всё о любом фильме:

Гражданин Кейн

Citizen Kane
год
страна
слоган«Radio's Most Dynamic Artist . . The Man At Whose Voice A Nation Trembled . . . Now the screen's most exciting NEW star ! ORSON WELLES in the picture Hollywood said he'd never make»
режиссерОрсон Уэллс
сценарийГерман Я. Манкевич, Орсон Уэллс, Джон Хаусмен, ...
продюсерОрсон Уэллс, Джордж Шефер
операторГрегг Толанд
композиторБернард Херрманн
художникВан Нест Полглейс, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера
монтажРоберт Уайз
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  640 тыс.
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время119 мин. / 01:59
Номинации (8):
В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Смерть Кейна вызывает бурную реакцию в обществе, и группа журналистов берется узнать, кем же он был на самом деле, что он пережил за свою долгую, полную взлетов и падений жизнь… И что все-таки значит это «Роузбад»?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
67 + 0 = 67
9.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В начальной сцене фильма (после выпуска новостей) на заднем плане, среди репортеров, можно заметить Джозефа Коттена.
    • Уильям Рэндольф Хёрст был настолько взбешён фильмом, что назвал Орсона Уэллса коммунистом, для того чтобы помешать выходу картины на экраны.
    • Производственный номер фильма, который он получил на студии RKO, — 281.
    • Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда он вместе с Херманом Дж. Манкевичем написал сценарий фильма «Гражданин Кейн»
    • До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала The New Yorker.
    • Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хёрста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме не раз упоминался «розовый бутон» (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Мэрион Дейвис).
    • По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
    • Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. В ней он поведал о том, как относятся к известному человеку разные люди, так или иначе связавшие с ним свою жизнь.
    • Манкевич написал первый вариант сценария приблизительно за шесть недель; большую часть этого времени он работал на больничной койке.
    • Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Уильям Рэндольф Хёрст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
    • Внимательный зритель может заметить, что камера всегда смотрит на Кейна и Лиланда снизу вверх, в то время как на более «слабых» персонажей, например, Сьюзан Александр, — сверху вниз. Данную манеру съёмок Орсон Уэллс позаимствовал у Джона Форда, применившего такой подход двумя годами раннее в «Дилижансе» (1939).
    • Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком. Однако задумку монтажера не поняли некоторые владельцы кинотеатров, потребовав замены копий фильма из-за ужасного качества первых десяти минут.
    • Журналист, берущий интервью у пожилого Кейна, — оператор фильма Грегг Толанд.
    • Дебютный фильм Агнес Мурхед.
    • Во время съёмок Орсон Уэллс сломал лодыжку и был вынужден на протяжении двух недель руководить съёмками фильма из инвалидной коляски.
    • По версии American Film Institute фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
    • Фраза Кейна «Бутон розы» заняла 17 место в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии American Film Institute.
    • Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
    • Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену.
    • Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма.
    • В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». Это — возможная ссылка на радиопостановку Орсона Уэллса «Война миров», которую многие восприняли, как настоящий репортаж с места высадки инопланетян.
    • Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и «хором девушек» должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Орсона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
    • Практически весь актерский состав фильма состоял из актеров труппы Mercury Theatre, которую основал Орсон Уэллс в возрасте 21 года. Данная труппа занималась радиопостановками известных литературных произведений, среди которых были «Граф Монте Кристо», «Остров сокровищ», «39 ступеней», «Авраам Линкольн», «Война миров» и др.
    • Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
    • При съёмках фильма Грегг Толанд очень часто использовал линзы с просветляющим покрытием, что было в новинку для киноиндустрии того времени.
    • Кусочек оперы, на котором тренируется Сьюзан, — «Una voce poco fa» из «Il barbiere di Siviglia» Джоаккино Россини.
    • Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
    • Толпа, смотрящая на Кейна, когда он говорит свою речь, — это на самом деле статичная фотография. Для того чтобы придать иллюзию движения, с помощью булавок были проколоты сотни дырочек, за которыми техники всё время передвигали освещение.
    • Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион — замечательная женщина.
    • По версии Entertainment Weekly фильм занял 2 место в списке «Величайших фильмов всех времен».
    • В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене. Для данных сцен были готовы раскадровки, однако они так и не были сняты.
    • Имя мистера Бернштейна ни разу не произносится по ходу действия фильма.
    • Во время съёмок фильма Орсон Уэллс получил предупреждение от Уильяма Рэндольфа Хёрста, согласно которому последний намеревался дискредитировать режиссера с помощью фотографий, на которых Орсон будет запечатлен в компании обнаженной женщины в комнате отеля. В тот день Уэллс не стал возвращаться в отель, для того чтобы избежать возможной нелицеприятной фотосессии. Однако так и неизвестно точно, была ли данная угроза правдой или вымыслом.
    • Съёмки фильма начались в конце июня 1940 года и закончились 23 октября того же года. Изначально фильм должен был выйти в прокат в феврале 1941, но из-за череды скандалов, окружавших картину, премьера была отложена до 1 мая 1941 года.
    • Персонаж «мистер Бернштейн» получил своё имя в честь опекуна Орсона Уэллса доктора Мориса Бернштейна.
    • По версии журнала Total Film фильм занял 6 место в списке «100 величайших фильмов всех времен».
    • Соглашение, достигнутое между Орсоном Уэллсом и студией RKO, предоставило ему неслыханную свободу для режиссера-дебютанта: он должен был написать сценарий, спродюсировать, срежиссировать и сыграть в двух фильмах для студии, при этом именно он подбирал актеров и съёмочную группу. Также у него было право на окончательный монтаж своих картин. Глава студии Джордж Шефер мог лишь остановить съёмки, если бюджет фильма превысит $500,000 (бюджет «Кейна» был перерасходован на $200,000), но никто кроме Уэллса не имел право просматривать текущий съёмочный материал.
    • Глава студии RKO Джордж Шефер предложил изменить название фильма с «Американца» на «Гражданина Кейна».
    • Одно из возможных названий, которые рассматривал Орсон Уэллс для своей картины, — «Джон Кью».
    • Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма. Так как Орсон Уэллс сломал лодыжку, пришлось внести изменения в съёмочный график. Изначально сцена с пожилым Лиландом должна была быть снята одной из последних. Чтобы хоть как-то помочь актеру, весь его монолог был записан на специальные карточки, которые должен был читать Джозеф. Однако из-за огромного количества грима и контактных линз он практически ничего не видел. Поэтому Коттену пришлось выучить все свои реплики всего за несколько часов.
    • Для того чтобы отделаться от студийных боссов хотя бы в первые дни съёмок, Уэллс заявил, что съёмочная группа и актеры находятся на репетициях, когда на самом деле съёмки шли полным ходом. Уловка Орсона была раскрыта лишь только через несколько дней.
    • В начальной сцене фильма (после показа выпуска новостей) все персонажи, присутствующие в комнате, были сыграны актерами, исполнившими главные мужские роли в картине, включая Джозефа Коттена и Орсона Уэллса.
    • По словам Орсона Уэллса, обстоятельство того, что Дороти Коминьоре была беременна, когда начались съёмки, дало ему некоторые преимущества: например, в спорах со студией Орсон использовал данный аргумент, как подтверждение своих намерений закончить съёмки в срок. При просмотре фильма практически невозможно заметить, что Дороти беременна, т. к. она либо сидит за столом, либо одета в свободные длинные платья.
    • Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали «глубокий фокус»: специальная манера съёмок, позволяющая снимать объекты на переднем, среднем и заднем планах с одновременным фокусом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках.
    • Во время сцен, в которых Кейн покупает свою первую газету и говорит, что он станет банкротом только через 60 лет, можно увидеть, как выглядел Орсон Уэллс в возрасте 25 лет. Во всех остальных сценах на актере присутствовал грим, делавший его старше.
    • еще 43 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Друзья Орсона Уэллса поинтересовались у него, как о последних словах Кейна мог узнать весь мир, если в момент смерти в его комнате не было посторонних. Уэллс долго не знал, что ответить, а потом сказал: «Больше никому об этом не говорите».
    • На пятой минуте показывают газеты разных стран с сообщением о смерти Чарльза Кейна на заголовках первых полос, в том числе — советскую газету «Беднота». Такая газета действительно существовала и предназначалась в первую очередь для малограмотного слоя населения СССР — бедного крестьянства и солдат, что обуславливало тематику и стиль изложения. Маловероятно, чтобы смерть американского издательского магната заняла бы первую полосу этой газеты. К тому же, «Беднота» издавалась в период с 27 марта 1918 года по 31 января 1931 года, а Чарльз Кейн умирает в начале 1941 года.
    Трейлер 03:52

    файл добавилParticular..Plan

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Этот фильм, уже не раз заслуженно называвшийся в различных опросах критиков и других кинематографистов в качестве лучшего кинопроизведения всех времён и народов, имеет высокую оценку 8,6 (из 10) по итогам голосования пользователей imdb, что свидетельствует о его признании современными зрителями. Картина, намного опередившая своё время (она выдвигалась по девяти номинациям на «Оскар», но удостоилась только утешительного приза за оригинальный во всех смыслах сценарий), до сих способна поразить собственным кинематографическим новаторством. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 240 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Гражданин Кейн» блестящее произведение искусства! Сам персонаж напоминает Говарда Хьюза: эксцентричный человек, мыслящий глобально, пытающийся двигать мир к лучшему.

    Фильм, произвёл много шума в своё время, и до сих пор считается бесценным вкладом в мире кино. Если бы не чёрно-белая плёнка, вполне можно решить, что фильм современный. Безупречная операторская работа, сценарий — многогранен и затрагивает все сферы жизни.

    Орсон Уэллс, несмотря на то, что в 40-ые играли немного нелепо и наигранно, держится настолько правдиво, что чувствуется, будто это его последняя роль.

    Фильм — эпопея, фильм опередивший время, кино, давшее толчок современному кинематографу.

    Приятного просмотра!

    10 из 10

    13 августа 2010 | 01:13

    Величие фильма «Гражданин Кейн» бежит далеко впереди него. Нет ни одного любителя кино, который бы не слышал название «Гражданин Кейн». Нет ни одного рейтинга лучших из лучших фильмов всех времен и народов, где бы в начале не упоминался «Гражданин Кейн». Нет больше ни одного фильма скандальность, которому шла только в ущерб (хотя тут могу ошибаться). Можно долго слышать о величии фильма «Гражданин Кейн», но лучше хотя бы раз посмотреть, что я пару недель назад и сделал.

    Оказалось этого мало, помимо фильма интересен и весь шум его сопровождавший, и его почетные звания и его создатель, бесспорный гений звукового кино Орсон Уэллс. Все отмечают, что он снял свой шедевр в 24 года, даже Эдвард Вуд-младший (если верить фильму Тима Бартона «Эд Вуд») восхищался Уэллсом, хотя в иерархии кинотворцов занимает противоположное О. Уэллсу в списке место.

    Уэллс легендарная величина для американского кинематографа, человек совмещал в себе помимо актёрских и режиссёрских функций и обязанности сценариста, продюсера и однажды оператора, о таких говорят человек-оркестр. Это тот самый человек поставивший радио постановку «Война миров», которая заставила жителей Нью-Джерси выйти на улицу «встречать» инопланетян, той самой постановки, запись которой Спилберг руками оторвал у владельцев, замышляя свою экранизацию романа Герберта Уэллса.

    Уволенный за этот «трюк» Орсон Уэллс, вряд ли помышлял несколько лет спустя, выпустить фильм, который и через много лет будет будоражить умы человечества, если не всего, то киноманской части, которой точно. Собственно год 1941, 1 мая мир увидел «Гражданина Кейна». Как увидел, так и забыл, не многим посчастливилось рассказывать внукам, что они своими глазами видели новый кинематограф, в быстро меняющемся мире.

    Пока Европа сотрясалась войной, американский кинематограф почти полностью пересев на звук вышёл в мировые лидеры, а картина Уэллса прошла не громко. То есть этому помешала антикампания устроенная фильму мультимиллионером Хэрстом, который, тогда владея большинством СМИ Америки, дал команду бойкотировать фильм Уэллса. Так и случилась первая битва информационной войны, без которой нынче не возможно представить мир, Уэллсу пришлось не, сколько раздавать интервью по поводу оригинальности и новизны фильма, а, сколько уговаривать руководителей студии не убирать фильм в долгий ящик. Справедливость восторжествовала, нынче любой желающий путем несложного действия может приобрести и посмотреть фильм Уэллса.

    Только вот мне побегать пришлось не мало, был обойдён ни один ДВД-магазин, где натыкался на вопросы «а что это?», «это из классики вроде да?» и ответы «был у нас, да купили уже». Ладно, изобретен интернет…

    Просмотр же фильма с момента получения долгожданной посылки много времени не занял, два быстрых часа моей жизни прошли под гениальный фильм прошлого, в котором при современных технологиях не сразу определишь, что же было для фильма изобретено Уэллсом. Думаю ни один фильм 10-30-х гг. прошлого века нужно посмотреть, чтобы оценить «Гражданина Кейна» по достоинству в визуальном плане, у меня опыт знакомства со столь древними фильмами не богат.

    Сюжетная начинка «Гражданина Кейна» ни чуть не менее насыщена, чем околокиношная. Фильм начинается по самому сложному для авторов плану: раскрытия всех секретов на первом же отрезке картины, после чего обычно авторам трудно удержать зрительский интерес до конца. Правда Уэллсу было прощё, к 1941т г. было мало затертых моментов, а в звуковом кино единицы, поэтому его идея раскрыть всё и дальше показать главный внутренний смысл — смела и похвальна.

    Раскрытие карт это видео-хроника о жизни главного героя фильма Чарльза Кейна, видео-некролог продолжительностью около 10 минут, сейчас в новостях такому уделяют не больше пяти. Из некролога можно узнать всё о жизни Кейна-миллионера, но ничего о жизни Кейна-человека. Фильм в фильме расскажет жизненный путь миллионера, его становление, о его газете, о его империи, о его дворце, о его женщинах, о его политических взглядах, о всем о нём известном всему миру. Главной же интригой останется одно, кем же был на самом деле Кейн и что скрыто за его последними словами «rosebud».

    Дальнейший сюжет пойдет о журналистском расследовании происхождения и значения этого слова.

    Уэллс в это слово и в его поиски вложил смысл человеческой природы, самую простую человеческую страсть «познать неизвестное». Проходили эпохи, господствующие государства меняли друг друга, развивались науки, рушились империи, но все эти времена человек помимо меркантильных интересов богато жить и вкусно есть, скрывал в себе наивное — любопытство. Не зря же народ после радиопостановки «Войны миров» О. Уэллса по мотивам Г. Уэллса вышёл встречать марсиан, не зря же человек изобрёл микроскоп, и полетел на Луну… Так и Уэллс, снимая свой шедевр, акцентировал внимание на этой страсти.

    Не даром не объясняется, почему они (массы) хотят знать что такое «rosebud», просто журналиста ставят (средства массовой информации) перед фактом, узнать что такое «rosebud» — этот момент и можно считать «rosebud`ом». Уэллс возвёл любопытство в человеческую аксиому. По этому он и просил не обращать внимания на итоговый результат, придуманный Манкевичем, Уэллс и тут не поставил точку.
    Для него «rosebud», нечто из человеческой природы.

    Вывод о «Гражданине Кейне» все делают всегда одинаковый, прошло столько лет, а фильм ни на дюйм не устарел. Так и теперь, масс-медии могут как загубить любой фильм так и сделать кого угодно героем, миллионеры прячутся в дворцах, а страстные люди бродят по миру в поисках нового…

    Уэллс, снимая шедевры, так и не вошёл в списки рекордсменов по количеству наград американской киноакадемии или зрительских симпатий, и Золотой пальмовой ветвью не помазан. Оскар у него всего один, как раз за «Гражданина Кейна» за сценарий. А ведь, сколько он мог получить болванчиков за этот фильм, если бы Хэрст ни отдал отмашку придержать СМИ фильм «Гражданин Кейн». Тогда же возможно и не числился «Гражданин Кейн» так высоко, как числиться поныне. Всё что не делается к лучшему?!

    Фильм, безусловно, достоин своего места в истории, я ещё не написал, но фильм понравился, может, не столь красив внешне как современные фильмы, и не столь глубок как философские, зато обладает такой необъяснимой магией, манящей зрительские сердца. Почему? Два ответа: первый: кампании масс-медии, которые не забывают отмечать «Гражданина Кейна», т. е. как раз те, кого тут высмеял Уэллс. Второе: магия кино, тоже аксиома, знаете ли.

    24 ноября 2007 | 03:04

    «Гражданин Кейн», сразу скажу, меня не впечатлил. Фильм, дважды признанный лучшей американской картиной всех времен, оказался тягучим, если не сказать занудным.

    Да, с технической точки зрения «Кейн» представляет интерес — все эти планы, углы, разное освещение, флэшбэки. Да и Орсон Уэллс достоин всяческих похвал за то, что в 26 лет срежиссировал фильм и сыграл главную роль. Причем, на мой взгляд, самая удачная часть этой самой роли — старческий возраст.

    Но уж очень фильм специфический — иные картины Бергмана или Феллини выглядят более «зрелищными».

    Вывод: мое внимание фильм приковал лишь на последние минут 15-20. Вот это было великолепно. А в целом… Так себе.

    28 июля 2010 | 17:15

    «Гражданин Кейн» очень часто фигурирует во всевозможных рейтингах лучших фильмов всех времён. Причислять или не причислять дебютную работу Орсона Уэллса к лику избранных — это, как говорится, дело каждого. Конечно, современному зрителю кино может показаться немного затянутым и нудноватым, но спросите себя, сколько вы знаете байопиков, которые не становятся немного скучноватыми ближе к своей концовке? Несмотря на то, что сам Уэллс не раз заявлял, что картину не стоит относить к байопикам, её почему-то с завидным усердием причисляют именно к этому жанру. Ну что ж если хотят байопик, то пускай так и будет. Тогда еще резче бросается в глаза, насколько сильно «Кейн» не попадает под стандартные жанровые рамки.

    Для начала фильм врывается на экраны в форме агрессивного и стремительного репортажа о рождении, жизни и смерти Чарльза Фостера Кейна. Если вы видели первые десять минут, то считайте, что сюжет фильма и его главные перипетии вам уже известны, т. к. в дальнейшем будет углубление сюжетных ходов, высказанных в первые минуты. По большому счету, режиссер не оставляет никакой интриги, т. к. развязка уже известна. И когда зритель ожидает обычную сюжетную канву, Уэллс запаковывает свою картину в обвертку детективной истории с начинкой байопика.

    Если в большинстве фильмов данного жанра режиссер, словно биограф, планомерно рассказывает о жизни главного героя, базируясь на уже собранном материале; то в «Гражданине Кейне» мы, так сказать, видим, как собирается подобный материал. Журналистское расследование позволило Уэллсу показать Кейна глазами различных людей, каждый из которых привносил что-то новое, противоречивое в образ главного героя.

    Несмотря на свою более чем шестидесятилетнюю историю, фильм ничуть не потерял в своей актуальности и выглядит более чем современным, что во многом достигается за счет поднятых в картине сюжетов, проблем и идей. Предвосхитив эпоху тотального влияния СМИ на повседневную жизнь, режиссер поставил в центр внимания медиа-магната, способного за счет своих ресурсов формировать общественное мнение или публиковать информацию, выгодную для него. А в качестве его главных принципов пропагандируется ныне так модный перфекционизм во всем. Но несмотря на коррумпированную историю успеха, Уэллс напоминает зрителям, что ни в коем случае нельзя изменять своим личным правилам и принципам, по которым ты живешь, иначе потеряешь самое главное — честность по отношению к самому себе.

    В год выхода на экраны картина провалилась в прокате, чему не мало поспособствовал Уильям Рэндольф Хирст, известный медиа-магнат, на основе которого в той или иной степени был построен образ Кейна. Фильм бесследно исчез из кинотеатров и был заброшен на дальние полки в архивах «RKO». Но время расставило всё на свои места. Пересматривая Кейна, нельзя не удивиться великолепной операторской работе, намного опередившей своё время; выверенному до мелочей сценарию; блестящей работе гримеров, сумевших более чем правдоподобно показать внешность людей в различные годы жизни; и, конечно, поаплодировать актерской игре, главную скрипку в которой играл Орсон Уэллс.

    Итого: может быть, по современным меркам немного затянутое, но зато блестящее во всех отношениях кино. Настоящая классика.

    25 апреля 2007 | 11:03

    Самый, пожалуй, мудрый фильм о власти, потому что фильм о потребителе, потребителе … власти.

    Чарльзу Фостеру Кейну сваливаются на голову колоссальные деньги, которые он знает как потратить — он тратит их на потребление, извлекая удовольствие из своей причастности власти.

    Стучитесь к нему в дверь со своими проблемами для того, чтобы вас спустили с лестницы или грозно размахивайте ружьем — вот, пожалуй, поступок того рода, который может привлечь внимание мистера Кейна, полностью захваченного таким … развлечением как власть. Это не тот парень, который будет корпеть над чем-то, это парень, берущий свое нахрапом, силой воли, вдохновением и привлечь его внимание можно только сильными аргументами. Обуянный мечтами, упрямец Чарльз Фостер Кейн, впрочем, «друг рабочих», своих «солдатиков». Он любит свои игрушки. Большое вдохновенное дитя, он играет чуть ли не в социалиста.

    Пропойца в кабаке — вот кто многое может порассказать вам о мистере Кейне, потому что он неудержимый в своей жажде удовольствий парень, того же склада что и Чарльз Фостер Кейн.

    Орсон Уэллс мудро рассказывает нам историю, способную привлечь внимание многих и многих, потому что нам, потребителям в потребительский век, рассказывают о том как потратить миллионы.

    А потратить их, «естественно», следует не на служение обществу, а на развлечения, но развлечения изысканные. Это и собирание предметов искусства, и зверей, и делание себе паблисити при помощи газеты, и политиканство, и желание сделать из возлюбленной оперного идола…

    Гражданин Кейн весьма изыскан в своих развлечениях и нас обучают как быть богатым человеком со вкусом, не впадающим в дикарство гонки за удовольствиями, на что способны весьма многие, заканчивающейся банальными скандалами с полицией.

    Развлекайтесь, господа, но развлекайтесь со вкусом и за рецептами обращайтесь к господину Орсону Уэллсу, к его чести, надо признать, весьма и весьма цивилизованному и, кстати, работоспособному во имя мечты человеку.

    Вы подражаете Джеймсу Бонду? Взгляните еще и на Чарльза Фостера Кейна! Подражайте мистеру Чарльзу Фостеру Кейну — вот кто знал толк во власти, толк … в удовольствиях.

    Вот кто был властен и не глуп — элитарен…

    30 мая 2011 | 16:48

    «Гражданин Кейн» Уэллса — один из немногих примеров того, как киноклассика, которая, как правило, со временем становится уделом кинокритиков, киноведов и выпускников высшей школы кино, остается интересной и простому зрителю. Отметая в сторону все достижения «Кейна» и его исполинских размеров вклад в развитие кино, работа Уэллса не тянет в сон и не вызывает сочувственный смех тех, для кого кино началось с «Трансформеров» (и отчего-то на них же не закончилось). Казалось бы обычная полудокументальная (по форме изложения) история про богатого дядьку не должна сильно увлекать: во-первых, жизнь богатых, в принципе, не блещет оригинальными историями, а, во-вторых, подобных историй одно только отечественное телевидение выдает по две штуки в день.

    Препарируя жизнь газетного магната Чарльза Фостера Кейна, Уэллс (собственно режиссер тут играет самого Кейна, начиная от амбициозного юноши и заканчивая стариком-мизантропом) подбирает такие формы повествования, которые сейчас встречаются повсеместно не только в документальном жанре, но и в байопиках. Однако приемы не разваливаются на частности, а плотно сбиваются в единый поток повествования-расследования. Пытаясь ответить на вопрос «Who is citizen Kane?» (в фильме вопрос звучит куда более художественно и метафорично), режиссер показывает зрителю объект со всех возможных сторон — официальная хроника, воспоминания жен, друзей и тех, кому довелось работать на Кейна (вплоть до дворецкого). Однако призма мнений вместо того, чтобы собрать образ человека в единое целое, размывает его до едва различимых черт. Монтаж, противоречащий хронологии, вносит еще больший диссонанс в историю. Таким образом, пытаясь разрушить миф Кейна, честными приемами (которые по идее должны этот миф разметать уже просто до каменной крошки) Уэллс не только сохраняет Колосса, но и отливает ему стальные ноги.

    Идейных посылов в фильме много, автор не только оперирует Кейна, но экстраполирует его жизнь на жизнь каждого, на жизнь поколения и поколений. Однако ответов и морали Уэллс так и не даст: подобно тому, как главный герой не может вписаться в привычные координаты духовности, понятия о добре и зле у режиссера выпадают из двумерной плоскости, которой явно становится недостаточно. Добро и зло поменяются местами, если наблюдатель сделает шаг в сторону.

    28 сентября 2011 | 19:28

    Уверен, почти все кинолюбители слышали про «Гражданина Кейна» — фильм, который часто называют лучшим кинотворением всех времён и народов. Но многих наверняка отпугивает тот факт, что он снят в далёком 1941 году, и не решаются посмотреть этот «наверняка занудный и примитивный», по их мнению, чёрно-белый фильм. Уверен, они недоумевают, неужели один из первых полнометражных звуковых фильмов был снят так хорошо, что перебить его рейтинг не могут уже более 70 лет. Но посмотрев его, все ваши сомнения насчёт объективности его высоких оценок рассеются. Жанр картины можно определить как психологическая драма с элементами детектива. Снять такое в 1941 — уже подвиг и невероятный прорыв. Не стоит напоминать, что все кинокартины тогда были линейными, никаких ответвлений в сюжете, флешбэков, неразгадываемых вплоть до самого конца тайн в сюжете. Тут всё это есть, причём эти приёмы в литературе давно были, но кино по своему тогдашнему месту в культуре было призвано не озадачивать, бросать в дрожь или задавать загадки — от него ждали или смешной до колик истории или душераздирающих любовных драм. Снять по-настоящему умный и нетривиальный фильм сумел снять молодой Орсон Уэллс — относительно будущего кино у него были не застарелые предубеждения, а куча новаторских идей, которые он с успехом реализовал.

    Фильм, по сути, об одном человеке, том самом Гражданине Кейне — медиамагнате, который оставляет после себя внушительную империю и тайну своей неоднозначной личности, плюс загадку, заключающуюся в значении его последнего прижизненного слова -«Rosebud» («бутон розы»). И вот журналист одной из крупных газет осуществляет своё расследование для того, чтобы разгадать эти две тайны. Он с этим не совсем справляется, а вот зрителю и то и то раскроют, если он будет достаточно внимательным. И вот то, как подан сюжет стоит отметить — в фильме, скорее всего, первые в истории кино «флешбэки». Следуя за тем журналистом, и слушая его беседы с людьми, знавшими Кейна, мы рисуем себе его образ, но он меняется в зависимости от отзыва о нём собеседника. В конце концов, у нас получается не строгая оценка соотношения положительных и отрицательных мнений о нём, мы уже создаём свой собственный психопортрет миллионера и искателя. И ещё одна особенность данного фильма относительно других кинолент того времени — сложность характеров — нет сугубо злых или добрых, никого не делают статичным, их положение относительно главного героя меняется, показана их судьба и то, как повлиял на них Кейн. В других же фильмах того времени, как правило Добрый шериф Смит ловил плохого Бандита Джонсона, и всё.

    Я назвал Кейна искателем, и он, несомненно, им является, его целью которого была мечта, которая не оставалась неизменной и единственной, а менялась вместе с ним. Поначалу упрямый юноша хотел славы и внимания, получив это, он начал искать любви, получив её в несовершенном виде, он сделал идеей-фикс увеличение своего влияния на людей, как следствие — жена превратилась в очередной его проект реализации чего бы там ни было, а поле деятельности из медиа переместилось в политику. Но Великому Кейну всё время мешали наивные и недалёкие люди, которые мыслили приземлённо по сравнению с ним, и не хотели его возвышения. Попытки сделать его обычным шли со стороны опекуна, потом жены, а затем уже многих многих, которые хотели сбить этого орла, который взлетел, по их мнению, слишком высоко и всё-таки они разрушили его мечты. Сам он из идеального примера превратился в антипример, перестав быть свободным и независимым, и вот перед нами нерациональный и маниакальный Кейн. Управлявший мнением миллионов людей в Америки о себе, он уже не мог ни в чём разубедить нескольких близких к нему. Эхо в его гигантском замке кричало о безумии, жена больно жалила словами, весь мир отвернулся от него, а всё, что сказал перед смертью великий Гражданин Кейн — «роузбад». И занимательнейшая история о самом неоднозначном человеке Америки того времени действительно заслуживает тех высоких оценок, что ставят ему уже больше семидесяти лет.

    17 марта 2014 | 15:48

    Фильм повествует о человеке прошлого и настоящего Чарльзе Фостере Кейне. Кино старое, малосмотрибельное по сегодняшним меркам, но чертовски увлекательное. Честно признаюсь, смотрел в несколько заходов, по вечерам, не скуки ради или же интереса наоборот, скорее потому что интересовали факты об этом фильме и его создателе.

    Не секрет, что «Гражданин Кейн» находится вот уже какое десятилетие в 10-ке фильмов всех времен и народов, а про Орсона Уэллса ходит множество легенд, еще со времен его хулиганской постановки по радио о нашествии инопланетян по книге однофамильца-фантаста Герберта Уэллса с его книгой «Война миров». Тогда жители Нью-Йорка ни на шутку испугались возможности быть порабощеными инопланетными захватчиками, никто и не подумал, что в студии местного радио сидит молодой человек, и словами охваченного ужасом рассказчика читает роман тезки.

    Орсону Уэллсу еще и не исполнилось 30, когда он плененный любовью к эксцентрике и эпатажу создает фильм «Гражданин Кейн» вместе со своими однополчанами из местного небольшого театра. Я не скажу, что он создал блокбастер или драму, о которой вспоминаешь в трудные минуты жизни, нет, это скорее очень правильное кино, оно снято поэтапно, что-то наподобие мемуаров о Великом надо сказать человеке прошлого, который шел напролом и получал все, что хочет любыми методами, не боялся никого ни бога, ни себя самого, и страдал от этого очень яростно. Любил и был любимым, только вот любовь его особенная была, захватническая, навязанная чем-то свыше, как будто специально этот человек был кем-то избран, чтобы возвысится над миром и умереть с простой фразой на устах — розовый бутон. Вот тут и начинается история. Редакция его газеты через своего журналиста пытается написать прощальную статью о своем хозяине, но чего-то не хватает, какой-то мелочи, а именно что значат эти прощальные его слова про розовый бутон.

    У любого человека за душой есть мешок костей, которые он обгладывал, скользя по поверхности жизни. У одних большой, у других меньше. У людей заметных богатых, этих мешков бывает не один вагон, все они кажутся нами слишком надменными и отрицательными, тряся своим барахлом денежным на глазах голодной публики. Поэтому мы и ненавидим олигархов, политиков, начальников, это уже черта характера русского народа. В Америке все чуть иначе, воспитание может быть, а может я не прав, но, тем не менее, к богатому человеку относятся с должным почтением. Этика или черт знает что, но это жизнь, разменивать себя на ненависть к не знакомому человека как минимум глупо, как максимум опасно для жизни.

    Фильм смотрел пережатый в форм-фактор avi, качество картинки черно-белое, но красивое (наверное к ч\б неравнодушен еще по фотографическим вкусностям). Звук скорее всего моноканальный пережат в стерео, мне как ни странно очень понравился перевод, одноголосый, но такой правильный, такой чувственный, как будто человек ощущал к этому фильму отцовскую заботу, прямо 10 балов.

    Фильм смотреть не советую, но киношникам, которые разочаровались в современном искусстве, однозначный «маст си», оценку поставлю 7 из 10, скорее потому что чуть занудлив.

    6 февраля 2009 | 17:09

    Многие наслышаны об этой картине как о «лучшем фильме всех времён и народов». А в 2000 году Американский Киноинститут огласил 100 лучших американских фильмов, 1 место в котором занял «Гражданин Кейн». Естественно, я не могла пройти мимо это киношедевра.

    Медиамагнат Чарльз Фостер Кейн умирает у себя в особняке и его последняя фраза была «розовый бутон». Газеты быстро разносят эту новость по свету, так как Кейн был известной фигурой. Репортёр Томпсон решает узнать что могли бы означать эти загадочные предсмертные слова и начинает своё расследование.

    Из некролога, который нам предоставляется в самом начале, можно понять как выглядел Чарльз в лицах других людей. Человек, который владел «империей» печати. Который называл себя, прежде всего, американцем.

    На протяжении всего фильма мы узнаём как видели Кейна его близкие, знакомые, друзья. Уолтер Тэтчер, банкир, которому отдали на воспитание маленького Чарльза, считал его самоуверенным наглецом, да и сам Кейн сразу его невзлюбил.

    - Дурак он был, этот ваш Тэтчер.
    - Он заработал огромные деньги.
    - Нехитрое дело — заработать огромные деньги, когда от жизни тебе нужно только одно — заработать огромные деньги.


    Друг, и по совместительству коллега, Джедедайя Лиланд, был уверен в том, что Кейн делает все ради того, чтобы уверить весь мир в своём собственном мнении.

    - Люди подумают…
    - Люди подумают то, что я им велю.


    Вторая жена, Сьюзан Александер, говорила что Чарльз всегда хотел, чтобы всё было под его руководством.

    - Всё что я делаю, я делаю потому что я люблю тебя.
    - Ты меня не любишь. Ты хочешь, чтоб я любила тебя! Ну, конечно! «Я — Чарльз Фостер Кейн, всё что не захочешь, оно будет твоё, но ты меня обязана любить!»


    Тем самым, на протяжении всего фильма нам раскрывается истинная сущность Кейна, человека, который в начале своего жизненного пути хотел писать правду в газетах и который, в последствии, стал использовать свои капиталы на удовлетворения своих эгоистичных желаний. Человек, который считал своё мнение самым главным, и не обращал внимания на остальные.

    В начале фильма есть момент, как Кейн в первом выпуске своей газеты печатает некую «декларацию принципов», в которой он обязуется давать жителям города газету, в которой будет сообщать о всех новостях честно. Он пообещал что станет защитником гражданских и человеческих прав. Спустя много лет, позабыв об этом обещании, Чарльзу попадает в руки этот листок и он безжалостно порвал его. Я считаю, именно это событие показывает насколько сильно изменился Кейн.

    Фильм не зря считают гениальным, и не побоюсь этого слова, шедевральным. Правда, многие люди нашего времени могут его не понять, но это, как говорится, их забота.

    Последний кадр, был такой же, как и начальный: монограмма «К» на заборе возле особняка Кейна и надпись «Посторонним вход запрещён». Тем самым, режиссёр даёт понять, что даже несмотря на наше мимолётное вторжение в цепь событий жизни главного героя, нам никогда не удастся понять, кем он был на самом деле. И тайна «розового бутона» ушла вместе с Кейном в могилу.

    Бесспорно,

    10 из 10

    14 марта 2011 | 18:39

    Другими словами фильм этот назвать затруднительно, потому что даже оригинальное название — «Citizen Kane» — не вмещает в себе и половины того багажа, который предлагает нам Орсон Уэллс. Снять в 26 лет фильм, который сделает тебя «Чарльзом Кейном в кинематографе» может не каждый. Это, в какой-то степени, недосягаемый подвиг. Теперешние режиссеры могут позволить себе такое уже в престарелом возрасте, а порой и вовсе не стоят рядом с такими картинами. Нет смысла еще раз расхваливать и фильм, и человека, но все мои слова, наверное, потеряли бы смысл. А ее хочу поискать его, к тому же, подобное кино — не такое уж и частое явление, а потому вряд ли у меня будет еще один шанс.

    Раритетным в этом фильме можно назвать все и сразу, но только сама структура картины в целом является, чуть ли не эталоном для массового, фанатичного подражания. Нет, я ни в коем случае не призываю делать ремейк или сиквел, (да и кто позволит) но вот сам по себе пример брать нужно. Все-таки сама концепция ленты для нас уже не чужда и вряд ли бы снискала громадную славу. Наверное, сейчас бы такой фильм могли бы, и поругать, и даже отвергнуть, ибо нет в «Citizen Kane» ни пафоса, ни шаблонного сценария, ни морали, которая зачастую лежит слишком примечательно и не допускает вообще никаких размышлений на тот или иной счет. Вернее, все это есть, но каждый из этих компонентов, или почти каждый, в данном произведении кроется где-то под толстой коркой настоящего кинообаяния. Сюжет, при всей своей формальной линейности, то бишь, жизненного пути, который приведет к логичному окончанию, заводит нас в дебри весьма и весьма необычного повествования, знакомя с тем или иным героем ленты. В целом, это биографическая драма, итог которой — смерть в одиночестве. Она и поучительная, и, в общем-то, правильная, только вот немного нетипичная. Герой героем, только вот поступки его не всегда сказываются исключительно гладко на его карьере и жизни. Кейн готов пойти на жертвы, но они порой кажутся неоправданными и лишними, потому и фильм становится более драматичным.

    Сам же фильм можно поделить на три части. Бойкое начало ленты поистине вовлекает в происходящее, а его странные поступки притягивают своей необычностью. Легко и интересно начинается «Citizen Kane», порой даже позволяя ощутить дрожь на теле от очень даже трогательных ситуаций. В начале второго часа картины появляется некое желание ускорить сам процесс. Становится немного нудно, скучно. Сюжет протекает излишне размеренно, но все же подробно. Финальный аккорд — это как любопытный сюрприз. Вроде понятно, чем закончится, а вот узнать один нюанс все же тянет.

    Выступивший в роли человека-оркестра Орсон Уэллс справляется со своими ролями на отлично, давая понять, что талантливые люди талантливы во всем. Его сценарий кажется до боли знакомым; но нет, сравнивать «Кейна» я не еще не имею права, да и сравнивать-то, по хорошему, надо с самим «Кейном». Игра молодого Уэллса впечатляет не харизмой и не мощью, а простой такой достоверностью, которую отлично он и передал. Образ Кейна получился очень важным и действительно главным во всей ленте. Здесь куча вторых ролей, но на первом месте один человек — Орсон Уэллс.

    Поиски «Rosebud» успехом так и не увенчались, да и кому надо знать, что это такое. Газеты канут в небытие, а смерть великого человека забудут с новым общественным всплеском, типа выборов или убийства. Все знают, что человек живет только тогда, когда живет память о нем. Этот фильм и этот человек будут жить вечно, сам факт не вызывает сомнения, потому что актуальность ленты безгранична. И даже сейчас, через 70 лет после выхода самого фильма ты понимаешь, что история обычного вроде человек с огромным состоянием — это не сюжет биографической ленты, а что-то в разы большее, что-то капитально-важное, что-то особенное…

    «Жизнь человека трудно объяснить словами…»

    4 февраля 2011 | 21:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>