всё о любом фильме:

Гражданин Кейн

Citizen Kane
год
страна
слоган«Radio's Most Dynamic Artist . . The Man At Whose Voice A Nation Trembled . . . Now the screen's most exciting NEW star ! ORSON WELLES in the picture Hollywood said he'd never make»
режиссерОрсон Уэллс
сценарийГерман Я. Манкевич, Орсон Уэллс, Джон Хаусмен, ...
продюсерОрсон Уэллс, Джордж Шефер
операторГрегг Толанд
композиторБернард Херрманн
художникВан Нест Полглейс, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера
монтажРоберт Уайз
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  640 тыс.
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время119 мин. / 01:59
Номинации (8):
В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Смерть Кейна вызывает бурную реакцию в обществе, и группа журналистов берется узнать, кем же он был на самом деле, что он пережил за свою долгую, полную взлетов и падений жизнь… И что все-таки значит это «Роузбад»?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
73 + 0 = 73
9.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • При съёмках фильма Грегг Толанд очень часто использовал линзы с просветляющим покрытием, что было в новинку для киноиндустрии того времени.
    • Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма.
    • Журналист, берущий интервью у пожилого Кейна, — оператор фильма Грегг Толанд.
    • Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда он вместе с Херманом Дж. Манкевичем написал сценарий фильма «Гражданин Кейн»
    • До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала The New Yorker.
    • Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хёрста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме не раз упоминался «розовый бутон» (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Мэрион Дейвис).
    • По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
    • Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. В ней он поведал о том, как относятся к известному человеку разные люди, так или иначе связавшие с ним свою жизнь.
    • Манкевич написал первый вариант сценария приблизительно за шесть недель; большую часть этого времени он работал на больничной койке.
    • Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Уильям Рэндольф Хёрст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
    • Внимательный зритель может заметить, что камера всегда смотрит на Кейна и Лиланда снизу вверх, в то время как на более «слабых» персонажей, например, Сьюзан Александр, — сверху вниз. Данную манеру съёмок Орсон Уэллс позаимствовал у Джона Форда, применившего такой подход двумя годами раннее в «Дилижансе» (1939).
    • Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком. Однако задумку монтажера не поняли некоторые владельцы кинотеатров, потребовав замены копий фильма из-за ужасного качества первых десяти минут.
    • Дебютный фильм Агнес Мурхед.
    • Во время съёмок Орсон Уэллс сломал лодыжку и был вынужден на протяжении двух недель руководить съёмками фильма из инвалидной коляски.
    • По версии American Film Institute фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
    • Фраза Кейна «Бутон розы» заняла 17 место в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии American Film Institute.
    • Производственный номер фильма, который он получил на студии RKO, — 281.
    • Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
    • Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену.
    • В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». Это — возможная ссылка на радиопостановку Орсона Уэллса «Война миров», которую многие восприняли, как настоящий репортаж с места высадки инопланетян.
    • Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и «хором девушек» должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Орсона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
    • Практически весь актерский состав фильма состоял из актеров труппы Mercury Theatre, которую основал Орсон Уэллс в возрасте 21 года. Данная труппа занималась радиопостановками известных литературных произведений, среди которых были «Граф Монте Кристо», «Остров сокровищ», «39 ступеней», «Авраам Линкольн», «Война миров» и др.
    • Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
    • Уильям Рэндольф Хёрст был настолько взбешён фильмом, что назвал Орсона Уэллса коммунистом, для того чтобы помешать выходу картины на экраны.
    • В начальной сцене фильма (после выпуска новостей) на заднем плане, среди репортеров, можно заметить Джозефа Коттена.
    • Кусочек оперы, на котором тренируется Сьюзан, — «Una voce poco fa» из «Il barbiere di Siviglia» Джоаккино Россини.
    • Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
    • Толпа, смотрящая на Кейна, когда он говорит свою речь, — это на самом деле статичная фотография. Для того чтобы придать иллюзию движения, с помощью булавок были проколоты сотни дырочек, за которыми техники всё время передвигали освещение.
    • Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион — замечательная женщина.
    • По версии Entertainment Weekly фильм занял 2 место в списке «Величайших фильмов всех времен».
    • В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене. Для данных сцен были готовы раскадровки, однако они так и не были сняты.
    • Имя мистера Бернштейна ни разу не произносится по ходу действия фильма.
    • Во время съёмок фильма Орсон Уэллс получил предупреждение от Уильяма Рэндольфа Хёрста, согласно которому последний намеревался дискредитировать режиссера с помощью фотографий, на которых Орсон будет запечатлен в компании обнаженной женщины в комнате отеля. В тот день Уэллс не стал возвращаться в отель, для того чтобы избежать возможной нелицеприятной фотосессии. Однако так и неизвестно точно, была ли данная угроза правдой или вымыслом.
    • Съёмки фильма начались в конце июня 1940 года и закончились 23 октября того же года. Изначально фильм должен был выйти в прокат в феврале 1941, но из-за череды скандалов, окружавших картину, премьера была отложена до 1 мая 1941 года.
    • Персонаж «мистер Бернштейн» получил своё имя в честь опекуна Орсона Уэллса доктора Мориса Бернштейна.
    • По версии журнала Total Film фильм занял 6 место в списке «100 величайших фильмов всех времен».
    • Соглашение, достигнутое между Орсоном Уэллсом и студией RKO, предоставило ему неслыханную свободу для режиссера-дебютанта: он должен был написать сценарий, спродюсировать, срежиссировать и сыграть в двух фильмах для студии, при этом именно он подбирал актеров и съёмочную группу. Также у него было право на окончательный монтаж своих картин. Глава студии Джордж Шефер мог лишь остановить съёмки, если бюджет фильма превысит $500,000 (бюджет «Кейна» был перерасходован на $200,000), но никто кроме Уэллса не имел право просматривать текущий съёмочный материал.
    • Глава студии RKO Джордж Шефер предложил изменить название фильма с «Американца» на «Гражданина Кейна».
    • Одно из возможных названий, которые рассматривал Орсон Уэллс для своей картины, — «Джон Кью».
    • Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма. Так как Орсон Уэллс сломал лодыжку, пришлось внести изменения в съёмочный график. Изначально сцена с пожилым Лиландом должна была быть снята одной из последних. Чтобы хоть как-то помочь актеру, весь его монолог был записан на специальные карточки, которые должен был читать Джозеф. Однако из-за огромного количества грима и контактных линз он практически ничего не видел. Поэтому Коттену пришлось выучить все свои реплики всего за несколько часов.
    • Для того чтобы отделаться от студийных боссов хотя бы в первые дни съёмок, Уэллс заявил, что съёмочная группа и актеры находятся на репетициях, когда на самом деле съёмки шли полным ходом. Уловка Орсона была раскрыта лишь только через несколько дней.
    • В начальной сцене фильма (после показа выпуска новостей) все персонажи, присутствующие в комнате, были сыграны актерами, исполнившими главные мужские роли в картине, включая Джозефа Коттена и Орсона Уэллса.
    • По словам Орсона Уэллса, обстоятельство того, что Дороти Коминьоре была беременна, когда начались съёмки, дало ему некоторые преимущества: например, в спорах со студией Орсон использовал данный аргумент, как подтверждение своих намерений закончить съёмки в срок. При просмотре фильма практически невозможно заметить, что Дороти беременна, т. к. она либо сидит за столом, либо одета в свободные длинные платья.
    • Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали «глубокий фокус»: специальная манера съёмок, позволяющая снимать объекты на переднем, среднем и заднем планах с одновременным фокусом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках.
    • Во время сцен, в которых Кейн покупает свою первую газету и говорит, что он станет банкротом только через 60 лет, можно увидеть, как выглядел Орсон Уэллс в возрасте 25 лет. Во всех остальных сценах на актере присутствовал грим, делавший его старше.
    • еще 43 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Друзья Орсона Уэллса поинтересовались у него, как о последних словах Кейна мог узнать весь мир, если в момент смерти в его комнате не было посторонних. Уэллс долго не знал, что ответить, а потом сказал: «Больше никому об этом не говорите».
    • На пятой минуте показывают газеты разных стран с сообщением о смерти Чарльза Кейна на заголовках первых полос, в том числе — советскую газету «Беднота». Такая газета действительно существовала и предназначалась в первую очередь для малограмотного слоя населения СССР — бедного крестьянства и солдат, что обуславливало тематику и стиль изложения. Маловероятно, чтобы смерть американского издательского магната заняла бы первую полосу этой газеты. К тому же, «Беднота» издавалась в период с 27 марта 1918 года по 31 января 1931 года, а Чарльз Кейн умирает в начале 1941 года.
    Трейлер 03:52

    файл добавилParticular..Plan

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Этот фильм, уже не раз заслуженно называвшийся в различных опросах критиков и других кинематографистов в качестве лучшего кинопроизведения всех времён и народов, имеет высокую оценку 8,6 (из 10) по итогам голосования пользователей imdb, что свидетельствует о его признании современными зрителями. Картина, намного опередившая своё время (она выдвигалась по девяти номинациям на «Оскар», но удостоилась только утешительного приза за оригинальный во всех смыслах сценарий), до сих способна поразить собственным кинематографическим новаторством. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 240 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Есть ленты, что словно миф — ты слышишь их название, звучащее на ветру, но никак не можешь поймать этот мимолетный звук… А потом снова, и снова…

    Итак, Гражданин Кейн наконец-то попал ко мне. Я долго откладывал просмотр — было ощущение, что нужен определенный момент. И вот, когда он настал, я насладился просмотром.

    Первое, с чем вы сталкиваетесь, с прекрасной операторской работой. На протяжение всего фильма вы лицезреете настоящее мастерство съемки — отличные ракурсы, плавная смена кадров между сценами. Вам начинает казаться, что вас убаюкивают…

    …Пока сюжет не начинает набирать обороты. Вы начинаете нервничать, потому что ощущение разгадки тайны загадочной фразы господина Кейна все ближе. Мимо проносятся все вехи его жизни — такой интересной, такой яркой, публичной и драматичной.

    Огромную роль в создающейся интриге надо отдать актерской игре. Обилие персонажей превосходно сливается в единую, гармоничную картину повествования, центром тяжести которой является главный герой — с его надменным видением мира и непомерными амбициями.

    Паутина многочисленных мыслей, возникающая в вашей голове — результат дребезжания отдельных ниточек, за которые в унисон дергает весь персонал, работавший над фильмом. Действительно, тот танец ассоциаций, рождаемый данным творением, пробуждает внутреннюю гармонию и желание сесть в кресло, предавшись размышлениям…

    Я рекомендую эту ленту к просмотру, ибо наблюдаемое действо и послевкусие, которое оно оставляет, очень редко в наши дни.

    13 января 2017 | 21:36

    «Проход воспрещён» — гласит табличка на ограждении. Под зловещую музыку из дымки материализуется величественный в своей инфернальности дворец, словно перенесшийся в солнечную Флориду из мрачной Трансильвании. Это Ксанаду — обитель большого, даже огромного человека, который, впрочем несоизмеримо меньше отбрасываемой им тени. Имя этому человеку Чарльз Фостер Кейн — он медиамагнат, неудавшийся политик, покровитель искусства и просто выдающаяся личность, чья жизнь уже вплотную приблизилась к закату. Вот уже с его уст срывается последнее слово — таинственное «Роузбад», положившее начало громкому журналистскому расследованию. Кем же был этот таинственный старик?

    Некролог Кейна, выполненный в манере бодрого телерепортажа — эдакого десятиминутного фильма в фильме — резко контрастирует со зловещим прологом как в плане ритма и музыки, так и композиционно. Ретроспектива жизни Кейна — своеобразный калейдоскоп жизни неоднозначного и явно небезынтересного человека — только запутывает зрителя. Слишком уж разнятся частички пазла, являясь порой настоящими взаимоисключающими параграфами, лишь порождающими дополнительные вопросы. «Кто вы, мистер Кейн? Коммунист или фашист? Идеалист и заступник бедных, или прожжённый циник и бессовестный капиталист? Правдоруб или сплетник? А может вы просто игрок, которому важен не результат, но сам процесс игры?» Может вышеупомянутое журналистское расследование сможет развеять туман над личностью Кейна? Для этого нужно лишь сопоставить воспоминания пятерых людей, которые знали Кейна (или думали что знали) и вычленить из них зерно.

    Пять разных людей. Пять разных взглядов и точек зрения, порождающих, как следствие, пятерых разных Кейнов. Вот он честный журналист, обличающий в своих газетах коррупцию и несправедливость. Вот разносчик сплетен, гоняющийся за дешёвыми сенсациями и считающий, что: «Если есть большой заголовок, то и новость обретает значимость». Вот он любящий и внимательный муж, а вот уже фанатичный собственник, относящийся к жене как к дорогой и красивой вещи. К слову, к концу жизни в его особняке собралось нескончаемое множество дорогих и красивых вещей, словно служащих заменой людей, так и не смогших понять и принять сложный характер Чарльза. Так может верно утверждение о том, что от жизни ему нужна была лишь любовь?

    Хоть частично персонаж Кейна и основан на жизни американского газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста, есть в этом образе также много автобиографичного. И Кейн и Уэллс являются своего рода мистификаторами и мифотворцами. Главная докейновская мистификация Уэллса это, конечно же, скандальная радиопостановка «Войны миров» его однофамильца, вызвавшая в Штатах небывалую панику. Величайшая же мистификация Кейна — его собственная жизнь. Посредством газетных статей, публичных выступлений, разнообразных скандалов и часто меняющихся взглядов и интересов, он создал миф о самом себе, затмивший и, в то же время, возвысивший его собственную личность. И вправду, образ вещи либо субъекта нередко становится несоизмеримо больше этих самых вещи и субъекта, а тиражируемая копия полностью затмевает собой оригинал. Архитектоника кадра и построение мизансцен, к слову, лишь усиливает миифологичность Кейна, ведь камера Грегга Толанда то и дело снимает Орсона Уэллса с нижней точки, тем самым визуально увеличивая и без того немаленького (к тому же ещё и громогласного) актёра и возводя его персонажа в ранг монументальности. Кейн здесь человек-гора, внешностью, живым умом и чувством юмора напоминающий Унстона Черчилля. Неоднозначность обеих личностей лишь усиливает схожесть.

    По сути в «Гражданине Кейне» сосредоточено многое из того, о чём позднее в своих трудах писал выдающийся канадский философ Маршалл Маклюэн. Среди прочего он писал о том, что интериоризация технологии фонетического алфавита переводит человека из магического звукового мира в нейтральный визуальный. Это в свою очередь способствует обособленности и социальной изолированности индивида. Таким образом по его мнению закономерным следствием распространения письменности, заметно усилившемся с наступлением эры книгопечатания, может стать шизофрения. Отсюда и такая дискретность в восприятии Кейна окружающими, ведь они, по сути — прошедшие многовековое становление «люди печатной книги», видящие мир и других людей фрагментарно, а не целостно. А крайней степенью расщепления сознания на фрагменты как раз и является пресловутая шизофрения.

    В свете вышесказанного Чарльз Фостер Кейн воспринимается как некий собирательный образ, а не как цельная личность. Так где же настоящий Кейн? Как стал теми, с кем всю жизнь боролся? Как он превратился из молодого и энергичного борца за правду в бессовестного циника с диктаторскими замашками, говорящего: «Вас беспокоит, что подумают люди? Я решаю, что подумают люди!»

    Так может стоит вернуться в самое начало — к эпизодам детства Чарльза. Ведь, согласно психоанализу, фундаментальная база личности человека формируется в возрасте до семи лет. Дальнейшее формирование происходит уже в соответствии с имеющейся базой. Поэтому первые годы жизни так важны для становления человека. Поэтому многие писатели, режиссёры, музыканты и художники во многом отталкиваются в своём творчестве от детских воспоминаний. Детсво Чарли Кейна было счастливым. Он жил в любящей семье под крышей скромного, но уютного дома. Именно в детских эпизодах жизни Чарли ярче всего проявляется важность происходящего на дальнем плане. Созданный посредством глубокого фокуса приём, когда движение объектов расположенных на заднем плане не менее важно, чем движение объектов, находящихся вблизи, прекрасно работает на протяжении всего фильма, создавая ощущение театральности и, в то же время, естественной непринуждённости. Здесь же эта непринуждённость выражается посредством вида из приоткрытого окна, когда катающийся на санках и весело резвящийся мальчик то входит в кадр, то выходит из него. И в какой-то момент приходит осознание. И вместо опостылевшего: «Кто вы, мистер Кейн?» хочется просто сказать: «Здравствуй, малыш Чарли!»

    21 апреля 2015 | 20:54

    Посмотрел Фильм довольно давно — в середине 1999 года, но вот рецензию и оценку решил поставить только сейчас, восполнив в памяти повторным просмотром отдельные моменты, которые еще тогда, 11 лет назад оставили странное и как теперь понимаю однозначно восторженное впечатление от киноэпопеи.

    Для меня и тогда, и сейчас фильм не о богатом, великом и прочее и прочее и прочее. Это в первую очередь кино о любви. Да да о любви.

    Фильм о том, что зачастую вещи, деньги, слава — все это мишура, оттеняющая главное в жизни многих — любовь и попытку ее найти и сохранить. Для Кейна именно поиск любви, которой он не познал и становится целью номер один, идеей, ради которой совершается добрая половина его поступков, превращаясь в манию, в попытку насильно ее получить.

    Возможно все вышесказанное — штампы и второсортная писанина, но для меня все пять рассказов о Кейне (мемуары его опекуна, рассказ его управляющего, второй жены, друга и дворецкого) — всего лишь пазлы, описывающие разные стороны поиска любви у Кейна. Он готов эпатировать, заигрывать, одаривать и делать много что еще, лишь бы получить эту любовь. Но проблема то в том, что он не знает что это такое, получив что-то похожее (как со второй женой) или не получив этого (с любовью избирателей) он понимает что все это обман и истина «где то не здесь». Лишь на пороге смерти становится понятным где она была.

    Причем если откровенно, то наверное на примере Кейна Остин Уэльс показал это наиболее верно. Действительно сильный характером «золотой мальчик», не обремененный поиском еды, жилья и других вещей первой необходимости, начинает активный поиск истины, а деньги становятся лишь средством, которое он не ценит, поскольку он их не заработал, не вложил ни толику труда.

    Второе о чем этот фильм для меня — это о том, что рано или поздно, но каждый становится заложником и своих идей, и общества, в котором живешь. И для Кейна первое превратилось в коллекционирование и попытку построить свой идеальный мир, где все будет по его правилам (чем то напоминает Майкла Джексона, не кажется?). Второе в том, что даже эпатажные и бросающие вызов обществу поступки рано или поздно укладываются в новый стандарт человека, которому ты уже стараешся соответствовать, хотя сам же его и создал.

    И, наконец, третье о чем это фильм для меня — это о том, что автором показано, — у каждого из нас есть и настоящие друзья (Джедидайл Леланд) и любовь (первая жена) и сподвижники (управляющий), просто зачастую в погоне за чем-то (может призраками, а может и действительно важным и нужным) мы этого не видим и не ценим.

    Фильм возможно не самый-самый всех времен и народов, но однозначно одно из глубоких и сильных произведений мирового кинематографа.

    5 августа 2010 | 11:10

    Нетленная классика, сильно повлиявшая на развитие кинематографа, всем своим весом легшая в его основы, изменившая само его строение, его становление как вида искусства. Признанный одним из лучших миром кинокритики, как и признан одним из лучших на IMDB среди зрителей.

    Дебют от молодого автора является примером замечательной детективной загадки, коя ещё так и не разгадана, на сегодня она выглядит именно такой, история жизни газетного магната Кейна, скрепленная с драмой о его же свершениях, рассказывающая о человеке, кой не проявлял в начале своего пути, серьёзности по отношению к делу. Да! И на всю это интересно смотреть, да и на благо в качестве преподношении истории произведение талантливого Орсона Уэлса выигрывает своей, на то время, уникальной подачей. Плюс к этому, для той эпохи подобный революционному скачку, и сейчас он выглядит ничуть не хуже, а возможно даже лучше современных лент на схожую тематику. Качество самой постановки поражает, работа оператора, свет, звук и многое, в технической части он идеально исполнен, но мне как простому зрителю, фильм показался, немножко затянут (пустая придирка, знающие меня поймут, какая я сволочь). И всё же благодаря плавному повествованию, уютному тону, атмосферы 30-ых годов прошлого века, картина выглядит привлекающей внимание до самого конца. Да и не нужно забывать об оригинальности сценария, а он то и ответствен за его немалое достижение, поменять после своего появления весь мир.

    Ещё одним из немалых достижений, является факт того что его регулярно цитирует сейчас и вдобавок он является важным учебным пособием для всех людей, особенно для тех, кто занимается кинематографом, или просто для тех, кто любит высокое искусство, как и для тех, кто любит грамотное кино.

    Бесспорно.

    10 из 10

    14 сентября 2015 | 12:14

    Ретроспектива — взгляд назад. Иногда очень полезно обернуться и посмотреть, что же там было. Почему снимали такое прекрасное кино, писали искренние сценарии, и как кто-то стал великим. Особенно, если этот «кто-то» — Орсон Уэллс.

    Гражданин Кейн — один из первых фильмов Орсона Уэллса и его полнометражный дебют, признанный шедевр кинематографа — фильм о жизни человека. Биография того, кого нет и никогда не существовало. «Чарльз Фостер Кейн» еще долго будет звучать у зрителя в ушах. Кейн — человек, которого после просмотра знаешь, как будто общался с ним с пеленок, хотя на самом деле это обычный персонаж, который не просто многогранен. Он живет, по-настоящему живет: грустит, радуется, боится, плачет. И иногда теряется связь между вполне реальным Орсоном Уэллсом и придуманным почти без прототипов Чарли Кейном.

    Странно, что такой колоритный образ не стал гротескным. Сначала бойкий журналист, а затем грузный газетный магнат, так и напрашивается стать односторонним и карикатурным. И иногда думаешь: «Вот, вот она промашка Уэллса — таких людей не бывает!», а потом осознаешь: «Черт, так это же мой сосед…»

    Несмотря на то, что фильм выверен и профессионален, он полон искренности и чувств (как еще можно рассказать о человеке?), а, будучи двадцатипятилетним парнем, Уэллс показал своего героя так, что можно было подумать, что Орсон пережил и тридцатый, и сороковой и все последующие десятки человеческой жизни.

    То, что мы можем с уверенностью сказать о «Гражданине…» так то, что это по-настоящему масштабное кино. И для этого режиссеру не надо было создавать новые миры или охватывать необъятное. Уэллсу был нужен один человек, которого он аккуратно вплел в историю. И имя ему — Чарльз Фостер Кейн.

    20 сентября 2010 | 14:01

    Несмотря на то, что картина «Гражданин Кейн», поставленная 25-летним режиссером Орсоном Уэллсом принесла ему стабильную мировую славу и прочно заняла место одного из первых фильмов за все время, которые обязательны к просмотру, массовая слава к Уэллсу пришла еще в 38 году. Именно тогда, 30 октября его реалистичная радиопостановка «Войны миров» по мотивам почти однофамильца Герберта Уэллса ввергла в хаос добрую часть Америки, всерьез посчитавшую, что марсиане атаковали Землю. Где-где, а уж в Нью-Йорке и в Нью-Джерси обоих Уэллсов запомнят надолго. Но не в последнюю очередь эта анекдотичная слава позволила молодому человеку претворить в жизнь первый полнометражный фильм, а молодая энергия и безудержная жажда новаторства с использованием новых методов во всем позволила «Гражданину Кейну» обойти время на десятилетия.

    Если делить кинематограф на довоенный и послевоенный, то окажется, что «Гражданин Кейн» связал их, ибо был снят еще в то время, когда Америка и не думала вступать в войну, но истинное признание получил лишь в 50-ых, на что повлияло много факторов, включающих и неподготовленность зрителя к подобным новаторствам, и противодействие со стороны всяких там газетных магнатов, принимающих все на свой счет. Вообще, по влиянию на кино, в целом, «Гражданина Кейна» сравнивают с «Рождением Нации» Гриффита, первым полнометражным фильмом. Хоть с тех времен, когда кино еще только вставало на ноги, прошли десятилетия, как искусство оно было открыто для новых приемов и дебют Уэллса тому подтверждение. Уэллс устроил из фильма настоящую лабораторию для испытаний с глубинной мизансценой, где важна в первую очередь расстановка актеров на площадке, с изображением и звуком, даже с сюжетом и подачей времени. Так что, в учебниках по киноискусству фильм застолбил себе очень выгодное местечко.

    Уэллс с раннего детства был предрасположен к театральному и постановочному искусству, невероятно активен и решителен. Вероятно, он просто хотел попробовать все, выжать из кинокамеры максимум, хоть никогда до этого и не превозносил кинематограф, отдавая предпочтение театру и мечтая о Бродвее. Идея «Гражданина Кейна» появилась у Орсона Уэллса в союзе со сценаристом Германом Манкевичем, незадолго до этого прославившимся сценарием к «Волшебнику Страны Оз», где почти также, как и «Гражданине Кейне» потрясающе причудливо сочеталась сказка и социально-экономические проблемы современности. Сама мысль о том, чтобы поставить на экране жизнь газетного магната, живой прототип которого заправлял желтой прессой и огромными деньгами была смелой. Еще смелее выставить на суд субъективных мнений его жизнь, проанализировать и сделать выводы.

    В фильме есть очень горькая ирония, отразившаяся на художественном и финансовом успехе картины. Помните фразу Уэллса-Кейна о том, что он решает, что будут думать люди? Так и было. Но в реальности это решал Уильям Рэндольф Херст, крупнейший газетный магнат, с которого Уэллс списал куда больше, чем признавался в прессе. И как бы хорош не был фильм по тем временам, он был новаторским, а следовательно странным и общественное мнение играло большую роль. Между Орсоном Уэллсом и Херстом развязалась настоящая война с точкой преткновения в виде образа Чарльза Фостера Кейна. Взять к примеру даже Hearst Castle (Замок Херста), ведь если посмотреть на историю этого памятника, то даже слепому ясно, что с него и только с него делалось поместье Ксанаду, про которое сатирически сказано: «самый дорогостоящий памятник, построенный человеком в честь себя самого со времён пирамид». И Уэллса тут не в чем винить, ведь если подумать, то человек, заработавший состояние на желтой прессе, собирающий музейные экспонаты со всего мира — сам по себе ходячее противоречие.

    Сюжет ленты же строится вокруг смерти популярного газетного магната Чарльза Фостера Кейна, когда-то считавшего, что у него в руках весь мир, и даже президентское кресло — вопрос времени. Настоящая заслуга постановки состоит в подаче этого сюжета: газетный корреспондент объезжает всех близких покойного, чтобы узнать, что же означает таинственное слово «Rosebud», сказанное Кейном перед смертью. Действие идет в разных направлениях, с одной стороны линейная история корреспондента, с другой — история самого Кейна, но не реального, а такого, каким он представлялся в глазах опрошенных людей, что демонстрирует невозможность абсолютной достоверности в искусстве. Чарльз Кейн это не только собирательный образ из реальных прототипов, но и собирательный образ восприятия близких ему людей.

    Хотя ничего особенно плохого в этом образе нет, есть масса интересных черт характера, но через него Уэллс очень лирично, немного грустно, показал всю его пустоту, в которой ворох вещей и материальных ценностей, лишь внешне казавшихся искусством, погребли личность, затянули ее в некое метафорическое подобие тюрьмы, где единственной важной вещью, несшей хоть какой-то личный отпечаток стали эти старые санки, принятые за ненужный мусор. Ощущение вещественной перегруженности вне всяких похвал и концовка замечательна — она ярче, чем любой цветной фильм показывает человека, старавшегося придавать своей жизни значимость, затмив тем самым то немногое, что действительно имело для него значение, поэтому именно разгадка интриги имеет огромное значение, и не в том, как красиво ее прятали, а в том, какой подтекст несет в себе бутон розы, сокровенная тайна, в которую так старательно пытались проникнуть газетчики.

    Если искать еще прототипы, послужившие вдохновением, то для атмосферы, как мне кажется, была выбрана «Снежная Королева» Андерсена, написанная за век до выхода фильма. Отсылок именно к ней, несмотря на всю абсурдность затеи здесь масса, но Уэллс, как никто другой понимал, что постановочное искусство жанр тонкий, и просто поставить историю жизни магната будет недостаточно, и вопиющую серьезность бытия разбавил реалиями снежной сказки. Например, шар, с падения которого все начинается, и в котором закрыто холодное, но теплое сердцу детство с любимыми санями, семьей, и бутоном розы. А потом человек, как та сказочная колдунья, забирающий в чужой мир одиночества, обещающий власть, но дарящий лишь холодную душу. Вот только за Каем, то есть Кейном, никто не придет и он так и останется со Снежной Королевой, а после займет ее место. По-моему, сцена в поместье, где вторая жена Кейна, Сьюзен Александр, собирает паззл — великолепная аллюзия на кульминацию сказки, уступающая разве что слову «Rosebud». Здесь и развитие мысли Андерсена, и новый взгляд на ситуацию.

    Итог: показавший себя, как мастера художественной постановки, сопоставившего предыдущий опыт и тягу к новаторству, Уэллс создал потрясающий образец западного киноискусства, по праву считающегося одним из ярчайших представителей мирового кино.

    25 октября 2009 | 00:09

    Этот фильм потому и называют лучшим за всю историю кино, что он до сих пор остается непознанным как в плане философского содержания, так и с точки зрения искусства — единства мысли и ее воплощения. Как и в любом великом произведении, в картине Уэллса совершенство заложено в особой не материальной, но исключительно художественной субстанции — органичности идеи и изображения, поразительном магическом акте превращения аморфного неосязаемого тумана внутреннего мира автора в построение пространства кадров и перехода их друг в друга. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что столь гениальная лента была поставлена режиссером в возрасте всего лишь 25-и лет. Более того, только молодой человек и мог этого достичь. Только свежий взгляд и неудержимая, не опресненная опытом фантазия с невыносимой жаждой сказать свое слов могли низвергнуть традицию и совершить то, что спустя годы назовут «опережением времени». Безусловно, новое не может быть создано без памяти о старом, и здесь мы наблюдаем приемы прошлого, однако сами по себе они пусты, поэтому способны служить лишь средством в фиксации творчества, которое в чистом виде всегда оригинально.

    «Гражданин Кейн» — это уникальный пример слияния личности автора и художественного образа. И дело не в том, что Кейн чем-то похож на Уэллса, гораздо важнее, что персонаж становится не только фигурой повествования, но вклинивается в гораздо более общую конструкцию — в мировоззрение художника и человека, осознающего себя и действительность. Кейн — это иллюзия реальных переживаний и сомнений. Однако этим не заканчивается — правдоподобный герой обретает философскую самостоятельность и оказывается уже вторичным объектом, расширяющим рассуждения в еще не открытые пространства. Переворачивая фабулу в обратном направлении, ведя рассказ разными планами: в прошлом и в настоящем — трансформируя, расчленяя время на фрагменты, режиссер создает на экране собственную вселенную со своими законами, не имеющими ничего общего с правилами внешнего мира. История движется словно в воображении, следуя индивидуальными течениями мысли и чувства его хозяина. Что и воспринимается как мифологический сюрреализм, возведенный в ту степень, когда абсурд уже не отличим от правды, когда иносказание становится хроникой.

    Жизнь и характер Чарльза Фостера Кейна, вместившего в себя эпоху, ее устремления и поражения, превратившегося из своенравного подростка в молодого бунтаря, прошедшего путь от ниспровергателя авторитетов, разрушителя традиций до монумента всех тех пороков, против которых он так рьяно сражался, фактически являются летописью вечного мотива истории человечества. Это биография мечты, идеала, который под влиянием собственной природы обрастает слоем пыли и превращается из жизни в ее безвкусный натюрморт, что нарисован по всем правилам, однако именно они и становятся последним доказательством смерти.

    Судьба Кейна, как и сюжет фильма, собирается подобно пазлу. Однако алгоритм подчиняется конструкции характера героя и раскрывает его по принципу взаимосвязи черт художественного образа. Уэллс рассматривает персонаж то в панораме официальной хроники, то в бытовой обстановке, однако везде наделяет события определенными жанровыми мотивами: комедия, мелодрама, трагедия, драма, — которые, используя присущие им типы условности, представляют Кейна в точном и законченном ракурсе. Материал сам направляет кинематографический текст, подводя его к вещественному символу — особняку Ксанаду, очевидно, олицетворяющему своего владельца. Вместе с тем, он воплощает цель всей жизни героя — создание собственного мира. И здесь в пластических средствах экрана звучит сметающий пронзительный крик боли, заключенный не столько в личном горе, сколько в беспощадном законе бытия. Достигнутая мечта неизбежно оказывается пустышкой, а единственное, что обретает значение — это детские санки — то, что никогда не было мечтой, то, что просто приносило радость. Оттого роскошный замок, заставленный тысячами статуй, новое чудо — одновременно Колосс Родосский и Сады Семирамиды — меркнет перед величием детской игры.

    Фильм хоронит своего героя, оставляя за ним шлейф недосказанности. Финальные кадры не рассеивают мрак таинственности и, кажется, так и непонятой глубины личности. Зритель остается в неведении в той же мере, что и в самом начале выдуманной хроники, однако это неведение обретает иную форму, которая важнее однозначной ясности. Ведь мы, рассмотрев жизнь персонажа до мельчайших нюансов, осознаем главное — его принципиальную непознаваемость, которая и является истинной сущностью человеческой природы.

    Как и всякое великое произведение, «Гражданин Кейн» выходит за границы искусства и продолжается уже внутри зрителя, становясь внешним воплощением самопознания.

    21 августа 2010 | 01:27

    Данная картина уже давно признана во всем мире. Об этом твердят многие журналы, кинокритики и киноакадемии. Сюжет повествует о человеке, который управлял мнением людей. Медиа-магнат Чарльз Фостер Кейн, прототипом которого послужил Уильям Рендольф Хёрст, а также чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик. Мистер Кейн, умирая в своём доме, обронил всего одну фразу: «Бутон розы», значение которой поручено исследовать журналисту Томпсону.

    Вывеска на заборе Занаду гласит: «Вход воспрещён». Это, будто, сразу даёт понять, что частная Кейна недоступна для всех, она хранится в сердце этого поместья, оставляя загадку о главном герое. Расследование жизни Чарльза Фостера проходит, в основном, в разговорах с людьми, которые имели отношение к его жизни, а само действие фильма построенно на принципе флэшбеков. В сам начале, помимо сцены смерти, нам предоставляют несколько минут в виде «некролога», что даёт возможность получить общее понимание о сюжете.

    Сам же Орсон Уэллс сыграл в картине главную роль, написал сценарий на пару с Херманом Дж. Манкевичем и снял её. «Гражданин Кейн» стал первым полнометражным фильмом Уэллса, который он снял в свои 25(!) лет! Предоставив миру новое кино, он запечатлил своё имя в истории. Сьёмка и монтаж очень даже впечатляющие, а для 1941 года это стало настоящим прорывом. В этом всём есть огромная заслуга оператора Грегга Толанда, который показал себя как настоящий мастер сьёмки.

    Актёрский состав, большинство из которого только дебютировали в кино, по-настоящему поражает зрителя. Все они прекрасно воплащали идею фильма в жизнь, каждый персонаж был по-своему важен для этой картины. Все они стали частью «магии» этого кино.

    На самом деле, данная лента вполне могла бы быть сделана, как биографическая лента о человеке, который постепенно взлетал с желанием просто предоставлять людям новости, но позже он был наделён огромной властью, которую использовал и в своих личных целях. Но нет, здесь есть изюминка — именно та «частная жизнь Чарльза Кейна», которая хранится где-то в самом «розовом бутоне». Как раз в этом весь интерес детектива, в этом он многогранен.

    Данная картина смотрится с настоящим неподдельным интересом, она впечатляющая. Мне показалось, в современном кинематографе есть один актёр, который стал похож на Орсона Уэллса в этом фильме, — это Леонардо ДиКаприо, а именно в лентах «Дж. Эдгар» и «Волк с Уолл-Стрит». Всё-таки, в том, что подобного рода фильмы являются одними из лучших как тогда, так и сейчас, есть заслуга именно «Гражданина Кейна»!

    Можно сказать, что этот фильм является шедевром, одним из лучших фильмов в истории кинематографа, очень скандальным в своё время и чуть ли не самым признанным во всём мире. Это всё важно, но самое главное, как воспринимается он зрителем. Каждым зрителем. Для меня это прекрасное кино!

    9 из 10

    12 июля 2014 | 17:31

    Вообще о чём фильм?

    О человеке по имени Чарльз Фостер Кейн. Он газетный магнат, безмерно богат, и держит всё в своих руках. Таких и любят и ненавидят. Это человек, добившийся огромных богатств, и который удовлетворяет за счёт них, все свои потребности, но только для самого себя, для своего же «я». И всё это приводит, в конечном итоге, к краху его жизни.

    Он известен и боится потерять ВСЁ свое состояние, и не терпит насмешек со стороны.

    Вспомним пару шокирующих поступков главного героя:

    1) Боязнь опозориться за свою вторую жену, которую и без того называют неудачной «певичкой», и тем самым, не терпя насмешек со стороны (о чём я упоминал в плане характера Кейна), заставляет и заставляет продолжать её петь в опере, не понимая уже, что у неё нет таланта петь.

    2) Второй случай, это когда Кейн стал кандидатом на пост губернатора, а его оппонент уличил его в измене жене (с той самой «певичкой»), даже шантажировал его. Но и Кейна это не остановило, и он не собирался ни при каких обстоятельствах отказываться от своей кандидатуры на пост губернатора, и упершись рогами, пошёл дальше, поломав себе своё положение, и лишившись голосов.

    3) Из-за своей упёртости и устремлённости к славе и власти, он теряет и своих лучших друзей, тех людей, с которыми он же и начинал свою карьеру (примером стала потеря друга Лилланда).

    И что в результате? Просто мастерски показаны кадры, когда после смерти Кейна, часть его вещей распродают, а большую часть итого сжигают в печке! Выходит, он тратил деньги впустую, на те же самые вещи, которые так простенько уничтожают. Каково начало фильма: планы особняка, смерть самого хозяина (шикарный кадр, как падает из его рук стеклянный прозрачный шар, и через его стекло видно, как заходит медсестра). И каков конец: те же планы особняка, дым из трубы дома, где сжигают всё имущество хозяина. Последний кадр, одна из вещей, это горящие детские санки под названием «розовый бутон». Те последние слова Кейна при смерти. Почему «розовый бутон»? Возможно, эти санки фигурируют, когда Кейн был маленьким, и в фильме немного показано его детство, и где он катается на этих же санках. Может он переосознал всё-таки свою жизнь? И захотел вернуться снова в детство, чтобы переделать свою жизнь, не быть богатым и таким сварливым, не тратить деньги на все пустые роскоши, но зато жить нормально и любить. Ответ не ясен.

    Что касается группы съёмок?

    Я считаю здесь операторскую работу Грегга Толланда просто отличной! Все кадры очень чёткие, строгие и хорошо отточенные и в результате выходят очень идеальными и насыщенными. Практически, ни одного лишнего кадра. Чем то может напомнить Дж. Олкотта (по его фильмам С. Кубрика «Барри Линдон», «Заводной апельсин», «Сияние»), где все кадры такие же идеальные, точные и красивые. Одним словом, браво Толланд!

    И конечно, сам гражданин Орсон Уэллс, который в этой картине был не только режиссёром, но ещё и главным актёром и продюсером (три номинации на «Оскар»), и ещё сценаристом совместно с Херманом Дж. Манкевичем (на этот раз победа в этой категории на премии «Оскар»). Вообще, тот самый метод, где режиссёр, ещё может являться главным/второстепенным актёром в своих же фильмах, применяли ещё Н. С. Михалков, Ф. Трюффо или К. Тарантино и другие. Так же и Уэллс (заметьте, ему было то всего 26 лет) который проделал сложную работу и на экране, хорошо перевоплощаясь в образе Кейна (от молодого до старого ворчуна и жлоба). Так же и за кадром, руководя всем творческим процессом и актёрской труппой.

    Такое ощущение, что фильм снят не в 40-х, а вообще в 50-х или 60- х годах. Настолько он грамотно и отлично снят. Одним словом, чем-то этот фильм всё-таки цепляет, правда всё равно местами скучноват, но пересмотреть его снова через долгое время захочется.

    Лично я (почему то к своему же удивлению) получил хорошее удовольствие от просмотра, и фильм (как я уже говорил) меня зацепил.

    9 из 10

    23 ноября 2010 | 20:32

    Фильм «Гражданин Кейн» построен на основе кольцевой композиции, все заканчивается, тем же чем и начиналось. Помимо этого Орсон Уэллс в своем фильме интересно использует прием ретроспективы, часто отбрасывая зрителя в прошлое, он старается показать нам, кто такой этот Чарльс Фостер Кейн, какая жизнь у него была, и что собственно произошло?

    Медиамагнат Чарльз Фостер Кейн умирает в своём доме, выронив перед смертью из рук стеклянный шар и еле произнеся только одно слово: «rosebud» («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и пытаются выяснить, что же значат эти последние предсмертные слова. Так по ходу собирания репортером Томпсоном частичек пазла, изображающих жизнь этого медиамагната, зритель вместе с ним окунается в историю о Чарльзе Кейне. Так что же за человек был Кейн, и что значат эти последние слова?

    Посмотрев фильм, я могу сказать, что синонимом к имени Чарльз Кейн является слово победа. Да, именно победа, это, то что руководствовало его действиями и жизнью. Это, то чего он всегда пытался добиться, и то, что у него выходило, и эта победа была неотделима от общественного мнения, он- человек, который сам влиял на мнения людей, был так же зависим от этого мнения, но по-своему, он не пытался сделать, так чтобы всем все понравилось, а наоборот, он делал так, как хотелось ему, но после убеждал всех в том, что именно так и надо: пытаясь баллотироваться на пост губернатора, выясняется, что у него, женатого мужчины есть роман с «певичкой», который собираются раскрыть, этого никто не хочет, и для Чарльза тоже было бы лучше, просто снять свою кандидатуру, но он бросает вызов всем, и отказывается уходить без боя, в итоге это приводит к концу как его брака, так и его политической карьеры, он осуждается обществом, но не сдается, через некоторое время Кейн просто жениться на этой самой «певичке», Сьюзан Александер, при этом делая из нее знаменитую оперную певицу, опять же вопреки общественному мнению и переламывая его. « Он не был жестоким, но делал жестокие вещи», и это тоже про Кейна, добиваясь своего, он забывал о близких ему людях, о друге, о женах…Чарльз Фостер Кейн верил только в Чарльза Кейна, и в этом была как его сила, так и слабость.

    К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона». Но в последние моменты фильма камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих, по их мнению, не представляющие ценности вещи Кейна. Среди них в печь попадают детские санки Кейна с надписью «Розовый бутон». И мы понимаем, что последние слова и этот стеклянный шар подсказывают нам, что Кейн жалеет о жизни, которая прошла, и вспоминает детство, он хочет вернуться туда, в тот зимний вечер, где все началось, к любимой матери, и изменить все, так эти сани становятся символом прошедшего, которое невозможно поменять, но так хотелось бы, они становятся символом проигрыша Чарльза Фостера Кейна, единственного, но самого важного проигрыша в его жизни.

    4 июня 2015 | 02:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>