Спустя почти двадцать лет, можно позабыть про третьи лица и начать писать от себя. То, что когда-то смотрелось очень наивно и легко, сейчас выглядит бесконечно душевно и, самое главное, правильно. Нанни Моретти действительно нашёл даже не то, что правильные слова, а правильное положение.
Полная и счастливая итальянская семья. Отец Джованни, глава семьи, рассудительный и сдержанный добрый мужчина, которые работает психоаналитиком и ежедневно выслушивает своих дестабилизированных клиентов. Паола, любящая жена, и два любимых ребёнка: подростки Андреа и Ирэн, занимающиеся спортом и постепенно взрослеющие. Палящее итальянское солнце, прибрежные дороги, утренние пробежки и никаких забот. До единственного дня, когда погибает Андреа.
Нанни Моретти не обращается к социальным драмам, не впадает в истерики, не заливает картинку слезами и не приводит всё к гибельному концу. Трагедия щемящая, однако до самого своего финала придерживающаяся атмосферы светлости. Все переживания сдержаны и происходят внутри героев. В основном это касается самого героя Моретти, психолога Джованни, которые более не может работать с чужими душами, когда повреждена своя. Он не может абстрагироваться от мыслей о своём сыне, коря себя, постоянно прокручивая в голове последние моменты встречи с ним. Показательна и его уединённость в художественном плане. Он приходит на площадку с аттракционами, проверяя свои страх и насыщая собственные нервы. Постоянно воспроизводит на проигрывателе одну и ту же мелодию, пытаясь сроднить собственные воспоминания с нотным порядком. Ко всему, происходящему на экране, чувствуешь необходимое каждому зрителю родство, поскольку человек переживает точно такие же эмоции.
А после испытываешь ещё и уважение к отцу семейства. Прежде всего, за порядочность, за волевые качества, за правильность поступков и отношение к самой жизни. Вряд ли эта картина кого-то удивит и совершенно точно она не поднимет ни одного нового вопроса, но когда появится традиционная старинная присказка о “хороших светлых фильмах”, то прежде всего её следует применить к данной картине Нанни Моретти. Между прочим, обладательнице золотой пальмовой ветви 2001 года.
Знала об этом фильме давно, но посмотреть решилась только вчера. Тема сама по себе тяжелая, и ожидания того как это будет представлено в фильме, тоже были тревожными.
С одной стороны, фильм очень жизненный, так как подобная ситуация может произойти с каждой семьей, с другой стороны, угол зрения, данный режиссером - некая отстранённость. Отчасти это перекликается с профессией главного героя - психоаналитика. Каждый день он выслушивает своих пациентов, их проблемы, возможно нелепые и эгоистичные. Он честно работает, старается помочь, но при этом остаётся чувство, что он отстранён от их мира, мира - патологий и надуманности. И вот беда приходит в его мир. Мир, который показан идеальным, с точки зрения отношений: и между супругами, и между родителями и подростками-детьми.
И здесь приём отстраненности, используемый Нанни Моретти, только усиливает боль. Герой проходит через безнадежность, отчаяние. Показаны его попытки мысленно прокрутить и «вернуть» назад жизнь. И все это как бы со стороны, как бы на расстоянии. Семья попадает в кризис, то что казалось надежным и идеальным на грани разрушения. На грани разрушения и его место в профессии.
Но после апокалипсиса, маленький росточек жизни, очень тонко показанный режиссером, даёт понять, что несмотря на боль которая останется навсегда, жизнь все-таки возродится. Что было истинным, не умрет.
плыть по течению реки вперед, спокойно и не изменяя своему направлению.
«Комната сына» - эта киноработа стала первым знакомством с режиссером Нанни Моретти и не думаю, что этой картиной мой интерес к его творчеству закончится. Признаться, многого ожидала от картины, была готова к самой что не наесть драме, которая не то чтобы перевернула бы мой угол зрения мира, а превратила его в точки соприкосновения. Но на выходе вышло иное: вроде что-то есть в этом, а вроде и нет...
С первых минут фильма мне понравилось, что все начинается непринужденно, легко. Нет никакого напряжения, показываются обычные бытовые сцены ничем не выделяющиеся. Словно, смотришь примитивную семейную бессюжетную хронику. И даже, после того как Джованни приехал от своего пациента воскресным утром и узнал о смерти сына, все как будто также продолжает идти обычной жизненной колеей. Сюжет плывет по течению реки вперед, спокойно и не изменяя своему направлению. И в конце фильма нам так ничего иного и не раскроется, кроме семьи, смиренно несущей свой крест потери близкого человека.
Но когда пошли титры, я подумала, а что если – это и есть жизнь. Нет никакой трагедии, нет внутреннего конфликта – это все наши выдумки и жизнь это обязательно поправит, унесет с собой по течению как ветхую брошенную вещь. И с пациентами Джованни все точно также - это просто казан проблем, которые они сварили себе сами, и неудивительно, что некоторые из них под конец фильма идут на улучшение. Это просто жизнь, где-то что-то уходит, где-то что-то прибывает. Даже захотелось сравнить нашу жизнь с обычными растениями, которые живут и не ведают о трагедии как внутренней, так и внешней, но зато умеют радоваться солнцу, теплому и безгранично красивому. Может быть, в этом и заключается вся соль драмы «Комната сына» научиться плыть по течению реки вперед, спокойно и ничего не выдумывая, научиться радоваться солнцу, теплому и бесконечно прекрасному, ведь большего наша душа ничего и не жаждет.
Моя мама не смотрела, не смотрит и не будет смотреть подобные фильмы.
Ей интереснее сериалы на первом и втором каналах, и еще биатлон. Еще она любит смотреть реалити шоу о преображениях и моделях. У меня замечательная мама, пусть не посвященная в качественное кино, но это не главное.
Я ждала этот фильм, у меня тогда еще не было интернета, даже компьютера не было, был канал Культура и программа на неделю. Не знаю откуда я узнала, что 'Комната сына' то, что нужно увидеть, понятия не имею, но я выделила этот фильм маркером в газете и стала ждать его показа по телевизору. Так как и телевизор был у нас на всю семью тогда только один, моя мама 'Комнату сына' смотрела вместе со мной.
Когда шли последние титры, мама рыдала, тихо так, про себя, но горько и тяжело. Я тоже рыдала, мы боялись посмотреть друг на друга, потому что надо было обязательно что-то сказать, а сказать было нечего...
Это фильм о боли, о потери самого важного - своего ребенка. Я не знаю кого я больше жалела - переживающую потерю семью или мальчишку, который умер так рано. Самое интересно, что никакой сложной трагической истории о жестоком мире и жестоких людях в фильме нет, никто не виноват, просто так получилось, такова судьба этой семьи. И самое страшное, что с этим им придется как то жить.
Нанни Моретти не стал выдумывать сложного сюжета, захватывающих сцен, а просто дал зрителю жизненную ситуацию, которая может коснуться каждого из нас. И эта простота вызывает бурю эмоций, каждый кадр как будто сделан только для того, чтобы еще раз показать нам, что Андреа был, он был жив, был рядом. И потом приходит понимание, что его больше нет.
Не простая тема для фильма. Нет действия, никаких секретов (кроме подружки), только эмоции. Я знаю много фильмов про потерю близкого человека, но в них в основном главный герой смертельно болен, и почти никогда не показывают, а что же дальше? После смерти героя.
В 'Комнате сына' как раз показано, что дальше.
Мне кажется, это лучшая работа Нанни Моретти. Сложная, но в то же время банальная (а что плохого в банальности?), грустная и трогательная история одной семьи. Я чувствую, что ему близка эта тема, чувствую его искренность.
Конечно, 'каждая семья не счастлива по своему' и подобные фильмы всегда будут интересны. 'Комната сына' это что-то настолько земное, личное, еле уловимое, какая то легкая грусть о неизбежности, о жизни, о том, что она так хрупка...
Основной поток фильмов рассказывает о каких-либо сложностях, отклонениях или проблемах. Однако по пальцам руки можно пересчитать картины в которых бы зрителю предлагалась для наглядного примера устойчивая модель жизнеспособной семьи. Именно это и предлагает нам Нанни Моррети. Поэтому, несмотря на внешнюю схожесть с 'Обычными людьми' Редфорда, этот фильм будто бы заряжает зрителя теплом и уверенностью.
Начинается все как по голливудскому шаблону - сложности в семье, случайная трагедийная потеря ребенка, упоминание про случайное появление смертельной болезни у одного из пациентов. Нам будто всячески напоминают о недружественной Вселенной. Мир будто хочет неожиданно сразить нас, пережевать и выплюнуть. Тут я уже готовился к слащавому финалу, преисполненному трогательных переживаний. Но Моррети приятно удивил сведя все к важности семьи. Правильно расставленные акценты, которые можно заметить еще в самом начале ленты, приводят нас к грустной гармонии - сложившийся порядок помогает преодолеть трагедию. Ну а наблюдения за позитивным примером не могут быть бесполезными - фильм Моррети просто и непринужденно показывает то, как можно быть счастливым. Взгляните просто на милое и непринужденное общение людей у моря в самом конце фильма. Оцените, как бережно и осторожно отец подходит к дочери после ее дисквалификации на ответственном матче. Нехитрые тонкости простых отношений. В любом случае, лишними не покажутся. Простое, доброе и незатейливое кино. Каннский успех как неожиданный бонус, подтверждающий осторожно проповедуемые фильмом истины.
У Нанни Моретти есть одно крайне важное свойство, при всех огрехах и нудности его творений, им все равно веришь, а может быть хочешь верить. Возможно, из-за тяжелой жизни самого режиссера и автобиографичности, его фильмы никогда не оставляют равнодушным. В 'Комнате Сына' при детальном разборе можно найти множество минусов, но как-то даже и не хочется искать.
Кино, которое не открывает ничего нового, но заставляет пропустить через себя историю, произошедшую с незнакомой семьей, историю, которая могла бы случиться с каждым. Самое страшное здесь не смерть, а её последствия для других людей. Главный герой картины, безупречно исполненный режиссером, психоаналитик невольно винит себя в произошедшем, но старается не думать о трагедии, продолжать жить. Зритель в то же время испытывает грусть и страх того, что такое может случиться с ним и с его семьей.
Финал оптимистичен и красив. Герои понимают, что жизнь в любом случае продолжается, что сейчас нужно искать какие-то положительные моменты. Зритель облегченно вздыхает, видя правильный финал сложной истории. Иначе быть не могло.
При всем многообразии форм социальной и политической подоплеки, активно муссируемых в кинематографических кругах, решение отдать каннскую «ветку» прямолинейному в своей правде фильму о двух людях, переживающих утрату ребенка, кажется почти специфическим. Небезызвестно, что фестивальное кино, как коренной представитель элитарной лиги, имеет особенность отходить от им же задаваемой моды и постепенно к ней возвращаться, чему признание «Комнаты сына» в рамках одного из крупнейших киносмотров планеты лишнее подтверждение. Недвусмысленная оглядка в сторону трещащей по швам ячейки общества дала понять, что семья с ее, казалось бы, изученной вдоль и поперек, проблематикой, снова в центре внимания: вопрос ее значимости – в негласном списке первоочередных, ее внутренние процессы вновь интересны. Однако, счастливая обертка семейной жизни в эпоху деформации общечеловеческих ценностей кинематографистов не привлекает. Заглянуть в замочную скважину, приоткрыть личное, выставив на публичное обозрение эмоционально хрупкие стороны супружеской жизни в ситуациях, оторванных от гармонии и понятия счастья – вот что, действительно, интересно. Обнажить кризис между двумя людьми, приглушаемый наличием общих детей, где совместная жизнь, скорее, для них, нежели друг для друга.
Аналогичную тематику в «Кроличьей норе» девятью годами позже исследовал Джон Камерон Митчелл и, на мой взгляд, справился с этим более основательно благодаря сбалансированному сценарию, позволившему выйти за рамки узко очерченного пространства. Масштаб «Комнаты сына» произвольно мал: в центре внимания конкретная семья на переломном этапе существования – испытании потерей, которую сложно принять. Нанни Моретти, выступивший актером, режиссером и сценаристом этого фильма, вступает со зрителем в прерывистый монолог, которому не хватает напористости. Отвлеченно демонстрируя, как по-разному реагируют на случившееся мать и отец, он не делает одного из супругов более слабым – перед лицом общего горя они слабы в равной мере. Разница в поведении: если состояние матери – скорбь, переходящая в шоковую истерию, то отец, будучи лекарем чужих душ, стремится сберечь остатки самоконтроля, выстраивая дистанцию в качестве «подушки безопасности» с большим количеством острых гвоздей, потому что внутри – такая же пустота, бездонный сосуд самобичевания как единственной платы за то, что не был рядом в момент невозврата, не уберег и не досмотрел. Эта вина, смешанная с сожалением, становится бременем каждого дня, обрушиваясь градом ментально-физической боли из напоминаний о том, кого больше нет. Два родных человека, беспомощные и одинокие, как никогда далеки друг от друга. Хватку вцепившейся в душу опустошенности не ослабляют ни сочувствующие взгляды знакомых, ни наличие второго ребенка. Он был для них смыслом - их дитя - доказательством притупившегося в череде лет счастья, эхом общей любви и времени, когда все было таким живым.
При всех тонкостях процесса как состояния и состояния как процесса в ситуации переживания горя, данному фильму не хватает плановой многомерности – той, к которой по умолчанию стремится режиссер, взявший за основу эмоционально-рефлексивные начала. Для полноценного раскрытия темы крушения двух миров – отца и матери, запертых в общей потере, - диапазон представленных сцен неоправданно мал, а набор диалогов содержательно скуден. Здесь нет берущей в плен прогрессирующей эмоции, что отдает комком в горле по мере погружения в зазеркалье межличностного отчуждения, как нет соответствующей глубины, цель которой – приблизить зрителя, утомить его так, как утомляет эмоционально отягощенная история, где главное не аттракцион, а рабочее, открытое новому опыту, пространство. Фильм Моретти не отличается богатой событийностью – он ограничен и узок даже в пределах присущей жанру дозволенности. Мысленный перебор возможных «если бы», поиск ребенка в другом человеке, страх потерять связь, которая уже утрачена – все это здесь, на протяжении 95 минут в несуетном ритме, облаченном некричащей подачей, благодаря которой фильм питает атмосферой живых, но должным образом не раскрытых, человеческих отношений.
Смерть сына-подростка во время подводных ныряний нарушила спокойную жизнь психоаналитика Джованни Сермонти. Отныне инфантильного интеллигента не оставляет чувство вины как за тот злополучный день, когда он вместо того чтобы побыть в кругу семьи, поехал к своему клиенту, так и за бездарно прожитую жизнь, в которой так мало времени уделялось сыну.
Теперь врачеватель чужих душ, долгие годы помогавший нуждающимся разбираться в личных проблемах, сам стал раздражительным и скандальным, а, главное, абсолютно беззащитным перед ужасом случившейся потери. Сермонти уподобился своим пациентам, поскольку потерял навык преодолевать обиды - на судьбу в целом и конкретно на того мужчину, к которому отправился в тот день.
Теперь, после случившейся трагедии, профессиональная карьера и семейные отношения Сермонти переживают серьёзный кризис. Однако Джованни всё-таки находит в себе силы, чтобы выйти из состояния затянувшейся депрессии...
Моретти - интегральный кинематографист, соединивший таланты актёра, режиссёра и продюсера, снимающий кино сдержанных эмоций, в котором лирическое волнение, как правило, не достигает чувственного надрыва. В последнее десятилетие ХХ века именно он стал неофициальным лидером итальянского кино, которое переживало не лучшие времена и уже не задавало тон в международной табели о рангах.
Но если кино Моретти сделано с холодной головой, то точно не с холодным сердцем. Как и предыдущие картины режиссёра, данная апеллирует к его личным фобиям: в то время у Моретти как раз был маленький сын. Преодолевая рационализм своего героя, он расставался с собственными страхами. В 1995-м в его фильме 'Дорогой дневник' персонаж избавлялся от смертельного недуга на экране (а сам автор – в реальной жизни), в 'Комнате сына' они снова вдвоём противостоят ужасу смерти…
Фильм притягателен своей простотой. Показывается не типичная семья, в виду тесной близости всех ее членов, но все же одна из обычных ячеек общества, из которых и состоит наш мир. Можно конечно пересказать сюжет, о том, как любят друг друга родители, как они любят своих уже повзрослевших детей и чувствуют от них отдачу. Как откровенны и просты их взаимоотношения, как отец, максимально проводит время с сыном, несмотря на загруженную и нервную работу и т.д.
Лично меня тронула тема смерти, так четко обыгранная в данном фильме. Удалось даже почувствовать потерю и цену жизни. Ключевая фраза, на мой взгляд, слова священника, что к смерти нужно быть всегда готовым, она не спрашивает, она просто заходит в твой дом, говорят о том, что когда в сомнениях приходится выбирать семья или работа, нужно все же перевешиваться в сторону первого. Внезапно оборвавшая жизнь близкого, величие смерти над всеми живыми, заставляет быть осознаннее хотя бы главу семьи. Он удерживается от упреков в сторону дочери, жены, ищет причины в себе, меняя прошлое в своей голове, с пониманием относится к жестокости жены, держится, слушает чужие безумные истории, которые придают некую безумность происходящему в его спокойном мире любви. Он желает сохранить семью, пусть не в том виде, в каком она была, но, все же учиться жить без сына. Наверное, именно концовка, когда подруга сына приезжает уже с другим мальчиком и проникновенность троих горюющих к их счастью, делает их сильнее, они проводят с ними много времени, как бы цепляясь за последнее живое, что связано с сыном. Эта ситуация дает понимание, что жизнь-то идет вперед, что волны бьются о берег на протяжении многих лет, ветер дует, несмотря на смерти и рождения, что музыка играет и будет играть и именно «by this river», бесконечно, на повторе в головах потерявших ценное, но оставшихся здесь. Может мне хочется найти философию или скрытый смысл, но их здесь, скорее всего, нет. Вспомнились слова В. Высоцкого:
Почему всё не так, вроде всё, как всегда:
Тоже небо – опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Но приходится жить дальше, время лечит, и тем быстрее, чем больше поддержки. Сложно судить об этом, когда не имеешь опыта, даже не верится, что этот опыт может когда-то возникнуть. Пусть не со мной, пусть хотя бы не скоро.
Медленное, не торопливое кино о семье пережившей смерть близкого человека: сына, брата. Режиссер Моретти не изобрел велосипед, не был сподвижником сложного, незаурядного сценария. Он взял обычную историю, где уже можно догадаться о сюжете и конце. Но банальность стирается с помощью не привычного итальянского кинематографа. Он интересен нам, потому что Италия давно уже со времен Антониони и Бертолучи сдала позиции великой кинодержавы. Это один из плюсов.
К сожалению это одна из немногих особенностей, которые выделяют фильм. Монтаж, харизматичные, интересные герои: больные на приемы у психоаналитика и сами члены семьи - все это идеально выглаженное составляющее здорового, полноценного фильма. Но зритель смотрит кино, чтобы получить эмоции, желательно новые. Не важно какое оно: элитарное или для массового зрителя. Кино по общим канонам должно интересовать драматургическим содержанием и визуальным. В 'Комнате сына' все на среднем уровне. Кино просто есть, но не дает большего, нет пищи для ума.
Хочется все равно отметить, что фильм оставляет тебя во внимании. Есть желание досмотреть его до конца. По сути мы наблюдаем за идеальным семейством, где каждый из членов семьи занимается спортом, родители проводят досуг вместе с детьми. Большей половине жителей нашей страны - это в диковинку. 'Комната сына' - это еще и созерцание за идеальными внутри семейными межличностными отношениями. Второй из плюсов.
Не стоит возвращаться в прошлое и обдумывать роковые, поворотные моменты. Это третий плюс фильма, за здоровый посыл сомневающемуся зрителю. Ничего не изменить. Остается жить дальше. Суметь жить дальше.
Можно оправдать Моретти: 'Хотел снять для себя', 'Понравилась идея сценария', а может быть 'Тема близка автору'. Хочу просто сказать 'Спасибо' режиссеру за приятные 99 минут умиротворяющего просмотра, за доброту и надежду, которое вселяет кино.