Гоголь. Начало

год
страна
слоган«Самая тёмная ночь перед рассветом»
режиссерЕгор Баранов
сценарийТихон Корнев, Ким Белов, Алексей Чупов, ...
продюсерАлександр Цекало, Артур Джанибекян, Валерий Федорович, ...
операторСергей Трофимов
композиторRyan Otter
художникЕлена Жукова, Виктория Игумнова
монтажАлександр Иванов
жанр приключения, триллер, детектив
сборы в России
зрители
Россия  1.91 млн
премьера (мир)
премьера (РФ)
цифровой релиз
релиз на DVD
релиз на Blu-ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время100 мин. / 01:40
Смотрите в кино:
4 сеанса в 2 кинотеатрах
Смотрите на ТВ:
Суббота, 25 августа в 20:00 на канале «ТВ-3»
Казаки, ведьмы, русалки, утопленницы и другие обитатели Диканьки встречаются лицом к лицу со своим создателем Николаем Гоголем, молодым писарем из Петербурга, который страдает загадочными припадками и может общаться с персонажами из потустороннего мира. Вместе со своим начальником, блестящим столичным следователем Яковом Гуро, начинающий писатель приезжает на Полтавщину расследовать таинственные убийства девушек. Здесь же он встречает свою любовь, которой суждено сыграть роковую роль в его судьбе. Но хватит ли юному литератору духу противостоять невообразимому? Ведь по слухам, которые активно разносят напуганные местные жители, за преступлениями стоит не кто иной, как сам Дьявол в обличии черного всадника.
Рейтинг фильма
IMDb: 5.70 (922)
ожидание: 20% (17 334)
Рейтинг кинокритиков
в России
80%
12 + 3 = 15
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Столько новостей, такое промо, «Гоголь» из всех граммофонов — «Смотрите! Смотрите! Не упустите свой шанс!». И решила я наверстать упущение. Все-таки, там прекрасный Петров снялся. Что же я увидела… топорная пародия на шедевральный фильм «Сонная лощина». Спецэффекты не те, да и Петров не Джонни Депп. Так что получился не ужастик, а комедия.

    Фильм получился все же не без плюсов. Я большая фанатка Гоголя. Перечитала все его произведения. И вот мне очень понравилось, что в фильме были сняты некоторые сцены из его романов. Было классно угадывать, какие кадры из каких рассказов. Но на этом все, больше дивиться там нечему.

    Отвратная актерская игра. Петров, что же ты делаешь? Данная роль не подходит ему или он не справляется с ней, я даже не знаю. Рановато Петров замахнулся на роли гениев, не дослужился, не Гоголь он. Да даже если бы он справился с ролью, все погубили бы спецэффекты, дебильные диалоги и конечно же плагиат.

    Не понравилась Таисия Вилкова. Не может она играть чувственных особ. С ее специфической внешностью и особенным голосом можно играть только а сериалах типа «Девчонки». К сожалению, в других ролях я ее не вижу. И этот фильм подтверждает данное мнение. Нечего лезть выше головы. В общем в фильме целый набор переоцененных актеров, да и сам фильм, явно переоценен.

    Когда я смотрела «Сонная лощина», мне было интересно, что же это за всадник такой, кто его посылает, почему он убивает конкретных людей. Тут же мое сердце откликалось пустым стуком на все потуги режиссера, хотя бы как-то спровоцировать во мне интерес к тому что происходит в кадре. А все почему? Да потому что про всадника я уже смотрела фильм, там всадник был намного интереснее и страшнее. Потому что романы Гоголя я так же читала и не сказать, что режиссер перенес мои фантазии об этих картинках на экран, особенно не понравились моменты с нагими тетками. Да и вообще знаете тошно как-то было от всего этого, никакой морали, ничего привлекательного.

    В первой части очень мало чего-то интересного. Смотреть это скучно, актеры играют плохо, спецэффекты пустые, сюжет ворованный. Буду ли я смотреть следующую часть? Нет ребят, дальше без меня.

    2 из 10

    20 августа 2018 | 10:50

    «Отличный фильм, я был просто в восторге от происходящего. Божественная музыка, декорации, костюмы. А этот сюжет… как же он прекрасен» — это именно то, что я никогда не смогу сказать о фильме Бэтмен. Начало, ой простите, Гоголь.

