• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Интервью

Андрей Смоляков: «„Родина“ — это удар битой в лицо»

15 октября на российские экраны выходит «Родина» Петра Буслова, буквально разделившая критиков и зрителей на два лагеря. КиноПоиск встретился с исполнителем одной из главных ролей Андреем Смоляковым, чтобы побеседовать о новом фильме, театре и зрителях.
Андрей Смоляков: «„Родина“ — это удар битой в лицо»

Андрей Смоляков — один из наиболее востребованных в кино актеров своего поколения. Однако к выбору ролей он подходит с осторожностью, благо постоянная занятость в театре это позволяет — уже почти 30 лет Смоляков играет на сцене Московского театра под руководством Олега Табакова. 15 октября на российские экраны выходит «Родина» Петра Буслова — неоднозначная картина, буквально разделившая критиков и зрителей на два лагеря. Смоляков сыграл в ленте одного из ключевых персонажей — бизнесмена Гарри, который в гневе высаживает из частного самолета свою дочь Еву (Любовь Аксенова) где-то на просторах Гоа, а потом в отчаянии бросается на поиски девушки. Незадолго до выхода картины в прокат КиноПоиск встретился с актером, чтобы побеседовать о «Родине», театре и зрителях.

— Помните момент, когда Петр Буслов впервые рассказал вам об идее «Родины»?

— Мы снимали в Самарканде «Высоцкого», когда Петр впервые дал мне прочитать сценарий. Я помню, что сразу загорелся. Мне не просто понравилось. Я был поражен, что вдруг эта тема возникла. Знаете, бывает, что какая-то тема лежит на поверхности, но ее почему-то никто не вычленяет, а Петя решил за нее взяться.

— Финальный вариант картины совпал с вашими ожиданиями?

— Я смотрел ее один раз в зрительном зале на фестивале «Кинотавр». Это для зрителя удар не то чтоб обухом по голове, но почти что битой в лицо. Картина очень мощная по напору, в нее вложен весь темперамент Петра Буслова и весь его жизненный опыт. Я очень дорожу этой лентой. Когда я посмотрел ее в готовом виде, то выдохнул и подумал про себя: теперь можно спокойно года три не сниматься в кино. Мы сделали что-то настоящее.

Кадр из фильма «Родина»

Кадр из фильма «Родина»

— После показа на «Кинотавре» зрители разошлись во мнениях. Одни остались в восторге, другие упрекали режиссера за слишком уж негативных персонажей, которым сложно сопереживать.

— Да, эта картина либо нравится, либо нет. Промежуточного мнения не существует, и это хорошо. Мне эта история понравилась именно своим нездоровьем, о котором вы говорите. Здорового в этом нет ничего. Если бы вы видели воочию тех людей, которые уезжали в Индию за «просветлением» лет десять назад, вы бы меня поняли. Тогда беззубые самопровозглашенные гуру приезжали из Гоа и собирали группы отчаянных, которые потом ночевали на перевалочных пунктах в Ташкенте на цементных полах. Они все стремились туда, потому что Индия в их представлении была Шамбалой. Потом они возвращались в еще худшем состоянии, чем уехали, в еще более гнетущую атмосферу, от которой бежали. Это настоящая трагедия, ведь не купишь за деньги ни веру, ни карму, ни очищение. А что в Гоа делают израильские ребята, вернувшиеся с войны? В фильме эта тема проходит фоном, но это тоже часть местного ландшафта. Там нет никакого позитива. Там единицы обретают то, за чем ехали. Другое дело, что когда человек попадает в такую крайнюю ситуацию (а от хорошей жизни, наверное, никто не уедет в далекую страну), то он начинает понимать что-то про себя, про окружающий мир, с ним что-то происходит.

— Какие изменения происходят с вашим героем, бизнесменом Гарри?

— Мой персонаж туда не стремился. Он попадает в Гоа случайно и задерживается там волею судьбы. С ним как раз происходят значительные метаморфозы. Он не воспаряет, но обретает любовь, родину в своей дочери. Это дорогая для меня фраза, когда в финале он говорит своей дочери: «Я не хочу назад». Что-то он все-таки приобрел. С другими персонажами тоже происходят подобные трансформации. И Ева, и Макар что-то понимают про себя. Герой Александра Робака вроде бы проходит по касательной, но произносит классную фразу своей жене, а на самом деле той же родине: «Тебя легко не любить, когда ты рядом». Обаятельного в этой истории действительно немного, она достаточно жесткая.

На съемках «Родины»

На съемках «Родины»

— Когда вы снимались в Индии, вам удалось самому познакомиться с прототипами героев Буслова?

— Мы буквально жили среди этих людей. Ребята писали о том, о чем они знают. Они провели там не один год, поэтому они попали в точку с персонажами и социальным срезом, который они представляют. В Гоа во время съемок мы сами наблюдали всех этих персонажей. Кто-то нравится, кто-то обаятелен, кого-то ты напрочь не принимаешь. Сейчас это место становится все более русскоязычным, а несколько лет назад там была настолько интернациональная публика, причем еще интереснее и богаче по судьбам, по плотности человеческого существования. Там было много немцев, ребят из Северной Европы. Это ведь мы в России узнали об этом месте относительно недавно. А те фрики, что первыми населяли Гоа, приехали туда еще в 1960-е, в 1970-е годы. Я повидал пару таких мужиков, хотя это уже деды, им за 60. Они создали флер этой земли, ее атмосферу, своеобразную философию существования, за которой потянулись другие. Но все это постепенно подвергалось девальвации, и сейчас там совсем другая атмосфера. Она становится все более материалистичной и размеренной. Редко уже встретишь таких в хорошем смысле сумасшедших с ищущим глазом. Они, по-моему, уже в другие места ездят.

«

Вся история нашей культуры гниет в прямом и переносном смысле»

— Кого-то похожего на Гарри вы не встретили?

— Я познакомился с несколькими молодыми людьми, у которых было свое дело. Может, не такой большой, как у моего героя, но реальный работающий бизнес, приносящий миллионы. Они уехали и обосновались там. Ведут там мелкий бизнес — кафе, гостиницы, но не больше. Эти ребята дорожат каким-то своим миром, у которого есть границы. За эти границы они не выходят.

— А что-то от себя вы добавили в персонажа?

— Каждый артист что-то добавляет. Или из-за артиста что-то добавляется. Петя знает, что моя первая театральная роль — это Маугли в театре Табакова. Он мне говорит: «Скажешь „Мы с тобой одной крови“?» Я говорю: «Скажу». Это внутренние штуки, но они нам дороги. Правда, когда смотрел на себя на экране, понял, что все-таки волновался. Детство вспомнил.

Кадр из фильма «Родина»

Кадр из фильма «Родина»

— Вы сказали, что после «Родины» можно три года не сниматься в кино. А насколько вам интересно то, что вам предлагают в кино? Нет ли дефицита качественного материала?

— Костлявая рука голода меня не заставляет сниматься в первом предложенном проекте. Я в своем выборе принадлежу сам себе. Может, это нескромно прозвучит, но за последние несколько лет все кинопроекты, в которых я снимался — «Высоцкий», «Сталинград», «Вий», «Родина» — мне были действительно интересны. Это нормально — выпускать по картине в год. Но могу сказать, что в кино я с 1977 года и только в последние годы те картины, которые я назвал, дают мне роли, адекватные театральным работам. Серьезного материала, качественной драматургии в кино, конечно, меньше, чем в театре.

— В этом году вы были членом жюри «Кинотавра». Какие впечатления от его программы и работ коллег?

— Иногда хотелось сказать членам отборочного комитета: вы что, издеваетесь? Иногда было интересно. Наверное, в искусстве всегда будут интересны персоналии, авторы, как бы мы ни называли кино коллективным трудом. Поэтому я ждал работу Алеши Федорченко, фильмы которого я с удовольствием смотрю. Мне было интересно, что сделают Вася Сигарев и любимая мною Анна Меликян. В последнее время я смотрю не так много работ коллег, поэтому было приятно увидеть молодых ребят в картине Местецкого «Тряпичный союз». Это замечательный квартет, я голосовал всеми руками и ногами, чтобы отдать награду за лучшую мужскую роль всем четверым. Ваню Вырыпаева я очень люблю как драматурга и режиссера, и в «Спасении» меня поразила актриса Полина Гришина. В довольно монотонной истории благодаря ей появляются очень тонкие нюансы. Это европейского класса работа. Были и разочарования, конечно. Но это нормально.

Кадр из фильма «Родина»

Кадр из фильма «Родина»

— Вы много лет работаете в театре. Меняется ли театральный зритель, на ваш взгляд?

— Зрители меняются и часто меняются от внешних условий, от социальной атмосферы в государстве. В 1990-х и начале нулевых от театра ждали только развлечения и шоу. А до этого у нас был великий театр, который заставлял думать. Это был театр-трибуна, театр-отдушина, театр-мать. Сейчас странное состояние у зрителя. Внутри театральной публики происходит довольно внятное размежевание по направлениям: кому-то интересен авангардный театр, кто-то ищет более компромиссный, классический подход. Благо у них есть возможность эти разные потребности удовлетворять.

— А нет ощущения, что истории вроде той, что произошла с «Тангейзером», искусственно меняют отношение публики к театру, что театр стараются загнать в какие-то рамки?

— Историю с «Тангейзером» даже кошмаром нельзя назвать. Это бред сивой кобылы. Абсолютно безнравственное поведение в адрес произведения искусства. Думаю, это даже не политика, а легкое помешательство, и, как любое помешательство, оно должно пройти. Оно излечимо. В конце концов, это приобретенное всего лишь за последние три или пять лет. Не думаю, что у нас подобное отношение к искусству может закрепиться, все-таки XXI век на дворе. Но, увы, это сказывается на театре сейчас. Некоторые люди просто боятся. Боятся делать то, что хотят, идут сразу на компромисс. Их можно понять. Кому хочется пострадать за убеждения?

— У нас есть традиционный вопрос. Если бы вам дали задание снять документальную картину о чем-то, что вас волнует, какую тему вы бы выбрали?

— Я бы поехал от Вологды по Русскому Северу и посмотрел бы, как там живут люди. Как на фоне разговоров о скрепах и повышении духовности вся история нашей культуры гниет в прямом и переносном смысле.

Читайте также
Интервью Из варяг в кинотеатры: История создания фильма «Викинг» Режиссер Андрей Кравчук и художник-постановщик Сергей Агин рассказали, как для картины им пришлось построить целый город и почему снимать фильмы о X веке так сложно.
Статьи Саундтреки, которые удивили: Неожиданный выбор музыки в кино Специально для «Родины» Петра Буслова записана весьма редкая для современного российского кино музыка настоящего оркестра, главную тему исполнил рэпер Баста, а в финале зрители неожиданно слышат голос Иосифа Кобзона, который звучит на большом экране впервые за 40 лет. КиноПоиск вспоминает другие яркие примеры фильмов, которые смогли удивить своими необычными музыкальными решениями и концептуальностью саундтреков.
Интервью Любовь Аксенова о «Родине», карьере и пирожках В прокате идет «Родина» Петра Буслова, где одну из главных ролей исполнила актриса Любовь Аксенова. На сегодня она снялась уже в достаточном количестве интересных проектов («Рассказы», «Шиповник», «Любит не любит»), так что ей есть что рассказать, но при этом беседу не портит налет артистической усталости. Мы поговорили с актрисой о том, за что она так любит свою героиню Еву, зачем она ведет дневник персонажей и почему никогда не говорит «никогда».
Комментарии (35)

Новый комментарий...

  • 6

    Дикий Пушистик 14 октября 2015, 19:44 пожаловаться

    #

    фильм давно жду. Очень надеюсь не разочароваться.

    ответить

  • 1

    protocol 14 октября 2015, 20:19 пожаловаться

    #

    К сожалению фильм получился слабым и проходным. 6 из 10 с большой натяжкой.

    ответить

  • Впечатляет и трогает, уверен Андрей Смоляков не подведёт. Всё, решился пойду на фильм! Любите искусство, читайте книги, кино смотрите!

    ответить

  • El_principe 14 октября 2015, 20:32 пожаловаться

    #

    сильное заявление.
    ну будем посмотреть, как оно на деле…

    ответить

  • 1

    Dmitro 14 октября 2015, 22:07 пожаловаться

    #

    Тоже жду фильм, заинтригован трейлером и пиар-компанией. Любовь Аксёнова интересная актриса. Заметил её ещё в «Рассказах» Сегала. Думаю, у неё хорошее будущее в кино, если сможет реализовать свой потенциал. Несколько дней назад видел её на предпремьерном показе, но на сам показ, к сожалению, не попал. Посмотрю фильм сегодня вечером. Надеюсь, не разочаруюсь.

    ответить

  • 8

    lofofora 14 октября 2015, 23:01 пожаловаться

    #

    Блестящий последний вопрос!! Очень правильная журналистская находка.

    ответить

  • 11

    Stratos Devious 14 октября 2015, 23:03 пожаловаться

    #

    Хорошо поставленные российские картины всегда разбивают критиков на два лагеря. Первые утверждают, что в России всякого такого не бывает, вторые — что Россия загнила. Взять «Левиафан». Все истошно кричат, что это вообще не про Россию. Но братцы, все мы знаем, что изнанка никому не лицеприятна. Кто с ней знаком конечно.

    ответить

  • 4

    Cucci 15 октября 2015, 09:43 пожаловаться Пошла писать губерния!)))

    #

    Вот, зла не хватает! Фильм вам сняли — про Индию, ну, мать вашу, сколько людей из нашей творческой элиты (Николай Рерих, Борис Гребенщиков и Зоя Ященко — это только я с ходу вспомнил, а я не знаю, поди, и 90% реального числа) стремились или реально уезжали туда, а вы, как всегда, развели флейм про коммунистов, фашистов и либералов, плюс прошлись по Украине (к-рая уже, слава богу, вообще стала не актуальна — война переместилась в Сирию) и закончили «Тангейзером». Смотрите кино про наших чудиков в Индии — и хорош поминать старое, аминь.

    ответить

  • 6

    Jehle 15 октября 2015, 10:03 пожаловаться Просмотр отечественного кино

    #

    Просмотр современного отечественного кино — это удар битой в лицо!!! =)))

    ответить

  • 3

    gurur 18 октября 2015, 17:33 пожаловаться

    #

    «могу сказать, что в кино я с 1977 года и только в последние годы те картины, которые я назвал, дают мне роли, адекватные театральным работам». Как по мне, лучше роли, чем в советском сериале «Государственная граница», у Смолякова не было!

    ответить

 
Добавить комментарий...