«Праздный класс» – одна из многих комедий великого актёра и гения кинематографа Чарли Чаплина. Картина понравилась мне своей лёгкостью и элегантностью. Здесь вам и лёгкий налёт «салонности» высшего света, и комедийные ситуации в исполнении Чаплина, а также подтрунивание над «несчастьем» богатых «сливок» общества, их жизненными драмами (естественно, это сарказм). Здесь еще нет жёсткой критичности позднего Чаплина, нет его смеха сквозь слёзы, как в незабываемом «Малыше» - поистине драгоценном алмазе мирового кинематографа. Нет в этом фильме злой иронии и сатиры. Но тень всего этого уже появляется. Пусть еще слабая, но это уже скоро материализуется в последующих картинах Чарльза Чаплина, а особенно в одном из самых необычных фильмов великого мастера – в «Парижанке», где комедия вовсе уйдёт за кулисы, уступив место драме.
Нет, «Праздный класс» – это легкая, невзыскательная, но от того не лишённая своеобразного шарма комедия, которая для меня ассоциируется с интересным разговором, в котором собеседник рассказывает вам смешные истории, вместе с тем ненавязчиво вас поучая. Именно, ненавязчиво.
Ну, а теперь перейдём к сюжету. В двух словах – Бродяга Чарли приезжает на поезде в какой-то курортный городок, чтобы поиграть в гольф. Параллельно с этим развивается тема «одинокого мужа», который похож на Чарли как две капли воды, только что одет лучше, сам чище, но при этом рассеян, любит выпить и «страдает», что не может быть понят женой. «Одинокая жена» так же страдает (естественно, это сарказм), что её муж не уделяет ей времени и любит в свободное время попить абсцент. А времени у него для этого полным полно. Ничего не напоминает из реальной жизни? Когда одни «страдают», картинно заламывая руки, что их никто не любит, и, проще говоря, маются всякой дурью, а в это время другие рады куску хлеба на столе и времени у них для всех этих наигранных переживаний просто нет. Не зря же следующий фильм Чарли Чаплина имел название «День получки», что имело под собой последующее логическое продолжение выбранной сюжетной линии.
Но мы немного отвлеклись. Вернёмся к сюжету. Итак, в конце-концов после всех смешных эпизодов и приключений, Бродягу по случайности принимают за «одинокого мужа» и тут-то всё и начинается…
Больше всего в картине мне понравилась та элегантность, с которой Чаплин исполнял две противоположные роли. То, как Бродяга достаёт часы, чтобы посмотреть на время и ловко прячет их в карман, как он легко и уверенно бьёт по мячику в гольфе и выходит практически с каждой ситуации «сухим из воды». Не знаю, почему именно в этом фильме Бродяга мне показался особенно, извините за повторение, элегантным. Таким себе истинным бродячим джентльменом во всём.
Понравились смешные сцены. Например, как камера показывает нам со спины «одинокого мужа», который склонился над фотографией жены и зрителю кажется, что он рыдает – по судорожным вздрагиваниям плеч. Какое же весёлое удивление ждёт нас, когда в итоге оказывается, что это он просто взбалтывал бутылочку с напитком. Или (здесь у меня самая любимая сцена), когда рассеянный муж не заметил, что не надел брюки и идёт в холл гостиницы, чтобы позвонить. Когда он замечает, что его вид ниже пояса не совсем приличен, делает вид, что читает газету и уходит в свой номер на полусогнутых ногах так, чтобы не было видно, что он в одних трусах. Со стороны кажется, что это читающий карлик. Правда, меня очень поразило мастерство, с каким этот эпизод был сыгран Чаплиным.
Так же здесь, как и во всяком другом фильме Чарльза Чаплина, мне просто ласкала слух музыка (как известно, Чаплин был и композитором, вспомнить хотя бы его трогательную мелодию к фильму «Огни рампы») и её необычное сочетание с визуальной картинкой. Попадание в десятку в каждом кадре, в каждом актёрском жесте! Удивительно, как можно было уметь так точно чувствовать весь ритм картины, безошибочно следуя ему в каждой ноте мелодии. Это вызывает неподдельное восхищение.
Чарли Чаплин даже спустя столетие продолжает быть Удивительным и Новым.
В январе 1921 года мир любителей кино потрясла одухотворенная лирическая комедия Чаплина 'Малыш', ставшая, пожалуй, к тому времени наивысшим достижением самого молодого из видов искусства. Этот трогательный, душещипательный фильм до сих пор остается непревзойденным в своем жанре и образцом для всех, кто снимает или собирается снимать семейное кино или кино с участием детей. Работа над 'Малышом' - первым полнометражным фильмом мастера - заняла много времени, особенно утомительной была стадия монтажа, совпавшая с нервотрепкой по поводу разводом Чаплина с Милдред Харрис, обвинявшей его во всех смертных грехах, судом, попытками студии 'Фест Нэйшнл' отобрать у Чаплина готовый фильм, который не совпадал с их коммерческими сметами, первыми серьезными нападками и обвинениями от до тех пор довольно благосклонной к Чаплину прессы и всяких ханжеских 'общественных организаций', рассмотревших в безумной популярности комика угрозу благополучию американского общества.
Уставший гений, однако, отдыхая, как всегда, работал, и, спустя несколько дней после триумфальной премьеры 'Малыша' уже снимал новую киноленту - более легкую по содержанию, более традиционную по форме и не такую требовательную к зрителю. 'Праздный класс' вышел уже летом 1921. В нем Чаплин сыграл две, как всегда, контрастные роли - похожих друг на друга исключительно внешне богатого алкоголика и Бродягу, отправив своего любимого героя на роскошный курорт, где 'богатые и знаменитые' в стороне от плебеев решают свои проблемы и отдыхают от трудов своих.
Бродяге предоставилась неожиданная возможность - на какое-то время благодаря случайности почувствовать себя частью 'праздного класса', поучаствовать в интригах и развлечениях, незнакомых 'маленькому' человеку. И он не нашел в них ничего хорошего: за считанные часы его побили, обвинили в воровстве, порче игры в гольф, приставании к женщинам, попытках выдать себя за другого, соблазнении и прочем. А он если в чем и был виноват, так только в том, что нашла на него такая блажь, и он зачем-то попытался слиться с этим чужим и чуждым ему миром, и решил принять условия непонятной ему игры, играть в которую удел тех, для кого вся жизнь - 'день развлечений'.
'Богатые, конечно, тоже плачут' - но вопрос в том - из-за чего? Мелочными и смешными предстают проблемы богачей и их 'любовные переживания', в которых миллионер-алкоголик 'страдает' от того, что его не менее богатая супруга просит его бросить пить и тоже 'страдает' от непонимания мужа, устраивая 'меланхоличные' конные прогулки и маскарадные балы. До балов ли, до любви ли, до страданий, когда на штанах дыры, а в животе пусто? Единственное, что остается - предаться 'праздным забавам', например, поиграть в гольф. Но и тут Бродягу ждет разочарование - правила этой 'игры для богтаеев' не понятны ему и тумаками его прогоняют с площадки. Мимолетное увлечение в лице Эдны Пурвинс проходит так же быстро, как и началось - рядом с вечно пьяным 'романтичным рыцарем в латах' (латы сидят на миллионере как консервная банка - так же нелепо, как нелепы его отношения с супругой)наивный и честный Бродяга, даже не попытавшийся воспользоваться случайным подарком судьбы, когда красотка Эдна перепутала его с мужем, не имеет шансов. Его залатанные штаны - в отличие от маскарадных рыцарских лат миллионера - его настоящая сущность, его естество, у него нет ничего, кроме его честности и гордости и участвовать в 'праздных развлечениях' ему не к лицу.
Почувствовав на своей шкуре, что такое 'праздный класс', бродяга убегает от этого непонятного и вычурного мира, не приняв предложенного богатым папашей Эдны перемирия, потому что пропасть, через которую протягивал руку примирения богач, слишком велика, пожать ее, не сорвавшись в пропасть, невозможно, да и не имеет смысла. Поэтому предпочитающий никогда больше не верить богачам, только что отлупившим его, как боксерскую грушу и тут же сентиментально пытающихся погладить его, как дворового песика, Чаплин награждает классового врага пинком и улепетывает от вновь озверевшего богатея, увеличивая пропасть между ними и говоря о невозможности какого-либо мирного сосуществования двух не способных понять и принять друг друга вида людей.
Не зря писали о Чаплине, что он сумел извлечь экстракт из всех классических способов вызвать смех. Эта маленькая лента, в какой-то степени злая и серьезная, тем не менее, очень смешна. Огромное количество презабавных трюков с мячиками для гольфа, традиционных погонь и путаниц превращают в фарс и отдых богачей, и их 'страдания'. Один из самых смешных эпизодов фильма - вызванный столь любимым Чаплиным эффектом неожиданности трюк, при этом раскрывающий всю сущность двуличного мира богатых страстей. Богач с грустью смотрит на портрет жены, отворачивается от камеры, ссутуливается, плечи начинают трястись и вздрагивать, кажется - бедняга льет потоки слез по любимой женщине! Но вот он поворачивается к камере... Да он же просто взбивает коктейль в шейкере! Зритель плачет от смеха в этот момент. Этот эпизод я отматывал и пересматривал несколько раз!
