5 короткометражных мультфильмов, номинированных на «Оскар»: о чем они и где их посмотреть

Обсудить0

Составили краткий гид по списку номинаций в относительно экспериментальной оскаровской категории.

Дина Годер

Программный директор Большого фестиваля мультфильмов

Список номинантов на «Оскар» в короткометражной анимации в этом году выглядит, как всегда, пестро и, как всегда, оставляет за бортом главные хиты анимационных фестивалей года. Даже те из них, которые попали в шорт-лист вроде «Стейкхауса» Шпелы Чадеж. Ну что ж, коллективный выбор нередко дает усредненный результат. В этом году в шорте не было работ мейджоров типа Pixar, которые обычно всегда номинируются, так что в роли чего-то милого и нравящегося публике выступал рождественский телефильм, произведенный Apple Studios. Удивительно, что из шорт-листа, в котором было целых три ленты, так или иначе посвященных чернокожим героям, ни одна не попала в номинанты, хотя после победы фильма Hair Love в 2020-м и в свете BLM этого можно было ожидать. Тем более что один из этих трех, It’s Nice in Here Роберта-Джонатана Койерса, был напрямую посвящен теме «черных жизней».

Радует, что в списке есть независимый и дурашливый анимадок «Мой год членов» Сары Гуннарсдоттир — это почти так же мило и обнадеживающе, как то, что среди полнометражных номинантов есть низкобюджетный «Марсель, ракушка в ботинках», симулирующий документальность, без экшена и крутых сюжетных поворотов, с двухсантиметровым кукольным героем-ракушкой, у которого вообще нет никакой мимики, только тихий застенчивый голос. Выходит, что в голове у академиков уже нет твердокаменного образа «настоящего кино».

Ну, и можно поздравить португальцев: у них небольшая индустрия, но в этом году в шорт-листе было два португальских фильма, и один из них попал в номинанты. Возможно, это знак грядущего подъема национальной анимации.

«Мальчик, крот, лис и конь»

Классический рождественский ТВ-спешел, снятый по очень популярной книжке одного из режиссеров, британского художника Чарли Маккизи. Книжка рассказывает о заблудившемся зимой мальчике, который встречает сначала крота, потом лиса и коня, и они вместе идут искать дом, разговаривая о жизни. В целом эти разговоры производят впечатление афоризмов из сборника «В мире мудрых мыслей», к тому же в фильме почти нет юмора (за него отвечает только толстенький неуклюжий крот, впрочем, тоже любящий возвышенный тон), поэтому смотреть ленту довольно скучно. Понятно, что любители такого рода книг всегда есть, и сентенции вроде «попросить о помощи — это значит не сдаваться» легко расходятся на цитаты. В некотором смысле эта история выполняет функции сегодняшнего «Маленького принца». Сами книжные иллюстрации Маккизи — милая, легкая, черно-белая графика с небольшими цветными вкраплениями, в эскизном духе. Для фильма, конечно, ее вылизали и сделали ярче, но напоминание об эскизной манере оставили, за что авторам большое спасибо, это очень украшает кино. Одновременно с «Оскаром» фильм номинирован на британскую премию BAFTA и американскую «Эмми».

«Мой год членов»

Еще один телевизионный проект, номинированный на «Оскар», — анимационный фильм, снятый исландской режиссеркой Гуннарсдоттир по ироническим мемуарам Памелы Рибон. В 15 лет Пэм решила, что пора стать женщиной, и вместе с друзьями искала того единственного, с кем можно потерять девственность. Фильм состоит из пяти частей, и каждая предварена микровступлением из хоум-видео 1991 года с говорящей в камеру 15-летней Пэм, что подтверждает документальное происхождение кино.

В каждой из пяти историй Сара смешивает реальность с подростковым воображением героини, отчего кино превращается то в вампирскую барочную романтику, то в анимешное веселье. Кино независимое, очень живое и обаятельное; не удивительно, что взяло уже множество наград, включая призы за лучшую ТВ-продукцию в Анси и Оттаве. И еще ужасно трогательно, что Сара, за спиной которой нет богатой студии, готовой оплатить поездку на церемонию вручения «Оскара», спрашивает в своем «Фейсбуке», не хочет ли кто на пару недель поменяться с ней домами — Лос-Анджелес на Рейкьявик (с машиной в придачу). Фильм уже в сети целиком.

«Летающий моряк»

Канадская пара Аманда Форбис и Венди Тилби, пожалуй, самые знаменитые аниматоры в нынешнем оскаровском списке — для них это уже третья номинация (а для Тилби даже четвертая). «Летающий моряк», снова снятый в главной канадской киноинституции NFB, как будто реальная история; она основана на случае, произошедшем при взрыве на корабле в Галифаксе в 1917 году, когда моряка очень далеко забросило взрывной волной. И в то же время ничего действительно документального тут нет — это просто повод, чтобы рассказать о смерти. Летящий моряк, с которого сорвало всю одежду (говорят, в реальности тоже так было), — это голый человек, летящий в небо, в то время как «вся жизнь пролетает у него перед глазами»; это в буквальном смысле небесное тело. Лирическая часть полета продолжается драматической, и вот уже голый моряк лежит на земле, как рыба, в последний раз хватая ртом воздух. Форбис и Тилби, которые каждый раз пробуют что-то новое в своих фильмах, на этот раз добавляют к анимации видео, а к двухмерному рисунку — 3D-технологии. Этот фильм уже лежит целиком на канале «Нью-Йоркера».

«Продавцы льда»

«Продавцы льда» — дебютный фильм 27-летнего португальского режиссера Жоау Гонсалеса, недавно окончившего магистратуру лондонского Королевского колледжа искусств. История об отце и его маленьком сыне, живущих в домике, цепляющемся к скале высоко над долиной, где находится поселок, и ежедневно слетающих на парашюте вниз, чтобы продать лед, явно содержит тайну. И именно эта тайна, понимание того, что в доме случилось что-то, о чем молчат, создает саспенс в фильме, построенном на рутине совершенно необычной жизни. Кино получилось очень стильное по дизайну: графичное, с резкими тенями, немногочисленными локальными цветами, такое же эффектное по режиссуре — с острыми ракурсами, захватывающими дух полетами и с очень подробно разработанным миром, любующимся красотой всяких технических приспособлений, лебедок, противовесов, нужных, чтобы герои поднялись в дом из долины и доставили наверх воду, которая замерзает тут в специальном резервуаре и которую потом надо колоть. Мы понимаем, как живут герои, как бы странно и страшновато (особенно для тех, кто боится высоты) это ни выглядело, но не понимаем, почему, откуда их одиночество и молчание, в чем их потеря. Это станет ясно в конце, когда потепление разрушит домик и герои, обнявшись, полетят вниз без всякого парашюта, наверное, ожидая смерти. Кстати, фильм без диалогов, строится только на музыке, которую тоже написал и с другими музыкантами исполнил Гонсалес.

«Страус сказал мне, что мир фальшив, и я думаю, что верю в это»

Учебный фильм 26-летнего Лахлана Пендрагона из австралийской киношколы Griffith Film School отвечает в списке номинантов за смешное и развлекательное кино, хотя и строится на теме важной и очень разработанной в анимации, особенно кукольной — на иллюзорной, подменной реальности. Коллизия таких фильмов строится на том, что герой вдруг понимает, что живет в ненастоящем мире, который заканчивается за стенами съемочного павильона. Этот сюжет обычно тянет за собой рассуждения о свободе воли (которой нет), о творце-манипуляторе и тому подобном. Лахлан, сочиняя историю о неудачливом офисном клерке, не идет так далеко. После того как неведомо откуда явившийся в опустевший офис говорящий страус объявил, что мир — это фейк, герой стал и сам видеть, что за дверьми офиса ничего нет. У коллеги под столом, куда не заглядывает камера, нет ног; у злобного начальника отваливается сменная часть лица. Но этого не видит никто, кроме героя, что делает его в глазах коллег нелепым выдумщиком. Фильм этот много шел по фестивалям, но заработал не так уж много важных призов, зато взял студенческий «Оскар».

Чтобы сбежать от реальности, они изобрели свой мир — с колдунами и лесниками. Панк-сказка о легендарной группе
В главных ролях:Константин Плотников, Влад Коноплёв, Даниил Вахрушев, Илья Ловкий, Данила Рассомахин, Валери Зоидова, Дарья Мельникова, Васса Бокова
Режиссер:Рустам Мосафир
Смотрите по подписке

Смотрите также

«Оскар-2023»: все номинанты
Фестивали и премии

«Оскар-2023»: все номинанты

24 января115
Танцы, слезы и ослицы: чем запомнилась 95-я церемония «Оскара»

Танцы, слезы и ослицы: чем запомнилась 95-я церемония «Оскара»

13 марта6
«Оскар-2023»: звезды на красной дорожке

«Оскар-2023»: звезды на красной дорожке

13 марта16
«Оскар-2023»: «Всё везде и сразу» и другие победители

«Оскар-2023»: «Всё везде и сразу» и другие победители

13 марта180

Главное сегодня

Смотрите на Кинопоиске

История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!

17 марта38
История «Короля и Шута», рассказанная участниками группы, семьей Горшка и их друзьями. Самый большой текст Кинопоиска!
«Шазам! Ярость богов»: бестолковый сиквел похождений самого простодушного героя DC. Теперь — по страницам античной мифологии
Рецензии

«Шазам! Ярость богов»: бестолковый сиквел похождений самого простодушного героя DC. Теперь — по страницам античной мифологии

17 марта11
Начались съемки «Майор Гром: Игра». Экшеном в сиквеле занимается студия «Кун-до», работавшая в Голливуде
Смотрите на Кинопоиске

Начались съемки «Майор Гром: Игра». Экшеном в сиквеле занимается студия «Кун-до», работавшая в Голливуде

17 марта3
Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+
Фестивали и премии

Поиски людей, побег в Америку и манипуляция абьюзера: 7 сериалов фестиваля Original+

17 марта2
Чем хорош сериал Валерия Тодоровского «Надвое»? Он дает возможность вспомнить свою любовь
Мнение

Чем хорош сериал Валерия Тодоровского «Надвое»? Он дает возможность вспомнить свою любовь

18 марта8
Как «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе
Крупным планом

ПодкастКак «Кит» исследует разрушительную ненависть к себе

Сегодня1
Как снимал Георгий Данелия, мастер печальных комедий
Как это смотреть

ВидеоКак снимал Георгий Данелия, мастер печальных комедий

Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации