Статьи

Они опередили свое время: 11 фактов о новом сериале «Оптимисты»

Одна из главных отечественных телепремьер будущего года — сериал Алексея Попогребского «Оптимисты». Соавтор идеи и ведущий сценарист Михаил Идов рассказал, чего ждать от проекта про сотрудников советского МИДа 1960-х.
Они опередили свое время: 11 фактов о новом сериале «Оптимисты»

Одна из главных отечественных телепремьер будущего года — сериал Алексея Попогребского «Оптимисты». Соавтор идеи и ведущий сценарист Михаил Идов рассказал, чего ждать от проекта про сотрудников советского МИДа 1960-х.

1. Авторы проекта вдохновлялись советским дизайном 1960-х

Первый драфт первой серии был написан в 2010 году. Я тогда жил в Нью-Йорке и редактировал книгу про советский дизайн 1960—1970-х годов, рассчитанную на американского читателя. Пока я работал над книгой, меня очень привлекла история так называемого ВНИИТЭ — научно-исследовательского института технической эстетики. Его сотрудники делали очень крутые для своего времени предметы дизайна, но практически все, что они делали, оставалось либо на бумаге, либо в одном экспериментальном экземпляре.

Декорация Американской выставки 1959 года / Фото: Пресс-материалы

Декорация Американской выставки 1959 года / Фото: Пресс-материалы

Из этого родилась идея ИАГ — информационно-аналитической группы из прогрессивных представителей советской золотой молодежи в рамках МИДа, сотрудники которой и стали главными героями «Оптимистов». Идея поместить маленький коллектив людей, которые как бы опережают время, во внешнеполитический контекст принадлежит Михаилу Шприцу, который тогда, в 2010-м, только закончил фильм «Первый отряд» про советских пионеров.

В то время еще ни одного отечественного сериала про 1960-е не было снято, все только начинали смотреть «Безумцев». Мы с Мишей написали заявку на сериал, в котором существовала смешная сейчас строчка «Это будет первый российский сериал, посвященный 1960-м годам, визуально и идеологически потрясающему периоду, который абсолютно не осмыслен российским телевидением». Сейчас это очень смешно, потому что за прошедшие шесть лет вышло примерно 600 сериалов про 1960-е, но мне почему-то кажется, что это совершенно не помеха. Надеюсь, он берет не эпохой, которую мы действительно видели с разных углов и ракурсов много раз, а персонажами, историей и сюжетом.

Риналь Мухаметов и Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

Риналь Мухаметов и Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

2. Вторую жизнь сериалу подарил Валерий Тодоровский

Изначально мы отнесли заявку на канал СТС. Они даже дали нам деньги на разработку пилота, хотя было понятно, что дорогущий сериал с историческим антуражем тогда точно не был профилем канала. Пилот затерялся в архивах, а потом его перекупил ВГТРК. Нам выдали автора, которая написала весь сезон по стандартам и лекалам, ассоциирующимся с каналом «Россия». В этот момент я и Шприц от проекта отошли, потому что он стал напоминать стандартную продукцию ВГТРК и был мало похож на то, что мы задумывали изначально.

Алексей Попогребский на съемках «Оптимистов» / Фото: Пресс-материалы

Алексей Попогребский на съемках «Оптимистов» / Фото: Пресс-материалы

А дальше произошло чудо. В 2014 году этот сценарий увидел Антон Златопольский и показал Валерию Тодоровскому, когда уже вышла «Оттепель». Тодоровский сказал, что сценарий так себе, но идея под всем этим отличная, его просто нужно доделать. Проект вернулся к нам, и мы начали делать его уже без скидок на формат, аудиторию и канал. Златопольский и Тодоровский предоставили нам шанс сделать его так, как мы, люди, абсолютно ничего не смыслившие в российском телевидении, наивно представляли себе его в 2010-м. Как западный кабельный сериал.

3. Рабочим названием было «Московское время»

Название «Московское время» теоретически всем казалось хорошим, но его никто не мог запомнить. Даже актеры, которые приходили на пробы, стучали в дверь и говорили: «Я пришел на что-то московское. „Московская сага“?» Кто придумал «Оптимистов», не помню, но все их единогласно приняли. Подозреваю, что идея могла принадлежать Валерию Тодоровскому.

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

4. Сценаристы постоянно присутствовали на площадке

Леша Попогребский включился в процесс с самого начала как потенциальный режиссер и стал полноправным соавтором. Миша Шприц во время работы над новой версией сценария отпал, зато пришла команда, работавшая со мной над «Лондонградом». Это сценаристы Лили Идова и Елена Ванина, а также актер Евгений Морозов, ставший еще одним автором.

Попогребский как режиссер проник абсолютно во все аспекты написания сценария, а мы как сценаристы проникли во все аспекты съемок. Это очень редкий случай для российского телевидения и более распространенный для американского. Я настаиваю: сценарист обязан присутствовать на съемках, иначе ему, очевидно, просто все равно, что будет с его проектом. Мы впервые попытались внедрить концепцию сценариста как шоураннера на российском телевидении как раз во время работы над «Лондонградом», потому что он снимался максимально приближенно к посерийной западной схеме, то есть блоками по четыре эпизода, у каждого из которых был свой режиссер.

Идов в образе поэта, похожего на Аллена Гинзберга / Фото: Пресс-материалы

Идов в образе поэта, похожего на Аллена Гинзберга / Фото: Пресс-материалы

При таком формате полухронологической съемки основным носителем смысла на площадке оказывается не режиссер, а как раз сценарист. К сценаристу главы цехов и даже актеры приходят с вопросами — от мотивации персонажа в данной сцене, потому что она может быть связана со сценой из другой серии, которую будет снимать другой режиссер, до того, как выглядит сэндвич на тарелке в таком-то ресторане. На «Лондонграде» у нас сложились прекрасные отношения со всеми режиссерами первого сезона, а продюсеры протестовали страшно. Они никогда не видели, чтобы сценаристы столь настырно лезли на площадку, но с нами ничего нельзя было поделать, потому что мы делали это бесплатно. Вот и весь секрет победы: полгода работайте бесплатно!

На «Оптимистах» была другая ситуация, так как это более режиссерский проект. На съемках я в основном учился у Леши Попогребского, и влезать совершенно не требовалось. Но в какой-то момент мы поняли, что наш большой стиль требует гораздо больше времени, чем планировалось, и сценаристы на площадке оказались полезны в другом роде. Мы бежали перед паровозом и скидывали лежащие на пути бревна — упрощали, сокращали какие-то сцены, чтобы успеть снять то, что было необходимо снять, так круто, как мы это хотели снять. Опять же на площадке, где нет сценаристов, эти изменения в сценах производились бы планировщиками, которые имеют обыкновение резать по живому, либо самим режиссером, которому не до этого, либо продюсерами.

Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

5. «Оптимисты» и «Оттепель» — сериалы из одной вселенной

Над «Оптимистами» благодаря Валерию Тодоровскому работала та же команда, что создавала «Оттепель». То, что наш продакшн уже один раз прошел через весь процесс в плане поиска реквизита, локаций и всего остального, очень помогало. У нас даже герой Корешкова, Андрей Муратов, ездит на «москвиче» оператора Хрусталева, героя Цыганова из «Оттепели». Меня это всегда беспокоило, поэтому я настоял на том, чтобы в последней серии, когда герой Муратова куда-то уезжает, его спросили, что он делает с машиной. Он отвечает, что продал какому-то оператору с «Мосфильма». Так что технически действие этих двух сериалов происходит в одной вселенной, и мне это нравится, особенно учитывая то, что они почти не пересекаются по актерам.

6. Алексей Попогребский снимал сериал как голливудское кино

Несмотря на славу фестивального, артхаусного автора, в Алексее Попогребском живет и совершенно не умирает классический голливудский режиссер. Это понятно и по его подходу к индивидуальным сценам, и по общему подходу к аркам персонажей, к драматургии. Он снимал «Оптимистов» как большое, не стесняющееся своих габаритов полотно. По крайней мере по уровню амбиций и разворачивающихся страстей оно может сравниться с большими фильмами 1970—1980-х годов. Вплоть до того, что референсами для нас даже в визуальном смысле могли служить и «Крестный отец», и «Поймай меня, если сможешь».

Алексей Попогребский / Фото: Пресс-материалы

Алексей Попогребский / Фото: Пресс-материалы

7. Герои — наполовину иностранцы

Первый сезон рассказывает историю дипломата и специалиста по Германии Григория Бирюкова (Владимир Вдовиченков), которого за определенный проступок переводят из международного отдела ЦК КПСС в самый незначительный отдел МИДа — информационно-аналитическую группу. Это группа была создана за год до старта событий сериала (1 мая 1960 года) и состоит из представителей золотой молодежи с опытом жизни за рубежом. Ее идея — объяснять тонкости западного мышления советским дипломатам, тонкости, которым невозможно научиться в МГИМО. Создан этот отдел с лучшими намерениями, но сейчас прозябает в забвении, и никто к его предложениям особенно не прислушивается.

Владимир Вдовиченков / Фото: Пресс-материалы

Владимир Вдовиченков / Фото: Пресс-материалы

В этом отделе уже работает Андрей Муратов (Егор Корешков), сын российских аристократов, вернувшихся из Франции. Классическая история из фильма «Восток — Запад»: после Второй мировой войны белоэмигрантов пригласили вернуться в СССР, некоторые на это купились, но поезд просто не остановился в Москве и отвез их сразу в Сибирь. Муратов, которому на тот момент было 14 лет, отрекся от родителей — врагов народа, стал идеальным комсомольцем и начал строить партийную карьеру. Но при этом он почти что чистокровный француз, ведь он родился и вырос в Париже.

Мы с удовольствием придумывали эти биографии, ведь как мог советский человек в 1960 году быть наполовину иностранцем? Еще один сотрудник отдела, Лёня Корнеев (Артем Быстров), специалист по Кубе — простой рабочий парень из Ленинграда, выросший в детском доме вместе с десятками испанских сирот, попавших в СССР во время гражданской войны в Испании. Он рос в их среде, идеально знает язык, и многие из этих испанских коммунистов затем поехали делать революцию на Кубе. Другой герой — обычный китаист Аркадий Голуб (Риналь Мухаметов), уникальный для этого отдела случай. Он сам выучил китайский с нуля и теперь говорит на нем лучше многих специалистов.

Владимир Вдовиченков и Егор Корешков / Фото: Элен Нелидова

Владимир Вдовиченков и Егор Корешков / Фото: Элен Нелидова

До прихода Бирюкова руководителем отдела была Рута Блаумане (Северия Янушаускайте), американка латышского происхождения, коммунистка, уехавшая из США от маккартистских преследований в 1953 году и попросившая убежища в СССР. Она вышла замуж за героя Великой Отечественной войны, летчика-аса, что окончательно ее легитимизировало в глазах властей, и создала этот отдел в МИДе. Когда в ее отдел приходит мрачный и немногословный сталинист Бирюков, которому отвратительно все, что происходит в ИАГ, между ним и Рутой с ее молодежью сразу вспыхивает конфликт. Но постепенно Бирюков, который, несмотря на консервативные политические взгляды, невероятно амбициозен, понимает, что отдел можно использовать в своих целях. И из отдела, который описывает исторические события для дипломатов, ИАГ постепенно становится отделом, который на эти события сам влияет.

Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

8. В сериале почти нет реальных исторических лиц

Мне всегда нравилось писать с пониманием четких дат происходящего. Первый сезон начинается 1 мая и заканчивается 24 октября 1960 года. И все факты, которые так или иначе мы используем (вроде элементов биографий героев или конкретных событий), всегда имеют под собой историческую основу. Например, сцена в кинотеатре, которую можно увидеть на фотографиях, — это премьера настоящего фильма «Нормандия — Неман».

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

При этом мы не хотели делать персонажами тех исторических лиц, которых аудитория знает хорошо. Потому как тогда, вместо того чтобы следить за сюжетом, зритель начинает оценивать качество имитации — насколько это хороший Никита Хрущев или Элвис Пресли. У нас практически нет Громыко, хотя он был министром иностранных дел, Хрущев появляется только в хронике и в качестве лысины, окруженной костюмами охранников. Но при этом Микоян, внешность которого средний зритель вряд ли вспомнит, у нас в качестве говорящего персонажа присутствует.

Максим Виторган играет собирательный образ поэта Покровского. Мы с Леной Ваниной написали столько стихов этого Покровского, что можно сборник выпускать. Он смесь Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, но больше всего в нем, наверное, Вознесенского. Еще у всех авторов сериала есть свои камео. Я, например, играю американского поэта, который сильно похож на Аллена Гинзберга, но мы оставляем за кадром, Гинзберг это или нет.

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

9. Персонажи «Оптимистов» — первые в Союзе политические пиарщики

Сцена премьеры в кинотеатре — хороший пример того, как начинает действовать ИАГ при Бирюкове. В СССР выходит совместный советско-французский фильм «Нормандия — Неман». Отдел Бирюкова решает, что это отличный повод наладить дипломатические отношения между двумя странами в преддверии саммита в Париже, который назначен на 16 мая. Увидев, что у фильма обычная премьера, они придумывают трюк с приездом на премьеру французского летчика, чтобы репортаж о премьере попал не только в советские, но и во французские газеты. То, чем занимаются наши герои в 1960-м, через 40 лет будет называться политическим пиаром. С летчиком в итоге выходит скандал. У француза был свой мотив: его брат сгинул в лагере для французских военнопленных, и он требует его посмертной реабилитации.

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

10. В кадре появятся Сан-Франциско, Куба, Берлин и Париж

Мы не боялись задействовать в истории зарубежные локации, хотя снимались они, конечно, чаще всего в павильонах. У нас довольно широкая география. Есть сцены на борту американского авианосца, в Сан-Франциско, Далласе, на Кубе, в Юрмале, в Финском заливе, в Париже и Берлине. Нью-йоркский клуб битников вообще снимался в Москве на полузаброшенной мануфактуре, причем в качестве массовки мы задействовали друзей — критиков, музыкантов, журналистов, которых внимательные зрители даже смогут узнать. Кубу нагло снимали в Калининграде.

Очень важная для нас локация — Берлин, и его мы снимали в городе Советске Калининградской области. Париж — единственная из западных локаций, которая действительно потребовала поездки во Францию, потому что почти половина четвертой серии проходит в Париже. Сам МИД в создании «Оптимистов» участия не принимал. Для него этот проект явился скорее сюрпризом. Но на уровне логистики всячески помогал и даже на один день позволил повесить на стены своего здания советские флаги, что было очень приятно.

Риналь Мухаметов, Егор Корешков, Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

Риналь Мухаметов, Егор Корешков, Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

11. Сценаристы уже пишут второй сезон

Буквально через два дня после окончания московского блока съемок первого сезона с нашей командой авторов подписали договор на написание второго. Это пример экстраординарного доверия со стороны канала, поскольку никто еще не видел первого сезона. Его закончат снимать 3 августа в Париже. Осталась буквально одна смена.

Читайте также
Статьи Риналь Мухаметов: «Глубоко внутри я остаюсь клоуном» 29-летний актер рассказывает о самых важных в его жизни вещах — цирке, Диснейленде, заикании и невозможности выбора между драмой и комедией.
Новости Сценаристы «Лета» напишут третий сезон «Германии 83» для Amazon Михаил и Лили Идовы присоединились к сценаристам проекта про разведчиков из ГДР.
Статьи Что показало «Движение»: Идов в ударе, Крыжовников в угаре, Цыганов в нуаре Главные фильмы и сериалы шестого национального фестиваля дебютов в Омске.
Новости Сценарист «Лета» снял новый клип на песню певицы Монеточки Трехминутный ролик сделан в духе фильма «Брат».
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 1

    El_principe 22 июля 2016, 12:48 пожаловаться

    #

    я один принял Северию в гриме за Гвендолин Кристи?)
    а так проект интересный и наконец-то что-то новое

    ответить

  • 4

    Verba Volant 22 июля 2016, 13:06 пожаловаться

    #

    «наконец-то что-то новое»
    :) угу.
    «за прошедшие 6 лет вышло примерно 600 сериалов про 60-е» (с)

    ответить

  • El_principe 22 июля 2016, 13:38 пожаловаться

    #

    кто о чем)

    ответить

  • audiovideofil 22 июля 2016, 14:05 пожаловаться

    #

    я один принял Северию в гриме за Гвендолин Кристи?)
    Есть такое, если мельком на миниатюре.

    ответить

  • 1

    Miss Bulsara 22 июля 2016, 15:58 пожаловаться

    #

    Нет, не Вы один, я тоже!

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 22 июля 2016, 16:49 пожаловаться

    #

    запоздали конечно с этим сериалом, сейчас в разгаре ностальгия по 70-м, в конце десятилетия в тренде будут 80-е, но задумка хороша, главное, что вырвали её из лап ВГТРК))

    ответить

  • 4

    Demba 22 июля 2016, 20:22 пожаловаться

    #

    Трендам следуют только те, кто не может создать ничего своего.

    ответить

  • ZELMIRA 22 июля 2016, 22:42 пожаловаться

    #

    трендам следуют те, кто не хочет заниматься благотворительностью, но стремится заработать и продолжить своё дело.

    ответить

  • Demba 23 июля 2016, 01:10 пожаловаться

    #

    В этой погоне за трендами лидеры кто? -Не интересует.
    Ведь мода пройдет и придется кусать то, чем сегодня танцуют. (с)

    ответить

  • 1

    ГосПлан 22 июля 2016, 21:09 пожаловаться

    #

    МИД на всем отрезке жизни СССР представлял собой мальчиков-зайчиков, которых большие дядьки кормили с руки. Экранизировать этот бестолковый сброд могут только последние наркоманы или фанаты Союза. Впрочем, это одно и тоже.

    ответить

  • КП очень избирательно пишет про отечественное кино и сериальное производство. К примеру, на афише мэйл про оптимистов уже как месяц появилась статья.

    ответить

  • 2

    Serrij 23 июля 2016, 14:53 пожаловаться

    #

    очередное обмазывание совком.
    неудивительно что на такие проекты всегда находятся деньги.

    ответить

  • Sisley1991 11 августа 2016, 06:09 пожаловаться

    #

    Заинтересовал;)

    ответить

  • 1

    Андрей Воронин 30 апреля 2017, 11:03 пожаловаться Не верю

    #

    По-моему, пока откровенно слабо и надуманно. Возможно, передана атмосфера МИДа и работы дипломатов, но фантазия авторов сценария явно полилась через край: бывшая гражданка США становится не только советским дипломатом, но даже замминистра, на объект МИДа приезжает группа американских дипломатов, и жарит шашлыки и устраивает заплывы в пруду… Не верю! :-))) Я не понял, зачем взяли Северию Янушаускайте. Ничего примечательного у этой махровой русофобки нет, кроме внешности и прибалтийского акцента. Кстати, Рута — американка, и акцент должен быть другим.

    ответить

 
Добавить комментарий...