Привыкли руки к (ш)топорам, или Франция эпохи комиссара Мегрэ
Видимо не зря сценарист Жозе Джованни дал главному герою фильма, владельцу старой лесопильни на склонах Вогезов, имя гомеровского героя - Эктор (Гектор). Персонажу в исполнении Бурвиля предстоит решить много воистину трудных задач. Наладить работу своего малого предприятия, выжить в борьбе с наглым и агрессивным конкурентом, да ещё и заставить работать бывших уголовников. Эктор - совсем не идеалист, просто он, как утопающий за соломинку, хватается за предложение своего работника Лорана (Лино Вентура) нанять на работу заключённых. Ну а уж раз нанял, то и обращаться с ними он будет как принято обращаться с людьми, и таким образом даст им возможность заново социализироваться, ощутить себя полноценными личностями.
Фильм действительно вызывает ассоциации с советским кино той эпохи. 'Неподдающиеся', 'Джентльмены удачи', 'Калина красная'. Перед нами не просто уголовники, а настоящие мужики, которые пусть и нехотя, но втягиваются в работу на благо общества.
Сюжетно незатейливую и неторопливую историю режиссёр Робер Энрико поднимает до эпических высот. Вспоминаются как работы итальянских неореалистов 40-50-х годов, так и 'Однажды в Америке' Серджио Леоне. Эктор прибывает из Канады в ковбойской шляпе, да и музыка Франсуа де Рубэ создаёт ощущение французского вестерна.
Для вдумчивого зрителя будет интересен образ французской провинции 60-х. Там ещё практически продолжается XIX век. Архаичное оборудование на лесопилке, ткацкие станки Жаккарда на местной фабрике явно пережили не одно десятилетие. Население городка, кое собирается в воскресенье на мессу и в праздники на незатейливые аттракционы, женщины в скромных платках и плащах (внешне мало чем отличающиеся от жительниц советской провинции тех лет), транзисторный приёмник как предмет роскоши, общество, где каждый занимает строго определённую социальную позицию, и где 'уголовник' - это клеймо на всю жизнь. Та самая Франция эпохи комиссара Мегрэ, ныне исчезнувшая, как Атлантида. Обратите внимание на мощную профсоюзную традицию (она сохранилась во Франции до наших дней). Даже с работниками на частном предприятии владелец рассчитывается по профсоюзным расценкам.
Если в советских фильмах всегда ощущался второй и третий план - за героями была большая страна, то в 'Лужёных глотках' позитивное мироощущение скорее лишь пробивается сквозь тучи. В буржуазном обществе человек одинок, и государство в лице вежливого офицера по воспитанию в штатском быстро упакует всякого, кто оступился.
Фильм оставляет сложное впечатление. Проще всего было бы охарактеризовать его как детектив на производственную тематику, но режиссёр и сценарист явно замахнулись на социальную драму. Комик Бурвиль вроде бы и не выходит здесь из привычного амплуа, но роль у него получается почти трагическая. Лино Вентура в привычном образе надёжного мужика, который даже желая зла в итоге творит добро.
Ощущение, что история не доведена до конца, видимо не оставляло и сценариста Жозе Джованни, поэтому в 80-е годы в качестве режиссёра он снял фильм 'Богач', который смотрится как продолжение приключений персонажа Лино Вентуры из 'Лесорубов'.
Тематически фильм напоминает «Джентльменов удачи»: хороший человек берется перевоспитать трудом бывших заключенных. В роли идеалиста Гектора Валентина – комик Бурвиль.
Гектор вернулся во Францию из Канады в роли наследника лесопилки. Он хочет восстановить семейный бизнес, но сырьевые зоны на аукционах достаются более опытным и хитрым конкурентам. Помочь Гектору поставить дело на финансовые рельсы вызываются два типа – некие Лоран (Лино Вентура) и Мики (Жан-Клод Роллан), люди трудолюбивые, умелые, но с сомнительной репутацией. Скоро они предложат владельцу лесопилки новых помощников – досрочно освобожденных заключенных. Но каждый, как понимает зритель, играет в свою игру.
Единственная внятная сюжетная линия фильма – задумка Лирана и Мики, которые поджидают некого Райзмана. Но вот зачем Гектору понадобилась морально и технически устаревшая и совершенно бесперспективная лесопилка, почему бывшие заключенные изображают из себя стахановцев, и «что хотел сказать автор» - загадка, не поддающаяся логике. Да и сама постановка Робера Энрико какая-то… неуклюжая. Она напоминает третьеразрядные американские фильмы, где потасовки имеют куда большее значение, чем сюжетные ходы.
Такие истории должны быть реалистичными, тогда они могут оказать какое-то воздействие на зрителя. В противном случае может получиться клюква. 'Лесорубы' застряли где--то между.
Словосочетание «Les Grandes Gueules» современному франкоговорящему зрителю известно скорее как название квебекского дуэта комиков, однако в истории мирового кинематографа существует одноименный фильм 1965-го года, создатели которого по заслугам получили статус культовых фигур мира кино. Режиссер Робер Энрико, чье творчество всегда, так или иначе, касалось социальных проблем, рассмотренных с позиций антропоцентризма, рассказывает в «Луженых глотках» историю о праведности формальной и истинной, а также о том, что возможность искупления должна быть доступна каждому. Под музыку талантливейшего Франсуа де Рубе, прошедшего путь от самоучки до принятия в академических кругах, исполины драматического мастерства в лице Бурвиля и Лино Вентуры, воплотят на экране историю о наивном лесорубе и его не столь наивных работниках.
Гектор Валентин возвращается в родную французскую провинцию после десятилетий проведенных в Квебеке, надеясь возродить работу на лесопилке отца. Он, однако, не встречает со стороны местных жителей дружелюбного приема, что в конечном итоге сильно ограничивает его бизнес-возможности. На помощь Гектору приходит находчивый малый Лоран, который предлагает взять на работу заключенных, чей срок подходит к концу. Хотя вышесказанное кажется исчерпывающим описанием сюжета, но это лишь малая часть той саги, действие которой будет показано в «Луженых глотках».
Основной постулат фильма, который будет исчерпывающе раскрыт режиссером, заключается в утверждении о том, что социум представляет собой систему, хотя внешне и благопристойную, но при этом очень жестокую, в которой синонимом конкуренции становится готовность уничтожения ближнего своего, если последний мешает планам или же просто отличается от общей серой массы. Главное это, конечно же, маркеры отличия, которые заключаются не в вызывающем поведении, а в стремлении быть честным человеком и ожидать того же от своих сограждан. Робер Энрико не приемлет категоричности, в своих суждениях о природе зла, он сходен с воззрениями Виктора Гюго. У великого французского писателя не было деления на зло априорное и совершенное в результате объективных внешних факторов. Натура ли толкает на преступление или же «война всех против всех» является причиной злодеяний? Размышления – это удел читателя/зрителя, а обязанность творца предоставить исходные данные, основу для дальнейших суждений. «Луженые глотки» в этом плане являют собой образцовый материал.
Вторая сюжетная линия - вопрос о возможности повторной социализации индивида, совершившего преступление, с точки зрения Голливуда был бы рассмотрен соответственно стандартной схеме, где все герои хороши, просто им нужен еще один шанс. Однако, «Луженые глотки» картина, не согласующаяся с линейной простотой рисованного идеализма. Поэтому бывшие заключенные отнюдь не трепещущие агнцы, которых отвергает общество, у них есть свои дурные и хорошие черты. Иными словами, они люди со своими мыслями и чувствами, а не шаблонные персонажи, все действия которых в итоге носят положительный характер.
Рисуя масштабное полотно, режиссер Энрико не пропускает мельчайших деталей. Вот Гектор, видя халатное и хамское отношение своих подчиненных к работе, бросается сам перевозить дрова, при этом он обут в замшевые ботинки и одет в сшитый по фигуре костюм. Или же один из заключенных, впервые за долгие годы, выйдя на улицу, идет ни в бар и ни к девочкам/мальчикам легкого поведения, а в кондитерскую, чтобы выйти оттуда, чувствуя себя счастливым человеком, у которого теперь есть две коробки пирожных. Технически фильм выполнен на высшем уровне и внимание к деталям проявляется не только относительно сюжета. Каждый, даже самый малозначительный относительно экранного времени персонаж, в «Луженых глотках» обладает своим характером и продуманным костюмерами и гримерами внешним видом. С подробным рассмотрением каждого персонажа связан же и главный недостаток картины – некоторые линии не будут доведены до конца. Конечно, это не критично, но ощущение некой недосказанности остается. Зато у фильма замечательный саундтрек, написанный Франсуа де Рубе – одним из наиболее заслуженных и известных, если не среди широкой публики, то в музыкальных кругах, композиторов мира кино. К слову, приобрести OST легче, чем найти DVD «Луженых глоток», так как несколько лет назад было выпущено переиздание альбома в рамках дискографии де Рубе.
При рассуждениях о фильмах, с момента выхода на экран которых минуло более 20-ти лет, правомерно затронуть тему их актуальности не только в плане предлагаемых ценностей, но и относительно того, насколько легко современный зритель, пресыщенный развивающимися визуальными технологиями, сможет воспринять эти произведения. «Луженые глотки» за исключением зернистости изображения и несколько блеклых цветов (и первое и второе обусловлено особенностями пленки и длительностью ее хранения), ничем не выдает своего возраста. Планы и ракурсы представляют собой классику, которую используют режиссеры, не ставящие оригинальность визуализации в качестве приоритетной цели, а в поведении героев нет никакой наигранности.
Великие Бурвиль и Лино Вентура отвечают в «Луженых глотках» за главные роли, конечно, их имена для многих теперь не более чем пустой звук, но популярность для истинного дарования не важна. Мир Бурвиля навсегда ушел в прошлое, разве что порой кто-то на Red Nose Day надет футболку с его изображением, да программа «Le Grand Journal» время от времени упомянет его имя. «Научиться нельзя, нужно просто жить ролью», - сказал как-то Марчелло Мастроянни, и исполнители титульных ролей этого фильма знают об этой формуле не понаслышке. Это ли не главный комплимент таланту?
Современный зритель скорее всего не даст фильму эпитетов лучше, чем «старье» и «занудство» – стандарты кинематографа принятого в качестве общественно полезного изменились слишком сильно. Если раньше Робер Энрико мог позволить себе более чем двухчасовое рассуждение в русле философской антропологии, оставив при этом финал открытым, и подобный фильм с легкостью получал широкий прокат, то теперь кино как искусство ушло с больших экранов, отдав их бизнес-дельцам, которые с успехом разделили публику на две большие группы. Одна из которых хочет развлекаться, не позволяя себя даже намека на размышления – для них существуют условные «Стражи Галактики» (хотя и среди блокбастеров порой попадаются шедевры вроде «Зимнего солдата). А вторые жаждут «концептуализма» и ощущения собственной значимости (про рефлексию речь также не идет), которую с лихвой дает им условная «Нимфоманки». Таким образом, если «Луженые глотки» чем и способны заинтересовать мальчиков и девочек сегодняшнего дня, так это тем, что по стандартам MPAA картина без сомнения заслуживает возрастного рейтинга «R», так как будет здесь и обнаженная натура и кровавое насилие. Но хорошее кино всегда найдет своего, пусть и немногочисленного зрителя, который оценит и скрупулезность режиссера, мастерство сценаристов и будет сопереживать Гектору Валентину в его попытках найти человеческое в окружающих людях. Мир вокруг нашего героя по большей части настроен против проявлений доброты, но испытания нужно принимать с честью и не бояться трудностей.
Несколько бывших заключенных работают на лесопилке. В центре внимания их тяжелый труд и непростые, но иногда по-детски честные и трогательные отношения
Фильм 'Лесорубы' поставлен по сценарию Жозе Джованни. Это определенная гарантия качества для фильма. Известно, что Джованни в свое время был в банде и даже был приговорен к смертной казни. Получив помилование он стал писать книги, а вскоре и попал в кино.
В своем творчестве Джованни очень автобиографичен. Неудивительно, что история, рассказанная в 'Лесорубах', кажется чрезмерно правдивой. Правда, возможно именно в силу этого обстоятельства, фильму не хватало некоторого сценарного усиления - дополнительные сюжетные линии пошли фильму бы на пользу. Дело в том, что фильм получился немного, на мой взгляд, незаконченным - такое впечатление, что некоторые сюжетные линии были вырезаны.
В то же время, взаимоотношения мужчин, наполненные молчанием, характером и вспышками экспрессии очень напоминают фильм 'Второе дыхание' Мельвилля. Что, собственно говоря, неудивительно, ведь в создании того фильма также приняли участие Лино Вентура и Жозе Джованни.
В итоге:замечательная актерская работа Бурвилля. Ну, а самому фильму, мне кажется немного не хватает интриги.
Жестокая реальность, как водится, оказалась сильнее
'Лесорубы' - фильм не всем известный (о чем я сожалею), но очень трогательный. Сценарий великолепен, музыка вызовет слезы даже у глухих, актеры как на подбор талантливы, и, конечно, нельзя не отметить работу Робер Энрико и поблагодарить его за этот подарок. Грустная история и грустный конец, но не все так плохо, если смотреть фильм с пониманием и понять этих героев, встать на их место, то можно заметить и даже хорошо прочувствовать лучи солнца в этом фильме.
Эктор трудолюбив и добр. В общем, неплохой человек, как может немного показаться. Не каждый может доверить охрану денег человеку, который признался ему, что он сидел за то, что проводил махинации, связанные с деньгами, не каждый может так привязаться к заключенным, которые стали почти его семьей, хоть он этого сильно не показывал. Эктор хороший человек. Рабочие тоже хорошие люди, хотя и приносят Эктору много проблем, но он им это даже прощает.
'Лесорубы' - это фильм, которым проникнет в вашу душу...