ПодкастВсе лучшие подкасты о кино — в одном материале! Гид по проектам Кинопоиска

Обсудить0

В соцсетях Кинопоиска завершился месяц подкастов. В его рамках мы проводили конкурсы, публиковали совместно с Яндекс Музыкой открытки и гороскопы по мотивам наших шоу, выпустили два специальных эпизода «Крупным планом» и «В предыдущих сериях». Теперь мы собрали гид по всем подкастам Кинопоиска — текущим и архивным, с прямой речью от их создателей. Если вы любите подкасты и кино, то точно сможете найти что-то интересное для себя.

Лиза Сурганова

Главный редактор Кинопоиска в 2016 — 2021 годах, соведущая подкаста «В предыдущих сериях»

Мы пытались заходить на рынок аудио еще в конце 2017 года, когда был хайп, связанный с первыми модными подкастами — «Медузы», «Арзамаса». У нас было несколько попыток — с Татьяной Шороховой, Егором Москвитиным, Милославом Чемодановым, — но не срослось, потому что не поймали формат. При этом у меня давно была идея сделать подкаст про старые советские фильмы, чтобы люди, которые работали над любимым и культовым кино, рассказали о нем, и как-то сохранить память о них вот в таком более личном формате. Проблема подкаста «Кинотеатр «Родина“» была в том, что очень часто эти люди были в возрасте, им было тяжело долго разговаривать, а их речь в текстовом формате воспринималась бы легче, чем на слух. Короче, мы закрыли шоу после нескольких эпизодов.

«В предыдущих сериях»

Лиза Сурганова и Иван Филиппов каждую неделю обсуждают главные сериальные новинки (или новые сезоны сериалов) и старые культовые проекты, а заодно рекомендуют интересные шоу.

Лиза Сурганова

Мы решили вернуться к подкастам в 2019 году. Тогда стало заметно, что все вокруг обсуждают сериалы, и я подумала, что раз мы с Ваней Филипповым и так ведем эти разговоры, то почему бы не сделать из этого шоу. Ваня сначала был очень не уверен: ему не нравился голос, думал, что у него не будет времени, что никто не будет слушать эту странную вещь — подкасты. Первые выпуски были очень неловкие, но мы быстро разогнались и полностью поймали формат на марафоне «Игры престолов», когда все смотрели финал этого шоу и к нам пришло очень много слушателей.

Концепцию мы сохраняем до сих пор: это как бы болтовня на кухне, дружеский разговор людей, которые при этом разбираются в кино и могут дополнить свои личные зрительские впечатления профессиональными суждениями, цитатами из прессы, интервью и своими знаниями о киноиндустрии. Он стал так популярен, потому что не было закрытой ниши обсуждения сериалов как раз с такой интонацией. Мне очень приятно, когда мы получаем живые отклики от слушателей, которые благодарят нас за рекомендации, спорят с нами, получают удовольствие от наших разговоров.

«Шум и яркость»

Музыкальный критик Лев Ганкин анализирует звук и музыку в кино и знакомит слушателей с тем, что значит термин «диегетический», как создавались культовые саундтреки и зачем иногда режиссеры (да, мы смотрим на тебя, Квентин Тарантино) включают песню, контрастную тому, что происходит в сцене.

Лев Ганкин

Зачем говорить о музыке в кино именно в формате подкаста? Эта форма позволяет оперативно подкрепить все тезисы музыкальными иллюстрациями. Да, это возможно и в текстовых материалах (эмбедами с YouTube), но там, во-первых, ты вынужден рассчитывать на лояльность читателя, что он действительно нажмет кнопочку «play», а не просто промотает вставной видеоролик. А во-вторых, в этом случае ты обязан прикреплять к тексту полные композиции. Подкаст же позволяет обратить внимание в том числе и на совсем коротенькие (но важные на смысловом уровне) отрывки.

Подготовка всегда начинается с просмотра самих фильмов — внимательного, с ручкой и бумажкой (выписываю себе в блокнотик какие-то наблюдения и особенно запомнившиеся музыкально-визуальные эпизоды). Потом я обдумываю увиденное и (желательно) читаю или слушаю какие-то анализы и разборы саундтреков к фильмам — как сделанные, скажем, видеоблогерами-энтузиастами, так и опубликованные в академических исследованиях. ЕщЕ иногда стоит поискать интервью с самими создателями картины и музыки к ней. Наконец, последний этап — это, собственно, как-то логически организовать все то, о чем ты узнал. Именно тут дело доходит до сценария, а дальше уже остается только записать голос и подложить в нужные места музыкальные фрагменты.

Мне интересно работать над этим подкастом, потому что тема музыки в кино заведомо посвящена отношениям двух разных медиа — аудиального и визуального — друг к другу, и это как раз одна из тех точек, в которой в пространстве культуры, по моему глубокому убеждению, как правило, и происходит все самое интересное. Ты думаешь и говоришь не отдельно о музыке или отдельно о фильме, а об их взаимодействии, и это, по определению, зона конфликта, пространство, в котором на твоих глазах между разными типами художественной выразительности устанавливаются (или не устанавливаются) дипломатические отношения, место, в котором они вынуждены договариваться друг с другом.

Мне по-своему дороги все эпизоды, но особенно я люблю те выпуски, в которых есть более-менее широкая арка — например, об Эннио Морриконе (который написал столько абсолютно разных саундтреков, что в этот выпуск пришлось спрессовать чуть ли не всю историю музыки), или о фильмах про Шерлока Холмса (где тоже обнаружилось полдюжины абсолютно разных подходов), или о мультсериале «Ну, погоди!» (опять же поразительное разнообразие музыкальных источников и интересных образцов их использования). Еще рад возможности иногда обращать внимание на не самые раскрученные вещи вроде саундтреков к блэксплотейшен-фильмам.

«Через вселенные»

Сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик» проводит экскурсию по удивительному и разнообразному миру кинокомиксов. В первом сезоне он вместе с журналистом Василием Сонькиным разбирал новые и классические фильмы, снятые по комиксам. Во втором вместе с кинокритиком Маратом Шабаевым рассказывал о важных комиксистах и том, как они повлияли на образ супергероев в кино.

Иван Чернявский

«Через вселенные» появились после того, как я пару раз сходил в качестве гостя в подкаст «В предыдущих сериях». После одной из записей Ваня Филиппов, ведущий, спросил у Лизы Сургановой, а почему бы не сделать подкаст с моим участием про экранизации комиксов, раз их так много развелось. А почему бы и нет, решили в редакции, и через некоторое время мы стали обсуждать концепцию подкаста и кандидатуру соведущего.

Первый выпуск давался сложно. Мы никак не могли найти мне пару, и запись с первым кандидатом не складывалась, живой разговор не клеился (а к тому же сотрудники редакции, сидевшие с нами на записи, изнывали от похмелья после корпоратива). Но когда в студию пришел журналист и переводчик Вася Сонькин, все пошло гораздо живее. Мы перезаписали с ним вводный пилот и… не выпустили его! Потому что потом мы записали выпуск про Харли Квинн, который оказался бодрее и лучше, несмотря на то что оба голоса ведущих случайно записались на одну дорожку к восторгу звукорежиссера. Пилот отправили на полку, выбрали подкасту название и музыку — и запустились. Мы были полны надежд, и амбиций (в тот момент у Кинопоиска еще не было своего подкаста про кино), строили планы на сезон, но потом случилась весна 2020 года, и планы пришлось пересматривать.

Во втором сезоне мы скорректировали формат и курс, чтобы отделиться подальше от других подкастов, и поменяли «Вселенным» настроение — расслабленного Васю сменил строгий Марат Шабаев, и мы начали больше говорить о великих личностях из мира комиксов, которые повлияли на современное кино и сериалы. Так мы были меньше привязаны к постоянным переносам премьер и могли больше говорить о самих комиксах, объясняя приемы построения сценария, особенности раскадровки, контекст; в общем, хотели дать понять, почему те или иные комиксы сводили людей с ума. Судя по тому, что слушатели вспоминают «Через вселенные» добрым словом до сих пор, все было не зря!

«Крупным планом»

Редактор Кинопоиска Даулет Жанайдаров и киновед Всеволод Коршунов обсуждают новые фильмы, классическое кино и иногда советуют, что посмотреть. А заодно шутят друг над другом, иногда поют и очень (очень!) часто вспоминают видеокассеты из детства и Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Всеволод Коршунов

Киновед, куратор курса «Практическая кинокритика» в Московской школе кино

В преподавании в первую очередь важен образовательный результат: какие знания, умения, навыки получат студенты. Подкаст же — это более личный, почти интимный формат. Здесь можно поделиться субъективным — настроением, переживанием, эмоцией или не до конца оформленной мыслью. При этом «Крупным планом» держит в тонусе: нужно быть в курсе последних событий, приносить на запись не просто ощущения, а четкие наблюдения и аналитические умозаключения. И, конечно, важен формат диалога (включая общение со слушателями), это помогает не замыкаться в своей голове, видеть другие точки зрения, постоянно быть в динамике.

Эйзенштейн превратился едва ли не в третьего соведущего нашего подкаста, настолько часто я на него ссылаюсь. В этом есть неловкий момент: некоторые слушатели воспринимают меня как специалиста по творчеству этого режиссера, хотя это не так. Я скорее эйзенштейнофил, чем эйзенштейновед. В свое время его фильмы перепахали меня, побудили пересмотреть отношение к кино, влюбили в язык авангарда.

«Кинопрофессии»

Продюсеры Дарья Сафронова и Максим Матющенко каждый выпуск приглашают профессионалов индустрии, которые рассказывают, как устроена их работа. От режиссера монтажа и постановщика сцен с животными до актера дубляжа и каскадера — полное погружение в профессии по ту сторону кадра.

Елена Рябцева

Продюсер видео и подкастов

В 2022 году Кинопоиск купил независимый подкаст «Кинопрофессии», и мы вместе с его авторами Максимом Матющенко и Дарьей Сафроновой записали второй сезон, состоящий из десяти выпусков.

У меня самой есть большой опыт работы на съемочной площадке и взаимодействия со всеми киноцехами, поэтому этот подкаст было особенно интересно продюсировать. Ведь далеко не все понимают, чем, например, занимается помощник режиссера («хлопушка») или в чем разница между CGI и VFX. Как мы узнали из многочисленных писем и отзывов, «Кинопрофессии» очень любят в киношколах и вузах, а преподаватели даже могут задать студентам послушать выпуск подкаста в качестве домашнего задания.

Самым сложным в производстве был на удивление выпуск про профессию актера. Во-первых, потому что у нас в гостях был не один человек, а сразу двое — Максим Матвеев и Варвара Шмыкова. Во-вторых, в день, когда все участники могли записаться, они находились в четырех странах с разницей во времени: Россия, Турция, Германия и Италия. Когда слушатель включает подкаст, в идеале он не должен заметить, что говорящие не находятся рядом. Для этого нужно найти хорошие студии звукозаписи в каждом городе, организовать легкий и быстрый трансфер всех участников до этих мест, а затем, получив все аудиозаписи, отдать их в руки нашей волшебницы по звуку.

Самый прослушиваемый выпуск — про актеров озвучки с участием «Кубика в кубе», Руслана Габидуллина и Ольги Кравцовой. Он действительно очень смешной, с ностальгическими историями от Руслана и Ольги, однако самое забавное заключается в том, что ребята на протяжении почти 50 минут говорят не «своими» голосами. В обычной жизни актеры озвучания имеют другой голос, не к которому мы привыкли в сериалах с легендарной озвучкой.

«Кинопрофессии» — классный индустриальный подкаст для самого широкого круга слушателей. Если вы хотите узнать, кто делает кино (как в кадре, так и за кадром), и, возможно, выбрать себе будущую/новую профессию, то от души рекомендую начать именно с него.

«Смотри у меня»

Шеф-редактор витрины Кинопоиска Игорь Кириенков и основательница Cinemaholics Катя Карслиди советуют, что можно посмотреть на Кинопоиске. За 15 — 20 минут ведущие перечисляют самое важное, за что можно полюбить тот или иной фильм или сериал.

Игорь Кириенков

Шеф-редактор витрин Кинопоиска и Букмейта

В августе 2021 года мы в очередной раз попробовали сделать невозможное — успешный рекомендательный подкаст про кино. Выдающийся нейминг — заслуга продюсера Лены Рябцевой, ироничная, немного насмешливая интонация — то, что в шоу привнесла мать «Синемаголиков» Катя Карслиди (привет, Нью-Йорк!). А я был кем-то вроде программного директора — подбирал новое и не очень новое кино, которое было доступно в подписке и про которое мы могли бы увлекательно рассказать. Нам казалось — и в общем кажется до сих пор, — что лучше всего продает не бубнеж с насупленными бровями, а дружеский, ни к чему не обязывающий питч, разговор в баре. Катя обалдела от «Легенды о Зеленом Рыцаре» и «Маленькой мамы», я кайфовал от «Вины» и «Холодного расчета» — хочется верить, слушатели понимали, когда у нас горели глаза и перехватывало дыхание.

«Пищеблок», «Нулевой пациент», «Король и Шут», «Бонус-трек»

Серия подкастов про оригинальные проекты Кинопоиска. Ведущие помогают зрителям разобраться, что же происходило в каждой серии, и обсуждают с создателями, как проходили съемки. Иногда в подкаст приходят приглашенные эксперты, которые подробнее рассказывают про темы, так или иначе затронутые в шоу — от советских городских легенд до истории панк-рока.

Бэтси Исакова

Продюсер подкастов

«Бонус-трек» и вообще подкасты про сериалы — это возможность чуть сменить оптику, увидеть за образами героев или сюжетом реальных людей — создателей и команду. В каждом из сериалов есть свои фишки, которые интересно заметить и обдумать: в «Конце света» это сам образ дьявола, Владыки Тьмы, который сложился из массы литературных и кинематографических предшественников (их мы уже даже не осмысляем отдельно, а просто достаем из подсознания); в «Монастыре» — конечно, сами места съемок, которые не так часто увидишь на экранах (и в которые не так просто проникнуть съемочной группе); а в «Актрисах» — танцевальные сцены, которые в конце каждой серии сначала смотрятся диковинно и непривычно относительно обычной структуры сериала, но в процессе узнавания помогают понять и замыслы героев, и подковерные театральные интриги, и просто атмосферу в отдельно взятый момент сюжета. И именно подкасты с интервью позволяют услышать из первых уст, что на самом деле создает атмосферу того или иного сериала и вызывает искренние зрительские чувства. А разговорный формат создает эффект обсуждения просмотренного сериала с такими же заинтересованными зрителями, как и ты сам. Ну и конечно, приятное чувство узнавания, что же там за кулисами.


Фото: Oliver Rossi/Getty Images

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

30 августа 20230
29 августа 2023
28 августа 20231
24 августа 20234

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
24 апреля39
Вчера0
Вчера3
Вчера2
25 апреля0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации