Как выжить в Лос-Анджелесе, в лесу, за круглосуточной игрой в Pac-Man, в пансионе по «перевоспитанию» геев, а также другие вопросы главного фестиваля нового американского кино.
В этом году фестиваль американского кино пройдет с 26 сентября по 31 октября. КиноПоиск выбрал самое интересное из программы.
«Мы, койоты», режиссеры Марко Ла Вия, Ханна Ладоул
Что это: Двое молодых влюбленных в поисках себя и внутренних границ на просторах освобождающего Лос-Анджелеса.
Молодые парень и девушка — в меру амбициозные, в меру непримечательные — приезжают в Лос-Анджелес, город бездельников и мечтателей, с большими надеждами и маленькими рюкзаками, за своим осколком американской мечты. У них не то чтобы есть четкие планы, но жить хочется один раз, в свободном полете и на полную катушку. Уже первая встреча с родственниками девушки — религиозной тетей и племянниками — дает понять, что дальше действовать придется самостоятельно и на ощупь. У ребят есть 24 часа, чтобы найти работу, жилье и хоть как-то зацепиться в месте, которое — они хотят этого изо всех сил — должно стать их новым домом.
«Мы койоты» — подвижное, настоящее и неугомонное кино о поиске себя, не о высоколобой болтовне о собственном предназначении, а прикладных моментах самостоятельной жизни (где спать, что есть, как при этом не поссориться и не потерять доверие близкого). Морган Сэйлор и МакКоул Ломбарди разыгрывают историю, выпавшую на долю многих молодых, от битников 1950-х до хипстеров XXI века: как оторваться от родительского дома, чтобы набить собственные шишки и пройти обязательный путь самостоятельной и небезоблачной жизни. Пусть и под всегда безоблачным калифорнийском небом.
Что это: Подростковая драма о лесбиянке, чьи родители решили сдать ее на «перевоспитание» от сексуальной ориентации.
Молодая и красивая девочка Кэмерон Пост (Хлоя Грейс Морец) — потенциальная мечта одноклассников — казалось бы, должна получать дивиденды от своей внешности. Но втайне от друзей из школы, опекунов и всего окружения Кэмерон проводит вечера с девушкой, в которую, кажется, влюблена. В начале 1990-х такие связи принято скрывать и тем более страшно называть их отношениями. Застав девушку с другой, ее формальный бойфренд, сам того не понимая, запускает длительный эксперимент над Кэмерон — «перевоспитание» от неподобающей сексуальной ориентации в специальном пансионате. Ведь в религиозном окружении Пост считается, что «нетрадиционная» сексуальная ориентация — подвид дьявольского соблазна, и истреблять ее в себе нужно как тягу к любому другому греху. Кэмерон Пост попадает в очень странное место — вроде бы добровольный пансион, где в компании священников и психологов, квир-дети подвергаются обработке, но на самом деле скорее дружат, узнают друг друга и учатся говорить о себе.
Этот фильм — подробное исследование посягательств на чужую жизнь, поданное в виде горькой комедии о том, как сложно услышать себя и признать непостижимость другого. Главное в «Кэмерон Пост» — искренние и нежные диалоги категоричных, не всегда удобных, сомневающихся и часто скованных детей о том, как вырастать в мире, где к ним настроены априори с предубеждением.
«Не оставляй следов», режиссер Дебра Граник
Что это: Экзистенциальная драма режиссера «Зимней кости» о цене за независимую жизнь и жажде внутренней свободы.
После полученных на войне психологических травм ветеран Уилл (Бен Фостер) решает уединиться с дочерью Том (Томасин МакКензи) в лесу. Живут дикарями, ночуют в палатках; Том не ходит в школу, но опережает по своему развитию сверстников — для такой жизни требуются стойкость, смекалка и адаптивность. Когда же на отца и дочь натравливают социальные службы, все меняется бесповоротно: медитативные занятия остаются в прошлом, впереди у семьи проверки на адекватность и попытки государства втиснуть семью в рамки социально приемлемой жизни.
Дебра Граник уже снимала историю о девочке-подростке, которой слишком рано пришлось повзрослеть, расплачиваясь за семейные проблемы. Тогда малобюджетная «Зимняя кость» была номинирована на «Оскар» и запустила блистательную карьеру провинциалки Дженнифер Лоуренс. Восемь лет от Деборы Граник не было ничего не слышно, и вот ее новый фильм, безусловно, событие и возобновленный разговор о том же самом — невидимой Америке, вызовах юной женщины, борьбе за достоинство и выживании в предлагаемых обстоятельствах, где все решено за тебя. «Не оставляй следов» дает неванильный ответ «Капитану Фантастик» и вступает в диалог с выигравшим в этом году каннский приз тихим японским шедевром «Магазинные воришки».
«Релаксер», режиссер Джоэль Потрикус
Что это: Бескомпромиссный и храбрый фильм о геймере-выживальщике в комнате с джойстиком — от одной из главных надежд американского инди-кино.
На дворе миллениум, и все медиа твердят о проблеме компьютеров 2000-го. В это время жизнь социопата Эбби (Джошуа Бёрдж) идет по его собственному сценарию — ему необходимо пройти в реальном времени Pac-Man. Он уже добрался до 256-го уровня и не может себе позволить оторваться от экрана и реагировать на какой-то там окружающий мир. Перед нами фильм о выживании, где площадка борьбы — истертый кожаный диван, а главный герой — человек с бессонницей не меньшей, чем у персонажа «Бойцовского клуба».
Джоэл Патрикус — новое имя в американском независимом кино. Третий раз в его фильмографии главную роль играет Джошуа Бёрдж — актер, которому максимально удается мимика отчаяния, дискомфорта и паранойи. К тому же он комик вне стандартных комедийных схем. «Релаксер» — кино о мании, упорном движении к цели и абсурдности этой цели для кого-либо со стороны, о свободе распоряжаться и тратить свою жизнь. О свободе быть диким, неудобным и неприятным, когда ты захвачен огромной миссией, пусть большинству она и кажется пустяком. Продолжение «маниакальной» линии Потрикуса и портрет поколения, уставившегося в экран до изнеможения и презревшего биологию, время и мир вокруг себя.
«Дикая жизнь», режиссер Пол Дано
Что это: Режиссерский дебют Пола Дано и просто один из лучших новых американских фильмов о любящих супругах в кризисе.
Дорога перемен оказалась не такой интересной для пары Жанетт и Джерри — двоих симпатичных простых американцев 1960-х, которые изо всех сил стараются быть хорошими, а когда у них получается недостаточно, оправдываются перед своим 14-летним сыном. Оба взрослых слишком малы для жизни и ролей, которые им уготованы.
Отец семейства — амбициозный мужчина, запертый на сервильной работе середнячка. Мать — домохозяйка с печальными глазами и хлопотами по опостылевшей квартире. Их ребенок пока не понимает о жизни ничего, но видит, что она у родителей дикая, противоестественная и несчастная. Ненавязчивое начало адюльтера, поздние возвращения домой, отведенный взгляд — все это идеально удается показать режиссеру Полу Дано (также замечательному актеру).
Главное достоинство «Дикой жизни» среди десятка его достоинств — вкрадчивый, тактичный дуэт Джейка Джилленхола и Кэри Маллиган в теплых тонах — в их тусклой усталости столько узнаваемого обывательского бессилия. Оптика ребенка — идеальный ход для пересказа маленькой человеческой истории. Критики и зрители в восторге. Канны и «Сандэнс» принесли «Дикой жизни» сотни хвалебных отзывов, хотя всего ноль призов, что неудивительно для режиссера-дебютанта, которого еще ждут большие фильмы.
«Кто в пятницу родился», режиссер А. Дж. Эдвардс
Что это: Монтажер Терренса Малика рассказывает историю взросления проблемного подростка как эпос о невозможности правильного выбора.
Юные американцы, как и подростки по всему миру, делятся на тех, кто родился с серебряной ложкой во рту, и всех прочих. Ричи — из прочих, и повезло ему в сотню раз меньше, чем обычному ребенку из небогатой семьи. У него нет никаких родителей, а приютская жизнь никак не подготовила его к тому, как вставать на ноги и строить отношения с другими. Каждая дружба — потенциальная опасность, каждые отношения — самообман, каждая работа — ловушка для самооценки, если не хуже. Выброшенный в открытый мир, где его никто особенно не ждет, Ричи мается в тоске, беготне и поиске тех людей, за которых он может зацепиться, и того пространства, которое сможет назвать своим домом.
«Кто в пятницу родился» — нетипичная история о том, как нелегко быть молодым. Режиссер заглядывается на молчаливых героев, злоупотребляет парящей камерой и хочет объять необъятное, но и лучшие, и худшие моменты драмы выдают очень большой потенциал режиссера с особым взглядом. «Мамочка» Ксавье Долана или «Пацаны» Динары Асановой — две точки координат, между которыми находится эта история об агрессии и отчаянном желании любви. Тай Шеридан, новооткрытая звезда Спилберга, и Имоджен Путс играют экранную пару, за которую зрительское сердце будет биться до последних минут. Казалось бы, панорамой непростой американской жизни никого не удивить, но «Кто в пятницу родился» выводит вечный мотив «400 ударов» на новый уровень. Это кино по-новому то орет, то шепчет, что чем старше мы становимся, тем более умело должны превращать агрессию в осознанность, каких бы трудов нам это ни стоило.
Что это: Одна из главных мелодрам XXI века наконец на большом экране и на языке оригинала с субтитрами.
Большинство романтических пар 1990-х выросли на флирте и разговорах о любви американца Джесси и француженки Селин. Все началось с идеи Ричарда Линклейтера снять случайный день двоих только познакомившихся ребят в европейском городе. Съемки были назначены в Вене, в распоряжении героев 12 часов. За время подготовки фильма оба актера — Итан Хоук и Жюли Дельпи — стали соавторами сценария, а после выхода фильм перерос первоначальную идею и стал частью жизни как режиссера, так и исполнителей главных ролей.
Особенность трилогии «Перед»: никто не задумывал ее ни как трилогию, ни как многолетний проект. Режиссер и актеры додумывали истории героев, встречались, переписывались и собирали кино по мере того, как менялась их жизнь. Продолжения с перерывом в 10 лет — в Париже и Греции — следующие стадии отношений главных героев, рассказанные в непринужденной манере интеллектуального разговора еще до того, как был придуман термин «мамблкор». Сейчас трилогия «Перед» — один из самых ярких примеров work in progress и главная мелодрама XXI века о чувствах, которые раскрываются со временем, любви вне линейной истории и проживании банальности как уникального личного опыта.