Первое полнометражное кино Уэса Андерсона. Снялись молодые Люк и Оуэн Уилсоны. Оказывается они братья. Кстати, это первое полнометражное кино и для них.
Лёгкая, непринуждённая, инфантильная криминальная комедия с ещё только зарождающейся сюрреалистической атмосферой. Приятное кино о дружбе и любви. Трое довольно милых, странноватых и бестолковых парней пытаются вести криминальный образ жизни. Из-за их бестолковости это получается не очень хорошо и на какой-то момент они успокаиваются. Но один из троицы, одержимый маргинальной романтикой, всё же втягивает друзей в более серьёзное и опасное приключение, под предводительством матёрого афериста. В итоге, что и вполне ожидаемо, всё складывается не очень хорошо. Этакий фатализм по-андерсоновски.
Никому из современных кинорежиссеров не было посвящено столько литературы, как Уэсу Андерсону. Многие критики, нелестно отзываются о его фильмах, называя их «нудушенными безделушками». С этом трудно не согласиться, но учитывая факт, что автора этих строк роднит с Андерсоном любовь к книгам о кино и ностальгия по утраченным киномирам, сделаю снисхождение и не буду суров к его дебюту в полном метре, тем более, что перед нами – ребяческая и безобидная картина. Авантюрный во всех смыслах проект смог найти поддержку только за счет дальновидения Полин Пэтт и двухлетней выдержки сценария Джеймса Л. Брукса.
Фильм пронизан неуклюжестью и ребячеством в сочетании с воспоминаниями о совместном проживании Уилсона и Андерсона в Такмортоне. Небольшой криминальный опыт друзей в реальной жизни перетек в сценарий «Бутылочной ракеты». Находясь под несомненнным влиянием криминальных драм Скорсезе, Андерсон и его команда хотели снять фильм о большом преступлении, совершаемом аутсайдерами, чье существование бесцельно. Осуществится грандиозным планам удалось наполовину. В последующих работах постановщик станет конкретнее и даже, если можно так выразиться, монументальнее.
Однако, он так и останется обычным фриком с богатым багажом знаний из области изобразительного искусства, цитатами-отсылками из кино и подражаний Годару. «Бутылочная ракета», как и все фильмы Андерсона, выветривается из головы на второй день, не поражает и не попадает в число любимых. Кассовое фиаско и последующая поддержка Скорсезе с выпуском фильма на DVD объяснимы: «Бутылочная ракета» вероятнее всего заставила мастера испытать ностальгию по забытым временам «Злых улиц». Для меня дебют Андерсона – хулиганство без особых претензий, где еще не ощущается тонкая грань между комедией и трагедией. Здесь нет чудаков вроде Макса с его видением мира как особым притворством. Нет довоенного «Гранд Будапешта» и дивного волшебного мира мсье Густава. Нет тонкой иронии «Семейки Тененбаум».
Дебют Андерсона – это история нелепого ограбления вперемешку с перапалками и ребячеством горе-грабителей, что говорит о том, что сам постановщик с самого начала карьеры был ребенком в душе, устроившим из выбранной им тематики невинную и добрую атмосферу, рассказав про нескольких фриков. Полина Кейл (любимый кинокритик режиссера) на специальном показе «Академии Рашмор» вспомнила о «Бутылочной ракете», заявив о том, что режиссер – ребенок и вознегодовав о непрофессионализме студии, давшей деньги на реализацию наспех написанного сценария (хотя Брукс просил переработать его неоднократно). У меня такое же, как у Кейл, отношение к Андерсону: мне он интересен, как наполненный знаниями о кино аутсайдер, однако, его фильмы быстро выветриваются из головы.
Вот всегда интересно смотреть на дебютные работы прославленных режиссёров. Например, дебютник Уэса Андерсона, режиссёра-симметрии, который действительно видит мир как-то иначе. И всем бы нам его глаза.
'Бутылочная ракета' - это история о незадачливых лоботрясах-грабителях, один из которых сбежал из психушки, в которой пребывал из-за переутомления, хоть ни разу в жизни не работал. Банда из трёх героев пытается играть в гангстеров и куда-то девать свою энергию, но выглядит это очень комично. Например, в сцене, где жертвы ограбления книжного магазина спокойно препираются с бандитами и заставляют их обращаться к себе уважительнее.
Если Мартин Скорсезе в своём дебютном фильме подражал французской новой волне, то Андерсон в качестве основного источника вдохновения взял шедевральные 'Злые улицы' и самую чуточку Кубрика. В отличие от картины Скорсезе, здесь оба главных героя — абсолютные идиоты и лоботрясы, но Энтони (Люк Уилсон) кажется более рассудительным человеком с целью, нежели его друг Дигнан (Оуэн Уилсон).
В дебютном фильме абсолютно точно угадываются вполне удачные попытки Андерсона изобрести свой уникальный стиль, апофеоз которого мы увидим, например, в 'Отеле 'Гранд Будапешт'. Тем не менее, 'Бутылочная ракета' — это сумбурная и неровная картина, которая провалилась в прокате. Но подчас именно из таких независимых киноэкспериментов рождается нечто великое.
Бутылочная ракета - стилистически очень приятный и теплый фильм, оставляющий чуть меланхоличный привкус после просмотра. Не вдаваясь в детали создания картины, можно сказать, что это бунтарский фильм о взрослении, первой любви и несогласии с тем, что предлагает взрослый мир.
Сюжет и персонажи в фильме довольно классические для данного жанра: трое лузеров, решают доказать, что они чего-то стоят (в первую очередь себе), грабят магазин, залегают на дно, и здесь начинается водоворот событий, ключевые повороты которых двигают дурацкие выходы героев, каждый из которых преследует свои цели.
Фильм отлично подойдёт для семейного просмотра, в нем нет какой-либо непотребщины, и, что удивительно для жанра боевик, нет ни одной сцены насилия, простая, веселая и все-таки поучительная комедия о жертвенности, молодости и настоящей дружбе.
Дебютная картина одного из моих самых любимых режиссёров оказалась в неприятной ситуации, связанной с тем, что посмотрел я её в самую последнюю очередь. Очень надеюсь, что по этой проблеме я в меньшинстве из тех, кто решил её посмотреть, хотя это очень и очень неоправданные надежды.
Наилучшая составляющая этой картины - её актёрские работы. Ни на секунду не создавалось впечатления, что кому-то из исполнителей не достаёт до идеала. Братья Уилсоны - иконы, которые уже в этой работе показали, какими должны быть Андерсоновские персонажи. У Масгрейва здесь лучшая роль в карьере, что скорбно, а Луми Кавасос подарила нам один из красивейших образов любовницы в фильмах Уэса, не сравниваясь лишь с Марго Тененбаум.
Я слышал недовольства насчёт любовной линии как таковой в сюжете этого фильма, но её очаровательность, как я считаю, может смело сказать 'почему нет?'. К тому же она определённо добавляет изюминку 'гангстерским' похождениям героев. Ту самую холодную изюминку в тёплой булке, о которой раньше любили делать мемы. То бишь, развивает внутренний мир героя Люка Уилсона и комедийную составляющую фильма.
Сюжет необычный, но удивить не способен, он полностью направлен на то, чтобы рассмешить зрителя, за что, конечно спасибо, но мы то знаем, что великолепный Уэс Андерсон может в разы лучше.
Операторская работа и постановка кадров - также главная особенность его работ, но 'Бутылочная ракета' - если не исключение, то, пожалуй, слишком раннее произведение, в котором ни один из полюбившихся мне приёмов не воплощается в полной мере. Она могла бы восприниматься как незаурядный комедийный опыт, но всё же что-то духовно приближенное к другим работам Андерсона в ней есть.
Фильм не выдающийся, хотя в творчестве Андерсона для меня было разочарование и сильнее, а именно, 'Остров собак'. Я рекомендую смотреть его фанатам режиссёра и любителям комедийно-криминального жанра, а остальным только при наличии желания и отсутствии завышенных ожиданий.
Дебютная лента Уэса Андерсона по большому счёту только сформировала его жанровое направление, сосредоточенное на красках, развлечениях, справленных движимым сюжетом, в совокупности с эфемерной человеческой дуростью. Также “Бутылочная ракета” явилась результатом кооперации режиссёра с братьями Уилсонами, которые впоследствие часто принимали участие в его фильмах.
Данная картина повествует прежде всего о странных границах дружбы, которая возникает между яркими личностями в процессе взаимодействия и приводит к результатам, которые далеки от толковых. Причиной этого является незабвенная притча о самоидентификации, криминальный мир, к которому они приступают является результирующей их бесшабашности и доверия друг другу. В конце концов, всё определяют коммуникации человека, и с какой-то стороны, такое поведение Энтони и Боба, друзей заводного Дигнана, объяснимо - как же оставишь собственного неугомонного приятеля, к тому же, если он предлагается весьма романтичную и заоблачную мечту.
Конечно, персонажи Андерсона глупы по своей сути, но являются обладателями собственной имманентной доброты, которая не позволяет им совершать преступления осознанно, а следовательно, чётко. Криминала в пропорциях гораздо меньше, чем комедии и даже, чем фильма-наблюдения. Фирменные операторские приёмы американца могли бы сделать этот лайтовый сюжет более запоминающимся и красочным, но, к сожалению, подобная история выпала на дебют, в связи с чем у неё остался лишь образ солнечного андерссонского лоска, но настоящего рефлексирования по беспечной меланхолии в ней нет.
Нынче такое кино трогательно. “Бутылочная ракета” с прошествием времени - это и есть фильм о первых шагах, но теперь не только шагах героев, но и передвижениях их создателей. Картина хорошо отражает не только своё время, но и время беспечной молодости для тех, кто широк душой и предпочитает жить только этим принципом.
Иногда – в течение часа или целого дня – я чувствовал в себе знание, точь-в-точь как ты чувствуешь жизнь в своем сердце. Разные это были мысли, но мне трудно было бы передать их тебе. Вот, к примеру, одна из мыслей, принадлежащих мне лично: мудрость непередаваема. Мудрость, которую мудрец пытается передать другому, всегда смахивает на глупость. Г. Гессе «Сиддхартха»
«Этому миру нужны мечтатели» - данная реплика второстепенного персонажа, которого язык не поворачивается назвать второстепенным, - ведь у Андерсена их просто нет, - фундаментом пояснения всей связки событий картины обусловливает происходящее на глазах у зрителя. Пожалуй, можно долго читать рецензии на разных ресурсах в чем заключается фабула фильма: что он снят как размытый портрет неудачников, возомнивших себя гангстерски подкованными парнями, что история - в очередной раз - высмеивает наивные ценности, которыми живет западное общество, что сумасшедших среди нас, которые хотят быть похожи на здоровых и здоровых, которые попросту одиноки и поэтому похожи на сумасшедших, все еще большинство, однако это не убавит уверенности, что в первую свою полнометражку Уэс Андерсон внес столько контекстов и смыслов, что сложно представить всю возможную иерархию логических ориентиров, и куда они могут привести при попытке аналитической раскладки сценария. Неоднозначный, многослойный, как праздничный торт, искрометный фильм, требующий пересматривать его снова. Ведь пересказать его совершенно невозможно без ощущения растерянности, без утраты театрализации жизни, присутствующей в постановке, которую испытываешь только в момент наблюдения за действием, живущем на экране. Высшая степень драматургии, когда жизнь на экране так не похожа, так разграничена с реальным потоком событий в собственных причинно-следственных связях, но так трепетно повторяет все порывы и цели, которыми живешь до точки, после которой, отметив себя знамением взрослости, прекращаешь поступать спонтанно, взлетать в порыве необъяснимого импульса, огорчаясь каждый раз, когда тебя не поддерживают и по-детски критикуя в ответ всех несогласных. Словно приятельским похлопыванием по плечу, фильм завершается предвкушением будущей встречи, и главный герой простодушно улыбается зрителю, как бы отсекая финал повествования, возводя его за грань искусства рассказывать истории и намекая на продолжение уже в самом зрителе, на неиссякаемое безрассудство, заключенное в строгую оболочку воспитанности и умении себя держать. Вообще, Оуэну Уилсону стоит отдать должное – он превосходно справился с ролью этакого «человека на луне», который живет в каждом из нас, претендуя на право обладания решающим словом в любом споре с самим собой, умело уделывает свое Сверх-Я и совершенно не беспокоится о возможных последствиях своего поведения. Этакий бесконечный мальчишка в каждом из живущих.
Об извечном ребенке, спрятанном в мужчинах, настоящих языковых барьерах, спонтанности, входящей в дикий контраст с будничной занудной серостью (впрочем, как и все, что происходит на сцене реального театра жизни), и, конечно, любви дебютное кино оригинальнейшего режиссера современности, снятое с не меньшим энтузиазмом, как и последующие его работы.
Американская мечта: сбежать из психушки, ограбить свой дом и влюбиться в горничную
В фильме, снятом на заре карьеры, Уэс Андерсон поместил в привычный криминальный антураж одну из самых нелепых банд за всю историю кинематографа. Создание ОПГ, например, начинается со сцены побега (на самом деле обычной «выписки») одного героя ленты из психушки и ограбления им собственного дома.
Далее сюжет развивается сугубо традиционно: покупка у колоритного реднека оружия, ограбление супермаркета (пусть книжного, но все же!), побег от полиции, вступление в серьезную банду, еще более опасное дело, провал и арест.
Присутствуют в фильме и все обязательные для жанра места: хайвэй, придорожный мотель с бассейном и латиноамериканскими горничными, дорого обставленные гостиные для мафиозных вечеринок, плохо охраняемый склад и типичная американская тюрьма. Нетрудно догадаться, что главные герои в основном занимаются составлением далеко идущих криминальных планов, сексом с самыми симпатичными из горничных и посещением мексиканских баров.
«В чем же тут соль?» – спросит кинолюбитель. А в том, что все перипетии сюжета происходят благодаря главным героям очень по-идиотски. Каждый из трех участников банды хорош по-своему. Но все они, по американским меркам, законченные неудачники, воспринимающие происходящее вокруг как увлекательную игру. Горничная из Парагвая очень точно сравнила их с «бумагой (мусором), которая летает по улице».
По всей видимости, лента Уэса Андерсона стала своеобразной классикой для современного немэйнстримового американского кино, центральная тема которого – судьба самых разных лузеров. В данном случае герои скорее вызывают симпатию, а не жалость или отторжение. Во-первых, они все-таки не приносят никому (кроме себя) вреда, а некоторых даже делают счастливее. Сравните их с отмороженными подростками из фильма «Слон», которые открывают сезон охоты в здании собственной школы. А во-вторых, юмор в фильме отнюдь не навевает грусть. Надо признать, создатели (среди которых и продюсеры мультсериала «Симпсоны») постарались на славу. Сцены и диалоги, конечно, не на столько брутальны, как в фильмах Кевина Смита, но все же заставляют улыбаться на протяжение всей ленты.
Что же хотел всем этим сказать режиссер? Мораль ленты американский кинематограф, видимо, тоже впитал как губка. Для большого числа людей в самих США, как и для большинства населения земного шара, та самая американская мечта с четким жизненным планом и материальным благополучием в финале остается абсолютно недостижимым, да и, пожалуй, ненужным мифом. И от этого глубоко несчастные изгои американского общества находятся в вечном поиске насыщенной и интересной жизни, которые порой приводят их то в тюрьму, то в сумасшедший дом.
Думаю, сразу нужно перейти к делу. Значится так, двое самых лучших друзей еще те парни, один в психбольнице срок отлежал, другой так и норовит отсидеть положенный срок в тюрьме. После выписки одного из больницы, ребята отнюдь не пошли праздновать свое воссоединение за кружкой какого-либо горячительного напитка, парни пошли сразу же заниматься воровским промыслом. Очистке подверглись сразу несколько домов, после чего ребятам в голову пришла просто зубодробительная идея, а именно организовать собственную банду, которая бы занималась различными нелегальными делишками. Как и полагается, каждый принялся примерять на себя ту или иную роль, нашелся даже свой Майкл Корлеоне. Тут-то у ребят и возник повод для хорошенького вздора, в котором каждый пытался отстоять свою позицию, и как итог – каждый при своем и остался.
Что сказать, все эти игры в семью Корлеоне не особо радуют, если честно. Если дебютная картина Уэса Андерсона изначально выдает себя за чисто молодежный продукт, то затем это все пытается перейти в нечто более трудное, пытающееся замахнуться на истинно криминальное действо. Со стороны это все выглядит больше, как некий фарс, но уж больно пресный. Андерсон пытается изобрести велосипед, пытаясь намотать в сюжетную линию картины элементы драмы, которая напрочь не хочет восприниматься разумом из-за участия в действе припадочного персонажа в исполнении Оуэна Уилсона. Кстати, в этом фильме мы можем наблюдать тот редкий случай, когда Уилсон пытается картину тянуть на себе, и временами это ему удается сделать. Что касается остальных актеров, в том числе и родного брата Оуэна Уилсона по имени Люк, который, вроде как, на главных позициях в “Bottle Rocket”, то они все как-то мимо кассы и мимо вообще всего.
Эта лента Уэса Андерсона своего будущего зрителя привлекает к просмотру странным названием. Во время хода повествования пытаешься отыскать ключ к загадке, чтобы разгадать – что же это за ракета такая? Но все тщетно. Видимо, что название каким-то образом связано с тягой персонажа Оуэна Уилсона к различным пиротехническим изделиям. Это хотя бы как-то может объяснять “main title” фильма. А иначе тогда, зачем бессмысленно обзывать режиссеру свое творение?
Конечно, есть в фильме положительные моменты, которые несколько поднимают общую оценку. Как я уже упоминал выше, это игра Оуэна Уилсона, четкая и еще ничем не испорченная. Еще радует эта любовная линия Энтони с мексиканкой, она добавляет романтического настроения. Ну и, естественно, хороша концовка, после которой ты начинаешь недоумевать и задаваться вполне логичным вопросом: “Почему режиссер все испортил?”. Можно было же сделать все намного лучше. Во-первых, эта неторопливость повествования подминает под себя все прелести картины. Во-вторых, у этой комедии были явные проблемы с пониманием истинного юмора, так как я за все время просмотра ни разу не посмеялся. И эта погоня за другими жанрами ни к чему дельному не приводит. Надо было окончательно делать ставку только лишь на комедию.
Короче говоря, дебют режиссера Уэса Андерсона можно охарактеризовать скомканным. Фильм “Бутылочная ракета” практически ничего после себя не оставляет, кроме воспоминаний о подающем надежды Оуэне Уилсоне, который даже руку приложил к написанию сценария. Общий вердикт – не моё.
Дебютная полнометражная кинолента режиссера Уэса Андерсона появилась на свет спустя два года после выхода одноименной короткометражки, в которой Андерсон впервые применил свои кинематографические способности. И хотя по своей жанровой сути криминального в ней совсем немного, а сюжет больше походит на приключенческую драму с элементами комедии, все же дух криминала автору удалось создать подходящий.
Герои не грабят с целью наживы, а занимаются этим, чтобы уйти от скучной жизни, окунувшись в водоворот криминальных выходок и приключений. И заодно, наконец, определится с местом, занимаемым в жизни, познать самих себя и узнать, на что же они, в конце концов, готовы, чтобы жизнь текла в нужном для них русле. И им это удается - приключения найдены, место определено, и для этого им пришлось проявить себя совсем в неожиданном для окружающих свете.
Хотя сценарий кажется все-таки недоработанным, потому что по окончанию остается чувство незаконченности, как будто сознание требовало продолжения приключений или же наглядного показа их завершения, а так в конце осталось много невыясненных деталей, на которые вряд ли удастся пролить свет.
Обратил внимание и на музыкальное сопровождение, которое неплохо гармонировало с визуальным рядом. Очень понравилась парочка композиций, которые просто засели в моей голове с просьбой отыскать их и прослушать еще раз.