Воля и триумф: Документальные фильмы, изменившие мир

Обсудить0

Влияние документального кино, к сожалению, не так велико, как хотелось бы многим зрителям, но КиноПоиск нашел несколько исключительных примеров.

Кажется, что нет ничего очевиднее: скандальные расследования, шокирующие откровения, леденящие кровь факты — после выхода таких документальных кинокартин должны происходить публичные процессы, демонстрации и революции. На самом деле обычно не происходит ничего, даже если фильм стал кассовым хитом. КиноПоиск составил список неигровых лент, которые все же смогли изменить мир.

Кадр из фильма Майкла Мура «Боулинг для Колумбины»Кадр из фильма Майкла Мура «Боулинг для Колумбины»

«Боулинг для Колумбины» (2002): снизил продажу патронов

О чем это: «Боулинг для Колумбины» сделал американского кинорежиссера Майкла Мура звездой мировой документалистики, да еще и самой коммерчески успешной. С помощью своего традиционного метода (простодушный толстяк в бейсболке задает неудобные вопросы уважаемым людям) Мур превратил трагедию в одной американской школе в повод для серьезного разговора о пагубном пристрастии своих соотечественников к огнестрельному оружию. Режиссер задается вопросом: почему на управление автомобилем нужны водительские права, лицензии требует профессия врача и даже парикмахера, а вот оружием можно владеть просто так, покупая патроны в ближайшем супермаркете?

Что изменилось: В «Боулинге» Мур сознательно пошел на ряд провокаций. Его нередко упрекали в том, что своими вопросами он чуть не довел до инфаркта легенду американского кино Чарлтона Хестона, героя «Бен-Гура» и астронавта из оригинальной «Планеты обезьян». Тому пришлось буквально спасаться бегством от документалиста. В другой сцене Мур собирает пострадавших в ходе перестрелки школьников и вместе с ними идет в главный офис торговой сети K-Mart требовать того, чтобы их магазины изъяли из своего ассортимента всю военную амуницию, включая патроны. В результате Мур получил в кадре официальное согласие от представителей компании. И пусть впоследствии K-Mart взяла свои слова назад, но все-таки «Боулинг для Колумбины» на какое-то время снизил общий уровень продаж боеприпасов. Впрочем, американцы все равно покупают гораздо больше патронов в универмагах Wal-Mart — там ассортимент значительно шире.

Кадр из фильма Эррола Морриса «Тонкая голубая линия»Кадр из фильма Эррола Морриса «Тонкая голубая линия»

«Тонкая голубая линия» (1988): освободила заключенного, чья вина не была доказана

О чем это: У любого документалиста, даже такого уникального, как американский кинорежиссер Эррол Моррис, подобные удачи вроде этого фильма бывают раз в жизни, если бывают вообще. Не случайно в истории американской документалистики эта кинолента занимает одно из важнейших мест. Работая над очередным фильмом, Моррис наткнулся на странную историю. 28-летний Рэндолл Адамс и 16-летний Дэвид Рэй Харрис выпили, накурились и прокатились на угнанной машине — и кто-то из них убил полицейского. Кто именно, точно не известно, но к суду привлекли Адамса. Видимо, потому, что Харрис, как несовершеннолетний, избежал бы высшего наказания, а штату Техас была нужна жертва. Обращая внимание на все обстоятельства дела, режиссер убеждает зрителей в том, что Адамса должны были казнить без всяких на то оснований. Впрочем, еще в 1980-м смертная казнь была заменена ему пожизненным заключением. Моррис беседовал с ним в тюрьме.

Что изменилось: Компания Miramax выпустила фильм в широкий прокат, так что история получила большую огласку. В результате общественного вмешательства дело было пересмотрено, и Адамса выпустили после 12 лет заключения. Вскоре он поднял скандал, так как считал, что вправе получить процент от проката фильма о нем самом (сборы составили 1,2 млн долларов), тем более что штат Техас так и не выплатил ему никакой компенсации за годы несправедливого заключения. По современным законам он должен был бы получить 80 тыс. долларов за каждый год тюрьмы, однако власти прибегли к помощи юридической казуистики и умыли руки. Моррис и Адамс разошлись без судебного разбирательства, но денег за фильм последний все же не получил. Впоследствии он стал общественным активистом, выступал против смертной казни и в 2011 году умер в полной безвестности от рака мозга. Его бывший приятель Харрис, который свидетельствовал против Адамса в суде, к тому моменту был уже мертв. В 2004 году его казнили за новые многочисленные преступления.

Кадр из фильма «Потерянный рай»: Жертвы преступления и обвиняемые в немКадр из фильма «Потерянный рай»: Жертвы преступления и обвиняемые в нем

Трилогия «Потерянный рай» (1996—2011): помогла оправдать мнимых сатанистов

О чем это: Трех подростков судят за убийство других трех детей, учеников второго класса. Не просто убийство, а с сексуальными извращениями, да еще, кажется, ритуального характера. Один из обвиняемых уже сознался, еще двое — все поклонники группы Metallica и черной магии — пока свою вину отрицают. Таков сюжет первой части трилогии «Потерянный рай», которую американские кинорежиссеры Джо Берлингер и Брюс Синофски снимали на протяжении 15 лет (первый фильм вышел в 1996-м, второй — в 2000-м, последний — в 2011-м). Последствия событий, произошедших 5 мая 1993 года в арканзасском городке Вест-Мемфисе, стали вершиной так называемой сатанинской паники, которая охватила США еще в 80-е годы. Множество обычных людей всерьез были убеждены в существовании масштабного заговора сатанистов, ритуальными жертвами которого якобы стали десятки тысяч людей. Авторы «Потерянного рая» поставили задачу показать, насколько неубедительны обвинения в адрес трех малолетних провинциальных нонконформистов, тем более что признание вины одного из них было получено под сильным давлением. К моменту выхода фильма парню, кстати, уже было выписано приглашение на казнь через смертельную инъекцию.

Что изменилось: Фильм вызвал невероятный резонанс в обществе. Многие влиятельные фигуры, включая Джонни Деппа и Питера Джексона, сделали все возможное, чтобы подростков оправдали. О деле были написаны сотни статей, несколько книг, был даже снят художественный фильм «Узел дьявола» с Колином Фёртом в главной роли. Всеобщий интерес заставил авторов снова и снова возвращаться к этому процессу. Финальный фильм трилогии документирует последние шаги правосудия перед освобождением невинных заключенных, однако в его первом варианте отсутствуют самые важные кадры. Незадолго до премьеры осенью 2011 года на кинофестивале в Торонто заключенные неожиданно публично признали свою вину и вышли на свободу раньше, чем все ожидали. Адвокаты убедили их пойти на сделку с судом, которая в американской юриспруденции носит название «признание Элфорда». Достаточно лишь сказать: «Я не виновен в убийстве, но считаю, что в моих интересах признать свою вину». Кадры с формальными признаниями попали в новую версию фильма, однако ощущение украденной победы не смогла компенсировать даже его номинация на «Оскар».

Кадр из фильма Клода Ланзманна «Шоа»Кадр из фильма Клода Ланзманна «Шоа»

«Шоа» (1985): заставил мир признать холокост

О чем это: В течение нескольких десятилетий после окончания Второй мировой войны тема холокоста считалась закрытой. Казалось, что свидетели массового уничтожения евреев замолчали и как будто исчезли, пока в середине 1970-х французский режиссер Клод Ланзманн не решил восстановить историческую справедливость. Много лет он находил и снимал тех, кто сидел в лагерях, кто там работал, кто жил рядом. Ланзманн смог разговорить даже тех, кто казнил. Одним из смысловых центров девятичасового фильма стало интервью с Яном Карским, участником польского Сопротивления, который первым предоставил союзникам точные сведения о геноциде евреев, но не был услышан. Подавленный Карский многие годы тихо работал преподавателем в США и ни с кем больше не обсуждал то, что он видел сам, пока не встретил Ланзманна.

Что изменилось: Материала Ланзманну хватило на еще ряд фильмов, но первый из них и самый главный, «Шоа», буквально доказал миру, что холокост все же был. Карский триумфально вернулся в Польшу, Израиль присвоил ему звание Праведника народов мира. После этого на экраны хлынула целая волна новых свидетельств о холокосте, который с тех пор больше никто не смеет всерьез называть выдумкой хитрых сионистов.

Кадр из фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли»Кадр из фильма Лени Рифеншталь «Триумф воли»

«Триумф воли» (1935): помог доказать вину немецких фашистов

О чем это: Первый документальный блокбастер в истории. Нацистские власти Германии предоставили молодому режиссеру Лени Рифеншталь практически неограниченные возможности, чтобы она могла максимально эффектно показать съезд НСДАП в Нюрнберге в 1934 году. Автор ленты воспользовалась этими ресурсами настолько изобретательно, что среди документальных фильмов «Триумф воли» до сих пор остается образцом зрелищности, несмотря на то что Рифеншталь, по ее собственным словам, старалась минимизировать пропагандистский эффект ленты. Сила воздействия на зрителей этой картины была так велика, что фильм пользовался огромным успехом не только в Германии и Италии, но и, например, во Франции — на Всемирной выставке в Париже в 1937 году «Триумф воли» получил золотую медаль (Гран-при).

Что изменилось: Вряд ли Рифеншталь и ее «продюсер» Гитлер могли представить, что эта картина в конечном итоге станет частью пакета обвинительных документов, которые использовались в суде над нацистами в 1945 году в том же самом Нюрнберге. Показам фильма Рифеншталь сопутствовали хроника из концлагерей и оккупированных территорий, фотографии и другие свидетельства. Из прославления нацизма фильм превратился в его обличение, хотя в ряде стран он по-прежнему запрещен как пропагандистский. Сама Рифеншталь до конца жизни, кажется, искренне не понимала такого вольного обращения со своим произведением. Она была возмущена, когда немецкий журналист Эрвин Ляйзер использовал кадры из «Триумфа воли» в своем фильме «Моя борьба» (1950), перемежая их документальной хроникой из концентрационных лагерей. «Грубое нарушение авторских прав и кража интеллектуальной собственности!» — возмущалась в своих мемуарах Рифеншталь, которой вскоре после войны вернули авторские права на ее довоенные фильмы.

Памятная табличка на доме, где жил герой Тимофеев-Ресовский / Фото: WikimapiaПамятная табличка на доме, где жил герой Тимофеев-Ресовский / Фото: Wikimapia

Трилогия о Зубре (1988—1991): реабилитировала советского ученого

О чем это: В СССР публицистические документальные фильмы обычно выходили тогда, когда все поднятые в них проблемы были либо решены, либо уже принимались меры по их решению, а народ должен был узнать об этом из картины и принять сформированную для него точку зрения. Но в середине 1980-х наступил перелом, который лучше всего прослеживается на примере трилогии отечественного кинорежиссера-документалиста Елены Саканян, состоящей из фильмов «Рядом с Зубром» (1988), «Охота на Зубра» (1989) и «Герои и предатели» (1991). Зубр — прозвище одного из основателей биофизики, создателя молекулярной биологии, популяционной и радиационной генетики Николая Тимофеева-Ресовского, который в годы Великой Отечественной работал в гитлеровской Германии, за что отсидел 10 лет в лагере после войны. Авторы фильма провели свое расследование и доказали, что для обвинений не было причин и что Тимофеев-Ресовский — настоящий герой.

Что изменилось: Фильмы трилогии, которую один из главных российских специалистов по документальному кино, кинокритик Андрей Шемякин, называет началом нашей «черной серии», сопровождались бурным обсуждением на ТВ и в прессе. Вскоре после показа завершающего фильма было проведено тщательное изучение собранных материалов. В 1999 году ученый был реабилитирован.

Кадр из фильма «Серые сады»Кадр из фильма «Серые сады»

«Серые сады» (1975): подарили миру новое культурное явление

О чем это: Серые сады — название старого полуразрушенного особняка, в котором вместе с кучей кошек и блох проживают две обнищавшие аристократки, мать и дочь. Обеих зовут Эдит Бил. Некогда они принадлежали к высшему обществу (дочь — двоюродная сестра Жаклин Кеннеди), теперь это одинокие женщины, полностью погруженные в воспоминания и фантазии. Авторы фильма, американские кинорежиссеры Альберт и Дэвид Мэйслесы, выступают здесь как молчаливые хроникеры, позволяя своим героиням легко и раскованно чувствовать себя перед камерами. Женщины поют, танцуют и невольно увлекают режиссеров и зрителей в свой удивительный мир, придавая фильму неповторимый стиль и уникальную форму.

Что изменилось: «Серые сады» серьезно повлияли на культурную жизнь США 70-х. Никогда прежде Америка не видела на большом экране реальных, да к тому же современных, своих обнищавших аристократов. Неудивительно, что их манеры и наряды быстро вошли в моду. Например, журнал Vogue посвятил стилю младшей Эдит Бил несколько разворотов. Особняк, где жили мать и дочь, довольно быстро превратился в легендарное место и в 1979-м был выкуплен Беном Брэдли, звездой журналистики тех лет из Washington Post. Он потом в течение многих лет занимался его полным восстановлением. В конце концов история, рассказанная в фильме, стала основой для театральной пьесы, полноценного мюзикла и игровой картины с Дрю Бэрримор и Джессикой Лэнг.

Кадр из фильма Роберта Флаэрти «Нанук с Севера»Кадр из фильма Роберта Флаэрти «Нанук с Севера»

«Нанук с Севера» (1922): подарил миру название мороженого

О чем это: С фильма американского кинорежиссера Роберта Флаэрти обычно начинают отсчет развития документального кино как искусства, хотя в США многие исследователи до сих пор сомневаются в его значимости, так как в ленте очень много постановочных кадров. Это рассказ об одной зимовке семьи эскимоса по имени Нанук, выполненный в романтической манере. Эскимосы живут здесь так, как жили их предки в течение тысячелетий — передвигаясь в каноэ, строя иглу и охотясь на тюленей. Жена Нанука начинает утро с того, что жует его замерзшие сапоги, чтобы они стали мягче и теплее.

Что изменилось: Фильм в свое время имел огромный кассовый успех, о чем сегодня многие забыли, однако современный зритель невольно вспоминает его каждый раз, когда покупает мороженое. После того как «Нанук» прославил на весь мир племя эскимосов, какому-то французскому маркетологу пришло в голову назвать новый сорт мороженого «эскимос», по-французски — эскимо. Правда, говорят, что тогда оно еще было не на палочке, да и в США к тому моменту уже продавали мороженое с лицом Нанука на обертке. На волне популярности фильма Флаэрти были выпущены напиток «Шипучка Нанука» и холодильные установки «Иглу», однако эти бренды не прижились и нарицательными названиями не стали.

Смотрите также

«С закрытыми окнами»: Каким получился байопик Децла

7 ноября
«С закрытыми окнами»: Каким получился байопик Децла

Футболка, шуба, пеньюар: 10 фильмов, повлиявших на моду

4 октября
Футболка, шуба, пеньюар: 10 фильмов, повлиявших на моду

Что мы узнали об Антоне Ельчине из фильма «С любовью, Антоша»

25 сентября
Что мы узнали об Антоне Ельчине из фильма «С любовью, Антоша»

Премьера на КиноПоиске: Трейлер документального фильма «С любовью, Антоша»

5 сентября
Премьера на КиноПоиске: Трейлер документального фильма «С любовью, Антоша»

Главное сегодня

На Disney+ появились предупреждения об «устаревших культурных стереотипах»

Вчера
На Disney+ появились предупреждения об «устаревших культурных стереотипах»

Дель Торо, Эдгар Райт и Леа Сейду: Кто сыграл в «Death Stranding» Кодзимы

Вчера
Дель Торо, Эдгар Райт и Леа Сейду: Кто сыграл в «Death Stranding» Кодзимы

Педро Паскаль раскрыл имя главного героя в сериале «Мандалорец»

Вчера
Педро Паскаль раскрыл имя главного героя в сериале «Мандалорец»

Кадры из сериала «Ведьмак»: Геральт с мечом, монстр в болоте и Цири в пути

Вчера
Кадры из сериала «Ведьмак»: Геральт с мечом, монстр в болоте и Цири в пути

Вестерн в далекой Галактике: Что нам ждать от «Мандалорца»

12 ноября
Вестерн в далекой Галактике: Что нам ждать от «Мандалорца»

Музыкальный альбом Люка Эванса и еще 10 новостей дня

Вчера
Музыкальный альбом Люка Эванса и еще 10 новостей дня

Концепты сериалов Marvel для Disney+: Барон Земо и подопечная Соколиного Глаза

Вчера
Концепты сериалов Marvel для Disney+: Барон Земо и подопечная Соколиного Глаза
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт