«Оскар-2023»: не смотрели «Морского монстра»? А зря, ведь он номинирован как лучший анимационный фильм

Обсудить0

«Морского монстра» стоит посмотреть из-за его уроков бережного отношения к природе и неожиданного размышления о правде в руках государства. В рамках оскаровского марафона Кинопоиск рассказывает, чем примечательна эта милая экодрама, снятая автором «Вольта» и «Моаны».

О чем фильм?

Гигантские морские монстры, живущие в недрах океана, веками разрушали города и затопляли целые флоты. Но бравые охотники на боевых кораблях дали хищникам отпор и почти полностью истребили существ. Для полноты успеха легендарному судну «Неизбежный» во главе с капитаном Кроу остается принести труп непобедимого чудовища Красного Ревуна к ногам короля, и тогда эра морских монстров официально закончится. Но монарху надоело тратить деньги на охотников, поэтому он ставит матросам ультиматум: если моряки с «Неизбежного» убьют Ревуна раньше экипажа нового королевского корабля, их оставят на содержании у государства. Для бывалого капитана Кроу это пари становится вызовом всей жизни, ведь иначе мужчина, всю жизнь бороздивший волны, потеряет целое наследие.

Разумеется, охота идет не по плану: во время решающей погони за Красным Ревуном в пасть гигантского чудовища попадают моряк Джейкоб Холланд (его озвучивает Карл Урбан из «Пацанов»), который должен был стать преемником капитана Кроу, и девочка-сирота Мэйси (Зарис-Энджел Хатор), тайком пробравшаяся на борт «Неизбежного». Чем больше времени парочка проводит с монстром, тем быстрее герои понимают: подводные чудища не так страшны, как кажутся. А король, судя по всему, постоянно врал про их нападения на города.

Кто это снял?

Крис Уильямс не самое известное имя современной анимации, но вы точно видели его проекты: он делал «Вольта», «Моану» и «Город героев», а также работал над сценариями к «Ральфу» и «В гости к Робинсонам». Уильямс родился в провинции Онтарио, Ватерлоо, там же и учился профессии, а потом попал в Disney, где писал сюжеты к «Мулан» и «Похождениям императора». В какой-то момент (а точнее, спустя 25 лет сотрудничества с гигантской кинокомпанией) аниматор понял, что оказался в зоне комфорта и перестал развиваться, поэтому замахнулся на амбициозный приключенческий проект и ушел к Netflix. «Когда я впервые за 25 лет поехал на работу не в Disney Animation, а в Netflix, ко мне неожиданно пришло осознание: теперь в моей команде всего один человек — я сам», — воодушевленно рассказывает Уильямс в интервью Motion Pictures.

К тому же автора смущало постоянное давление, связанное с прокатом студийных блокбастеров: «В первый уик-энд все следят за сборами фильма и реакцией публики. Иногда успех картин кажется простой случайностью». С «Морским монстром» отпала необходимость мониторить цифры от продажи билетов, но появилось больше ответственности: Уильямс впервые стал единоличным автором, отвечающим и за режиссуру, и за сценарий, и за целый коллектив аниматоров.

Как это выглядит?

«Морской монстр» — это в некотором смысле еще и проект мечты. Уильямс вдохновлялся приключенческими фильмами, которые обожал в детстве, начиная с «Индианы Джонса» и старого «Кинг-Конга» и заканчивая «Битвой титанов» с олдскульной серией боевиков про путешествия Синдбада. А еще он хотел добиться масштабов и внимания к деталям последнего «Безумного Макса». Ради этого режиссер посещал старые корабли, в том числе пушечное судно XVIII века HMS Suprise в Морском музее Сан-Диего и работал с историческим консультантом Гордоном Лако над изображением морских сражений и речи моряков. Образ Красного Ревуна тоже позаимствован из реальной жизни: при создании чудовища Уильямс исследовал повадки моржей, тюленей, морских львов, китов. Воплотить все эти сложные визуальные образы помогла студия Sony Imageworks — та, что работала над «Человек-паук: Через вселенные».

Несмотря на то, что «Морской монстр» гораздо мрачнее большинства мультфильмов Disney, Уильямс невольно перенес в проект стиль своих предыдущих работ. Причем не только сюжетные детали (как и в «Вольте» и «Городе героев», режиссер препарирует феномен героизма), но и визуальные идеи. Скажем, здесь фигурирует типичное для проектов студии-гиганта умилительное животное, сопровождающее главных героев, — приставучий синий монстрик с огромным зубастым ртом. А еще, как и в «Моане», действие почти всего фильма разворачивается посреди воды. Обычно студии ограничивают количество сцен с водой еще на стадии разработки, ведь их дорого делать из-за сложной оптики и физики. Однако Netflix позволил Уильямсу воплотить все дикие фантазии. Кстати, это сближает «Морского монстра» с другим оскаровским номинантом 2023 года — «Аватар: Путь воды».

Зачем это смотреть?

Во-первых, это безумно красиво: ни в одном другом анимационном фильме не найти настолько проработанных водных сцен в открытом океане с чудищами, рыбами и затонувшими кораблями. Во-вторых, потому что это еще один проект, вступающий в оппозицию диснеевскому канону. В «Морском монстре» хватает и жутких моментов (включая, нападения чудищ или знакомство с коварной ведьмой), и серьезных размышлений. Например, тут речь о том, как государство переписывает историю и тем самым устраивает многовековые кровопролитные бойни. Есть здесь и классический экологический вопрос: как человеку жить в мире с природой и самим собой?

К сожалению, к концу года «Морской монстр» затерялся на фоне формалистских шедевров «Пиноккио» или «Марсель, ракушка в ботинках». Трудно ему тягаться и с сентиментальным народным хитом «Кот в сапогах: Последнее желание». Это не идеальное кино — в сценарии полно наивных поворотов и неразрешенных конфликтов; кажется, авторы сместили весь фокус на неподъемный визуальный стиль. Но сложно не заметить, с какой любовью создан каждый кадр «Монстра»: своим волшебным лоском он вполне может тягаться с фронтраннером Гильермо дель Торо.

Кинопоиск | Индустрия в Telegram

Новый канал с моторами, тарелками и другими новостями кинобизнеса


Автор: Влад Шуравин

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

1 февраля 20235
24 января 2023108
8 января8
19 декабря 20235

Главное сегодня

Сегодня6
Сегодня1
Сегодня2
Вчера1
Вчера4
Вчера2
Вчера4
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации