Статьи

Они опередили свое время: 11 фактов о новом сериале «Оптимисты»

Одна из главных отечественных телепремьер будущего года — сериал Алексея Попогребского «Оптимисты». Соавтор идеи и ведущий сценарист Михаил Идов рассказал, чего ждать от проекта про сотрудников советского МИДа 1960-х.
Они опередили свое время: 11 фактов о новом сериале «Оптимисты»

Одна из главных отечественных телепремьер будущего года — сериал Алексея Попогребского «Оптимисты». Соавтор идеи и ведущий сценарист Михаил Идов рассказал, чего ждать от проекта про сотрудников советского МИДа 1960-х.

1. Авторы проекта вдохновлялись советским дизайном 1960-х

Первый драфт первой серии был написан в 2010 году. Я тогда жил в Нью-Йорке и редактировал книгу про советский дизайн 1960—1970-х годов, рассчитанную на американского читателя. Пока я работал над книгой, меня очень привлекла история так называемого ВНИИТЭ — научно-исследовательского института технической эстетики. Его сотрудники делали очень крутые для своего времени предметы дизайна, но практически все, что они делали, оставалось либо на бумаге, либо в одном экспериментальном экземпляре.

Декорация Американской выставки 1959 года / Фото: Пресс-материалы

Декорация Американской выставки 1959 года / Фото: Пресс-материалы

Из этого родилась идея ИАГ — информационно-аналитической группы из прогрессивных представителей советской золотой молодежи в рамках МИДа, сотрудники которой и стали главными героями «Оптимистов». Идея поместить маленький коллектив людей, которые как бы опережают время, во внешнеполитический контекст принадлежит Михаилу Шприцу, который тогда, в 2010-м, только закончил фильм «Первый отряд» про советских пионеров.

В то время еще ни одного отечественного сериала про 1960-е не было снято, все только начинали смотреть «Безумцев». Мы с Мишей написали заявку на сериал, в котором существовала смешная сейчас строчка «Это будет первый российский сериал, посвященный 1960-м годам, визуально и идеологически потрясающему периоду, который абсолютно не осмыслен российским телевидением». Сейчас это очень смешно, потому что за прошедшие шесть лет вышло примерно 600 сериалов про 1960-е, но мне почему-то кажется, что это совершенно не помеха. Надеюсь, он берет не эпохой, которую мы действительно видели с разных углов и ракурсов много раз, а персонажами, историей и сюжетом.

Риналь Мухаметов и Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

Риналь Мухаметов и Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

2. Вторую жизнь сериалу подарил Валерий Тодоровский

Изначально мы отнесли заявку на канал СТС. Они даже дали нам деньги на разработку пилота, хотя было понятно, что дорогущий сериал с историческим антуражем тогда точно не был профилем канала. Пилот затерялся в архивах, а потом его перекупил ВГТРК. Нам выдали автора, которая написала весь сезон по стандартам и лекалам, ассоциирующимся с каналом «Россия». В этот момент я и Шприц от проекта отошли, потому что он стал напоминать стандартную продукцию ВГТРК и был мало похож на то, что мы задумывали изначально.

Алексей Попогребский на съемках «Оптимистов» / Фото: Пресс-материалы

Алексей Попогребский на съемках «Оптимистов» / Фото: Пресс-материалы

А дальше произошло чудо. В 2014 году этот сценарий увидел Антон Златопольский и показал Валерию Тодоровскому, когда уже вышла «Оттепель». Тодоровский сказал, что сценарий так себе, но идея под всем этим отличная, его просто нужно доделать. Проект вернулся к нам, и мы начали делать его уже без скидок на формат, аудиторию и канал. Златопольский и Тодоровский предоставили нам шанс сделать его так, как мы, люди, абсолютно ничего не смыслившие в российском телевидении, наивно представляли себе его в 2010-м. Как западный кабельный сериал.

3. Рабочим названием было «Московское время»

Название «Московское время» теоретически всем казалось хорошим, но его никто не мог запомнить. Даже актеры, которые приходили на пробы, стучали в дверь и говорили: «Я пришел на что-то московское. „Московская сага“?» Кто придумал «Оптимистов», не помню, но все их единогласно приняли. Подозреваю, что идея могла принадлежать Валерию Тодоровскому.

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

4. Сценаристы постоянно присутствовали на площадке

Леша Попогребский включился в процесс с самого начала как потенциальный режиссер и стал полноправным соавтором. Миша Шприц во время работы над новой версией сценария отпал, зато пришла команда, работавшая со мной над «Лондонградом». Это сценаристы Лили Идова и Елена Ванина, а также актер Евгений Морозов, ставший еще одним автором.

Попогребский как режиссер проник абсолютно во все аспекты написания сценария, а мы как сценаристы проникли во все аспекты съемок. Это очень редкий случай для российского телевидения и более распространенный для американского. Я настаиваю: сценарист обязан присутствовать на съемках, иначе ему, очевидно, просто все равно, что будет с его проектом. Мы впервые попытались внедрить концепцию сценариста как шоураннера на российском телевидении как раз во время работы над «Лондонградом», потому что он снимался максимально приближенно к посерийной западной схеме, то есть блоками по четыре эпизода, у каждого из которых был свой режиссер.

Идов в образе поэта, похожего на Аллена Гинзберга / Фото: Пресс-материалы

Идов в образе поэта, похожего на Аллена Гинзберга / Фото: Пресс-материалы

При таком формате полухронологической съемки основным носителем смысла на площадке оказывается не режиссер, а как раз сценарист. К сценаристу главы цехов и даже актеры приходят с вопросами — от мотивации персонажа в данной сцене, потому что она может быть связана со сценой из другой серии, которую будет снимать другой режиссер, до того, как выглядит сэндвич на тарелке в таком-то ресторане. На «Лондонграде» у нас сложились прекрасные отношения со всеми режиссерами первого сезона, а продюсеры протестовали страшно. Они никогда не видели, чтобы сценаристы столь настырно лезли на площадку, но с нами ничего нельзя было поделать, потому что мы делали это бесплатно. Вот и весь секрет победы: полгода работайте бесплатно!

На «Оптимистах» была другая ситуация, так как это более режиссерский проект. На съемках я в основном учился у Леши Попогребского, и влезать совершенно не требовалось. Но в какой-то момент мы поняли, что наш большой стиль требует гораздо больше времени, чем планировалось, и сценаристы на площадке оказались полезны в другом роде. Мы бежали перед паровозом и скидывали лежащие на пути бревна — упрощали, сокращали какие-то сцены, чтобы успеть снять то, что было необходимо снять, так круто, как мы это хотели снять. Опять же на площадке, где нет сценаристов, эти изменения в сценах производились бы планировщиками, которые имеют обыкновение резать по живому, либо самим режиссером, которому не до этого, либо продюсерами.

Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

5. «Оптимисты» и «Оттепель» — сериалы из одной вселенной

Над «Оптимистами» благодаря Валерию Тодоровскому работала та же команда, что создавала «Оттепель». То, что наш продакшн уже один раз прошел через весь процесс в плане поиска реквизита, локаций и всего остального, очень помогало. У нас даже герой Корешкова, Андрей Муратов, ездит на «москвиче» оператора Хрусталева, героя Цыганова из «Оттепели». Меня это всегда беспокоило, поэтому я настоял на том, чтобы в последней серии, когда герой Муратова куда-то уезжает, его спросили, что он делает с машиной. Он отвечает, что продал какому-то оператору с «Мосфильма». Так что технически действие этих двух сериалов происходит в одной вселенной, и мне это нравится, особенно учитывая то, что они почти не пересекаются по актерам.

6. Алексей Попогребский снимал сериал как голливудское кино

Несмотря на славу фестивального, артхаусного автора, в Алексее Попогребском живет и совершенно не умирает классический голливудский режиссер. Это понятно и по его подходу к индивидуальным сценам, и по общему подходу к аркам персонажей, к драматургии. Он снимал «Оптимистов» как большое, не стесняющееся своих габаритов полотно. По крайней мере по уровню амбиций и разворачивающихся страстей оно может сравниться с большими фильмами 1970—1980-х годов. Вплоть до того, что референсами для нас даже в визуальном смысле могли служить и «Крестный отец», и «Поймай меня, если сможешь».

Алексей Попогребский / Фото: Пресс-материалы

Алексей Попогребский / Фото: Пресс-материалы

7. Герои — наполовину иностранцы

Первый сезон рассказывает историю дипломата и специалиста по Германии Григория Бирюкова (Владимир Вдовиченков), которого за определенный проступок переводят из международного отдела ЦК КПСС в самый незначительный отдел МИДа — информационно-аналитическую группу. Это группа была создана за год до старта событий сериала (1 мая 1960 года) и состоит из представителей золотой молодежи с опытом жизни за рубежом. Ее идея — объяснять тонкости западного мышления советским дипломатам, тонкости, которым невозможно научиться в МГИМО. Создан этот отдел с лучшими намерениями, но сейчас прозябает в забвении, и никто к его предложениям особенно не прислушивается.

Владимир Вдовиченков / Фото: Пресс-материалы

Владимир Вдовиченков / Фото: Пресс-материалы

В этом отделе уже работает Андрей Муратов (Егор Корешков), сын российских аристократов, вернувшихся из Франции. Классическая история из фильма «Восток — Запад»: после Второй мировой войны белоэмигрантов пригласили вернуться в СССР, некоторые на это купились, но поезд просто не остановился в Москве и отвез их сразу в Сибирь. Муратов, которому на тот момент было 14 лет, отрекся от родителей — врагов народа, стал идеальным комсомольцем и начал строить партийную карьеру. Но при этом он почти что чистокровный француз, ведь он родился и вырос в Париже.

Мы с удовольствием придумывали эти биографии, ведь как мог советский человек в 1960 году быть наполовину иностранцем? Еще один сотрудник отдела, Лёня Корнеев (Артем Быстров), специалист по Кубе — простой рабочий парень из Ленинграда, выросший в детском доме вместе с десятками испанских сирот, попавших в СССР во время гражданской войны в Испании. Он рос в их среде, идеально знает язык, и многие из этих испанских коммунистов затем поехали делать революцию на Кубе. Другой герой — обычный китаист Аркадий Голуб (Риналь Мухаметов), уникальный для этого отдела случай. Он сам выучил китайский с нуля и теперь говорит на нем лучше многих специалистов.

Владимир Вдовиченков и Егор Корешков / Фото: Элен Нелидова

Владимир Вдовиченков и Егор Корешков / Фото: Элен Нелидова

До прихода Бирюкова руководителем отдела была Рута Блаумане (Северия Янушаускайте), американка латышского происхождения, коммунистка, уехавшая из США от маккартистских преследований в 1953 году и попросившая убежища в СССР. Она вышла замуж за героя Великой Отечественной войны, летчика-аса, что окончательно ее легитимизировало в глазах властей, и создала этот отдел в МИДе. Когда в ее отдел приходит мрачный и немногословный сталинист Бирюков, которому отвратительно все, что происходит в ИАГ, между ним и Рутой с ее молодежью сразу вспыхивает конфликт. Но постепенно Бирюков, который, несмотря на консервативные политические взгляды, невероятно амбициозен, понимает, что отдел можно использовать в своих целях. И из отдела, который описывает исторические события для дипломатов, ИАГ постепенно становится отделом, который на эти события сам влияет.

Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

Владимир Вдовиченков, Северия Янушаускайте, Егор Корешков / Фото: Пресс-материалы

8. В сериале почти нет реальных исторических лиц

Мне всегда нравилось писать с пониманием четких дат происходящего. Первый сезон начинается 1 мая и заканчивается 24 октября 1960 года. И все факты, которые так или иначе мы используем (вроде элементов биографий героев или конкретных событий), всегда имеют под собой историческую основу. Например, сцена в кинотеатре, которую можно увидеть на фотографиях, — это премьера настоящего фильма «Нормандия — Неман».

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

При этом мы не хотели делать персонажами тех исторических лиц, которых аудитория знает хорошо. Потому как тогда, вместо того чтобы следить за сюжетом, зритель начинает оценивать качество имитации — насколько это хороший Никита Хрущев или Элвис Пресли. У нас практически нет Громыко, хотя он был министром иностранных дел, Хрущев появляется только в хронике и в качестве лысины, окруженной костюмами охранников. Но при этом Микоян, внешность которого средний зритель вряд ли вспомнит, у нас в качестве говорящего персонажа присутствует.

Максим Виторган играет собирательный образ поэта Покровского. Мы с Леной Ваниной написали столько стихов этого Покровского, что можно сборник выпускать. Он смесь Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, но больше всего в нем, наверное, Вознесенского. Еще у всех авторов сериала есть свои камео. Я, например, играю американского поэта, который сильно похож на Аллена Гинзберга, но мы оставляем за кадром, Гинзберг это или нет.

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

Северия Янушаускайте / Фото: Пресс-материалы

9. Персонажи «Оптимистов» — первые в Союзе политические пиарщики

Сцена премьеры в кинотеатре — хороший пример того, как начинает действовать ИАГ при Бирюкове. В СССР выходит совместный советско-французский фильм «Нормандия — Неман». Отдел Бирюкова решает, что это отличный повод наладить дипломатические отношения между двумя странами в преддверии саммита в Париже, который назначен на 16 мая. Увидев, что у фильма обычная премьера, они придумывают трюк с приездом на премьеру французского летчика, чтобы репортаж о премьере попал не только в советские, но и во французские газеты. То, чем занимаются наши герои в 1960-м, через 40 лет будет называться политическим пиаром. С летчиком в итоге выходит скандал. У француза был свой мотив: его брат сгинул в лагере для французских военнопленных, и он требует его посмертной реабилитации.

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

Съемка сцены премьеры фильма «Нормандия — Неман» / Фото: Элен Нелидова

10. В кадре появятся Сан-Франциско, Куба, Берлин и Париж

Мы не боялись задействовать в истории зарубежные локации, хотя снимались они, конечно, чаще всего в павильонах. У нас довольно широкая география. Есть сцены на борту американского авианосца, в Сан-Франциско, Далласе, на Кубе, в Юрмале, в Финском заливе, в Париже и Берлине. Нью-йоркский клуб битников вообще снимался в Москве на полузаброшенной мануфактуре, причем в качестве массовки мы задействовали друзей — критиков, музыкантов, журналистов, которых внимательные зрители даже смогут узнать. Кубу нагло снимали в Калининграде.

Очень важная для нас локация — Берлин, и его мы снимали в городе Советске Калининградской области. Париж — единственная из западных локаций, которая действительно потребовала поездки во Францию, потому что почти половина четвертой серии проходит в Париже. Сам МИД в создании «Оптимистов» участия не принимал. Для него этот проект явился скорее сюрпризом. Но на уровне логистики всячески помогал и даже на один день позволил повесить на стены своего здания советские флаги, что было очень приятно.

Риналь Мухаметов, Егор Корешков, Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

Риналь Мухаметов, Егор Корешков, Артем Быстров / Фото: Пресс-материалы

11. Сценаристы уже пишут второй сезон

Буквально через два дня после окончания московского блока съемок первого сезона с нашей командой авторов подписали договор на написание второго. Это пример экстраординарного доверия со стороны канала, поскольку никто еще не видел первого сезона. Его закончат снимать 3 августа в Париже. Осталась буквально одна смена.

