«Первая корова»: Келли Райхардт сняла выдающийся вестерн о краже молока

Обсудить0

Ключевой режиссер современного американского инди-кино уходит от актуальной повестки в осенний лес и кинопоэзию и рассказывает историю в жанре вестерна, но по духу похожую на рассказы О’Генри. По мнению Анны Лис, результат ошеломляющий.

Премьера «Первой коровы» состоялась еще в августе прошлого года на Международном кинофестивале в Теллуриде, а теперь фильм Райхардт участвует в основном конкурсе Берлина. Здесь она впервые. Ее «Обход Мика» (тоже вестерн!) 10 лет назад участвовал в венецианском конкурсе, а прошлый фильм, «Несколько женщин», коллаж из четырех коротких историй американок разного возраста, отлично справился и без европейской поддержки, был показан на «Сандэнсе» и стал самой прибыльной картиной в фильмографии Райхардт. И вот четыре года спустя режиссер возвращается к своему любимому предмету — американской природе, — снимая картину на знаменитой студии A24, ставшей домом таких экспериментаторов, как Ари Астер и Роберт Эггерс.

Действие фильма разворачивается в первой половине XIX века на Диком Западе, в Орегоне, куда только-только вступили поселенцы, охотники за пушниной (в том числе и русские). Двое хитрецов — проходимец Лю (Орион Ли), в 6 лет сбежавший из Северного Китая, и повар (Джон Магаро) из Мэриленда (все его зовут Печенькой) — становятся партнерами в комической авантюре. Осев в единственном центре цивилизации — деревне белых поселенцев, они начинают жарить пончики «как у мамы», замешивая чудесное тесто на молоке, тайно сдоенном у единственной в штате коровы (она принадлежит спесивому мэру Шефу Фактору в исполнении Тоби Джонса), прибывшей на край света прямиком из Бретани. Истосковавшиеся по родине колонисты выстраиваются за пончиками в очередь, и стартовый капитал друзей стремительно растет. Как говорит китаец, вторящий Марксу, начать бизнес можно только при наличии наследства или совершив преступление. Сиротам Лю и Печеньке остается только второе.

«Первая корова» — киноадаптация книги Джонатана Рэймонда «Период полураспада», написанной в жанре травелога. Но, сократив историю путешествий героев по лесам Орегона, Райхардт сняла что-то похожее по духу на рассказы О’Генри. Трагические в общем-то события (фильм начинается с того, что нам показывают скелеты двух протагонистов) пересказаны с мягким юмором. Жестокая история первичного накопления капитала в Новом Свете стала простым рассказом о дружбе и корове (с коровой у Печеньки тоже устанавливаются приятельские отношения).

Выполнив обязательную для инди-режиссера программу по злободневности в своих предыдущих картинах («Обход Мика» затрагивал проблему геноцида коренного населения, а в «Нескольких женщинах» героини обретали свой голос, до того как эта фраза превратилась в штамп), Райхардт занялась решением чисто кинематографических задач. В «Первой корове» она добивается потрясающего уровня бытового саспенса, создавая напряжение из самого лесного воздуха, любуясь серыми осенними пейзажами, мокрым лесом, грибами во мху, филином на ветке и коровой на лужайке. Невероятно скрупулезная работа была проделана для реконструкции бытовой среды и речевых характеристик героев: тут слышны все акценты Великобритании и индейские диалекты, традиционная одежда из тростника изготовлена индейцами, а каноэ одолжены у музеев. Ради секундных эпизодов актеры научились плести веревки, готовить мидии и ловить рыбу сачком. Но эта идиллия нетронутой и неисчерпаемой природы постепенно разрушается энергичным монтажом, интенсивность которого нарастает, по мере того как воришки все больше наглеют.

Интересно еще наблюдать, как типичные мотивы вестерна соединяются в «Корове» с идефиксами самой Райхардт. Америка как земля обетованная, которую лишь нужно приручить, — это из Форда. А броманс двух мужчин на фронтире — из Хоукса (который как раз считал американскую землю враждебной белому человеку). Оба мотива созвучны и фильмам самой Райхардт, герои которых всегда связаны с американским ландшафтом. Единственно верный и возможный способ существования в нем — это дружба. С животным («Венди и Люси»), Другим (героиня Мишель Уильямс в «Обходе Мика» находит родственную душу в индейце) или таким же, как ты (в «Старой радости» двое приятелей пытаются восстановить отношения, отправляясь в поход к горячим источникам).

Настаивая на отсутствии четкого месседжа и простоте своего фильма, Райхардт ничуть не лукавит. Доказательство этому — титр, посвящающий фильм Холлису Фрэмптону, американскому авангардисту, снимавшему так называемое структурное кино, кинематографический анализ поэзии, исследовавший законы и границы киномедиума точно так же, как поэт исследует границы и внутренние законы языка. «Первая корова» — это, конечно, не заумь Велимира Хлебникова, но и не агитпроп за все хорошее против всего плохого. Благодаря всем поэтическим, ненарративным излишествам в кадре фильм становится больше своего сюжета. Да, это, конечно, история двух проходимцев и одной коровы, но в то же время это и история всей Америки.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 февраля 20201
22 февраля 20205
19 июля 201929
21 февраля 20204

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня0
24 апреля33
Сегодня, 12:280
Сегодня3
Сегодня1
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Уютный, прямо какой-то антитарантиновский вестерн, - это точно кино для меня! Посмотрю обязательно, и очень бы хотелось на большом экране.

4