К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Таинство' - это фильм, который вышел намного лучше того, чем он мог быть. Но в тоже время, он вышел намного хуже того, чем он мог быть.

Приступая к просмотру, я понятия не имел, что кино снято в жанре 'found-footage'. Этот жанр весьма нелюбим мною по причине обилия низкокачественных картин в данном стиле, хотя и весьма приятные ленты мне встречались, вроде 'Хроники'. В первую очередь, фильм заинтересовал меня своей тематикой - по моему мнению, сюжеты про служителей культа и сект являются одними из самых страшных, т. к. наиболее приближены к реальности, в отличие от оборотней или вампиров. У меня навсегда останется теплое место в сердце для 'Ребенка Розмари', фильма со схожей тематикой, который невероятно любим мною и одного из немногих, способных по-настоящему напугать меня. К тому же режиссера, Тайа Веста, я считаю крайне способным, поэтому ожидания были высоки. И несмотря на то, что многое в этом проекте заслуживает похвалы, фильму никогда не удается достичь тех высот, потенциал к которым у него был.

В основе фильма лежит чудесный сценарий. Он довольно прост и не пытается быть мозговитым, но множество маленьких деталей разбросаных повсюду делают историю в разы интереснее, чем она есть на самом деле. Казалось бы, ничем не примечательные строки диалогов или случайные кадры в дальнейшем играют весьма важную роль в раскрытии персонажей или построении атмосферы. Но все портит тот факт, что это 'found-footage' - создатели столь рьяно пытаются доказать нам, что события на пленке являются реальными, хотя очевидно, что это не так и очень многие факторы разрушают эту иллюзию. Начиная от вступительный титров с перечислением съемочной команды, слишком уж удобных позиций камеры в некоторых моментах и монтажа - никто бы не стал делать из кадров с массовыми самоубийствами документальный фильм для общего доступа, хотя бы по моральным соображениям. Или, например, в одной сцене, героине Эми Саймец, которая в фильме безмерно разговорчивая, в руки попадает камера и мы видим действия с ее точки зрения, но как только это происходит она тут же затихает и ведет себя как профессиональный оператор. Можно предположить, что от происходящего вокруг у нее пропал дар речи, и все же ее персонаж, без тени совести, совершает по ходу фильма некоторые весьма ужасные вещи, поэтому в это трудно поверить. Или другой случай - ближе к финалу, главные герои в спешке оставляют позади вторую камеру. Опять же, возможно, в дальнейшем, после приезда полиции, выжившим вернули камеру и они смогли смонтировать фильм. И это лишь мои догадки. Однако разве эта камера не является вещественным доказательством? Если я не ошибаюсь, такое не возвращают назад хозяйну, еще и с записью жестоких убийств. В фильме много подобного и зрителю следует совершенно забыть о том, что что-либо на экране является реальностью. Тем не менее, создатели как раз хотели чтобы вы думали наоборот.

Актерских работ достойных внимания в картине ровно две. Это вышеупомянутая Эми Саймец и исполнитель роли 'Отца' Джин Джонс. Самая сложная задача - быть главным 'развлекательным' элементом и лицом фильма - была как раз у Джина Джонса и первое его появление абсолютно поражает. В сцене с интервью, когда мы его впервые видим, он великолепен и от него просто не оторвать взгляда, такой он харизматичным. Однако переход между добрым и дружелюбным лидером христианской организации, и параноидальным психопатом, не является столь плавным, и буквально в следующем своем появлении он становиться злодеем. Конечно, его фигура с самого начала является достаточно туманной, но если бы мы больше времени провели с 'дружелюбной версией' Джина Джонса, то поверить в то, что за ним последовало большое количество людей, которые исполняют любые его прихоти, было бы несколько легче. И это грустно, так как вместо многообещающего злодея, он становиться карикатурой, к тому же у него чертовски мало экранного времени. Ясное дело, что на фоне столь эксцентричной личности, весьма обыкновенные главные герои будут смотреться вяло, но актеры со своей задачей справляются и поэтому не теряются, к тому же сценарий им очень сильно помогает в этом. А вот у Эми Саймец, пожалуй, лучший перфоманс во всем фильме. Она излучает энергетику, ее эмоции правдоподобны и на протяжении всего фильма она очень органично смотрелась. Прекрасная актерская работа.

Операторская работа вызывала самые большие опасения до просмотра, т. к. подобные фильмы известны своей трясущейся камерой, за которой мало что можно разобрать. И за исключением того, что в происходящее мало веришь, в остальном оператора можно лишь похвалить. Кадры сняты четко и достаточно ровно, даже во время более динамичных сцен, на картинку приятно смотреть.

Итак, несмотря на то, что 'Таинство' действительно является интересным проектом, к сожалению, большое количество минусов не позволяют в полной мере рекомендовать его к просмотру. Зритель время зря не потеряет, но вряд ли полностью будет удовлетворен просмотром.

6 из 10

10 июня 2018 | 17:10
  • тип рецензии:

Из восьми фильмов американского режиссёра Тая Уэста мне довелось пока что ознакомиться лишь с тремя из них. С такой высоты полёта могу сказать, что «Таинство» побеждает все его прочие работы по уровню, так скажем, интеллекта. Хотя именно с этой составляющей у Уэста проблем не возникало, по крайней мере в «Доме дьявола» (2008) и «Тайнах старого отеля» (2011), где большую часть экранного времени ничего не происходит кроме попыток накаления обстановки путём разговоров и живой картинки. Но если в ужасах с этим надо быть поосторожней, особенно молодым постановщикам, которым, наоборот, нужно вначале брать экшеном, то в случае картин по типу «Таинства» умение создать напряжение без использования кровавых сцен (или до них) как раз очень кстати.

Вы думаете, что оборотни, вампиры, зомби, призраки и чудовища это страшно? Безусловно, вы правы! Но, поверьте, это не самое ужасное. Даже если верить фольклору, древним легендам и сказаниям, или же просто быть суеверным человеком, мистиком, романтиком или мечтателем, то вероятность столкнуться с вышеперечисленной нечистью ничтожно мала. И даже если вам-таки повезёт стать частью скрытого от человечества мира и столкнуться с оборотнем или ведьмой где-нибудь в диких лесах, то у вас ещё будет шанс спастись или присоединиться к новым друзьям. Грубо говоря, участь ваша не будет столь печальной. Куда ужасней удел людей, попавших в лапы безумной идеологии тоталитаризма, которую они сами и благословили и из которой обычно мало кто выбирается. А если остаётся и смиряется с таким строем, то навеки становится бесправным рабом, марионеткой с промытыми мозгами, не имеющей собственного «я». Такие люди всего лишь крошечные частички одной жирной и ядовитой сколопендры, которая в предсмертной агонии проглотит саму себя, когда настанет её время. А такой момент неизбежен.

В такой кошмар наяву попадают два приятеля-журналиста, приехавшие в некую «Райскую общину», чтобы снять о ней материал. Хочется написать что-то вроде: «с виду безобидный оплот добра и единения оказался обителью зла», но для набора такой фразы пальцы еле попадают на нужные клавиши. Потому что даже с виду эта «милая» коммуна напоминает то ли остров, где тайно производят наркотики, то ли концентрационный лагерь. Как только герои заходят на территорию поселения, сперва столкнувшись с некоторыми проблемами по пути, многое становится понятно для зрителя и вместе с тем странно для ничего не подозревающих ребят, отчего у аудитории по ту сторону экрана в зародыше начинает формироваться саспенс. Люди в общине или лопочут без умолку о том, насколько всё прекрасно, идеально и лучше всех мест на свете, или совсем молчат и сразу уходят при попытке репортёров начать с ними разговор. По радиовещанию властный голос говорит людям что делать, мол, идите работать, а теперь тихий час, и всё в том же духе. Голос, словно читая мантры, повторяет лозунги о высших целях, добре и всеобщем благе. И, наконец, когда на долгожданное интервью к парням-журналистам сквозь толпу зрителей ползёт как толстый слизень Отец — местный вождь, в том, как приветствует его народ есть что-то зловещее и ненормальное. Нет, это не уважение и любовь. Это больше похоже на поклонение сатанинскому идолу. Как будто Ктулху пробудился ото сна и толпы язычников завели свои полузвериные песнопения, извиваясь в сомнамбулическом экстазе.

Тай Уэст мастерски рисует во всём смертельном великолепии ужасы слепого поклонения авторитетам-псевдоспасителям. На протяжении всего повествования постановщик взращивает в зрителях плоды саспенса и к завершению своего шоу ужасов эти плоды распускаются, даже разрываются, болезненно ломая свои оболочки. И что самое неприятное для зрителей, они прочувствуют на себе ранние всходы посаженных в начале фильма семян напряжения и ужаса. Режиссёр от и до справился со своей задачей изображения Ада на Земле. Но из-за этого ему пришлось пожертвовать симпатиями публики. Фильм получился гениальным и качественно проработанным, но очень тяжёлым для просмотра, что подтверждают эфемерные кассовые сборы.

08 ноября 2014 | 18:07
  • тип рецензии:

Смотреть 'Таинство', не прочитав предварительно ни слова о его сюжете, оказалось настоящим экстримом. Уже от завязки, в которой компания журналистов отправляется в затерянную в джунглях религиозную коммуну, чтобы узнать о судьбе сестры одного из героев, ничего хорошего ожидать не приходится. Очевидно, такой коммуне есть что скрывать, и фантазия зрителя рисует некую зомбированную массу, погружённую в кровавый культ.

Разумеется, даже первые радужные впечатления от идиллической жизни американских поселенцев под опекой любимого ими Отца не развеивают сомнений зрителя насчёт истинных занятий сектантов. Но дальнейшим поворотом событий Тай Уэст явно сумел удивить всех, кто рассчитывал, что главные герои, как и положено в таких фильмах, до самых титров будут спасать свои жизни от толпы жаждущих крови адептов деструктивного культа.

Оказывается, ребятам с камерой предуготовлена скорее роль статистов, чем жертв насилия. Целое поселение с сотнями людей, сбежавших в этот земной рай из нищеты гетто, оказывается вовлечено в события, на которые два-три журналиста никак повлиять не могут. В этом смысле хоррор, как его понимает Уэст, приближается по ощущению к военно-историческим картинам, рисующим портрет общества во время социальной катастрофы. До жути пугают не сцены с массовым пением, а ощущение стремительно накатывающейся волны безумия, в положенное время вырывающейся из недр коллективной психики. И отчаяние в глазах тех, кто никак не может достучаться до толпы, у которой кто-то уже долгое время по капельке изымал остатки разума.

Коллективный портрет поселенцев из 'Райской общины' – то, что больше всего интересует режиссёра и становится самой убедительной частью фильма. Бросается в глаза не только отсутствие элементарных навыков критического мышления, но и крайняя беззащитность бедняг, доверившихся чужой воле. Действие фильма отсылает к 70-м годам, и неудивительно, что как минимум половина общины – чернокожие, часто не имевшие в Штатах ни малейших шансов на достойную жизнь. Поселенцы Уэста – давно дезориентированные люди с рабским мироощущением, которыми при желании можно умело манипулировать.

Очевидная историческая основа 'Райской общины' – это 'Храм народов' в Джонстауне, имевший не только религиозную природу, но и социально-политическую. Тай Уэст проводит явные параллели, при этом сознательно меняя природу коммуны. Для достижения эффекта хоррора убираются многие компоненты реальной истории, говорящие о её сложности. В картину не попали такие факты из 'Храма народов', как внедрённые работники ЦРУ, контакты общины с Советским Союзом и несколько десятков поселенцев, в роковое утро добровольно покинувших коммуну. Всё это не отменяет безусловной эффектности кинокартины. Но, пожалуй, странно, что сбывшуюся мечту Мартина Лютера Кинга в фильме создали люди с рабским мышлением, а не политически активные граждане, одними из первых в своей стране преодолевшие расовые предрассудки ради общего будущего дома.

8 из 10

21 октября 2014 | 23:09
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: