Свою юбилейную полуторатысячную рецензию я посвящаю этому фильму.
Ничего экстраординарного. Перед нами - пара любящих друг друга долгожителей, ведущих совершенно бытовой образ жизни вдали от цивилизации. За такое не дают 'Оскар' - слишком просто, слишком 'на ладони'. Жизнь - такая, какая она есть. Никаких намеренных художественных приёмов (не считая редкой закадровой музыки), никакой завуалированной сюжетной драматургии. Один чёткий документальный портрет мужчины и женщины, которым нужно поставить памятник за крепость семьи и любви, продержавшейся столько лет.
Ему - 98. Ей - 89. Нам расскажут совсем немного об их прошлом. В основном - о трагедии детской смерти. Несмотря ни на что, оба дожили до того момента, о котором с упоением говорят на любом бракосочетании. В горе, в радости, в болезни, в здравии. Рука об руку. До конца.
Показательной сценой был каждый приезд их детей. Не чураясь стариков, вместо праздненства выросшие дети могли устроить перепалку, потом уехать обратно в город, потом вернуться, когда станет слишком поздно, чтобы просить прощения за все прошлые обиды. Всё как в жизни. Нам нужно время, очень много времени, чтобы осознать цену любви и близости. Нам нужен покой, чтобы учиться терпению. У этих стариков было вдоволь покоя. Их не тревожили городские огни, технические соблазны и постоянное бегство за мимолётными удовольствиями. Им удалось сохранить связь друг с другом, находясь в постоянном контакте и вблизи с природой. Ничего экстраординарного. Простота. Такая, какая есть.
Вероятно, поэтому 'Дорогая...' воспринимается столь тепло и душевно. Чин Мо-ён не делает из своей работы сенсации или, упаси господи, блокбастера. Пусть подобной суетой занимаются другие личности. Здесь всё предельно понятно и осязаемо. Есть два любящих человека в почтенном возрасте. Есть камера, запечатлевающая основные моменты их быта. Есть желание передать зрителю глубину чувств, не прибегая к злонамеренной эмоциональной манипуляции.
Абсолютная истина существования в одной плоскости. Абсолютная истина осознания неизбежности, увядающей старости, приближающейся смерти. И любви. Любви, которая через всё это проходит, мужественно подводя черту, за которой, скорее всего, таится сама вечность.
Особенно запоминается заключительная сцена фильма. Может, одна из лучших сцен подлинной человеческой скорби, одиночества и прощания.
Я давно понял, что на свете нет ничего выразительнее искренности. 'Дорогая, не переходи эту реку' - сама искренность. Её оказывается достаточно, чтобы на какое-то время остановиться и подумать о важных вещах, которые мы рано или поздно так или иначе теряем.
Чтобы подумать о том, как важен человеку другой человек.
9 из 10