Планета обезьян

Planet of the Apes
год
страна
слоган«Hunted . . . haunted . . . wanted . . . like beasts of prey!»
режиссер Франклин Дж. Шаффнер
сценарий Майкл Уилсон, Род Серлинг, Пьер Буль, ...
продюсер Артур П. Джейкобс, Морт Абрахамс
оператор Леон Шэмрой
композитор Джерри Голдсмит
художник Уильям Дж. Кребер, Джек Мартин Смит, Мортон Хаак, ...
монтаж Хью С. Фаулер
жанр фантастика, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  24.9 млн,    Испания  2.08 млн,    Германия (ФРГ)  2 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-ray
26 февраля 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
релиз на DVD
14 мая 2009, «Двадцатый Век Фокс СНГ»
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг G нет возрастных ограничений
время112 мин. / 01:52
Номинации:
В 3978 году космический корабль землян терпит крушение на далекой планете. Выжившие в катастрофе астронавты удивляются, как она похожа на их дом. Вскоре они узнают, что планета населена разумными обезьянами и деградировавшими до животного состояния людьми. Обезьяны захватывают астронавтов в плен, но после продолжительных пыток один из них совершает побег вместе с симпатичной девушкой-шимпанзе, которая открывает ему страшные тайны.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
88%
49 + 7 = 56
7.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Пьера Буля «Планета обезьян» (La Planéte des singes, 1963).
    • Композитор Джерри Голдсмит придумал интересный способ создания нужных звуков — просто перекатывал шары из нержавеющей стали. Таким образом звучание стало органичным.
    • Джон Чэмберс, создатель «обезьяньего грима», кроме прочего, придумал остроконечные уши мистера Спока из «Звездного пути».
    • Джефф Бертон игравший Доджа, упал в обморок от жары во время съемок сцен в пустыне.
    • Когда Чарлтон Хестон произносил свою знаменитую речь о «вонючих лапах», у него был ужасный грипп. Так что голос актера звучал хрипло. Вдобавок ко всем страданиям, в сцене, когда за его героем гнались обезьяны, ему пришлось бежать полуголым через заросли ядовитого плюща.
    • Актерам, игравшим обезьян, приходилось во время еды смотреться в зеркало и пить через соломинку, чтобы не испортить грим.
    • По сценарию фильма женщины-дикарки ходили с обнаженной грудью, но Fox их «одела», чтобы не создавать проблем с рейтингом.
    • Картина снималась в Аризоне.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финал фильма существенно отличается от концовки романа — в первоисточнике главный герой возвращается на Землю, но обнаруживает, что она тоже под контролем обезьян. В конце фильма же он, увидев остатки Статуи Свободы, осознаёт, что «планета обезьян» и есть Земля (что наводит на мысль о возможности уничтожения человеческой цивилизации в самоубийственной ядерной войне, а не вследствие восстания обезьян, как об этом говорится в продолжениях фильма).
    • еще 6 фактов
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Вот фильм, которому безоговорочно хочется поставить 10 из 10. Во время просмотра просто прилепаешь к монитору! Фильм заставляет искренне переживать и вызывает смутную тревогу в душе за человечество, очень не хочется, чтобы показанное в фильме стало реальностью…

    8 июля 2007 | 23:52

    Я давно знал что Бертоновский фильм про обезьян является ремейком, но все равно не хотел знакомиться с оригиналом, ведь он 60-х годов, что меня бы не впечатлило, а даже бы расстроило. Но к большой неожиданности картина 1968 года мне понравилась во много раз больше! Франклин Дж. Шаффнер — очень известный режиссер по своим сильным фильмам, за которые он удостоился статуэткой Оскара. Он взял одноименный классический роман Пьера Буля и сделал по нему свой художественный научно-фантастический проект.

    В начале фильма нам показывают капитана космического корабля, который записывает свой монолог на диктофон. И после изливания души он погружается в анабиоз, но вскоре вся команда просыпается от произошедшей аварии — корабль упал в воду на неизведанной ими планете. Конечно, зрителю может показаться все сперва очень наивным: игра актеров, декорации, но постепенно и за короткое время он обретет тягу к фильму, и на свойственные манеры съемок того времени уже не будет обращать внимание. Три члена экипажа остались в живых из четырех. Выбравшись из затонувшего космического корабля, они стали разведывать местность в поисках пищи, воды, ночлега, ведь провизии у них всего на 72 часа. Идя долго по жаре, они не раз спотыкались, но вдруг заметили озеро и побежали к нему. Это был не мираж, а настоящее озеро. И забыв о своей участи скитавшихся поселенцев, они радовались моменту их спасения, но вовремя плескания кто-то забрал все их снаряжения, включая одежду, и разбросал по дороге. Они поняли, что здесь есть жизнь, но вскоре не могли поверить в то, что тут обезьяны правят миром. Да, да, именно обезьяны, причем говорящие и в доспехах с оружием! В то время, как племя людей, разбросавшее одежду, не могло говорить и вело себя, как стадо животных.

    После притеснения людей и их поимке, главные на этой планете притащили их в свой город, где вскоре начали изучать. Они обращаются с ними так давно, как в реальной жизни мы с ними. Но в первый раз они увидели говорящего и разумного человека. Население планеты обезьян делится на четыре типа: знатные философы, доктора наук, обычное население и воины, каждые из которых отличаются друг от друга не только речью, но и внешним видом. Если ученые мечтают взять к себе на диагностику Тэйлора для дальнейших исследований, то философы хотят вскрыть ему мозг. Последних можно понять, они давно знают людей и их ужасающие тайны, поэтому при появлении нонсенса они даже не удивляются, а стараются поскорее все это утаить от населения и выставить всех грязных людей никчемными животными. Но ученые в лице Зиры и Корнелиуса помогают всеми силами подарку судьбы сбежать от зловещих лап начальников, дабы спасти разумного и его новоиспеченную пассию. И нарушив все правила они отправляются в совместное путешествие, где вскоре узнают, что первыми на этой планете были люди…

    - Судя по всему его мудрость не смогла уберечь его от катастрофы, эмоции лишили его разума, его воинственное существо уничтожило все вокруг него… И его самого! ©

    Изумительная одежда, доспехи, декорации и превосходный грим. А больше всего мне понравилась походка и манеры Зиры. Ким Хантер чертовски хороша в образе обезьяны! Финал безупречен! И если честно, то не надо было ставить продолжение, которое было заведомо известным. Чарлтон Хестон отлично справился с ролью, и чем близок был финал, тем больше не хотелось появления титров. Понравилась также Линда Харрисон и не смотря на то, что она ничего за весь фильм не сказала, но все равно смогла подстроить к себе зрителя.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данная картина обязательна к просмотру! Не надо абстрагироваться от фильмов, снятых в двадцатом веке, ведь они по-своему хороши и главное их понять. Прекрасный оригинал, который породил целую франшизу, навсегда останется самым интересным в ней. Милая, добрая, местами злая сказка о перевернутом мире способна показать отличную экранизацию не менее достойного романа. Именно на классической научной фантастике держится современное будущее. Порой и за наивностью кроется чудо!

    10 из 10

    20 августа 2012 | 14:27

    Порой складывается стойкое ощущение, что 1968 год раз и навсегда изменил историю кино. Подумать только, за один киносезон вышли «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Однажды на Диком Западе» Серджио Леоне, «Ночь живых мертвецов» Джорджа А. Ромеро, «Ребенок Розмари» Романа Полански, «Теорема» Пьера Паоло Пазолини и многие другие. Тем же годом датирована и блистательная научно-фантастическая картина Франклина Шаффнера «Планета обезьян». Картина, подобно выше названным фильмам, повлиявшая как на развитие всего кино в целом, так и отдельно взятого жанра научной фантастики в частности. Сейчас, спустя более 40 лет с момента своего выхода, лента Шаффнера становится всё более пророческой, от чего её актуальность и важность, в контексте истории, только увеличивается.

    «Планета обезьян» была снята по адаптированному для кино сценарию, основанному на романе Пьера Буля, который также произвел определенную революцию в обществе 60-х, перевернув представление о моделях будущего прогресса человечества. Фильм Шаффнера, хоть и не дословная экранизация культового романа Буля, но, без сомнения, содержит в себе главную суть и смысл социально-политической сатиры автора.

    Сюжет строится вокруг астронавтов, которые попадают на неизведанную планету после аварийной посадки своего корабля. Поначалу она кажетя им безжизненной, но это только на первый взгляд, вскоре они бонаруживают себя в странном, сюрреалистичном для себя мире, в котором люди подобно рабам или диким зверям сидят в клетках у разумных, говорящих приматов. Это заставляет одного из них — Тэйлора — пуститься на поиски истины и ответа на вопрос — «куда же они всё-таки приземлились?».

    Кино, маскирующееся под научную фантастику, на деле оказывается блестящим исследованием человеческой истории и его природной сущности. В начале, подобно главному герою, зритель пребывает в шоке от того мира в котором оказался Тэйлор. Обезьянье общество, в котором люди — это дикие животные, не имеющие ни речи, ни культуры. Однако по мере осознания, авторы приводят нас к безутешительному выводу. Каждый может видеть в этой картине что-то своё, для меня это великолепная модель нашего возможного будущего, основанная на глубочайшем анализе истории, культуры и биологической природы. Кажущееся в начале картины классовое неравенство и дикость общества «Планеты обезьян», под конец оказывается до боли занакомым и невероятно похож на современную человеческую цивилизацию. Общество, в котором существует такая же несправедливость, социальная дискриминация. Авторы проводят болезненную параллель, показывая безусловную религиозную слепость общества обезьян, где первостепенно главенство догматических предприсаний предков, которые принимаются за бездоказательную истину, и все не согласные с этой догмой именуются еретиками.

    Превосходная режиссура и актерские работы отлично передают дух книги Пьера Буля, всю его философскую суть и сатиру. Солирующий Чарльтон Хестон позволяет взглянуть на безумство и отчаяние последнего человека «своего времени». Великолепный саундрек, операторская работа и специальный грим, создают потрясающую атмосферу иллюзорной угрозы чужой планеты и держат зрителя в напряжении от первой до последней минуты картины. Вместе с героем Хестона, мы пройдем путь от неистового отрицания «ужасной реальности» — до осознания настоящего ужаса «прошлого».

    Таким образом, «Планета обезьян» — это не только великолепное фантастическое кино, которое в лучших традициях жанра, прежде всего стремится исследовать феномен «человечества», но и актуальная, даже по сегодняшним меркам, социально-политическая сатира на современную, прогрессирующую семимильными шагами, цивилизацию. Кино, которое опередило своё время, вызвав настоящий культурный отклик в умах посмотревших его тогда зрителей.

    «Планета обезьян» — это культурный феномен, который хоть и утратил свою визуальную состоятельность по сравнению с более современными фантастическими аналогами, но идейно продолжает превосходить практически каждого их них. Фильм Франклина Шаффнера представляет собой пугающе достоверное пророчество, которое, без сомнения, относится ко всем индивидуумам — жившим в прошлом, живущим сейчас и к тем, которые будут жить в ближайшем или отдаленном будующем.

    8 из 10

    27 июня 2009 | 22:52

    «Восстание планеты обезьян» 2011 года выпуска произвела фурор своим сюжетом, драматичностью и развитием личности главного примата по имени Цезарь. Сиквел стал более масштабным, затрагивал многие сложные морально-этические вопросы, но так же смог сделать сюжет более мрачным и драматичным. В ожидании третьего фильма я решил узнать с чего же началась обезьянья франшиза.

    С точки зрения сюжета оригинальный фильм и серия ремейков в корне отличаются друг от друга: если современная трилогия это эпическое повествование о становлении цивилизации разумных приматов и противостоянии двух рас, в центре которой оказалась сильная и многогранная личность Цезаря, то фильм 1968 года выпуска даже не думает поднимать тему войны. Весь фильм представляет собой одну большую сатиру на современного человека, при чем забавно, что с момента выхода фильма прошло чуть ли не пол века, но и сейчас все темы, затрагивающиеся в фильме являются актуальными. Что мы имеем? Затронуты темы гонения ученых, рабство, сексизм, расизм, религиозный фанатизм и несправедливая победа силы над умом в обществе. Поднимается вопрос о пагубности вооружения и о губительной природе человека. Нельзя назвать фильм серьезным зрелищем, ведь большую часть времени на экране твориться полный фарс. Но ближе к финалу все резко оборачивается в серьезные тона.

    Если говорить о персонажах, то о сказать особо нечего. Перед нами случай, когда важны не сами персонажи, а история, в которой они участвуют. Единственным хочу выделить орангутана доктора Зеуса. Как по мне, так в его лице получился довольно интересный антогонист, который балансирует между рационализмом и религиозным фанатизмом. Более говорить о нем не смею, ибо ударюсь в спойлеры.

    Подведу небольшой итог, что «Планета обезьян» — это яркий и интересный фильм, который в первую очередь высмеивает пороки человека. Но в погоне за критикой фильм не теряет цельного сюжета и драматизма. Хотелось бы забыть серию глупых продолжений. «Планета обезьян» даже на сегодняшний день смотрится вполне себе недурно, как в вопросе сюжета и персонажей, так и в технических моментах. Это называют нестареющей классикой?

    8 из 10

    11 июля 2017 | 22:26

    Несмотря на то, что фильм довольно-таки старый, смотрелся он на одном дыхании. Купила на ДВД и все остальные части «Планеты…» и каждого фильма дожидалась с нетерпением и приятным чувством, которого давно не испытывала — предвкушение чего-то интересного и захватывающего. Фильм не обманул моих надежд.

    Конечно, там нет ярких спецэффектов и грим заметно уступает новому фильму, зато там нет того затягивания, которое наблюдалось в «Планете…» 2000-го года, там все строится на сюжете, а не на мелких деталях.

    В общем, рекомендую всем. Однако, с римейком Тима Бартона мои прекрасные отзывы никак не связаны. Фильм исказил книгу, а спецэффекты только удалили зрителя от психологической стороны этого сиквелла, который призывает людей беречь то, что у них есть и не бежать впереди технического прогресса с топором.

    10 из 10

    24 июня 2008 | 17:33

    В свое время был много наслышан о книге и фильме 2001 года «Планета обезьян», но интереса к этим художественным произведениям никакого не испытывал. Но вот недавно случайно натолкнулся в телесетке на оригинальный фильм 1968 года и решил взглянуть, что называется, одним глазом. И кинодействие вдруг неожиданно затянуло и приковало к экрану до финальных титров.

    Во-первых, было интересно: что из себя представлял блокбастер 1960-х годов. Надо сказать — весьма достойное зрелище, с учетом всех скидок на почтенный возраст фильма. Игра актеров в масках обезьян — впечатляет и очаровывает. Финальный кадр фильма — наверное, одна из самых мощных концовок в истории кинематографа.

    Но вот идея фильма… Эх, слишком сурово прошлась «Планета обезьян» по природе человека. Ну, скажите на милость, в чем смысл обвинять человека в том, что он человек? Не будь он таким, какой есть, с его тягой к преобразованию мира, постоянным стремлением к новым вершинам и завоеваниям — то и жили мы бы сейчас в каменном веке, махали топорами и бегали за мамонтами. И не было бы возможности ни автору книги, ни создателям фильма свои идеи оформить и донести до собратьев по разуму, потому как письменность не было бы изобретена, да и кинематограф тоже. А то мы пользуемся всеми благами цивилизации, попросту не мыслим себя без них, строчим отзывы в Интернете — гениальнейшему изобретению человеческого разума — и попутно многозначительно восклицаем: «ах ты, человек, такой сякой, что ж творишь-то, несчастный!» Сильно отдает лицемерием.

    И, возвращаясь от небольшого философствования к «Планете обезьян», можно добавить, что фильм этот, безусловно, заслуживает вашего внимания. Есть очень забавные моменты, как, например, в сценах суда над главным героем Тейлором, когда обезьяны морально измывались над пленником, затыкая ему рот всеми возможными способами.

    Одним словом, если наткнетесь на фильм, взгляните, думаю, получите удовольствие.

    7 из 10

    30 июня 2009 | 08:21

    Размышления о происхождении человека всегда являли собой неиссякаемый источник научных дебатов, споров и гипотез. Не найдется, думаю, такого человека, которому было бы неинтересно узнать ответ на этот вопрос или сделать свое предположение. Полушутя можно сказать, что у кинематографистов возможностей ясно, наглядно, красочно и высокобюджетно выразить свою позицию здесь, как и по многим другим монументальным вопросам человечества, больше, чем у простых смертных. Стоит лишь заглянуть на территорию научной фантастики и, включив воображение, включить камеру. Таким образом, очередная идея, при благоприятных условиях, перерастает в иллюстрацию тех самых теорий.

    Существует несколько предположений относительно происхождения человека как существа, отличающегося от других животных нашей планеты наличием разума. Многие в поисках ответов всматриваются в страницы Библии, некоторые придумывают истории о нашем инопланетном происхождении, но эта история целиком и полностью посвящена мысли об эволюции человека. Мысли, щедро приправленной фантазиями создателей фильма об альтернативных вариантах зарождения разумной жизни на пригодной для этого планете и предостерегающими предположениями о последствиях использования разума в деструктивных, ложных направлениях.

    Не вдаваясь в нюансы киноленты, скажу, что она сама по себе не является сплошной философской притчей, как это может показаться из моих слов. Большой интерес к событиям в ней заключается в том, что повествование, внимательно выглядывающее из-за несгибаемой спины главного героя картины, мужественного, умного, волевого персонажа, так сказать, идеального образца результатов эволюции, дает возможность зрителю без лишних слов и объяснений шаг за шагом, четко и последовательно создавать картину прошлого и настоящего описанного мира. Характер каждого действующего персонажа, органичность, хоть и с налетом наивности, мира, появление каждой новой детали так захватывают, подводя к финальной сцене на щедро украшенном яркими красками берегу, что я легко забыл обо всех спойлерах, схваченных мной при поиске информации про этот фильм перед просмотром.

    Думаю, что говорить о «Планете обезьян» мне больше не стоит. Последовательно. Детально. Увлекательно. Осмысленно. Настоящее приключение. Фантастика с ощущением стойкого приятного послевкусия.

    Рекомендую.

    10 из 10

    9 июня 2012 | 13:19

    В связи с выходами новых фильмов, имеющих отношение к этой вселенной, интерес к ней во всем мире снова разгорелся (среди фанатов он наверное и не затихал). Я слышал много отзывов, видел рекламные баннеры, но в кино так и не сходил, потому что решил, что уж если знакомиться с циклом произведений, то начинать нужно с самого начала.

    Делая скидку на возраст фильма, можно сказать, что в визуальном плане он очень даже удался. Не смотря на то, что обезьяньи маски были преимущественно трех типов, каждый герой имел свой определенный шарм, а доктор 3ира вовсе показалась мне милахой. Плюс шикарная атмосфера фильмов той поры — необычные для современного глаза ракурсы, пейзажы, неспешность повествования, нечастые, но раскрывающие самую суть диалоги.

    Если мы посмотрим на дату создания — 1968 год, сразу станет понятно, каков должен быть главный посыл фильма. То время характеризовалась культурой хиппи, пацифизмом, первыми вспышками заботы о нашей планете. Именно поэтому концовка не оказалась для меня невероятной неожиданностью. Но то, как авторы подвели к ней, как показали основные пороки человечества через действия обезьян, заслуживает особой похвалы. По сути, перед нами настоящая притча, назидательный рассказ о том, что может произойти с нашим домом, если наш жизненный курс не претерпит кардинальных изменений.

    Фильм актуален сейчас как никогда, его стоит посмотреть не только поклонникам фантастики, но и всем любителям качественных произведений кинематографа, а также всем людям, задумывающимся о судьбе свой планеты.

    9 из 10

    25 января 2018 | 18:26

    Сказали они и незамедлительно уничтожили, возможно, последний цветок на планете. Как говорил герой Л. Дурова в одном хорошем фильме: «Странные люди эти люди!» Может, и впрямь у обезьян лучше получится?

    Неплохое кино. В техническом отношении, например, особенно с учетом года выпуска — придраться практически не к чему. Абсолютно жизнеспособные обезьяны. Понятно, что люди в костюмах, но костюм костюму тоже рознь, не правда ли. В отечественном кинематографе, скажем, с этим и много позже большие проблемы были. Опять же космический корабль — ничего лишнего, но оно и к лучшему — меньше дурацких вопросов. Нет, мне, правда, всё понравилось. Можно было полностью сосредоточиться на сюжете.

    Идея интересная, но, прямо скажем, не более чем любая другая вариация антиутопического толка. Да и логической завершенности предложенной модели явно не хватает. Мало просто поменять местами человека и обезьяну — нужен принципиально новый подход к организации общества. Иначе…

    Смысл рассуждать о том, как безнадежно погрязло человечество в своих грехах, если пришедшие ему на смену животные незамедлительно начинают играть ровно в те же самые игры? Какая разница, Земля это или любая другая планета, где эру homo sapiens сменила эпоха их товарищей по отряду?

    В отстраненном восприятии всё это, конечно, очень увлекательно: запретная зона, хранитель веры, священные свитки, молодые ученые, жаждущие докопаться до правды (большей частью, такое ощущение, самого процесса ради), коварный царедворец, на поверку оказывающийся всего лишь чуть более просвещенным относительно прошлого своего мира и оттого — более осторожным и т. п. Но вот так, чтобы всерьез все это воспринять… Не получится.

    К тому же не обошлось и без классических голливудских клише: безмолвная спутница-брюнетка в, якобы, вонючем рванье, тем не менее, выгодно подчеркивающем все «необходимые» части тела, или, например, поцелуи, которыми обмениваются доктора Корнелиус и Зира, темнокожий член экипажа, без которого никак нельзя по соображениям политкорректности, английский язык как универсальное средство общения во Вселенной и т. д.

    Одним словом популярная фантастика и ничего больше. Смотрите с удовольствием, не требуя ответов на глобальные вопросы мироздания.

    7 из 10

    17 марта 2014 | 16:36

    Этому легендарному фильму, который когда-то мог поспорить с такими шедеврами, как «Космическая одиссея» и «Закрытая планета», в 2008 году исполняется 40 лет. Срок немалый, более того — срок серьезный, за это время тысячи фильмов просто исчезли, стерлись из сознания и из памяти людей. Они остались в архивах, в различных кинофондах, их изредка выпускают на двд небольшими тиражами «для коллекционеров». «Планета обезьян» пока избегает архивной пыли.

    Конечно, сейчас не то время, когда книга Питера Буля и фильм Франклина Шаффнера буквально не сходили со страниц различных культуроведческих изданий и с уст практически всех — от школьников до профессоров, но сказать, что время «Планеты обезьян» прошло, было бы непростительной ошибкой.

    Смотря на современный мир, зная историю и изменения, которые коснулись нашей «любимой» (если б любили — так бы не издевались) зеленой планеты за последние 40 лет, я с уверенностью могу сказать: время «Планеты обезьян» еще только начинается, и все, против чего восставал своей книгой фантаст и сатирик Пьер Буль, расцветает, и семимильными шагами приближает человечество к «обобезьяничанию».

    Роман, сделавший Буля классиком литературы 20-го века и канонизировавший его имя, был опубликован в 1963 году. Фильм появился в 1968, спустя пять лет. Это были 60-е, с одной стороны, время осознания многих непреложных сейчас истин о свободе, совести и личности человека, время резко возросшей популярности разнообразных антивоенных движений, время активнейшей борьбы национальных, сексуальных и расовых меньшинств за свою свободу, за свои права, время «битлов», хиппи, время, когда везде — в политике, экономике, культуре, — почувствовался свежий ветерок, и люди, в основном, молодые, хватали этот свежий воздух, дышали им, шли за ним, верили ему.

    А, с другой стороны, в мире шла холодная война, все напряженнее становилось положение во Вьетнаме и на Кубе, лидеры великих держав, не внимая словам протестантов, все время держали пальцы на ядерных кнопках, и без устали пропагандировали друг против друга, хотя на саммитах улыбались в камеры и произносили пламенные речи о разоружении и дружбе народов. Время первых шагов в освоении космоса, когда дети и взрослые грезили этим необозримым пространством, малыши хотели стать космонавтами, а улыбка Гагарина и американский флаг рядом с Нилом Армстронгом стали предметами всенародной любви и доказательством кажущегося человеческого всесилия. Горячие были денечки…

    Книга и фильм попали во время. Пришлись ко двору. Поймали настроение. Это фильм целиком из 60-х, но и сейчас, когда история круто повернула от свободолюбия обратно к тоталитаризму, замаскированному под махровой демократией, он важен, нужен и не потерял ничего из того, что пытался донести зрителям. Зачем нужен был этот фильм, ведь книга Буля облетела весь мир и стала предметом исследования не только литературоведов, но и историков, пытающихся найти в книге аллегории и параллели с современной действительностью? Вероятно, кинематографисты видели в романе настоящую золотую жилу для кино: здесь было все, от чего балдели 60-е: злой сарказм, постапокалиптическая фантастика, борьба с несвободой, комплексами, старыми авторитетами, космическая тема и пререкание неминуемой катастрофы, которая приведет к гибели человеческой цивилизации.

    И фильм действительно вскрыл громадный источник доходов для разных областей культуры: в кино появилась целая сага о планете обезьян, начатая этим фильмом, а законченная римейком Тима Бартона, в литературе появилась целая серия книг-подражалок, а на телевидении — целый сериал… Можно было говорить о целом культурном феномене «планеты обезьян», если бы такой интерес не был обусловлен исключительно финансовым интересом кино — и других компаний. А так оно и оказалось: роман, призывающий оглянуться на человеческую историю и на человеческое общество и понять причины его деградации, стал заложником этой самой деградации. Да и сама история киноэпаопеи этому подтверждение — начатая фильмом, потрясшем зрителя своей глубиной, она закончилась эффектным и полностью бессмысленным римейком Тима Бартона, в котором не осталось от книги вообще ничего, а сценарий напоминает бульварный роман. А книга и первый фильм так и остались тревожными напоминаниями человечеству, сотрясающими пустоту.

    Многие исследователи творчества Буля называют фильм слабым, и раздражаются от того, что в нем отражена лишь малая часть написанного в книге. Отчасти это справедливо, но так было и так будет всегда: нельзя крупное литературное произведение вложить в полуторачасовой фильм без потерь, да еще и умудриться сохранить какую-то динамику и интригу. примерно также критики отзываются о экранизации другой, во многом перекликающейся с шедевром Буля книгой Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике» — и тот, и другой фильмы от книги во многом отличаются, но даже эта редуцированный перенос мыслей со страниц на пленку выглядит впечатляющим.

    Фильм-напоминание, фильм-светофор, перекликающийся с книгами Адамса, Стругацких, Брэдбери, Замятина и Оруэлла, тем не менее, является одним из шедевров и столпов кино 60-х, какой бы тривиальной и отвлеченной не считали эту экранизацию.

    Самое главное, что удалось сохранить режиссеру и сценаристам — это уникальный авторский (то есть Пьера Буля) сардонический взгляд на современную цивилизацию и пути ее развития и непередаваемую атмосферу тревоги, страха и ненависти… к самим себе. Фильм, в котором спецэффекты и грим вызовут только кривую ухмылку у любого любителя «Трансформеров» или новой «Планеты обезьян» сумел показать главное: люди, не справившиеся со своими животными инстинктами, со своей глупостью, со своей «человеческой сущностью», толкающей их к истреблению себе подобных, к жестоким войнам, не идут по пути эволюции. Ни компьютер, не новомодный телефон, ни стильный прикид, ни красная Феррари не сделают подонка человеком, и никакая косметика не сделает женщину женщиной. Компьютер, изобретения, машины — это еще НЕ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Это продукты цивилизации. А цивилизация должна идти от человеческого мозга, от его разума, от сердца и души. А человек застрял в своем развитии в средних веках! Да-да, не удивляйтесь… Даже не у древних греков, которые в своем духовном развитии превосходили современных людей, а именно в средних, темных веках. Возрождение было лишь вспышкой, когда человек, кажется, стал понимать, что живет неправильно, но не удержался на правильно дороге и пошел окольным путем, который ведет к саморазрушению.

    У нас есть техника. Мы летаем в Космос. Мы презираем все, что не является продуктом человеческой деятельности. Мы уверовали в то, что мы — венец развития, конечная цель Бога или природы. Мы есть суть Вселенной. Мы — всемогущи! Мы цивилизованные. Но если фашизм, расизм, тоталитаризм, маккартизм, сегрегация, Хиросима и Нагасаки, мафия и концлагеря порождение этой цивилизации, то какова ее цена? Неужели сможет это продолжаться бесконечно? Неужели безнаказанно люди смогут убивать друг друга тысячелетиями, изобретая все более мощное и массовое оружие? Неужели эволюция — это озлобление людей, ненависть друг к другу, страх друг перед другом, погоня за бесполезными деньгами и установлением новых флажков на политических картах? Неужели все это позволит человеку оставаться королями Земли? А ведь динозавры, жившие по законам природы, царствовали на Земле 200 миллионов лет, но и они вымерли. Человек прожег планету насквозь за каких-то 5, а то и тысячу лет. даже относительно спокойные и с более замедленным ритмом жизни египетская и греческая цивилизации просуществовали всего по 3-5 тысяч лет, сколько же просуществует наша, современная, если за один 20-й век мы сами пытались уничтожить себя раз 20?!!!

    Фильм грозной сатирой обрушивается на человека с его самомнением, предрассудками, невероятной глупостью и жестокостью, абсурдными, противостоящими любой логике действиями, который, делая свою жизнь удобнее, дичает, идя по дороге кажущегося прогресса.

    Метко подхватывает режиссер основные идеи романа, и такие замечательные эпизоды, как «суд», «охота на людей», «в пещере» и т. д. просто захватывают дух и вызывают волну негодования, настолько они похожи на нашу реальность. Ведь это мы — обезьяны. нам претит сама мысль о том, что когда-то наше место займут эти низкие создания, которые сейчас сидят в клетках и которым мы кидаем бананы. А кто сказал, что через 2 тысячи лет мы сможем делать то же самое? Кто даст гарантию, что какая-нибудь искусственно выращенная эпидемия, испытываемая в какой-нибудь африканской стране, не выйдет из под контроля?

    Кто даст гарантию, что когда закончится нефть в бессовестно оккупированном Ираке, США не позарится на Иран, Ливан, Оман, Эмираты и это не приведет к грандиозной бойне против всего исламского мира? Кто даст гарантию, что все эти людские тщательно оберегаемые святыни действительно что-то стоят, кто сказал, что под нашими религиями действительно заложено что-то святое? Почему мы слепо верим Библии? Почему мы верим своим лидерам? И еще тысяча других «почему», «Как» и «кто» плывут в голове, когда смотришь этот фильм.

    Фильм страшен, потому что он гипертрофированно изобразил человека. Пусть это всего лишь обезьяньи морды, пусть некоторым зрителям покажется, что это самая обычная фантастика, этакая красивая картинка, как в бесполезном римейке Бартона, и пусть никто не заметит под масками обезьян человеческих лиц, пусть… Зато этот человек включит новости и увидит тех же обезьян. Только ничего не поймет. А надо бы. Давно пора.

    Способен ли фильм достучаться до сердца и ума людей сейчас? Не знаю. До меня смог. Финальный кадр привел меня в состояние катарсиса. После фильма начинаешь некоторое время на все смотреть другими глазами, потом это проходит, но важен сам факт того, что кино не оставляет равнодушным. Конечно, любителям навороченных спецэффектов не стоит беспокоиться — здесь их нет и все сделано скромно по сегодняшним меркам, хотя на тот момент фильм был очень дрогой. 5 миллионов — это больше, чем в 1984 было потрачено на «Терминатора». Но все это ничуть не мешает смотреть фильм. По крайней мере мне, я совершенно не беспокоюсь на счет спецэффектов — они мне мало интересны. По мне, так «Трансформеры» какие-нибудь или грандиозные кадры «Кинг-Конга» и есть тот самый жутки примитив, созданный лишь для того, чтоб глазу было за что зацепиться.

    В фильме снимались хорошие актеры, хотя большинство из них, играющие главные роли, Ким Хантер, например, Родди МакДауэлл, Морис Эванс и др. скрывают свое лицо под масками обезьян. Но тем выше их актерское мастерство — изобразить характер и личность в маске гораздо сложнее. А у них это получается. Настолько получается, что, в конце концов, на обезьянью внешность почти не обращаешь внимания — такие человеческие характеры у Зиры, Корнелиуса, Люциуса и остальных. Чарлтон Хестон в главной «человеческой» роли тоже хорош. К счастью, ему досталась довольно привычная для него роль — упорного, волевого, грубоватого, немного анархичного, резкого человека, который обладает качествами настоящего лидера. Поэтому и выживает. В нем есть обаяние бесхитростности, есть харизма, какое-то обаяние. Есть в фильме и совершенно потрясающая красавица Линда Харрисон, которая, впрочем, не говорит весь фильм, и, в отличие от продолжений, не занимает много экранного места. В любом случае, смотреть на нее приятнее, чем на обезьян.

    Наверное, что-то стоит сказать и о сиквелах. Они стали своеобразным продолжением приключений главного героя, но выглядят примерно так же, как «приключения Тарзана», то есть интересными, но совершенно неправдоподобными и немного искусственными, надуманными. Впрочем, я о них еще напишу. Ну, а римейк Тима Бартона, несмотря на мою любовь к этому режиссеру — его худший фильм, лишенный какого бы то ни было смысла, типичный голливудский блокбастер, рассчитанный на подростковую аудиторию, который только позорит и книгу, и оригинальный фильм.

    «Планета обезьян» — фильм культовый, знаковый и великолепный. Мудрый, язвительный, эффектный, будоражащий воображение и сознание. Пожалуй, сейчас его ценность только возросла. Меня этот фильм не оставил равнодушным ни в коем случае. Думаю, кому-то после этого фильма захочется подойти к зеркалу и посмотреть, не стали ли его руки обрастать шерстью…

    10 из 10

    15 января 2008 | 16:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: