Во время грозы завалилось старое дерево на заднем дворе дома, где жил Глен, совсем как в его кошмарном сне, который он увидел в ту ночь. Когда пень выкорчевали, после него осталась глубокая яма, из которой струился дым. Закопать яму оказалось сложным делом: наутро она снова оказывалась разрытой, при этом становясь глубже и шире. А когда родители уехали на три дня, оставив Глена с другом на попечении старшей сестры, умер их старый пес. Не зная, что приятель сестры, которого она попросила похоронить пса, просто зарыл его в этой яме, мальчики решили проверить действие заклинания, которое они нашли на вкладке грампластинки группы рокеров-сатанистов. Яма приняла жертву, распахнув портал в преисподнюю, из которой в дом полезла всякая нечисть, а в самом доме из стены вдруг вышел зомби – строитель, которого замуровали туда много лет назад. И начал охоту на ребят. Открыть врата в ад оказалось легко. А вот как его закрыть, если гости оттуда лезут все крупнее, сильнее и настойчивее, стремясь утащить в яму обитателей дома? Ведь разверзшимся вратам нужны еще жертвы.
В графе жанра фильм обозначен как семейный, хотя монстры и пугающие моменты в нем не уступают хоррорам того времени. Но главные герои «Врат» – дети и подростки. Взрослых в доме нет, они уехали, оставив ребят наедине с их страхами, фантазиями, тягой к мистическим страшилкам по ночам и извечным детским любопытством, которое, как известно, сгубило кошку. Именно детское любопытство побудило Глена и его закадычного друга Терри расколоть странное яйцо, найденное на краю ямы. Оно-то и оказалось грозовым яйцом из обряда открытия портала, о котором ребята узнали из вкладки к альбому «Жертвоприношение», сразу после выхода которого участники рок-группы погибли в автокатастрофе. Так, по крайней мере, утверждал Терри. Режиссер Тибор Такач мастерски построил свою картину именно на детской психологии понимания и восприятии страха, взяв за основу боязнь темноты, в которой прячутся страшные монстры. Он показал и этих монстров, и сами страхи на экране в концентрированном виде.
Кого из нас в детстве не пугали сны, где нас куда-то звал странный приглушенный голоса? Помните ужас, когда вдруг просыпаешься ночью и видишь стоящего в комнате у своей кровати монстра, а в окно стучатся и скребутся и завывают другие чудовища? Побежать в спальню родителей или включить свет страшно, потому что из-под кровати страшная рука схватит за лодыжку и утащит к себе, или из шкафа выскочит бука и загрызет. И пусть с рассветом монстр оказывался лишь стулом с висящей на нем одеждой, чудища за окном – веткой дерева и ветром, а под кроватью и в шкафу вообще никого нет, но ведь ночью они были! И были действительно опасны – ни один ребенок в этом никогда не сомневается!
Все эти страхи и показал во «Вратах» Тибор Такач, гиперболизировав их до предела. Если у детского воображения и фантазий вообще есть пределы. И пусть монстры резиновые, но атмосфера ужаса постоянно нарастает: от призрачных ночных кошмаров до вполне реальных зомби, зубастых шустрых демонят, лезущих из всех щелей и их огромного, ростом в два этажа, повелителя. Эта атмосфера создает ощущение безысходности и неотвратимой смертельной опасности. И тревожная, стонущая музыка, звучащая посреди всего этого разверзнувшегося ада, заставляет закусить губу. Странные кровавые символы, появляющиеся на стенах, обрушивающиеся под ногами лестницы и проваливающиеся бездной полы, леденящие душу завывания ветра под вспышки молнии и грохот грома, падающая мебель и мечущийся среди всего этого апокалипсиса мальчик лет 10-12, с вдруг открывшимся на его ладони глазом – это ли не квинтэссенция всех детских ночных кошмаров? И детская же вера, что стоит дожить, дотянуть до рассвета, и все это исчезнет, рассеется в утреннем тумане под первыми лучами солнца. Что все погибшие и пропавшие вернутся, дом опять будет цел, а весь этот ужас останется лишь смутным воспоминанием о приснившемся грозовой ночью кошмаре. Который больше никогда не повторится.
К большим плюсам фильма следует отнести и хорошую игру маленьких актеров. Они вполне естественны в своих эмоциях и реакциях и действуют без натужной фальшивости и переигрывания. В роли Глена снялся совсем еще юный тогда, но хорошо известный сегодня актер Стивен Дорфф. Помните его злодея Фроста в «Блейде»? Его друга-очкарика Терри, склонного ко всему мистическому и таинственному, прекрасно сыграл Луис Трип. Вместе с Кристой Дентон, исполнившей роль Александры, эти трое детей-актеров прекрасно несут на себе всю драматическую нагрузку фильма, нигде ни разу не сфальшивив ни одной эмоцией, что и взрослым-то актерам не всегда удается. Зато зрителю, поверившему в игру юных исполнителей, легче эмоционально ассоциировать с их приключениями свои детские воспоминания и ощущения и снова пережить самые жуткие детские фантазии.
Выйдя на экраны в 1986 году, этот фильм быстро обрел успех, который повторил и у нас в пору расцвета видеосалонов. В 2009 году Джо Данте снял ремейк этой картины «Врата в 3D», но не смог повторить успех оригинала. Возможно, актерам не хватило детской искренности и непосредственности, а компьютерные эффекты не так трогали зрителя, как забавные резиновые монстрики, такие живые и знакомые с детства.
Попытки скрестить абсолютно противоположные жанры применялись, и будут применяться впредь, а очередной режиссер будет спать, и видеть, как именно он добился успеха и именно его фильм получил любовь и признание, хотя бы среди критиков. Об одном таком скрещение жанров и пойдет сегодня речь. Встречайте – «Врата!»
Сюжет фильма достаточно простой и банальный. Дети находят у себя на заднем дворе дыру, из которой исходит яркий свет, доносятся странные звуки и пахнет серой. Взрослый бы тут же позвонил в 911, но то взрослый. Дети же решили изучить таинственную находку, свято веря, что с ними ничего плохого не случится. Нда. Те, кто составлял список смертных грехов, забыли туда добавить любопытство, так как от него бед ничуть не меньше чем от той же лени, а может даже больше.
Первое время фильм пытается выдавать себя за ужастик. Тут вам и отрезанная голова коровы и жуткие видения, посещающие героев, да и сама находка, яма в земле из которой льется подозрительный свет, не настраивает на веселый лад. Но все меняется ближе к середине фильма, аккурат в тот момент, когда появляются антагонисты – маленькие, дерганные и немного забавные существа, которых все кличут демонами и пытаются убедить зрителя, что эти парни и впрямь опасны. Правда эффект получается прямо противоположный и «демоны» вызывают разве что улыбку, а не повод для беспокойства. Видать выродились обитатели Шеола, но ничего не поделаешь, будем работать с тем что дают. Так вот эти самые демоны намереваются устроить апокалипсис со всеми вытекающими, и для этого им нужны человеческие жертвоприношения. Демоны-клептоманы, ростом не больше 15 сантиметров пытаются устроить конец света путем вызова демона побольше. Классика!
Актерская игра на должном уровне. Нет, я имею ввиду не треш, угар и содомию, а весьма хорошую игру с живыми эмоциями и без набившего оскомину переигрыванья. Особенно удались роли у юных актеров. Что и не удивительно. Детишки всегда играют искренне, чего нельзя сказать об актерах постарше, которые не всегда понимают, что от них хочет дядя режиссер.
Не смотря на довольно таки мрачные мотивы фильм больше похож на сказку чем на ужастик. Это кино для людей от двенадцати лет и до бесконечности. Милое, немного мрачноватое, но зато с хорошим концом и неплохой моралью. А мораль фильма такова, - если вы нашли странную вещь, скорей всего демонического происхождения, не надо потыкать своему любопытству и пытаться разгадать все самостоятельно. Лучше позвонить братьям Винчестерам. Они во всем разберутся.
Стилистика фильма и ход действия весьма близок к работе Тоуба Хупера «Полтергейст». Причина состоит в том, что первые минут сорок пред зрителями расположится полотно таинственности и сплошной загадки, взращенной из зерна мистики. Всюду без всякого личностного обозначения режиссёр демонстрирует игру на светотени, скрипах в стенах, с некими неясными промелькнувшими силуэтами, предвестниками ужаса из мрачных уголков комнат, попытками найти объяснения разной чертовщине из текста с описанием оккультных демонических ритуалов и так далее. К тому же всё действие заключено в доме, где остались без родителей на три дня девочка-подросток и двое совсем маленьких мальчишки.
Честно признаться, необходимо отдать должное мастерству режиссёра Тибора Такача, который взялся снимать жуткий фильм ужасов, изобилующий монстрами и их демоническими проделками, но с детской базой повествования. Это когда в наличии взрослые актёры и их персонажи, то можно легко и просто экранно кромсать всех и вся, выливать реки бутафорской крови, не заботясь ни о чём. Однако здесь, во-первых, ощущается деликатность к детской психики и особо кровожадных сцен нет, но, во-вторых, кино вышло пугающим. Нужный эффект достигается за счёт необъяснимых вещей и кошмаров наяву: призрачные ведения, гулкий земляной проход в обиталище к спящим демонам, балансировка мрака и устрашающих непроглядных мест в доме… Здесь играют совсем юные дети, а посему в сценарии ощущается именно подсознательный напор на данную «детскую болевую точку», где некие монстры могут однажды ухватить тебя за ногу из-под кровати, или объявиться при выключенном свете, да и в битком набитом шкафу среди развешанных вещей что-то эдакое да существует.
Стоит замолвить доброе слово за сам сюжет, где интересно показано, что пробуждением Зла и демонов стало проведение ритуала, но не группой посвящённых безумных сектантов, а лишь парой мальчишек и подростков, которые это всё проделали по воли случая не специально. То есть, при просмотре закрадывается дискомфорт, когда наглядно отслеживаешь, как отдельные безобидные детали и поступки могут в своём симбиозе создать полноценный свод правил по призванию древнего демона с его приспешниками в наш мир. Судите сами, что опасного в выкорчевывании дерева, нахождения какого-то кристаллического шара, прочтении проявившейся абракадабры на листке бумаги, занозе в руке и сброс мёртвого пса в яму? Но стоит приглядеться другим взглядом и тут уже и оккультное заклинание, и капля крови из ладони, и целая жертва в дар! Вот примерно так и выстраивается мистический сюжет, близко-близко сроднившийся с рутинным бытом забав детей.
Кстати, надо сказать, малолетние актёры хорошо справились с прописанными персонажами. Во всяком случае, здесь не встретить абсурдных ляпов, когда на детские роли приглашают взрослых лет двадцати и старше. К тому же, на главной партии замечен Стивен Дорфф, тот самый кто сейчас полностью возмужал, и стал известным благодаря центровому злодею Фросту из вампирского боевика «Блейд».
Когда проходят минут сорок хронометража, зритель получает такую же смену полюсов, как и в упомянутом мной для сравнении «Полтергейст»: моментально все намёки и пугалки обретают настоящую плоть, Зло обретает имя и вид, являясь во всей своей могучей и ужасной красе в людском мире! Порадовал самобытный подход к внешнему облику главного демона без стандартов с ветвистыми рогами и копытами, и его мелких отвратительно неестественно проворных мелких слуг. Любопытно и режиссёрское желание не замыкаться в рамках монстров, когда Зло вырвалось наружу, создавая жуть из необъяснимых вещей, даже подарив бродящего зомби.
Разыскивая недочёты, то они, пожалуй, выливаются из заниженной изуверской кровожадности, правда, для многих зрителей это не станет преградой к просмотру, к тому же на экране из-за упомянутого факта саспенс и шкала нагнетания ситуации не думает сбавлять градус. Конечно, будет пара клише, но и снова режиссёр прибегает к кое-каким находкам, исправляя ход предсказуемых вещей, как скажем, череда сразу нескольких концовок одна за другой.
В итоге, рассматривая фильм исключительно субъективно, могу назвать его очень удачной страшилкой, которую я, будучи маленьким зрителем, смотрел с неподдельным вниманием, ведь сюжет напирает на детские фобии о хватких руках чудищ из тёмных мест. Если же сейчас отмести приятную ностальгию, объективно вынося вердикт, историю «Врата» можно легко и заслуженно занести в ещё один стоящий аналог жанра середины 80-х, пускай не ставшей культом и шедевром, но достойную нишу, явно занимающую с твёрдой «четвёркой».
Современные страшилки направлены на то, чтобы шокировать зрителя, вызвать у него рвотный рефлекс, привести к самокопанию. Яркий пример мыльная опера под названием 'Пила' (да простят меня фанаты). Настоящий ужастик должен вызвать испуг, а не отвращение. Я люблю смотреть старые фильмы ужасов. Ведь среди них есть множество бриллиантов подзабытых к нашему времени. Вот 'Врата' и есть эта драгоценность. Он на все 100% справляется со своей задачей - напугать. Еще одной главной особенностью 'Врат' является то, что фильм можно назвать детской страшилкой.
Сюжет картины довольно интересен. Дети находят во дворе, на месте выкорчеванного дерева, огромную дыру. Когда родители уезжают из дома на три дня, старшая сестра тут же устраивает вечеринку, а младший брат с приятелем читают вкладыш к грампластинке 'Жертвоприношение', в котором речь идет о черной магии. После этого в дыре открываются врата в ад. Бедным детишкам предстоит сильно попотеть, чтобы к приезду родителей все исправить.
Фильм следует посмотреть по следующим причинам:
1-ое и самое главное. Картина напоминает нам о детских страхах. Это и боязнь остаться дома без родителей, и шорох веток за окном, и ужасные тени на стенах от игрушек, стульев, в спешке брошенной одежды. А еще то, что заставило вспомнить себя маленьким, трясущимся карапузом, который боится слезть с постели и перебежать в комнату мамы и папы. Боящимся не из-за того, что потом отец будет тебя стыдить, а из-за большой противной руки, которая обязательно вылезет из-под кровати и схватит тебя за лодыжку, попробуй ты хоть раз опустить ногу на пол. Этот момент в фильме прекрасно показан и для меня был самым страшным.
2.Мальчишка Стивен Дорфф. Если не ошибаюсь ему в фильме где-то лет 13. Со своей ролью Стив справился на отлично. Я например ни где не заметил переигрывания как это обычно получается у детей. Еще хотелось бы похвалить таких актеров как: Криста Дентон - играет сестру главного героя и Луиса Трипа - друг ГГ. Первой очень удачно получилось показать старшую сестру, которая уже начинает всерьез интересоваться мальчиками, а второму паренька который не по годам повзрослел из-за смерти матери.
3-ье и последнее это монстрики. Они очень подвижны: бегают, прыгают, смешно дрыгают руками и ногами: прям как настоящие. Последнее чудовище меня поразило. Если бы мне в детстве читали Г. Ф. Лавкрафта я бы именно так представлял бы монстров созданных фантазией этого великого писателя.
Если хотите хорошо провести вечер и вспомнить свои детские страхи смотрите 'Врата'. Любителям жанра просмотр обязателен. Этот фильм глоток чистого воздуха по сравнению с современным беспределом в ужасах.
Во времена видеопрокатов этот фильм был очень популярен, практически все подростки его посмотрели. Мне он очень понравился после первого просмотра. Но сейчас этот фильм забыт всеми, в том числе мною. Иногда в памяти всплывали отрывки из него, но я не мог вспомнить из какого они фильма. Недавно наткнувшись на него случайно, я вспомнил, что это именно тот фильм и безумно захотел его посмотреть, что в результате, когда я его все-же нашел и пересмотрел?
Ощущения от просмотра уже совсем не те, что в 11 лет, но разочарованием это назвать не могу. Это конечно относится к разряду детских ужасов, но с другой стороны фильм достаточно жуткий. В нем есть очень интересные приемы хорошего фильма ужасов : много интересных персонажей-жутиков и то, что кошмар разделен на два прихода, т.е. после казалось-бы победы зла, оно возвращается. Плюс ко-всему различные фишки (спецэффекты), использующиеся для устрашения и повышения интереса (глаз смотрящий на человека из ладони, разваливающиеся и сгнивающие на глазах родители главного героя, зомби в стене и т.д.). Несмотря на то, что оканчиваются 'Врата' благополучно (даже слишком), смотрится все это достаточно увлекательно.
После просмотра этой картины, вспоминается 'Серебряная Пуля' (1985), тоже детский ужастик, где в главное роли юные герои, противостоящие злу. Хоть 'Пуля' более кровавый и жестокий фильмец! Также на ум приходит 'Полтергейст' с которым у 'Врата' более общего, можно сказать, даже очень много, различие только в том, что в 'Полтергейсте' опасность представляют злые духи, чей покой был нарушен, а 'Врата' рассказывает о демонах из другого мира, которых люди вызвали по своей глупости. Все перечисленные фильмы безусловно заслуживают внимания, но хоть 'Врата' слабее их, но в нем есть своя изюминка.
Мною данное творение малоизвестного режиссера было с удовольствием пересмотрено, думаю каждый в этом фильме найдет то, что может понравиться.
Фильм для развлекательного просмотра, так как в нем принимают участие дети. Но посмотреть его стоит. Здесь есть все. Тайны, маленькие злобные создания, зомби-строитель, громадное чудовище.
Первая половина фильма готовит зрителя ко второй половине, которая выливается в каскад спец. эффектов, характерных для фильмов ужасов восьмидесятых.