    Начнем с того, что это не фильм, а телесериал, который решили пустить в прокат и срубить «бабла». Каждый фильм, является законченным кинопроизведением, который можно смотреть отдельно от других частей, будь то дилогия, трилогия и т. д. В них есть законченная история, вступление и кульминация. Конкретно в этом «не сериале», а если быть точнее первых 2х сериях, нет ни того, ни другого. Мне кажется это каким то нае… обманом. И не одному мне так показалась. Я никогда не слышал столько мата и негодовая от зрителей в конце фильма.

    Да, тут есть сюжетная арка, которая закидывает удочку на много серий вперед… НО, я шел смотреть в кинотеатр, хотел отдохнуть и увидеть целостную история, а получил, то что получил.

    Если вы хотите увидеть интересную, загадочную историю в готическом обрамлении, в принципе то не плохо, идея не плоха, но к сожалению, вы не увидите такой истории в этих 2х разрозненых сериях.

    А теперь о плюсах — их нет. Я вышел из зала с чувством полного разочарования.

    У меня всё!

    2 сентября 2017 | 13:23

    Цекало, конечно, вконец ошалел. Он снял более-менее внятный пилот для ТНТ (позднее — для ТВ3), и так обрадовался этому, что решил прокатить его в кинотеатрах. Мало того — он даже гордится этим, как мне кажется. Хотя его так называемый «фильм» получил награду за «лучший пилот сериала», а по центру тайминга киноверсии даже не убрана сериальная заставка (кровью брызжет на луну, и стекает в виде надписи «Гоголь», ахахаха, ну что за позорище).

    По русской традиции — у сериала толпа сценаристов, поэтому поначалу всё напоминает обычный клиповый набор сцен (особенно пилотный эпизод), которые связаны друг с другом обмороками главного героя. Я не шучу. Гоголь просто вырубается, напивается или засыпает — и мы перемещаемся между локациями, и так — раз 15 за фильм. При этом, во время диалогов, оператор явно халтурит — делает по одному плану на персонажа и один общий — и всё, живите с этим. Если диалог долгий — от этих затянутых одинаковых кадров режет глаз. И вообще — хронометраж искусственно затянут. Режиссёр жутко жадный, вставляет 3-4 повторяющихся кадра, если тот получился, чем чрезвычайно бесит, и вообще — не относится к делу серьёзно.

    Но — может, оно и к лучшему. Потому что Гоголь — это дикий несерьёзный треш, который только на постерах прикидывается чем-то «взрослым». На самом деле тут — полная катавасия. Деревенька Диканька, в которой есть свой почти-шериф и ещё дохера чиновников, и огромные европейские дворцы размером с само село, актрисы с укладками, разговаривающие, как менеджеры по подбору персонала, любовный интерес прямиком из романов Джейн Остин или сестёр Бронте, главгад из заставок «DIABLO 2», Меньшиков-следователь, в красном наряде и с горой понтов, будто со страниц комикса или манги, а также сеттинг фильма, похожий на сеттинг «Хеллбоя», даже с примесью лавкрафтовщины.

    Смотреть на это, признаюсь, довольно интересно. То есть — по началу глаз режет общая дешёвость сцен (по максимуму крупняков, наличие четвёртой стены и одинаковые локации для разных сцен), но потом ты машешь на всё рукой, и просто наслаждаешься мракобесием. Это насковозь голливудская поделка-подражание, которая внезапно удалась (и Цекало, захлёбываясь слюной, побежал ставить её в прокат). Есть несколько классных сцен (например — сцена-антипод «Вия»), есть суррогат детектива, куча бульварной мистики и декорации, оставшиеся, кажется, от «Дуэлянта».

    По актёром — всё сложно. С одной стороны — как бы я не «любил» Петрова, постоянно переигрывающего в каждом фильме — тут он вполне справился и выдал всё, на что способен. То есть — на хлипкую четвёрочку. С другой стороны — Меньшиков тут ужасен, и явно не относится ко своей роли всерьёз, а просто выдаёт пафосные фразы и смотрит на всех свысока. При этом — великолепный Стычкин (не зря мне нравится этот актёр), неплохой бухарик из Горько в роли бухарика-доктора, но — абсолютно деревянный кузнец. Сплошь неубедительные женские персонажи в первой половине (которых даже объединили в одну эротическую сцену — настолько они ниочёмные), и внезапно — очень классные женские же героини во второй части (что Хавронья, что её падчерица) — внезапно появился и малоросский акцент, и живость, и старание (а не просто — голые сиськи и выщипанные брови, как у основного женского каста). И тут же — ужасающий Деревянко в роли крипового Пушкина на закуску. Это было необычно, соглашусь, но слишком уж… трешёво.

    Ещё одна проблема — ужасающий грим. Кажется, гримёры просто мазали побелкой всё, что хоть немного напоминало человеческое лицо (особенно досталось Меньшикову, с которого на крупных кадрах просто побелка сыпалась). Спецэффекты — достойные (для русского сериала — так вообще отличные). Музыка — стандартная пафосная невнятица, ну и пусть. Глупо было ждать большего. Юмор — более-менее удобоваримый, стыдно почти не было. Кровища — явно не настоящая, но в достаточном количестве. Скримеры — чуть-чуть сплагиаченные, но бодренькие.

    В итоге — сериал, как и актёрский талант Александра Петрова — на хлипкую четвёрочку. Вся эта белиберда в сумме весьма похожа на достойное начало русского мистического сериала, который я бы даже поглядел. Так что — можете и вы глянуть (правда, я хотел выключить через 1,5 секунды после начала, когда всплыла заставка ТВ-3).

    Но я так ни фига и не понял. Серьёзно. Кто, кого, чего — да чрт его знает. Как в первых сериях любого сезона «Американской Истории Ужасов» — ни хрена не понятно, кто здесь кто и зачем всё это. Дешёвая школа «чем больше клиффхангеров, тем лучше» добралась и до российского кинопрома.

    6 из 10

    3 октября 2017 | 20:24

    Сегодня все чаще телесериалы заглядывают на большой экран. Обычно, это происходит в исключительных случаях, когда нужно громко презентовать премьеру какого-то сериала (недавние Сверхлюди) или наоборот привлечь внимание к его финалу (Игра престолов).

    Наши киноделы тоже с недавних пор переносят телеформат в кинотеатры, но делают это топорно, чем только больший гнев зрителей навлекают на свои головы. Вспомнить Три мушкетера с Риналем Мухаметовым, или Темный мир: Равновесие. Вот, кстати, Темный мир я считают образцовым примером того, как не стоит представлять сериалы в кино. Помнится, полуторачасовой фильм вызвал кучу вопросов и резкое зрительское отторжение, зато, когда я посмотрел расширенную версию в 12 эпизодов, то был приятно удивлен — как сериал Темный мир: Равновесие прекрасно работал, раскрывая всех персонажей в достаточной степени, с чем не справлялся полнометражный «огрызок».

    И вот в 2017 на экраны выходит «Гоголь: Начало», о котором как бы изначально говорили, что он положит начало сериалу. Размытая формулировка, не так ли? Положить начало сериалу мог и фильм. Однако ушлые отечественные киноделы поступили хитрее: они сняли сериал, и решили его по частям демонстрировать в кинотеатрах. Что в итоге получилось? Очередная волна зрительского недовольства при довольно неплохом исходном материале.

    Гоголь: Начало — это отечественное фэнтези, которое попыталось интерпретировать на свой лад мотивы из Сонной лощины и гоголевский монстрарий. Получилось, должен признать, любопытно, атмосферно, местами жутковато, а местами ужасно весело. К сожалению, формат сериала лишил нас удовольствия узнать, чем же заканчивается история, впрочем обещают, что не за горами следующие части. Правда, боюсь, что обманутый однажды зритель, едва ли пойдет в кино повторно.

    На мой взгляд, Гоголь: Начало — довольно жизнеспособная история, за развитием которой интересно наблюдать. Нас погружают в тайны села Диканька, где происходят таинственные убийства, которые из Петербурга приезжает расследовать прославленный сыщик Яков Гуро (Олег Меньшиков) и его писарь Николай Гоголь (Александр Петров). При том, что Гоголь здесь — не просто знаменитый писатель, напротив, он еще только пишет свои лучшие истории, ищет себя как писатель и сжигает собственные творения, находя их бездарными, а вдобавок страдает от припадков и видений, которые позволяют ему чувствовать зло. В Гоголе Гуро видит способ раскрыть тайну Диканьки, а потому без лишних промедлений берет молодого медиума с собой. И если в недавнем Вие Степченко на зрителя навели ужас, а потом хладнокровно признали, что никакой мистики там и подавно не было, то в Гоголе режиссера Баранова мистика есть, и она совершенно не скрывается. За первые две серии (или главы) зритель знакомится не только с главными героями, но и с чертовщиной Полтавской губернии — загадочный Черный всадник рыщет по окраинам и убивает невинных девушек, лишая их крови до последней капли, в близлежащем пруду обосновались русалки-утопленницы, а в каждом втором доме живет самая настоящая ведьма. Это при том, что и жители Диканьки далеко не так просты, в чем Гоголю и Гуро придется не раз убедиться. Местный следователь Бинх (Евгений Стычкин) ведет какую-то непонятную игру и скрывает что-то от заезжих, а в купеческом доме на окраине обитают нелюдимые супруги, у которых может оказаться не последняя роль в мистических событиях села. Молодому Гоголю приходится не просто — он все время чувствует близость зла и его бросает из одного видения в другое, вопросы нагромождаются один на другой, но ни герой, ни зрители не получают на них ответы. По крайней мере, пока. Поэтому смотреть сериал интересно, а то, что первая часть завершается на самом интересном только подстегивает интерес.

    Стоит отметить, замечательные спецэффекты, которые для отечественного сериала выглядят весьма неплохо, и общий мрачный стиль истории. Долгие планы, туманные пейзажи — все это словно перекочевало из Сонной Лощины Бертона. Местами, конечно, создатели Гоголя пытаются сэкономить — отсюда обилие крупных планов лиц героев, но в целом видно, что работа над сериалом проделана не маленькая. Мне особенно понравилась сцена видения Гоголя, когда он оказывается в потустороннем Питере, и вокруг него всевозможные чудовища, прикидывающиеся людьми. Было в этом нечто лавкрафтовское. Да и сам Гоголь, одержимый тьмой, вызывает интерес к своей персоне.

    Еще одной удачей проекта является актерский состав. Олег Меньшиков и Александр Петров недавно играли вместе в Притяжении, и вон они снова в одном фильме. Петров, конечно, мало похож на Гоголя, но он хороший талантливый актер и выкладывается по полной, зато Меньшиков как будто и не играет — его Гуро расслаблен, весел и саркастичен. Крайне удачный персонаж, выделяющийся в общей макабрической атмосфере Диканьки.

    В дальнейшем нам обещают еще три фильма (по две серии каждый) до конца истории, и, не смотря на легкую обиду на создателей сериала за их обман, я все-таки жду их. Гоголь: Начало — это образец нового русского сериала для широкой аудитории, за который не стыдно и который с интересом смотрится. На волне популярности Игры престолов, создатели Гоголя так же не брезгуют демонстрировать на экране кровь и обилие голых тел, что идет картине только на пользу. Стоит ли идти на Гоголя в кино? Думаю, что нет. Лучше всего дождаться выхода всех серий и посмотреть весь сезон целиком, чтобы история была цельной и впечатления от неё не смазанными. Стоит ли вообще смотреть Гоголя? Однозначно. Особенно, если вы любите мистику и темное фэнтези, и вам надоело то, как нечисть показывают западные сериалы. Здесь этого добра на любой вкус.

    19 января 2018 | 22:32

    Господа, решила моя натура посетить сие творение российского кинематографа. От данной картины я не ожидал ничего хорошего, ибо трейлер внушил мне, что я снова просто так потрачу свои деньги. Чудо не случилось, мой кошелек вновь потерпел бесполезные расходы. Начну же саму рецензию:

    Нам пытаются показать некую фантастику, смешанную с детективной линией. Сам же Гоголь предстает перед нами в образе детектива, конкретно подсевшего на все существующие виды наркотических средств. Актер сыграл его бездарно, весь фильм мы наблюдаем как он с выпученными глазами и лицом будто он съел просроченную шаурму бегает по различным локациям.

    У оператора здесь конкретные проблемы со зрением, скорее всего он близорукий, иначе зачем пихать камеру прямо в лицо актерам? А еще ужаснейшие эффекты с размытием, мне иногда казалось, что меня накачали алкоголем и у меня мутнеет в глазах.

    Спецэффекты на уровне нашего фильма «Защитники». Все красочные пейзажи в фильме нарисованы настолько убого, что на их фоне начинаешь действительно хвалить «Притяжение».

    Также здесь присутствует антагонист, который больше похож на доисторического Дарта Вейдера, потому что он постоянно тяжело дышит, понятия не имею как капюшон препятствует нормальной работе легких. А как же убого выглядит его костюм, запихать в спину пластмассовые трубки не значит создать крутой образ убийцы.

    Знаете, эта кинолента больше годится как сериал, хотя нет, он им в прямом смысле и является, потому это посередине фильм делится на две разные серии, там даже есть специальное интро для перехода.

    Про сюжет невозможно ничего сказать, нет ни раскрытия персонажей, ни предыстории, ни каких-либо объяснений происходящего. Весь хронометраж занимают припадки Гоголя и бесконечные поглощения литров алкоголя(Россия же, куда без самогона). Про концовку вообще молчу, она выдержана в стиле «Мстителей», собирается отважная команда бравых ребят вершить собственное правосудие над нечистью.

    Ну и конечно же, куда без русского рэпа в титрах, это еще больше подлило масла в огонь.

    4 из 10

    (Только из-за атмосферности натянул, она действительно присутствует)

    31 августа 2017 | 21:12

    Начну с положительных моментов. Очень бодрое начало фильма, закручивание сюжета, интрига, загадочное путешествие главного героя со следователем. Игра Меньшикова на высоте. Визуальная картинка вызвала у меня приятное удивление: как наряды героев (особенно красное пальто Меньшикова в начале), так и окружающие пейзажи, деревня, природа. Все мрачное, угнетающее. Честно говоря, весь фильм посмотрел на одном дыхании, интересно было узнать, чем все закончится. Вот тут и кроется первый, но не единственный, минус.

    Моменты отрицательные. Оказалось, это сериал… Я думал, что «Гоголь» это серия полноценных фильмов с общим героем. Это не так страшно, как другие вещи в фильме. Сюжет к середине фильма тормозится, главный герой перебарщивает с припадками, сцены отрывистые, не раскрытые до конца. Еще один из страшных косяков фильма — грим и спецэффекты! При таком многообещающем начале, при такой атмосферности, так облажаться с гримом! У всадника торчащие рога просто смешные. Грим тетки-ведьмы вообще не поддается логичному объяснению. Бюджета фильма хватило на первые 40 минут?

    Начинание мне очень понравилось. Фильм захватил с первых минут. Но, начали за здравие, как говорится. Будем надеяться, что в дальнейших сериях создатели учтут минусы и промахи. Хотелось бы надеяться. Проект то хороший!

    6 из 10

    Ждем продолжения.

    3 апреля 2018 | 02:32

    Поскольку это только первый из заявленных четырех(!) фильмов про Гоголя-детектива, по совместительству любителя «принять лишнего» (из-за дикой неуверенности в себе как писателя и поэта и из-за откровенных странностей — видений, «глюков», обмороков и прочей мистической преамбулы), то неудивительно, что так много отрицательных отзывов — видимо, люди не знали, что это только НАЧАЛО, как и указано в названии фильма.

    Больше всего меня убило в зале, когда начались титры, восклицания типа «И это всё?» и особенно «Пффф» у большинства зрителей. Было очень обидно, если честно. Люди не подготовились, были большие ожидания, но никто не был в курсе, что это только вводная часть.

    Там даже названия глав появлялись в процессе просмотра, и, похоже, никто не обратил внимания, что их только 2, а, значит, будут еще… В общем, перед тем, как идти на данное произведение, следует хотя бы прочитать пару статей (желательно, на Кинопоиске) про сам фильм, который потом разобьют на сериал, а также, если уже сильно забыли по школе, почитать биографию писателя и вспомнить хотя бы названия его произведений, про их сюжеты я уж молчу.

    В фильме много отсылок к оригинальным произведениям писателя ("Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Утопленница или Майская ночь», «Вий», «Сорочинская ярмарка» и др.), поэтому можно рассматривать данное кино, как свободное представление биографии Николая Васильевича, который затем напишет эти самые оригинальные произведения.

    Начну с того, что фильм мне понравился. Да, там много заимствований из зарубежных фильмов и сериалов, начиная от «Сонной лощины» и заканчивая «Шерлоком Холмсом», там даже из «Константина» что-то есть. НО! Как мне не понравился «Он-дракон», который тоже сплошь и рядом пропитан заимствованиями из заграничных «аналогов», настолько мне понравился «Гоголь. Начало». Он несколько вялотекущий, но это простительно из-за других достоинств.

    Сюжет есть, это уже огромный плюс, в фильме показана только самая завязка, остальное — очень жду в фильмах последующих (вроде, каждые 2 месяца в кино будут выходить).

    Столичному дознавателю господину Гуро необходимо раскрыть преступления в Полтавской губернии, в селе Диканька. Оказывается, что чудоковатый, но очень полезный со своими «глюками» молодой пока еще поэт и по совместительству писарь, Гоголь для Гуро просто находка — он родился в Малороссии (Украина, только тогда ее территория еще была мала по сравнению с нынешней), хорошо знает места, традиции, да и вообще ему полезно быть на природе, ибо столица явно нагнетает на душу этого не совсем здорового молодого человека дикую депрессию вкупе с начинающимся алкоголизмом и расстройством личности.

    По прибытии становится ясно, что местные чины совсем-то и не рады прибытию столичных господ, причем персонаж Стычкина, например, вообще — темная лошадка, надеюсь, его раскроют в дальнейшем.

    Также недалеко от села проживает молодая чета, довольно странная, в доме, напоминающем замок из Англии. Диканька при этом является крупным населенным пунктом, и жители его колоритные, прямо как из фильма «Вий» или мульта «Ночь перед Рождеством».

    Конечно же есть и темная сила, куда уж без нее? Утопленницы, ведьма, распутница и Черный всадник на своем черном коне пугают местных жителей и заодно лишают село прекрасной части населения.

    Героев пока немного, но и этих было достаточно, чтобы влиться. Очень понравились Александр Петров (Гоголь) и Олег Меньшиков (Гуро) — у них отличный дуэт вышел. Вообще радует тенденция, что молодые актеры стали играть. Вот как раз Петров и еще меня радует Петр Федоров ("Дуэлянт», «Ледокол», «Обитаемый остров» и др.).

    Отдельно стоит сказать про «глюки» Гоголя, я для себя выделила 3 вида:

    - глюки обычные — при припадках;

    - глюки необычные — во время сновидений;

    - глюки глючные — это, похоже, весь фильм, потому что реальность отличить от видений становится невозможно при просмотре, вполне вероятно, что весь фильм Гоголь лежит еще где-то в столице под угаром, но, скорее всего, это не так.

    Еще очень забавляли позы, в которых оказывался Николай Васильевич после видений, иногда он просто лежал, но иногда было очень забавно, особенно, в сценах с местным врачом.

    Я смотрела версию «18+», и она мне понравилась: наличие нагих девиц, причем самой приятной наружности, не отталкивало от просмотра, как и постельная сцена, — всё было гармонично и вписывалось в сюжет.

    Сами места съемок и декорации стоят похвал. Плюсом большое спасибо костюмерам, это отличная работа — не перенасыщенно, прямо самое то). Стоит отметить красное пальто Гуро и его солнцезащитные очки, Меньшиков мне напомнил Дракулу, которого сыграл Гари Олдман.

    Спецэффектов немного, и это тоже хорошо, но они нужны для атмосферы, кстати, ее еще поддерживала отличная музыка, ну и конечно гримерам была работёнка. Ужасающая часть не такая страшная, и это хорошо, потому что она как бы является частью жизни сельчан, да и самого Гоголя, поэтому делать что-то типа «Заклятия» было бы не совсем правильно. Смысл был не напугать зрителя, а проникнуться всеми событиями, встречами, разговорами, которые происходят на экране.

    Очень порадовала еда, которая изредка попадала в кадр — квашенная капустка, вареники, борщ, картошечка с зеленью, мясо — как человек из деревни, я на это сильно обратила внимание, потому что если бы Гуро и Гоголь ели в Диканьке поросенка с яблоком в зубах или десерты с вишенкой сверху, причем серебрянными приборами, это было бы ужасно неправдоподобно.

    Еще было интересно увидеть Пушкина, которого сыграл Павел Деревянко, правда, это был Пушкин не такой, какой он есть в фильме, а такой, которого себе в голове представляет Гоголь, еще не знакомый лично со светилом русской литературы.

    Также заметила, что часть сцен из трейлеров не было в «Гоголь. Начало», а, значит, они из будущих частей. Или вырезаны) Но надеюсь, что нет.

    К просмотру советую, но без детишек, бабушек и дедушек и слабонервных родителей. Предварительно уделите время биографии Николая Васильевича, если забыли из школьного курса. Так будет понятно, что киношный Гоголь не сильно отличается от реального, и намного проще будет смотреть на данное произведение.

    Отдельное спасибо Цекало за то, что он был автором идеи.

    8 из 10

    3 сентября 2017 | 22:04

    «Матушка, спаси твоего бедного сына!
    урони слезинку на его больную головушку!..
    ему нет места на свете! его гонят!»
    Н. В. Гоголь «Записки сумасшедшего»

    Самое приятное во время просмотра этого фильма следующее. Знающие произведения Гоголя могут предугадать ответ на вопрос, заданный его персонажем, или продолжение фразы, реплику, произносимую вслед за определённой сценой, потому что фраз из разных произведений Гоголя там столько, что диву даёшься порой, как их совместили в столь коротком сюжетном отрывке или маленькой сцене. Только и ловишь: эта реплика из «Шинели», эта из «Сорочинской ярмарки», а это из «Ночи перед Рождеством», а эта сцена из «Майской ночи, или Утопленницы», эта ситуация обыграна в «Ревизоре», а вот это отсылка к «Женитьбе», а вот связь и с самим Гоголем, его душевным состоянием того времени, а эта реплика — связь с общим мнением Гоголя, которое он пронёс через всю жизнь… Всё это очень изящно сделано и чрезвычайно обогащает просмотр фильма: кажется, что ты не только сюжет фильма понимаешь, но приобщаешься ещё и к этой мозаике из его образов, которая имеет свой, особый сюжет, связанный с духовным миром великого писателя. Учитывая, что духовный мир Гоголя — до сих пор тайна за семью печатями, — интереснее всего сравнить авторскую версию мировоззрения Гоголя, взятую из фильма, со своей собственной, сложившейся в результате многолетнего интереса к его творчеству и знания огромного количества точек зрения на его истоки.

    Надо сказать, что Гоголь первым из русских писателей начал духовный поиск, который создал в результате совершенно особый мир — мир Гоголя — мистический, проникнутый как православным, так и западным пониманием некоторых вопросов (а эти вещи не совместимы или совместимы только в моменты противопоставления одного другому). Иного и быть не могло: Гоголь несомненно был выходцем из семьи, где протестантско-католические настроения господствовали. И пиетизм, романтизм на немецкий манер, поклонение и трепет перед всем западным — это были для него не просто слова. Это его воспитание, данное ему его матушкой, родившейся и выросшей вскоре после третьего раздела Речи Посполитой, этого уникального государства с сословиями, разделёнными по религиозному принципу, который лёг в основу деления также и по культурной принадлежности. И Гоголь, воспитанный, таким образом, как человек западный, всю жизнь находился в духовном поиске, ища себя на Востоке, в православии, в русской культуре, всю жизнь постигая её, создавая национальную русскую культуру, только начавшую зарождаться в ответ на выходку Европы, впервые устроенной по национальному принципу, — войну Наполеона. Осмысление основ этой новой, нарождающейся культуры шло очень непросто, всё начиналось с западной мистики и западных ужасов, в которых Гоголь вдруг заметил главное действующее лицо — чёрта, руководящего всем хором нечистой силы, — и посвятил всю дальнейшую деятельность, всё творчество, весь духовный поиск борьбе с ним.

    В первой серии фильма как раз, на мой взгляд, и показано перерождение Гоголя из мистически настроенного юноши в человека, которого начинают опасаться тёмные силы, и которого неизбежно ждёт встреча с главной из них. Так поданы некоторые сцены, что вспоминаешь своё первое детское впечатление от разглядывания икон. Обратная перспектива даёт ощущение того, что видишь ты в лике святого или Христа ту его часть, которую видеть не можешь, не должен. И это не твоя заслуга, что ты видишь это. Какие-то очень могущественные силы помимо твоей воли показывают тебе то, что считают нужным показать. И трепет от осознания этого является главным твоим чувством. В фильме каким-то образом, используя минимальные технические средства, добиваются некоторыми сценами подобного ощущения.

    Если пойти в музей Гоголя на Никитском бульваре, можно увидеть множество собранных там его портретов. Ни один из них не похож на другой. Есть только один портрет — дагерротипный, — который сделан бесстрастной камерой, остальные созданы художниками, приукрашавшими писателя каждый на свой манер. Только этому портрету веришь. Нигде он так не похож на себя самого, как на этом дагерротипном портрете. И именно это изображение взято за основу образа, великолепно созданного и сыгранного в фильме Александром Петровым.

    Итак, Гоголь в начале своего духовного пути. Как будет развиваться сюжет — ещё не известно, но многое предсказуемо. Понятно, что дальше будут «Миргород», «Ревизор», затем «Мёртвые души». И через всё это — автор с темой духовного перерождения, как всякий русский, идущий к Богу. Но не всякому дано пройти весь путь. Гоголю не удалось: не хватило жизни, да и время было не располагающим, не знали многого из того, до чего додумались позже. Однако путь он указал верный: надо знать и западную культуру, и нашу для того, чтобы понять глубоко суть той и другой, их различие. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю подобно как я познан». (Ап. Павел, 1-е Коринфянам, гл. 13, ст.12). Эта фраза из Святого Писания, но можно сказать её и от имени Гоголя. Прошло 200 лет. И что же? Наступило это «тогда»? Нет, ещё не наступило. Мы ещё продолжаем духовный поиск, начатый великим родоначальником нашей культуры. Об этом фильм. Ждём продолжения.

    9 из 10

    16 сентября 2017 | 08:16

    Напишу-ка я о главном достоинстве картины. О деятельной любви к творчеству Николая Васильевича, которая, на мой взгляд, только и может быть источником вдохновения для запуска проекта такого масштаба. И не просто потому, что нужно обладать некоторой уверенностью в успехе предприятия и представлять заранее, какие последствия ждут в случае краха надежд.

    Особенное удовольствие при просмотре доставляют попытки предположить, какие именно вложены идеи в ключевые нюансы сюжета и мотивов героев.

    Думаю, никто из тех, кто смотрел «Гоголя» внимательно, не смог не оценить бесконечное количество вариантов интерпретации каждой из мини-историй (кропотливо детализированных, между прочим). Каждая из них, от «красной свитки» до фантастического стечения обстоятельств, объединивших писаря и следователя, не повторяет ни первоисточник, ни одна другую.

    А с каким вкусом и старанием выстроены кадры — это же почти портреты. Для меня такое внимание к появлению чуть ли не каждого нового, даже проходного персонажа — гротеск более чем в духе Гоголя.

    Сцена ужина в усадьбе Данишевских, например, невероятно живописна. После нее мне стало казаться, что множество не менее восхитивших и обрадовавших бы меня сцен, я уже пропустила, поскольку не могла и подумать, что в фильме будет проработана такая «ерунда». В том смысле, что давненько не видела настолько проработанных с точки зрения атмосферы и настроения кадров в кино. Особенно в нашем.

    Смотреть ли? Ну, я бы лично очень рекомендовала, особенно при наличии уверенности в том, что получится именно смотреть каждую минуту фильма, а не ковыряться в старых школьных воспоминаниях о Гоголе.

    7 из 10

    3 сентября 2017 | 01:53

    Мы знаем Гоголя еще со школьной скамьи — он автор таких классических произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души», а также собрания сочинений «Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». Достаточно ироничный и остроумный, он всегда последовательно и умно выстраивал сюжет и композицию своих творений, ко всему относился с излишней кропотливостью. Когда идешь в кино на фильм, где главный герои — это именно Гоголь, то ожидаешь увидеть его, каноничного, если хотите. А не истеричку, что боится всего на свете и не знает, чего хочет. Но обо всем по порядку.

    Начнем с того, что фильм даже не про самого Гоголя, а про чертовщину, что творится в селе Диканька и о его жителях. Главный герой здесь еще не писатель, а только собирается им стать, и это, определенно, интересная задумка — показать его личностный путь и творческий рост. В чем-то даже это создателям удалось, но основной лейтмотив, что Гоголь — пугливая сучка, отторгает все внимание от персонажа. НИ РАЗУ, НИ ОДНОГО РАЗУ ОН НЕ ДЕЛАЕТ СМЕЛЫЙ И РЕШИТЕЛЬНЫЙ ШАГ, а как сопереживать такому герою, я не знаю.

    В остальном, персонажи прописаны добротно, они не плоские. Все-таки присутствует недосказанность из-за того, что лента — большая реклама сериала, но в остальном они хороши, но им далеко до идеала.

    Сюжет здесь просто НИКАКОЙ. За почти 2 часа фильма нам так и не рассказали, откуда у Гоголя такие способности, почему преграда Гоголя — его любовный интерес, почему убивали всех девушек в Диканьке и кто вообще такой главный антагонист и откуда он взялся? Куча вопросов, и никаких ответов, и это не причина смотреть сериал-продолжение, а резон винить сценариста. Почему бы не сделать меньше, но лучше: прописать мотивацию, рассказать предысторию. Тогда бы было гораздо интереснее, ведь так? Да-да, зритель, куча вопросов и никаких ответов…

    Но ладно на действие, какова же визуализация? И тут — все неоднозначно. Бывают абсурдные моменты, постановка уровня «хорроры 80-х», саундтрек от Скруджи(!) и странные режиссерские решения, но атмосфера у фильма отменная. Очень хорошие костюмы, декорации, актерская игра(причина, кстати, сходить на этот фильм), даже съемка и цветовая палитра. Невероятно понравились темные ночи с полной луной и обветшалые мистические руины изб.

    Ну что же, в конце остается сказать, стоит ли идти на этот фильм или нет, но я не могу это сделать. Мне не хочется рекомендовать фильм к просмотру из жалости, а с другой стороны, грех его пропустить. В общем, тут на ваше усмотрение.

    1 сентября 2017 | 13:27

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: