Какими показаны русские герои в кино Рубена Эстлунда? И зачем они нужны в его вселенной?

Обсудить0

На Кинопоиске с 5 января можно смотреть фильм — победитель Канн-2022, «Треугольник печали». Один из ключевых персонажей в этой эксцентричной социальной трагикомедии — российский олигарх, искушенный в марксистской теории циник. Это не единственный русский герой в фильмах Эстлунда. Зачем в благополучной вселенной шведского режиссера непременно нужен диковатый рашен? Объясняет Иван Давыдов.

Иван Давыдов

Публицист

В 2017 году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах взял «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда. Потом были еще премии, много премий, очень много премий; едва ли не все мыслимые премии Европы, премия Национального совета кинокритиков США и номинация на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (тогда эта категория называлась так). Правда, Эстлунда обошла «Фантастическая женщина» чилийца Лелио.

В 2022-м «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах взял «Треугольник печали» Рубена Эстлунда. У него уже есть премия Европейской киноакадемии, будут и другие — критики и киноманы Эстлунда любят.

Но у российского зрителя здесь особый интерес: в обоих фильмах есть русские герои. Мы стесняемся, встречая соотечественников в европейских городах (ну, или стеснялись, когда нас туда пускали). Встретить себя в европейском кино — совсем другое дело; любопытно глянуть на себя чужими глазами. Например, для того, чтобы с удовлетворением констатировать: ничего-то они в нас не поняли. Опять. Как всегда.

«Треугольник печали»

Правда, с Эстлундом такая игра не пройдет: он не копается в загадочной русской душе. Каждый фильм как пазл, и каждый фрагмент занимает положенное место, решая определенную задачу. Русские в его фильмах — персонажи второго плана, однако и второстепенными их не назовешь. Без них картинка бы не сложилась. И раз уж загадочная русская душа все равно упомянута, в «Квадрате» русского зовут Олег Рогожин. Это отсылка к Достоевскому, но не явная, не на поверхности; не всякий западный интеллектуал читал «Идиота». А знатоки политики могли еще припомнить, что был представитель России при НАТО с какой-то похожей фамилией. Когда-то давно, когда при НАТО были еще представители России.

Но зачем вообще шведу понадобились русские?

Главный герой «Квадрата» — Кристиан, куратор большого музея современного искусства в Стокгольме. Человек изысканный и современный, живущий в мире правильных идей и правильных людей. Ну, и среди шедевров, разумеется. Все вокруг — и он сам тоже — только и говорят, что о сочувствии, о необходимости защищать тех, кто более уязвим, об уважении к чужим правам.

Но, на самом деле, за словами — пустота. Неудачный рекламный ролик к очередной выставке, в котором показана гибель маленькой нищенки, вызывает бурю возмущения и губит карьеру Кристиана. Но когда настоящий, живой ребенок кричит «помогите!» в подъезде шикарного дома в богатом районе Стокгольма, не открывается ни одна дверь. Настоящих нищих никто не замечает в упор.

«Квадрат»

Помогать и Кристиан, и люди из его мира по-настоящему готовы только себе. Да и шедевры в музее — это ровные кучки гравия: о них можно долго и красиво рассуждать, но они все равно остаются кучками гравия. Уборщик в музее едва не губит выставку, кучки эти разрушив, но, чтобы восстановить выдающееся произведение искусства, нужен всего лишь гравий.

Отметим кстати, что Эстлунд зрителя щадит: не нужно быть великим знатоком контемпорари-арта, чтобы вспомнить историю уборщицы из Музея современного искусства в Больцано, которая точно так же уничтожила инсталляцию «Где мы будем танцевать сегодня?», состоявшую из окурков и пустых бутылок. Случай был шумный, попал во все новостные ленты, запомнился.

Легко узнать и русского акциониста Олега Рогожина, который приглашен на банкет в честь открытия очередной выставки, чтобы повеселить чопорную публику. Он вроде десерта для тех, кому все уже приелось. Полуголый художник среди гостей во фраках и вечерних платьях изображает дикое животное, рыча и повизгивая. Речей в «Квадрате» русскому герою не положено. Олег Кулик, человек-собака — кто же его не помнит? Кулику, кстати, Эстлунд польстил: Терри Нотари, исполняющий роль Рогожина, куда как атлетичнее нашего соотечественника. Когда тебя снимают топлес, это важно.

Терри Нотари в роли Олега Рогожина в фильме «Квадрат»

Роль — второстепенная, а сцена — едва ли не главная. Акционист в ударе, он перестает себя контролировать, по-настоящему пугает изысканных любителей искусства. И любители акциониста в конце концов бьют. По-настоящему, долго, жестоко, хоть и не очень умело. Зато с видимым удовольствием.

Это был русский в «Квадрате», а теперь русский… нет, не в кубе, а в «Треугольнике печали». Девушка-блогер и юноша-модель сначала долго (и, простите уж, довольно нудно) выясняют отношения. Потом оказываются на роскошнейшей суперяхте, где отдыхают миллиардеры и где им вообще-то не место. Но ради рекламы в социальных сетях организаторы круиза готовы на многое. И какая же яхта без русского олигарха?

Олигарх Дмитрий действительно имеется. Тут, кстати, изящная рифма: его играет Златко Бурич, у которого уже была роль русского богача в фильме-катастрофе «2012». Там его герой, миллиардер Юрий Карпов — простоватый грубиян, бывший боксер, привыкший к тому, что миром правят деньги. Его деньги. Но в финале он неожиданно демонстрирует готовность пожертвовать собой ради ближнего.

«Треугольник печали», впрочем, не голливудский блокбастер: сцены на яхте отсылают к «Титанику», но это довольно жестокая пародия. Дмитрий жертвенность не демонстрирует, а пьянствует с капитаном (это у нас сам Вуди Харрельсон). Олигарх прям и циничен. Его бизнес — удобрения, и он никого из себя не корчит, представляясь просто: «Торговец дерьмом». Олигарх и капитан спорят о марксизме. Капитан — социалист, а олигарх, разумеется, нет. Но оба алкоголики — это сближает. Оба плохо помнят цитаты из «Капитала» и нервно теребят смартфоны, чтобы найти очередной аргумент в споре.

Златко Бурич в роли олигарха Дмитрия в фильме «Треугольник печали»

«Титаник» кончается, начинается «Повелитель мух». Яхта тонет, а Дмитрию приходится мириться с торжеством марксизма в самом вульгарном его изводе — на необитаемом острове, куда, как кажется выжившим, они попали, где деньги ничего не стоят и вождем оказывается пролетарий — уборщица, умеющая развести костер и найти еду.

Схема, известная Западу с XVIII века: благородный дикарь, прямо указывающий цивилизованным людям на их пороки (вспомним вольтеровского Простодушного). Век у нас теперь другой, благородство дикари подрастеряли, востребована именно их дикость. Простодушного привезли из Канады, но откуда в нынешней Канаде дикари? Нужен кто-то особенный; такой же, но другой, похожий на европейского человека до степени неотличимости, но европейским человеком не являющийся. Нужен нож, чтобы счистить с европейского человека тонкую кожицу и обнажить гнилую мякоть. Русские у Эстлунда и есть такой нож. Под видимой хаотичностью действия в его фильмах продуманные до мелочей схемы, четкие формулы, что-то вроде математики или балета. Неблагородным дикарям из непонятной России в этих формулах находится свое место.

Возможно, это обидно, но именно так обстоят дела.

И что-то вроде постскриптума. В поисках соотечественников я пересмотрел «Форс-мажор», фильм 2014 года (там тоже все в порядке с премиями и номинациями, Эстлунд по-другому не умеет). Это история о том, как минутная трусость может разрушить человеку жизнь. Место действия — горнолыжный курорт где-то в Альпах, и вот уж, казалось бы, как тут без русских? Еще один олигарх, алчные модели в поисках спонсора, безбрежный простор для реализации всех мыслимых штампов. Я был уверен, что там есть русские. Там просто должны быть русские.

Так вот, представляете себе, их там нет. Нас там нет.

Смотрите  фильм «Треугольник печали» на Кинопоиске

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Виталия Корниенко, Елизавета Арзамасова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин
Смотрите по подписке

Смотрите также

Крупным планом

Подкаст«Треугольник печали». Обсуждаем арт-сатиру на сильных мира сего

5 декабря 20224
Интервью

«Треугольник печали» случался в жизни Рубена Эстлунда. Мы пообщались с режиссером самого возмутительного фильма в прокате

6 декабря 20222
Рецензии

«Треугольник печали»: злой, но безыдейный фарс в духе Луиса Бунюэля

1 декабря 20226
Выбор редакции

Что смотреть дома: «Air: Большой прыжок», 3-й сезон «Великой», прощание «Наследников» и чемпионат мира по хоккею

12 мая3

Главное сегодня

100 великих игр: Места 70–41

Вчера6
Интервью

Вуди Аллен — Станиславу Зельвенскому: «У вас что, работают кинотеатры?»

Вчера10
Сборы

Что происходит в прокате: «После. Навсегда» опередил «Леди Баг», забастовка сценаристов подходит к концу

Вчера0
Шум и яркость

ПодкастЗачем Вуди Аллен совмещает олдскульный джаз с академической классикой

Вчера1
Книги

Как читать Пелевина? Гид по книгам писателя — с вайбами и бонусом

22 сентября17
Крупным планом

ПодкастПочему «Элементарно» не банальный ромком, а универсальный фильм о толерантности

25 сентября0
В фокусе

«Континенталь»: ретробоевик по мотивам «Джона Уика»

25 сентября1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации