Торонто-2017

«Мэри Шелли»: Как закалялась Эль

Первая женщина-режиссер из Саудовской Аравии сняла феминистскую драму о том, как создавался «Франкенштейн», с Эль Фаннинг в главной роли.
«Мэри Шелли»: Как закалялась Эль
«Мэри Шелли»

Начало XIX века. Туманное церковное кладбище, типично английская сырость и вьющийся плющ. У могилы писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт в задумчивости крутит в руках карандаш ее дочь Мэри Годвин (Эль Фаннинг). Не знавшая матери (та умерла через 10 дней после родов), она восхищается ее взглядами. Опередив время на полтора века, Уолстонкрафт написала эссе «В защиту прав женщин», а также считала свободные отношения и нетрадиционные любовные союзы абсолютной нормой и естественным правом любого человека. В современной ей Англии, впрочем, царили совсем другие нравы, а слово «полиамория» было не в ходу.

Мэри, увлеченную мистическими историями, отец по настоянию мачехи отправляет в качестве своеобразного наказания подальше от дома, в Шотландию. Там она встречает на приеме страстного молодого поэта Перси Биши Шелли 21 года от роду (Дуглас Бут). Улыбка 16-летней Мэри говорит красноречивее любых слов: девушка влюбилась во взъерошенного революционера, который вдохновенно читает стихи не по бумажке. Когда она возвращается в Лондон, настойчивый романтик Шелли находит повод навещать ее у отца, меж книжных стеллажей беседуя с неопытной девушкой о любви. «Моя мать не видела ничего плохого в отношениях с женатым мужчиной. Главное — это любовь», — гордо заявляет Мэри, от корки до корки изучившая произведения матери. «А вы с ней согласны?» — не без оснований интересуется Шелли.

На съемках фильма «Мэри Шелли»

На съемках фильма «Мэри Шелли»

Мэри готова бежать за возлюбленным хоть на край света, но край света оказывается обшарпанной холодной каморкой в районе вокзала Сент-Панкрас, а с собой приходится прихватить сводную сестру Клэр (Бел Паули). К тому же выясняется, что Шелли забыл рассказать Мэри о том, что у него есть жена и ребенок, но «чувства угасли». Мэри еще не знает, что понятие «скандал» будет неотступно преследовать ее и Перси, и без оглядки сбегает из дома, разрывая отношения с отцом. Любовь ей важнее, хотя скоро выяснится, что термин «свободные отношения» Перси воспринимает совершенно буквально. Всего через пару лет, пережив болезненное крушение иллюзий, рождение дочери, предательство близких, Мэри напишет «Франкенштейна» — роман, который (и это основная мысль фильма) не появился бы на свет, не познай она одиночества и потерь. Сама Мэри и есть позабытое своим создателем существо.

«Мэри Шелли» выглядит как образцовая постмодернистская британская историческая драма. Снимали фильм в Ирландии и Люксембурге по сценарию австралийки Эммы Дженсен, с Хайфой Аль-Мансор в режиссерском кресле и американкой Фаннинг в заглавной роли. Для Аль-Мансор, уроженки Саудовской Аравии, «Мэри Шелли» — англоязычный полнометражный дебют. Ее имя прогремело в 2012-м, когда ее первая картина — полностью снятая в Саудовской Аравии «Ваджда» — получила несколько наград на Венецианском кинофестивале и стала первым в истории фильмом из ее страны, отправленным на премию «Оскар».

«Мэри Шелли»

«Мэри Шелли»

«Ваджда» тоже рассказывала о девочке, открыто вступившей в борьбу с традиционными устоями общества, так что выбор сценария «Мэри Шелли» был для режиссера логичным. «Не то чтобы я искала определенную историю о сильной женщине — просто именно такие сюжеты меня волнуют», — объяснила Аль-Мансор КиноПоиску. Режиссера многое роднит с главной героиней: она тоже родом из консервативной страны и, как и английская писательница XIX века, творческой профессией обязана отцу. Отец Мэри Шелли, философ и писатель Уильям Годвин, дал дочери прекрасное образование и вдохновлял ее на поиски собственного пути. Мэри своим шансом воспользовалась. Как и Аль-Мансор, получившая высшее образование в Каире и на заре карьеры снимавшая документальные фильмы о положении женщин в мусульманских странах.

Конечно, новая «Мэри Шелли» — плод авторской фантазии, в котором не стоит придирчиво искать исторические соответствия и достоверную хронологию. В угоду сюжету реальные события из жизни писательницы случаются то чуть раньше, то чуть позже, но фильм никогда не теряет из виду основные темы — поиск собственного голоса, который невозможен без полноты эмоциональной жизни, рефлексии и самостоятельного выбора, и проблему авторства.

«Зачем публиковать свои произведения, если не можешь поставить на них свое имя?» — удивляется Мэри практике анонимных публикаций, распространенной в то время. Однако ей самой придется уступить: «Франкенштейна» отказываются публиковать под женским именем. Да и в том, что такой роман, затрагивающий философские вопросы ответственности создателя, могла написать юная девушка, практически подросток, издатель откровенно сомневается. За что получает гневную отповедь: «То есть для рождения детей я достаточно взрослая, а для написания книг — нет?»

«Мэри Шелли»

«Мэри Шелли»

Отказаться от авторства пришлось не только Мэри, но и врачу Джону Полидори, создателю новеллы «Вампир». Новелла вышла под именем лорда Байрона, на вилле которого в Женеве летом 1818 года был создан и «Франкенштейн». Байрон вообще был известен своим эксцентричным поведением, и авторы фильма используют его образ по максимуму. В исполнении Тома Стёрриджа поэт предстает практически рок-звездой с неизменной бутылкой кларета в руке, а его литературное окружение (включая Перси Шелли, Мэри и Клэр) — богемной тусовкой, окутанной опиумным дымом. «Они были такими хиппи своего времени», — смеется Аль-Мансор.

В «Мэри Шелли» можно найти слабые места, можно критиковать ленту за прямолинейность и даже некоторый дидактизм, однако делать этого не хочется. Живой атмосферы, четко артикулируемого посыла и правдоподобных, небанальных персонажей зрителю уже хватит с головой.

Читайте также
Новости Эль Фаннинг и Селена Гомес присоединились к новому фильму Вуди Аллена Вместе с ними в картине сыграет Тимоти Шаламе из «Интерстеллара».
Интервью Режиссер «Красавицы для чудовища» о Франкенштейне и его авторе Хайфа Аль-Мансур, первая женщина-режиссер в Саудовской Аравии, о своем англоязычном дебюте, в котором рассказывается история Мэри Шелли, автора романа о Франкенштейне.
Новости Трейлеры недели: Древняя акула, суровый Джим Керри и милый Ник Офферман Семья супергероев, клоун с мечами, ограбление библиотеки и жаркие летние ночи — в нашей новой подборке.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 16

    NaruHinka 12 сентября 2017, 13:44 пожаловаться

    #

    очень здорово будет увидеть эту историю на экране, биография мэри шелли вообще довольно интересная, а фраза про «хиппи своего времени» кстати вполне себе отражает суть)

    ответить

  • 3

    Heavy_Light 13 сентября 2017, 07:39 пожаловаться

    #

    Для «ценителей», не иначе.

    ответить

  • 7

    Cucci 13 сентября 2017, 09:20 пожаловаться Я не моралфаг — я лишь немного буквоед))

    #

    Скажу немного не по теме, но накипело.

    Почему, скажите на милость, те, для кого русский — родной, забывают СКЛОНЯТЬ ЖЕНСКИЕ ИМЕНА, представляющие собой слова женского рода с Ь (мягким знаком) на конце?

    Это фамилии не склоняются: Головач Лены, например, Головач Леной, Головач Лене (извините за этот анекдотичный пример, но зато показательно). Имена же — склоняются! А тем более, вы сами употребляете рядом слово «сталь», и заметьте, это слово — такое же заимствованное, как и имя ЭЛЬ, но почему сталь-стали-сталью без проблем склоняют, а Эль-Эли-Элью, по-вашему, курьёзно и по-буквоедски?! ;-)

    Нет, ребята, уж если мы — грамотные русскоязычные граждане, то нам необходимо помнить, что, даже если (с непривычки создаётся такая иллюзия, я могу понять, но это всего лишь иллюзия, развеяв которую, мы отдадим дань уважения родному языку и не будем нарушать его многовековые правила 3-х склонений!) кое-что звучит курьёзно и ухо режет, итак:

    - Имена уважаемых девушек и женщин, оканчивающиеся на Ь (не фамилии с подобными окончания, а именно ИМЕНА!), СКЛОНЯЮТСЯ точно так же, как аналогичные обычные слова (мышь, соль, газель…).

    Т. е. это имена актрис: Эль-Эли-Элью (Фаннинг), Николь-Николи-Николью (Кидман) и героинь (жизнь Адели, а не жизнь Адель).

    Имена мусульманок или просто восточных девушек (будь то гражданки России, Казахстана или любых др. государств): Айгуль (Айгули-Айгулью), Гюзель (Гюзели-Гюзелью).

    Имена евреек: Руфь (Руфи-Руфью), Эсфирь (Эсфири-Эсфирью).

    Внезапно: имена ЭЛЬФИЕК (Галадриэль-Галадриэли-Галадриэлью)…)))

    - При этом, справедливости ради, стоит сказать, что я же не призываю склонять женские имена, не оканчивающиеся на Ь и т. о. не похожие на имеющиеся в русском языке слова женского рода без характерных окончаний А, Я.

    Т. е., например, НЕ СКЛОНЯЮТСЯ: Кэмерон (Диас), Энн (Хэтэуэй) или нерусские имена вроде Гюльназ.

    Всё у меня.)))

    Искренне ваш
    Кукки

    ответить

  • covarrubias 9 мая 2018, 19:31 пожаловаться

    #

    интересно, а вы слово йогурт тоже произносите как «йогУрт»?

    ответить

  • 1

    Cucci 9 мая 2018, 22:29 пожаловаться

    #

    Представьте себе, нет. Но это — редчайшее исключение в моей речи, в силу уж слишком большой вычурности произношения йогурта на турецкий манер. В 99% случаев, когда я узнаю, что до сих пор произносил то или иное слово, вслед за большинством, неправильно, я нарочно себя переучиваю, а потом каждый раз бальзам на душу, если встречаю другого такого же чудика, кто произносит правильно.

    ответить

  • 2

    Миша-35 13 сентября 2017, 18:47 пожаловаться

    #

    Сколько же интересных фильмов в Торрнто! Практически каждый пока заношу себе в списки к просмотру. Сразу, чтобы не забыть, — спасибо, КиноПоиск, за еще один интересный обзор! И еще раз жаль, что вас не было в Венеции.
    «Мэри Шелли» сразу был интересен для меня уже тем, что в нем снялись две мои любимые актрисы — Эль Фаннинг и Мэйси Уильямс. Если первую уже посчастливилось увидеть не в одной хорошей картине, то вторую я пока знаю практически по одной «Игре престолов». Кстати, вчера на одном дыхании отсмотрел 7 сезон: Мэйси великолепна! «Мэри Шелли» станет хорошей возможностью посмотреть на Мэйси за пределами «Игры престолов». А ознакомившись с подробностями сюжета, теперь понимаю, что в лице Уильямс этот фильм нашел именно такую актрису, которая была ему необходима. Кроме того, зацепила собственно история Шелли.
    Правда, для меня остались не понятными два момента: если отец Мэри поощрял дочь в ее самореализации и поиске собственного «я», почему ей пришлось разрывать с ним отношения? Ее поведение оказалось слишком эпатажным и вызывающим даже для демократичного Годвина, или дочь была слишком непримирима и радикальна? Простите если что, я на сегодня пока не знаком с подробностями биографии Шелли.
    И второе. Если по сюжету значительная часть действия происходила в Лондоне, любопытно, где именно его снимали — в Ирландии или Люксембурге? Если там, конечно, в кадре доминируют улицы, потому что если интерьеры, — их все равно где снимать: художники отработают обстановку до мелочей, если профессионалы.

    ответить

  • 1

    Алекс Ермолаев 13 октября 2017, 22:18 пожаловаться

    #

    Вспомнилась «Волшебная страна» (кстати, чертовски душевная драма) с Деппом о создании образа Питера Пэна, да и «Тень вампира», на тему мифа о Носферату. Интересный жанр.

    ответить

  • Галина Баранова 9 мая 2018, 16:48 пожаловаться Как общественность узнала правду?

    #

    " Однако ей самой придется уступить: «Франкенштейна» отказываются публиковать под женским именем. Да и в том, что такой роман, затрагивающий философские вопросы ответственности создателя, могла написать юная девушка, практически подросток, издатель откровенно сомневается.»
    «Отказаться от авторства пришлось не только Мэри»
    Но если Мэри отказалась от авторства, под давлением издательств, то как мир узнал настоящего автора Франкенштейна? На всех её книгах стоят её инициалы. Не чужие. Так как они стали известны народу, если роман публиковали в то время под чужим именем. А когда мир признал права женщин, писательница уже умерла. Или потом её дети доказывали авторство? Объясните пожалуйста это, если есть знающие ее биографию

    ответить

 
Добавить комментарий...