Статьи

Стриминговый домик: Что такое Netflix и как он работает

Кто принимает решения о запуске сериалов на Netflix? Какая у него аудитория? Какой проект самый популярный? Ответы на эти и другие вопросы — в нашем материале.
Стриминговый домик: Что такое Netflix и как он работает
«Карточный домик»

Совсем недавно Netflix обогнал Disney, став самой ценной медиакорпорацией в мире. New York Magazine опубликовал огромную статью о стриминг-сервисе. Рассказываем, что мы узнали из нее.

Netflix был основан в 1997 году. Тогда Рид Хастингс и Марк Рэндольф придумали рассылать DVD в прокат. Свой сервис они представили в 1998-м, а в 1999 году ввели систему подписки — за определенную плату можно было заказывать сколько угодно фильмов. В 2007 году Netflix заработал как стриминговая платформа.

Свержение привычной телевизионной бизнес-модели началось всего семь лет назад. Тогда стриминговая компания из Кремниевой долины обошла каналы HBO и AMC, выкупив права на постановку ремейка британского мини-сериала «Карточный домик». Продюсером проекта значился режиссер Дэвид Финчер. В то время это была серьезная заявка: во-первых, Netflix тратил огромную сумму (100 млн долларов за два сезона), а во-вторых, обозначил свои амбиции как стриминг-платформы — не только показывать уже существующие фильмы и сериалы, но и снимать собственные.

В этом году Netflix планирует потратить на контент 8 млрд долларов. Ни одна другая телекомпания не производит столько контента.

В прошлом американское телевидение уже переживало масштабные трансформации. В частности, в 1980-х появилось кабельное ТВ, а канал Fox Руперта Мёрдока положил конец гегемонии «Большой тройки» (ABC, CBS и NBC). Однако нововведения Netflix иного рода. Сервис не хотел быть стриминговым клоном HBO, FX или NBC. Он стремился изменить наш подход к просмотру телевидения вообще. Учитывая, что у Netflix были долги в районе 6 млрд долларов, когда компания расширялась на другие страны, некоторые аналитики считали, что прибыльность бизнес-модели, основанной на подписчиках, под вопросом. Но на Уолл-стрит смотрели на деятельность компании оптимистично. В июне 2018-го суммарная рыночная стоимость Netflix составила 150 млрд долларов. Таким образом, Netflix обошел конгломерат Disney, став самой ценной медиакомпанией в мире.

Чем Netflix отличается от других телеканалов?

Одно из главных отличий модели Netflix по работе с телевизионным контентом состоит в заказе целого сезона. Обычно каналы тратят миллионы долларов на создание пилотных серий проектов, многие из которых так и не увидят свет. Но Netflix запускает в производство сериал целиком. Благодаря такому подходу зритель может посмотреть весь сезон сразу (на Западе это называется binge watching — просмотр за один присест), не ожидая новой серии каждую неделю.

«Оранжевый — хит сезона» — один из первых хитов Netflix собственного производства

«Оранжевый — хит сезона» — один из первых хитов Netflix собственного производства

Вместо того чтобы продавать права на показ своих сериалов в другие страны, Netflix предпочел представить свой сервис во всем мире, чтобы новый сериал или фильм одновременно был доступен как в Америке, так и в России, Германии или Индии. Подверглась пересмотру даже святая для телевизионщиков модель оценки зрительской демографии, благодаря которой вычленяли наиболее интересные для необходимой целевой аудитории проекты. На Netflix появились так называемые «вкусовые блоки» (taste clusters), основанные на точных зрительских предпочтениях, а не на предполагаемых. Компания собирает и анализирует интересы своих подписчиков, что в итоге выливается в индивидуальные рекомендации. Таким образом, Netflix выстроил удачную бизнес-модель на основе нишевых зрительских предпочтений.

Теперь Netflix привлекает топовых шоураннеров других каналов, заключая с ними соглашения на будущие проекты. Недавно на стриминг-сервис перешли такие звезды, как Шонда Раймс («Анатомия страсти», «Как избежать наказания за убийство»), Райан Мёрфи («Американская история ужасов», «Лузеры», «Вражда») и Чак Лорри («Теория большого взрыва»), в чьем новом проекте для Netflix «Метод Комински» снимаются Майкл Дуглас и Алан Аркин. Солидные суммы выделяются на съемки стендапов (Крис Рок, Дэйв Шаппелл), на новые ток-шоу, в том числе и с давно знакомыми ведущими (на Netflix идет программа Дэвида Леттермана, ветерана американского телевидения).

«Крис Рок: Бубен»

«Крис Рок: Бубен»

Как рынок реагирует на Netflix?

Считается, что попытка Disney выкупить кино- и телепроекты 20th Century Fox — это не что иное, как реакция на стремительное продвижение Netflix на рынке. Говорят, что планерки на многих телеканалах начинаются с вопросов «Что нам делать с Netflix?», «Как с ним соревноваться и что он вообще делает?». Готов ответ пока только у Disney: конгломерат намерен запустить в 2019-м году собственный стриминговый сервис.

Странно, что крупные корпорации не могут понять простую логику Netflix, которой придерживается сервис: развитие порождает дальнейшее развитие, порождая рост. Facebook и Amazon давно поняли этот концепт. Когда Netflix добавляет контент, это привлекает новых подписчиков и заставляет уже существующих пользователей смотреть больше контента. Пока зрители смотрят, Netflix собирает данные об их привычках, оттачивая свое будущее программирование.

«Очень странные дела»

«Очень странные дела»

Получается замкнутый круг: больше контента — больше просмотров, больше просмотров — больше подписчиков, больше подписчиков — больше прибыль, больше прибыль — больше контента. Пока что схема работает идеально. Когда только начался показ «Карточного домика», у Netflix было 33 миллиона подписчиков в мире. Сейчас их более 125 миллионов. Аналитики с Уолл-стрит предсказывают, что к концу 2020-го их будет 200 миллионов.

Как Netflix производит контент

Важная отличительная черта по работе с новым контентом Netflix — децентрализация и распределение полномочий. Тед Сарандос значится директором по контенту, однако не он один решает, что запускать, а что нет. Так, под управлением вице-президента по оригинальному контенту Синди Холланд находится еще два уровня менеджеров, способных самостоятельно принимать решения о запуске проектов. Сарандос и Холланд также выстроили децентрализованную систему разработки и производства, которая позволяет Netflix работать, как 10—15 полунезависимым продюсерским компаниям. Просто результаты их деятельности показывает один сервис.

Начальники отделов, отвечающих за разные направления (документальное кино, игровое, реалити-шоу и т. д.), также имеют право запускать проекты без согласия Сарандоса. «Они могут запускать их, даже если я против», — говорит Сарандос. Одним из таких проектов был документальный фильм «Что случилось, мисс Симон?» о жизни знаменитой певицы Нины Симон. Сарандос полгода пытался отказать авторам — это был дорогой проект, а музыкальные документальные фильмы не очень-то популярны. Вице-президент Netflix по оригинальным документальным фильмам и комедиям Лиза Нишимура приходила к начальнику раз в неделю, отстаивая картину. В итоге фильм стал событием, получил номинацию на «Оскар», был обласкан критиками, а Сарандос признал свою неправоту. Кстати, популярный и любимый многими «Американский вандал» тоже вызвал скептическую реакцию Сарандоса, но команда разработки трудилась над проектом, несмотря на возражения босса, и сейчас готовится второй сезон.

«Что случилось, мисс Симон?»

«Что случилось, мисс Симон?»

Как Netflix работает за границей

У компании есть отдел закупок, отвечающий за появление на Netflix зарубежных проектов (например, у канала BBC куплен «Шерлок»). Но ограничиваться показом уже снятого контента — это не путь Netflix. Сервис занимается собственным производством иностранного контента, для чего есть соответствующий отдел. Многие сделанные в США сериалы популярны за границей. В частности, «13 причин почему» в Индии смотрят столько же подписчиков, сколько и в Америке. Но чтобы предоставлять интерес для разных стран, сервису нужен контент, произведенный за рубежом, на языке иностранного зрителя и со знакомыми ему актерами.

Среди несомненных удач иностранных проектов Netflix — немецкий сериал «Тьма» (мы подробно рассказывали о нем), а также испанский «Бумажный дом». Криминальный триллер повествует об амбициозном ограблении и состоит из 15 эпизодов. В 2019-м сериал будет продолжен. На сегодняшний день «Бумажный дом» — самый популярный неанглоязычный сериал Netflix. Сервис даже рассматривал вариант производства английской версии — первый случай такого рода. Но в итоге от идеи отказались, потому что Netflix важно существование популярного контента на иностранном языке. Ремейк на английском снизил бы ценность существующего испанского сериала. Но ничто не мешает перенести действие очередного сезона в Америку, где полюбившаяся зрителям команда могла бы ограбить, например, Форт-Нокс.

«Бумажный дом»

«Бумажный дом»

Что такое сериал Netflix?

Телеканалы стараются соблюдать определенный имидж. Например, HBO, FX и AMC настроены на производство сериалов, которые смогут завоевать награды и получат одобрение критиков. Существует ли понятие «сериал Netflix»? Как можно охарактеризовать контент, производимый сервисом? У Сарандоса на это совершенно четкий ответ: «Не хочется, чтобы хоть какой-то наш проект определял бренд, и не хочется, чтобы наш бренд определял наши проекты. Нет такого понятия, как „сериал Netflix“. Такой подход загоняет людей в рамки. Наш бренд — персонализация».

Благодаря персонализации сервис находит нечто новое. Пару лет назад появилась возможность пересмотреть подход к молодежным сериалам. Появились «13 причин почему», «На районе», «Конец ***ного мира». Что интересно, британский сериал о двух подростках-изгоях вызвал огромный интерес зрителей, чего на Netflix никак не ожидали: в компании предсказывали практически провал «Конца». Теперь же у создательницы сериала Чарли Ковелл уже запущен новый проект — комедия Kaos, пересматривающая древнегреческую мифологию.

«Конец ***ного мира»

«Конец ***ного мира»

Netflix и данные

Случай с «Концом ***ного мира» иллюстрирует отношение Netflix к обработке данных. Как ни странно, компания старается не опираться на них, принимая решения о запуске тех или иных проектов. Сарандос считает, что с данными следует обращаться очень осторожно: «Главное, не увязнуть в цифрах, потому что иначе рискуешь снимать одно и то же. Данные говорят лишь о том, что уже было. Они не предсказывают, что будет». Решения о запуске проектов принимаются на основе интуиции и данных, причем данные в этом уравнении занимают только 30%.

Вышеупомянутые вкусовые блоки помогают анализировать взаимодействие зрителя и контента. Вместо того чтобы группировать подписчиков по стандартным данным (возраст, пол, раса, страна проживания), Netflix оперирует 2000 микроблоков, в которые попадает каждый пользователь сервиса. Данные о просмотренных сериалах дают гораздо больше информации о пользователе, нежели его возраст и пол. То есть 75-летнему датчанину может нравиться сериал «Ривердэйл», который любят американские подростки.

«Черное зеркало»

«Черное зеркало»

Вкусовые блоки — это не статичная конструкция: многие люди входят в разные кластеры. Сегодня их тянет на классику, а послезавтра хочется закончить рабочую неделю дурацкой комедией. Например, выясняется, что поклонники сериала «Черное зеркало» также любят фильм «День сурка» и сериал «Остаться в живых».

Как Netflix закрывает сериалы

Несмотря на огромные бюджеты, сервис периодически закрывает проекты. 20% сериалов Netflix не получают продолжения. Иногда даже не смотрят на хорошие рецензии, как в случае с сериалом «Взрывная штучка» (97% «свежести» на Rotten Tomatoes). Проект не был особенно дорогим в производстве, однако количество смотревших его пользователей оставляло желать лучшего. Сарандос считает себя фанатом «Взрывной штучки», но при этом отмечает: «Мы не делаем сериалы для себя. Нам приходится отменять даже те проекты, которые мы очень любим».

Постер сериала «Сплошной отстой!»

Постер сериала «Сплошной отстой!»

Оказывается, Netflix ориентируется не только на то, смотрят ли проект в принципе, но и на то, как именно его смотрят. Если вы включили сериал, но через пару серий забросили его, сервис считает это руководством к действию: программа неинтересна зрителю. У Сарандоса есть даже слово для этого — «выживаемость». Например, в случае симпатичного сериала «Сплошной отстой!» слишком многие отказались возвращаться к нему после первых эпизодов. Выживаемость «Отстоя» была ниже среднего.

Какие сериалы самые популярные на Netflix?

Эту информацию сервис по-прежнему скрывает от прессы. Так что утверждать, будто «Очень странные дела» — самый популярный, было бы неверно. Вообще подсчитать количество зрителей непросто, ведь одним аккаунтом могут пользоваться сразу несколько человек. Сарандос предполагает, что размер аудитории стриминг-сервиса достигает 300 миллионов человек. С таким охватом какой-то сериал Netflix запросто могут смотреть от 40 до 50 миллионов зрителей.

New York Magazine

Читайте также
Новости Netflix выпустит новый мультсериал от создателя «Симпсонов» Мэтт Грейнинг разработал для стрим-гиганта новый анимационный проект для взрослой аудитории.
Статьи «Очень странные дела»: 6 причин посмотреть новый сериал Netflix Стриминговый сервис Netflix выпустил новый сериал «Очень странные дела», действие которого разворачивается в 1980-х. Рассказываем, почему ностальгия — это не единственная причина смотреть его.
Статьи Мыльная опера о немецком страхе: «Тьма» от Netflix Мы посмотрели сериал, у которого есть все шансы стать культовым, и рассказываем вам о нем без спойлеров.
Новости Завершились съемки 3-го сезона «Очень странных дел» Популярный проект вернется на экраны летом 2019 года.
Комментарии (75)

Новый комментарий...

  • 28

    Max Bukowski 15 июня 2018, 20:48 пожаловаться

    #

    Ближайшие несколько лет ключевые, потому что Дисней готовит свой стртминг сервиз. И все таки главный противник Амазон — почти 1 триллион долларов стоимость, с их огромными средставимы. И будущий самый дорогой сериал в истории кино — Властелин колец. Так что будет интересно!

    ответить

  • 25

    Tony 16 июня 2018, 22:09 пожаловаться

    #

    >Дисней готовит свой стртминг сервиз.
    Как будто у Диснея есть оригинальные идеи, кроме триквелом и приквелов спин-оффа они ничего выдать не могут уже многие годы.

    ответить

  • wotzopa 11 августа 2018, 14:24 пожаловаться

    #

    А у нетфликса что есть ? то что снимает и показывает сервис, все это идеи конкретных людей, и эти люди при определенных условиях могут легко перейти в Дисней(финансирование проектов или творческая свобода) и работать там. + у Дисней огромное количество денег и они могут легко покупать авторские права на книги. Не забываем что МАРВЕЛЛ теперь принадлежит Диснею. Просто в один прекрасный день все кино от марвел будет показываться на стриминг сервисах.

    ответить

  • 9

    mp3Hardstyle 17 июня 2018, 23:25 пожаловаться

    #

    Как показывает практика, наличие больших средств не означает качество и успех. Далеко уходить не нужно, «Лига справедливости» от WB — огромный бюджет, посредственный продукт.
    Думается мне, 1 миллиард зеленых за сериал по «Властелину колец», это своего рода рекламная кампания. А если и нет, то в эту сумму очевидно входит покупка прав, сценария, маркетинг и все остальное выходящее за рамки непосредственно самого производства сериала. Да и количество сезонов прямо пропорционально сокращает бюджет каждой серии, что уже не кажется столь впечатляющим от изначального.
    Впрочем, будет день — будет пища. Конкуренция всегда хорошо, но и уповать на кого-то конкретного точно не имеет смысла, сейчас на рынке новый толчок прогрессивных перестроек, все может поменяться в один момент.

    ответить

  • 21

    аквакекс 15 июня 2018, 21:14 пожаловаться

    #

    Спасибо, интересно. Я даж прифигел, что они ценнее Диснея оказались.

    ответить

  • 13

    satrip 15 июня 2018, 21:34 пожаловаться

    #

    Интересная статья, впрочем любые новости от Netflix интересны

    ответить

  • 7

    gb23 16 июня 2018, 00:49 пожаловаться

    #

    Интересно, что в России у них не получилось отбить и долю аудитории у Айви и Окко.

    ответить

  • 10

    Andrew Chajka 16 июня 2018, 08:03 пожаловаться

    #

    Нетфликс большие молодцы, спасибо им за такое обилие качественного контента, особенно сериалов. Я уже не говорю, про удобную модель показа. Я так понимаю, что все, кто против либо проплаченные, либо недалёкие. Даже, если поверхностно оценить их контент, то там каждый второй продукт имеет оценку равную или даже выше 7/10. Кто таким может похвалиться? Многие другие создают контента чуть ли не на порядок меньше, но % качественных работ тоже ниже))) Я однозначно за Нетфликс, хотя тепло отношусь и к Амазаону за то, что спасли для преданных зрителей такие сериалы как «Улица потрошителя», а теперь и «Пространство».

    ответить

  • 3

    keyleen 16 июня 2018, 13:09 пожаловаться

    #

    Спасибо за интересную статью. Нетфликс подарил столько интересных сериалов! Особенно рада, что они ценят и снимают иностранные сериалы, которые по качеству не уступают Голливуду: «Тьма», «3 процента», «Белый лист», «Конец е**ного мира» и т. д. Они могут позволить себе то, что другие телеканалы не запустят никогда. Слава Нетфликсу!)))

    ответить

  • 3

    Dimittri 16 июня 2018, 14:02 пожаловаться

    #

    Это так к новости, сегодня 16 июня сериал «Люцифер» был куплен Netflix и продлён на 4 сезон!

    ответить

  • Спасибо за хорошую новость!)
    Аж настроение повысилось :-)

    ответить

  • 3

    Andrew Chajka 16 июня 2018, 18:42 пожаловаться

    #

    сериал совсем скатился, лично я 4 сезон всё равно смотреть не буду, кто бы там его не купил.

    ответить

  • 1

    RavenDante 16 июня 2018, 22:20 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья. Сам пользуюсь Netflix около года и очень надеюсь и жду, что сервис для России будет развиваться и появляться столько же контента сколько и производится. И хотелось бы, чтобы были переводы в любом виде.

    ответить

  • 1

    nekit1337 17 июня 2018, 06:27 пожаловаться

    #

    Для меня нетфликс, это такой большой котёл, в который накидано всего-всего по чуть-чуть, но не обязательно съедобное.

    ответить

  • Alex Croft 17 июня 2018, 10:47 пожаловаться

    #

    Нетфликс безусловно стал революционером. Вот бы и качество продукции подтянуть. Иначе стриминговый сервис Дисней, который скоро выйдет его охотно задавит

    ответить

  • 6

    RavenDante 17 июня 2018, 16:41 пожаловаться

    #

    Сначала посмотрим, что Дисней сможет предоставить. А то если будут десяток сериалов по «Звёздным войнам» и новые истории классических диснеевских мультфильмов и сериалов, то думаю Netflix останутся лидерами.

    ответить

  • За почти вековую историю Дисней произвёл тонны видео-контента. Логично предположить, что их новый стриминговый сервис предоставит к нему доступ.

    ответить

  • 1

    RavenDante 18 июня 2018, 15:37 пожаловаться

    #

    Это логично и было бы странно если бы не предоставили. Но мы говорим о новом контенте.

    ответить

  • Kirill Mavlyanov 17 августа 2018, 12:21 пожаловаться

    #

    Эволюционером — это просто новое кабельное тв.

    ответить

  • 5

    chert.ant 17 июня 2018, 17:13 пожаловаться

    #

    Конкуренция — двигатель к переменам. И Netflix пользуется этим.
    Главное не переусердствовать в погоне за зрителем, и не растерять качество контента.

    ответить

  • 1

    kr_sangerin 18 июня 2018, 14:18 пожаловаться

    #

    Нетфликс покупает и делает отличные сериалы, в том числе для Европы. Другое дело — чтобы некоторые найти, нужно менять геолокацию. Но и тут ВПН в помощь.

    ответить

  • Kirill Mavlyanov 17 августа 2018, 12:21 пожаловаться

    #

    Торрент в помощь.

    ответить

  • 4

    korotaevvalentin 20 июня 2018, 18:36 пожаловаться его боюсь

    #

    был подсоединен, ели отписался, посмотрел 15 мин.
    Потом 5 месяцев не мог отписался а деньги списывали
    подсоединишь когда будет на русском и с понятным интерфейсом

    ответить

  • 1

    Ozzi77 20 июня 2018, 20:00 пожаловаться

    #

    Наркос и странные дела топчик)

    ответить

  • 4

    okunikuokulo 20 июня 2018, 22:22 пожаловаться

    #

    Последние пару лет кажется, что Нетфликс из прогрессивного сервиса превращается в чистую коммерцию. Кучу экспериментальных, но интересных и важных сериалов вроде «Sense8» закрывают, а чушь типа «13 reasons why» продлевают и впаривают на каждом углу.
    С международным рынком тоже плохо. Да, сервис есть в доступе в нашей стране, но только русскоговорящим людям смотреть на нем почти нечего. Сама спокойно смотрю на английском, но для родителей приходится искать сериалы в интернете, потому что потолок Нетфликса — это английские субтитры. Могли бы уже что ли нанимать переводчиков хотя бы для русских субтитров, если денег на полноценную озвучку жалко.
    Но спасибо Кинопоиску за статью, много нового узнала, читать было интересно.

    ответить

  • giorgino13 21 июня 2018, 14:06 пожаловаться

    #

    У них уже больше года как идет набор переводчиков на русский и др., работников по сабам и т. д. Для переводчиков надо только зарегиться и пройти тест.

    ответить

  • 2

    dubstreet 21 июня 2018, 11:18 пожаловаться

    #

    и ни слова про окупаемость на такие затраты…
    Где можно посмотреть, сколько они собрали денег, к примеру, за фильм Ярость?

    ответить

  • psv15 21 июня 2018, 13:44 пожаловаться

    #

    Я бы смотрел их проекты сутками. Но не понимаю я не на русском. Смотрел «8 чувство» с огромным удовольствием, но.. только лишь англ субтитры… понимал лишь общий смысл..
    Были бы русские хотя бы — и всё, никакого перевода не нужно.

    ответить

  • Tatyana Cvilyova 6 октября 2018, 21:48 пожаловаться

    #

    Как будто не существует больше никаких других сайтов, где при желании можно посмотреть с русской озвучкой.

    ответить

  • Кино-Глаз 28 июня 2018, 17:24 пожаловаться

    #

    рассылать DVD в прокат

    Что значит эта фраза, объясните

    ответить

  • wotzopa 11 августа 2018, 14:33 пожаловаться

    #

    в те годы интернет не был так развит, даже в штатах. И скорости были не те. И как следствие состояние рынка не позволило бы создать стриминг таким какой он есть сегодня. И рассылали контент на носителях. В данном случае DVD диски. ХЗ как именно, почтовые службы или как то еще. Не только фильмы но и документалка, развлекательные передачи и пр(с учетом авторских прав)

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 12 августа 2018, 17:03 пожаловаться

    #

    Просто слово «прокат» по отношению к кинофильмам означает выпуск в кинотеатрах на больших экранах. Прокат фильмов — это показ в кинотеатре. Тут правильнее было сказать не «рассылать DVD в прокат», а «распространять DVD-диски» или «продавать DVD-диски».

    ответить

  • 2

    wotzopa 13 августа 2018, 08:13 пожаловаться

    #

    машину в прокат взять) или диск в прокат. Аренда или что то вроде этого. Игра слов

    ответить

  • Kirill Mavlyanov 17 августа 2018, 12:16 пожаловаться

    #

    Нет — речь именно о том, чтобы давать по почте диски напрокат. Потом обратно отсылаешь.

    ответить

 
Добавить комментарий...