«Голяк»: Сериал о гопниках в лучших традициях бриткрайма и Кена Лоуча

Обсудить0

Черная криминальная комедия, придуманная Джозефом Гилганом, уверенно держится среди самых популярных у российской публики сериалов (если верить топу КиноПоиска). О том, из чего родился, с чем спорит и чем цепляет «Голяк», рассказывает Илья Миллер.

О месте действия «Голяк» сообщает нам резко, сразу, уже на вступительных титрах первой серии. Главных героев — банду мелких провинциальных преступников — мы видим набившимися в угнанную тачку: что есть мочи они улепетывают от полицейских — не по шоссе, а прямо по бескрайним пустошам севера Англии. За кадром звучит монолог их главаря Винни (Джозеф Гилган), тридцатилетнего обалдуя, который, прямо как его тезка из сказки Александра Милна, живет в фургончике в лесу. «На … средний класс, на… Guardian, на… три отпуска в год и светский треп под красное винишко на светских вечеринках».

Этот яростный речитатив не только отсылает к вступлению «На игле» Ирвина Уэлша (помните, «Выбирай жизнь, выбирай закладные, выбирай стиральные машины, выбирай автомобили…»?). Он заявляет о классовой принадлежности героев сериала и их цели в жизни. Винни и его дружки — дети рабочих, и им вряд ли светит когда-либо выбраться за пределы своей ланкаширской тмутаракани. О непреодолимой пропасти между классами в британском обществе островное кино говорит еще с 1960-х, со времен «новых сердитых» (характерный пример — «В субботу вечером, в воскресенье утром» Карела Рейша). Потом на трибуну взошли режиссеры-социалисты — Майк Ли и Кен Лоуч; их голоса то срывались на отчаянный вопль, то переходили во въедливый бубнеж, но спустя 40 лет ветераны по-прежнему в строю и способны к беспощадной критике системы (смотрите, например, «Извините, мы вас не застали» Лоуча).

Пролетарский экран

«Бесстыдники», 2004

Телевидение принимало активнейшее участие в этом разговоре: первые фильмы-памфлеты Лоуча были сняты для BBC еще в середине 1960-х, а из недавних примеров можно привести сериал Channel 4 «Бесстыдники». Сага о большой семье алкоголика и тунеядца Фрэнка Галлахера из Манчестера продержалась на Channel 4 одиннадцать сезонов, ее американский ремейк тоже стал удивительно популярным. Но если Лоуч и создатели «Бесстыдников» искренне любили своих несовершенных героев, то более циничные и прагматичные авторы и шоураннеры превратили жанр социально встревоженной кухонной драмы в настоящее poverty porn.

Например, с 2015-го на Channel 5 идет реалити-шоу «Не можешь заплатить? Тогда мы это забираем» (Can’t Pay? We’ll Take It Away). Программа, в которой, как понятно из названия, показывают детей, рыдающих, пока судебные приставы забирают у их родителей телевизор, стала одной из самых популярных на канале. На Channel 4 в 2017-м вышла докудрама «Улица пособия» (Benefits Street) про обитателей одной из улиц в Бирмингеме, поголовно безработных и живущих на пособия. Антигероям, которые в прямом эфире выносили товары из магазинов и хвастались, что и не собираются искать постоянную работу, угрожали убийствами в Twitter, а сама программа обсуждалась в палате общин и вызвала самые горячие споры о том, так ли уж необходимы социальные выплаты.

«Голяк»

Производство такого контента обходилось совсем недорого, и страшилки об ужасах жизни на социальном дне заполонили сетку вещания на разных каналах. Имидж люмпен-пролетариев от этого совершенно испортился: премьер-министр Дэвид Кэмерон в своих выступлениях даже начал называть малообеспеченных, сидящих на социалке, «уклонистами и прогульщиками». В ответ лидер лейбористов Джереми Корбин призвал телевизионщиков прекратить снимать контент, демонизирующий рабочий класс. Но как прекратить, если рейтинги стремятся вверх — еще три года назад продюсеры уверяли, что одно только слово «пособие» в названии шоу гарантированно привлекает минимум полмиллиона зрителей. Из эфира подобные программы уходят, скорее, по причинам естественной убыли персонажей. Программа «Шоу Джереми Кайла», где неимущие и уязвимые в экономическом плане британцы с 2005-го выясняли отношения на глазах у миллионной аудитории, закрылась в прошлом году, после того как ее герой, 63-летний строитель, скончался от передозировки морфина через неделю после прямого эфира, где он проходил тест на полиграфе (по обвинению в супружеской неверности).

Гилган против

Создателя и главную звезду сериала «Голяк» Джо Гилгану, отец которого всю жизнь вкалывал на металлообрабатывающей фабрике, такое презрительное изображение рабочего человека тупым и ленивым тунеядцем всегда возмущало. «Самые счастливые люди из тех, кого я знаю, — рабочий класс. Самые умные из всех моих знакомых — из рабочего класса. А также у меня есть знакомые — полные дебилы. Они из богатых семей, им все дали с рождения, а они ни хрена вообще не отдупляют, — сыплет Гилган отборным матом в своих интервью. — Мы с пацанами были продуктивными. Могли обнести твой дом, да, но вставали в семь утра, а домой возвращались не раньше девяти вечера. Это тяжелый труд, и денег почти не приносит. Да, я бывший торчок. Но я никогда не был ленивым. Я постель заправляю каждый день. Пишу, пока рука не начинает болеть, сука».

Джозеф Гилган

Но до того, как засесть за сценарий шоу по мотивам собственных приключений, Гилган стал актером. Начинал он с роли шоплифтера в долгоиграющем (с 1960-го!) британском ситкоме «Улица Коронации», потом появился в «Бесстыдниках», а прославился, сыграв скинхеда Вуди в фильме «Это — Англия» Шэйна Медоуза и в сериале по его мотивам, полюбившемся всей Британии. В перерывах между съемками Гилган работал штукатуром — большее ему, со школы страдающему синдромом дефицита внимания и биполярным расстройством, не светило. Да и писать «Голяк» Джозефу помогал Дэни Блоклхёрст, один из сценаристов «Бесстыжих» и постоянный автор уличной газеты The Big Issue — Гилган признается, что сочинить или прочитать больше одного имейла в день просто не в силах.

В разработке сюжетных замесов и заковыристых способов отъема денег у граждан Гилган и Блоклхёрст проявили немыслимую изобретательность. Как вам идея похитить льва из цирка? Или украсть антикварный средневековый дилдо у главы местной фирмы (эту роль исполняет Рамон Тикарам, брат поп-певицы Таниты Тикарам)? Именно эти лихие криминальные схемы, напоминающие о «Большом куше», «Картах, деньгах, двух стволах» и других образцах бриткрайма, — главная приманка сериала, так цепляющая его фан-базу. К сожалению, Гилган и Блоклхёрст не признаются, что из описанных ими афер правда, а что — выдумка. Чистосердечное признание не избавляет от наказания.

Джозеф Гилган и Доминик Уэст

А вот чего Гилган не скрывает, так это своего психического нездоровья. Те сцены в «Голяке», где Винни посещает психиатра, искрятся честностью и иронией. Тут все чистая правда, вплоть до названия препарата, который прописывает ему нарцисс-мозгоправ. «Во мне столько таблеток сидит, что если меня ущипнуть, то я буду греметь как погремушка. Доктора меня, словно подопытную свинку, сажали на очень серьезный стафф. Но вроде к 35 годам они разобрались, что к чему, и нашли для меня правильные таблы».

Роль крайне самовлюбленного и глубоко неуверенного в себе доктора в сериале исполняет Доминик Уэст; с ним Гилган подружился на съемках фильма «Гордость» (2014), в котором играл гея-активиста времен Маргарет Тэтчер. Уэст был настолько потрясен дикими историями из жизни коллеги, что дал свое согласие поучаствовать в съемках, если Гилгану все-таки удастся запустить автобиографический сериал. О своем биполярном расстройстве Винни заявляет в первой же сцене первого эпизода «Голяка», сидя с мрачным лицом на пешеходном мосту над железнодорожными путями.

Группа товарищей

Разношерстная компания гопников, которыми управляет неспособный управлять своей собственной башкой Винни, — еще один очевидный ингредиент в рецепте успеха «Голяка». В шайке состоят: гей-ирландец Эш, сын бродяг-тревеллеров, подрабатывающий в стрип-клубе, которым владеет Томмо, малорослый циник в экстравагантных спортивках; страдающий заиканием и ожирением Карди; мусульманин из автосервиса Джей Джей. Гилган уверяет, что этим пестрым составом он разбивает еще один миф о рабочем классе, мол, пролетарии они сплошь расисты и гомофобы. «На самом деле им по фигу, кто там из них гей, а кто — нет. Им о своем выживании думать надо, а не по сторонам смотреть. Мы не собирались делать из людей карикатуры какие-то».

Особое место среди героев сериала занимает Эрин — огненная и независимая мать-одиночка; ее играет Мишель Кигэн. Эрин, которая делает все (в том числе и пытается получить образование), чтобы обеспечить себе и своему сыну достойную жизнь, сильно контрастирует с привычным портретом женщины трудной судьбы, смирившейся и опустившей руки, при этом оставаясь максимально реалистичной героиней. «Она олицетворяет многих матерей-одиночек, которые героини на самом деле. Я постоянно вижу, как эти девчонки толкают свои коляски в одиночку, их мужики свалили, а они сами воспитывают детей, ухаживают за домом и за собой. Настоящие героини, реально».

Мишель Кигэн и Том Хэнсон

Несмотря на ограниченные возможности героев и печальные жизненные обстоятельства, в которых те оказались, авторы сериала не скупятся на шутки (разумеется, этот чисто британский юмор черен как смоль, и в нем-то главная прелесть проекта). Интересно, что Гилган, исполняющий роль живущего в лесу вора с биполяркой, который облачается в спортивный костюм, словно в доспехи, и отправляется на новое дело, как на работу, строго следил за тем, чтобы на съемочной площадке никто из актеров не кривлялся и не давил комедию. «У нас и так полный капец происходит по сценарию».

Возможно, именно это умение автором и придуманных ими героев выдерживать правильный баланс — между полной катастрофой и лютым весельем, между самоиронией и самоуважением — обеспечило сериалу успех как у зрителей, так и у критиков. Ну, и немаловажный момент: по сути, «Голяк» — это история современных Робин Гудов, примитивных революционеров, которые грабят награбленное на радость простому зрителю. Первый эпизод первого сезона за неделю посмотрело более 1,6 миллиона зрителей — самая крупная премьера телеканала Sky за 7 лет! А перед выходом второго сезона «Голяк» был продлен на третий, премьера которого состоится в следующем году. То есть революцию все-таки можно показывать по телевизору. При условии, что рейтинги у нее на высоте.

Каскадер защищает своего коня от коллекторов и становится звездой интернета. Комедийный боевик с Джеки Чаном
В главных ролях:Джеки Чан, Лю Хаоцюнь, Го Цилинь, Джеки У
Режиссер:Ларри Ян
Смотрите по подписке

Смотрите также

Второй сезон «Сумеречной зоны»: Меньше правильного, больше паранормального
Сериалы

Второй сезон «Сумеречной зоны»: Меньше правильного, больше паранормального

2 июля 20207
Что выходит на КиноПоиск HD в июне: «Алекс Райдер», «Дитя погоды» и «Водоворот»
Смотрите на Кинопоиске

Что выходит на КиноПоиск HD в июне: «Алекс Райдер», «Дитя погоды» и «Водоворот»

2 июня 202017
Реконструкция «Бумажного дома»: Как провалившийся в Испании сериал стал хитом Netflix
Сериалы

Реконструкция «Бумажного дома»: Как провалившийся в Испании сериал стал хитом Netflix

6 июня 202051
«Прости, мы скучали» Кена Лоуча: Как тяжело жить обычным людям

«Прости, мы скучали» Кена Лоуча: Как тяжело жить обычным людям

17 мая 20198

Главное сегодня

Спорт

Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов

6 июня3
Время чудес: чего сегодня ждать от финала Лиги чемпионов
«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера
В фокусе

«Арнольд»: чем интересен документальный проект Netflix про Шварценеггера

Сегодня0
Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)
Как это смотреть

Как смотреть «Человека-паука». Подробный гид по главным фильмам (и некоторым мультфильмам)

8 июня7
Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи
Сборы

Что происходит в прокате: «Человек-паук» взлетает в топ, а в России по-прежнему любят Гая Ричи

Вчера3
Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова
Трейлеры

Никита Ефремов теперь «Библиотекарь». Смотрим тизер сериала по книге Михаила Елизарова

Вчера3
Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов
Книги

Что почитать в духе Дюма: 7 новых приключенческих романов

Вчера1
Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»
Интервью

Маргарет Куэлли — об уроках Тарантино и БДСМ-ромкоме «Стоп-слово»

Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации