К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Впервые я этот фильм посмотрел еще в детстве, знаете, на DVD-диске, на которых обычно были сборники разных фильмов. Вместе с Гладиатором, Троей, Храбрым сердцем и всеми остальными культовыми и не очень фильмами, Последний самурай занимал свое почетное место в ряду. Тогда я еще больше проникался эстетикой и боевыми сценами, но с возрастом при каждом пересмотре находил для себя новые смыслы.

Исторический контекст.

Вообще, одной из главных претензий к фильму является то, что он якобы коверкает реальную историю, на которой основан сюжет и демонстрирует Японию в виде наборов стереотипов. Как по мне, претензии не обоснованы. Это не документалка, а все-таки исторический боевик, а историческая основа тут используется больше как инструмент для раскрытия идей авторов. Что касается стереотипов, то это правда, но, извините, это очень качественные и комплиментарные стереотипы, раскрывающие атмосферу и дух японской культуры (хоть и в некоторых местах чересчур обеляющие, но некритично). Это вам не 'мишка, водка, балалайка'.

Сюжет, идеи, персонажи.

Отставной американский капитан в исполнении Тома Круза попадает в Японию в эпоху Реставрации Мэйдзи, когда старый и новый порядок сталкиваются в самой острой форме - гражданской войне между приверженцами традиций и инноваций (Параллель с гражданской войной в России, кстати, да и со многими другими). Сам сюжет не слишком закрученный, но отнюдь не примитивный. В течение фильма мы наблюдает развитие главного героя, его глазами чужестранца воспринимаем абсолютно другую культуру. Параллельно идет развитие персонажа Кацумото, главы самурайского восстания, его трактовки ситуации в стране, его кодекса чести. Плюс еще любовная линия, а также линия восстановления гармонии с самим собой из-за военных преступлений, совершенных главным героем.

Вообще, фильм для боевика на удивление очень многослойный с целым набором тем, которые между собой гармонично переплетаются в некое обобщенное повествование. Фильм таким образом смотрится очень легко, при этом не выглядя примитивной мясорубкой.

Идеи фильма оказали на меня сильное воздействие, за что я и нарек его моим любимым. Честь, мужество, принципы, постоянное движение к совершенству - все эти качества, по моему мнению, важно иметь достойному человеку, неважно, женщина это или мужчина. 'Расскажите мне, как он умер' - 'Я расскажу вам, как он жил' - слова, объединяющие все эти идеи в одну простую истину. И она для меня очень дорога.

Актеры.

Актеры хороши, тут и добавить нечего. На мой взгляд, лучшая работа Тома Круза. Кен Ватанаби тоже прекрасен. Второплановые герои неплохие, особенно тот самурай-вояка и сын Кацумото. Антагонисты фильма, разве что, не особо выделяются, кроме, пожалуй, Омура. Но они лаконично играют и претензий к ним нет.

Атмосфера, сеттинг, экшн, саундтрек.

В этом плане все хорошо. Кадры прекрасны (Учитывая, что снимали не в Японии, я все равно прочувствовал ее природу), реквизит, декорации тоже аутентичны, хотя, может, и не совсем историчны. Постановка экшена также очень качественная, слоумо там, где надо.

Музыка - само совершенство. Ханс Циммер никогда не разочарует. Тут и спокойная медитативная мелодия и энергичные боевые ритмы под аранжировки некоторых традиционных японских инструментов. В общем, просто perfect.

Минусы.

Я даже не знаю, что тут писать - про исторические ляпы? Ну смешно, давайте тогда Гладиатора и Храброе сердце за это похороним. Сюжетные ляпы? По мне, существенных ошибок нет, а если и есть, то это никак не портит нарратив.

Таким образом, я не вижу смысла ставить фильму что-то ниже 10. Для меня это образцовый исторический боевик с хорошей драматургией. Не хуже того же Гладиатора. А в каких-то местах и лучше.

17 июня 2023 | 15:58
  • тип рецензии:

Люблю такое кино. Которое очень трагичное, при этом полное света и надежды.

Главный герой Нэйтон - в прошлом уважаемый капитан, а сейчас пьяница, мучащийся страшными воспоминаниями. Тем не менее он один из лучших военном деле, поэтому ему предлагают обучать японскую армию военному искусству.

Он ведёт себя развязно. На предложение снова вернуться к военному ремеслу он говорит, смеясь: 'За 500 долларов в месяц я готов убить кого угодно'. Но в его поведении мы чувствуем надрыв. Его гложут чувства вины, ненависти которые он старается заглушить алкоголем.

И вот он попадает в деревню самураев. Резкий контраст миру, в котором жил он. Благородный, полный духовности, чести мир самураев и мир дешёвой легендарности, трусливого правителя, и подхалимства.

Судьба сказала Нэйтону: 'Попробуй оба, и реши на чьей стороне ты'.

Фильм однозначно нужно смотреть. Множество красивых, эстетичных сцен. Множество сцен трагичных, от которых скатится ни одна скупая слеза. Актеры, на которых невозможно насмотреться, умиротворяющие виды деревни, жизни самураев. А послевкусие такое, что вспоминаешь на следующий день.

10 из 10

23 мая 2023 | 10:04
  • тип рецензии:

Данная картина повествует о кровопролитных временах становления объединённой Японии во второй половине XIX века.

В 70-е годы того незапамятного столетия главой Страны восходящего солнца являлся знаменитый молодой император Мэйдзи. Под его руководством Япония взяла курс на модернизацию и начала процесс европеизации всего уклада жизни своих граждан. Однако немногочисленные остатки потомственных самураев оказались не согласны с политикой правителя и вскоре стали выступать категорически против отхода от многовековых традиций в угоду мнимого 'цивилизационного' переустройства устоев дальневосточного общества.

По сюжету картины воинственно-доблестная группа прирождённых самураев при содействии капитана американской армии (в исполнении потрясающего Тома Круза), озлобленного на себя из-за совершённых своими руками поступков во времена осуществления геноцида индейского народа, вступает в открытую конфронтацию с вооружёнными новейшими видами орудий солдатами императора и готова пойти до конца во имя сохранения первозданной свободы, непоколебимого достоинства и высоконравственной чести, на основе которых и появилась когда-то великое восточное государство.

Режиссёр ленты Эдвард Цвик сумел, насколько это возможно, досконально погрузить зрителя в период вражды и междоусобиц на японском островном архипелаге, не только увлекательно проработав раскрытие основных положений самурайско-философского мировоззрения, но и максимально сосредоточившись на центральной смысловой идее фильма, которая заключается в очищении своих грехов отдельно взятым человеком посредством служения Истине во имя всеобщего блага и мирного сосуществования разнообразных культур и этносов.

Таким образом, 'Последний Самурай' является мужественным, целеустремлённым восточно-колоритным кинопроизведением, экранизирующим определённый фрагмент истории одного из самых богатых в культурном плане государств на планете, в котором происходила весьма жестокая и кровопролитная борьба за свободу и развитие между двумя неуступчивыми противоборствующими сторонами, каждая из которой считала себя истинно правой. И только настоящее объединение традиций и новшеств поспособствовало правильному, естественному преображению Страны восходящего солнца.

03 июля 2022 | 15:22
  • тип рецензии:

Данная картина не столько о войне и сражениях, сколько о становлении личности. Главный герой переосмысливает содеянное не столько от страха и угнетения врагами, сколько от встречного уважения.

Фильм знакомит с традициями японской культуры. Пересмотрев его в оригинальной озвучке, восприятие диалогов немного иное, в лучшую сторону естественно. Звуковое сопровождение меня не зацепило, хотя сделано органично. Не хватило кадров японского города, чтобы создать контраст между так называемой 'современной' Японией и деревней самураев.

Игра актеров на высоте. Японцы не разочаровали. Нет откровенных сцен, что весьма нехарактерно для американского кино тех лет. Тем не менее, главный герой испытывает глубокие чувства к жене убитого им самурая. И эти чувства в определенный момент находят точку соприкосновения.

Насчет исторической достоверности событий я не уверен. Подобные сюжеты встречались и ранее. Я думаю, что режиссер делал ставку не на это.

Фильм мне понравился и занимает полку наряду с лучшими.

23 апреля 2022 | 21:47
  • тип рецензии:

Большинство людей могут поделить японскую культуру на технологии и самураев. Данный фильм делает попытку немного больше рассказать западному зрителю о японской культуре через призму сравнения ее с обычаями европейцев.

До этого подобный прием был использован английским писателем Джеймсом Клавеллом, в книге которого английский моряк попал на берега Японии в самом начале XVII века. Очевидно, что режиссер 'Последнего самурая' вдохновлялся именно этой книгой.

Теперь стоит поговорить о самом фильме. Действие картины разворачивается в эпоху революции Мейдзи. Время, когда Япония отошла от своих традиций в пользу европейского образа жизни. Борьба несогласных самураев за устоявшийся уклад жизни - это основной конфликт кино.

Главную роль здесь исполнил Том Круз и, при всем моем нейтральном отношении к этому актеру, могу сказать, что здесь он проявляет себя с необычной стороны. Через героя зритель переживает борьбу и принятие новых ценностей, а сам актер великолепно передает всю неоднозначность происходящего вокруг.

Все детали традиционной японской культуры, показаны очень привлекательно и заразительно. После просмотра фильма хочется больше узнать о данном периоде истории и о культуре самурайской жизни в целом.

В этом кино есть множество вещей, скрытых от глаз при первом просмотре. Кинокартина не просто так называется 'Последний самурай'. Именно это прозвище носил лидер самурайского восстания Сайго Такамори, который тоже присутствует в фильме. Строго говоря, именно он является главным героем повествования, а мы лишь наблюдаем за развитием его истории через персонажа Тома Круза.

Фильм создан для того, чтобы вызвать у зрителя интерес к восточной культуре, и с этим он справляется просто отлично.

05 октября 2021 | 15:07
  • тип рецензии:

Если рассматривать фильм с точки зрения исторической достоверности, а конкретно кодекса самурая, то тут этот фильм при успел.

Главная тема, рассматриваемая в фильме это тема чести. Капитан Нейтен Олгрен переступив однажды через честь готов, был расплачиваться за это всю жизнь. Все чаще и чаще ему снились кошмары, в которых он видел убитых им детей и женщин. Забыв лишь раз о чести он опустился и не мог никак себя простить. Спасение карающей его совести он мог найти только в бутылке виски. Но и это не было для него лекарством. Но по случайности он попадает в плен к самураем.

Увидев иную культуру, иные принципы иное отношение к врагу он полюбил этих людей и этот край. Олгрен готов был умереть защищая их. Именно здесь сражаясь за них, за то что он полюбил он вернул свою честь и любовь к жизни.

Герой прочувствует на протяжении фильма быт самурая, их великий кодекс, их традиции. Он следует по пути самурая, ибо видит это смыслом своей жизни

Таким образом нам и вправду показывается необычная история самурая, которая исторически выверена до тонкостей и мелочей. Теоретически такое реально могло произойти в Японии, конечно может быть и не так красиво, но так же серьёзно как и наша жизнь. Фильм успешен.

02 февраля 2021 | 22:21
  • тип рецензии:

Прежде всего надо сказать, что оператор и постановщик трюков заслуживают только хороших слов. Действительно великолепная работа. Плохо то, что сценарий абсолютно не соответствует той высокой планке, которую они задали. Я не говорю об исторических ляпах. В конце концов это художественный фильм, а не историческая монография. Но вот когда ляпы в самой логике сюжета — это намного страшнее. Честно говоря, тяжело описывать явные ляпы сюжета без риска получить сообщение о спойлере. Но я попробую.

1). Сценаристы явно как-то очень извращённо понимают повиновение в среде самураев. Но именно так оправдывается продолжение фильма, который, в противном случае можно было бы заканчивать уже здесь.

2). Ну не могут ниндзя штурмовать замок в открытую и толпой. Ниндзя бьёт из-за угла, в спину и работает, как правило в одиночку. Но устроителям фильма нужна была большая драка и они не подумали об этом факте.

3). Главный герой не мог (при всём уважении к способностям Тома Круза) овладеть катаной за несколько месяцев так как лучшие мастера. А уж тем более технику боя двумя мечами (которая относительно редко встречалась даже среди самураев по причине невероятной сложности).

4). Забавно получается, что американец, испытывающий угрызения совести за убийства индейцев, приезжает в Японию и убивая японцев (причём из обоих лагерей) обретает душевное спокойствие.

Таким образом получается несколько бредоватая картина. Всё это можно не замечать и смотреть только на красивую картинку. И, в принципе, многие так и делают. Драки и пейзажи хороши, актёры тоже. Но из-за элементарной глупости сюжета оценка такая какая есть. Без лишних слов.

4 из 10

27 декабря 2020 | 20:41
  • тип рецензии:

Если кратко, то картина рассказывает о том, что такое честь, отвага, доблесть, самопожертвование, уважение, почитание предков и их культуры и много других правильных вещей, то что в современном мире уже не имеет значение.

Фильмы с Крузом мне весьма импонируют, но я всегда почему-то проходил мимо данной картины. - И зря. Картина хороша в напряженные моменты, очень о многом можно поразмышлять и в процессе и по завершению киноленты. Должен отметить красивое музыкальное оформление на протяжении всего фильма.

Красивый завораживающий мир японской культуры в который погружает нас кинолента настолько притягательный, что не вызывает скуки и усталости при просмотре в два с половиной часа.

Фильм расскажет о том, как заблудшая душа человека, который потерял себя, не совсем простым путем обрел спокойствие, новые ценности и дом; расскажет о разных мирах и как в них позволяют жить; расскажет о военном искусстве и доблестных воинах.

Приятного просмотра.

13 декабря 2020 | 22:58
  • тип рецензии:

Самураи – честь и элита старинной Японии. У них был Кодекс Бусидо, они писали стихи и любовались сакурой. Воинственность сочеталась с трепетностью. Поэтому, встретив ночью на своем пути припозднившегося крестьянина, господин самурай имел закрепленное законом право изрубить эту деревенщину в капусту….

….К чему это я? Просто при просмотре данного творения эта историческая деталь не раз всплыла у меня в памяти. Интересно, создатели, столько внимания уделившие декорациям и костюмам, знали о ней? Скорее всего, да.

Но лучше держать зрителя в неведении, иначе как он поверит в эпичную историю про славного Кацумото, творившего «добрые дела» и поднявшего восстание за «свой народ»? Не уточнено, правда, что за «народ», но речь явно не о крестьянах. И с «добрыми» делами – та же песня. Неужели порубить в лесу недоученных мальчишек, брошенных туда аки пушечное мясо, действительно настолько «доброе» деяние?

Впрочем, их зритель жалеть не должен. Они на автомате причислены к злым силам, сбивающих несчастную неразумную Японию с пути истинного. Железные дороги и технологии – к чему они? Самурайский меч – отличная оборона для страны в конце 19 столетия. Мало, кто знает, но это он отважно отразил атаку военного корабля выскочки командора Перри.

Хорошо, хоть мальчишка император вовремя сообразил, откуда ветер дует. Финал фильма – сама достоверность. Именно же так в итоге поступил император Мэйдзи со своими советниками и зарубежными партнерами?! Никакой ошибки, создатели досконально изучили историю Японии, традиции которой так уважают.

Главное, что они научили подобному уважению зрителя. Во время просмотра он наверняка всплакнет над грустной судьбиной молоденького самурая, у которого посреди людной улицы отобрали меч злобные патрульные, не ведающие Кодекса Бусидо и собственной культуры. Как теперь юному воину изрубить в капусту грязного крестьянского отпрыска, занятого на стройке бесполезной для Японии железной дороги?

3 из 10

22 сентября 2020 | 00:36
  • тип рецензии:

Наверное, с этой картиной знакомы все, по крайней мере, уж точно слышали о ней. Действие разворачивается в Японии в середине 19 века. Американский капитан Нейтон (Том Круз) отправляется туда затем, чтобы научить японскую армию стрелять из огнестрельного оружия. Один из министров убеждает императора в том, что самураи, поднявшие восстание, это пережиток прошлого, и стране следует двигаться по западному пути развития. Император – совсем молоденький парнишка, вроде и с министрами ссориться не хочет, и вроде как самураям симпатизирует, и с традициями расставаться не хочет. В общем, ни туда ни сюда, нерешительный и не умеющий показать твердую руку господин.

Нейтон в одной из схваток попадает в плен к самураям, живет в их деревне, постепенно проникаясь симпатией и уважением к этим людям, устройству их жизни и кодексу чести. Вообще я люблю истории, где герой попадает в другую культуру и начинает прям уважать ее настолько, что становится своим в доску. И в этом фильме мне, в принципе, хватило всего: батальные сцены, вдохновляющие крупные планы, берущие за душу монологи. Но при этом осталось ощущение… слащавости что ли. Красиво, масштабно, но как-то уж слишком искусственно-киношно. В лучших традициях Голливуда: все чистенько-благородно-симпатичненько. Имеет место быть, в общем, но пересматривать не тянет.

17 сентября 2020 | 09:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: