Короткий метр: Стимпанк с Кукушкиным, анекдот Местецкого и Вайс верхом на мине

Обсудить0

Рассказываем о лучших короткометражных работах этого года — как вчерашних студентов, так и уже состоявшихся режиссеров.

Три блока короткого места на «Кинотавре» явно составляются по простому драматургическому лекалу: комедия, трагедия, социальное высказывание и чистое искусство. С последним, впрочем, как повезет: не каждый год в программе оказывается смельчак, который снимает кино в духе «а я так вижу», делает ставку на форму больше, чем на смыслы. Но сейчас, на 30-летие, «Кинотавр» получил свой подарок. Начнем с него.

«Топливо», реж. Михаил Архипов

«Топливо» 

По бездушному пространству сквозь болото и осоку на старинном драндулете продирается Никита Кукушкин. У него закачивается топливо, он бредет в поисках поселения, где можно разжиться керосином, а находит заброшенную лабораторию с чертежами некой машины. Единственный вариант продолжить свой путь — попытаться собрать машину и добыть из нее жидкость, которая может оказаться топливом. Что будет дальше — чистое искусство и философия одновременно. Безымянный герой ищет нужные детали, ингредиенты и моральные силы, чтобы продолжить эксперимент. Он выжимает из себя и этой машины максимум. Детально, до мелочей продуманный мир внутри хижины и пустырь снаружи, землистые цвета и молчаливое безумие актера моментально отправляют в Зону Тарковского. С одной, но ключевой разницей: «Топливо» пышет энергией. Оно разгорается, по мере того как герой разгоняет стимпанковский аппарат по созданию нового источника энергии. Завораживающее музыкальное сопровождение, торжественно-инфернальное, замыкает эту картину, эту машину по созданию кинопроизведения. И на выходе остается лишь один вопрос: что вообще это было?

Неудивительно, что именно «Топливо» получило главный приз короткометражного конкурса с формулировкой «За красоту высокой температуры».

«Мирная жизнь», реж. Иван И. Твердовский

«Мирная жизнь»

Бойкого Никиту Кукушкина также можно увидеть в камерном и напряженном, снятом на крупных планах фильме-метафоре Ивана И. Твердовского (в прошлом году его полнометражные «Подбросы» наградили в Сочи за операторскую работу и за лучшую женскую роль). Явно увлеченный военной техникой парень показывает девушке танк, стоящий в каком-то лесопарке. Машина оказывается действующей, а значит, можно попробовать выстрелить. «Мирная жизнь заканчивается там, где заводится двигатель танка», — философски описывает свою семиминутку Твердовский. Его за лаконичность и актуальность высказывания наградил один из постоянных партнеров фестиваля — фонд RuArts.

«@жених», реж. Елизавета Стишова

«@жених»

Эстетством в кадре занимается и Елизавета Стишова. «@жених» — простая и во многом комическая история о долюшке женской в антураже кустодиевской арт-деревни. Героиня в исполнении Ольги Добриной (известной зрителю по «Овсянкам» и «Небесным женам луговых мари» Алексея Федорченко) словно сошла с лубочной картинки, если не считать обклеенного цветочными наклейками ноутбука, через который эта русская Венера демонстрирует свою грудь жениху-заключенному. Деревня в идеализированном русском стиле — детально выдержанная декорация, в которой органично существуют лубочные герои. Они так искренне говорят на комически торжественном деревенском, что создается впечатление: за пределами этого поселения постапокалипсис. И столкновение с лишенной буколики реальностью, разумеется, неизбежно. Фильм получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой «За урок стиля» и приз жюри за то, что жюри было весело.

«Он везет свой грузовик», реж. Кирилл Проскурин

На съемках фильма «Он везет свой грузовик»

Тема детства в короткометражной программе выглядела спекулятивной: давя на жалость, режиссеры предлагали заглянуть и в родильное отделение, и в детский дом, и в неблагополучные семьи. Но основную порцию аплодисментов сорвал Кирилл Проскурин. Его фильм похож на воспоминания ребенка о детстве на даче. Его реальность чуть ярче привычной. А грузовик мечты, запертый где-то за решеткой в заброшенном то ли лагере, то ли детском саду, то ли больнице, моментально становится метафорой всего самого желаемого, того, о чем каждый мечтал в детстве. Сама же история — яркая драма взросления, в которой мальчик совершает первый в своей жизни мужественный поступок. Несмотря на предсказуемость сюжета, у Проскурина получается выдержать триллер на минималках. Охота за игрушечным грузовиком полна наивного саспенса и заставляет зрителя поерзать в кресле — уж слишком хрупким показан этот мужской, даже пацанский мир. Но искренность режиссера, витальность мальчика-актера и общее сходство фильма с советским детским кино подкупают. Один только вопрос: зачем это было снимать в формате 3×4?

«Бег», реж. Егор Исаев

«Бег»

Эта работа — прямой наследник реалистической эстетики Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, что неудивительно — Исаев учится у них в МШК. За 23 минуты автор проводит довольно реалистичное исследование жизни обычного наркокурьера. Картина пыльная и неприглядная, как будто режиссер намеренно пытается стереть с образа драгдилера позолоту, годами наносимую голливудскими фильмами. Главные герои, парень и девушка — намеренно усредненные, серые люди, их лица практически невозможно запомнить (в этом и заключается мастерство игры Дмитрия Саранчи и Ксении Орловой). Но запоминается простодушность его поступков и ее безысходность. Эта пара обречена с самого начала. Самому фильму, возможно, не хватает пары минут, чтобы дожать персонажа, досказать его историю. Но, кажется, Исаев просто не настолько циничный режиссер, чтобы добивать своего зрителя, который уже и так хочет сбежать из зала от тихого бытового отчаянья.

«Сложноподичненное», реж. Олеся Яковлева

«Сложноподчиненное»

Сюжет фильма Яковлевой как будто из репортажей The Village: продвинутый и дико модный молодой преподаватель литературы приезжает в областной городок и ищет необработанный алмаз среди подрастающего поколения. Похоже на сюжет «Человека с бульвара Капуцинов», только без индейцев, и драмы тут побольше. В отличие от романтичного мистера Фёста, персонаж в исполнении фронтмена группы Shortparis Николая Комягина негромко возражает против окружающего его провинциального невежества. И не пытается поменять все и сразу. Он даже предпринимает попытки адаптироваться в этом мирке, заставляя зрителей волноваться: заест ли его среда? Или он воскликнет «Карету мне, карету» и свалит в так подходящий ему Петербург? Чем больше пошлости, узнаваемой, горько-комичной, а порой и жестокой, обрушивается на героя, тем интереснее, чем закончится эта история. Удивительная актерская игра Комягина заключается в тотальном спокойствии персонажа. По большей части он молчит. Эта история о цене и ценности просвещения недавно участвовала в студенческой каннской программе Cinéfondation. И, конечно, об этом написали в The Village.

«Одна историческая ошибка», реж. Михаил Местецкий

«Одна историческая ошибка»

Разумеется, каждый день в подборке конкурсных фильмов можно встретить работы-анекдоты разной степени длины и качества. Их основная цель — разрядить атмосферу. В итоге победило остроумие.

Михаил Местецкий представил очередной образец своего действительно отменного юмора в фильме «Одна историческая ошибка». Пересказать его сложно. Действие одновременно разворачивается в трех временах. Следите за руками: невротичный педагог отчитывается перед директором за инцидент, который произошел на перемене, когда старшеклассник рассказывал однокласснице об убийстве Троцкого. Ну, и сам товарищ Троцкий вместе со своим убийцей Меркадером тоже появятся в кадре. Очевидно, что беззастенчивое, но одновременно интеллектуальное хулиганство Местецкого, на ходу сочиняющего исторический анекдот, по нраву популярным актерам. Из шестерых участников проекта четверых публика знает точно: Федор Лавров (по количеству появлений в конкурсных картинах этого года он теснит даже Александра Кузнецова) и звезда «Содержанок» Ольга СутуловаМихаил Горевой и Александр Горчилин — оба в занятном карикатурном гриме. Местецкий умело манипулирует зрителем. Он не разменивается на отдельные гэги, а копит заряд, чтобы в финале зрители взорвались от смеха.

«Одна историческая ошибка» получила «Слона» Гильдии киноведов и кинокритиков.

«Интервью», реж. Иван Соснин

«Интервью»

С дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков уехал домой Иван Соснин. Режиссеру удалось заполучить себе в картину Алексея Серебрякова на роль детского писателя, который бросил главного ребенка в своей жизни. Это кинематографический сеанс психоанализа, ярко сыгранный не только Серебряковым, но и Мариной Васильевой. В 2014 году ее героиня тоже не смогла наладить отношения с отцом в фильме «Как меня зовут» — теперь Васильева словно закрывает гештальт. Тем же занимается и сам режиссер, не скрывающий, что в сюжете есть автобиографические элементы. Что, разумеется, придает «Интервью» дополнительной глубины.

«Плачу с вами», реж. Паулина Андреева

«За точную цветопередачу черного в комедии» свою награду получила Паулина Андреева. О ее кладбищенской сатире «Плачу с вами» высокого отзываются коллеги. Это кино циничное, как его главный герой, профессиональный плакальщик XXI века. Митя искренне верит, что его работа — это гуманистическая миссия. Вот только конкуренты и клиенты, требующие скидок, мешают ему достойно провожать в последний путь незнакомых людей. Но внезапная смерть близкого человека ставить под сомнение его житейскую философию. Диалоги в этом фильме полны сентенций, порой нарочитых, и сыграны с абсолютно серьезным лицом. Павел Ворожцов легко справляется со сменой актерских регистров, одинаково убедительно показывая и нелепость главного героя, и внезапно свалившуюся на него трагедию. Смелый сценарий и яркое, хоть и монохромное, визуальное решение сообщают о старательности студентки киношколы «Индустрия». Это явно работа отличницы. Ну как ее не похвалить?

«Болванка», реж. Никита Власов

Второй киноанекдот — уморительное знакомство матери с невестой единственного сына. На этом «Кинотавре» в полном метре тема родителей-диктаторов представлена двумя драмами («Гроза» и «Выше неба»), которые работают со сложно составленными образами. Никита Власов, наоборот, не боится прямолинейной метафоры: мать, контролер жизни сына — профессиональный сапер в исполнении резкой и эффектной Светланы Камыниной. Она приезжает в дом сына (Иван Мулин) по вызову: его невеста села на боевую мину с часовым механизмом. Дальше следует типичный, но комедийно утрированный диалог сына и матери о том, как ему не подходит эта девушка. На Евгению Вайс, сидящую на мине в эротичном белье, смотреть одно удовольствие. А когда актриса решает заступиться за себя и вступает в спор с Камыниной, основной посыл этой короткометражки становится понятен: женщины правят миром. Ну, или как минимум своими мужчинами. Яркая работа, актуальность которой считывается моментально. Дайте только просмеяться.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

13 июня 20194
9 июня 20196
13 июня 201942
10 июня 201921

Главное сегодня

24 апреля23
Вчера4
Вчера1
Вчера1
Вчера4
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации