«Всего 17», участвующий в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, — это портрет девушки «в четырех сезонах и четырех песнях». Мы впервые видим Изабель летом, ей как раз исполнилось семнадцать. Со всей семьей она отдыхает на морском побережье, заводя роман с атлетичным немцем и теряя девственность на пляже. Кажется, дело не в любви. Уж больно отрешенной выглядит Изабель. Она словно смотрит на себя и бойфренда со стороны. Лето сменяется осенью, начинаются занятия в лицее, но Изабель все чаще отлучается из дома, говоря, что делает домашнюю работу у подруги. На самом же деле она надевает мамину блузку, строгую юбку и пиджак, красит губы, чтобы выглядеть старше, и едет в очередной отель, к мужчине, готовому заплатить 300—500 евро за ее тело.
Изабель — персонаж интересный и очень своевременный, новый бунтарь без причины. Девушка из хорошей семьи, она занимается проституцией не ради денег, а просто потому, что это адреналин, это тайная жизнь, которая принадлежит только ей. Опасное увлечение разбавляет монотонную жизнь школьницы. Заработанные деньги она даже не тратит, как ее сверстницы, на сумки Prada, а все с тем же отрешенным видом складывает их в укромное место. Изабель не испытывает никакого удовольствия от секса с клиентами, и только с одним из них, уже пожилым Жоржем, у нее возникает эмоциональная связь. Но Жорж умирает от сердечного приступа прямо во время полового акта, наступает зима, а тайное становится явным.
Для фильма Озон ловко использовал четыре песни легендарной французской певицы Франсуазы Арди 1960—1970-х годов, а также заставил обычных школьников обсуждать стихотворение Артюра Рембо «Нет рассудительных людей в 17 лет».
«Я хотел снять фильм о том, как человек ощущает себя в этом возрасте, когда его тело трансформируется. Юность очень часто идеализируют в кино. На мой взгляд, это самый болезненный период, у меня нет никакой ностальгии по этому времени», — объяснил Франсуа Озон. Режиссер и автор сценария утверждает, что с тем же успехом Изабель могла подсесть на наркотики или стать анорексичкой. Главное, чтобы это было запретным, тайным увлечением. Она экспериментирует с собой и своим телом, не задумываясь о морали и не ища удовольствия. И это не извращение, говорит Озон.
Фильм французского режиссера непременно понравится поклонникам его предыдущих работ. Франсуа Озон легкими штрихами и с тонким юмором рисует жизнь Изабель, ее отношения с матерью (Жеральдин Пайя) и отчимом (Фредерик Пьеро), ее трогательную связь с младшим братом, ее походы к психотерапевту, оплачивать которые девушка решила скопленными благодаря проституции деньгами. Кстати, на роль психотерапевта Озон пригласил практикующего специалиста, консультировавшего его во время написания сценария, и даже одолжил у него пару кресел для декорации кабинета.
За событиями Каннского фестиваля вы можете следить в наших аккаунтах в Twitter и Instagram.
Марина Вакт — хрупкая модель с прозрачной кожей и лицом подростка — сразу показалась Озону идеальной актрисой для роли Изабель. «Работа с ней напомнила мне о съемках фильма „Под песком“ с Шарлоттой Рэмплинг», — признается Озон. Сама Рэмплинг тоже появляется в фильме в роли жены клиента Изабель, Жоржа. Сцена, в которой Рэмплинг и Вакт оказываются вместе, словно подчеркивает их сходство, преемственность между актрисами. Молодой Вакт, для которой это первая главная роль, удалось сыграть с Рэмплинг на равных.
«Всего 17» выходит в российский прокат 29 августа 2013 года.
А писать кинорецензии без спойлеров, сваливаясь в пересказ, - это недостижимое искусство?