Канны, последние фильмы: триумфатор «Анатомия падения», туалеты Вендерса и чудеса Рорвахер

Обсудить0

В финальном каннском отчете Станислава Зельвенского — несколько отличных фильмов основного конкурса. В первую очередь победитель этого года, семейный процедурал Жюстин Трие. А кроме него, лирическое фуд-порно Чан Ань Хунга, туалетная элегия Вима Вендерса и другие.

Станислав Зельвенский

Критик Кинопоиска

Немецкая писательница (Сандра Хюллер) живет в Альпах со своим французским мужем и сыном-подростком, потерявшим зрение в аварии. Однажды муж выпадает из окна их шале и разбивается насмерть. Самоубийство мужчины в депрессии, несчастный случай или убийство в результате семейной ссоры?

Не столько триллер, сколько судебная драма, не столько расследование убийства (или суицида), сколько деконструкция неудачного брака. Амбиции мужа (который тоже хотел стать писателем, но безуспешно), измены, беда с ребенком, невозможность найти общий язык, в том числе буквально. Значительную часть фильма занимают прения двух мужчин — неравнодушного к героине адвоката и слишком противного обвинителя, — что дополнительно подогревает тему борьбы полов. Француженка Жюстин Трие («В постели с Викторией», «Соблазн») — компетентный мейнстримовый автор, фильм сделан технически умело, и Хюллер, играющая на двух неродных языках, отработала прекрасно. Но идея (богатая, пусть и заезженная) со слепым свидетелем заводит Трие в странные коридоры, амбивалентность центральной загадки решена очень дежурно, и хронометраж в два с половиной часа категорически не оправдан — с середины фильм провисает все глубже.

Во Франции времен Belle Epoque знаменитый гурман Доден (Бенуа Мажимель) делит свое обширное поместье с Южени (Жюльет Бинош), которая уже 20 лет работает у него поваром. Они любят друг друга, но Южени отказывается выходить за него замуж.

В этом чудесном фильме француза вьетнамского происхождения Чан Ань Хунга («Аромат зеленой папайи», «Норвежский лес») формально мало что происходит: Доден и Южени прогуливаются по лесу, Доден встречается со своими друзьями-гурманами, в доме появляется девочка с задатками будущего повара. А еще здесь едят. В жанре, который принято иронически называть фуд-порно, «Рагу» — новая вершина, «Гражданин Кейн», «Глубокая глотка». Фильм идет два с лишним часа, из которых добрую половину мы проводим на кухне среди идеально нарезанных овощей, свежих рыбин и поджаристых перепелов. Когда герои не едят, они готовят, когда ни то ни другое — говорят о еде.

Но, разумеется, как и другие лучшие образцы жанра (вспоминается «Большая ночь»), это больше чем просто кулинарное шоу — медитация на тему любви и расставания, жизни и смерти. В первую очередь близости, которую герои испытывают благодаря своей страсти — не просто сожители, а соавторы, соучастники. Мажимель и Бинош (в конце 90-х они снялись вместе в «Детях века» и несколько лет после этого встречались) просто и пронзительно играют пару, знающую друг друга наизусть. А Чан неторопливо расписывает свои длиннющие кадры золотыми лучами. Это фильм, который заставит вас глотать слюни и разобьет вам сердце. Редкая, нежданная удача.

Немолодой и чрезвычайно немногословный японец (Кодзи Якусе) работает уборщиком в знаменитых общественных хай-тек-туалетах Токио, стараясь находить удовольствие в повседневных мелочах.

Через 40 лет после «Токио-Га» Вим Вендерс возвращается в японскую столицу с этой медитативной элегией. Герой фотографирует листву, катается на смешной машине под Лу Рида (см. название) и Kinks, читает в своей аккуратной квартирке Фолкнера и без брезгливости драит унитазы. Постепенно вырисовываются детали его прошлого — например, через визит убежавшей из дома юной племянницы. Над «Днями» легко потешаться, но вендерсовский идеализм и меланхолия заразительны, и хотя где-то он явно пережимает со стариковской сентиментальностью, а юмор никогда не был его сильной стороной, в «Днях» есть и подлинная красота, и непритворные эмоции. Это лучший, пожалуй, из последних фильмов великого немца — благородная версия «Патерсона», снятого американским учеником самого Вендерса.

В Италии 1980-х молодой англичанин (Джош О’Коннор), обладающий сверхъестественной способностью находить спрятанные в земле сокровища этрусков, из археолога превращается в расхитителя могил и ищет в подземном мире свою умершую возлюбленную.

Аличе Рорвахер («Чудеса», «Счастливый Лазарь») продолжает работать в своем узнаваемом стиле средиземноморского магического реализма, выросшего отчасти из народной культуры, а отчасти, как у них там положено, из Феллини. Руины деревенской Италии, банда колоритных расхитителей могил, шумный кооператив сестер, царственная Изабелла Росселлини на ветшающей вилле. В этой эксцентричной, печальной и живописной фолк-сказке есть множество поводов для восхищения. Все немного портит необъяснимая страсть Рорвахер к украшательству: тасовать форматы пленки, переворачивать камеру вниз головой, ломать четвертую стену, заводить песню и так далее — стоит погрузиться в этот странный фильм, как режиссер встряхивает тебя очередным детским фокусом.

В депрессивный городок на севере Англии, не оправившийся после закрытия шахты, приезжает группа сирийских беженцев, в том числе девушка-фотограф. Часть местных жителей недовольно ворчит, а часть во главе с владельцем полуживого паба «Старый дуб» проявляет, наоборот, похвальную широту души.

Предположительно последний фильм 86-летнего Кена Лоуча едва ли удивит знакомых с его творчеством за минувшие полвека: это очередная зарисовка про солидарность трудящихся. Несомненно, благородная, но местами нестерпимо приторная (чего стоит история про собачку главного героя) и убийственно прямолинейная; люди тут общаются не репликами, а подготовленными, утвержденными партией речами. Впрочем, акценты, как всегда, замечательные, работа с непрофессиональными актерами и натурные съемки — на высочайшем уровне, и дело Лоуча, конечно же, правое.

Легендарная гильдия волшебников берется за самые опасные задания в королевстве. Лихое аниме о магии дружбы
В главных ролях:Тэцуя Какихара, Ая Хирано, Риэ Кугимия, Саяка Охара, Юити Накамура, Хатано Ватару, Синпати Цудзи, Рёко Оно
Режиссер:Синдзи Исихира, Хироюки Фукусима, Киити Судзуно
Смотрите по подписке

Смотрите также

26 мая 20235
25 мая 20237
24 мая 20233
24 мая 20231

Главное сегодня

Сегодня1
Сегодня3
Сегодня25
Вчера6
Вчера6
Вчера1
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации