К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Главный герой фильма - работяга Лёха, который хочет заработать денег и перестать крутиться, как белка в колесе. Однако это невозможно в его провинциальном городе, где вся власть в руках беспринципного Толяныча. Лёха знакомится с журналисткой и они решают вырваться, уехать из своего города в Москву, потому что лишь там возможна другая жизнь. Вот только это оказывается не так просто, потому что поезда и автобусы туда не ходят, а гениальный земляк перед своей смертью не просто так писал на стенах своей квартиры стихи о том, что Москвы не бывает.

Сперва о плюсах: великолепно выбраны локации для съёмок, саундтрек из песен 'Гражданской обороны' очень в тему, удачны некоторые второстепенные герои (хоть и не все), а резкость твистов по-хорошему шокирует.

Но и критиковать фильм можно за многое: это и местами слабая игра ведущих актёров, и провисание темпа, из-за чего начинаешь скучать на некоторых сценах, карикатурность ряда персонажей. Бросается в глаза и недостаток бюджета, не позволивший полностью раскрыть потенциал сценария.

Но при всех своих минусах фильм - настолько яркое и смелое высказывание, что критиковать его не хочется. При кажущейся простоте и камерности - фильм многослойный и позволяет разные прочтения, поднимает разные темы. После просмотра остается ощущение, что это кино скрывает больше, чем показывает, побуждая зрителя размышлять и выискивать новые смыслы, самостоятельно достраивать картину.

Метафора фильма проста, но наглядна - в провинции невозможно жить, нужно перебираться в Москву, которая стала для героев синонимом рая, но вот Москвы не бывает, в неё нельзя попасть, а попавшие - не вернутся назад, или вернутся совсем другими. И приходится вновь и вновь пытаться выйти за рамки, изменить себя, чтобы изменить мир.

Рецензия вышла сумбурной, как и местами сумбурен сам фильм. Но я рекомендую его посмотреть и постараться понять.

24 мая 2021 | 17:41
  • тип рецензии:

Можно ли снять хорошее кино с небольшим бюджетом? Этот фильм - еще одно доказательство, что можно. Начинается всё как беспощадная сатира на российскую провинциальную жизнь, которая не менялась с 90-х. Работяга Лёха живёт с некрасивой усатой женой и дочкой, постоянной работы нет - перебивается нечастыми заказами по установке окон. В городе заправляют всем бандиты. После череды неудач Лёха решает сбежать в Москву вместе с местной журналисткой - но оказалось, что... Москвы не бывает. Только в конце фильма жанр перерождается в научную фантастику.

К достоинствам картины можно отнести неизвестных актёров (да - это достоинство в российских реалиях), хорошую режиссёрскую работу и музыку. К недостаткам можно отнести халтурные сцены убийств и плохую постановку драк. Но главное - сохранён темп повествования и соблюдён шаткий баланс между драмой и сатирой. А финал настолько необычен, что мысленно пожимаешь руку сценаристу.

04 июня 2021 | 17:42
  • тип рецензии:

Вероятно, такого кино, как 'Москвы не бывает', не может да и не должно быть много, но когда такое попадается, получаешь глоток свежего воздуха. В пространстве фильма встречаются Салтыков -Щедрин и Тарковский, Оруэлл и Кубрик, концепции Мира Дикого Запада и Звездного крейсера Галактики, атмосфера фильмов Звягинцева и Быкова - все сконцентрировано в полуторачасовом действии, в котором развязка отвечает на некоторые вопросы, но только для того, чтобы в голове зрителя родились новые вопросы, над которыми создатели фильма предлагают поразмышлять самостоятельно. В отношении жанра я бы в целом определил этот фильм как социально-философская фантастика, но и с жанром все многопланово и неоднозначно: фильм несет хороший заряд сатиры с элементом черного юмора и даже трэша, элементы классического триллера, панк-культуры в ее российской версии скоморошества или даже юродства.

Нет смысла пересказывать содержания, - кино делается, чтобы его не пересказывали, а смотрели, но 'Москвы не бывает' - кино из разряда 'не для всех'.

Каждый зритель, помимо того, что сказал режиссер, выуживает из фильма что-то свое. Лично я разглядел знакомую и актуальную для меня тему настоящего и ненастоящего: часть действующих лиц фильма пытаются жить по-настоящему, не зная правды. Другая часть знает правду и имеют возможность жить по-настоящему, но вместо этого она подчиняет себя 'великой идее' и становится частью какого-то гигантского механизма. В этом отношении фильм выходит за рамки российской действительности: пространство фильма можно сопоставить со всем современным человечеством, живущим на Земле, в котором есть 'золотая тысяча' рулевых, а остальные стоят перед выбором: стать частью системы или остаться самими собой)

Фильм демонстрирует и еще один факт, который относится ко всему кинематографу в целом: идея - первична, сознание определяет бытие. Фильм по меркам мирового кино малобюджетен, но в нем есть мощный заряд смысла, его проблематика актуальна и, вместе с тем, она вне времени и географических границ, потому что настоящий ответ на вопрос: 'Кто ты?' выводит человека, который ищет на него ответ, за пределы конкретных времени и пространства.

По этой причине, некоторые недостатки сценария и съемок (если они действительно есть - я не профессионал в области кино) второстепенны и я не буду писать о них здесь вовсе.

9 из 10

10 июня 2021 | 14:40
  • тип рецензии:

Фильм «Москвы не бывает» далеко не дебютанта Дмитрия Фёдорова («Ведьма») - кино презанятнейшее: дикая смесь из чернухи 90-х, «Города Зеро», «Левиафана» и авторской российской фантастики за три копейки. Удачно подмеченные и сыгранные сцены провинциальной жизни чередуются с какими-то совершенно ученическими «нереальными» (особенно в первой половине ленты). Потом «маразм закрепчает», реальность окажется не реальностью, а многослойными вариантами реальности. И всё действие, как выяснится, происходит не в какой-то одичалой провинции, живущей отдельно от Москвы в каком-то открытом космосе, а как-раз таки в космосе - на огромном корабле с остатками землян, летящими спасаться к далёкой планете.

Концовка напоминает бред сумасшедшего и реально пугает. И кино становится «дикое, но симпатичное». Убедителен главный герой работяга Лёша (Иван Федотов) и его маргинальное окружение — сожительница, товарищ по работе, мама (все, за исключением новой подружки-журналистки, слишком уж наивно-легковесной (Ольга Старченкова), убедителен местный криминальный авторитет в исполнении Александра Воробьева и псевдо-гость из Москвы (Анатолий Горячев). Совершенно в тему саундтрек. Ещё поражают кассовые сборы — 373 доллара. И это обнадёживает — нашлись таки люди, рискнувшие выпустить фильм в прокат. Который, возможно, окажется важнее для отечественного кино, чем мега-блокбастер «Холоп».

7 из 10

04 августа 2021 | 07:34
  • тип рецензии:

Удивительно, что такие фильмы еще снимают, им дают прокатное удостоверение и их можно совершенно легально посмотреть. Хотя, стоит признать, что некоторые верные догадки научились весьма эффективно дискредитировать. В том числе частым повторение. Так что в стирание памяти уже никто не верит.

Сюжет про стирание памяти далеко не нов. Да, в предыдущих рецензиях уже упоминались Люди в черном, Вспомнить все... И про Шоу Трумена тоже вспомнили.

Мне же фильм больше напомнил сюжет прочитанной в юности более тридцати лет назад повести (жаль, не помню ни автора, ни названия) про парня, который просыпается утром на пляже и обнаруживает, что, в отличие от него, жители города не помнят вчерашний день. Оказывается все они - клоны погибших в атомном взрыве, ежедневно живут свой последний день, а ночью им стирают память, чтобы тестировать на них рекламные технологии.

Вот, собственно, об этом и 'Москвы не бывает', извините за спойлер. Точнее о том, что бывает, если не помнить - деградация и упыри в илите (да, я знаю, как пишется элита, но это другое). Причем, капитан, на мой взгляд, от Трофимыча отличается только образованием... а может, это просто диплом и всепоглощающая гордыня и жажда власти, которая просто нашла себе социально одобряемый ход (помните, как в 'Заводном апельсине' было?)

Очень органично, как мне кажется, в фильм вписались российские панки. И не только из-за моих юношеских воспоминаний (такими, кстати, они стали уже, когда их разрешили), а еще и потому, что у панк-культуры есть один важный феномен: она внешне настолько безумна, что позволяет сохранять разум, когда миллионы уверенных в собственной правоте леммингов стройными рядами движутся к краю пропасти.

01 марта 2023 | 02:38
  • тип рецензии:

Однажды у какого-то студента-сценариста родилась в голове идея-метафора. Идея хорошая, интересная, вызывающая дополнительные вопросы и желание поразмышлять.

И начал этот студент снимать кино по своей идее. Детали, сплоченность и логичность сюжета, интерес к повествованию и даже игра актёров оказались не важны. «И так пойдёт» — думал студент. Ведь главное — идея!

По крайней мере, такое ощущение у меня сложилось от просмотра.

Неплохие декорации — да. Гражданская оборона в саундтреке кому-то понравится. Но зато первую половину фильма саундтрек — однотонная пищалка какая-то, призванная нагонять жути и саспенса, но не справляющаяся с этой задачей.

Хотите сэкономлю вам время? Просто посмотрите первые 10 минут фильма и последние. Этого достаточно, чтобы уловить идею авторов, но не скучать в ожидании развязки.

Всё, что тут есть реально — это завязка и развязка, иллюстрирующие идею.

Сама идея неплохая — есть что обсудить. Но кроме неё, к сожалению, в фильме особо больше ничего нет.

Есть люди, которые думают, что им понравился фильм. Но если побеседовать с ними - становится понятно, что им понравилась только идея. И они просто согласны простить фильму вообще все косяки, из которых он состоит просто потому что им понравилась сильная метафора.

Я считаю, что фильму не хватило цельности и проработки. Глубины подачи той самой идеи. А также — качества исполнения. Понимаю, что бюджета нет. Но блин, можно было сделать лучше даже с этим. И не делать дешевые компьютерные эффекты. Лучше было обойтись вообще без них.

Ну правда, смотришь на этот огонь, горящий в бочке и невольно вспоминаешь игры года так 2000-го. Уровень графики такой же. И думаешь, ну ведь они старались! А потом думаешь: «А зачем?». Если уж тебе нужна бочка с костром в кадре — ну поставь бочку и разожги в ней костёр! А если нет, то вопрос — нужна ли тебе эта бочка вообще тут? Ну не играет она никакой роли от слова совсем. Зачем тогда?

В общем, плохо всё, кроме основной идеи. Но саму идею можно услышать в явном виде в последние 10-15 минут фильма. Для антуражности — глянуть первые 10.

11 ноября 2021 | 17:47
  • тип рецензии:

Создатели российских фильмов последних 10ти лет сильно грешат тем, что пытаются склонить зрителей к той или иной политической позиции, давая прямой посыл, что у нас всё плохо или наоборот заставляя зрителя гордиться страной. Этот фильм исключение и уже этим здорово выделяется на фоне всего остального. Идеология тут безусловно присутствует тоже, но авторы держат нейтралитет до финальных титров. В виде аллегорий в фильме представлен политический спектр современной России. Зритель может спокойно выслушать и сравнить разные точки зрения и понять их плюсы и минусы. Нельзя сказать что кто-то не прав или прав, в чем-то правы и неправы все. Инструменты, которыми достигается этот эффект заслуживают только похвалы, это умеренно черный юмор, без перегибов, музыка в тему, реализм декораций.

Если сравнивать с фильмами таких режиссеров как Звягинцев и Быков, которые однозначно склоняют зрителей к определенной идеологической позиции, чем вызывают восторг у уже поддерживающих ее зрителей, то здесь этого восторга наверное не будет, даже если в начале он может возникнуть, то монолог капитана в конце фильма будет как холодный душ.

В общем классный, редкий по концепции фильм, с прекрасной реализацией отличного сценария.

03 августа 2021 | 22:19
  • тип рецензии:

Классический вход в сюжет, чтобы показать всю тупиковость повседневной провинциальной жизни рабочего класса: разговор на обшарпанной кухне. Усатая тётка пилит мужа – Алексея (он же Лёха), а тот вяло обещает заработать больше… всё это так знакомо по современному артхаусу.

«Дурак», «Однажды в провинции», «Миннесота», да фильмов с похожей завязкой десятки можно насчитать.

Кстати, почему женщина усатая? Вы не задумывались? Кажется, такой приём режиссёр Дмитрий Фёдоров применяет для того, чтобы наглядно показать всю степень запущенности, когда женщине даже на свою внешность наплевать. Хотя здесь, как мне кажется, крен получился в сторону патологии. Всё-таки чтобы показать разнузданность и нежелание женщины следить за собой, существует куча других действенных приёмов. А усы – это какой-то перебор. И не смешно и уродливо.

Тем более, что в семье Лёхи есть весьма симпатичная дочь подросткового возраста, которая, впрочем, по сюжету никак себя не проявляет. Появляется она буквально в паре сцен, да и то, стоит в тени и молчит. Жаль! Очень жаль что из такого персонажа получился типичный рудимент, поскольку вокруг дочери главного героя может быть завязано немало интересных сюжетных решений. За это фильму сразу минус.

В остальном 'Москвы не бывает' продолжает развиваться, как типичная провинциальная утопия. Помимо Лёхи и его коллеги-собутыльника в кадре появляется некий бандитский авторитет у которого всё вокруг схвачено и за всё уплачено. Тоже весьма предсказуемый и привычный персонаж.

Не добавляют остроты сюжету и исписанные какими-то каракулями обои, которые на деле оказываются стихами. И за стихами этими охотится какая-то невнятная маргинальная троица то ли музыкантов, то ли поэтов, то ли диссидентов. На этом этапе история начинает давать крен в сторону чёрной комедии. Поскольку троица эта начинает активно кривляться в кадре, вызывая немалое сомнение в своей адекватности.

И вот, неожиданно в этот чернушно-алкогольный уик-энд, развернувшийся на экране врывается первая сюжетная замануха: местная журналистка, Маша, узнаёт Лёху по фотографиям на своём аппарате, а он про эти фотографии ни сном ни духом.

Здесь сразу вспоминается подобный приём в завязке сериала «Чернобыль. Зона отчуждения», первый сезон, которого вышел на несколько лет раньше, чем стартовали съёмки фильма Дмитрия Фёдорова.

Там главные герои, ставшие жертвами квартирного вора, тоже были немало огорошены, увидев, вдруг, себя на одной фотографии с этим самым вором.

Так что приём уже известный, но при этом действенный. Первая зацепка поставлена. И зевающий к тому моменту зритель, без сомнения, прильнул к экрану с ожившим интересом.

Увы, но в дальнейшем замануха эта не сработала. Более того, она оказалась типичным киноляпом, поскольку стала жёстко расходиться в заявленными в сюжете обстоятельствами.

В чём именно? Говорить не буду, поскольку тогда неминуемо получатся спойлеры. Попробуйте догадаться сами, в чём там кроется сюжетный дефект.

Дальше история покатилась по своей колее напоминая некий симбиоз криминальной драмы, чёрной комедии, утопии и ничуть не претендуя ни на триллер, ни на фантастику.

Зацепки, разбросанные по сюжету регулярно поднимали интерес, напоминая, что в городке этом происходит что-то не так. Некоторые из них выглядят вполне удачными.

Например, поведение столичного гостя, который, к тому времени, уже стал потенциальной жертвой местного авторитета, поведение его в одну минуту поменялось до неузнаваемости.

Кульминацией же сюжетных загадок, во всяком случае для меня, стал лес, который на деле оказался совсем не лесом, а… стеной. К этому времени «Москвы не бывает» уже уверенно выходил в лидеры по степени загадочности сюжета. И так хотелось увидеть необычную и непредсказуемую развязку. Но… всё испортилось в один миг. Героев как будто подменили. Войдя в иную сферу действительности, они резко утратили все свои качества и стали какими-то бесформенными и бесхарактерными. А новые авторитеты, выведенные сюжетом на передний план, стал поражать своей примитивностью и заштампованностью поведения.

И покатилась тогда история в тар-тартары. Все набранные фильмом баллы были растеряны и утрачены безвозвратно за оставшиеся минуты хронометража.

Всё вдруг стало таким банальным и предсказуемым, что даже стало обидно за первую половину фильма, которая, словно бы, создавалась другой командой.

Печально, что такая талантливая задумка разбилась вдребезги. А ведь развязку можно было сделать совсем иной. Без типичных ментов, автоматов, серебристых скафандров и высокопарных речей.

Тем не менее фильм Дмитрия Фёдорова получился зрелищным!

Не смотря на то, что творческая группа испытывала серьёзный дефицит в финансировании проекта, о чём наглядно говорит длительный срок изготовления фильма: съёмки стартовали в 2017-м году, а премьера только в 21-м, этот момент не режет глаза.

Да, здесь нет дорогой компьютерной графики. Здесь нет сложных декораций или сцен с большим количеством массовки. А надо ли это?

Кажется уже много раз наглядно доказано, что большой бюджет – вовсе не показатель того, что фильм получится достойным и по настоящему интересным. Скорее большие деньги - свидетельство обратного. Об этом не перестаёт говорить в своих выпусках блогер Евгений Баженов (автор и ведущий ютуб-канала BadComedian).

А здесь ребята подсчитали выделенные копейки и сняли в общем-то неплохой артхаус, который, разумеется, не имел впоследствии ни громкого пиара, ни широкого проката.

Жаль, конечно, что не дотянули и запороли финал фильма. Но посыл был дан достойный!

Поэтому хочется надеяться, что Дмитрий Фёдоров в дальнейшем сможет порадовать нас зрелищными фильмами с закрученным сюжетом.

15 января 2024 | 23:10
  • тип рецензии:

Разбитые дороги, безлюдные дворы, утопающие в грязи, мрачные хрущевки, на которые давит пасмурное, темно-сизое небо - типичный пейзаж, умирающего поселка. Да что поселка - во всех городах России можно найти такие уголки. Часто ли мы видим такое - практически, каждый день. Но часто ли мы любуемся такой картиной и можно ли ей вообще любоваться? Я считаю, что можно, а кто-то покрутит у виска и предпочтет любоваться альпийскими лугами. Но режиссер фильма, думаю, со мной солидарен. Весь фильм - это пейзажи какого-то, богом забытого, городка вперемешку с бедным, даже сейчас наверно, с нищенским бытом героев. Здесь не построят новых домов, сюда не будет переезжать молодеж: город обречен, но даже в таких трущебах, находятся дельцы, живущие под стать олигархам. Кто-то критиковал фильм, дескать, такие бандиты были в 90-е, сейчас все по-другому. А вот и нет, все именно так. Я часто бываю в одном из населенных пунктов Воронежской области и наслышан о подобных историях. Более того, главный злодей в фильме - точная копия бывшего главы упомянутого городка, недавно, кстати, почившего. Схожи они во всем: в манере общения, в темных делах, даже авто было такое же. (Новый глава города, кстати, еще хуже - ворует внаглую, никого не стесняясь).

У фильма неожиданная концовка, сюжет которой давно замусолен в старых американских картинах. Но после того, как ты недовольно восклицаешь 'О, да это же было в этом...', наверно даже позже, уже после титров, понимаешь, что фильм-то был совсем о другом и смысл тут совсем не буквальный. Но в отличие от банальных притчей и драмм, у зрителя не остается большой симпатии к одним и антипатии к другим: ты понимаешь и принимаешь ход мыслей всех сторон конфликта.

В общем, любителям неспешных реалистичных картин, плавно перетекающих в сюрреализм, граничащего с артхаусом, рекомендую к просмотру.

14 сентября 2023 | 15:29
  • тип рецензии:

Добрый артхаус о вечном дне, выход из которого ищут единицы. Как и в жизни.

Действие фильма происходит в жалком провинциальном городке и крутится вокруг разнорабочего Лехи. Его положение внезапно меняется, когда в город приезжает некто из столицы, Леха знакомится с девушкой Машей, и на ее фотоаппарате оказываются их совместные снимки.

Череда совпадений, надписи на обоях квартиры, где умер поэт – все кажется очень странным.

В окончательный ступор ты впадаешь, когда Леха с Машей не могут уехать из города, потому что билетов в Москву нет.

Создатели фильма шикарно передали идею, сначала введя в заблуждение зрителя обо всем и потом заставив его искренне удивиться. Кроме того, при просмотре нет ощущения, как часто бывает в русских фильмах, что на что-то не хватило денег и ума – картина абсолютно гармонична.

Хочется отметить актеров, которых лично я, за исключением некоторых, в том числе и моих любимчиков Анатолия Горячева и Виталия Абдулова, вообще увидела впервые в жизни. В частности, исполнителей ролей Лехи и Маши. Ребята играли так, словно они действительно эти люди.

Персонаж Маши – самый натуралистичный. Если других еще можно назвать собирательными образами, эта героиня полностью закончена, и у таких как она всегда есть шанс и будущее, о котором они мечтают.

Смотреть этот фильм однозначно стоит. Это самая настоящая притча.

8 из 10

02 сентября 2021 | 17:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: