всё о любом фильме:

Мамочка

Mommy
год
страна
слоган«Мы с тобой ближе, чем мужчина и женщина»
режиссерКсавье Долан
сценарийКсавье Долан
продюсерКсавье Долан, Нэнси Грант, Сильвен Корбелл, ...
операторАндре Тюрпен
композиторНойя
художникКолумб Рэби, Ксавье Долан, Жан-Шарль Клаву
монтажКсавье Долан
жанр драма, ... слова
сборы в США
сборы в России
зрители
Нидерланды  29.9 тыс.,    Россия  22.6 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время138 мин. / 02:18
Номинации (2):
Яркая и взбалмошная вдова Диана забирает из интерната сына-подростка и полна решимости начать новую жизнь. Со Стивом они бы жили душа в душу, но вспышки гнева импульсивного сына то и дело подрывают шаткое равновесие в семье. На подмогу приходит скромная заикающаяся соседка Кайла, и в доме на время воцаряется идиллия, но как долго это продлится?
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (27 173)
ожидание: 99% (1215)
Рейтинг кинокритиков
в мире
89%
102 + 12 = 114
7.9
в России
95%
19 + 1 = 20
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4338 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Мамочка» — пятый фильм двадцатипятилетнего К. Долана, во многом повторяющий мотивы его дебюта, но в гораздо более голливудской, мелодраматической манере. Содержание существенно обедняет взвинченный, истерический стиль актерской игры: вспышки ярости персонажей из-за своей многочисленности начинают утомлять зрителя однотипностью ситуаций, а скудный словарный запас героев откровенно раздражает.

    Долан стремится дать объективный портрет «эмоционально раскрепощенной» семьи, но неустанно уклоняется в ее оправдание: вульгарная эмансипированная мать, тщетно пытающаяся совладать с буйным, деструктивным темпераментом сына, не способна научить его соблюдать социальные правила, прежде всего, потому, что сама в них не верит и своим поведением побуждает к противоположному, для нее — это просто набор мертвых обычаев, никак не связанных с внутренней жизнью человека.

    Попытки воспитать в сыне хотя бы элементарные правила приличия по ходу фильма вызывают у зрителя комический эффект, постепенно окрашиваемый горечью и состраданием к людям, заблудившимся на пути гипертрофированного эгоизма и свободы от запретов, хотя режиссер преследовал скорее противоположную цель — показать человечность и теплоту, скрываемую под маской цинизма, и этим оправдать своих героев. Вторжение в отношения героев соседки — несчастной закомплексованной домохозяйки, на время вносит необходимый баланс между взрывными характерами матери и сына.

    Долан вслед за фильмом «Красота по-американски» С. Мендеса пытается доказать распространенный левый тезис о том, что гетеросексуальная семья с патриархальным распределением гендерных ролей уродует психологическую жизнь женщины, но получается у него это идеологически прямолинейно, неубедительно, нарочито пафосно: заикание героини, от которого ее вылечивает Стив, вновь возобновляется при ее возвращении в свою семью.

    Несмотря на левый концептуальный посыл, режиссер, будучи в своем молодом возрасте наблюдательным художником, не может скрыть деструктивных последствий экзистенциально раскованного образа жизни: в одной из сцен мечты героини о будущем выразительно сталкиваются с неприкрашенной реальностью, рассыпаясь в прах — материнское счастье просто невозможно в этом мире обостренного самолюбия, где никто не хочет идти на самоограничение во имя другого.

    Уступки эстетического характера, стремление сделать фильм более зрительским (выстраивание мелодраматического повествования, аффектированное актерское исполнение, клиповый монтаж, укорачивающий планы во имя их большей динамичности, избыточное использование популярной музыки ради усиления эмоциональных акцентов, которые видны зрителю и без этого) привели к тому, что Долан очередной раз создал семантически поверхностный художественный универсум, выражающий модные тенденции «хипстерского», сглаженного восприятия экзистенциальных конфликтов, вместе с тем, хорошо демонстрируя тщету и слабость современного левого инфантилизма.

    28 декабря 2015 | 16:18


    Посмотрел фильм на премьере в «Гоголь-центре».

    Ваша любовь не может его исцелить (с)

    Диана забирает своего сына из интерната и хочет начать с ним все заново. Но оба давно привыкли жить по собственным правилам, каждое их действие на встречу друг к другу сталкивается то с внешними факторами, то со вспышками гнева, одолевающими Стива. Все постепенно приходит в норму, когда к ним начинает заходить соседка Кайла, которая берет на себя домашнее обучение Стива.

    25 летний Ксавье Долан представляет на суд зрителей и критиков свой шестой фильм. «Мамочка» это скорее закрепление успеха, чем шаг назад или вперед. Режиссеру удается с легкостью представить публике героев, почти незаметными движениями. Долан безмерно любит своих героев, какими сумасшедшими бы они не казались на первый взгляд.

    Несмотря на то, что Ксавье в первую очередь важны эмоции, краски, картинка, актеры и музыка, у проекта получились прекрасные диалоги, продуманный и держащий до самого финала сюжет и умело прописанные герои.

    Оператор «Пожаров» и предыдущего проекта Долана «Том на ферме» создал завораживающий мир непохожий ни на что. Андре Тюрпен снял фильм в формате инстаграмма, то есть прямоугольной картинки. Позволив публике не отвлекаться на ненужную мишуру, а четко следовать за героями и только в моменты их выхода из своих ракушек, экран раздвигается, и зрители видят картинку целиком.

    Актерское трио сыграло на высочайшем уровне, пронзительно и ярко отыграв каждую сцену. Долан на этот раз решил не участвовать в фильме как актер, полностью отдав все силы режиссуре, что, несомненно, пошло картине на пользу.

    Проекты Долана всегда снабжены отменными саундтреками, дерзкими, хлесткими, усиливающими эмоциональную составляющую стократно.

    «Мамочка» чудесная работа Долана и его команды. Режиссер с каждой новой картиной приобретает опыт и понимание того, что он хочет показать и рассказать своему зрителю. Его фильмы затянуты из-за того, что Ксавье есть о чем говорить, и он каждый раз хочет вкладывать в них все, что накопилось в нем. В «Мамочке» ему спокойно можно было останавливаться на первом финале, и мыслей после него было бы больше, и картина в целом воспринималась органичнее. Но, таков уж Ксавье Долан, ему нужны эмоции, надежда и невероятная вера в своих героев.

    7 из 10

    16 октября 2014 | 01:25

    Насилие над эмоциями.

    Я не ожидал, что этот фильм настолько сильный. Серьёзно. Это настолько потрясающе, настолько и ужасно.

    Фильму хватило пять минут для того чтобы украсть моё самообладание и эмоциональную неуязвимость. Через час я уже был эмпатом, а ближе к концу фильма мне нужна была сигарета или успокоительное. Я не неженка, просто это до безумия сильный и эмоциональный фильм. Эмоциональную часть тебя бьют и насилуют, затем жалеют и вдохновляют, бьют и насилуют, затем снова жалеют и радуют, издеваются и насилуют, а затем любят и делают счастливым. Ты сидишь весь такой в образе циничного и бесчувственного сухаря и больше не можешь справиться с таким количеством переживаний. И вот снова момент… ты кусаешь со всей силы свои губы и сжимаешь зубы чтобы не начать реветь, но уже поздно и глаза мокрые.

    Сверхэмоциональный фильм.

    10 из 10

    1 августа 2016 | 23:57

    Материнская любовь к сыну бывает разной: слепой, строгой, милосердной, доброй, сильной и слабой, но всегда неизменной и ни в коем случае не безразличной. И любовь Дианы Депре к своему Стиву кажется ей всемогущей, способной исправить все зло, какое бы он ни натворил, но сколько еще испытаний придется выдержать ей и ему, любви матери и любви сына, чтобы наконец начать новую жизнь, где они оба смогут быть счастливыми?

    Свою пятую кинокартину канадец Ксавье Долан посвятил сложным отношениям матери и сына, но, в отличие от своего дебютного фильма «Я убил свою мать», он дистанцировался от автобиографичности и создал совершенно другую историю о силе материнской любви к единственному сыну.

    Мать и сын. Диана и Стив. Только они есть друг и друга, будто одни на всей планете, а вокруг них мир, где они никак не могут найти свое место. Они просто пытаются выжить и свести концы с концами. Любопытно было бы взглянуть на отношения матери и сына до смерти отца, когда их семья была крепкой и возможно даже счастливой. Но теперь они живут вдвоем, и их совместная и личная боль, накапливаясь, вырывается наружу пугающими срывами и жестокими выходками сына. Но действительно ли он монстр, которого уже нельзя вернуть? Так могут считать многие окружающие, но только не Диана. Только не его любимая Мамочка.

    Уже не первый раз Энни Дорвал играет у Долана мать, но эта ее Диана оказывается гораздо более интересной героиней с характером, хотя в первые минуты фильма кажется, что она — потерянный случай. Но потом актриса раз за разом открывает новую сторону мадам Депре, показывая настоящую сильную женщину, которой досталось от жизни, но она все еще не потеряла надежду. И к концу просмотра начинаешь восхищаться ее силой духа. А юный Антуан-Оливье Пилон, в чьих глазах здесь частенько появляются не просто чертики, а настоящие черти, и вовсе стал на экране воплощением чистой боли, трансформирующейся в жестокость и злость. Вот это настоящий трудный подросток. Его Стива легко возненавидеть, но когда смотришь на него глазами его матери, когда узнаешь, что он пережил, приходит понимание того, почему он временами превращается в неконтролируемый ураган, готовый смести всех на своим пути. И в финале, пережив с Дианой и Стивом целую историю, не остается к сыну ничего, кроме сочувствия и какой-то призрачной надежды на то, что когда-то ему станет лучше; что он, не такой уж и плохой человек, сможет преодолеть все это с поддержкой своей матери.

    Вдруг неожиданная помощь семейству Депре приходит в виде застенчивой соседки Кайлы. О себе она мало что рассказывает, о многом нам остается лишь догадываться, но ее доброта и дружба оказывается бесценным подарком судьбы для всех троих. Ведь Кайле тоже трудно и одиноко. Мне нравилась игра Сюзанн Клеман и раньше, но, как и Энни Дорвал, она смогла впечатлить сильнее всего именно в этом фильме. Вместе они превосходно показали простую и настоящую женскую дружбу таких разных героинь.

    Кинокартина является воплощением чистой материнской любви к сыну. И любовь матери здесь не всепрощающая и притворяющаяся, что ее сын — самый лучший, каким бы он ни был, нет, любовь ее здесь сильна как раз тем, что мать видит, каким может стать ее сын, во что он превращает себя и свою жизнь, и она всеми способами готова бороться за него, за то, чтобы все исправить, за них двоих. Долан снова сумел мгновенно захватить таким правдоподобным, острым, ярким изображением обычной повседневной жизни на экране. Его Диана и Стив будто живут с вами по соседству, но люди просто привыкли не замечать таких, как они.

    Погружаясь более глубоко в отношения главных героев, режиссер вновь намекает на тему Эдипова комплекса на примере некоторых моментов, созданных Стивом, но тут все либо гораздо проще, либо гораздо сложнее, уже сами для себя выбирайте и делайте выводы. Мать — это все, что у него осталось после смерти отца, он отчаянно, до грани, боится ее потерять и то с искренней детской наивностью, то с пугающей жестокостью старается показать ей, как много она для него значит. Концовка фильма показалась немного затянутой, тут есть несколько сцен, когда думаешь: «Вот и финал», но потом следует еще одна сцена и еще одна. Будто Долан все никак не мог попрощаться с этой историей и ее героями, ведь кажется, что сами они с трудом справятся. Но потом смотришь самую последнюю сцену и понимаешь, что так и должна закончиться на экране история Дианы и Стива, но в своем мире они все еще продолжают жить и продолжают бороться. По крайней мере, в это хочется верить.

    Когда с сыном творится нечто ужасное, его любимая Мамочка никогда не поставит на нем крест и сделает все ради его блага, ведь она так сильно его любит.

    19 января 2015 | 19:53

    Ксавье Долан. Если это имя вам ни о чём не говорит, то вы не становились свидетелем конфликтов сыновей и матерей, не пускались в приключение воображаемой любви, не волновались за приехавшего на ферму Тома и не меняли пол с Лорансом. Вы многое пропустили. И в своём пятом по счёту творении молодой режиссёр достигает уровня настоящего совершенства, представая во всём своём великолепии, не боясь продемонстрировать широкий размах своего таланта.

    По стилистике эта работа отличается от предыдущих большей интимностью, чему способствует отчасти разрешение кадра, как в Инстаграмме. Если это и дань моде, то очень удачная: благодаря ей вся история смотрится иначе, но «иначе» получается превосходным и приходится весьма к месту. Помимо операторской «фишки», фильм изобилует сценами настолько жизненными, достоверными, эмоциональными, что захватывает дух. От страшных нервных срывов до эпизодов безмерного счастья и свободы — всё здесь пропитано чрезвычайной близостью к зрителю, скреплено тесным контактом с чувствами. Каждый момент в картине — «крючок», за который с лёгкостью цепляешься и остаёшься на плаву повествования, впитывая в себя происходящее, как губка. Я не знаю, как Ксавье Долан достигает этого эффекта. И мне просто нравится влюбляться в его творчество всё больше и больше.

    Актёрская игра поразительно естественна: этим героям веришь до последнего слова, жеста, движения, эмоции. Их любишь и не можешь ненавидеть за какие-то поступки, потому что они неоднозначны, нелегки для быстрого понимания — как в жизни, как с реальными людьми. Если Долан взял из прошлых фильмов двух прекрасных актрис Энни Дорвал и Сюзанн Клеман, поставил их во главу истории и женским дуэтом по-прежнему восхищаешься, то новое лицо в фильмографии канадца (не считая эпизодического появления в «И всё же Лоранс») — Антуан-Оливье Пилон, этот чудесный паренёк, является более чем любопытным открытием для меня и многих других. Все персонажи живые, искренние, неравнодушные. Каждый раз думаешь, что конфликт достигает своего апогея, но за поворотом всегда ожидает сюрприз — новый пик конфликта, новое «вжимание» в кресло, новая продолжительная задержка дыхания… Оттенки напряжения и ситуации в фильме чередуются хаотичным образом, но большинство из них — сильные, отчаянно знакомые и отлично вплетённые в нить повествования. Долан удивляет и поражает самыми действенными способами — и сопротивляться бесполезно.

    Ближе к концу происходит один неожиданный поворот, который может либо всё разрушить, либо вывести на оптимистичную колею, но даже здесь Ксавье Долан умудряется не уйти в штамп «нам же было так хорошо, а теперь всё тленно», а оставляет место надежде и свободе, ради обретения которых каждый теряет что-то своё, прощаясь навек с лучшими моментами прошлого.

    СПАСИБО моему теперь точно любимому режиссёру за такое щемящее и смелое откровение. Я очень полюбил этот фильм. Он достоин не только наград, которые уже есть и ещё наверняка будут. Он достоин быть в числе картин, которые должен посмотреть если не каждый, то хотя бы любой тот, для кого кинематограф — это не только горка поп-корна и расслабление. Это искусство.

    9 из 10

    18 ноября 2014 | 20:40

    26-летний режиссер из Канады Ксавье Долан в прошлом году выпустил свою пятую полнометражную ленту «Mommy», которая значительно подняла его планку популярности. Его имя стало известно широкой публике в 2009, когда ему было всего 20 лет. Тогда он впервые смог помахать пальмовой ветвью в Каннах, при том, что до этого он так же успешно помахал своему аттестату, попросту бросив школу и подавшись в мир кино.«Мамочка» в 2014 принесла Долану еще одну почетную часть ривьерской пальмы и шумно отправилась в мировой прокат.

    За основу исследования беспристрастным объективом камеры Ксавье берет свою раннюю успешную работу «Я убил свою маму», немного перерабатывает и меняет тематику, сохранив интерес к препарированию нетипичных, изломленных отношений матери и сына, но при этом отказавшись от вопросов гендерного самоопределения, и в этот раз занимает исключительно режиссерское кресло.

    В центре отношения Дианы, матери, особы импульсивной и эмоциональной, ее сына Стива, проблемного подростка с нестабильной психикой, и их соседки Кайлы, знакомство с которой перерастает в дружбу. Эпицентр всех событий фильма это Стив, и он же разгоняющий сюжет главный двигатель. Жизнь со Стивом как стремительный тайфун, герой далеко не всегда контролирует свои действия и слова, из-за чего отношения этих людей нельзя назвать простыми. Долан позволяет увидеть происходящее между ними без ретуши, не смягчая и не гиперболизируя. У него получилось раскрыть разные стороны личности, страдающей психическим заболеванием, и переменчивую атмосферу, в которой существует герой и связанные с ним люди. Гнев и ярость сменяет любовь и надежда, беззаботность уступает место бессильному унынию — бесконечная карусель эмоций, крутящаяся все быстрее, но очевидно, что это не может продолжаться бесконечно.

    Взаимоотношения персонажей — остроугольный треугольник, и каждый угол в нем занимает герой, находящийся как бы вне общественной среды: социофоб Кайла, чье пространство ограничено стенами дома, бунтующий Стив, не способный к созданию полноценных социальных контактов, и безответственная взбалмошная Диана. Герои отличаются восприятием окружающей действительности, но объединившая их причина — именно объединившая, а не сблизивший внешний фактор как соседство или домашнее обучение — это их психологическая увечность. Стив, Дина и Кайла это группа членов, неспособных индивидуально функционировать, и они исполняют роль костылей друг для друга. Мир, в котором они существуют, замкнут, практически обособлен от внешнего, это их условные границы, каждый выход за которые подчеркивает их отчуждение от социума.

    Место действия тоже автономно — вариация будущей Канады, от настоящей отличающейся разве что юридически. Необычно и решение Долана показать свою историю на нестандартном квадратном экране, окончательно отойдя от традиционных устоев, но такой формат позволяет проникнуться обрезанностью и ограниченностью мира, где теснятся герои. Это не просто отзвук модной инстаграмности, это предложение почти на уровне физиологии почувствовать напряженность и стиснутость воссоздаваемой действительности. При этом можно отметить, что такой кадр и цвета пленки удивительно сочетаются, придавая работе особый стиль. Долана отличает чувство вкуса, причем не тошнотворно-глянцевое, и он обходится без клише и штампов, позволяя отдать дань своей индивидуальности.

    В своем же желании обратить внимание на сложные психологические аспекты жизни он не уподобляется, например, Ларсу фон Триеру, который открывает коробку Пандоры, швыряется ей, а потом тащит всех на дно безысходности, Долан делает это более проникновенно и тонко, умудряясь затронуть и отразить и лиричную сторону.

    Однако, проведя зрителя по психологическим терниям сюжетной канвы, беззастенчиво, но твердо, надавливая на нерв, режиссер подводит к пессимистичному итогу. Созданный мирок рушится Дианой, чья искалеченность — инфантильность и эгоизм — заглушает в ней способность любить, и обломки этой искусственно созданной реальности для троих погребают их отношения, возвращая героям ощущение холодного болезненного одиночества. Фильм скуп на выразительные средства, но обладает зашкаливающим уровнем экспрессии, с силой и остротой скальпеля вскрывая беспокоящую тему, поэтому на выходе мы имеем настоящую анатомию трагедии человеческих душ.

    31 августа 2015 | 00:33

    Фильм выдержан том же стиле, что и первая картина Долана ("Я убил свою маму»). В таком сравнительно раннем возрасте он смог сформировать черты, которые выделяют его фильмы из других подобных, а именно: экспрессия (крики, ругань, нежность, чувства на грани безумия), интимность (создается ощущение, что подглядываешь за чужой жизнью в замочную скважину), сложные отношения с родственниками (как в первом, так и в этом фильме сюжет крутится вокруг взаимоотношений сына с матерью) и крайности, вроде специфических семейных отношений. Мать с сыном настолько близки, что от этого становится немного неловко. Будь то ссоры или преувеличенная нежность, это вызывает смешанные эмоции.

    Главная героиня забирает сына из интерната в связи с неким инцидентом, повлиявшим позже на сюжет фильма. Гиперактивность и вспышки ярости пугают мать, но гораздо сильнее желание спасти сына от окружающего мира и просто быть с ним.

    Интересен так же формат кадра 4:3, меняющийся на полноценный только в те моменты, когда в жизни главных героев наступает «белая полоса». Однако, формат становится прежним, как только появляется обстоятельство, негативно влияющее на их взаимоотношения.

    Игра актеров на высоте. Они переживают историю вместе со своими персонажами, даже не пытаясь лгать зрителю, показывают все. Страх, радость, любовь, боль — это даже не кажется фальшивым.

    С уверенностью можно сказать, что Долан умеет показывать сложные ситуации в жизни близких друг другу людей. Первый фильм, снятый как автобиография, задал тон всему остальному его творчеству.

    Замечательное музыкальное сопровождение, красивые кадры, интересный сюжет, показывающий все грани мира главных героев, все это позволяет погрузиться в действие, происходящее на экране.

    Не рекомендуется людям с консервативной жизненной позицией, в связи со спорными сценами, коих в фильмах Долана хватает.

    Данная картина — доказательство того, что кино развивается. Появляются новые талантливые режиссеры, рождаются интересные идеи. Людям еще есть что сказать, показать и донести до зрителя. Кино еще не скоро замолчит.

    8 из 10

    27 ноября 2015 | 14:29

    Другое кино=хорошее кино

    Другое кино=хорошее кино

    Другое=хорошее

    Сегодня искушенному зрителю приходится очень тяжело. Он видел всё, удивить его крайне трудно. И вот он в поисках новых ощущений отправляется, к примеру, в кинотеатр им. Пушкина, на фильм, к примеру, опять же, «Мамочка». Он посмотрел трейлер, заметил пару драматических моментов, лавину эмоций. Решился, пошёл и увидел.

    Мать

    Сильная стойкая женщина пытается начать жизнь сначала вместе со своим сыном, забирая его интерната для людей с девиантным поведением. Она имеет свободные нравы и для своего ребёнка является более другом, приятелем, нежели матерью. Вместе они проводят абсолютно все время, они ругаются и мирятся, но в ссорах уже видна эта дружеская конкуренция. Мать, подняв сына на свою ступень, сложила с себя авторитет власти родителя и снизошла до советника. Усугубляет это положение психические расстройства юноши, которые переходят в агрессию и открытый бунт.

    Сын

    Юноша тринадцати лет, имеющий проблемы с психикой. Агрессивный, вспыльчивый и эмоциональный он не видит себя без матери, она для него все. Постоянно этот трудный ребенок ищет способ чем-либо угодить ей, требуя взамен благодарность и ласку. Не получая это, сын подозревает мать в нелюбви к себе, становясь неуправляемым.

    Случайный близкий

    Женщина, живущая напротив, спонтанно становиться полноправным членом этой необычной семьи. Являясь на вид кроткой и сдержанной, она находит способ справиться на некоторое время с агрессией сына, взяв на себя роль наставника и учителя, тем самым дополнив недостающий элемент в семье.

    Рок из прошлого в виде ущерба равного двумстам пятидесяти тысячам долларов лишает опоры этот союз. Сын, как неклассический трагический герой, бежит в руки судьбы с завязанными глазами. Для него проблемы не существует, ничего не произошло, а даже, если что-то произошло, то Deus ex machine а ля его Mommy решит её. «Ты сжигаешь меня! Я сгорела, как фитиль» — такие слова произносит мать ближе к концу. Финал очевиден.

    Стоит ли судить мать? Однозначно, нет. В течение всей картины она сделала все что должна и могла. Стоит ли судить сына? Однозначно, нет. Он имеет проблемы с психикой, он ребёнок. Кто виноват? Так вышло.

    Направление «Другое кино» не может стать массовым направлением, ибо оно не склонно к развлечению. Но в тоже время это не означает, что оно скучное. Другое кино оно и вправду другое. Его герои даже не герои в полном смысле слова, а обычные люди, наши с вами современники. Интерес к маленькому человеку это рефлексия к себе. Это сложно, а порой противно, но нужно.

    15 декабря 2014 | 16:45

    Явление Ксавье Долана — безусловный феномен современного кинематографа. И снять фильм такого уровня, как «Мамочка», в 25 лет — это достойно исключительно восхищения. И все премии самого престижного и снобского Каннского кинофестиваля, которые получил Долан и, я уверен, еще получит впоследствии, вполне заслужены.

    Для творчества этого молодого канадского дарования, чьи произведения часто называют неким возрождением французской «новой волны» в начале XXI века, «Мамочка» — фильм во всей отношениях этапный. Закончился первый, ученический период его пути, и начинается становление уже собственного стиля. Это отчетливо видится, если сравнить «Мамочку» с лучшим, быть может, ученическим фильмом Долана — «Воображаемыми любовями», стилистически отточенном, отмеченным прекрасным режиссерским вкусом, но все еще сыроватом, нафаршированном цитатами к киноклассике, фильмам Трюффо, Годара, Вонга Кар Вая, «Завтраку у Тиффани», «Загадочной коже» и проч., и проч. И что было интересно в «Любовях» — это как мировая кинокультура отражается и преломляется в сознании поколения 20-летних.

    Но «Мамочка» — совсем иное. Режиссер устал цитировать и начинает говорить от себя, он преодолевает все темы своих прошлых фильмов, и, отталкиваясь от них, выходит на совершенно новый уровень.

    Что однозначно прочувствует зритель в «Мамочке» — это пресловутая магия кино. Долан понял, как воздействовать на зрителя. И пользуется этим со всей своей дерзостью молодости. В некоторых моментах фильма зритель почти физически ощутит то состояние счастье, в которое на определенном этапе развития сюжета провалятся герои. И после просмотра он еще долго не сможет отойти, фильм словно будет распечатываться и инсталлироваться в его мозгу раз за разом.

    Если разбираться в тематике и проблематике картины, я рискну заметить, что она вовсе не об отношениях матери и сына (про это была дебютная лента «Я убил свою маму»), точнее — не только о них. Куда более глобальной здесь становится тема хрупкости человеческих отношений, а также мотив обретения подлинного существования за границами всех существующих социальных формаций. И вот что поражает во время просмотра. Казалось бы, что объединяет то странноватое трио, которое мы лицезреем на экране? Безработная, взбалмошная женщина без образования, ее неуравновешенный психически сынок и скромная, забитая, заикающаяся соседка. Что может быть общего у этого трио вообще? Мать и сын — ладно, но соседка… А ведь именно она меняет жизнь этой несчастной семьи. Вот тут и начинается самое интересное. В своих отношениях на троих, которые не вписываются в привычные социальные определения: это не семья, это больше, чем дружба, это — огромное спасибо за отсутствие банальности — не имеет никакого отношения к любви. Но в этом — выходящем за все рамки социального — общении они обретают полноценность своего существования. И лучшее подтверждение этого — трансформация образа соседки, из забитой, одинокой в своей семье женщины она превращается живущую полноценно личность, раскрывается, преодолевая свое символическое заикание. И эти хрупкие, хлипкие отношения, которые, казалось бы, логически не имеют никакой основы, становятся единственным прибежищем и счастьем этих людей. И раскрыться, обрести смысл, что-то подлинное они могут только в этом союзе. Оттого более горек финал. Но мог ли он здесь быть иным?

    Главная стилистическая особенность фильма (то, что он снят 1:1), — не формалистская прихоть Долана, а сильный эстетический жест, быть может, один из самых сильных и оригинальных в кинематографе. Это те рамки, в которые мы все зажаты. У каждого есть свои границы, которые мешают ему. В которые он вогнал себя сам. Или в которые его вогнало общество. Освободиться, преодолеть эти зажатости — вот к чему призывает Долан в том числе и в недосказанности финала. Те два момента, когда формат 1:1 разрушается, а фильм становится «полноценным», как полноценной становится жизнь героев в неком бытийном, экзистенциальном смысле, подобны глотку свежего воздуха. И проносят зрителю почти физическую радость.

    По-моему, «Мамочка» — один из лучших и новаторских фильмов последнего времени. Который эмоционально не оставит равнодушным уж точно.

    И — не могу не заметить то, что уже давно стало общим местом, — если Долан снимает так в 25, представляю, что будет, когда режиссеру исполнится 40. Поэтому — за этим именем просто необходимо следить всем любителям кино.

    10 из 10

    13 марта 2016 | 21:31

    Я ожидала того, что мне так привычно в работах Долана: объемной, многогранной эмоциональности. Она представлена как всегда открытой, голой, без лишней ретуши. То вязкая как патока, то острая как осколки хрустальной вазы.

    Здесь вся палитра чувств незадачливой мамаши — молодящейся, взбалмошной и, на первый взгляд, самоуверенной раздалбайке, которая все же хочет «обычного» женского счастья с внуками и семейными пикниками. Но все никак не складывается…

    Картина позволяет ощутить всю многомерность эмоций подростка, стремящегося к свободе: как физической от ощущения солнечного света и теплого ветра по коже, так и свободе самовыражения — свободе от границ и шаблонов, навязанных обществом, стесняющих его как одежда, подобранная не по размеру, или смирительная рубашка… настолько, что их хочется рвать и ломать — зачастую причиняя боль другим людям.

    И с другой стороны — заурядная домохозяйка, обросшая шаблонами, загнавшая себя в границы. Боящаяся выходить из дома, знакомиться с людьми, говорить, менять свою жизнь… Черпающая вдохновение в безбашенности парня-разгильдяя; ожившая благодаря его энергичности и сумасбродству.

    Они многое дают друг другу — вещами, словами, поступками. И в то же время каждому из них чего-то не хватает, чтобы построить свое счастье.

    Не перестаю удивляться, как мастерски Долану удается передавать такие глубокие эмоции в одной работе, при этом не выпячивая их, а тонко обрисовывая великолепными кадрами и живыми диалогами, что безусловно не давало бы такого эффекта без проникновенной игры великолепно подобранных актеров.

    Я ожидала, что фильм будет хорош, но он превзошел мои ожидания.

    9 из 10

    8 апреля 2015 | 03:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>