Читайте также
Новости Наталия Мещанинова победила с «Сердцем мира» Лучшим режиссером жюри «Кинотавра» назвало Григория Константинопольского, приз за лучший сценарий ушел «Истории одного назначения» Авдотьи Смирновой.
Интервью Сценаристы «Лета»: «Этот фильм не об ужасах советской системы» Михаил и Лили Идовы о том, почему «Лето» не просто «фильм про Цоя», как в картине оказался Рома Зверь и о музыке как факторе самоидентификации.
Новости Создатель сериала «Оптимисты» поставит англоязычный психологический триллер Михаил Идов станет режиссером картины, вдохновленной работами Дэнни Бойла. Продюсером фильма выступит Артем Васильев («Довлатов»).
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 1

    El_principe 22 июля 2016, 12:48 пожаловаться

    #

    я один принял Северию в гриме за Гвендолин Кристи?)
    а так проект интересный и наконец-то что-то новое

    ответить

  • 4

    Verba Volant 22 июля 2016, 13:06 пожаловаться

    #

    «наконец-то что-то новое»
    :) угу.
    «за прошедшие 6 лет вышло примерно 600 сериалов про 60-е» (с)

    ответить

  • El_principe 22 июля 2016, 13:38 пожаловаться

    #

    кто о чем)

    ответить

  • audiovideofil 22 июля 2016, 14:05 пожаловаться

    #

    я один принял Северию в гриме за Гвендолин Кристи?)
    Есть такое, если мельком на миниатюре.

    ответить

  • 1

    Miss Bulsara 22 июля 2016, 15:58 пожаловаться

    #

    Нет, не Вы один, я тоже!

    ответить

  • 3

    ZELMIRA 22 июля 2016, 16:49 пожаловаться

    #

    запоздали конечно с этим сериалом, сейчас в разгаре ностальгия по 70-м, в конце десятилетия в тренде будут 80-е, но задумка хороша, главное, что вырвали её из лап ВГТРК))

    ответить

  • 4

    Demba 22 июля 2016, 20:22 пожаловаться

    #

    Трендам следуют только те, кто не может создать ничего своего.

    ответить

  • ZELMIRA 22 июля 2016, 22:42 пожаловаться

    #

    трендам следуют те, кто не хочет заниматься благотворительностью, но стремится заработать и продолжить своё дело.

    ответить

  • Demba 23 июля 2016, 01:10 пожаловаться

    #

    В этой погоне за трендами лидеры кто? -Не интересует.
    Ведь мода пройдет и придется кусать то, чем сегодня танцуют. (с)

    ответить

  • 1

    ГосПлан 22 июля 2016, 21:09 пожаловаться

    #

    МИД на всем отрезке жизни СССР представлял собой мальчиков-зайчиков, которых большие дядьки кормили с руки. Экранизировать этот бестолковый сброд могут только последние наркоманы или фанаты Союза. Впрочем, это одно и тоже.

    ответить

  • КП очень избирательно пишет про отечественное кино и сериальное производство. К примеру, на афише мэйл про оптимистов уже как месяц появилась статья.

    ответить

  • 1

    Serrij 23 июля 2016, 14:53 пожаловаться

    #

    очередное обмазывание совком.
    неудивительно что на такие проекты всегда находятся деньги.

    ответить

  • Sisley1991 11 августа 2016, 06:09 пожаловаться

    #

    Заинтересовал;)

    ответить

  • 1

    Андрей Воронин 30 апреля 2017, 11:03 пожаловаться Не верю

    #

    По-моему, пока откровенно слабо и надуманно. Возможно, передана атмосфера МИДа и работы дипломатов, но фантазия авторов сценария явно полилась через край: бывшая гражданка США становится не только советским дипломатом, но даже замминистра, на объект МИДа приезжает группа американских дипломатов, и жарит шашлыки и устраивает заплывы в пруду… Не верю! :-))) Я не понял, зачем взяли Северию Янушаускайте. Ничего примечательного у этой махровой русофобки нет, кроме внешности и прибалтийского акцента. Кстати, Рута — американка, и акцент должен быть другим.

    ответить

 
Добавить комментарий...