Впрочем, как и многое, созданное в те годы мастером - этот фильм - блестящая демонстрация оригинальных комических приемов и не прячущейся уже за ними позиции автора, который уже за несколько лет до этого стал флагманом, честью и совестью мирового кино.
'Праздный класс' уже не мог вызвать ажиотажа после 'На плечо!', 'Иммигранта' или 'Малыша' - он не так уж горек и скорее насмешлив, чем действительно сатиричен, и, тем не менее, это чудеснейшая комедия - без всяких излишеств, снятая с всегда сопутствующими искусству Чаплина чувством меры, искусной сменой ритмов и комических оттенков. Наблюдательная, жизненная, несмотря на легкие комические преувеличения, хотя и все еще 'юношеская' в каком-то смысле картина великого мастера.
Если у человека есть двойник, то и количество его повседневных проблем может удвоиться.
Чарли Чаплин представляет короткую историю о большом недоразумении, которое вводит в заблуждение многих персонажей. Двое очень похожих мужчин живут абсолютно по-разному – у одного есть личный шофер, прекрасный дом и положение в обществе, а другому выживать помогает его смекалка, простота характера и способность вовремя убежать от полиции. Чарли вновь играет двух главных персонажей, но создает совершенно противоположные характеры. Аристократ предстает перед зрителем очень ранимым и чувствительным, а бродяга – бойким и смелым. Потому внешность остается их единственным сходством.
Развитие событий в данной кинокартине происходит постепенно, Чаплин показывает абсолютно разные истории двух героев, но с помощью ловкого маневра они в считанные секунды оказываются лицом к лицу. И, разумеется, по законам жанра устраивают драку за руку прекрасной дамы, которую играет Эдна.
Бродяга и богач хотя и разные люди, но одинаково легко влюбляются в красивую женщину. Чарли бесподобно показал страдания мужчин – того, кто любил и потерял, и того, кто никогда не добьется от такой дамы взаимности. Трагедия любви остается в центре событий кинофильма, заставляет зрителя проникнуться горькими страданиями персонажей. Хотя, сохраняя баланс между грустным и смешным, талантливый режиссер создает и немало комедийных моментов, пока дама сердца отсутствует на горизонте.
С превратностями любви сталкиваются все, не зависимо от своего положения в обществе. Это, пожалуй, единственное чувство, что уравнивает людей. Любовь заставляет за себя боротся и бедного парня в полатаных штанах, и ранимого рыцаря в стальных латах. Вот только приз в конце достается только одному из них.
В очередной умопомрачительной и стремительной короткометражной комедии Чарльз Чаплин сталкивает два порока человечества - бедность и богатство, - первый из которых основывается на социальном, непрестижном, надо сказать, статусе, вторая - дай Бог, нажитая честными путями и собственными усилиями, но не всё так хорошо, как нам и показывает Чаплин. Смешной и изобличающий сюжет, который повествует о двух, как две капли воды похожих друг на друга, бедняка и богатенького аристократа, которые сталкиваются в одном месте и в одно время, смущая некоторых людей и пугая их, не успевая разобрать, кто же из них кто.
Искрометный юмор, стремительность действий и непрерывный смех позволят зрителю пережить за считанные секунды все эти события и действия, насмеявшись от души и до болей в животе, впоследствии долго ещё вспоминая и веселясь, радуясь и улыбаясь от одного только воспоминания увиденного на экране. Не переставая убеждаться и доказывать самому себе, что Чаплин - гений, великий лицедей и талантливый кинематографист - и актёр, и режиссёр, и продюсер в одном лице.
'Праздный класс' - очередное успешное, бъющее не в бровь, а в глаз, творение Чаплина, которое поднимает на смех и выставляет на всеобщее обозрение одну из проблем, пороков человечества, не желающее отступать от общества и преобладающее среди нас и по сей день. Дальновидность, остроумие и изобличение, в совокупности с грамотно построенным содержанием картины, игрой Чаплина, отпускаемыми им шутками и весельем, буквально наделяющее радостью и позволяющее через какие-то 30 секунд самому расплыться в улыбке до ушей, завидя только силуэт комика, ведь сразу тянет на смех и непрерывное повторение одних и тех же слов вроде 'Браво!' 'Оригинально', и пр.
Чаплин, как и всегда на высоте, его шутки и ситуации, в которые попадает его герой, очень оригинальны и заставляют смеяться непринуждённо, даже не задумываясь об элементах, хотя иногда надо бы. Данную картину пересматривал лично я раз пять, не меньше, и каждый раз находил в ней для себя что-то новое, оригинальное и поистине ценное, интересное и привлекательное. Советую картину всем, кому интересно творчество Чаплина, подобные картины, изобилующие и через край плещущие иронией, юмором и смехом, который здесь более, чем уместен.