслении произошедшего. Мягкая стилистика автора мне сходна с эскапизмом. Она не просто принижает весьма добротно в техническом плане сделанную картину, но и обесценивает ее. Особенно по прошествии лет. Может действительно в 1947 году были люди, которые искренне полагали, что все обойдется и скоро забудется?
4 из 10