всё о любом фильме:

Гражданин Кейн

Citizen Kane
год
страна
слоган«Radio's Most Dynamic Artist . . The Man At Whose Voice A Nation Trembled . . . Now the screen's most exciting NEW star ! ORSON WELLES in the picture Hollywood said he'd never make»
режиссерОрсон Уэллс
сценарийГерман Я. Манкевич, Орсон Уэллс, Джон Хаусмен, ...
продюсерОрсон Уэллс, Джордж Шефер
операторГрегг Толанд
композиторБернард Херрманн
художникВан Нест Полглейс, Эдвард Стивенсон, Даррел Сильвера
монтажРоберт Уайз
жанр драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  640 тыс.
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время119 мин. / 01:59
Номинации (8):
В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Смерть Кейна вызывает бурную реакцию в обществе, и группа журналистов берется узнать, кем же он был на самом деле, что он пережил за свою долгую, полную взлетов и падений жизнь… И что все-таки значит это «Роузбад»?
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
67 + 0 = 67
9.4
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Съёмки фильма начались в конце июня 1940 года и закончились 23 октября того же года. Изначально фильм должен был выйти в прокат в феврале 1941, но из-за череды скандалов, окружавших картину, премьера была отложена до 1 мая 1941 года.
    • Производственный номер фильма, который он получил на студии RKO, — 281.
    • Дебютный фильм Агнес Мурхед.
    • Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда он вместе с Херманом Дж. Манкевичем написал сценарий фильма «Гражданин Кейн»
    • До своего появления в Голливуде в 1926 году Манкевич рецензировал пьесы для журнала The New Yorker.
    • Десятилетиями ходили споры по поводу того, какой вклад в сценарий внесли Уэллс и Манкевич. По данным различных источников, каждый из авторов выразил в сценарии свой взгляд на биографию и судьбу персонажей. Уэллс использовал в сценарии факты из своей личной жизни, Манкевич же, создавая образ Чарльза Фостера Кейна, придал ему черты Уильяма Рэндольфа Хёрста, известного издательского магната. Ходили слухи, что Хирста больше всего бесило то, что в фильме не раз упоминался «розовый бутон» (именно так, как многие утверждали, магнат называл интимные части тела своей любовницы Мэрион Дейвис).
    • По словам Уэллса, прототипом Кейна также были чикагский финансист Гари Фаулер МакКормик, потративший огромные средства на свою любовницу и вторую жену, польскую певицу Ганну Вальску, и один из основателей General Electric, чикагский магнат Самуэль Инсулл, построивший для своей любовницы-певицы оперный театр в Чикаго.
    • Еще во время учебы в школе Уэллс сочинил пьесу «Марш» (Marching Song), которая так и не была поставлена. В ней он поведал о том, как относятся к известному человеку разные люди, так или иначе связавшие с ним свою жизнь.
    • Манкевич написал первый вариант сценария приблизительно за шесть недель; большую часть этого времени он работал на больничной койке.
    • Картина получила восторженные отзывы кинокритиков, однако практически провалилась в прокате. Это в значительной степени объясняется тем, что Уильям Рэндольф Хёрст запретил упоминать об этой картине в своих газетах, которые в то время составляли основную часть печатной продукции в США.
    • Внимательный зритель может заметить, что камера всегда смотрит на Кейна и Лиланда снизу вверх, в то время как на более «слабых» персонажей, например, Сьюзан Александр, — сверху вниз. Данную манеру съёмок Орсон Уэллс позаимствовал у Джона Форда, применившего такой подход двумя годами раннее в «Дилижансе» (1939).
    • Для того чтобы придать выпуску новостей, показанному в начале фильма, зернистый вид, Роберт Уайз (монтажер) протащил пленку с отснятым материалам по каменному полу и марле, наполненной песком. Однако задумку монтажера не поняли некоторые владельцы кинотеатров, потребовав замены копий фильма из-за ужасного качества первых десяти минут.
    • Журналист, берущий интервью у пожилого Кейна, — оператор фильма Грегг Толанд.
    • Во время съёмок Орсон Уэллс сломал лодыжку и был вынужден на протяжении двух недель руководить съёмками фильма из инвалидной коляски.
    • По версии American Film Institute фильм занял первое место в списке лучших фильмов всех времен.
    • Фраза Кейна «Бутон розы» заняла 17 место в списке «100 лучших фраз в истории кино» по версии American Film Institute.
    • Оригинальные негативы фильма сгорели во время пожара, случившегося в 1970-х гг.
    • Один из голосов репортеров, смотрящих выпуск новостей в начале фильма, принадлежит Джозефу Коттену.
    • Алан Лэдд исполнил небольшую роль, сыграв одного из репортеров в финале фильма.
    • В одной из сцен Кейн говорит: «Не верьте всему, что слышите по радио». Это — возможная ссылка на радиопостановку Орсона Уэллса «Война миров», которую многие восприняли, как настоящий репортаж с места высадки инопланетян.
    • Изначально сцена с Чарльзом Беннеттом и «хором девушек» должна была происходить в борделе, но студия не разрешила съёмки подобной сцены. Однако данное обстоятельство никак не потревожило Орсона Уэллса, который намеренно вписал такую сцену в сценарий, для того чтобы отвлечь внимание цензоров от других элементов.
    • Практически весь актерский состав фильма состоял из актеров труппы Mercury Theatre, которую основал Орсон Уэллс в возрасте 21 года. Данная труппа занималась радиопостановками известных литературных произведений, среди которых были «Граф Монте Кристо», «Остров сокровищ», «39 ступеней», «Авраам Линкольн», «Война миров» и др.
    • Персонаж Джозефа Коттена (Лиланд) основан на газетном критике Эштоне Стивенсе.
    • Уильям Рэндольф Хёрст был настолько взбешён фильмом, что назвал Орсона Уэллса коммунистом, для того чтобы помешать выходу картины на экраны.
    • В начальной сцене фильма (после выпуска новостей) на заднем плане, среди репортеров, можно заметить Джозефа Коттена.
    • При съёмках фильма Грегг Толанд очень часто использовал линзы с просветляющим покрытием, что было в новинку для киноиндустрии того времени.
    • Кусочек оперы, на котором тренируется Сьюзан, — «Una voce poco fa» из «Il barbiere di Siviglia» Джоаккино Россини.
    • Согласно популярным слухам, Тед Тернер собирался переделать картину из черно-белой в цветную, но из-за крайне негативной реакции зрителей он отказался от своей идеи. Полемика вокруг изменения первоначального вида картины была одним из факторов, приведших к принятию новых правил при выходе фильма на видео или показе на телевидении: если фильм был изменен по сравнению с версией, шедшей в кинотеатрах, в начале обязательно должен появляться титр гласящий, что картина была изменена по сравнению с оригинальной версией.
    • Толпа, смотрящая на Кейна, когда он говорит свою речь, — это на самом деле статичная фотография. Для того чтобы придать иллюзию движения, с помощью булавок были проколоты сотни дырочек, за которыми техники всё время передвигали освещение.
    • Уже после выхода фильма, Орсон Уэллс извинился за то, как была изображена Мэрион Дейвис в роли Сьюзан Александр, сказав, Мэрион — замечательная женщина.
    • По версии Entertainment Weekly фильм занял 2 место в списке «Величайших фильмов всех времен».
    • В сценарии фильма присутствовала сюжетная линия, согласно которой Сьюзан Александр изменяла своему мужу, и Кейн узнавал об измене. Для данных сцен были готовы раскадровки, однако они так и не были сняты.
    • Имя мистера Бернштейна ни разу не произносится по ходу действия фильма.
    • Во время съёмок фильма Орсон Уэллс получил предупреждение от Уильяма Рэндольфа Хёрста, согласно которому последний намеревался дискредитировать режиссера с помощью фотографий, на которых Орсон будет запечатлен в компании обнаженной женщины в комнате отеля. В тот день Уэллс не стал возвращаться в отель, для того чтобы избежать возможной нелицеприятной фотосессии. Однако так и неизвестно точно, была ли данная угроза правдой или вымыслом.
    • Персонаж «мистер Бернштейн» получил своё имя в честь опекуна Орсона Уэллса доктора Мориса Бернштейна.
    • По версии журнала Total Film фильм занял 6 место в списке «100 величайших фильмов всех времен».
    • Соглашение, достигнутое между Орсоном Уэллсом и студией RKO, предоставило ему неслыханную свободу для режиссера-дебютанта: он должен был написать сценарий, спродюсировать, срежиссировать и сыграть в двух фильмах для студии, при этом именно он подбирал актеров и съёмочную группу. Также у него было право на окончательный монтаж своих картин. Глава студии Джордж Шефер мог лишь остановить съёмки, если бюджет фильма превысит $500,000 (бюджет «Кейна» был перерасходован на $200,000), но никто кроме Уэллса не имел право просматривать текущий съёмочный материал.
    • Глава студии RKO Джордж Шефер предложил изменить название фильма с «Американца» на «Гражданина Кейна».
    • Одно из возможных названий, которые рассматривал Орсон Уэллс для своей картины, — «Джон Кью».
    • Продолжительная сцена, в которой Лиланд даёт интервью в доме престарелых, была первой сценой Джозефа Коттена, снятой для голливудского фильма. Так как Орсон Уэллс сломал лодыжку, пришлось внести изменения в съёмочный график. Изначально сцена с пожилым Лиландом должна была быть снята одной из последних. Чтобы хоть как-то помочь актеру, весь его монолог был записан на специальные карточки, которые должен был читать Джозеф. Однако из-за огромного количества грима и контактных линз он практически ничего не видел. Поэтому Коттену пришлось выучить все свои реплики всего за несколько часов.
    • Для того чтобы отделаться от студийных боссов хотя бы в первые дни съёмок, Уэллс заявил, что съёмочная группа и актеры находятся на репетициях, когда на самом деле съёмки шли полным ходом. Уловка Орсона была раскрыта лишь только через несколько дней.
    • В начальной сцене фильма (после показа выпуска новостей) все персонажи, присутствующие в комнате, были сыграны актерами, исполнившими главные мужские роли в картине, включая Джозефа Коттена и Орсона Уэллса.
    • По словам Орсона Уэллса, обстоятельство того, что Дороти Коминьоре была беременна, когда начались съёмки, дало ему некоторые преимущества: например, в спорах со студией Орсон использовал данный аргумент, как подтверждение своих намерений закончить съёмки в срок. При просмотре фильма практически невозможно заметить, что Дороти беременна, т. к. она либо сидит за столом, либо одета в свободные длинные платья.
    • Для съёмок данного фильма Орсон Уэллс и оператор Грегг Толанд впервые использовали «глубокий фокус»: специальная манера съёмок, позволяющая снимать объекты на переднем, среднем и заднем планах с одновременным фокусом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой Кейн крушит комнату Сьюзан, была снята с первого дубля. После окончания съёмок руки Орсона Уэллса были в крови и синяках.
    • Во время сцен, в которых Кейн покупает свою первую газету и говорит, что он станет банкротом только через 60 лет, можно увидеть, как выглядел Орсон Уэллс в возрасте 25 лет. Во всех остальных сценах на актере присутствовал грим, делавший его старше.
    • еще 43 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Друзья Орсона Уэллса поинтересовались у него, как о последних словах Кейна мог узнать весь мир, если в момент смерти в его комнате не было посторонних. Уэллс долго не знал, что ответить, а потом сказал: «Больше никому об этом не говорите».
    • На пятой минуте показывают газеты разных стран с сообщением о смерти Чарльза Кейна на заголовках первых полос, в том числе — советскую газету «Беднота». Такая газета действительно существовала и предназначалась в первую очередь для малограмотного слоя населения СССР — бедного крестьянства и солдат, что обуславливало тематику и стиль изложения. Маловероятно, чтобы смерть американского издательского магната заняла бы первую полосу этой газеты. К тому же, «Беднота» издавалась в период с 27 марта 1918 года по 31 января 1931 года, а Чарльз Кейн умирает в начале 1941 года.
    Трейлер 03:52

    файл добавилParticular..Plan

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Этот фильм, уже не раз заслуженно называвшийся в различных опросах критиков и других кинематографистов в качестве лучшего кинопроизведения всех времён и народов, имеет высокую оценку 8,6 (из 10) по итогам голосования пользователей imdb, что свидетельствует о его признании современными зрителями. Картина, намного опередившая своё время (она выдвигалась по девяти номинациям на «Оскар», но удостоилась только утешительного приза за оригинальный во всех смыслах сценарий), до сих способна поразить собственным кинематографическим новаторством. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 240 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Проход воспрещён» — гласит табличка на ограждении. Под зловещую музыку из дымки материализуется величественный в своей инфернальности дворец, словно перенесшийся в солнечную Флориду из мрачной Трансильвании. Это Ксанаду — обитель большого, даже огромного человека, который, впрочем несоизмеримо меньше отбрасываемой им тени. Имя этому человеку Чарльз Фостер Кейн — он медиамагнат, неудавшийся политик, покровитель искусства и просто выдающаяся личность, чья жизнь уже вплотную приблизилась к закату. Вот уже с его уст срывается последнее слово — таинственное «Роузбад», положившее начало громкому журналистскому расследованию. Кем же был этот таинственный старик?

    Некролог Кейна, выполненный в манере бодрого телерепортажа — эдакого десятиминутного фильма в фильме — резко контрастирует со зловещим прологом как в плане ритма и музыки, так и композиционно. Ретроспектива жизни Кейна — своеобразный калейдоскоп жизни неоднозначного и явно небезынтересного человека — только запутывает зрителя. Слишком уж разнятся частички пазла, являясь порой настоящими взаимоисключающими параграфами, лишь порождающими дополнительные вопросы. «Кто вы, мистер Кейн? Коммунист или фашист? Идеалист и заступник бедных, или прожжённый циник и бессовестный капиталист? Правдоруб или сплетник? А может вы просто игрок, которому важен не результат, но сам процесс игры?» Может вышеупомянутое журналистское расследование сможет развеять туман над личностью Кейна? Для этого нужно лишь сопоставить воспоминания пятерых людей, которые знали Кейна (или думали что знали) и вычленить из них зерно.

    Пять разных людей. Пять разных взглядов и точек зрения, порождающих, как следствие, пятерых разных Кейнов. Вот он честный журналист, обличающий в своих газетах коррупцию и несправедливость. Вот разносчик сплетен, гоняющийся за дешёвыми сенсациями и считающий, что: «Если есть большой заголовок, то и новость обретает значимость». Вот он любящий и внимательный муж, а вот уже фанатичный собственник, относящийся к жене как к дорогой и красивой вещи. К слову, к концу жизни в его особняке собралось нескончаемое множество дорогих и красивых вещей, словно служащих заменой людей, так и не смогших понять и принять сложный характер Чарльза. Так может верно утверждение о том, что от жизни ему нужна была лишь любовь?

    Хоть частично персонаж Кейна и основан на жизни американского газетного магната Уильяма Рэндольфа Хёрста, есть в этом образе также много автобиографичного. И Кейн и Уэллс являются своего рода мистификаторами и мифотворцами. Главная докейновская мистификация Уэллса это, конечно же, скандальная радиопостановка «Войны миров» его однофамильца, вызвавшая в Штатах небывалую панику. Величайшая же мистификация Кейна — его собственная жизнь. Посредством газетных статей, публичных выступлений, разнообразных скандалов и часто меняющихся взглядов и интересов, он создал миф о самом себе, затмивший и, в то же время, возвысивший его собственную личность. И вправду, образ вещи либо субъекта нередко становится несоизмеримо больше этих самых вещи и субъекта, а тиражируемая копия полностью затмевает собой оригинал. Архитектоника кадра и построение мизансцен, к слову, лишь усиливает миифологичность Кейна, ведь камера Грегга Толанда то и дело снимает Орсона Уэллса с нижней точки, тем самым визуально увеличивая и без того немаленького (к тому же ещё и громогласного) актёра и возводя его персонажа в ранг монументальности. Кейн здесь человек-гора, внешностью, живым умом и чувством юмора напоминающий Унстона Черчилля. Неоднозначность обеих личностей лишь усиливает схожесть.

    По сути в «Гражданине Кейне» сосредоточено многое из того, о чём позднее в своих трудах писал выдающийся канадский философ Маршалл Маклюэн. Среди прочего он писал о том, что интериоризация технологии фонетического алфавита переводит человека из магического звукового мира в нейтральный визуальный. Это в свою очередь способствует обособленности и социальной изолированности индивида. Таким образом по его мнению закономерным следствием распространения письменности, заметно усилившемся с наступлением эры книгопечатания, может стать шизофрения. Отсюда и такая дискретность в восприятии Кейна окружающими, ведь они, по сути — прошедшие многовековое становление «люди печатной книги», видящие мир и других людей фрагментарно, а не целостно. А крайней степенью расщепления сознания на фрагменты как раз и является пресловутая шизофрения.

    В свете вышесказанного Чарльз Фостер Кейн воспринимается как некий собирательный образ, а не как цельная личность. Так где же настоящий Кейн? Как стал теми, с кем всю жизнь боролся? Как он превратился из молодого и энергичного борца за правду в бессовестного циника с диктаторскими замашками, говорящего: «Вас беспокоит, что подумают люди? Я решаю, что подумают люди!»

    Так может стоит вернуться в самое начало — к эпизодам детства Чарльза. Ведь, согласно психоанализу, фундаментальная база личности человека формируется в возрасте до семи лет. Дальнейшее формирование происходит уже в соответствии с имеющейся базой. Поэтому первые годы жизни так важны для становления человека. Поэтому многие писатели, режиссёры, музыканты и художники во многом отталкиваются в своём творчестве от детских воспоминаний. Детсво Чарли Кейна было счастливым. Он жил в любящей семье под крышей скромного, но уютного дома. Именно в детских эпизодах жизни Чарли ярче всего проявляется важность происходящего на дальнем плане. Созданный посредством глубокого фокуса приём, когда движение объектов расположенных на заднем плане не менее важно, чем движение объектов, находящихся вблизи, прекрасно работает на протяжении всего фильма, создавая ощущение театральности и, в то же время, естественной непринуждённости. Здесь же эта непринуждённость выражается посредством вида из приоткрытого окна, когда катающийся на санках и весело резвящийся мальчик то входит в кадр, то выходит из него. И в какой-то момент приходит осознание. И вместо опостылевшего: «Кто вы, мистер Кейн?» хочется просто сказать: «Здравствуй, малыш Чарли!»

    21 апреля 2015 | 20:54

    Ретроспектива — взгляд назад. Иногда очень полезно обернуться и посмотреть, что же там было. Почему снимали такое прекрасное кино, писали искренние сценарии, и как кто-то стал великим. Особенно, если этот «кто-то» — Орсон Уэллс.

    Гражданин Кейн — один из первых фильмов Орсона Уэллса и его полнометражный дебют, признанный шедевр кинематографа — фильм о жизни человека. Биография того, кого нет и никогда не существовало. «Чарльз Фостер Кейн» еще долго будет звучать у зрителя в ушах. Кейн — человек, которого после просмотра знаешь, как будто общался с ним с пеленок, хотя на самом деле это обычный персонаж, который не просто многогранен. Он живет, по-настоящему живет: грустит, радуется, боится, плачет. И иногда теряется связь между вполне реальным Орсоном Уэллсом и придуманным почти без прототипов Чарли Кейном.

    Странно, что такой колоритный образ не стал гротескным. Сначала бойкий журналист, а затем грузный газетный магнат, так и напрашивается стать односторонним и карикатурным. И иногда думаешь: «Вот, вот она промашка Уэллса — таких людей не бывает!», а потом осознаешь: «Черт, так это же мой сосед…»

    Несмотря на то, что фильм выверен и профессионален, он полон искренности и чувств (как еще можно рассказать о человеке?), а, будучи двадцатипятилетним парнем, Уэллс показал своего героя так, что можно было подумать, что Орсон пережил и тридцатый, и сороковой и все последующие десятки человеческой жизни.

    То, что мы можем с уверенностью сказать о «Гражданине…» так то, что это по-настоящему масштабное кино. И для этого режиссеру не надо было создавать новые миры или охватывать необъятное. Уэллсу был нужен один человек, которого он аккуратно вплел в историю. И имя ему — Чарльз Фостер Кейн.

    20 сентября 2010 | 14:01

    Я не историк кино — мне сложно оценить всю степень новаторства «Гражданина Кейна», вышедшего в свет в 1941 году, более того я в фильмах вообще слабо разбираюсь и не могу их оценивать с точки зрения каких-то золотых стандартов, принимаемых профессионалами во внимание при вынесении суждения. Однако мне кажется, что претендующий в глазах общественности на «кино всех времен и народов» фильм должен быть чем-то большим, чем картина, опередившая время на 20-30-цать лет. Этот аргумент, безусловно, был очень весом в прошлом веке, но в XXI веке это уже не работает.

