Александр Деспла: «Музыка — ДНК фильма Гильермо дель Торо»

Обсудить0

Создатель саундтреков к «Гарри Поттеру», «Бенджамину Баттону» и «Отелю „Гранд Будапешт“» — о том, зачем «Форме воды» «пушистый» звук.

«Форма воды» — один из главных кандидатов на «Оскары» в этом году, в том числе за саундтрек, уже удостоенный «Золотого глобуса». Его написал француз Александр Деспла, музыка которого помогла найти путь к сердцу зрителя десяткам знаменитых картин — от блокбастеров до фестивальных хитов. В «Форме воды», снятой Гильермо дель Торо, Александр погрузился в сказочную историю отношений между немой женщиной и человеком-амфибией, по сюжету происходящую в 1960-е. Как он нашел нужное звучание для этой странной ленты, какую музыку он слушает для себя, саундтрек какого фильма заставил его впервые задуматься о выборе такой профессии — об этом в интервью КиноПоиску.

— В этом фильме Гильермо дель Торо использовал отрывки из мюзиклов, в том числе известных. Вы как-то ориентировались на эту музыку при написании своей?

— Я просто знал, что отрывки из мюзиклов будут в фильме и что они придадут картинке нужный оттенок, соответствующий времени. Действие происходит в 1960-е, и все эти мюзиклы как раз родом из 1950—1960-х. Я с ними хорошо знаком, потому что на меня американская культура с раннего детства оказывала огромное влияние. Мои родители поженились, когда учились в университете в США, так что я рос в окружении всего американского. И все эти мюзиклы — часть национального песенного контекста. В «Форме воды» они часть декора, но в то же время они мне указывают направление, задают тон. Ведь во многих смыслах этот фильм и есть мюзикл, в том числе по манере съемок. Не знаю, заметили ли вы, но камера в фильме никогда не останавливается. Ни на секунду. Там нет ни одного статичного кадра, а есть постоянное движение, даже если и минимальное. Это очень музыкально, в этом есть плавность и текучесть, и именно это свойство картинки я взял за основу своей работы.

«Форма воды»«Форма воды»

— Тот факт, что в этом фильме два главных персонажа немые, вам добавило работы?

— Безусловно. Все же в данном случае музыка играет куда более важную роль, чем если бы персонажи постоянно тарахтели. Я в свое время писал музыку к многим французским фильмам, где все действие происходит, скажем так, в спальне. Герои занимаются любовью, потом разговаривают, выкуривают сигарету, снова занимаются любовью и снова разговаривают. Там остается не очень много места для музыки. Так что если в фильме герои не разговаривают, не особо кувыркаются в постели и не курят, это идеальный вариант.

— Какова была ваша первая реакция, когда вам сказали: «Нам нужен саундтрек для фильма о существе, живущем под водой»?

— Я сказал: «Отлично, я согласен. Когда дедлайн?» — «Через несколько лет». — «Не вопрос». Буквально вот такой диалог был. Мол, дайте мне знать, когда фильм будет готов, тогда и поговорим. Это было почти шесть лет назад. А пару лет назад мне сказали примерно то же самое: «Мы все еще хотим сделать это кино про человека-амфибию. Ты по-прежнему согласен?» — «Конечно, сколько можно ждать?» Хм, если так подумать, то это странная история. Но это ведь Гильермо, у него просто не бывает нестранных историй. Если бы это был какой-то другой режиссер, я бы легко отказался. Но с Гильермо я согласился ждать. И когда я увидел фильм, то бы поражен красотой и музыкальностью кадра. В этом фильме музыка — ДНК. Разумеется, все из-за песен, потому что главная героиня хочет отождествлять себя с великими исполнителями мюзиклов. Но она не имеет на то физической возможности, потому что она немая и не может петь, она может только танцевать. Музыка — это ее голос. Музыка и свист. Салли Хокинс регулярно присвистывает, особенно в самом начале фильма. Сначала она просто воспроизводила мою мелодию, а потом свист стал элементом музыки. Я сам насвистывал мелодию, которую вы слышите в фильме. Это ее голос, которым она общается с миром и выражает свою радость. Она полна жизни и счастья, и ее фантазии, ее надежды — все это воплощается в музыке.

«Форма воды»«Форма воды»

— Но вот эта музыкальность повествования — она ведь может быть как плюсом, так и минусом, накладывая рамки на то, что вы можете делать?

— Для меня тут было важно не выдать музыку, которая была бы слишком грандиозной и величественной. Она бы задавила и главную героиню, и любовную историю. Требовалась музыка плавная, переливающаяся, нежная, эмоциональная. Чтобы она была похожа на мягкое, но настойчивое течение, которое, возможно, с ног не собьет, но его все равно не остановить. И все это идеально описывает сам фильм. Мне тоже надо было следовать этому течению. Есть много способов этого достичь. Я использовал для этого свисток, пианино и 12 флейт, так что получился довольно интересный эффект. Материал этот похож на волны прибоя — он настолько нежный и прозрачный, что легко соответствует героине и ее внутреннему голосу.

— А тот факт, что действие происходит в 1960-е годы, как повлиял на вашу работу? Это заставило вас стилизовать музыку?

— Это определило некоторые правила. Например, я не хотел использовать никакие электронные инструменты и прочие современные приблуды. Надо было соответствовать всем костюмам, прическам, декорациям. Инструментарий — это что-то, к чему я подхожу с особой тщательностью. Мне нравится аранжировать мелодии, это так же важно, как и сочинять их. Нравится расписывать партию для каждого инструмента. Или решать, каким будет фоновый звук в диалоговой сцене — один кларнет или три. Все это звучит по-разному, и от этого зависит восприятие аудиторией материала. Здесь у нас 12 флейт создают такой «пушистый» звук.

«Форма воды»«Форма воды»

— Вы помните момент, когда вы начали прямо прислушиваться к музыке в фильмах? Когда перестали воспринимать ее просто как фон?

— Да, в мультфильме «Книга джунглей»! Я был тогда совсем ребенком. Так что можно сказать, что я прислушиваюсь к музыке в кино с младых ногтей. Еще у меня была пластинка, которая продавалась с книгой. И я постоянно слушал эту пластинку, в то же время листая книгу. А позднее я обнаружил, что мои родители вернулись из Америки с кучей музыки из кино. Например, у них в коллекции была работа Джорджа Данинга к фильму «Человек из Колорадо». Она мне особо запомнилась, но вообще у них было полно классических саундтреков. Конечно, когда я смотрел телевизор, я везде обращал внимание на музыку, в том числе и в сериалах. Однажды я стал прямо одержим саундтреком, который мне купила одна из моих старших сестер. Это была музыка к японскому фильму «Голый остров», и там главным инструментом была флейта. С тех пор я решил, что стану флейтистом. И ведь стал же! Медленно, но верно я превратился в заядлого синефила и понял, что разброс возможностей для композиторов в кино величайший. Можно использовать что угодно — от соло на флейте до биг-бенда, от струнного квартета до симфонического оркестра с хором. Может быть, это мой способ всегда оставаться ребенком, потому что ходить в кино — это все равно что слушать сказку на ночь. Ты сидишь в большом зале и думаешь, что ты такой весь взрослый, но это все ерунда. Ты самый что ни на есть ребенок. Если только ты не на порнофильм пришел, конечно, в специальный кинотеатр. Так что да, я мечтал стать композитором кино с 15—16 лет, а это довольно ранний возраст, чтобы определиться с такой нишевой специальностью.

«Форма воды»«Форма воды»

— Вы всегда беретесь писать музыку, когда фильм уже снят и смонтирован?

— Иногда меня зовут заранее, иногда — в самый последний момент. Все свои лучшие работы — «Игру в имитацию», «Король говорит!» — я делал, когда фильм был готов. Мне не надо читать сценарий, потому что не хочется бесцельно погружаться в этот мир, мне это ничего не даст. Когда кино уже оформлено, у тебя не может быть никаких колебаний. Оно лежит прямо перед тобой и готово буквально на все. Это очень похоже на подъем в гору. Вы смотрите на гору и должны сообразить, как лучше на нее подняться, разработать маршрут, оптимизировать его, понять, где можно срезать, а где сделать привал. Все равно, конечно, это потребует много сил, но по крайней мере перед тобой уже целостная картина, и от нее можно плясать. А когда фильм не готов, я совершенно без понятия, что мне с ним делать.

— Какими вообще качествами надо обладать, чтобы сочинять музыку к фильмам?

— Ну, для начала надо любить кино. Надо знать его историю. Надо понимать музыку и каждый день узнавать о ней что-то новое. Причем речь идет о любой музыке, не только о классической. Надо обладать умением слушать — режиссера, продюсера, диалоги, актерские интонации, их голосовой диапазон. Надо быть несгибаемым, терпеливым и дипломатичным. А еще надо уметь обходиться без сна.

Александр ДесплаАлександр Деспла

— Что вы лично слушаете для себя?

— В основном классику, джаз и этническую музыку. Я никогда особо не увлекался рок-н-роллом, никогда не был в группе, не играл на электрогитаре. Я играл на бразильской гитаре — она совсем другая. Когда я был подростком, я предпочитал именно такую музыку. Бурундийские племенные гимны, тувинское горловое пение, японское кото, танго, бразильские певцы вроде Эду Лобо — в мире столько всего происходит, чего никогда не услышишь по радио. Все эти музыканты — люди из реальной жизни, никак не связанные со звукозаписывающими корпорациями, и нам есть чему у них поучиться.

Обычная жизнь в Санкт-Петербурге резко меняется с появлением человека в маске Чумного Доктора
В главных ролях:Тихон Жизневский, Любовь Аксенова, Алексей Маклаков и др.
Режиссер:Олег Трофим
Уже в кино
Купить билет

Смотрите также

Гильермо дель Торо о сексе Красавицы и Чудовища
Интервью

Гильермо дель Торо о сексе Красавицы и Чудовища

18 января 201831
«Форма воды»: Амели встречает создание из Черной лагуны

«Форма воды»: Амели встречает создание из Черной лагуны

14 сентября 201728
Путеводитель по творчеству Гильермо дель Торо
Как это смотреть

Путеводитель по творчеству Гильермо дель Торо

19 января 201827
Кто мог бы поставить «Heavy Rain»? А сняться в «Bloodborne»? Выбираем, кто может экранизировать популярные игры
Выбор редакции

Кто мог бы поставить «Heavy Rain»? А сняться в «Bloodborne»? Выбираем, кто может экранизировать популярные игры

14 октября 202051

Главное сегодня

Зомби-тигр и отсылки к «Снайдеркату»: Что показали в новом трейлере «Армии мертвецов»

час назад3
Зомби-тигр и отсылки к «Снайдеркату»: Что показали в новом трейлере «Армии мертвецов»
Тихон Жизневский о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»: «Шавуха, конечно, главное действующее лицо»
Интервью

Тихон Жизневский о фильме «Майор Гром: Чумной Доктор»: «Шавуха, конечно, главное действующее лицо»

Сегодня6
«Как же я соскучился!»: Вышел новый трейлер «Форсажа 9»

«Как же я соскучился!»: Вышел новый трейлер «Форсажа 9»

13 минут назад0
Стартовали съемки «шаманского нуара» с Александром Кузнецовым. Его создатели обещают мистику в стиле Рефна

Стартовали съемки «шаманского нуара» с Александром Кузнецовым. Его создатели обещают мистику в стиле Рефна

51 минуту назад2
Эмма Робертс и Гаррет Хедлунд снимутся в голливудской версии «Иронии судьбы». Ее поставит режиссер «Бабушки легкого поведения»

Эмма Робертс и Гаррет Хедлунд снимутся в голливудской версии «Иронии судьбы». Ее поставит режиссер «Бабушки легкого поведения»

Сегодня, 15:1524
Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Новый трейлер «Армии мертвецов»: Ограбление казино под музыку Кенни Роджерса

Вчера25
«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма

«Дневнику Бриджит Джонс» исполнилось 20 лет. Вспоминаем 6 лучших сцен из фильма

Вчера7
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт