Кинотавр-2018

Заповедник в сердце мира: Поющий Безруков как пьющий Довлатов

«Кинотавр» закончился уроками природоведения и литературы: «Госпожа Бовари» у Антона Коломейца, «Заповедник» у Анны Матисон, лисички, овчарки и барсуки — у Натальи Мещаниновой.
Заповедник в сердце мира: Поющий Безруков как пьющий Довлатов
«Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»

«Сердце мира», режиссер Наталья Мещанинова (основной конкурс)

Новая работа Мещаниновой не случайно была показана только в последний день фестиваля. Фильм был одной из главных интриг конкурса, его ждали критики, гадая, в какую форму может вылиться социальный реализм Мещаниновой. После жесткой и многофигурной картины о молодежи в пропитанном химическими выбросами Норильске — камерная драма о ветеринаре, в которой животные едва ли не главные герои.

На самом деле главный герой «Сердца мира», конечно же, человек — тот самый ветеринар Егор (Степан Девонин), уединенно живущий в своей избушке на притравочной станции. Егор носит в себе скрытую боль прошлого — что-то там с матерью, пьющей, несчастной, едва ли не проклявшей сына. Примерно на двадцатой минуте ему сообщают, что мать умерла, и за этой новостью следует первый приступ ярости (в дальнейшем таких вспышек гнева и насилия будет несколько, их жертвами станут те, кто позволяет себе бесцеремонно-невежественно вторгаться в хрупкий мир других людей).

«Сердце мира»

«Сердце мира»

Впрочем, большую часть фильма занимают мирные сцены: тонкий психологический поединок Егора с хозяином станции (Дмитрий Поднозов), спонтанный роман с его дочерью (Яна Сексте). Всю дорогу герой Девонина еще и ухаживает за раненой собакой, и ее удивленная белая морда постоянно заполняет кадр, заменяя действие почти осязаемой фактурой. Отсутствие в фильме динамичного сюжета может смутить непривыкшего зрителя. Но не будем забывать, что этот фильм не драма из насыщенной городской жизни, а в каком-то смысле поездка за город.

В лесу нет развлечений, экшена (ну, кроме охоты), ярких цветов и громких звуков. Лес говорит с человеком тихо и медленно. Чтобы научиться языку лис, барсуков, охотничьих собак, березки и листка, нужно уметь затаиться, внимательно смотреть в чащу, и тогда ты услышишь, как бьется сердце древнего мира, которому не очень и нужен зритель да и человек вообще. С непривычки в нем не очень уютно жить, но важно найти в себе силы рассмотреть его. Тем более что лес у Мещаниновой и правда очень красив.

«Заповедник», режиссер Анна Матисон (основной конкурс)

«Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»

«Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»

Под занавес «Кинотавра» часто показывают фильм-отдых — зрительскую картину, которой, кажется, вообще не место в довольно артхаусном конкурсе. «Заповедник» — милая безделушка с музыкальными номерами в исполнении Сергея Безрукова. Хотя в фильме даже можно найти и фестивальный элемент — Довлатова, потому что, как легко догадаться, фильм снят по мотивам его знаменитого произведения.

Действие перенесено в современность, герой превратился из журналиста в пьющую рок-звезду, а из музея Пушкина сделан хипстерский креативный кластер, но и в этом антураже диалоги Довлатова звучат вполне актуально и остроумно.

Анна Матисон решает фильм в жанре музыкальной мелодрамы, и Сергей Безруков здесь скрупулезно отыгрывает все метания, описанные у Довлатова. Насколько это возможно, конечно. Все-таки довлатовский герой тесно вписан в свою эпоху, а здесь она превращена в китчевую пародию, парк развлечений (и не только она — в фильме смешаны приметы советского, пушкинского, да и путинского времени). Но это все равно смешно. Плакать хочется, только когда Безруков начинает петь — тут бессилен и Довлатов. Но песня заканчивается, и мы вновь возвращаемся в мир, где безработицу и творческий кризис запивают водкой, а вечно вьющихся вокруг влюбленных женщин только успевай отгонять, потому что нельзя же каждой объяснить, почему так тошно жить.

«Ваш репетитор», режиссер Антон Коломеец (конкурс дебютов)

«Ваш репетитор»

«Ваш репетитор»

Эта мелодрама о любви ученика и училки приятна тем, что здесь много интеллектуальных мини-ребусов для зрителя (впрочем, очень легких, не отвлекающих от действия). Мама и папа уехали в отпуск и оставили сыну денег на репетитора. Тот нанял наименее нужного, но наиболее симпатичного — преподавательницу французской литературы, хотя этот предмет на вступительных экзаменах сдавать не нужно. С жаром герои бросаются изучать «Мадам Бовари» Флобера и в своем анализе романа постепенно сами становятся любовниками. Зрителю предлагается соотнести сюжет фильма с литературным, хотя параллели тут неочевидны.

Куда интереснее другое обстоятельство: парень чувствует себя взрослее учительницы, он локомотив их отношений, он приоткрывает для репетиторши дверь в молодежную жизнь (она даже заводит аккаунт «ВКонтакте»!). У него пьянки с ровесниками, увлечения, падения. Он слаб, но компенсирует это стремлением рубить жесткую правду. Все это постоянно клонится куда-то в сторону французских драм с Изабель Юппер, но в последний момент всегда разворачивается в направлении жанрового кино без особых примет, где флоберовский текст должен сделать за автора, героев и зрителей фильма всю необходимую работу. Ну что же, книгу после фильма очень хочется перечитать.

Читайте также
Статьи «Хищник», «Не чужие» и «Антихрист»: Что смотреть дома в выходные Фильмы для домашнего онлайн-просмотра — выбор редакции КиноПоиска.
Статьи Ампир V, Довлатов и Энский Робинзон: 50 российских фильмов 2018 года От семейного слэшера и хоррора про утопленницу до участника Берлинале и нового фильма Юрия Быкова.
Статьи Женщины на грани: Новая волна российского кино Все больше интересных проектов в российском кино снимают женщины. КиноПоиск поговорил с Анной Меликян, чей фильм «Про Любовь» только вышел в прокат, а также с Натальей Мещаниновой, Нигиной Сайфуллаевой, Эллой Манжеевой, Натальей Кудряшовой и Валерией Гай Германикой о том, как происходил захват якобы мужской территории, и развеял пару мифов о шовинизме в индустрии, профессии режиссера и женщинах в целом.
Статьи Елочке конец: Репортаж со съемок последнего фильма новогодней франшизы Побывали на площадке «Елок последних», поели оливье и стали свидетелями того, как материализовался закадровый голос Константина Хабенского.
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии