Можно лишь гадать, скольких демонов на стыке шестидесятых-семидесятых пришлось обуздать Роману Полански. Трагедия, расколовшая жизнь на «до» и «после» убийства Шэрон Тейт, могла водрузить здоровенный крест на дальнейших планах, однако за спиной режиссера как-никак было краковское гетто, бегство от польских властей и столкновение с сатанизмом. Подобный багаж несчастий, к которым впоследствии добавились обвинения в педофилии, склонил бы к земле кого угодно, но уроженец Парижа справился, и восьмидесятипятилетний юбилей встретит в ранге человека-легенды. Заслуга поддержки при невеселых обстоятельствах неоценима, и в знак благодарности одному из друзей, Полански поставил ленту «Уик-энд чемпиона» – об историческом Гран-при Монако-1971. Победителем и триумфатором сезона Формулы-1 тогда стал британец Джеки Стюарт – давний приятель режиссера.
История отношений с документальным кино у Полански весьма незначительна, хотя ему-то, столько на своем веку повидавшему, можно было многое поведать и без мемуаров. К работе над хрониками он привлек более опытного Фрэнка Саймона. Двумя тенями следовали постановщики за будущим чемпионом и фиксировали этапы подготовки перед решающим заездом. Четыре дня, с четверга по воскресенье, включили тестовые заезды, раздачу указаний механикам и рассуждения о значимости соревнований в жизни пилота. Шотландский баловень судьбы Джеки словно шутя справлялся с испытаниями, не забывая со вкусом расслабляться в компании длинноногих девиц. Очень символично, что финальный Гран-при состоялся именно в Монте-Карло – где, как не в княжестве Монако научат красиво прожигать жизнь? В картине побывала масса интересных личностей, сам Ринго Старр осчастливил народ белозубой улыбкой, хотя Стюарт был не разлей вода с другим «битлом» – Джорджем Харрисоном. Ничто человеческое талантливому гонщику не чуждо, да и Формула-1 в сравнении с нынешней была значительно бесшабашнее. Эпоха расчетливого прагматика Ники Лауды, заложившего основы современных требований безопасности, была впереди…
Лента «Уик-энд чемпиона» была представлена в программе Берлинского кинофестиваля, но, пройдя там незамеченной, надолго исчезла в личных архивах постановщика. Участие самого Полански не свелось только к роли собеседника Стюарта. Набитой рукой он выхватывает массу напряженных моментов соревнований и живых эмоций людей, создающих грандиозное шоу, именуемое «Королевскими гонками». Остроумный режиссер не забывает разряжать обстановку, балуя сочными кадрами ломящихся столов или коротеньких белых шорт. Как документалист Полански не достиг высот, но проблем с запоминающейся энергетикой кадра не испытывал ни в одном из опробованных жанров. Эта картина посвящена с одной стороны – великосветской забаве, а с другой – смертельно опасному состязанию, победитель которого заслуживает почестей. Трехкратный чемпион сэр Джеки Стюарт смотрится солидно в компании с любыми звездами автоспорта.
Любительское качество картинки, неудачный монтаж и общая утилитарность сюжета поспособствовали сорокалетнему забвению фильма. Об «Уик-энде чемпиона» вспомнили случайно, накануне Каннского кинофестиваля-2013. Сохранившуюся копию нашли, отреставрировали и дополнили эпилогом, где постаревшие Полански со Стюартом обмениваются ностальгическими воспоминаниями. Время пролетело до невозможности быстро – как обычно это и бывает во время гонок. Первоначальная версия картины, датированная 1972-м годом, теперь интересна лишь архивариусам да самым преданным поклонникам франко-польского кинематографиста. Как знать, не решись пан Роман на формульный опыт – до великолепного «Китайского квартала» дело могло и не дойти. Творец досыта напитался сплошным непроглядным пессимизмом. Понемногу придя в себя, он понял одну важную вещь: жизнь, с какой отчаянностью это ни оспаривай, продолжается, и если не хочешь сгинуть на обочине – садись-ка лучше за руль.