    - Люди подумают…
    - Люди подумают то, что я им велю.


    Фабула «Гражданина Кейна» разворачивается довольно интересно — не прямо, с инверсиями и отступлениями. Вообще, этот поэтизированный байопик, основанный, как говорят, по большей части на жизненных фактах газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста, держит в напряжении, заставляет сопереживать и интересоваться судьбой человека, который мог стать президентом США, который держал в своих руках общественное мнение, но так и остался мальчишкой, насильно разлученным в детстве со своей матерью.

    - Еще одна Венера. 25 тысяч долларов — большие деньги за бабу без головы.

    Красивые декорации, стильные костюмы, интересный грим, выверенная игра актеров — все это, безусловно стоит учитывать, но, например, детективная составляющая этого фильма неубедительна и даже в какой-то степени разочаровывает. Начиная тем, что предсмертных слов Кейна не мог никто слышать, и заканчивая тем, что зрителю интересна не «тайна розового бутона», а вообще сама по себе жизнь такого потрясающего человека, как Чарльз Фостер Кейн. Это отличный политизированный медиабайопик, но это не детектив.

    - Самый большой бриллиант в мире… Я не знал, что Чарли коллекционирует бриллианты.
    - Он их не коллекционирует. Он коллекционирует кое-кого, кто коллекционирует бриллианты.


    Повторюсь, я ничего не смыслю в тонкостях кино, не понимаю, какое влияние этот фильм оказал на мировое кино, однако я могу говорить за себя и за свои эмоции — «Гражданин Кейн» очень интересен, но он не цепляет, не переворачивает что-то внутри, не заставляет посмотреть на мир новыми глазами. Нет пресловутого — «Ах»!

    7 из 10

    23 января 2013 | 16:05

    Нетленная классика, сильно повлиявшая на развитие кинематографа, всем своим весом легшая в его основы, изменившая само его строение, его становление как вида искусства. Признанный одним из лучших миром кинокритики, как и признан одним из лучших на IMDB среди зрителей.

    Дебют от молодого автора является примером замечательной детективной загадки, коя ещё так и не разгадана, на сегодня она выглядит именно такой, история жизни газетного магната Кейна, скрепленная с драмой о его же свершениях, рассказывающая о человеке, кой не проявлял в начале своего пути, серьёзности по отношению к делу. Да! И на всю это интересно смотреть, да и на благо в качестве преподношении истории произведение талантливого Орсона Уэлса выигрывает своей, на то время, уникальной подачей. Плюс к этому, для той эпохи подобный революционному скачку, и сейчас он выглядит ничуть не хуже, а возможно даже лучше современных лент на схожую тематику. Качество самой постановки поражает, работа оператора, свет, звук и многое, в технической части он идеально исполнен, но мне как простому зрителю, фильм показался, немножко затянут (пустая придирка, знающие меня поймут, какая я сволочь). И всё же благодаря плавному повествованию, уютному тону, атмосферы 30-ых годов прошлого века, картина выглядит привлекающей внимание до самого конца. Да и не нужно забывать об оригинальности сценария, а он то и ответствен за его немалое достижение, поменять после своего появления весь мир.

    Ещё одним из немалых достижений, является факт того что его регулярно цитирует сейчас и вдобавок он является важным учебным пособием для всех людей, особенно для тех, кто занимается кинематографом, или просто для тех, кто любит высокое искусство, как и для тех, кто любит грамотное кино.

    Бесспорно.

    10 из 10

    14 сентября 2015 | 12:14

    Вопрос о том, какой у меня самый любимый фильм, по правде говоря затруднительный, как и у многих других людей. Множество фильмов достойно похвалы — которые отличаются друг от друга по жанру, по содержанию, по стилистике. И понять, какой из них тебе нравится больше, как правило становится трудновато. Но вот когда спрашивают, какой самый ЛУЧШИЙ фильм, ответ гораздо проще. Это «»Гражданин Кейн»».

    Сперва хотелось бы принести глубочайший поклон Орсону Уэллсу. Он действительно внёс неоценимый вклад в фильм, который в свою очередь внёс неоценимый вклад в кинематограф. Уэллс и срежиссировал превосходно, и сыграл потрясающе, будто бы его персонаж, мистер Кейн, ужасно близок ему. Ну и конечно сценарий — это замечательная история, позволяющая нам оглянуться на собственные стремления и на то, что мы готовы сделать ради этих целей. И самое главное — хватит ли у нас сил на то, чтобы изменить себя и то, что нас окружает.

    Чарльз Фостер Кейн — центральная фигура истории. Он является газетным магнатом, печатает новости и публикует статьи. Он был очень идейным. Он стремился доносить правду для населения, помогать развитию общества, просвещать. Благо средства для этого были — ему оставили немалое наследство. Он даже издал свою «„Декларацию принципов“» и задумывал всю свою жизнь посвятить общественной деятельности. Многим это напомнит собственные стремления. Но человеческой психологии свойственно меняться, особенно под влиянием внешних факторов, которых у такой значимой и влиятельной фигуры, как Кейн, несомненно была масса. Всё больше Кейн соблазнялся предметами роскоши, всё чаще стал пользоваться престижем для своих мотивов, которые требовали закрытости, а следовательно, отступления от своих идеалов.

    Сьюзен Александер — жена Кейна, оказавшая огромное и, пожалуй, ключевое влияние в его жизни. Будучи простой «„певичкой“", она повстречала Чарльза на улице и чем-то заинтересовала его. Чарльз встретил, казалось, истинную любовь, и после громкого скандала и развода с первой женой он связал себя узами брака с Сьюзен, и с тех пор она вместе с ним стала совершать бесповоротный путь „„вниз““». Постепенно, привыкнув к славе, удачной оперной карьере, осознанию того, что у неё может быть всё, что она пожелает, она становится стервой: ей всего кажется мало, она вечно всем недовольная. Что бы не делал Чарльз для неё, она не знает, чем ей жить. А ведь когда-то не стремилась к успеху, была скромной и приветливой. Она жила своим делом по любви, своим настоящим увлечением. И была счастлива…

    Шли годы. По глупости, оправданной любовью, Кейн начинает использовать свою свободную прессу в личных целях, а именно для прославления поющей в опере Сьюзен. Но дело в том, что у неё нет таланта, не умеет она петь. Но Кейн заявляет об обратном и свёртывает любую критику, изменяя тем самым своим целям — распространению правды в газетах. И чем дальше, тем больше он пользовался накопленными богатствами и всё меньше уделял внимание важному делу. Когда один из уволенных им за правду сотрудников присылает ему «„Декларацию принципов“", он осознаёт, что это ему не нужно, и что он безвозвратно от неё отошёл. Он даже называет её „„мусором““». Тем самым он похоронил всё то, ради чего жил. Он променял дело всей своей жизни на личное счастье с Сьюзен и удалился вместе с ней в своё богатейшее имение.

    Но из этого ничего не вышло. Они стали жить в недовольстве. То ли от раздражения, то ли от потери смысла жизни. Любимая женщина — вот, что осталось у Кейна. Но в результате он лишился и этого — вечно неудовлетворённая своей жизнью Сьюзен перестаёт терпеть и уходит от Чарльза. И тут становится трудно сдержать слёзы, оглядываясь на всю его биографию. Мечтавший укреплять свободу слова, бороться с коррупцией, выступать за гражданские права — таким когда-то был Кейнс. Он построил газетную империю благодаря светлым, грандиозным идеям. Но в итоге, после многократной смены приоритетов, он остался без всего — без идеи, без желаний, без влияния, без принципов, без любви — как народной, так и близких людей. Остались только богатства, которые после его смерти были никому не нужны.

    Всё,что сказано выше — это лишь одна из трактовок этого фильма. Каждый найдёт в нём что-то для себя. Это воистину классика и прародитель настоящего современного кинематографа. Я понимаю, многие откажутся его посмотреть из-за его слишком большого возраста, многим он будет казаться «„скучным и устаревшим“", но это совсем не так — возраст фильма совершенно не влияет на его качество. Орсон Уэллс снял кино на века. Оно напоминает нам о том, что мы должны жить ради чего-то важного и не сворачивать с намеченного пути. „»У кого погибли мечты, тот и сам погиб“»- гласит австралийская пословица. И мы действительно наблюдали гибель Чарльза Кейна, в фигуральном значении. Утончённая история, снятая в сороковые, по-настоящему завораживает и навсегда останется одним из самых величайших фильмов в истории кинематографа. Шедевр, определённо шедевр…

    10 из 10

    Хотя заслуживает гораздо большего.

    20 марта 2014 | 20:45

    К стыду для себя, впервые в жизни посмотрел «Гражданин Кейн» 1941 года Орсона Уэллса. Для меня Уэллс более известен как автор наделавшей много шума радиопостановки «Война Миров». Но оказалось — это гениальный режиссёр, снявший большое количество «столпов» Американского кино. Тяжело мне, маленькому человеку, писать рецензию на фильм, которым восхищались люди четырёх поколений.

    По мнению почти всех уважаемых изданий про кино, «Гражданин Кейн» является самым лучшим фильмом всех времён. Его очень сильно ценят такие люди, как Феллини, Скорсезе, Стоун, Джон Ву, Линч и даже молодой Нолан. А это не последние люди в киноиндустрии. Да, я соглашусь: история жизни медиамагната и миллионера с недюжими властными амбициями Чарли Кейна достаточно занимательна. Она трагична, эпична и разнообразна. Так же этот фильм несёт в себе немало исторических и социальных фактов того времени. Но, по моему скромному убеждению, этот фильм окончательно и бесповоротно устарел.

    Пример: в своё время, в 1870 году, первый бензиновый автомобиль Машина Маркуса поражал воображение обывателей. Его все хотели иметь, его копировали, ему поклонялись и боготворили. Но можно ли считать этот автомобиль лучше, чем последнее Ферарри? Скорее нет, чем да. Мир не стоит на месте. И хотя все истории повторяются, форма и проблематика меняется. Биографическая история про сильного духом человека, но с плохим характером и отвратительными наклонностями — это миллион раз обыгранный ход. Нефть, Авиатор, Великий Гэтсби, та да же «Волк с Уолл-Стрит» чёрт его побрал;) Сколько ещё можно восхищаться древностями? И допустим древний рубин, он и сейчас рубин. А в 21 веке «Гражданин Кейн» с его морализацией уже не актуален. У нас свои герои.

    Могу, конечно, сказать одно: для своего времени это был действительно грандиозный фильм. Ходы, использованные в ленте, определили дальнейшее развитие кинематографа на десятилетия: новые линзы, потертость пленки, отвлекающий год для цензуры, иллюзия движения, глубокий фокус и др. В этом да — ценность фильма есть. А в другом? Только для ценителей кинематографа как искусства и староверов. Молодежь фильм скорее всего не поймёт. Да что говорить, многие сегодня даже не вспомнят, что такое «Зелёный сойлент», не то, что «Кейн». Хотя в 70-х «Сойлент» наделал ооочень много шума. Так что, пересматривайте Волка, Нефть и Форреста Гампа. А тут нам уже больше нечего делать. Поезд ушёл;) Но фильму за культурное наследие и влияние на культуру ставлю

    8 из 10

    27 октября 2015 | 13:16

    Пишу рецензию первый раз, так что не судите строго.

    Я бы не сказал, что это Величайший фильм, однако работа очень достойная. Несмотря на то, что внутренний мир героя почти не раскрывается, оставаясь неизвестным. Очень сильная операторская работа, что видно сразу.

    Фильм повествует о человеке всю жизнь преданно служащему своему Эго. Эгоизм как стиль жизни, Эгоизм как философия, Эгоизм как религия.

    Гражданин Кейн, несмотря на свою Эгоистичность, является Личностью. Ему важны не деньги, а возможности. Не власть, а инструменты власти. Не счёт в банке, а возможность тратить.

    Главный герой всё время конкурирует с другими людьми, и побеждает их (хотя не всегда). Но мир, сведённый к Я, обречён на несчастье и одиночество. Начало фильма соединено с концом (финал раскрывает первую сцену).

    Финал весьма символичен, как и начало. То, что для миллионера самым главным в жизни были его детские санки, а точнее, детство с присущим ему счастьем.

    Моя оценка:

    8 из 10

    16 февраля 2011 | 17:59

    В двадцать пять лет Орсон Уэллс снял то, что впоследствии будут часто — чаще, чем любой другой фильм — называть лучшим произведением мирового кинематографа. Речь идёт, конечно, о «Гражданине Кейне», посмотреть который должен каждый, кто хотя бы мало-мальски интересуется кино (да-да, все эти слова до жути банальны, я в курсе).

    Фильм построен вокруг личности вымышленного медийного магната Чарльза Фостера Кейна. Умирая, он произносит загадочное выражение «бутон розы», и падкие до сенсаций газетчики решают выяснить, что бы это могло значить. Они беседуют с ближайшими соратниками Кейна, его вдовой, читают дневники его опекуна. В итоге, они так и не находят разгадки, но в их попытках нам открывается сложная, противоречивая, таинственная личность Кейна на протяжении всего его жизненного пути.

    Это ставшая каноничной история человека, переходящего от наивного идеалиста, жаждущего переделать мир в лучшую сторону, к злобному тирану, ставящему свои личные прихоти выше всего, для которого близкие люди — не более чем собственность. Фильм не желает исследовать причины падения Кейна. Он просто говорит, что человек по своей сути загадочен, и мало ли что с ним может произойти. Он просто показывает нам странного, но великого Кейна, называя его пренебрежительно «гражданином», т. е. принципиально не отличающимся от рядового жителя.

    Не сказал бы, что идея фильма поразила меня своей глубиной, но вот её ретроспективная подача — нечто действительно выдающееся. Кино начинается с мини-фильма о Кейне, как его видит общество. Этот мини-фильм как бы делает черновые наброски тех загадок, над которыми предстоит размышлять в дальнейшем. Затем мы становимся свидетелями воспоминаний близких Кейну людей, которые идут не в хронологическом порядке, а наиболее эффектном, выгодном зрителю порядке, из расчёта, что всему своё время. Сначала приходит понимание одного, потом — понимание другого, и к концу ленты собирается весь пазл.

    Я смотрю на творение Уэллса примерно как гладиаторы на Колизей: понимаю, что фильм — колосс, что сотни его исследуют, и даже им не всё понятно, куда уж мне. Но всё же, я удовлетворён. «Гражданин Кейн» для меня теперь не загадочный и пресловутый «лучший фильм всех времён», а нечто пройденное, определённое. Теперь я знаю, откуда растут конечности у байопиков вроде «Нефти» или «Великого Гэтсби».

    Оценка, по сути, здесь вообще не важна. По причине своей старообразности фильм не станет одним из моих любимых. Однако от него веет такой, хм, породистостью, таким авторитетом, что я падаю ниц, преклоняюсь.

    8 из 10

    14 августа 2013 | 21:22

    Фильм «Гражданин Кейн» построен на основе кольцевой композиции, все заканчивается, тем же чем и начиналось. Помимо этого Орсон Уэллс в своем фильме интересно использует прием ретроспективы, часто отбрасывая зрителя в прошлое, он старается показать нам, кто такой этот Чарльс Фостер Кейн, какая жизнь у него была, и что собственно произошло?

    Медиамагнат Чарльз Фостер Кейн умирает в своём доме, выронив перед смертью из рук стеклянный шар и еле произнеся только одно слово: «rosebud» («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и пытаются выяснить, что же значат эти последние предсмертные слова. Так по ходу собирания репортером Томпсоном частичек пазла, изображающих жизнь этого медиамагната, зритель вместе с ним окунается в историю о Чарльзе Кейне. Так что же за человек был Кейн, и что значат эти последние слова?

    Посмотрев фильм, я могу сказать, что синонимом к имени Чарльз Кейн является слово победа. Да, именно победа, это, то что руководствовало его действиями и жизнью. Это, то чего он всегда пытался добиться, и то, что у него выходило, и эта победа была неотделима от общественного мнения, он- человек, который сам влиял на мнения людей, был так же зависим от этого мнения, но по-своему, он не пытался сделать, так чтобы всем все понравилось, а наоборот, он делал так, как хотелось ему, но после убеждал всех в том, что именно так и надо: пытаясь баллотироваться на пост губернатора, выясняется, что у него, женатого мужчины есть роман с «певичкой», который собираются раскрыть, этого никто не хочет, и для Чарльза тоже было бы лучше, просто снять свою кандидатуру, но он бросает вызов всем, и отказывается уходить без боя, в итоге это приводит к концу как его брака, так и его политической карьеры, он осуждается обществом, но не сдается, через некоторое время Кейн просто жениться на этой самой «певичке», Сьюзан Александер, при этом делая из нее знаменитую оперную певицу, опять же вопреки общественному мнению и переламывая его. « Он не был жестоким, но делал жестокие вещи», и это тоже про Кейна, добиваясь своего, он забывал о близких ему людях, о друге, о женах…Чарльз Фостер Кейн верил только в Чарльза Кейна, и в этом была как его сила, так и слабость.

    К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона». Но в последние моменты фильма камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих, по их мнению, не представляющие ценности вещи Кейна. Среди них в печь попадают детские санки Кейна с надписью «Розовый бутон». И мы понимаем, что последние слова и этот стеклянный шар подсказывают нам, что Кейн жалеет о жизни, которая прошла, и вспоминает детство, он хочет вернуться туда, в тот зимний вечер, где все началось, к любимой матери, и изменить все, так эти сани становятся символом прошедшего, которое невозможно поменять, но так хотелось бы, они становятся символом проигрыша Чарльза Фостера Кейна, единственного, но самого важного проигрыша в его жизни.

    4 июня 2015 | 02:27

    Фильм повествует о человеке прошлого и настоящего Чарльзе Фостере Кейне. Кино старое, малосмотрибельное по сегодняшним меркам, но чертовски увлекательное. Честно признаюсь, смотрел в несколько заходов, по вечерам, не скуки ради или же интереса наоборот, скорее потому что интересовали факты об этом фильме и его создателе.

    Не секрет, что «Гражданин Кейн» находится вот уже какое десятилетие в 10-ке фильмов всех времен и народов, а про Орсона Уэллса ходит множество легенд, еще со времен его хулиганской постановки по радио о нашествии инопланетян по книге однофамильца-фантаста Герберта Уэллса с его книгой «Война миров». Тогда жители Нью-Йорка ни на шутку испугались возможности быть порабощеными инопланетными захватчиками, никто и не подумал, что в студии местного радио сидит молодой человек, и словами охваченного ужасом рассказчика читает роман тезки.

    Орсону Уэллсу еще и не исполнилось 30, когда он плененный любовью к эксцентрике и эпатажу создает фильм «Гражданин Кейн» вместе со своими однополчанами из местного небольшого театра. Я не скажу, что он создал блокбастер или драму, о которой вспоминаешь в трудные минуты жизни, нет, это скорее очень правильное кино, оно снято поэтапно, что-то наподобие мемуаров о Великом надо сказать человеке прошлого, который шел напролом и получал все, что хочет любыми методами, не боялся никого ни бога, ни себя самого, и страдал от этого очень яростно. Любил и был любимым, только вот любовь его особенная была, захватническая, навязанная чем-то свыше, как будто специально этот человек был кем-то избран, чтобы возвысится над миром и умереть с простой фразой на устах — розовый бутон. Вот тут и начинается история. Редакция его газеты через своего журналиста пытается написать прощальную статью о своем хозяине, но чего-то не хватает, какой-то мелочи, а именно что значат эти прощальные его слова про розовый бутон.

    У любого человека за душой есть мешок костей, которые он обгладывал, скользя по поверхности жизни. У одних большой, у других меньше. У людей заметных богатых, этих мешков бывает не один вагон, все они кажутся нами слишком надменными и отрицательными, тряся своим барахлом денежным на глазах голодной публики. Поэтому мы и ненавидим олигархов, политиков, начальников, это уже черта характера русского народа. В Америке все чуть иначе, воспитание может быть, а может я не прав, но, тем не менее, к богатому человеку относятся с должным почтением. Этика или черт знает что, но это жизнь, разменивать себя на ненависть к не знакомому человека как минимум глупо, как максимум опасно для жизни.

    Фильм смотрел пережатый в форм-фактор avi, качество картинки черно-белое, но красивое (наверное к ч\б неравнодушен еще по фотографическим вкусностям). Звук скорее всего моноканальный пережат в стерео, мне как ни странно очень понравился перевод, одноголосый, но такой правильный, такой чувственный, как будто человек ощущал к этому фильму отцовскую заботу, прямо 10 балов.

    Фильм смотреть не советую, но киношникам, которые разочаровались в современном искусстве, однозначный «маст си», оценку поставлю 7 из 10, скорее потому что чуть занудлив.

    6 февраля 2009 | 17:09

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>