Как «Девушка, подающая надежды» переизобрела жанр rape and revenge

На КиноПоиск HD стал доступен комедийный триллер «Девушка, подающая надежды» — номинированный на два «Золотых глобуса» фильм в жанре «месть за изнасилование» (rape and revenge). Рассказываем о фильме с Кэри Маллиган и вспоминаем ленты, которые его предвосхитили.

О чем «Девушка, подающая надежды»?

30-летняя Кэсси Томас когда-то была блестящей студенткой медицинского факультета, а сейчас живет с родителями и работает бариста в крохотной кофейне. По вечерам она ходит по барам, где притворяется вдрызг пьяной, и каждый раз ее уязвимостью пользуются мужчины, которые сначала везут ее к себе домой и, несмотря на отказы, пытаются склонить к сексу. Когда оказывается, что Кэсси трезва и отдает себе отчет в том, что происходит, парни в ужасе пытаются замять ситуацию. Так Кэсси прорабатывает травму: в университете ее лучшая подруга покончила с собой, после того как ее изнасиловали, но за это никого не наказали.

Кто работал над фильмом?

С «Девушкой, подающей надежды» в полном метре дебютировала сценаристка и постановщица Эмиральд Феннел, которая писала сценарии к сериалам «Бездельницы» и «Убивая Еву» (у второго она была еще и шоураннеркой одного сезона).

Роль Кэсси исполнила Кэри Маллиган, звезда «Великого Гэтсби», «Драйва» и «Воспитания чувств», а производством занималась компания Марго Робби LuckyChap Entertainment, чьи проекты (среди них — «Хищные птицы», «Тоня против всех», «Конченая») всегда отличаются смешением жанров, мрачным юмором и феминистской тематикой.

Помимо Маллиган, в фильме сыграли стендап-комик и режиссер Бо Бёрнэм, Элисон Бри, Клэнси Браун, Дженнифер Кулидж, Конни Бриттон и Адам Броди.

Что за жанр «месть за изнасилование»?

«Месть за изнасилование» (rape and revenge) — это поджанр эксплуатационных фильмов ужасов. Как правило, эти истории четко следуют трехактной структуре: в первом акте главную героиню насилуют, во втором она собирается с силами, а в третьем мстит обидчикам. Нередко к жанру также причисляют ленты, где за женщину мстят ее близкие мужчины — отец или муж. Изначально фильмы жанра критиковали за откровенность, насилие и то, что женщин там изображали как объект. Со временем и сами фильмы, и отношение к ним менялись, и некоторые исследовательницы считают, что сейчас это, скорее, кино про эмпауэрмент. Ведь когда женщины мстят, они заново обретают независимость и субъектность.

Как Феннел переизобретает жанр?

«Девушка, подающая надежды» сделана тоньше других фильмов жанра. Преступление остается за кадром, и даже само слово «изнасилование» тут не звучит. Насильники показаны не карикатурными отморозками, а «хорошими парнями», которые сначала якобы хотят помочь пьяной девушке, а затем отказываются принимать ее «нет» за ответ. А Кэсси, вместо того чтобы убивать и расчленять всех подряд, объясняет мужчинам, в чем они неправы. «Девушка, подающая надежды» порицает не конкретных преступников, а саму культуру отношения к жертвам, в которой им не верят, если насильник обладает высоким статусом и хорошими характеристиками.

На какие фильмы жанра стоит обратить внимание?

«Девичий источник»

Родоначальником жанра считается артхаусная классика Ингмара Бергмана, в основу которой легла шведская народная баллада «Дочери Тёре из Вэнге». По сюжету праведный христианин (Макс фон Сюдов) мстит братьям-пастухам, изнасиловавшим и убившим его дочь. Из-за сцены изнасилования ленту цензурировали в США, что не помешало ей получить «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В 1972-м с вольным хоррор-ремейком ленты, получившим название «Последний дом слева», в кино дебютировал Уэс Крэйвен. Насилия там, разумеется, гораздо больше, чем у Бергмана.

«Я плюю на ваши могилы»

Экстремально жесткий триллер, где за себя мстит уже сама героиня, вызвал скандал в начале 1980-х, когда разошелся огромными тиражами на видеокассетах в США и Великобритании. Особое промо эксплотейшену нехотя сделал именитый кинокритик Роджер Эберт, назвав его худшим фильмом в истории. Хотя изначально у кинотеатров, где показывали «Я плюю», устраивали пикеты, с годами в ленте рассмотрели профеминистскую позицию, ведь зрители идентифицируют себя с жертвой. Дженнифер (Камилль Китон) не получает удовольствия от мести, но и в полицию не обращается.

«Ангел мщения»

Ранняя работа Абеля Феррары, вдохновленная лентами «Жажда смерти», «Таксист» и «Триллер: Жестокий фильм». В ней немая нью-йоркская швея Тана (17-летняя Зои Ланд) теряет рассудок, после того как ее дважды насилуют. Постоянно сталкиваясь с объективацией и приставаниями, Тана поначалу требует покоя, а затем начинает убивать всех мужчин, которые переходят границы. В отличие от коллег, Феррара не концентрируется на сцене изнасилования и быстро переходит к трансформации героини. Режиссер также наполняет фильм символизмом (второго насильника героиня убивает утюгом и яблоком) и черным юмором.

«Выжившая»

Корали Фаржеа в своем дебюте перерабатывает жанр: это нарочито нереалистичное кино, где законы физики и анатомии нарушаются так же часто, как в фильмах Тарантино. Дженнифер изобретательно мстит женатому любовнику и его друзьям, которые бросили ее умирать посреди пустыни, когда она отказалась молчать об изнасиловании. В отличие от тезки из «Я плюю на ваши могилы», для этой Дженнифер насильник не совсем случайный человек (в какой-то момент она с ним даже флиртует), но Фаржеа считает это, скорее, отягчающим обстоятельством.

Смотрите «Девушку, подающую надежды» на КиноПоиск HD. 

Переехали в подписку: дикие приключения пещерных людей и доисторических интеллектуалов
В главных ролях:Николас Кейдж, Эмма Стоун, Райан Рейнольдс
Режиссер:Джоэль Кроуфорд
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Краткая история кино: 1950-е. Смотрим треш-фантастику и фильм, после которого Вуди Аллен стал одержим Бергманом

Краткая история кино: 1950-е. Смотрим треш-фантастику и фильм, после которого Вуди Аллен стал одержим Бергманом

28 мая61
Триумф Marvel и зеленая Скарлетт Йоханссон: Чем запомнилась MTV Movie & TV Awards 2021

Триумф Marvel и зеленая Скарлетт Йоханссон: Чем запомнилась MTV Movie & TV Awards 2021

17 мая23
Почему ДиКаприо раскритиковали за ремейк «Еще по одной» и какие еще оскаровские фильмы переснимали в США?

Почему ДиКаприо раскритиковали за ремейк «Еще по одной» и какие еще оскаровские фильмы переснимали в США?

27 апреля46
«Оскар-2021»: Самые яркие наряды на красной дорожке

«Оскар-2021»: Самые яркие наряды на красной дорожке

26 апреля25

Главное сегодня

«Лука»: Мальчик-амфибия в стране вечного лета

Сегодня0
«Лука»: Мальчик-амфибия в стране вечного лета
Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов
Главный герой

Автор «Эпидемии» и «Анны К.» Роман Кантор — о российских проектах на Netflix и охоте на сценаристов

15 июня9
Детектив, зарница и «Гарри Поттер»: Обсуждаем шестую серию «Пищеблока»
КиноПоиск HD

ПодкастДетектив, зарница и «Гарри Поттер»: Обсуждаем шестую серию «Пищеблока»

Сегодня5
«Дикий ангел» vs «Скорая помощь»: Сериалы, на которых мы выросли
В предыдущих сериях

Подкаст«Дикий ангел» vs «Скорая помощь»: Сериалы, на которых мы выросли

Вчера13
Что нового: Приложение для телевизора, ближайшие премьеры, выбор серии
Блог команды

Что нового: Приложение для телевизора, ближайшие премьеры, выбор серии

Вчера35
Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

Disney запустила коллекцию одежды по «Круэлле» без участия художницы по костюмам. Ей это не понравилось

15 июня16
Почему «Индиана Джонс» — идеальный блокбастер
Культовое кино

ВидеоПочему «Индиана Джонс» — идеальный блокбастер

15 июня11
Комментарии
Мы стремимся к тому, чтобы обсуждение материалов на КиноПоиске было уважительным по отношению к их героям и авторам, поэтому закрываем комментарии к публикациям на острые и чувствительные темы.