Прокат рассудит: «Салют-7» оставил «Время первых» позади

Обсудить0

Картина Клима Шипенко в апреле проиграла битву за выход в прокат, но вполне может обойти фильм продюсера Тимура Бекмамбетова по кассовым сборам.

Успешный, пусть и отложенный, космический старт

«Салют-7» продюсеров Сергея Сельянова, Бакура Бакурадзе и Юлии Мишкинене должен был выйти в апреле этого года, ко Дню космонавтики. Лента о подвиге Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые в 1985 году совершили рискованный полет к неуправляемой космической станции и успешно оживили ее, была готова к показу в кинотеатрах, однако на лакомую дату встала картина-конкурент «Время первых» продюсера Тимура Бекмамбетова. «Салюту-7» пришлось ретироваться на октябрь.

Фильм Клима Шипенко в противовес «Времени первых» Дмитрия Киселева получился бодрым и динамичным, с большой долей юмора и с меньшим градусом пафоса космическим триллером, где технологическая достоверность и качество компьютерной графики усердно стремятся к «Гравитации». В то же время картина играет на ностальгических чувствах и тоске по героическому времени, хотя советские чиновники и даже руководитель полета показаны в «Салюте-7» противоречивыми и сомневающимися фигурами.

Клим Шипенко на съемках фильма «Салют-7»Клим Шипенко на съемках фильма «Салют-7»

Как и «Время первых», «Салют-7» задействовал в своей промокампании не только классические инструменты рекламы и маркетинга, но и ни много ни мало президента России Владимира Путина. Тот посмотрел картину вместе с членами съемочной группы и космонавтами — прототипами главных героев. Новостные сюжеты о президентском сеансе вышли в федеральных СМИ, особенно активно выход ленты в прокат освещали информационные ресурсы холдинга ВГТРК, партнера проекта (глава холдинга Антон Златопольский — один из продюсеров картины).

Аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» прогнозировали «Салюту-7» 240 млн рублей в первый уик-энд. «Время первых» стартовало с 145,6 миллиона. «Салюту-7» удалось превысить эту планку на 70% и собрать 245,7 млн рублей в первые выходные. «Сборы оказались в соответствии с нашими прогнозами, что приятно, даже, пожалуй, выше процентов на пять, — говорит продюсер Сергей Сельянов. — Конечно, всегда хочется больше, но удовлетворение от того, что прогноз оказался точным, есть». У «Салюта-7» второй старт среди отечественных фильмов в этом году. Лучше выступило только «Притяжение», собрав более 394 млн рублей. Близкий результат показал недавно «Гоголь. Начало» (215 млн рублей за стартовый уик-энд).

«Лучше все-таки было выходить первыми»

Сергей Сельянов говорит, что сложно оценить, какими бы были результаты, выйди фильм, как и предполагалось, весной. «Когда эта коллизия разворачивалась в апреле, кинотеатры нам говорили, что лучше, конечно, выходить первыми. И я интуитивно понимаю, что это была правда. С другой стороны, сейчас я об этом уже не думаю. Дело прошлое», — пояснил продюсер КиноПоиску.

Зато благодаря полугодичному ожиданию у фильма «Салют-7» появился новый формат: картина вышла в прокат еще и в IMAX. IMAX заинтересовался фильмом еще три года назад, объяснил Сельянов. «Нам, возможно, не удалось бы выйти в этом формате в апреле, потому что IMAX — это ресурс больших студийных фильмов, и у мейджоров с корпорацией IMAX есть свои взаимные обязательства. Наши фильмы могут только всовываться в образующиеся дырочки. Тогда, весной, возможно, этого места для нас в IMAX просто бы не было». Продюсер рассказывает, что сам увидел картину в этом формате уже в прокате — конвертированная в формат IMAX копия появилась буквально накануне релиза. «Я убедился, что было это совсем не зря. Фильм действительно предназначен в том числе и для этого формата», — говорит Сельянов.

«Салют-7»«Салют-7»

Показы в залах IMAX увеличивают среднюю цену билета, так как цены на сеансы в этом формате заметно выше. Так, из лидеров этой недели по средней цене билета «Салют-7» занимает третью строчку (290 рублей). Дороже стоили только билеты на «Аритмию» (311 рублей) и «Бегущего по лезвию 2049» (296 рублей). По данным прокатчика, компании «Наше кино», сборы от сеансов в IMAX составили 11% от общих кассовых сборов — 26 млн рублей из 245,7 млн рублей (информация предоставлена компанией «Наше кино»).

Другой своеобразный бонус — отсутствие в объединенной сети «Формула кино» и «Синема парк» конкурента «Салюта-7» — фильма «Сделано в Америке» с Томом Крузом в главной роли. «Наверное, „Сделано в Америке“ собрал бы больше, если бы не сокращение площадок, но на „Салют-7“ это бы не повлияло или повлияло бы незначительно, как мне кажется», — говорит Сельянов.

Реакция зрителей: От восторга до обвинений

Общее настроение отзывов на «Салют-7» в соцсетях — от позитивного до восторженного. Зрители хвалят эмоциональную игру актеров, впечатляющую компьютерную графику, духоподъемную тему. Критика же ленты идет по двум направлениям — «антисоветская, русофобская риторика» и технические ляпы.

Русофобами создателей картины окрестили зрители, недовольные тем, как в фильме показаны советские чиновники, мечтающие станцию уничтожить вместе с космонавтами, лишь бы не попала в руки врага. Досталось и за то, как изображен руководитель полета: он периодически не знает, что делать, ведет себя эксцентрично и эмоционально, например разбивает стулом стеклянную перегородку.

Исторические прототипы тоже отчасти согласны с подобной критикой. «Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя все было ровно наоборот. Все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы все получилось. Никогда не угрожали нам. Работники ЦК КПСС и Минобороны только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несет другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать. Когда люди за рубежом будут внимательнее смотреть ситуацию в центре управления полетами, как вы думаете, это мимо пройдет? Нет», — говорил в интервью «Кубанским новостям» Владимир Джанибеков. Впрочем, фамилии главных героев авторы предусмотрительно изменили: Джанибеков стал Федоровым (Владимир Вдовиченков), Савиных — Алехиным (Павел Деревянко).

«Салют-7»«Салют-7»

А Виктор Савиных не раз признавался, что воевал с создателями картины, объясняя, например, что бить кувалдой по корпусу космической станции — это никуда не годится. Отдельные дотошные зрители подробно разобрали то, какие ошибки допустили как сценаристы, так и художники при реконструкции событий, включая и кувалду, и то, как быстро космонавты выходят в открытый космос («как на прогулку»). «История с закрытым оплавленной блендой солнечным датчиком печальна тем, что бессмысленна. В реальности станцию сначала поворачивали солнечными панелями на Солнце с помощью двигателей ориентации корабля (и это даже показано один раз в фильме!), а кабели с панелей соединяли напрямую с аккумуляторами, минуя какую-либо электронику. Так что весь героизм с кувалдой просто не был нужен», — пишет в своем блоге пользователь «Живого Журнала» Филипп Терехов.

Критики одобряют

Одобрительных рецензий российских кинокритиков больше, чем негативных. Одни рецензенты хвалят уровень визуальных эффектов («так космос у нас еще не показывали» — расхожая фраза), акцент на человеческие отношения и характеры героев вместо идеологической линии брутального героизма. Ругают «Салют-7» за все ту же несчастную кувалду и нескладный коктейль из жанровых клише.

Антону Долину сочетание различных жанров кажется, наоборот, плюсом. Критик видит в этом заслугу выходцев из авторского кино. «„Салют-7“ — прекрасный благородный фильм, в котором соблюдение жанра — как триллера, так и производственного романа — не вступает в противоречие с увлекательностью, а следование реалиям времени — фантазии сценаристов и режиссера, — хвалит картину на радиостанции «Вести ФМ» Антон Долин, называя сцены в космосе фантастическими. — Уйдя от реальности, авторы картины смогли добиться эмоциональной связи с аудиторией. Неслучайно делали „Салют-7“ люди из авторского кино, участники и победители „Кинотавра“ — ставший продюсером режиссер Бакур Бакурадзе и постановщик Клим Шипенко».

Михаил Трофименков в «Коммерсанте» называет «Салют-7» карнавальным ответом Голливуду.

«Салют-7»«Салют-7»

Часто фильм Шипенко сравнивают с «Аполлоном 13». Андрей Сидорчик в «Аргументах и фактах» делает это не в пользу российской картины, считая, что лента о советских космонавтах снята без должного уважения к реальным героям отечественной космонавтики: «Чудо советской конструкторской мысли, космическая станция „Салют-7“, которой в середине 80-х не было аналогов в мире, ремонтируется кувалдой. Гордость за страну и космонавтов? Нет? Странно».

Наконец, неизбежны сравнения с «Временем первых». Для Наталии Григорьевой из «Независимой газеты» очевидно, что «Салют-7» уступает фильму Киселева. Если во «Времени первых» героем становится Королев, «поставивший человеческую жизнь выше интересов государства», то у Шипенко не находится подобного сильного героя, а жанрово разрозненные эпизоды не скреплены «хоть одной жизнеспособной идеей вместо десятка шаблонных мыслей про беспощадную систему, бессмысленную гонку вооружений, бессердечную машину власти, пожирающую людей во имя большой политики», утверждает критик.

Зона повышенных рисков

По итогам кинотеатрального проката «Время первых» собрало в России 544 млн рублей. По словам продюсера Сергея Сельянова, «Салют-7» надеется обогнать и эти результаты. Положительный сарафан (7,6 балла из 10 на КиноПоиске, позитивные отзывы в социальных сетях) может этому способствовать, однако 26 октября на экранах появится другой потенциальный отечественный блокбастер — «Матильда», которая вполне может перетянуть одеяло кассовых сборов на себя.

«Салют-7»«Салют-7»

«Мы рассчитываем на длинный прокат. Надеемся, что в течение пяти недель „Салют-7“ будет устойчиво представлен на наших площадках. Он обращен не только к молодой, но и к старшей аудитории, которая принимает решение дольше и спокойнее. Хочется увидеть второй уик-энд, загадывать вперед не хочется. Поддерживать рекламно и маркетингово мы продолжим. Расчеты расчетами, опыт опытом, но кино — зона повышенных рисков, иррациональных и необъяснимых, за что мы его и любим», — пояснил Сельянов.

Рэдклифф и Бушеми снова на коне: знакомые актеры, совершенно новая история и озвучка по версии Кураж-Бамбей
В главных ролях:Дэниэл Рэдклифф, Стив Бушеми, Джеральдин Вишванатан
Режиссер:Дэн Шимпф, Райан Кейс, Морис Мэрэбл
Смотрите по подписке
Смотреть

Смотрите также

Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

27 июля35
Юлия Пересильд и Клим Шипенко полетят в космос для съемок фильма «Вызов»

Юлия Пересильд и Клим Шипенко полетят в космос для съемок фильма «Вызов»

13 мая31
8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

8 лучших трейлеров недели: Снайдер грабит казино, Петров играет Есенина, а Дизель гонит на брата

16 апреля10
Фонд кино подвел кассовые итоги 2020 года. «Холоп» и «Лед 2» — самые успешные фильмы

Фонд кино подвел кассовые итоги 2020 года. «Холоп» и «Лед 2» — самые успешные фильмы

2 января3

Главное сегодня

Гид по важным (и тайным!) тропам аниме

Вчера10
Гид по важным (и тайным!) тропам аниме
Фильм недели: «Круиз по джунглям». Кино про качка и блондинку в поисках сокровищ, которое не развлекает

Фильм недели: «Круиз по джунглям». Кино про качка и блондинку в поисках сокровищ, которое не развлекает

Вчера6
«Основной инстинкт»: Фильм, который мог стать хитом только в 1990-е
Культовое кино

«Основной инстинкт»: Фильм, который мог стать хитом только в 1990-е

28 июля5
10 главных фильмов сталинской эпохи

10 главных фильмов сталинской эпохи

28 июля6
Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

Козловский-океанолог и триллер про Ивана Грозного: что представили на питчинге Фонда кино

27 июля35
«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун

«Основной инстинкт»: Как устроена знаменитая сцена допроса Шэрон Стоун

27 июля7
Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

Краткая история кино: 1970-е. Смотрим «полочное кино», японский авангард о террористах и блокбастер Фассбиндера

27 июля5
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт