«Секс в большом городе» произвел революцию в нулевых. Что из него мы возьмем в 2020-е?

Обсудить0

Материал не предназначен для читателей младше 18 лет

Закончился второй сезон «И просто так», тут же продленный на третий. Однако можно растянуть удовольствие, пересмотрев «Секс в большом городе», который стартовал 25 лет назад. За что его любят, за что критикуют и каким он ощущается из сегодняшнего дня? Собрали четыре мнения — трех зрительниц и одного зрителя — о том, как с годами меняется восприятие и какие детали стали сегодня значимее.

Кристина Ятковская

Редактор рубрики «Книги»

«Секс в большом городе» — один из тех сериалов, которые на протяжении моего детства-отрочества и юности постоянно крутили по телику. Стоило ему закончиться на одном канале, как тут же он возрождался на другом. Он был ненавязчивым домашний фоном: короткие серии, знакомая музыка, четыре героини… Кэрри, Саманта, Миранда и Шарлотта для моего поколения оказались предшественницами появившихся чуть позже четырех хогвартских факультетов.

Мне казалось, я хорошо помнила сериал, который смотрела 10 — 15–20 лет назад. То засыпая под СВБГ на мамином диване, то попадая по сто раз на одни и те же эпизоды. И сейчас, обнаружив мемы про возвращение Эйдана в «И просто так», я вдруг поняла, что эти тетеньки из первоначального СВБГ — мои ровесницы. Мне 34, и им в первом сезоне было столько же (Саманта чуть постарше, но тс-с). Осознав это, я решила посмотреть сериал вдумчиво от и до.

Синтия Никсон, Ким Кэтролл, Сара Джессика Паркер, Кристин Дэвис 
Ким Кэтролл и Сара Джессика Паркер

Наконец я доросла до разговоров, которые, как выяснилось, остались такими же актуальными. Я понимаю проблемы и сомнения героинь, их поступки и реакции, казавшиеся прежде непостижимыми — вообще всё и всех теперь понимаю! Я вижу, каким смелым и революционным был СВБГ в свои годы, и лишь в редкие моменты ловлю его на устаревших деталях. Больше всего поражает, как все четыре героини отказываются принимать бисексуальность — просто как концепцию. В целом возвращение к классическим сериалам, которые смотришь в юности, в разные периоды жизни фокусирует внимание на новых аспектах. При этом знакомые герои и сюжетные коллизии превращают это в очень комфортное зрелище, поддерживающее силой четырех подруг сразу.


А что подруги? Это как с Beatles: детям обычно нравится Маккартни, тинейджерам — Леннон, после двадцати начинают проникаться Харрисоном, а там уже и до Старра дойдет черед.

В детстве мне нравилась Шарлотта, самая порядочная и воспитанная. А сейчас я смотрю на Саманту и поражаюсь ее жизненной мудрости и уверенности в себе: как говорили в фильме «Ширли-мырли», дай бог каждому. Единственный, кто был и остается любимым героем тогда и теперь, — Стэнфорд. Пожалуй, это один из самых добрых и светлых персонажей за всю историю американского телевидения.

Забавно, как переплелись сюжеты из моей собственной биографии с сериалом. Мне посчастливилось побывать в Нью-Йорке и полюбить его всем сердцем. Теперь узнаю любимый книжный магазин Barnes & Noble и вижу, каким моднейшим стал Бруклин, который в сериале казался какими-то выселками. Мне довелось поработать пиарщицей (привет, Саманта), выставляться в галереях с моим искусством (Шарлотта), я повкалывала в офисах, продвигаясь по карьерной лестнице (Миранда), выпустила собственную книжку (Кэрри) и вот прямо сейчас я сижу и пишу эту колонку.

Сара Джессика Паркер

А еще в детстве я не замечала практически неумолкающий джазовый саундтрек первых сезонов, который наконец-то слышу сейчас — чем не еще одно маленькое бунтарство, тихий реверанс такому же влюбленному в Нью-Йорк Вуди Аллену? Морали не будет: иногда хочется, чтобы просто играла музыка.

Даулет Жанайдаров

Редактор видеоэссе и подкастов

Впервые я узнал про «Секс в большом городе» где-то классе в шестом, и для меня это был какой-то запретный 18+ сериал; настолько откровенный, что его задвигали по эфирной сетке на поздний вечер (куда-то в сторону ночного программирования РЕН ТВ). Кроме полифонической мелодии на заставке, которую можно было скачать, отправив СМС на номер 4242, и мем-фрагмента, где Михаил Барышников читает на английском Бродского, а переводчики с НТВ пытаются как могут перевести это на русский, я мало что помню о первых впечатлениях от шоу.

Вернулся я к нему уже лет в двадцать с небольшим, когда понимал, что такое HBO и престижное телевидение, и встретил какое-то количество девушек, определявших себя через Кэрри/Миранду/Саманту/Шарлотту (выбрать нужное). Тогда я посмотрел целиком первый сезон и, если честно, помню только то, как сильно раздражала Кэрри. В тот момент я, видимо, себя ассоциировал больше с Бигом (и немного Мирандой) и сериал воспринимал как увлекательную экскурсию в женский образ мыслей (надеюсь, не очень ужасно звучит — то было много лет назад). Я воспринимал сериал через призму озвучки российских каналов, его героини не стали для меня ролевыми моделями, и я и не ставил «Секс» в один ряд с шоу вроде «Шерлока» или «Доктора Хауса», которые считались «реально крутыми».

По-настоящему я открыл для себя «Секс в большом городе» только в прошлом году: мы с женой решили пересмотреть его к выходу «И просто так», потому что начитались колонок о том, какое это важное произведение, кажется, даже более определяющее для современных сериалов, чем «Сопрано». Нельзя было не заметить, насколько формалистски и изящно сделана структура телепроекта: каждый эпизод посвящен определенной теме, и вокруг нее завязаны все линии героев. Не говоря уже о связке вымышленных и как бы документальных моментов и того, что четыре героини воспринимаются живыми и одновременно архетипичными.

Уилли Гарсон и Сара Джессика Паркер
Ким Кэтролл


К тому же внезапно оказалось, что «Секс в большом городе» — очень язвительный и грустный сериал с кучей точных культурологических наблюдений.

Нашлась честная серия про аборты, серия про разницу Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, печальный эпизод про развод Шарлотты и то, как глянец создает ложные мечты; в сериале есть не только комические секс-перипетии, но и критика современного общества. Ближе к последним сезонам эта исследовательская сверхзадача чуточку отступает под натиском мыльной оперы, чтобы окончательно скатиться в сахарное месиво в полнометражных фильмах.

Когда тебе за тридцать, «Секс в большом городе» выстраивается в узнаваемую энциклопедию взросления. В каком-то смысле его можно считать развязным сиквелом «Друзей»: это тоже одиссея городских невротиков в поисках счастья с примерами на все случаи жизни.

Синтия Никсон
Синтия Никсон, Сара Джессика Паркер, Кристин Дэвис и Ким Кэтролл 

Кира Голубева

Редактор Кинопоиска

Обычно я просто включала самые любимые эпизоды, а этим летом пересмотрела сериал целиком. Думаю, на это подтолкнули всплывающие треды и тиктоки, где обсуждают, насколько он устарел, и говорят, что взаимоотношения между персонажами — точная репрезентация токсичности и сплошные red flags. Захотелось окинуть СВБГ свежим взглядом в эпоху новой этики.

Когда-то это скандальное шоу привлекло сексуальными сценами, поражало Нью-Йорком и его желтыми такси, сумками Baguette от Fendi и конвенциональной дружбой, где самой большой проблемой казалась невозможность заказать столик в новом ресторане. Мы, конечно, можем вспомнить, как СВБГ повлиял на продажи Jimmy Choo и Manolo Blahnik, однако самое важное его наследие — в женской эмансипации.


Главный вопрос, звучащий в каждом сезоне: что значит быть одинокой?

Ким Кэтролл
Сара Джессика Паркер

Поразительно, что сейчас он звучит так же смело, как в 1990-е. Культура и общество, в которых мы живем, до сих пор испытывают дискомфорт от мысли о бездетной или — еще хуже — незамужней женщине. Ее успех по-прежнему измеряется семейным положением, а не способностью занять руководящую должность или купить квартиру. Все, за что женщины сражаются сегодня, Кэрри, Саманта, Шарлотта и Миранда пытались нормализовать еще 20 лет назад. Наше право на свободный секс, неврозы, на принятие своего тела и возраста, на отказ от семьи в пользу работы или отказ от карьеры в пользу материнства — это вещи, которые не должны осуждаться. Желание быть любимой, любить и даже раствориться в любимом человеке не превращает женщину в Барби (и кто сказал, что этот человек должен быть мужчиной?). Равно как выбор одиночества не делает из нее радикальной феминистки.

Конечно, сериал неидеален. Стэнфорд и Энтони в нем выглядят типичными друзьями-геями, темнокожие персонажи в СВБГ появляются эпизодически, а секс показывают в основном гетеросексуальный. Сегодня, после «Девочек» и «Сексуальной жизни студенток», странно выглядит отсутствие сюжетных линий с активным согласием. Современная молодежь больше и свободнее говорит о сексе и отношениях, в то время как СВБГ избегал темы сексуальной политики, и к его смелому продолжению «И просто так» есть вопросики из-за шаблонно выведенных небинарных персонажей и обвинений в домогательствах, выдвинутых против Криса Нота.

Но, мне кажется, те, кто пытается с самым серьезным лицом углубиться в тему расового и гендерного многообразия в шоу четвертьвековой давности, лишают себя возможности почувствовать ностальгическое тепло и испытать счастье. Оно похоже на те чувства, что не покидают нас после встречи с любимыми подругами.

Ким Кэтролл, Сара Джессика Паркер, Синтия Никсон
Сара Джессика Паркер

Ксения Грициенко

Главный редактор оригинальных проектов Букмейта

«Секс в большом городе» — это, конечно, пресловутый опросник Пруста от мира сериалов, по которому можно фиксировать себя в каждой точке жизни. Вот тебе 16, и на экране взрослые и самодостаточные живут свою лучшую жизнь, а вот тебе 26, и ты с калькулятором подсчитываешь, как с гонораром в 1000 долларов за колонку Кэрри эту жизнь могла себе позволить. Еще 5 лет — и ты миришься с финансовой привилегированностью героинь, но совсем иначе смотришь на их отношения: оказалось, с возрастом и вправду сложно быть самоотверженной подругой, а представлявшиеся романтическими отношения сейчас образцово иллюстрируют пример отношений дисфункциональных.

Но мы знаем, что Кендес Бушнелл действительно жила или хотя бы старалась жить жизнью Кэрри Брэдшоу: за свои колонки она получала гонорары гораздо выше рынка, не пропускала ни одного светского мероприятия под руку со своим Мистером Бигом, издателем Vogue, и даже водила дружбу с Бретом Истоном Эллисом. Сначала Кендес Бушнелл, а потом Сара Джессика Паркер последовательно формировали обманчивый портрет современной писательницы — богатой, глянцевой, сексуальной и востребованной.

Сара Джессика Паркер

Первоисточник (к слову, гораздо более сатирический и мрачный) Бушнелл не дотягивает до оформленного литературного феномена, но намеренно встраивается в традицию американской литературы.

В последней колонке книги Кэрри, альтер эго авторки, говорит, что она, конечно, «не замахивается на Толстого», при этом «Секс в большом городе» подчеркнуто рифмуется с романами Эдит Уортон. Оказывается, что в 1920-е, что в 1990-е может меняться оптика, но почти не меняются обстоятельства: правила жизни все еще диктует патриархальная этика, а Кэрри Брэдшоу почти не отличается от Эллен Оленской из «Эпохи невинности» — им обеим, тридцатилетним и одиноким, приходится отстаивать свое право на свободу и самоценность. И в этом смысле «Секс в большом городе» и вправду немного Толстой: это вечный текст и вечный сериал, по которому можно мерить не только себя, но и всех вокруг.

Смотрите «Секс в большом городе» на Амедиатеке и на Кинопоиске в Плюсе с Амедиатекой.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

26 августа 20235
26 июня 202317
20 июня 201826
13 января 202114

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
Вчера4
Сегодня2
Вчера0
Сегодня0
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации