Аньес Варда - в 33 года она стала той, ради которой Годар снял свои тёмные очки. Это была короткометражка, вписанная во второй полнометражный фильм Варда 'Клео от 5 до 7'. На момент съёмок фильма 'Лица, Деревни' она прожила уже 88 вёсен. Рядом с ней другой загадочный персонаж, который напрочь отказывается снимать тёмные очки. Сейчас ему 33 года, его зовут ДжейАр, он фотограф и соавтор Аньес. Вместе они отправляются в путешествие по французским деревням в поисках красивых стен, на которых собираются размещать портреты местных жителей.
Никто не способен рассказать о человеке так, как это сделает он сам. И никто не способен настолько искренне и трогательно поделиться своими воспоминаниями и в некоторой мере даже передать часть своего опыта, как это делает мадам Варда. Она выполняет всю работу сама, освобождая дотошных киношников от надобности впоследствии снимать скучный и напичканный клише байопик о выдающемся режиссёре Аньес Варда. Поэтому через почти десять лет после 'Побережий Аньес' - изумительно прекрасной автобиографии - на свет появляется ещё одна. Она тоже похожа на фотоальбом, где снимки Аньес, как и работы ДжейАр, переносят на стены домов, амбаров и водонапорных башен. Нам снова выпадает удивительная возможность посмотреть на мир глазами Аньес. На мир, в котором нет ни тени сомнения: где если есть вода, значит появляются рыбы, где из одного места в другое можно переместиться со скоростью морского ветра, где козы делятся на тех, что с рогами и без, где люди откровенно рассказывают о своих чувствах, где память становится наиважнейшей из всех существующих мер времени. Где важно всё, что происходит, где важен каждый, кто встречается на твоём пути.
В пару Варда-ДжейАр не возможно не влюбиться. Их отношения мгновенно превращаются из рабочих в дружеские. Они похожи на закадычных приятелей, которые веселятся, подтрунивают друг над другом, болтают в кафе и даже пародируют знаменитые трюки. Нет границ, нет разницы в возрасте, а значит никаких препятствий не существует.
Полтора часа - это ничтожно мало для такого яркого, переполненного красивыми персонажами и их задушевными историями, путешествия. Фильм хоть и заявлен документальным, но имеет все самые настоящие художественные составляющие, среди которых есть даже одна интрига - получится ли у Аньес проделать тот же трюк с её напарником, который когда-то она проделала с Годаром и заставила его снять свои тёмные очки.
Грустно, что у данной ленты менее тысячи оценок на Кинопоиске, грустно, что в прошедшем году, оскар за документальный фильм, взял 'Икар', который затрагивает проблемы, интересные уж очень узкому кругу лиц, но думаю милой старушка Анье, которой в этом году исполнилось 90 и ее, (по сравнению с ней), молодому, но уже известному другу, фотографу, на это все равно.
Что это такое, что это за фильм? Что такое Франция? Что такое любая страна вообще? Это ее народ. Когда мы вспоминаем Францию, в частности, ее кино, мы представляем Париж, в крайнем случае, виноградники Прованса, представляем роскошь, романтику, вино, целующиеся пары, те, кто увлекается политикой, вспомнит проблемы, связанные с миграцией, внутренней социальной политикой.
Этот же фильм отходит от стереотипов и показывает нам реальную действительность, тех, кто приводит страну в движение. Перед нами предстают фермеры, официантка из глубинки, работники завода по производству хлора (могу ошибиться, прошу прощения заранее), жена шахтера, отстаивающая свой дом, и прочие, простые, добрые люди, которые не жалеют своих настоящих эмоций.
Чем может привлечь подобный фильм, так это чистотой, мягкостью картинки и сюжета, который, как нам дают понять, был чистой импровизацией. Если вы интересуетесь тем, как живет простой, но счастливый человек, вам по адресу. Кроме того, было интересно сравнить французскую глубинку, с нашей, российской... Что уж тут сказать, есть к чему стремиться, и речь здесь идет не только о том, что наша власть давно прогнила, и забила огромный гвоздь на малых своих, нет, стремится можно и к счастью осознания того, что происходит внутри тебя, меньше пьянствовать и кушать овощи.
Тонко, красиво, благородно, о важном, но ритм фильма нуждается в оптимизации.
Прекрасные, тонкие, глубоко продуманные и влияющие на людей, 'говорящие' проекты двух фанатов своей идеи и искусства, которым творить вместе не помешала возрастная разница в 55 лет. Проекты на пересечении стрит-арта, перфоманса, дизайна городской среды... Они проникают, переворачивают, воспитывают, раскрывают глаза и иные смыслы обыденного, забытого, брошенного, пережитого. Смесь теплоты любви, дизайна, социальной психологи... Все это не навязчиво и без объяснений. Однако сам фильм требует терпеливого внимания, озвучка перевода с трудом различима от оригинальной речи, нужно вслушиваться. И на фоне однообразного замедленного по сравнению с современным ритмом жизни повествования, которое предполагает вчувствование и додумывание, для восприятия не очень легок и превращается в труд. Не каждый осилит, а жаль. Фильму есть что сказать, и хотелось бы чтобы идея была донесена большей аудитории, чем способные совершить такие усилия. Только за это
8 из 10
Была бы чуть бодрее динамика и ритм, было бы 10 и бомба.
Существуют различные истории о дружбе и любви довольно таки непохожих людей. Так, мне вспоминается сказка о дружбе кита и улитки. Кто улитка, а кто кит в нашем случаи? Если возьмём физические параметры, то милая и энергичная старушка Аньес Варда – улитка, а долговязый JR – кит, но если сравнивать их творческий багаж, то Аньес как живая легенда «Новый волны», конечно далеко впереди. Фильм показывает неожиданную дружбу «с первого взгляда» между 89-летним режиссёром и 33-летним уличным артистом. Их дружба и стала основой для полнометражного документального фильма. Для Аньес Варды данный фильм первый, где она выступает не единоличным автором и режиссёром ленты, а для JR это отличная возможность выбраться из городских джунглей и попытаться расширить границы своего творчество вне городских стен мегаполисов.
С самого начала фильма Аньес и JR предупреждают нас, что для них съёмка ленты скорее развлечение и игра. Замысел фильма рождается на кухне Аньест, в ходе непринуждённых разговоров с JR. Герои как истинные персонажи роад-муви отправляются в путешествия на «волшебном» фургоне-фотобудке JR по отдалённым уголкам Франции. Во время своего путешествия они делают фотографии, трансформируют их в огромные муралы и наклеивают на стены, бункеры, трубы, цистерны и тп. Показывая жителям из маленьких городков, что и они могут принять участие в создание арт объектов, стать их частью и рассказать благодаря им свои истории. Каждый наклеенный мурал посвящён определённому событию и определённому человеку. Эти истории создают интересную микродраматургию в целостном путешествии героев. Современное искусство скорее удивляет и заставляет активно работать воображение человека. Данное кино именно об этом. Как только фотография увеличивается в размерах, увеличивается и значимость событий и людей, запечатлённых на них.
Фильм во многом сентиментальный, искусно и эффектно провоцирующий зрителя на эмоции (от смеха до слёз). В данной ленте режиссёры не работают с фактом, а работают с эмоциями. В картине почти нет архивной иконографии или дикторского голоса направляющего зрителя по дебрям историй и фактов. Структурно лента выглядит так, что в сюжете фильме ничего не происходит, нет борьбы с несправедливостью, разоблачения тайн и показа шокирующих социальных проблем общества. Часто непринуждённые разговоры героев теряют смысл едва начавшись, что вызывает умиление как у них, так и у зрителя. Истории жителей глубинки, работников заводов и фермеров становятся единой мозаикой в фильме. Перед камерой Варда и JR, а также и их герои выглядят совершенно непринуждённо и свободно.
Однако в ленте есть и свой злодей, а именно Жан-Люк Годар. Близкий друг молодости Варды, а сейчас затворник и негостеприимный хозяин. После неудачной встречи с ним, эмоции в кадре накаляются и неожиданно Аньес показывает свои страхи и опасения и JR оказывается тем, кто способен понять и утешить её. Тем самым зритель видит, как их дружба переходит на новый уровень и кроме творческого симбиоза, который скрепляет их дружбу в течении большей части фильма, появляется и эмоциональная привязанность между героями. Фильм показывает столкновение молодости и старости, которое не превращается в противоборство, а рождает творческий симбиоз и дальнейшую дружбу. JR помогает оживить и заполнить пустоты в памяти Аньес, тем самым помогая уже ветерану и пенсионерки «Новой волны» оставаться на плаву современного кино потока.
Место красит человека или человек место, этим вопросом задаются герои во время путешествия по далёким уголкам Франции. В итоге их совместный проект по расклейки огромных муралов, помогает жителям городков оживить их далёкие воспоминания, почтить память предков, подчеркнуть важность их работы, сплотить и придать им командный дух. Фильм стоит посмотреть хотя бы, для того чтобы увидеть потрясающие работы Аньес и JR и понять, что Франция знаменита и живописна не только Парижем и Ниццей, но и своей провинцией.
Возможно в фильме хотелось бы увидеть некий ритуал, по передачи опыта и мудрости от старого поколения, новому, побольше узнать интересных фактов из творчества и жизни Аньес. Понять, что с подвигло JR стать «photograffeur» и в чём особенность его стиля. Но герои явно живут сегодняшним днём и не думают о прошлом и будущем. Ведь их искусство не долговечно, некоторые работы «живут» всего лишь один день. Сцена на пляже, довольно умело показывает, что придёт время и песок и вода заберёт не только мурал, но и их, а до этого они хотят творить и создавать новое.
Громадные черно-белые коллажи из простой чертёжной бумаги наклеенные на здания, морские контейнеры, водонапорные башни и вообще, на самые неожиданные места, пестрят в прессе уже давно. Я с удовольствием разглядывал их еще за пару лет до появления этого фильма. Затем просматривая новости Каннского фестиваля, была замечена странная пожилая женщина, к которой все относились с большим почтением. Об это забавной старушке с чудной прической мы знаем немного. Ее покойный муж - известный режиссер и сама она так или иначе всю свою жизнь была связана с искусством. Что можно от нее ожидать? И, вот, наконец, в этом фильме все соединилось, как и в его сюжете соединились главные персонажи.
Фильм не претендует на решение каких-либо проблем, но именно этим он и завораживает. Невероятное сочетание творческого задора и зрелости. Наслаждаешься каждым кадром этого тихого и неспешного повествования и самими повествователями. Коллажи великолепны! Портреты выполнены на недорогой бумаге. Они временны: одни будут доступны для общего обозрения всего сутки, другие подольше. Но очень скоро мы понимаем, что с помощью магии кино больше значительности придается героям этих коллажей, небольшим и не очень значительным историям жизни самых обычных людей. Фильм продолжает свои неторопливые рассказы, а мы уже точно не знаем, что нравится больше - фотографии или истории, стоящие за ними.